Чем занимается ростехнадзор кратко и понятно
Чем занимается Ростехнадзор: приказ, административный регламент
Ростехнадзор является государственной федеральной службой. Она проводит технологический, экологический и атомный контроль над осуществлением производства продукции. В статье рассмотрены основные функции Ростехнадзора, сфера его полномочий и прочие важные вопросы, связанные с его работой.
История создания Ростехнадзора
23 декабря является днем Государственного учреждения экологического, технологического и атомного надзора. История развития и изменения данной организации начинается со времен Петра I. Императором была создана Берг-коллегия. После чего создавались дополнительные структуры контроля работы на производствах. Когда появились паровые машины, возникла служба котлонадзора. Далее создалась фабричная инспекция, а затем горнозаводская. После этого в Единую службу Ростехнадзора «слились» такие учреждения как Госгортехнадзор, Роспотребнадзор и Госэнергонадзор. Далее добавился экологический и атомный надзор. Таким образом и создалась служба Ростехнадзора.
Какие основные функции Ростехнадзора
На сегодняшний день существуют различные поднадзорные объекты Ростехнадзора. В разных областях находятся территориальные учреждения. Например, в Псковской области расположено Северо-западное управление Ростехнадзора. Данные отделы решают вопросы, которые относятся к:
Основные полномочия службы
О том, чем занимается Ростехнадзор, написано в Постановлении Правительства от 30.07.2004 года №401. В полномочия Ростехнадзора входит:
Надзор за соблюдением основных правил охраны труда
Смысл надзора заключается в контроле над исполнением требований по охране труда, трудовых законодательных актов и других приказов. В законодательные акты внесены поправки, чтобы исключить дублирование полномочий Роструда и других органов в сфере охраны труда. Нормативными актами закреплено, что Ростехнадзор следит за исполнением нормативов промышленной безопасности на объектах, которые представляют производственную опасность, а также проводит контроль на государственном уровне за соблюдением условий по безопасному ведению работ на производствах теплоснабжения и электроэнергетики.
Обратите внимание! В полномочиях Ростехнадзора контроль исполнения требований по безопасному осуществлению работ. Государственный орган ведет контроль только за порядком выполнения работ, которые ведутся на отдельных объектах.
По вопросам, связанным с промышленной безопасностью, должна проводиться аттестация специалистов. Она проводится для следующих организаций:
Согласно правилам Ростехнадзор график проведения аттестации разрабатывается руководителем организации и отправляется в территориальный орган Ростехнадзора. На основании ФЗ №116 за выдачу работникам аттестата по государственной безопасности необходимо заплатить госпошлину. Размеры пошлины установлены подпунктом 72 ст. 333.33
Как осуществляется надзор за охраной труда
Надзор за ядерной и радиационной безопасностью
Приказ Ростехнадзора от 28 июня 2016 года №245 устанавливает порядок управления безопасностью в сфере применения ядерной и радиационной энергии. Инспекторы Ростехнадзора обязаны сообщать работникам и работодателям, если нарушены нормы ядерной и радиационной безопасности на проверяемых структурах. Сотрудники контролирующего органа независимы и имеют право действовать только в пределах своих полномочий. Ростехнадзор организовывает и координирует работу в данной области.
Какие процедуры не входят в компетенцию Ростехнадзора
Регламент проверок Ростехнадзора устанавливает также и то, что не входит в область его полномочий. Должностные лица Ростехнадзора не вправе:
Порядок проведения проверки Ростехнадзором
Проверку того, что проверяет Ростехнадзор, можно разделить на несколько этапов.
Начало проверки
Прежде всего, сотрудник государственной контролирующей службы должен предъявить свое удостоверение руководителю предприятия. В удостоверении в обязательном порядке должна быть вклеена фотография. Также сотрудник предоставляет распоряжение о том, что необходимо провести проверку, в котором прописаны цели инспекции.
Важно! В распоряжении обязательно должна стоять печать и подпись руководителя контролирующего органа. Руководитель организации вправе отказать в проверке, если документы будут составлены не по правилам. Все лица, которые осуществляют проверку, должны быть указаны в распоряжении.
Сроки осуществления инспекции
Проверку Ростехнадзор может проводить не более одного месяца. В качестве исключения это возможно при определенных обстоятельствах. Проверка может быть продлена еще на один месяц.
Завершающий этап проверок
После того как проведена инспекция, инспектор государственной службы составляет документ. В нем прописываются все нарушения, каким образом их необходимо исправить, сроки и штрафы. Оформление акта осуществляется в двух экземплярах: один остается в государственной службе, а другой – у руководителя организации.
Важно! Обязательно наличие журнала проведения проверок. В нем фиксируются все даты о проведенных инспекциях.
Разновидности проверок
Административный регламент Ростехнадзора предусматривает два вида проверок: внеплановые и плановые. Это утверждает ФЗ №294 от 26.12.2008 г. Проверки по плану осуществляют один раз в три года согласно графику проверок Ростехнадзора на 2019 год.
Для осуществления внеплановой проверки необходимы определенные причины:
Важно! Если лицо, обратившееся с просьбой, пожелало быть анонимным, то ему может быть отказано в проведении инспекции.
Какие бывают проверки
Проверка автозаправочных станций
Что проверяет Ростехнадзор при плановой проверке автозаправочной станции:
Как проверяют автозаправочные станции
Проверка образовательного учреждения
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору контролирует организации не только в сфере промышленности и энергетики. Она может придти с проверкой и в образовательное учреждение: школу, ВУЗ и т. д.
В данном учреждении контролирующий орган осуществляет проверочные процедуры в отношении:
Проверка организаций по энергоснабжению
На основании ФЗ-261 от 23.11.2009 г. Ростехнадзор осуществляет проверки предприятий по энергоснабжению. В случае, когда предприятие не попадает под проверку (энергоресурсов используется менее чем на 10 млн., предприятие не муниципальное и здание берется в аренду), то проводится проверка того, насколько собственник исполняет правила повышения энергоэффективности и оснащенности применяемых энергоустановок.
Функции технического надзора в строительстве
Основные функции Ростехнадзора в строительстве:
Важно! В своей деятельности надзор за строительством основывается на проектных решениях, стандартах и требованиях действующих нормативных документов.
Порядок получения разрешения Ростехнадзора
Для получения разрешения Ростехнадзора необходимо пройти стандартную процедуру. Она включает следующие этапы:
Штрафы и ответственность
Штрафы Ростехнадзора для юридических лиц на 2018 описаны в ФЗ 171 и ФЗ 186 от 02.07.2013 г.
Если со стороны проверяющего инспектора Ростехнадзора предпринимаются попытки получения взятки, необходимо прекратить контакты с вымогателем и дать твердый отказ. По своему усмотрению возможно обратиться на горячую линию Ростехнадзора.
Нормативно-правовые акты, которые регламентируют деятельность Ростехнадзора
Существует большое многообразие документации, которая регламентирует деятельность Ростехнадзора. Все акты должны в обязательном порядке соблюдаться всеми структурными подразделениями и территориальными органами. Среди законодательных актов можно выделить:
Ростехнадзор – государственная структура, которая осуществляет контроль в сфере использования ОПО. Данное учреждение имеет длительную историю. На сегодняшний день это развитая структура, деятельность которой регламентируется различными законодательными актами.
Ростехнадзор: основные функции и задачи
4,7 (Проголосовало: 47)
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является одним из основных органов исполнительной власти, уполномоченным осуществлять контроль над промышленными организациями и их деятельностью.
Функции Ростехнадзора, по сути, регулируют работу промышленных организаций: насколько безопасна их деятельность и эксплуатация используемого на них оборудования для здоровья и жизни людей, окружающей среды и экономики. Периодические проверки, которые осуществляет ведомство, выявляют ошибки и нарушения в работе объекта и его приборов и позволяют спрогнозировать возможные аварии и чрезвычайные ситуации.
Ростехнадзор работает в соответствии с Постановлением Правительства № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» от 30.07.2004 года. Согласно основным положениям этого документа, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору:
Промышленная безопасность, использование атомной энергии, горный, энергетический и строительный надзор — все это область, подконтрольная сотрудникам Ростехнадзора.
Ростехнадзор имеет право запрашивать и получать в установленном порядке сведения для принятия решений. Давать разъяснения по вопросам, которые касаются компетенции Службы. Также привлекать к обсуждению вопросов ученых и специалистов, научные и иные организации. Применять меры наказания за нарушения, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Проверки, проводимые Ростехнадзором
На поднадзорных организациях Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору может проводить проверки с целью удостовериться в соответствии организации и ее деятельности установленным нормативам и требованиям. На предприятиях Ростехнадзор проводит следующие проверки:
Любая проверка проводится только должностным лицом, указанным в специально изданном для каждого случая распоряжении или приказе. Документ обязательно указывает основания для проверки, срок и ее цель, виды проверок и объем мероприятий по проверке, а также указания для контролеров.
Штрафы и ответственность
Ростехнадзор обладает правом привлечения организации-нарушителя к административной ответственности за нарушения в области промышленности, строительства или энергетики (в соответствии с главой 9 КоАП РФ). Как правило, за серьезные нарушения деятельность организации приостанавливается на срок до 90 суток, а руководитель ее может быть дисквалифицирован.
Таким образом, деятельность Ростехнадзора и его полномочия помогают удерживать контроль сразу над несколькими промышленными отраслями, своевременно выявляя и устраняя нарушения и предотвращая аварии.
Основные функции Ростехнадзора
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является:
— уполномоченным органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии (органом федерального государственного надзора в области использования атомной энергии);
— уполномоченным органом в области промышленной безопасности (органом федерального государственного надзора в области промышленной безопасности);
— органом государственного горного надзора;
— органом федерального государственного энергетического надзора;
— органом федерального государственного строительного надзора;
— регулирующим органом в соответствии с Конвенцией о ядерной безопасности и Объединенной конвенцией о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами, а также компетентным органом Российской Федерации в соответствии с Поправкой к Конвенции о физической защите ядерного материала.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет в части, касающейся функций в установленной сфере деятельности, полномочия органов, которые в международных договорах Российской Федерации выступают в качестве органов, осуществляющих необходимые меры, направленные на выполнение вытекающих из этих договоров обязательств Российской Федерации.
Руководство деятельностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет Правительство Российской Федерации.
О Ростехнадзоре
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 30 июля 2004 г. N 401
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ,
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
Список изменяющих документов
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.01.2006 N 23,
от 29.05.2006 N 335, от 14.12.2006 N 767, от 29.05.2008 N 404,
от 07.11.2008 N 814, от 27.01.2009 N 43, от 08.08.2009 N 649,
от 01.12.2009 N 975, от 20.02.2010 N 67, от 15.06.2010 N 438,
от 13.09.2010 N 717, от 28.01.2011 N 39, от 24.03.2011 N 210,
от 06.10.2011 N 817, от 05.12.2011 N 996, от 07.07.2012 N 695,
от 11.10.2012 N 1037, от 20.03.2013 N 245, от 02.11.2013 N 988,
от 26.12.2013 N 1283, от 26.08.2014 N 856, от 27.12.2014 N 1581,
от 17.01.2015 N 19, от 01.07.2016 N 616, от 23.11.2016 N 1229,
от 14.03.2017 N 291, от 17.06.2017 N 722, от 06.07.2018 N 793,
от 25.10.2019 N 1365, от 12.02.2020 N 129, от 30.06.2020 N 966,
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.
3. Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору и Министерству природных ресурсов Российской Федерации внести до 1 октября 2004 г. в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов в области осуществления государственного экологического контроля и проведения государственной экологической экспертизы, предусматривающих исключение дублирования функций и обеспечение взаимодействия между Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
4. Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации и Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору внести до 1 ноября 2004 г. в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, предусматривающих возложение на Службу полномочий по осуществлению надзора за деятельностью уполномоченных государственных и муниципальных органов по контролю за соблюдением требований градостроительного и жилищного законодательства, обязательных норм и правил, регулирующих строительную деятельность в области обеспечения прочности, устойчивости, эксплуатационной надежности зданий и сооружений.
(п. 6 в ред. Постановления Правительства РФ от 28.12.2020 N 2293)
8. Согласиться с предложением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о размещении центрального аппарата Службы в г. Москве, ул. Таганская, д. 34, строение 1, и ул. А. Лукьянова, д. 4, корп. 8.
(п. 8 в ред. Постановления Правительства РФ от 13.09.2010 N 717)
10. Признать утратившими силу:
Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1998 г. N 779 «О федеральном органе исполнительной власти, специально уполномоченном в области промышленной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 30, ст. 3775);
Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1998 г. N 938 «О государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 33, ст. 4037);
Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2001 г. N 841 «Об утверждении Положения о Федеральном горном и промышленном надзоре России» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 50, ст. 4742);
Постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2002 г. N 265 «Об утверждении Положения о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 17, ст. 1684);
пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2003 г. N 554 «О финансировании мероприятий по надзору и контролю, проводимых учреждениями государственного энергетического надзора» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 37, ст. 3588);
Постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. N 180 «Вопросы Федеральной службы по технологическому надзору» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 15, ст. 1473);
Постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. N 192 «Вопросы Федеральной службы по атомному надзору» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 15, ст. 1483).
Историческая справка
Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования преобразована в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, а функции в сфере экологического надзора переданы Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.
23 декабря — профессиональный День Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Постановление Коллегии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.08.2006 г. № 2).
История создания органов регулирования в сфере надзора за экологической,
технологической и ядерной безопасностью в России
Горный и промышленный надзор
10 декабря 1719 г. Петром I утвержден Указ об учреждении Берг-коллегии.
11 сентября 1723 г. подписан именной Указ Петра I Берг-коллегии о посылке экспедиции для поиска каменного угля в бассейне Днепра.
21 октября 1773 г. императрица Екатерина II подписывает указ об учреждении горного училища.
19 января 1804 г. Александр I преобразовывает горное училище в горный кадетский корпус с целью расширить программу обучения специалистов горного дела.
13 июня 1806 г. образован Горный департамент в составе Министерства финансов.
13 июля 1806 г. принято первое Горное положение.
7 января 1818 г. принят закон о надзоре за работами в частных рудниках и на заводах в плане (видах) их безопасности.
23 февраля 1825 г. – по указу Александра I в России начинает выходить «Горный журнал».
1 июня 1882 г. учреждена Фабричная инспекция.
24 июня и 2 июля 1888 г. утверждены Инструкция по производству маркшейдерских работ и Инструкция по производству горных работ.
9 марта 1892 г. учреждена особая горнозаводская инспекция.
14 марта 1894 г. Котлонадзор, осуществлявшийся с 1843 г. губернскими механиками, передан Фабричной инспекции.
7 июня 1899 г. созданы Главное и губернские по фабричным и горнозаводским делам присутствия.
30 января 1922 г. учреждено Центральное управление горного надзора (ЦУГН).
19 мая 1927 г. организована Государственная горнотехническая инспекция в составе Наркомата труда СССР.
17 октября 1947 г. образовано Главное управление государственного горного надзора.
1 июля 1954 г. создан Комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Совете Министров СССР (Госгортехнадзор СССР).
24 апреля 1958 г. Госгортехнадзор СССР ликвидирован. Образованы республиканские комитеты по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору.
15 января 1966 г. на базе Госгортехнадзора РСФСР образован союзно-республиканский Государственный комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Совете Министров СССР (Госгортехнадзор СССР).
27 июля 1981 г. Госгортехнадзор СССР преобразован в союзно-республиканский Государственный комитет СССР.
10 сентября 1990 г. образован Государственный комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Совете Министров РСФСР (Госгортехнадзор РСФСР), переданный 3 декабря 1991 г. в ведение Президента РСФСР, а 6 мая 1992 г. — в состав Правительства России.
30 сентября и 16 ноября 1992 г. Госгортехнадзор России реорганизован соответственно в Федеральную службу России по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и в Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России).
21 июля 1997 г. принят Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
17 июня 1998 г. Госгортехнадзор России определен федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности.
В 2001 г. принято Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре России (Госгортехнадзоре России).
9 марта 2004 г. Указом Президента Российской Федерации Федеральный горный и промышленный надзор России преобразован в Федеральную службу по технологическому надзору с передачей ей функций по контролю и надзору упраздненного Министерства энергетики Российской Федерации и преобразованного Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.
Энергонадзор
18 мая 1944 г. — Постановлением Государственного комитета обороны от 18 мая 1944 г. №5928 «Об экономии электроэнергии в промышленности» организована Государственная инспекция по промышленной энергетике и энергонадзору при Наркомате электростанций СССР.
В 1963 г. упразднены инспекции Госсельэнергонадзора и инспекции по коммунальной энергетике министерств коммунального хозяйства союзных республик с передачей их функций Госэнергонадзору.
29 июня 1967 г. утверждены положения «О государственном энергетическом надзоре в СССР» и «О государственной инспекции по котлонадзору».
1980 год. В Госэнергонадзор переданы предприятия по сбыту электроэнергии и контролю за ее использованием.
4 ноября 1983 г. принято новое Положение о государственном энергетическом надзоре в СССР, на основании которого в марте 1985 г. утверждены Положение о Главном управлении государственного энергетического надзора СССР (Главгосэнергонадзоре СССР), Положение о региональном управлении государственного энергетического надзора, Положение об управлении (отделе) государственного энергетического надзора министерств.
12 мая 1993 г. утверждено новое Положение о государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации.
1996 год. утверждены постановления Правительства Российской Федерации от 8 мая «О реорганизации органов государственного энергетического надзора в Российской Федерации» и от 31 августа «О внесении изменений и дополнений в Положение о государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации».
12 августа 1998 г. утверждено новое Положение о государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации.
8 декабря 1998 г. создан Департамент государственного энергетического надзора и энергосбережения (завершено формирование единой системы государственного энергетического надзора на базе действовавших в топливно-энергетическом комплексе отдельных надзорных организаций и инспекций).
28 января 1999 г. Минтопэнерго России издан приказ «О государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации».
Надзор за ядерной и радиационной безопасностью
В 1946 г. создана Государственная служба контроля радиационной безопасности — Лаборатория № 2 (в настоящее время — РНЦ «Курчатовский институт»).
1958 год. Образованы отраслевая научно-исследовательская лаборатория в ФЭИ (г. Обнинск) и отдел ядерной безопасности в ИАЭ (в настоящее время — РНЦ «Курчатовский институт»).
1963-1970 гг. — надзор за безопасностью АЭС осуществлялся Центральной инспекцией котлонадзора и газового надзора Минсредмаша СССР, 3-м Главным управлением при Минздраве СССР, ФЭИ.
22 октября 1970 г. принято постановление Совета Министров СССР «Об организации государственного надзора за обеспечением технической и ядерной безопасности при сооружении и эксплуатации атомных электростанций, опытных и исследовательских ядерных реакторов и установок», по которому функции надзора возлагались на 3-е Главное управление при Минздраве СССР, Госгортехнадзор СССР, Минсредмаш СССР.
В 1972 г. создана специальная Инспекция по контролю за обеспечением ядерной безопасности Минсредмаша СССР.
19 июля 1983 г. образован Государственный комитет СССР по надзору за безопасным проведением работ в атомной энергетике (Госатомэнергонадзор СССР).
27 июня 1989 г. на базе Госатомэнергонадзора СССР и Госгортехнадзора СССР образован союзно-республиканский Госпроматомнадзор СССР.
31 декабря 1991 г. создан Государственный комитет по надзору за ядерной и радиационной безопасностью при Президенте Российской Федерации (Госатомнадзор РСФСР, затем — России).
21 ноября 1995 г. принят Федеральный закон «Об использовании атомной энергии».
22 апреля 2002 г. утверждено Положение о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности.
9 марта 2004 г. Указом Президента Российской Федерации Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности переименован в Федеральную службу по атомному надзору.
Экологический надзор
7 января 1988 г. образован Государственный комитет СССР по охране природы.
19 декабря 1991 г. принят Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды».
30 сентября 1992 г. Министерство экологии и природных ресурсов Российской Федерации реорганизовано в Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.
23 ноября 1995 г. принят Федеральный закон «Об экологической экспертизе».
14 августа 1996 г. на базе упраздненных Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Комитета Российской Федерации по водному хозяйству и Комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр образованы Министерство природных ресурсов Российской Федерации и Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды и природных ресурсов.
22 сентября 1998 г. утверждены Министерство природных ресурсов Российской Федерации и Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды.
17 мая 2000 г. Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды упразднен, его функции переданы Министерству природных ресурсов Российской Федерации.
10 января 2002 г. принят новый Федеральный закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды».
Строительный надзор
1 февраля 2006 г. Постановлением Правительства Российской Федерации Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору уполномочена осуществлять государственный строительный надзор.