Чем занимается сфера услуг
Сфера услуг
Сфера услуг — часть экономики, которая включает в себя все виды коммерческих и некоммерческих услуг; сводная обобщающая категория, включающая воспроизводство разнообразных видов услуг, оказываемых предприятиями, организациями, а также физическими лицами. Остальными частями экономики принято считать производство — промышленность и сельское хозяйство.
Сферу услуг часто относят к постиндустриальному экономическому укладу. Именно сфера услуг составляет, в экономически развитых странах, основную часть экономики по числу занятых (больше 60 %).
В сферу услуг входят:
Работники, занятые в сфере услуг, и непосредственно обслуживающие клиентов, именуются обслуживающим персоналом.
История
В древние времена общественное оказание услуг было неразвито. Товарный обмен и торговля осуществлялись, в основном, в виде готовых результатов сельскохозяйственного или ремесленного труда.
По мере эволюции человеческого общества, научно-технического прогресса, механизации и автоматизации физического труда, сфера услуг набирает темпы своего развития и становится ключевым сектором экономики. В постиндустриальной экономике основные нерешенные задачи находятся как раз в сфере управления техникой, организации, распределения готовой продукции.
В XXI веке особенное развитие и ценность приобретает интеллектуальный человеческий труд. Разделение интеллектуального труда создает огромное количество специальностей и профессий, требующих высокой научной подготовки, большое число рабочих мест, высокую степень интеграции совместных человеческих усилий, рост общественного благосостояния.
Данные тенденции напрямую относятся к сфере услуг и управления, что обусловливает ее ускоренный рост относительно более старых сфер деятельности человека. Для сферы услуг характерны более высокие прибыли, чем для промышленного, и тем более, сельскохозяйственного секторов экономики. Спектр услуг постоянно расширяется и занимает все большее место в ВНП государств.
Уровень (класс) услуг
В зависимости от уровня предоставляемых услуг (обычно входящих в пакет услуг) они делятся на те или иные классы (Класс обслуживания), который может быть третий, второй, первый, эконом- и бизнес-класс, высший, премиум (люкс).
См. также: QoS (quality of service; в компьютерных сетях)
Определение сферы услуг
Рассказываем, что такое сфера услуг, какими отраслями и профессиями она представлена в современном мире. Развитие данного сектора экономики характерно для постиндустриальной экономики, он доминирует в развитых странах. По данным РБК, в России на конец 2016 года пришёлся пик активности сферы услуг — индекс деловой активности по этому направлению достиг максимальной отметки в 56,5 баллов. Затем последовало небольшое падение и в январе 2019 года он составил 54,9 пунктов. В любом случае, это хороший показатель: если индекс больше 50, значит деловая активность растёт, а у начинающих предпринимателей есть перспективы заработка.
Понятие сферы услуг в экономике
Есть несколько определений сферы услуг, из которых наиболее доступным и поэтому распространённым является: «часть экономики, включающая воспроизводство разнообразных видов услуг, оказываемых предпринимателями и организациями». Эта сфера экономики противопоставляется сельскому хозяйству и производству.
Отличительной особенностью данного сектора является нематериальный характер создаваемых или воспроизводимых благ. Так, в сельском хозяйстве результатом работы становятся продукты питания, в промышленном производстве — материальные блага, а в услугах — неосязаемый, нередко кратковременный результат в интересах потребителя. Например, туристическая поездка, новая прическа или урок английского.
Отличительными чертами сферы услуг являются:
Например, парикмахерские услуги — это какая сфера? Это сфера услуг.
Активное развитие данного сектора экономики считается признаком развитого постиндустриального общества. То есть, если сфера услуг занимает в экономике страны более 60% процентов ВВП, её можно отнести к постиндустриальным. В развитых странах этот показатель находится на уровне 65%, а в сфере трудоустройства достигает 70%. В России эта отрасль прошла ускоренное форсированное становление: с 1990 по 2013 доля услуг в ВВП выросла с 32,6% до 69%. Такой рост связан с бурным развитием торговли, которая имеет наибольшую долю в отраслевой структуре сектора.
С точки зрения практики для предпринимателя определение и особенности могут не иметь большого значения. Однако любой бизнес будет подчиняться общеэкономическим законам и тенденциям, понимание которых обеспечит больше шансов на прибыль и успех на рынке.
Предпринимательство в сфере услуг — это возможность зарабатывать в активно развивающемся секторе экономики.
Отрасли сферы услуг
Сектор объединяет несколько направлений работы, напрямую не связанных между собой и даже противоположных. Отрасли сферы услуг — это виды деятельности, направленные на создание разнообразных нематериальных благ. Чтобы охарактеризовать её структуру, воспользуемся классификатором видов экономической деятельности. Из него мы узнаём, что международный стандарт предусматривает 9 разновидностей услуг.
Оптовая и розничная торговля
Торговля — это сфера услуг, точнее вторая крупнейшая по ВВП и занятости отрасль в России (в 2016 году она уступила первенство операциям с недвижимостью). Показателем успешности торговли в первом десятилетии 21 века стало повсеместное строительство торговых центров, гипермаркетов, супермаркетов и популярность интернет-торговли.
Кризис 2014 года, точнее девальвация рубля затормозили развитие отрасли. Покупательская способность граждан снизились и не восстанавливается уже 5 лет. Однако для начинающего предпринимателя именно торговля, основанная на перепродаже товаров, остаётся наиболее простым и быстроокупаемым способом выйти на рынок.
Гостиницы и рестораны
Успех гостиниц и ресторанов связан с развитием туризма, а также покупательской способностью граждан и их готовностью тратить деньги на заведения общественного питания (к этой категории относятся все кафе, столовые, бары). В общей структуре туризм составляет всего 4,4%. Затраты на путешествия и питание вне дома в кризисные периоды сокращаются до нуля, что делает отрасль полностью зависимой от стабильного финансового благополучия населения.
Транспорт и связь
В это направление деятельности включаются все виды транспорта — железнодорожный, автомобильный, воздушный, речной, морской, трубопроводный, а также все виды связи. Особенность отрасли в том, что продукт её деятельности необходим не только частным потребителям, но бизнесу и государству.
Транспортная инфраструктура России включает 85 500 километров железных дорог и 1 млн кв.м автомобильных дорог. По совокупной длине железных дорог наша страна уступает США и Китаю. Лидером по количеству автомобильных дорог тоже являются Соединённые Штаты — 6,5 миллионов километров. Россия находится в десятке лидеров, на одном уровне с Бразилией и Японией.
Финансы
Это система банков и прочих финансовых учреждений, а также фондовый рынок страны и оказание страховых услуг. Отечественная финансовая отрасль относится к отстающим — совокупная капитализация российского фондового рынка в 2014 году была меньше капитализации Google.
Количество отечественных банков стабильно снижается: на начало 2017 года действовало 623 банка, на начало 2018 — уже только 561.
Аренда и прочие услуги, связанные с недвижимостью
Объём жилищного строительства существенно вырос за последние годы. Так, в 2007 году за год строилось 532 тысячи новых квартир, а в 2016 году — уже 916 тысяч. При этом средняя площадь квартиры сократилась с 70 до 50 кв.м, а жилищные условия большинства граждан остаются неудовлетворительными, сильно уступают даже среднему значению в Восточной Европе.
Обязательное социальное обеспечение, государственное управление и военная безопасность.
К этому направлению относится деятельность государственных и местных органов власти. Это регулирование налогообложения, общественного порядка, благоустройства, безопасности, правопорядка. Сюда же входит регулирование других отраслей сферы услуг — торговли, образования, здравоохранения. Местные, региональные и федеральные власти принимают законы, работают с обращениями граждан, контролируют деятельность организаций (в том числе частных), однако самостоятельно ничего не зарабатывают. Оценить их вклад в экономику трудно, учитывая, что их деятельность напрямую финансируется из бюджетов разных уровней.
Образование
В сфере образования доминируют государственные и муниципальные учреждения. Сейчас в стране функционируют всего 400 частных школ (в начале 2000-х годов это число достигало 700) и около 1 тысячи негосударственных университетов. Они существуют под жёстким контролем государства.
Только за последние годы контролирующие учреждения лишили десятки таких образовательных заведений возможности вести деятельность из-за низкого качества услуг, нарушения правил работы и мошенничества. Коммерческое образование не развивается и перспектив к подъёму отрасли в ближайшие годы нет.
Здравоохранение
В России отрасль здравоохранения также характеризуется доминирующей ролью государства. Сейчас в стране действуют около 5,4 тысяч больниц против 10,7 тысяч в начале нулевых годов. Но в отличие от сферы образования, в этом направлении активно развивается частный бизнес. Известно, что на начало 2014 года в стране работали более 1700 коммерческих медицинских учреждений.
Наиболее прибыльной является стоматология — она занимает 50% коммерческого рынка в стоимостном выражении. Опрос в июне 2012 года показал, что 52% респондентов за последний год пользовались услугами частных клиник и оплачивали их за свой счёт (без полиса медицинского страхования). Эти данные делают работу в сфере коммерческой медицины очень перспективной.
Коммунальные, бытовые и социальные услуги
В этот сектор входит весь комплекс бытовых услуг населению:
Отрасль находится под надзором государства, которое не только контролирует его, но и владеет её существенной долей. Например, водоканалы в большинстве случаев являются муниципальными или региональными предприятиями, на их финансирование затрачиваются бюджетные средства. Впрочем, частный бизнес в этом направлении также неплохо зарабатывает. Примером может быть ОАО «ТГК-2» — энергетическая компания, объединяющая 15 теплоэлектроцентралей в 6 регионах России. Капитализация ТГК-2 составляет 1,2 млрд рублей.
Примеры предприятий сферы обслуживания
Теперь, когда мы охарактеризовали структуру, найти примеры предприятий сферы услуг очень легко:
Профессии в сфере услуг для населения
В России в этом секторе экономики сосредоточено 70% работающего населения. Это значит, что 7 из 10 официально трудоустроенных людей работают именно на оказание той или иной услуги. Это цифры только по официальным данным. Если же учесть, что часть специалистов работает неофициально — домашние парикмахеры, кондитеры, няни, сиделки, сантехники — вклад в экономику окажется ещё более весомым.
Примеры профессий:
Администратор сферы услуг — это отдельная профессия, предполагающая управлением организацией. Такой специалист планирует и контролирует текущую работу, ставит краткосрочные и долгосрочные цели предприятия, управляет персоналом. В интернете можно найти образовательные курсы по этой специальности.
Заключение
Сфера услуг — это широкое понятие, объединяющее 9 направлений деятельности, общей чертой которых является удовлетворение потребностей потенциальных клиентов. В экономике развитых стран услуги составляют не менее 60% ВВП. В России этот показатель находится приблизительно на таком уровне, хотя экономический кризис последних лет снизил его значение. Наиболее развитыми остаются торговля и рынок недвижимости.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Бизнес идеи: какой бизнес сейчас актуален
Код ОКОНХ: как узнать по ИНН
Обязанности менеджера по сопровождению клиентов
Список видов деятельности для ИП
Реальные располагаемые денежные доходы – это что такое
Сфера услуг в России
Человеку для жизни требуются не только пища, одежда и жилище, но и регулярное обслуживание. У него существуют потребности, которые требуют удовлетворения. А это в свою очередь, приводит к созданию сферы услуг.
Третичный сектор в России
Научный прогресс, дающий толчок к бурному развитию систем автоматизации и роботизации, высвобождает огромное количество персонала, всё больше находящего применение в третичном секторе экономики России. Он представляет собой не что иное, как сферу обслуживания, удовлетворяющую потребительские аспекты населения, осуществляющую взаимодействие хозяйствующих субъектов, предоставляющую услуги государственных органов управления, безопасности и правопорядка.
Создание на рубеже XX-го – XXI-го веков постиндустриального производства, способного при 30% занятости населения в первичном и вторичном секторе экономики, полностью удовлетворить потребности общества, вызвало стремительной рост третьей составляющей: сферы услуг. Причём она не только удовлетворяет потребности индивидуумов, но и является составной органической частью современного сельскохозяйственного и промышленного производства. Именно за счёт неё:
Востребованность данной сферы возникла под воздействием новых социально-экономических факторов:
Основные отрасли сферы услуг
Торговля
Торговля занимается куплей-продажей товаров и оказанием ряда услуг (преимущественно консультационного характера) покупателю. Согласно данным Росстата, общий объём розничных торговых операции в течение 2019 года составил 33 532,1 млрд. рублей, что свидетельствует об её постоянном росте на протяжении последних десятилетий.
Действительно, с началом политических преобразований в конце прошлого века на территории России, именно этот вид деятельности стал переживать настоящий бум. Значительно увеличилось количество торговых точек, возникли сетевые компании, появилось множество супер- и гипермаркетов, развилась торговля с помощью интернета.
В свою очередь это вызвало активность в сфере рекламы, развитие отраслевого маркетинга, расширение международных связей и дало толчок к значительному увеличению перевозок. Сегодня, организованная купля-продажа позволяет:
Дополнительно, с помощью торговых операций осуществляется распределение потоков товаров в цепи отпово-розничных взаимоотношений, и налаживаются экономические связи с зарубежными партнёрами.
Транспорт
Одно из наиболее востребованных направлений сферы услуг, получившие широкое развитие в связи с огромными пространствами и географическими особенностями нашей страны. Транспортная сеть России включает в себя:
Понятно, что столь гигантская сеть позволяет осуществлять триллионы тонно-километров грузооборота (5,6691 в 2019 году) и наладить поток в миллиарды пассажиро-километров (531,9 в 2018 году). Причём выполнять перевозки приходится в любое время года и при неблагоприятных погодных условиях. С этой сложной задачей справляются только железнодорожный и трубопроводный виды транспорта, остальные, вследствие ряда факторов природно-климатического свойства, могут выполнять свои функции лишь в строго определённое время года.
Телекоммуникации
Телекоммуникация – быстроразвивающаяся и наиболее перспективная сфера услуг, способная передавать информацию на значительные расстояния по кабельным и радиотехническим линиям связи.
Современный уровень взаимоотношений, требует формирования, обработки, передачи и получения огромных объёмов информации. Данная проблема решается с помощью организационных мероприятий, технических средств, программного обеспечения.
Благодаря развитию науки и техники, конец II-го тысячелетия ознаменовался добавлением к традиционным средствам передачи данных: почте, печати, телеграфу и телефону, радио и телевидению, – интернета и сотовой связи.
Интересно, что общее количество абонентов сотовой связи на территории России, услуги которой в настоящее время предоставляют: МТС, ВымпелКом, МегаФон, Tele2, на первое полугодие 2019 года составляющее 260,647 млн. лиц, значительно превышает население страны. Возможно, причиной этого служит её доступность, обеспеченная самыми низкими тарифами во всём мировом информационном пространстве.
Общее количество российских пользователей интернета на 2019 год достигло цифры 109,6 млн. абонентов (уровень проникновения находится на отметке в 76%). Причём абсолютное большинство из них (86%) посещают этот информационный ресурс ежедневно.
Кроме того, согласно данным 2018 года:
Общая финансовая выручка телекоммуникационных компаний составила по итогам года: 1,636 млрд. руб.
Финансы
Финансы на протяжении столетий выполняют функцию платёжной системы в процессе различных взаимоотношений в обществе. Современная финансовая система Российской Федерации включает в себя: госбюджет, разнообразные фонды, систему кредитования, систему страхования и непосредственно финансовые средства. Общая численность работников финансовой сферы превышает 1 млн. человек.
Единую финансовую политику нашей страны при взаимодействии с государственными органами осуществляет Банк России, а непосредственные банковские операции с юридическими и физическими лицами осуществляют коммерческие банки.
Денежной единицей нашего государства является российский рубль – одна из старейших национальных валют в мире. С его помощью выполняются финансовые расчёты в системе товарно-денежных отношений, оплачивается выполненная работа, производятся накопления.
Финансы России к окончанию 2019 года составляют:
Туризм
Россия обладает колоссальным потенциалом для развития туризма, существенная часть которого уже используется.
По данным этого же ведомства, количество россиян, побывавших за границей в том же году, превысило 48 млн. человек. Анализируя места их пребывания, можно с уверенностью констатировать, что значительная часть этого потока ездила отдыхать в тёплые приморские страны.
Понятно, что столь широкий поток приезжающих иностранцев и выезжающих соотечественников составляет одно из важнейших направлений сферы услуг. Согласно информации Росстата в 2018 году количество туристических фирм составляло 13674 единицы, а число реализованных ими турпакетов превысило 4,5 млн. шт. на сумму 303,738 млрд. руб.
Туристическая сфера России всегда может предложить своим клиентам посещение свыше 100 курортов расположенных:
Весьма привлекательными объектами посещения являются: Москва, Санкт-Петербург, Казань, города Золотого кольца России, речные круизы, озеро Байкал и огромное множество интереснейших исторических и географических достопримечательностей нашей страны. Вдобавок, РФ проводит у себя целый ряд крупнейших международных спортивных соревнований, организует множество культурных мероприятий мирового значения.
Социальная сфера
В основном социальная сфера на территории России представлена системой образования и здравоохранения.
16 млн. школьников, 1 млн. учителей, 7 млн. студентов (4 161 700 – в системе вузов, 2 995 800 – в системе среднего профессионального образования) начинали процесс обучения в 2019 году с целью освоения 3,326 трлн. рублей. Количество выпускников в этом же году составило:
Уровень здравоохранения РФ можно оценить по следующим показателям 2019 года:
Основные тенденции развития сферы услуг в России
Развитие сферы услуг в России на данном этапе общественного развития находится под воздействием целого ряда положительных и отрицательных тенденций.
С одной стороны, с началом рыночных реформ, сопровождающихся процессом приватизации, появилась отличная возможность резкого расширения сферы услуг. Что и привело к увеличению количества занятого населения и росту её доли в ВВП.
С другой стороны – первоначальный импульс наткнулся на жесточайшую конкуренцию со стороны ведущих экономических держав ощутивших, появление нового рынка сбыта. Плюс к этому добавилась забюрократизированность самого процесса становления отрасли и отсутствие государственной поддержки должного уровня. Кроме того, значительную роль играет фактор получения инвестиций.
Простой анализ показывает устойчивую динамику роста тех направлений, которые изначально имели хорошую материальную базу, традиционно налаженные связи, высокий уровень потребности и не требовали существенного финансирования. Свой отпечаток на это наложило ранее полученное профессиональное образование и освоенные навыки.
В результате на первые позиции вышли:
Очевидно, что этот первый этап вскоре достигнет стадии насыщения, вследствие некоторого превышения предложения над спросом, конкуренции и нежелания потребителей довольствоваться отсутствием разнообразия и низким качеством обслуживания, усугубляющимся отсутствием каких-либо гарантий.
На смену ему придут новые, более крупные игроки, имеющие значительные возможности для захвата рынка и осуществляющие долговременную политику. Их роль будет заключаться в некоторой стабилизации и налаживании отношений с органами власти, снижении уровня экономических рисков (СРО), а также организации высокой степени специализации и надёжности. Вполне возможно, что это будут первоначальные участники процесса оказания услуг, должным образом интегрированные в оптимальные структуры.
Постепенно к ним добавятся наиболее сильные в экономическом отношении системы, сумевшие объединить в единую интеграционную цепь передовые научные кадры, значительные инвестиции (госзаказы и банковский капитал), а также профессиональный менеджмент и отлично организованный маркетинг. Именно они возьмут на себя миссию оказания высокотехнологичных услуг для ряда фирм и производственных предприятий, с целью создания инновационных технологий, позволяющих занять лидирующие позиции в мировой экономике.
Производство, торговля или сфера услуг: где крутятся самые большие деньги
Торговля
Один из самых простых способов начать собственный бизнес. У сферы торговли достаточно много достоинств:
— Минимальный порог вхождения. Для того чтобы начать торговать товарам, нужно просто закупить продукцию по низкой цене и продать по более высокой. В этом и заключается вся суть торговли.
— Небольшие затраты. По сравнению со сферой услуг и производством, торговля не требует практически никаких затрат. Всё, что необходимо, — это найти помещение, нанять работников и заключить контракты с поставщиками. Никакого специализированного оборудования.
— Достаточно просто получить прибыль. Особенно это справедливо для продуктов питания.
— Множество рычагов для давления на конкурентов. Демпингование, доработка продукции с повышением её привлекательности и многое другое.
Но есть и недостатки:
— Высокая конкуренция. Сейчас чуть ли не каждый второй бизнесмен занимается торговлей, а это значит, что нужно иметь конкурентные преимущества.
— Сложности с поиском уникальной продукции. Практически всё, что ты видишь на полках магазинов, уже есть в различном исполнении.
— Невысокий заработок. Многие бизнесмены, открывшие бизнес в сфере торговли, закрывают компанию уже в первый год. Для того чтобы иметь высокую прибыль, необходимо либо вытеснить конкурентов с рынка (что не так-то и просто, ведь они куда опытнее того, кто недавно начал свой бизнес), либо предлагать уникальную продукцию, найти которую также непросто.
— Высокие риски. Проблемы с поставками, некачественный товар, падение спроса — это лишь часть рисков, с которыми приходится работать практически каждому бизнесмену в сфере торговли.
Один из главных недостатков — необходимость вложения средств. Небольшие партии товаров можно закупить менее чем на 100 тысяч рублей, но и прибыль будет минимальной, а для высокой чистой прибыли необходимы крупные вложения денег.
Услуги
Бизнес в сфере услуг ещё проще торговли, так как требует минимального капиталовложения, особенно если ты являешься частным предпринимателем, или, как их теперь называет государство, самозанятым.
Достоинства бизнеса в сфере услуг:
— Низкие или единовременные затраты. К примеру, если ты открываешь массажный салон, то нужно закупить массажные столы, кресла, спа-оборудование и другие вещи только один раз, реставрируя и меняя их после того как они придут в негодность. Это отличает сферу услуг от торговли, так как нет необходимости делать крупные закупки каждый месяц — нужно закупать только расходники, к примеру масла и крема для того же массажного салона.
— Возможность работы на дому. Справедливо для самозанятых. Для малого бизнеса затраты на аренду помещений невелики, и они ниже, чем в сфере торговли. Для сферы услуг достаточно одного-двух помещений, тогда как для торговли нужны дополнительные помещения, к примеру склады для хранения продукции.
— Достаточно высокая прибыль. При низких вложениях можно получать достаточно большую чистую прибыль.
Недостатки:
— Необходимость в опытном персонале. В отличие от сферы торговли, где большая часть персонала может иметь среднее или средне-специальное образование, в сфере услуг необходимы люди со специализированным высшим образованием и опытом в этой сфере. К примеру, в уже указанном массажном салоне в качестве массажистов нанимают специалистов с медицинским образованием.
— Дорогостоящее оборудование. В некоторых видах бизнеса из сферы услуг первоначальные вложения могут быть значительными, но они всё равно являются единовременными, а не постоянными, как в сфере торговли.
— Насыщенность рынка. В сфере услуг имеется высокая конкуренция, которая превышает таковую в сфере торговли из-за описанной выше простоты и дешевизны вхождения. Особенно мощная конкуренция наблюдается в тех сферах, где первоначальные вложения минимальны или вовсе отсутствуют (например, администрирование групп в социальных сетях).
Производство
Когда речь заходит о производстве, многие начинающие бизнесмены представляют себе огромные затраты и туманную перспективу получения прибыли. На самом деле производство уже включает в себя и торговлю (ведь произведённый товар нужно сбывать), и сферу услуг (подразумевается доставка, монтаж и многое другое). Выходит, что производство объединяет в себе сразу три сферы: создание продукта, его реализацию и обслуживание потребителей.
Достоинства:
— Высокая прибыль. При больших поставках или высокой цене на товар чистая прибыль может составлять несколько миллионов рублей в месяц даже на небольшом предприятии при условии спроса на продукцию и наличия налаженных каналов поставок.
— Долгосрочность. В отличие от торговли и сферы услуг, которые в большинстве случаев подразумевают получение быстрой прибыли в течение короткого времени и переориентации на другую продукцию, производство рассчитано на долгосрочные перспективы и стабильность.
— Программы поддержки от государства. Особенно это касается сельского хозяйства, которое получает субсидии, кредиты на большие суммы под невысокий процент и другие льготы.
— Сравнительно невысокая конкуренция. Как мы уже сказали ранее, большинство бизнесменов предпочитает сферу торговли или услуг, тогда как в промышленности и сельском хозяйстве наблюдается дефицит.
— Высокий спрос на продукцию. Если производить конкурентную продукцию, то предприятие будет обеспечено заказами на месяцы, а то и годы вперёд.
Недостатки:
— Долгосрочность. Это как достоинство, так и недостаток. Различные виды производства требуют разное время для окупаемости. Самая быстрая окупаемость в лёгкой промышленности и сельском хозяйстве, не требующем больших вложений, а самая долгая — в тяжёлой промышленности. В некоторых случаях предприятие окупается только через полгода-год работы.
— Высокие первоначальные затраты. Для создания производства нужно закупить станки, автопарк, автоматизированные сборочные или перерабатывающие машины. Стоимость таких машин может составлять более миллиона рублей за одну единицу. Но как и в случае со сферой услуг, в производстве эти затраты единовременные.
— Более сложная организация процесса работы. Нужно найти подходящие помещения, нанять персонал, запустить производство, наладить каналы поставок и сделать много вещей, которые помогут воплотить идею в реальность.
Кстати, есть и более выгодные предложения. К примеру, тот же Ивановский механический завод предлагает производство армирующей стеклопластиковой сетки, профилей и настилов. Если верить информации на сайте, то выручка при производстве армирующей стеклопластиковой сетки в первый год составит 13 миллионов рублей при первоначальных затратах на оборудование от 1,7 миллиона рублей. Даже если принять во внимание не особо высокий спрос и затраты на зарплаты, обслуживание и другие расходы, то чистая прибыль составит не менее 6 миллионов рублей. Добиться аналогичной прибыли при таких вложениях в сфере торговли и услуг намного сложнее. Оказывается, производство — это не дорогостоящий и выгодный бизнес.