Чем занимается российская академия образования
Российская академия образования
Росси́йская акаде́мия образова́ния (РАО) — государственная академия наук, объединяющая ученых, работающих в сфере образования и педагогики.
Академия педагогических наук РСФСР была создана в 1943 году, в 1966 году она была преобразована [1] в Академию педагогических наук СССР при Министерстве просвещения СССР. Преемницей союзной академии в 1992 году стала РАО.
Содержание
Состав
В составе РАО 278 членов (академиков и членов-корреспондентов), а также отдельные структурные подразделения и организации.
См. также
Публикации
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Российская академия образования» в других словарях:
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — (РАО), учреждена в 1991 в Москве на базе Академии педагогических наук СССР (с 1967; основана в 1943 как АПН РСФСР). Самоуправляемая научная организация. В 1998 св. 110 академиков, св. 140 членов корреспондентов, св. 20 иностранных членов, 5… … Русская история
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — (РАО) учреждена в 1991 в Москве на базе Академии педагогических наук СССР (с 1967; основана в 1943 как АПН РСФСР). Самоуправляемая научная организация. В 1994 св. 90 академиков, св. 130 членов корреспондентов, 9 иностранных членов, 3 почетных… … Большой Энциклопедический словарь
Российская академия образования — 2. Российская академия образования является некоммерческой научной организацией, созданной в форме государственной академии наук. Российская академия образования руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации,… … Официальная терминология
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — (РАО), учреждена постановлением пр ва РФ 19 дек. 1991 на базе Академии педагогических наук СССР. Высшая гос. науч. орг ция по проблемам образования, действующая на принципах самоуправления и собств. Устава. Первое общее собрание состоялось в июне … Российская педагогическая энциклопедия
Российская академия образования — РАО (Погодинская улица, 8), высшее научное учреждение Российской Федерации по проблемам образования. Учреждена в декабре 1991. Предшественники: Академия педагогических наук РСФСР (1943 66), Академия педагогических наук СССР (1966 91). В составе… … Москва (энциклопедия)
Российская академия образования — (РАО), учреждена в 1991 в Москве на базе Академии педагогических наук СССР (с 1967; основана в 1943 как АПН РСФСР). Самоуправляемая научная организация. В 1998 свыше 110 академиков, свыше 140 член корреспондентов, свыше 20 иностранных членов,… … Энциклопедический словарь
Российская академия образования — Росс ийская акад емия образов ания … Русский орфографический словарь
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (РАО) — РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (РАО), учреждена в 1991 в Москве на базе Академии педагогических наук СССР (с 1967; основана в 1943 как АПН РСФСР). Самоуправляемая научная организация. В 1994 св. 90 академиков, св. 130 членов корреспондентов, 9… … Энциклопедический словарь
Российская академия образования (РАО) — государственная научная организация по проблемам образования. Учреждена в 1991 в Москве на базе Академии педагогических наук СССР (создана в 1943 как Академия педагогических наук РСФСР с целью объединения научно педагогических сил страны и… … Педагогический терминологический словарь
Российская академия образования
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российская академия образования» является государственной академией наук, правопреемником Академии педагогических наук СССР, созданной в соответствии с постановлением Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 1 августа 1966 г. № 596 путем преобразования Академии педагогических наук РСФСР, организованной в соответствии с постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 6 октября 1943 г. № 1092.
Цели и задачи
В своей деятельности Академия руководствуется следующими целями:
1) всемерное содействие развитию наук об образовании в Российской Федерации;
2) научное и методическое обеспечение системы образования Российской Федерации;
3) обеспечение научно-методического руководства научными и образовательными организациями в сфере наук об образовании;
4) повышение общественного престижа научной деятельности, статуса и социальной защищенности работников науки и образования.
Предметом деятельности и задачами Академии являются:
1) изучение и анализ мировых достижений в сфере наук об образовании с целью их использования в интересах Российской Федерации;
2) обобщение и распространение в Российской Федерации и за рубежом прогрессивного отечественного опыта развития образования и достижений в сфере наук об образовании;
3) участие в разработке, апробации и экспертизе новых образовательных технологий, средств и форм организации обучения и воспитания детей;
4) участие в разработке и реализации государственной образовательной политики, стратегических направлений, целей и программ развития образования, взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления в разработке и реализации образовательной политики;
5) повышение психолого-педагогической культуры общества, оказание научно-методической помощи семье, образовательным учреждениям и органам, осуществляющим управление в сфере образования;
6) подготовка предложений, направленных на развитие материальной и социальной базы психолого-педагогических наук, повышение степени интеграции науки и образования, эффективную реализацию инновационного потенциала фундаментальной науки и крепление социальной защищенности научных работников;
7) взаимодействие с Российской академией наук, другими государственными академиями наук, научными обществами, творческими союзами и другими организациями, участвующими в проведении научных исследований.
Что мы делаем?
Миссия
Концепция
России сегодня, как воздух, нужна гражданская самоидентификация каждого человека (как залог мирного, неконфликтного коллективного общежития). Она базируется прежде всего на владении родным языком, на культурной и языковой принадлежности, на книжной культуре и духовных ценностях, которые все вместе определяют чувственную сторону гражданственности – любовь к Родине. Ключом ко всему перечисленному является язык.
Но Россия – не монолингвальна, это многонациональная и многоязычная страна, и поэтому основой гражданской самоидентификации должно стать создание единого языкового (прежде всего – текстового) и образовательного пространства, которое естественным образом сформируется на базе русского языка, но обеспечит плодотворное развитие всех языков Российской Федерации.
К сожалению, путь развития языков России в XX веке – это по большей части путь потерь. Практически полностью утратили свой язык русские немцы. Исчез идиш – язык европейских евреев. Сильно сократилось число носителей некоторых финно-угорских языков: ижора, манси, вепсский язык. Названные языки повсеместно вытеснились русским языком как социально приоритетным. Да, единый язык – это удобно. Но для малых народов России утрата родного языка – культурная катастрофа, отрыв от культурной традиции. Нужен разумный баланс двух языков.
37 государственных языков в республиках Российской Федерации и более 15 языков с официальным статусом – это колоссальное языковое многообразие; но оно не составит препятствия для коммуникации, если будет существовать гибкая и устойчивая к рискам система перевода с этих языков. Культурным и лингвистическим посредником во всем этом организме будет русский язык, который наконец-то начнет по-настоящему реализовывать свой скрытый потенциал.
Следовательно, развитие и систематизация переводческого дела в России есть наша первейшая задача. России необходим координирующий центр инициатив и перспективного развития в сфере перевода, охватывающий как «внутренний перевод» с языками народов России, так и «внешний» — с языками народов мира. Переводя с языков народов мира, живущих вне России, российские переводчики исполняют важнейшую миссию – транслируют во внешний мир образцовый русский язык. Именно им – и единственно им – доверена миссия в повседневном, рабочем общении демонстрировать красоту и богатство русского языка, переводя с иностранного языка – на русский.
Но «внутренний перевод» с языками народов России, и «внешний» — с языками народов мира — вещи взаимосвязанные, и, развивая эти направления системно, в конечном итоге мы получим возможность контакта между любым языком России и мира.
Однако перевод осуществляют люди, переводчики, и для названных целей их нужно особым образом готовить. Центр поэтому должен совмещать задачи стратегической координации переводческой деятельности и обучения профессии переводчика.
Современная языковая политика России неразрывно связана с пропагандой русской культуры языковыми средствами. Но речь идет не только о уже названной миссии переводчиков демонстрировать богатый и красивый русский язык. Самый оптимальный метод расширения влияния русской культуры: внедрять новые аспекты обучения русскому языку с целью популяризации русской культуры, действуя через английский язык, т.е – уметь красиво и полно описывать русскую культуру по-английски (или по-китайски и т.п.).
Комплекс мер этого направления разработала интерлингвокультурология (ИЛК), которая исследует особенности языка в его «вторичной культурной ориентации» на иноязычную культуру. Основой подхода послужило то, что тексты иноязычного описания культуры неизменно включают вкрапления элементов русского языка, что и становится основой использования иностранного языка как средства познания описываемой культуры. Иностранный язык, использованный для иноязычного описания русской культуры, становится ключом к иноязычной (в нашем случае – русской) культуре.
Следовательно, широкое внедрение иноязычного описания русской культуры позволит наиболее эффективно, и вместе с тем контролируемо распространять русскую культуру, повышать ее роль, создавая уникальную модель распространения культуры в иноязычной среде.
Двуединая задача стратегического развития перевода с языками народов России и мира, и стратегического распространения русского языка и культуры через иноязычное их описание определило план деятельности Стратегического центра перевода в России на ближайшие 5 лет.
Из истории Российской академии образования
Академия педагогических наук РСФСР
6 октября 1943 г. Совет Народных Комиссаров СССР утвердил проект Постановления Совнаркома РСФСР об организации Академии педагогических наук РСФСР — первого комплексного научно-исследовательского учреждения в области педагогики.
В состав академии вошли видные советские ученые. Действительными членами АПН РСФСР стали академики АН СССР Н.С. Державин, С.П. Обнорский, A.M. Панкратова, В.П. Потёмкин, Л.В. Щерба, член-корреспондент АН СССР А.Я. Хинчин, профессора А.С. Барков, В.Н. Верховский, И.А. Каиров, К.Н. Корнилов, Е.Н. Медынский. Кроме них в состав были включены две Н.В. Чехов – известный деятель дореволюционного общественно-педагогического движения и писатель А.Н. Толстой, известный не только своими классическими произведениями и книгами для детей, но и циклом созданных им в годы войны публицистических очерков яркой патриотической направленности. Его избрание должно было показать широкий междисциплинарный характер Академии.
В состав членов-корреспондентов Академии вошли: П.Н. Груздев, Н.А. Константинов, В.Н. Марков, И.Ф. Свадковский, Б.И. Коваленко, А.А.Смирнов, Д.Д. Галанин, Н.М. Головин, В.В. Голубков, В.Л. Гончаров, Н.К. Дмитриев, П.А. Знаменский, Л.М. Кречетович.
Первым президентом Академии педагогических наук РСФСР стал народный комиссар просвещения РСФСР В.П. Потемкин.
В обязанности академии были вменены:
— содействие развитию народного образования в стране и распространению педагогических знаний;
— повышение теоретического уровня учительства и всех работников народного образовани;
— разработка вопросов общей и специальной педагогики, истории педагогики, школьной гигиены, психологии, методик преподавания основных дисциплин в общеобразовательной школе и педагогических учебных заведениях;
— планирование и развертывание научно-исследовательской работы в области педагогических наук;
— подготовка через аспирантуру и докторантуру научных кадров по образованию, педагогике, психологии, методикам преподавания.
Правительство установило срок открытия академии — 15 декабря 1943 г. К указанному времени комиссия представила на рассмотрение правительства требуемые материалы. Совет Народных Комиссаров РСФСР утвердил Устав Академии педагогических наук РСФСР и определил состав ее учреждений:
Научно-исследовательский институт теории и истории педагогики;
Научно-исследовательский институт методов обучения;
Научно-исследовательский институт психологии;
Научно-исследовательский институт дефектологии;
Музей по народному образованию;
Государственная библиотека по народному образованию.
Академия педагогических наук РСФСР начала свою работу в составе четырех научно-исследовательских институтов — теории и истории педагогики, методов обучения, психологии, дефектологии, а также музея по народному образованию и Государственной библиотеки по народному образованию (основана в 1925 г.).
Поскольку Академия была создана в дни Великой Отечественной войны, то в планах ее научно-исследовательской работы вполне естественно переплеталась мирная и военная тематика.
Не случайно, характеризуя работу Института психологии для фронта в эти годы, его директор С.Л. Рубинштейн говорил: «Оборонная тематика в основном шла по трем главным руслам. Первое русло ставило себе целью оказывать непосредственную помощь армии по улучшению дела наблюдения и разведки… Второе русло этой оборонной работы было связано с вопросом военного обучения – с обучением военных специалистов. Собственно, речь шла о первоначальном обучении летчиков и радистов… Третья линия оборонной работы была связана с проблемой восстановления функций послевоенных ранений и военных травм…».
Выступая перед участниками Всероссийского совещания по народному образованию 21 августа 1944 г., директор Института дефектологии АПН РСФСР Л.В. Занков так охарактеризовал задачи Института: «…Многие дети пострадали от немецких оккупантов, от их зверств, от бомбардировок, от артиллерийского обстрела населенных пунктов, лишились слуха, речи, а некоторые из них – зрения и получили ряд других травм. Обучить и воспитать такого ребенка, дать ему речь, сообщить ему необходимые знания и навыки, подготовить к трудовой деятельности – это значит вернуть его к жизни… В период Великой Отечественной войны к задачам, стоящим перед Институтом, присоединилась еще одна – вопросы восстановления речи у раненых бойцов и офицеров Красной Армии. Помощь педагогов в отношении восстановления речи у этих раненых и подведение научной базы под эту работу является абсолютно необходимой».
К июню 1944 г. был разработан первый план работы Академии. В нем предусматривалась научная разработка и обоснование вопросов всеобуча, принципы размещения и планирования сети школ, совершенствование содержания образования и на этой основе повышение уровня учебно-воспитательной работы в школах, исследование проблем детской и педагогической психологии, общей и военной психологии, социальной педагогики.
По мере развития академии и усложнения задач педагогической науки ее структура и состав претерпевали значительные изменения. Возникали новые учреждения, рос численный состав сотрудников, дифференцировались задачи.
В 1944 г. в составе академии был организован Научно- исследовательский институт школьной гигиены, в 1946 г.— Институт художественного воспитания, в 1949 г.— Институт национальных школ.
В 1946 г. постановлением СНК РСФСР был образован филиал Академии педагогических наук РСФСР в Ленинграде в составе отделений педагогики, психологии и методик преподавания основных дисциплин в начальной школе. В систему академии был передан Ленинградский естественнонаучный институт им. П. Ф. Лесгафта. При Президиуме АПН РСФСР в 1946 г. были организованы бюро по изучению иностранного опыта и отдел филиалов и кафедр, которому поручалась координация научных исследований в области педагогики. Таким образом, уже через три года после своего основания Академия педагогических наук РСФСР превратилась в многоотраслевое научное учреждение.
С первых шагов своей деятельности академия стремилась соединить научную работу и педагогическую практику. В 1944 г. при Президиуме АПН РСФСР возникла педагогическая лаборатория (на базе московской школы № 349), которую возглавлял И.А. Каиров. Все сотрудники лаборатории вели работу в школе, а учителя участвовали в научных исследованиях. В 1949 г. академия создала образцовые учебные кабинеты в некоторых школах Москвы, Ленинграда, Горького и Свердловска, которые стали лабораториями передового педагогического опыта. К 1966 г. на бюджете академии находились 10 экспериментальных школ и 2 школы-лаборатории. Свыше 120 школ в различных областях РСФСР стали опорными точками для постановки педагогических экспериментов, распространения и внедрения достижений науки в практику.
Много было сделано в области распространения среди учительства и широких масс трудящихся педагогических знаний. Массовыми формами педагогической пропаганды были еженедельные беседы-доклады в клубе Министерства просвещения РСФСР, лекторий для родителей в Москве, «недели» академии, посвященные проблемам повышения качества знаний учащихся и преодоления второгодничества. Значительную роль в распространении педагогических знаний и пропаганде достижений педагогической науки играли издания академии.
В 1945 г. были организованы издательство и типография Академии, что явилось важным шагом для дальнейшего развития ее научной деятельности. Здесь были подготовлены собрания сочинений К.Д. Ушинского, Н. К. Крупской, А. С. Бубнова, А. С. Макаренко, избранные труды В.Г. Белинского, Л.Н. Толстого, Н. И. Пирогова, И. Г. Песталоцци, Педагогическая и Детская энциклопедии.
Значительную работу по пропаганде достижений педагогической науки и вооружению учителя научно обоснованными рекомендациями проводили периодические издания академии, журналы «Советская педагогика», «Семья и школа», «Русский язык в национальной школе», «Вопросы дефектологии», «Вопросы психологии».
АПН РСФСР активно влияла на организацию педагогических исследований в стране. В июле 1944 г. в Президиуме академии состоялось совещание представителей кафедр педагогики московских вузов, где был утвержден единый план научно-исследовательской работы на 1944—1945 гг. В августе 1945 г. нарком просвещения РСФСР утвердил положение «О руководстве научно-исследовательской работой кафедр педагогики, психологии, частных методик, педагогических и учительских институтов и университетов». В 1946 г. работники академии участвовали во Всероссийском совещании директоров педагогических и учительских институтов. В том же году был создан совет филиалов и кафедр педагогики АПН РСФСР.
Немалую роль в координации исследовательской работы и в привлечении к ней большого числа ученых с периферии сыграли научные проблемные советы академии, такие, как «Перспективы развития советской школы и народного образования в условиях развернутого строительства коммунизма», «Научные основы методики обучения в современной школе», «Система общественного воспитания», «Соединение обучения с производительным трудом», «Уровень знаний учащихся и преодоление неуспеваемости в школе».
Академия педагогических наук РСФСР вела большую работу по подготовке научно-педагогических кадров. Если в 1946 г. среди сотрудников академии было 158 кандидатов наук, а доктора насчитывались единицами, то в 1957 г. было уже 375 кандидатов наук и 85 докторов. В 1945 г. в аспирантуре академии обучалось 44 человека, в 1966 г.—242.
Обстоятельное изложение деятельности Академии педагогических наук РСФСР представлено в монографии И.А. Каирова «Очерки деятельности АПН РСФСР (1943 — 1966)».
Академия педагогических наук СССР
1 августа 1966 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О преобразовании Академии педагогических наук РСФСР в Академию педагогических наук СССР» в целях повышения роли педагогической науки в разработке проблем коммунистического воспитания и образования молодого поколения и координации педагогических исследований в стране.
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 9 августа 1967 г. численность АПН СССР устанавливалась в количестве 50 действительных членов и 80 членов-корреспондентов. Были утверждены 22 члена-учредителя АПН СССР – в большинстве представители республик Советского Союза: П.Ф. Буцкус, М.Г. Габдуллин, А.И. Данилов, Г.И. Джибладзе, В.Г. Зубов, В.В. Ивашин, А.Э. Измайлов, М.И. Иркаев, И.А. Каиров, Н.П. Кириченко, Г.С. Костюк, Н.П. Кузин, А.А. Курбанов, Х.И. Лийметс, М.А. Мазманян, А.И. Маркушевич, М.М. Мехти-Заде, М.А. Прокофьев, В.В. Решетов, П.П. Удовиченко, И.Ж. Фрейденфельдс, В.М. Хвостов.
29 августа 1967 г. на общем собрании академии избран Президиум и утвержден Устав АПН СССР. Первым президентом Академии педагогических наук СССР стал В. М. Хвостов.
Основой АПН СССР стали учреждения АПН РСФСР (11 научно-исследовательских институтов, 9 экспериментальных школ, Государственная библиотека по народному образованию им. К. Д. Ушинского, Научно-педагогический архив). В январе 1969 г. в составе академии был создан Институт повышения квалификации преподавателей педагогических дисциплин университетов и педвузов, в августе 1969 г.— издательство «Педагогика» Академии педагогических наук СССР и Государственного комитета СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли.
В феврале 1976 г. в составе академии был создан Научно-исследовательский институт профессионально-технической педагогики (г. Казань).
Институты академии входили в три отделения: теории и истории педагогики, психологии и возрастной физиологии, дидактики и частных методик. В 1974 г. было создано четвертое отделение — педагогики и психологии профессионально-технического образования.
С преобразованием Академии педагогических наук из республиканской в союзную в ее координационной деятельности произошли качественные изменения. В начале 70-х гг. академия перешла от «пассивной» координации, когда главной задачей был учет исследовательской работы научно-исследовательских организаций, к координации активной, оказывающей влияние на структуру, содержание и характер научно-исследовательской работы в области педагогических наук в научно-исследовательских и учебных учреждениях страны.
Высший орган Академии педагогических наук СССР — общее собрание членов академии, которое созывалось три раза в год для обсуждения проблем развития педагогической науки, решения важных организационных вопросов, выбора новых членов. Членами академии избирались учёные, творчески работающие учителя, преподаватели, деятели народного образования и культуры. Деятельностью академии в периоды между сессиями руководил Президиум, избиравшийся общим собранием сроком на 5 лет, в него входили президент, 3 вице-президента, главный учёный секретарь, члены Президиума в числе, определяемом общим собранием.
Структура Академии педагогических наук СССР неоднократно менялась. В составе Академии в 1990 году было 69 действительных членов и 78 член-корреспондентов; были организованы отделения:
— методологии, теории и истории педагогики,
— общего и профессионального образования;
— психологии, возрастной физиологии и дефектологии;
— философии, социологии, образования и культуры.
В состав Академии входило 20 научно-исследовательских институтов (часть из них с филиалами) в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Иркутске, Ташкенте, Алма-Ате, Томске. В ведении академии находилось 17 экспериментальных учебных заведений (свыше 11 тыс. учащихся и около 1000 учителей). По планам Академии педагогических наук работало около 700 учителей-экспериментаторов и свыше 1000 базовых школ. При Академии педагогических наук был создан Всесоюзный институт переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических и руководящих кадров народного образования.
При Академии педагогических наук работали: Государственная научно-педагогическая библиотека им. К. Д. Ушинского, функционировавшая как научно-практический центр педагогической информации, Всесоюзная заочная математическая школа, научный архив и Художественно-педагогический музей игрушки (Загорск).
Академии педагогических наук СССР активно участвовала в планировании научно-исследовательской работы в области педагогических наук; оказывала помощь НИИ педагогики (школ) союзных республик и кафедрам педагогики и психологии в организации исследований, а также во внедрении их результатов в практику учебно-воспитательной работы учреждений народного образования; привлекала к педагогическим исследованиям практических работников школ, вузов и других учебно-воспитательных учреждений; согласовывала тематику диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических (психологических) наук и т. д.
Академия педагогических наук присуждала премии академии, в том числе им. Н. К. Крупской (с 1969) и им. К. Д. Ушинского (с 1946). Академия педагогических наук регулярно организовывала Всесоюзные педагогические чтения и конкурсы учительских докладов.
Академия активно поддерживала связи с зарубежными научно-педагогическими учреждениями (в 1990 году — из 96 государств мира). Учёные академии участвовали в деятельности международных организаций: ЮНЕСКО, Международного бюро просвещения, Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы и др.
В 1990 г. в системе Академии педагогических наук было занято свыше 4,3 тыс. человек, в том числе в научно-исследовательском институте — 2518 человек (1,6 тыс. научных сотрудников, 19 действительных членов Академии педагогических наук СССР, 17 членов-корреспондентов, 165 докторов наук, 916 кандидатов наук).
Российская академия образования (РАО)
После стремительной и кардинальной трансформации отечественного социума во второй половине 1991 г., завершившегося уходом с политической арены КПСС и распадом СССР, естественно, последовала и трансформация академической науки. На базе АПН СССР в течение первой половины 1992 г. была создана Российская академия образования.
На этот период пришелся болезненный процесс трансформации структуры институтов Академии, который осуществлялся на фоне крайне тяжелой и год от года все более ухудшавшейся социально-экономической ситуации в стране. Что касается собственно развития академической науки, то в ней рельефно проявились процессы психологизации. Именно психология, физиология и коррекционная деятельность выступали основой существенно модернизированной и деидеологизированной проблематики научных исследований.
Плодотворность научной деятельности РАО была связана, прежде всего, с более общими социально-политическими причинами. Во-первых, ученые Академии впервые на деле, а не на словах, обрели свободу от внешней и внутренней цензуры для полноценного научного творчества. Во-вторых, – мощная инновационная направленность российской системы образования органично совпала с модернизацией педагогической и психологической науки. Все это обусловило востребованность результатов научного поиска, их быстрого и действенного внедрения в образовательный процесс на всех ступенях российского образования.
Период, охватывающий 2000–2013 гг., стал временем динамичного развития научной деятельности Академии и вместе с тем долгожданной стабилизации ее материального положения. Структура академических институтов модернизировалась в соответствии с требованиями времени. Научно-исследовательская деятельность сотрудников концентрировалась вокруг нескольких приоритетных направлений. При этом научные сотрудники получили возможности для свободного творческого поиска. Вместе с тем на их деятельности негативно сказывалось скромное финансирование и низкая оплата труда, особенно по сравнению с заработной платой работников сферы образования г. Москвы.
Главным достижением в рассматриваемый период деятельности Академии явилось то, что она действительно стала Академией образования – ее исследования охватили всю систему образования от дошкольного до постдипломного. В выполненных за последние годы научными сотрудниками фундаментальных исследованиях и прикладных разработках поставлены и решены крупные проблемы развития теории педагогики и психологии и научно-методического обеспечения процессов модернизации российского образования в соответствии с требованиями инновационной экономики и гуманитарно-духовных запросов современного информационного общества.
Российская академия образования ведёт исследования и разработку научных основ образования в Российской Федерации с учётом социально-экономических изменений в обществе, культурных традиций народов России и зарубежного опыта. Координирует апробацию образовательных технологий, средств и форм организации обучения и воспитания, а также исследования в интересах повышения педагогической культуры российского общества. Академия образования оказывает научно-методическую помощь учебным заведениям и органам управления образованием в совершенствовании системы подготовки педагогов и преподавателей общеобразовательных, профессиональных и высших образовательных учреждений, в подготовке и повышении квалификации научных и научно-педагогических работников. Особое направление — обобщение и распространение исторического и современного опыта развития образования и педагогической теории.
В составе Российской академии образования проведена реорганизация научных учреждений бывшей Академии педагогических наук. Российская академия образования объединяет отраслевые отделения:
А также 5 региональных отделений:
— Сибирское (действует на базе Красноярского университета);
— Северо-Западное (на базе Российского педагогического университета в Санкт-Петербурге);
— Южное (на базе Ростовского педагогического университета);
— Центральное (на базе Института педагогических инноваций и Психологического института);
В систему Российской академии образования были включены институты: теории образования и педагогики; психологический; развития личности; возрастной физиологии; коррекционной педагогики; управления образованием; общего среднего образования; среднего специального образования; профессионально-технического образования; образования взрослых; образования Сибири, Дальнего Востока и Севера; педагогических инноваций. В ее структуре действуют центры: развития образования; русского языка и славистики, стратегический центр развития переводческого образования в России, центр экспертизы в образовании, федеральный ресурсный центр психологической службы в системе образования, центр координации и мониторинга диссертационных исследований по педагогическим и психологическим наукам, информационно-аналитический центр, дата-центр и информационный центр «Библиотека имени К.Д. Ушинского. Академия имеет институт переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических работников; экспериментальные учреждения. Работали Университет Российской академии образования (бывший Российский открытый университет, основан в 1991), учебные подразделения при институтах, Всероссийская заочная многопредметная школа (открытый лицей на базе Московского университета).