Чем занимается саунд дизайнер
Саунд-дизайн – что это такое и с чего начать работу в сфере звукового дизайна
Мир вокруг нас динамично меняется и развивается. Увидеть это можно по регулярно появляющимся новым профессиям, особенно в digital-сфере. Они отделяются от более общих направлений деятельности или рождаются на стыке двух специальностей и постепенно приобретают свои особенности.
Сегодня мы поговорим о молодой перспективной профессии, разберемся, что такое саунд-дизайн, кому и для чего он нужен, чем занимается саунд-дизайнер и как им стать.
Определение и теория создания уникальных звуков
Саунд-дизайн (звуковой дизайн, sound design) – это работа со звуковыми шумами, эффектами и мелодиями, их создание, определение и управление.
Как можно создать уникальный звук:
Чем занимается профессиональный саунд-дизайнер
Sound-дизайнер создает новые или адаптирует готовые звуки, музыку и шумовые эффекты для использования их в видео разного формата и назначения.
Приведу пример для ясности. Режиссер хочет, чтобы скрип досок под сапогами главного злодея в фильме заставил зрителей напрячься и почувствовать неладное. Или озвучить взмах крыла бабочки так, чтобы звук был на грани слышимости, максимально легкий и воздушный. Задача специалиста по звуку – воплотить эти запросы в жизнь.
Таким образом, главная цель саунд-дизайнера – это при помощи звуков, наложенных на видеоряд, создавать определенную атмосферу, настроение, эмоции у зрителей. Звуковые эффекты должны полностью соответствовать картинке на экране в видеоиграх, приложениях, кинематографе и мультимедиа. К этому стремятся профессионалы.
Какие навыки и личные качества нужны в работе
Саунд-дизайн объединяет в себе творчество и знание физики звука и требует от специалиста высокого уровня умения работать с техникой и владения программным обеспечением. Очень пригодится в работе хороший слух и опыт музыкальной школы, где оттачивается способность слушать и слышать.
Основные навыки и знания, необходимые саунд-дизайнеру:
Личные качества дизайнера по звуку:
Плюсы и минусы профессии
Если вы любите работать со звуком и тонко чувствуете его, умеете создавать настроение в видео и можете четко настроить аудио под видеоряд, то, скорее всего, работа саунд-дизайнером вам подойдет.
Но есть и ложка дегтя в этой мечте. На данный момент довольно сложно искать заказы и, значит, первое время о стабильном заработке можно забыть. На мой взгляд, это основной минус, но со временем он станет плюсом, потому что тот, кто начнет работать в сфере саунд-дизайна сегодня будет на несколько шагов впереди тех, кто захочет освоить профессию через 2–3 года.
Где можно обучиться саунд-дизайну
На данный момент полноценное высшее образование по специальности “Саунд-дизайн” есть только в НИУ ВШЭ, причем учиться можно дистанционно и через 4 года получить диплом бакалавра.
Также есть факультеты и учебные дисциплины для звукорежиссеров и монтажеров в некоторых вузах, например:
Но одного только высшего образования будет недостаточно, т. к. техническая и научная база довольно быстро устаревают. Поэтому желательно пройти актуальные курсы саунд-дизайна, постоянно находить и читать дополнительную литературу и книги по дизайну звука, обмениваться опытом с другими специалистами, следить за трендами и как можно быстрее начать свою практику.
Где искать работу после обучения
Саунд-дизайн только недавно выделился в новое направление. Раньше эти функции чаще всего выполнял звукорежиссер. Сейчас же аудитория становится все более искушенной и работа со звуком требует особой тщательности, внимания и творчества.
Саунд-дизайнеры принимают участие в звуковом оформлении:
Простор для творчества достаточно велик, однако, вакансий на обычных площадках, таких как HeadHunter, на данный момент немного.
Как же стать профессиональным sound-дизайнером и с чего начать свой путь в карьере?
Специалисты, которые уже достигли результатов в этой области, рекомендуют создавать портфолио, постоянно искать новые творческие решения и показывать свои работы тем, с кем вы хотели бы начать сотрудничество, а также участвовать в различных конференциях, онлайн и офлайн-встречах саунд-дизайнеров. Как раз там можно и найти не только единомышленников, но и первые заказы.
Сейчас начинают появляться первые агентства, которые занимаются исключительно работой со звуком. Можно искать работу у них.
Что касается зарплаты и стоимости отдельных аудио, то тут тоже пока нет каких-то конкретных цифр. По данным The Village, зарплата саунд-дизайнера может варьироваться от 50 до 150 тыс. руб., а цену за авторские звуки и шумы вы и вовсе можете назначать на свое усмотрение.
Начните с комфортной для вас цифры, учитывайте свой опыт и обязательно найдете первые заказы.
Заключение
Мы с вами разобрались со саунд-дизайном: что это, где он применяется и как можно начать работать в этом направлении.
На сегодняшний день особенность рынка услуг в том, что и саунд-дизайнеру непросто найти заказчика, и заказчику сложно найти того, кто поможет реализовать его задумки, потому что специалистов очень мало. Ловите момент, ведь через несколько лет, скорее всего, эта профессия станет еще более актуальной, а конкуренция среди специалистов возрастет.
Профессия sound designer: чем он занимается, востребован ли в России
Дизайн — это сфера про создание визуальных объектов: от визитки до интерфейса мобильного приложения. Мы привыкли к такой трактовке, но саунд-дизайнер под нее не подходит. Вместо картинки он занят звуками, из них создает самостоятельные произведения или те, которые обогащают визуальный ряд в рекламе, играх, кино и не только.
Разбираемся, чем этот специалист отличается от композитора и звукорежиссера, что он должен уметь, где учиться саунд-дизайну.
Чем занимается
Sound designer или дизайнер звука занимается созданием аудиообразов. Он подбирает или записывает, соединяет звуки между собой, создает новые необычные элементы с помощью синтеза и обработки.
Специальность саунд-дизайнера соприкасается с профессиями композитора и звукорежиссера, но все же отлична от них. Композитор, как правило, сочиняет музыкальные произведения, записывает партитуры для исполнения на «живых» инструментах. Если он делает электроакустическую музыку, то нередко сотрудничает с саунд-дизайнером. Последний добавляет в композиции оригинальные звуки — те, что не извлечь из обычных инструментов: фортепиано, скрипки или гитары.
Звукорежиссер записывает и обрабатывает голоса, шумы и прочее, создавая единую аудиокартину, например, для кинофильма. Антон Деникин, кандидат культурологии, звукорежиссер, считает, что sound design можно рассматривать как часть звукорежиссуры. При этом нужно учитывать, что в производстве современных американских и европейских кинокартин задействован не один специалист, а целая команда, поэтому обязанности «звукаря» делят между собой разные профессионалы, включая саунд-дизайнера. Он отбирает и организует звукошумовой материал, размещает его в структуре аудиовизуального проекта.
Саунд-дизайнер и композитор Николай Хруст полагает, что звукорежиссер не создает нового, его задача – сделать так, чтоб флейта звучала «как флейта». Тогда как sound designer разрабатывает то, чего не было прежде.
Как бы то ни было, цель дизайнера звука — подготовить аудиообраз и чаще всего оживить с его помощью картинку. Движущуюся или статичную.
В каких сферах востребован
Специалист сегодня работает в самых разных сферах. Мы уже упоминали музыку и кино. В первом случае саунд-дизайнер тесно сотрудничает с композитором, согласно его замыслу предлагает технические и художественные решения. Проводит запись произведений, иногда исполняет их на концерте. Вместе два профессионала создают законченный продукт.
В кино и мультипликации дизайнер звука занимается аудиооформлением, гармонично дополняет видеоряд. Специалист стремится обострить восприятие зрителя. При этом ему необходимо учитывать жанр, стилистику фильма, технические требования. Порой, например в фантастических картинах, нужно разработать звуковые эффекты явлений/персонажей, которых нет в реальности.
Так, в фильмах «Парк юрского периода» динозавры заговорили благодаря саунд-дизайнеру Гэри Райдстрому, который собрал и соединил голоса различных животных и птиц.
Кстати, в мире кино есть узконаправленная специальность, которую вобрал в себя современный саунд-дизайн, — фоли. Эти ребята занимаются исключительно записью звуков: тяжелых шагов главного героя или шелеста платья героини.
Оформлением и дополнением картинки sound designer занимается, работая с рекламными роликами, телепередачами, компьютерными играми, театральными постановками.
Организаторы современных выставок также прибегают к помощи саунд-дизайнеров, чтобы усилить эффект от восприятия живописи, скульптуры, других арт-объектов. При этом звуковое оформление может быть интерактивным. Зритель взаимодействует с экспонатом, меняя звукошумовое сопровождение. Чтобы это произошло, sound designer должен выступить в роли программиста и написать определенный алгоритм.
Есть более прикладные сферы для специалиста. Например, звуковое оформление бытовых приборов. Замечали, что с вами «говорит» стиральная машина? Ее научил этому sound designer. Он же оформил мобильные приложения. Благодаря ему Instagram, Telegram, WhatsApp и другие звучат по-своему.
Что должен уметь
Sound designer создает многопластовые звуковые эффекты, а из них — цельную композицию. Для этого он должен уметь:
разрабатывать общую концепцию звукошумового оформления проекта,
подбирать звуки в специальных библиотеках,
записывать голос, музыкальные инструменты и различные шумы,
создавать электронную музыку,
сводить звуковые дорожки,
Профессионалу также необходим широкий кругозор, знание основ композиции, теории музыки, а также современных стилей и трендов. Полезно освоить азы психологии, PR-технологий, это особенно актуально для тех, кто работает с рекламными продуктами, мобильными приложениями.
Поскольку саунд-дизайнер, как правило, работает в команде, к тому же творческой, ему необходимы прокаченные soft skills — умение достигать взаимопонимания, договариваться, при этом отстаивать свою позицию.
И, конечно, как любой представитель творческой профессии, дизайнер звука должен быть немного провидцем, чтоб сделать точно то, что хочет заказчик, даже если в ТЗ указаны иные вводные. 🙂
В каких программах работает
Саунд-дизайнер использует различные инструменты, в зависимости от задач и сферы его деятельности. Например:
Izotope RX — одна из самых популярных программ для восстановления звука, удаления посторонних шумов.
Nuendo — профессиональная многоканальная звукозаписывающая система. Ее часто применяют в кино, на телевидении.
Kyma — популярная рабочая станция с большим набором алгоритмов.
Dehumaniser 2 — плагин для обработки голоса, подходит для озвучивания фантастических существ.
GRM Tools — набор плагинов, которые активно используют звукорежиссеры и композиторы.
Effectrix — приложение со множеством встроенных эффектов, совместимо с ПО, которым пользуются диджеи.
Многие профессиональные программы пока не русифицированы, поэтому знание английского языка точно пригодится.
Перспективы профессии
Сегодня в России саунд-дизайн — относительно новая и еще не всеми понятная сфера. Но она, безусловно, перспективная. Технически совершенствуется и развивается киноиндустрия. Растет популярность компьютерных игр и киберспорта. Практически все современные компании стремятся быть представленными в сети.
2020-й год показал, как актуально бизнесу создавать для общения с аудиторией по-настоящему удобные сайты и приложения, в том числе с голосовыми помощниками. Многие культурные, образовательные проекты также уходят в онлайн, и им требуется достойное аудиовизуальное оформление.
Работа sound designer может быть удаленной, что добавляет ей перспективности. Специалист (и его доход) не зависит от местоположения, сотрудничает с российскими и зарубежными компаниями.
По данным moskva.jobfilter.ru, дизайнер звука зарабатывает в среднем 55 000 рублей в месяц. Сумма может варьироваться в зависимости от заказчиков, количества проектов и уровня специалиста.
Где учиться
Некоторые саунд-дизайнеры, которые работают не первый год, пришли в профессию через самообучение. В основном с помощью англоязычных книг, видеороликов и форумов. Музыкальное образование — также хорошая база для sound designer.
Несмотря на новизну профессии, в России уже есть вуз, который готовит непосредственно саунд-дизайнеров. Это Институт звукового дизайна, он работает в Москве с 2015 года и предлагает очные и онлайн-курсы. Дизайн звука изучают в других высших школах. Например, это делают пятикурсники, выбравшие программу «Звукорежиссура аудиовизуальных искусств» в столичном Институте кино и телевидения (ГИТР). ВШБИ НИУ ВШЭ предлагает получить профессию, освоив программу «Менеджмент игровых проектов» или «Основы создания игр».
Также стать саунд-дизайнером можно, пройдя курсы в одном из образовательных центров. В школе «Бруноям» мы предлагаем познакомиться со специальностью в рамках онлайн-программы Режиссер видеомонтажа.
Работа мечты: как стать саунд-дизайнером?
Так уж исторически повелось, что на постсоветском пространстве звукорежиссер – это на все руки мастер. От него требуется и знание схемотехники, и умение паять, знание соответствующего софта, железа, физики волн. Обязательно наличие чувства стиля. А иногда нужно еще и поработать грузчиком. Утрируем, конечно, но в целом, это правда – нужно обладать рядом разносторонних навыков.
Можно сказать, что профессия саунд-дизайнера вышла из профессии звукорежиссера совсем недавно, с развитием киноиндустрии и компьютерных игр. Sound Design пришел к нам всместе с применением западных технологий создания аудиовизуального продукта. Это достаточно узкая специализация звукорежиссуры, и там, где она родилась, разделение профессий в области обработки звука более ярко выражено. Вместо одного звукорежиссера, там есть и концертный звукорежиссер, и специалист записи звука на съемочной площадке, и специалист по записи синхронных шумов.
Что такое саунд-дизайн, или дизайн звука? Где используется саунд-дизайн?
Это создание аудиоэлементов, соответствующих определенным целям и поставленным задачам, будь-то использование звуков в фильме, компьютерной игре, в записи оркестра или группы. Дизайн звука – это особенная работа со звуком, создание определенной “атмосферы», и, как следствие, управление вниманием зрителя при помощи звукового ряда.
Саунд-дизайн важен и необходим. Ведь звук может влиять на настроение, привлекать внимание, или, наоборот, отталкивать. Саунд-дизайн применяется в создании музыки, кинематографе, мультипликации, на телефидении, в компьютерных играх, в озвучке аудиокниг, в рекламе.
Каковы необходимые и достаточные условия для того, чтобы стать саунд-дизайнером?
Профессия, безусловно, специфическая, и для того, чтобы быть саунд-дизайнером, необходимо иметь ряд навыков и быть человеком, так сказать, предрасположенным к аудиальному вуосприятию мира. Иными словами – любить звуки. Собственно, профессия настолько специфическая, что вероятность попадания в нее «не своего» человека крайне мала. Помимо любви к звукам, необходимо:
Советы. С чего начать?
Если Вы чувствуете, что работа со звуком – это прям Ваше кредо, то начинать следует с азов.
Наши современные реалии таковы, что базового образования в ВУЗах по соответствующим специальностям бывает недостаточно. И профессия саунд-дизайнера – яркий тому пример. В отечественных ВУЗах готовят звукорежиссеров, но из-за несовершенства и устаревания программы, молодой специалист выходит из своего учебного заведения заведомо с пробелами в важных областях знаний. В такой ситуации без самообразования и самостоятельного штудирования материала не обойтись.
Учится всегда легче и приятнее, если кто-то опытный помогает разбираться в незнакомых вопросах. Подробнее о льготах для студентов заочной формы обучения вы можете узнать в нашей статье. Не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам нашей компании. Мы поможем Вам стать настоящим профессионалом своего дела!
Иван Колобков, известный также как Джони. Маркетолог, аналитик и копирайтер компании Zaochnik. Подающий надежды молодой писатель. Питает любовь к физике, раритетным вещам и творчеству Ч. Буковски.
Звук в геймдеве: чем занимается саунд-дизайнер
Звук в игре работает на вовлечение и фан так же, как арт и визуальные эффекты, но говорят про него намного реже. Спешим исправить эту несправедливость и подробнее рассказать о музыкальных специальностях в разрезе игровой разработки.
В этой статье отвечаем на вопросы, чем отличается саунд-дизайнер от композитора, как прийти в профессию, попасть в геймдев, составить хорошее портфолио и многое другое.
Саунд-дизайнер и композитор
Сразу расставим все точки над «i» между саунд-дизайнером и композитором.
Саунд-дизайнер в геймдеве — специалист, который сопровождает игровые события соответствующим звуковым сэмплом. Он должен хорошо разбираться в немелодических особенностях звучания (шумовых, фактурных и так далее). Знать игровые движки и audio middleware, уметь имплементировать и настраивать звук внутри игрового билда. Такой специалист подбирает звуки несуществующих фактур. Он знает, как звучит магия, монстры, лазеры и космос. При этом может не уметь писать музыку и мелодически мыслить.
Есть еще музыкальный саунд-дизайнер — человек, который создает новые тембры на синтезаторах (читай: крутит ручки по-всякому), но не обязательно сможет написать музыку.
Композитор — собственно тот, который пишет музыку, используя музыкальные инструменты и свои навыки. Должен обладать мелодическим и гармоническим мышлением, знать музыкальные формы, но может ничего не понимать в звуке в шумовом плане.
Попробую провести аналогию.
Саунд-дизайнер — он как дизайнер шрифтов. Вычерчивает кривые, подгоняет кернинг, он легко отличит Гельветику от Ариала по кончику у буквы «R», мгновенно замечает недотянутые линии, а от разной оптической плотности букв у него может начаться несварение. Но написать ему нужно максимум «Съешь ещё этих французских булок, да выпей же чаю» или «Lorem ipsum». Такой специалист оперирует формами.
Композитор в данном случае будет писателем, поэтом или копирайтером. Такой специалист оперирует смыслами. Он имеет право не отличить Импакт от Колибри и вообще ничего не понимать в визуале, главное — чтобы он написал хороший текст (а по праздникам и рифмованный).
Это довольно разные профессии в ААА-играх, при этом они часто совмещаются в одном человеке на мобильных и казуальных проектах. Можно подумать, что из экономии (и раньше это тоже имело место), но на деле в кэжуале гораздо сильнее взаимосвязь звука и музыки:
И звуки часто музыкальные, где помимо шумовых вещей есть какая-то мелодия. Например, звуки совмещения фишек в матч-3, получения предметов, победы в раунде и так далее. Здесь самая неприятная ошибка — сделать звуки, которые мелодически конфликтуют с музыкой и плохо звучат.
И в музыке не помешает саунд-дизайнерский подход. Это комплекс мероприятий для придания музыке этакого аккуратненького, уютного, сладкого звучания за счет манипуляций с тембрами и их подбора.
В какой геймдев попасть
Саунд-дизайнеру попасть в геймдев-студию сложнее, чем 2D-художнику, 3D-шнику или, тем более, аниматору, которых отрывают с руками. Проблема проста — очень маленький спрос на штатных специалистов.
У композитора еще и требования к рабочему месту нестандартные: там, где художнику достаточно стола, компьютера, графического планшета и откалиброванного дисплея, композитору понадобятся еще MIDI-клавиатура, пара студийных аудио-мониторов (а в продвинутых случаях и 5.1–7.1 наборы), худо-бедно акустически подготовленное помещение, микрофоны и акустические инструменты, продвинутый аудиоинтерфейс, синтезаторы, приборы обработки и так далее. Все это — деньги и время, поэтому не все хотят заморачиваться. В конце концов музыку и звуки можно покупать на аудиостоках.
Гораздо больше шансов устроиться в аутсорс-студию, которая выполняет заказы геймдев-компаний. Либо — фриланс со своими традиционными плюсами и минусами.
Чтобы попасть в индустрию нужно заявить о себе, как и в иной другой специальности. Тут помогут различные группы и паблики по геймдеву, а также безвозмездная работа над маленькими проектами, чтобы получить опыт и наработать портфолио (об этом мы поговорим ниже).
Команда, которая делает музыку в геймдеве, может быть сильно разной. Опять же, тут все зависит от масштабов проекта. Если говорить, о том, куда можно пойти работать саунд-дизайнеру, который хочет в геймдев, то варианты примерно следующие:
штат в игровой компании;
Теперь подробнее о каждом.
Штат в игровой компании
В ААА целые саунд-отделы. Ты должен быть крутым специалистом узкого профиля: саунд-дизайнер, композитор, аудио-программер или технический саунд-дизайнер. Но нужно понимать, что ты возможно будешь работать над одним типов звука, если проект большой.
В кэжуале или гиперкэжуале ценится человек-оркестр, который и звуки, и музыку делает. Проекты проще, легче, но надо уметь всего по чуть-чуть.
Аутсорс-студия
Состав компании, которая делает звуки и музыку в геймдев на аутсорсе, примерно такой:
несколько универсалистов, которые для кэжуала могут и музыку сделать, и звуков добавить;
один-два композитора с высшим музыкальным образованием (консерватория) для оркестровок;
пара саунд-дизайнеров, которые занимаются только звуком и/или диалогами;
технический саунд-дизайнер, который решает проблемы интеграции, настройки, и так далее.
Это скорее архетипы. Бывает, что все перемешано в одном человеке в разных пропорциях (за исключением оркестровщиков, которые редко занимаются неоркестровой музыкой, а уж звуком и подавно).
Фриланс
Фриланс в одиночку — штука муторная. Надо как-то искать клиентов, очаровывать их, уметь продавать себя. А еще согласовывать бюджеты, в которые обычно сразу входит до трех итераций правок, а они, поверьте, будут (оплачено!). С некоторых клиентов придется потом и кровью выбивать деньги. Другие станут постоянными и будут с радостью нести к вам новые заказы. Третьи станут отдельной головной болью — всем фрилансерам знакомы ночные имейлы и звонки с умоляюще-напористым «выручай, вот это и это нам надо уже вчера, сделай до десяти утра, ну, или край до двух дня».
Впрочем, за последние лет десять появились и продолжают появляться специальные биржи — Upwork, Fiverr и другие. Вполне удобные: на них можно искать заказы, а заодно и исполнителей на те роли, которые не можешь сам — записать виолончель для заглавной темы, спеть, съездить в заповедник на другом конце земного шара и записать брачные крики уссурийских тигров. Конкуренция, правда, большая.
Аудиостоки
Схема работы тут простая. Делать в неделю N звуков, заливать на стоки, раскручивать в соцсетях свой профиль и надеяться на продажи. Но конкуренция огромная, качество… ну… соответствующее стокам.
Ассет-сторы
Создавать бандлы звуковых эффектов, как и для аудиостоков, но уже для сторов игровых движков типа Unreal, Unity. А также и для аудиодвижков.
Академическое образование или самоучка
Музыкальное образование не обязательно. При этом в кэжуал-игровой музыке оно совсем не вредит и часто помогает. Но период адаптации все же будет — в геймдеве свои рамки и стандарты.
Главнее в профессии — чувство вкуса, знание азов звукорежиссуры и умение работать с софтом, плагинами и инструментами.
Для композитора
Классическое или джазовое музыкальное с высокой вероятностью пригодится, но и оно не панацея. Даже с академическим образованием можно писать скучную музыку, тем более, что требования к ней с точки зрения классической теории совсем не так строги, как раньше. Исключение, возможно, оркестровки (музыкальное произведение для оркестра) — с ними без консерваторской базы может быть тяжело.
При этом консерватория — это не курсы, а серьезный этап становления как специалиста, который требует подготовки около 7–8 лет. Туда нужно идти, если хочешь писать музыку для крупных и дорогих проектов и метишь к уровню Инона Зура, Джереми Соула и Пола Ромеро. Но если планируешь создавать музыку и звуки для инди, казуальных или мобильных проектов, то затраты и время на такое образование могут перевесить итоговый профит. Хотя, повторюсь, штука полезная.
Для саунд-дизайнера
А вот в саунд-дизайне классическое музыкальное образование мало применимо, тут есть смысл пройти платные курсы. В России есть несколько достойных — например, у Sound Design Institute и XSSR Academy. Я учился у вторых на курсе технического саунд-дизайна у Александра Хилько. Еще есть курсы музыкальной звукорежиссуры, но их основы часто преподают в больших программах по саунд-дизайну.
Также существуют полноценные программы по игровому саунд-дизайну:
Среди других полезных обучающих программ можно рекомендовать:
Game Audio Implementation — книга по техническому саунд-дизайну на движке Unreal 4.
Wwise Certification — технический саунд-дизайн на аудиодвижке Wwise.
Learn FMOD — технический саунд-дизайн на аудиодвижке FMOD Studio.
Cujo Sound — плейлист с туториалом по Unity.
Важный момент: есть игровой саунд-дизайн, а есть музыкальный. В первом случае учат пониманию интерактивного аудио. Там объясняют, что звук в играх не линейный, он меняется от события к событию. Тут на первом месте информативная составляющая, чтобы сориентировать пользователя. Например, часто повторяющиеся звуки не должны быть раздражительными. Зато, когда у персонажа заканчивается ХП, вполне уместно использовать какой-то назойливый джингл для привлечения внимания.
В музыкальном саунд-дизайне — покажут, как крутить всякие ручки на синтезаторах и прочее. Это скорее разные направления, но с похожими принципами, а курсы при этом бывают и по первому, и по второму.
Самообразование
Крутых специалистов, которые учились музыке в качестве хобби, по курсам или урокам на YouTube много, а может даже и большинство.
Самостоятельно проходите платные и бесплатные курсы, онлайн-уроки, разборы, участвуйте в челленджах и конкурсах — сейчас этого предостаточно, нужно лишь поискать.
Проводите анализ понравившихся игр и копайтесь во внутриигровых аудио ресурсах и ассетах, если такая возможность есть. Важнейшее и самое трудозатратное упражнение как в музыке, так и в саунд-дизайне — на слух сделать «как у них», используя свой набор инструментов.
Также помогут различные группы и паблики по геймдеву, где можно безвозмездно поработать над маленькими проектами, чтобы получить опыт и наработать базу проектов. Вот форум для примера.
С большой вероятностью диплом с музыкальным образованием в геймдеве вряд ли кого-то заинтересует, а вот на что точно будут смотреть — это портфолио.
Портфолио саунд-дизайнера
Это самое главное. Нельзя объяснить на пальцах, какой вы крутой спец в звуке. Если у человека академическое образование, куча пройденных курсов и сертификатов, но в портфолио сплошной мусор, то сами понимаете — то ли лыжи не едут, то ли *закончите сами*.
Как и у художников, о которых мы писали в этой статье, портфолио саунд-дизайнера должно придерживаться правила — качество важнее количества. Лучше иметь десяток отличных работ, чем сотню средних.
Если в портфолио половина проектов звучит хорошо, а другая половина сильно так себе, потому что болели, делали в цейтноте, кот сгрыз наушники, сосед сверлил, заказчик не разбирался в звуке, но заставил сделать по-своему — смело ее выкидывайте. Да, какие-то проекты в портфолио должны быть более яркие, а какие-то менее, но соседство хорошей и посредственной работы сразу ставит вопросы.
Портфолио — это четкий ответ на вопрос заказчика «что именно ты можешь?». Не должно быть, чтобы получалось «тут могу, тут не могу, а тут рыбу заворачивали».
Как оформлять портфолио
Портфолио лучше всего разделить на два типа: звуки и музыка. Если вы целитесь на вакансию саунд-дизайнера, то не нужно давать деморил с музыкой на фоне — сделайте только SFX. А если вы человек-оркестр, то предоставьте и то, и другое.
Важный момент: не нужно давать портфолио из 20 саундтреков и 100500 видеороликов с вашими работами. Все должно уместиться в двухминутный сжатый деморил, где все лаконично и сдержанно — работодатель не будет тратить свое время на прослушивание всех работ, таких кандидатов у него сотня. Приятным бонусом будет видео или текстовый файл с пояснением, что и как вы сделали и почему. Например показать скриншоты из вашего аудио редактора, парочку кадров рабочего момента из студии, или как вы рычите в микрофон озвучивая огра.
Портфолио саунд-дизайнера, как коллаж у художника. Деморил — это смиксованый видео-ролик с самыми яркими и разнообразными (если, конечно, автор не творец в узкой стилистике) моментами из игры с работой саунд-дизайнера. Помимо экономии времени, такой формат удобен еще и тем, что заказчик смотрит всего один файл, и не нужно переходить по разным ссылкам.
Правильно составить интересный деморил — задача точь-в-точь как у диджея, которому надо превратить набор пластинок в зажигательный вечер. Надо понимать, где можно вставить что-то яркое, интенсивное, а где показать что-то расслабленное и красивое. Важно поддержать интерес прослушивающего. В качестве совета по обучению такой комбинаторике можно предложить только слушать чужие деморилы и делать лучше. Несколько примеров:
Не надо бояться выкидывать неудачные проекты из портфолио. Качество важнее количества. Если совсем плохо с количеством готовых проектов, лучше добавить выдуманных (переозвучка существующей игры, самодельной игры-прототипа, мультфильма или что-то другое), чем набивать портфолио трешовыми проектами, которые не пошли или где мешал своими советами заказчик. Иначе сразу падает впечатление.
Куда выкладывать портфолио
Есть специальные сервисы, которые позволяют шерить свои сэмплы. Например, Soundcloud. К сожалению, он не идеален: бывает, жмет чересчур сурово, качество страдает. Зато удобен тем, что это социальная сеть — и комментов напишут с маркером на понравившемся месте, и полайкают.
Часто набор звуков/музыку выкладывают на YouTube или Vimeo — либо с картинкой вместо видео, либо используют сопровождающий видеоряд.
Подойдет и облачное хранилище, тем более, что большинство из них поддерживают предпрослушивание без скачивания. Тут без ограничений кому что нравится — Google Drive, Яндекс.Диск, Облако Mail.ru, Dropbox и т.д.
Вариантов много, кто-то даже на Vocaroo загружает. Гораздо важнее, что именно выложить, чем куда.
Наполнение портфолио
У начинающего саунд-дизайнера, понятное дело, в портфолио шаром покати. На предложение «у меня нет готовых проектов, но дайте мне тестовое, и я сделаю круто», соглашается, к сожалению, лишь малая часть заказчиков.
Самый простой путь по наполнению — участвовать в бесплатных проектах. Среди плюсов (помимо опыта и закалки воли) — скорее всего никто не будет вмешиваться в работу, можно делать на свой вкус и страх, пробовать разное, экспериментировать, и сроки будут щадящие. Риски тоже есть: можно попасть на профессиональных искателей бесплатной рабочей силы, проект может быть слишком далеким от вашей основной специализации, или, наконец, проект может никогда не превратиться во что-то играбельное.
Другой момент — игра может выглядеть откровенно плохо. А это важно, ведь звук и визуал в восприятии настолько тесно связаны, что если второе подкачало, то первое скорее всего будет оценено не по достоинству. В этом случае игровой звук можно показывать не под видео геймплея, а под статичную промо-картинку или скриншот посимпатичнее. С музыкой проще: ее обычно легче оценить без контекста игры.
Второй путь — ресаунд. Когда берется видео геймплея на 2-3 минуты из подходящей игры и все звуки с музыкой заменяются на самодельные. Особенно удобно, если игра опенсорсная и позволяет заменять звуковые ассеты.
Саунд-дизайнер должен знать свою основную рабочую среду, то есть DAW (Digital Audio Workstation). Тут каждый сам выбирает удобный инструмент. Правда, в больших проектах могут быть требования работать всем в какой-то конкретной программе, на западе это часто Avid Pro Tools, но сейчас растет популярность Cockos Reaper. Я лично предпочитаю второй. Reaper часто используют именно в игровом саунд-дизайне, так как он хорошо интегрируется с игровыми движками. Также используют Nuendo. Но по сути, это только инструмент, который помогает творить.
Дальше неплохо бы разбираться в плагинах обработки для саунд-дизайна. В DAW, в отличие от программ для 3D, практически вся обработка идет через подключаемые модули — плагины. Тут тоже у всех разные предпочтения, хотя есть и общепризнанные рекомендации. Например, пакет плагинов SoundToys или KiloHearts.
Вообще плагинов очень много, и часто они перекрывают способности друг друга. Бывает, что бесплатные плагины оказываются качественнее платных, причем — дорогих. Чтобы сделать правильный выбор, важно знать основные принципы и типы обработки и уметь определять их на слух — динамическая (компрессия, транзиент дизайн), тембральная (эквализация), нелинейная обработка (сатурация, дисторшн), реверберация, хорус и так далее.
Неплохо хотя бы на базовом уровне разбираться в каком-нибудь популярном игровом движке. Обычно это Unity. Unreal Engine в этом плане не очень отличается, но в нашей области — кэжуал/мобайл — гораздо более редкий зверь.
Знание стороннего аудиодвижка типа Wwise или FMOD тоже плюс. Они позволяют настраивать и создавать сложные аудио подсистемы, типа динамической погоды, двигателей транспорта, окклюзию, реверберацию, интерактивную музыку и тд. Если это делать через программиста, то обойдется дорого и долго по времени. Это заново писать код под нужды саунд дизайнера. Тем более программист это не звукорежиссер, он не знает, что тут можно применить Low Pass Filter, а тут Delay, или как отстроить реверберацию в комнате и так далее. В игровой индустрии этим должен заниматься саунд-дизайнер. Аудио middleware хорошо дружит с популярными игровыми движками Unreal и Unity, и интегрируется просто и без костылей.
Как это работает: мы создаем сложную систему в аудиодвижке, днями и ночами настраиваем ее внутри Wwise или FMOD Studio, проверяем внутри движка, а программисту остается только запускать с кода наши триггер-ивенты. Все остальное — работа аудиодвижка.
Wwise
FMOD Studio
И даже если умение работать с аудио-движками окажется невостребованным, вы поймете, как можно организовывать и настраивать аудио в проекте.
Железо
Из железа саунд-дизайнеру нужно иметь (полу)профессиональный рекордер и небольшой набор микрофонов. Совсем не обязательно сразу копить на дорогой Sound Devices, для начала можно пользоваться бюджетным Zoom или Tascam. Возможность записывать свои звуки — бесценна, да и практика отличная, несмотря на гигантский выбор современных звуковых библиотек.
Вот пример, где я с помощью старой гладильной доски сделал звуки для «Трансформеров»:
Студийные мониторы и подготовленное помещение желательны, хотя в последнее время набирает силу тренд микширования в наушниках. Но надо помнить, что разница в ощущениях очень сильная, и учиться микшировать в наушниках тяжелее.
Наушники для работы должны быть «студийные», с ровной АЧХ без украшательств, хотя проверять сделанное придется и на бытовых, и на динамике телефона. Золотой стандарт студийных наушников — Sennheiser HD650, но перед покупкой нужно обязательно слушать и сравнивать разные. Из личных предпочтений — Audio Technica ATH-R70x и Beyerdynamic DT 770/990.
Композитору обязательно понадобится MIDI-клавиатура. Для саунд-дизайна это тоже полезная вещь, но не обязательная.
К приборам обработки особых требований нет. Владеете какими-то железками — прекрасно, не владеете — тоже ничего плохого, софтовая обработка сейчас на высоте. Да и по скорости работы круче.
Вместо заключения
Как в любой профессии на стыке творчества и технологий, чтобы стать саунд-дизайнером нужно развивать вкус и технические скиллы. К счастью, сейчас есть огромное количество обучающих ресурсов для специалистов разного уровня. Геймдев — это всегда специфика, надеемся, удалось раскрыть, как именно прийти в профессию и чем занимаются профи по звуку в индустрии. Если остались вопросы, будем рады ответить в комментариях.