Чем занимается следователь прокуратуры

Чем занимается следователь прокуратуры

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

2. Следователь уполномочен:

1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом;

2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;

3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;

4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 настоящего Кодекса, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;

(пп. 5 в ред. Федерального закона от 02.12.2008 N 226-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

3. В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

Источник

На наши вопросы об обучении следователей ответили в Московском университете МВД России им. В.Я. Кикотя

Продолжая разговор о юридических профессиях, мы узнали у представителей кафедр предварительного расследования, криминалистики, уголовного процесса МосУ МВД России им. В.Я. Кикотя о том, какую подготовку проходят будущие следователи, в чем заключается отличие программы обучения следователей от программ обучения в других юридических вузах, а также каково предназначение профессии следователь и какими знаниями и навыками должен обладать сотрудник следственных органов.

КонсультантПлюс: Ранее следствием по различным делам занимались и милиция, и прокуратура. В 2010 г. Следственный комитет был отделен от прокуратуры. Как сейчас взаимодействуют эти две структуры? Какое место занимает полиция в этой деятельности?

Полное и качественное раскрытие и расследование преступлений возможно только при всестороннем и активном взаимодействии всех подразделений и служб правоохранительных органов. В процессе реализации указанной деятельности должно обеспечиваться соблюдение законных прав и интересов человека и гражданина в Российской Федерации. Именно это обстоятельство обусловило разграничение полномочий органов правоохранительной системы.

Органы прокуратуры осуществляют от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Одним из направлений этой деятельности является надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие (ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»). Таким образом, Прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за процессуальной деятельностью следователей Следственного комитета. Иными словами, органы прокуратуры и Следственный комитет совместными усилиями осуществляют борьбу с преступностью.

Не менее важное место в системе расследования преступлений занимает следственный аппарат органов внутренних дел, следователи которого расследуют подавляющее большинство уголовных дел. Для повышения эффективности борьбы с преступностью на помощь следственным подразделениям приходит полиция, в которой созданы и успешно функционируют различные подразделения и службы. Согласно федеральному законодательству, на полицию, наряду с выявлением, раскрытием и расследованием преступлений, возложены функции по розыску лиц, скрывшихся от следствия и суда, государственной защите участников уголовного процесса, осуществлению экспертно-криминалистической деятельности (ст. 2 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»).

Таким образом, полиция занимает одно из важнейших мест в системе правоохранительных органов, ведущих борьбу с преступностью.

КонсультантПлюс: Произошли ли в связи изменением структуры следственных органов какие-то изменения в программе обучения следователей?

Чем занимается следователь прокуратуры. Смотреть фото Чем занимается следователь прокуратуры. Смотреть картинку Чем занимается следователь прокуратуры. Картинка про Чем занимается следователь прокуратуры. Фото Чем занимается следователь прокуратуры Любые изменения, происходящие в структуре правоохранительной системы, обусловливают необходимость адекватного изменения условий подготовки кадров для соответствующих подразделений и служб, входящих в ее состав.

Именно поэтому в Московском университете МВД России им. В.Я. Кикотя созданы факультеты, готовящие кадры для полиции. Помимо факультета подготовки следователей в университете имеются факультеты подготовки дознавателей, подготовки оперативных сотрудников полиции, подготовки сотрудников полиции по охране общественного порядка, факультет экономической безопасности, экспертно-криминалистический факультет и др.

С учетом структурных изменений, в процессе подготовки профессиональных кадров правоохранительных органов появляется необходимость корректировки учебного материала, особенно специализированными кафедрами: уголовного процесса, уголовного права, криминалистики, предварительного расследования и другими, формирующими основу тех знаний, умений и навыков, которые необходимы каждому следователю и дознавателю. Особый упор на кафедрах делается в сторону практической основы преподаваемых дисциплин. В ходе проведения лекционных, семинарских и практических занятий преподаватели стремятся не только преподнести учебный материал в соответствии со стандартами образования нового поколения, но и передать свой личный практический опыт, полученный в ходе прохождения службы в различных подразделениях правоохранительных органов. Преподаватели постоянно повышают свою квалификацию, проходя стажировки в органах. Кроме этого, на кафедрах успешно применяется проведение занятий с участием действующих работников, имеющих большой опыт.

Проведение в учебных группах специально разработанных деловых игр, которые сопровождаются составлением обучающимися макетов процессуальных документов, а по окончании изучения блока тем о досудебном производстве проводятся комплексные учения, максимально приближенные к реальной практической деятельности.

Также предусмотрены спецкурсы, преддипломная стажировка и подготовка выпускной квалификационной (дипломной) работы, нацеленные на совершенствование знаний, умений и навыков по организации и производству расследования преступлений в новых условиях.

КонсультантПлюс: Университет МВД с 1992 г. готовит кадры для следственных подразделений. Означает ли, что молодые люди, завершившие обучение в университете, имеют все шансы получить работу в следственных органах? Какой процент ваших выпускников работает по специальности? Какие функциональные обязанности обычно возлагаются на молодых специалистов в органах следствия?

По окончании обучения в Московском университете МВД России на факультете подготовки следователей слушатели работают в следственных подразделениях системы МВД России. Распределение по территориальным округам осуществляется в соответствии с тем комплектующим органом, который направлял на обучение данного слушателя.

Практически 100% выпускников работают первые 5 лет по профилю специальности, то есть в следственных подразделениях. Функции следователя возлагаются на молодых специалистов в полном объеме. Иными словами, в должности следователя молодые специалисты самостоятельно расследуют преступления, проводят следственные и иные процессуальные действия, руководствуясь при этом нормами уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Другое дело, что молодым специалистам до 1 года работы поручается, как правило, расследование несложных преступлений. Кроме того, за молодыми сотрудниками закрепляются наставники из числа наиболее опытных следователей.

КонсультантПлюс: Каким, по вашему мнению, должен быть работник органов следствия, какими обладать знаниями, навыками, качествами?

В этом ФГОС ВПО закреплена совокупность обязательных требований к выпускникам, которые складываются из набора определенных знаний, умений, навыков.

В свою очередь, реализация указанных требований позволяет сформировать у выпускника ряд компетенций общего и специального значения, необходимых в работе следователя. Например, выпускник должен обладать способностью понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета, проявлять непримиримость к коррупционному поведению, высокий уровень правосознания и правовой культуры и т.д.

Специальные или профессиональные компетенции призваны показать готовность выпускника к профессиональной деятельности следователя. Среди таких компетенций можно выделить следующие: способность анализировать правоотношения, являющиеся объектами профессиональной деятельности, юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства, выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения, применять в профессиональной деятельности теоретические основы раскрытия и расследования преступлений, использовать в целях установления объективной истины по конкретным делам технико-криминалистические методы и средства, тактические приемы производства следственных действий, формы организации и методику раскрытия и расследования отдельных видов и групп преступлений и многое другое.

Что касается качеств следователя, то их набор традиционен: соблюдение требований законности при осуществлении деятельности, сочетание теоретических знаний и практических навыков, умение руководить коллективом при раскрытии и расследовании преступлений, честность, порядочность, принципиальность.

КонсультантПлюс: Расскажите, как проходит обучение будущих следователей? Есть ли отличие от программ других юридических вузов? На какие дисциплины делается особый упор? Как психологически готовят студентов к этой сложной профессии?

ООП служит основой для разработки программ различных учебных дисциплин. Освоение курсантами (слушателями) этих программ позволяет сформировать наборы компетенций, предусмотренные ФГОС ВПО.

На первом и втором годах обучения, в основном, осваиваются общетеоретические дисциплины, характерные для высшего юридического образования. Тем не менее практически все они имеют уклон в сторону подготовки будущего следователя. На старших курсах преподаются, в основном, дисциплины профессионального цикла, нацеленные на приобретение профессиональных компетенций.

Конечно же, программы подготовки будущих следователей, реализуемые в учреждениях высшего профессионального образования системы МВД России, отличаются от программ вузов, не относящихся к правоохранительным органам или Министерству обороны России. Это отличие заключается, в основном, в реализации в специальных вузах уголовно-правовой специализации подготовки специалистов. В иных вузах (гражданских) реализуются, как правило, иные специализации ФГОС ВПО: гражданско-правовая, международно-правовая и т.п. Кроме того, подавляющее большинство таких вузов реализует программы не специалитета, а бакалавриата.

КонсультантПлюс: На каком курсе начинается специализация? Обязательным ли для студентов является прохождение практики в следственных органах? В чем она заключается?

Специализация для курсантов начинается на 3 курсе. Учебные планы предусматривают уже в 6 семестре изучение дисциплин специализации, например, учебной дисциплины «Предварительное следствие в ОВД», а также прохождение ознакомительной практики в органах предварительного следствия системы ОВД. Прохождение практики в практических подразделениях является обязательным элементом учебного процесса. Для ее прохождения разработаны специальные программы, которые предусматривают: ознакомление со структурой территориальных органов предварительного следствия, изучение рабочего места следователя, его функциональных обязанностей, условий реализации участниками уголовного судопроизводства своих прав и обязанностей, изучение правоотношений, складывающихся между следователем и руководителем следственного органа, следователем и прокурором, судьей и иными участниками уголовного судопроизводства, происходит ознакомление с процессуальными документами. На 5 курсе обучения слушатели проходят стажировку в практических подразделениях органов предварительного следствия, где в должности стажера-следователя участвуют в производстве следственных и процессуальных действий, выезжают вместе со следователем-наставником в составе следственно-оперативных групп на место происшествия, готовят проекты различных процессуальных и иных организационных документов, необходимых в ходе расследования.

КонсультантПлюс: В каких сферах, кроме следственной работы, ваши студенты могут реализоваться (приведите, пожалуйста, примеры)?

Помимо следственной работы наши слушатели могут реализовать себя в различных службах системы ОВД (например, в должности дознавателя, инспектора по делам несовершеннолетних, участкового уполномоченного и др.). За пределами системы ОВД слушатели могут реализовать себя по юридической специальности: в качестве юриста, мирового или федерального судьи, в адвокатской деятельности (естественно, после прохождения определенных процедур, установленных законодательством для получения права на занятие конкретными видами деятельности).

КонсультантПлюс: Обучаете ли вы студентов работе со справочными правовыми системами? В чем видите пользу таких систем для будущих следователей?

В процессе реализации профессиональной деятельности юристам важно своевременно оперировать правовой и справочной информацией, которая подвержена постоянным изменениям. Формирование специальных справочных правовых систем способствует повышению эффективности работы следователя. В процессе обучения в университете курсанты и слушатели получают навыки использования и применения различных справочных правовых систем, в которых содержится обобщенная правовая информация государства, в которую входят тексты указов, положений, распоряжений и решений всех государственных органов управления. Кроме этого, справочно-правовые системы содержат массив консультационного материала правовой сферы, а также множество типовых форм различных документов.

В университете осуществляется обучение курсантов и слушателей навыкам использования справочных правовых систем в процессе обучения, а также в дальнейшей практической деятельности.

Информация, размещенная в системах, дает возможность курсантам и слушателям качественно готовиться к занятиям, использовать ее при написании курсовых работ, рефератов, выпускных квалификационных работ, а также для подготовки выступлений и докладов на научных конференциях.

Всем студентам юридических вузов хочется пожелать глубокого изучения основ юридических дисциплин, формирования своей правовой позиции по актуальным проблемам юридической науки, способности отстаивать свои научные интересы перед оппонентами. Работа следователя предусматривает общение с людьми, что обусловливает необходимость выработки у студентов навыков общения в рамках уважения чести и достоинства, соблюдения законных прав и интересов граждан.

Все это, а также постоянное самосовершенствование, поддержание высокого личного профессионального уровня, доброжелательные отношения с коллегами способствует достижению высоких результатов и успехов в карьере.

Материал подготовлен Отделом информации и общественных связей Московского университета МВД имени В.Я. Кикотя

Источник

В чём разница между опером, следователем и прокурором

Поговорим о различиях между оперуполномоченным, следователем и прокурором. Иначе говоря опером, следаком, и надзирающим. Чем регламентируется их обязанности, какие у них полномочия и чем отличаются. Начнем с самого распространенного — с опера.

Оперуполномоченные: задачи, обязанности, кому подчиняются

Много любимых россиянами фильмов и сериалов снято об их тяжелый и нужной работе. Если же отбросить лирику, то регламентируется их деятельность двумя нормативными актами:

Самое главное, что нужно понимать о деятельности оперов, что они занимается оперативно-розыскной деятельностью и из этого проистекают их основные задачи:

Оперуполномоченный процессуально подчинен следователю. А значит, тот ставит задачи, которые опер выполняет. В жизни работа оперуполномоченного очень неприглядно и тяжела. Совершенно нет свободного времени, очень много писанины: на каждый свое действие нужно заполнять рапорты. Но без этой работы ни одно уголовное дело не было бы раскрытым.

Это те люди, которые находятся на передовой, что называется работают на земле. Все их полномочия расписаны в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности». Основные это:

Огромный кусок их работы — это сопровождение уголовных дел. То есть помощь следователю, который по большому счёту вооружён только ручкой и дальше кабинета особо нигде не бывает. Непосредственно расследуют уголовное дело именно оперуполномоченные.

Следователь: задачи, деятельность и полномочия

Следствие нужно, чтобы изобличить всех виновных. Если оперуполномоченный выявляет сам факт преступления и ему не нужно устанавливать: кто виноват, кто не виноват. Он должен установить только факт и написать об этом раппорт. По этому рапорту, если вышестоящая инстанция — прокуратура согласится, будет возбуждено уголовное дело. А вот расследованием уголовного дела будет заниматься, как раз следователь.

В основном он сидит в кабинете и постоянно допрашивает свидетелей и подозреваемых, проводит следственные действия.

Ему в помощь приданы оперуполномоченные и эксперты. Именно следователь допрашивает, назначает экспертизы, предъявляет, обвинение, избирает меру пресечения на срок следствия.

Именно от следователя зависит пойдете вы в тюрьму, пока расследуется уголовное дело или будете под подпиской о невыезде. А никак не от оперуполномоченного. Имейте это в виду, чтобы они вам там не рассказывали.

Прокурор: подчинённость, задачи и полномочия

Федеральным законом о прокуратуре регулируются права, обязанности и полномочия сотрудников прокуратуры. Это отдельный орган, не входящие ни в одну из ветвей власти, который занимается контролем и надзором за соблюдением законов, а также прав граждан.

То есть прокуратура, как орган напрямую подчиняющийся президенту РФ, наблюдает за соблюдением законов. Поэтому если что-то, кем-то, где-то нарушено, то жаловаться надо именно в прокуратуру.

Что касается полномочий прокурорских работников при расследовании уголовных де, то их там очень и очень много:
1. Самое первое и важное — именно прокуратура даёт или не даёт согласие на возбуждение уголовного дела.
2. Имеет право давать указания следствию, которые обязательны к исполнению.
3. Продлевает или не продлевает сроки расследования.
4. Даёт свое согласие или не дает согласие на ту или иную меру пресечения.
5. Прокуратура утверждает обвинительное заключение и направление дела в суд и много другое.

Если говорить простым языком, то задача оперативника возбудить уголовное дело и поймать преступника. Задача следователя расследовать уголовное дело и направить его в суд. А задача прокурора смотреть за соблюдением прав на всех этих этапах, а потом уже в суде добиться справедливого приговора для преступника.

Именно сотрудник прокуратуры поддерживает обвинение на суде, а не следователь. И просит то наказание, которое он считает справедливым. А судья уже соглашается или нет.

Источник

Статья 38 УПК РФ. Следователь

1. Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

2. Следователь уполномочен:

1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом;

2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;

3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;

4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 настоящего Кодекса, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;

6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

3. В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

Комментарии к ст. 38 УПК РФ

1. Постановления, требования, поручения и запросы следователя, предъявленные в пределах его процессуальных полномочий, обязательны для исполнения без какого-либо исключения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 4 ст. 21 УПК).

2. На следователя закон возложил и ряд обязанностей. Он должен в каждом случае обнаружения признаков преступления принимать предусмотренные УПК меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления (ч. 2 ст. 21 УПК), принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции принять по нему решение (ч. 1 ст. 144 УПК), в пределах своей компетенции вынести постановление о прекращении уголовного преследования, принять иное процессуальное решение при наличии к тому фактических оснований. Следователь обязан выявлять обстоятельства, способствовавшие совершению преступления (ч. 2 ст. 73 УПК).

3. В отличие от некоторых органов дознания следователь не обладает правом на принятие оперативно-розыскных мер (ст. 40 УПК). Между тем у него есть ряд полномочий, которые отсутствуют у дознавателя.

4. В то же время следователь обладает процессуальной самостоятельностью. Процессуальная самостоятельность следователя заключается в следующем. Прокурор уполномочен требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия. Однако, когда следователь не согласен с направленным в его адрес требованием прокурора, он обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа. Последний информирует прокурора об обжаловании следователем его требования и приступает к рассмотрению требования прокурора, а также письменных возражений следователя на указанные требования. По результатам такого рассмотрения руководитель следственного органа дает следователю письменные указания об исполнении указанных требований либо информирует прокурора о несогласии с его требованиями.

5. Обязательные для исполнения письменные указания следователю вправе давать и руководитель следственного органа. Но у следователя имеются возможности попытаться отстоять свое мнение по наиболее важным вопросам расследования. Так, когда непосредственный руководитель следственного органа занимает отличную от подчиненного ему следователя, в производстве которого находится уголовное дело, позицию, он по ряду вопросов не может навязать свое мнение следователю.

6. Обжалование вышестоящему руководителю следственного органа письменного указания непосредственного начальника следователя, касающегося изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, направления дела в суд или его прекращения, приостанавливает исполнение этого указания до рассмотрения жалобы. В этом случае вышестоящий руководитель следственного органа вправе отменить указание нижестоящего руководителя следственного органа или же отстранить следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК. Данные возможности вышестоящего руководителя следственного органа следуют из перечня общих прав всех руководителей следственных органов.

7. Исходя из правил подследственности, по делам, по которым предварительное следствие обязательно, следователь вправе в любой момент приступить к производству предварительного следствия, не дожидаясь выполнения органами дознания действий, предусмотренных ст. 157 УПК.

8. Органам дознания следователь по расследуемым им делам вправе давать поручения и указания о производстве любого следственного действия и (или) оперативно-розыскного мероприятия.

9. Выполнение поручений (указаний) следователя бывает нескольких видов:

а) выполнение органом дознания следственных и (или) розыскных действий по поручению следователя;

б) привлечение следователем представителей органа дознания для оказания содействия (помощи) в производстве отдельных следственных действий;

в) принятие мер, призванных создавать необходимые условия для успешного производства отдельных следственных действий, таких как охрана места происшествия, оцепление здания и т.д.;

г) выполнение постановлений следователей о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий.

См.: Ларин А.М. Расследование по уголовному делу. Процессуальные функции. М.: Юрид. лит., 1986. С. 123.

См.: Белозеров Ю.Н. Органы дознания и предварительного следствия МВД и их взаимодействие: Учеб. пособие. М.: Юрид. лит., 1973. С. 92.

11. Учеными рекомендуется в поручении следователя органу дознания указывать следующее:

— наименование органа дознания, которому адресовано поручение;

— указание, от кого исходит поручение;

— краткое изложение существа дела, по которому дается поручение;

— указание на юридическую основу дачи поручения (ссылка на ст. 38 УПК);

— содержание поручения, то есть вопросы, подлежащие выяснению;

— указание о порядке (последовательности и т.п.) исполнения поручения;

— сведения, которые следует учесть при исполнении поручения, или рекомендация, как поступить при получении определенного результата;

— целесообразные тактические приемы проведения процессуального действия;

12. Наличие поручения предполагает определенный срок его исполнения. Когда следователь сам указывает время производства мероприятия, его нарушать нельзя. Указанное требование обусловлено тем, что порой возникает необходимость одновременного производства серии следственных (розыскных) действий, к примеру обысков. Если время производства возложенного на подразделение мероприятия изменить, провести его в другой день, не только оно само, но и весь круг намеченных следователем мер могут не дать ожидаемого положительного результата.

Данное правило не распространяется на случаи, когда исполнение поручения должно осуществляться до наступления определенного результата (к примеру, установление лица, совершившего преступление, и т.п.) или в ходе производства всего предварительного расследования (допустим, поручение о сборе доказательств совершения преступления и др.).

14. Ответ на поручение должен состоять из следующих реквизитов:

в) указание на юридическую основу исполнения поручения (ссылка на ч. 4 ст. 157 УПК);

г) лаконичный и полный ответ на каждый из вопросов, поставленных следователем;

д) указание на то, что ход исполнения поручения не нарушен. Если орган дознания все же отступил от предложенного следователем порядка, в ответе должна быть подробно обоснована причина такового;

е) дополнительная информация, задание на выявление которой не давалось, но она была установлена в процессе исполнения поручения. Здесь же по возможности отражается, как эти сведения повлияли на последовательность сбора материала и внутреннее убеждение дознавателя. Обоснование их значимости для расследования;

ж) сведения, которые могут повлиять на выбор тактических приемов производства предварительного следствия. По возможности, характеристика поведения отдельных участников уголовного процесса (подозреваемого, свидетелей и др.) с целью создания у следователя о них более полного представления. Не помешают и соответствующие умозаключения дознавателя, на чем они основаны;

з) основания, если таковые имелись, нарушения сроков исполнения поручения и меры, направленные как на их сокращение, так и на уведомление следователя о факте, препятствующем своевременному исполнению поручения;

и) указание, к кому может обращаться следователь, если понадобится проведение дополнительных мероприятий. Эти данные особенно важны в тех ситуациях, когда непосредственный исполнитель уходит в отпуск, уезжает в командировку и т.п.;

к) перечень материалов, следующих с ответом, количество и краткое описание вещественных доказательств, а равно их упаковки;

15. Федеральным законом от 2 декабря 2008 г. N 226-ФЗ сформулирована новая редакция п. 5 ч. 2 коммент. ст. По сути, законодатель лишь добавил к кругу уже имеющихся прав следователя возможность обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном ч. 4 ст. 221 УПК, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела. Несмотря на то что законодатель не указывает, о чьем постановлении идет речь, не трудно догадаться, что подразумевается постановление именно того следователя, которому предоставлено право обжалования такового.

16. На первый взгляд здесь и разъяснять нечего. И так все ясно. Но мы бы не спешили с таким категоричным заявлением. Нам представляется, что данная редакция п. 5 ч. 2 коммент. ст. порождает ряд вопросов:

— где в законе закреплено право прокурора отменять постановления следователя о возбуждении уголовного дела?

— если такое право у прокурора имеется, то уполномочен ли он отменять и аналогичные постановления руководителя следственного органа?

— обладает ли руководитель следственного органа правом обжаловать в порядке, установленном ч. 4 ст. 221 УПК, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела и при каких условиях?

— если вправе, то должен ли он получать на то согласие, и если должен, то у кого?

См.: Законность. 2007. N 11.

Приказ Следственного комитета при прокуратуре РФ от 7 сентября 2007 г. N 5 «О мерах по организации процессуального контроля».

18. Не будем заниматься исследованием ретроспективы вопроса. Это не диссертация, а комментарий действующего закона. И сейчас, несомненно, коль у следователя есть право обжаловать решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, значит, у прокурора имеется право принимать такое решение. Именно поэтому мы не ставим вопроса о наличии или отсутствии у прокурора соответствующего права. Право имеется. Но неужели его правовой основой является п. 5 ч. 2 коммент. ст.? В ст. 37 УПК закреплено право прокурора отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном УПК (п. 6 ч. 2), но ничего не сказано о его праве отменять какие-либо незаконные или необоснованные постановления следователя. Напротив, текст ст. 37 УПК, которая всецело посвящена правовому статусу прокурора, построен так, что вполне может возникнуть мысль, что у него отсутствует право отменять постановления следователя и руководителя следственного органа.

19. Значит, правовой основы отмены прокурором вынесенного следователем постановления о возбуждении уголовного дела в ст. 37 УПК нет. Уверен, что мои оппоненты станут заверять меня, что таковая закреплена ч. 4 ст. 146 УПК. Однако и данное утверждение при существующей формулировке ст. 146 УПК небезупречно.

20. Смотрите сами: толкование действующей редакции ч. 4 ст. 146 УПК вполне может быть двояким. С одной стороны, здесь, действительно, есть предложение: «О принятом решении руководитель следственного органа, следователь, дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело». Именно из редакции указанного предложения (аналогичной редакции его в прошлом) делается вывод, что прокурор вправе отменить постановление о возбуждении уголовного дела, вынесенное следователем (руководителем следственного органа). Иначе с чего бы следователь (руководитель следственного органа) незамедлительно уведомлял заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело, если прокурор имеет право отменять лишь решение органа дознания и, реализуя это право, отменил такое постановление органа дознания?

21. С другой стороны, в исследуемом предложении законодатель не уточняет, о каком решении идет речь. Да, с учетом прошлых редакций данной статьи закона последовательно говорить, что здесь подразумевается решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела. Но та же ч. 4 ст. 146 УПК начинается с требования незамедлительно направлять прокурору копию постановления следователя (руководителя следственного органа) о возбуждении уголовного дела. Без принятия мысленного решения о необходимости и возможности осуществления этого предусмотренного законом действия названное действие осуществлено не будет. Значит, и здесь принимается решение о направлении прокурору копии постановления о возбуждении уголовного дела. И это может быть решением следователя (руководителя следственного органа).

22. Почему же мы полностью отрицаем возможность того, что именно об указанном решении следователь (руководитель следственного органа) обязан незамедлительно уведомить заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело? Тем более что в случае отмены постановления о возбуждении уголовного дела в уголовном процессе не будет лица, в отношении которого возбуждено уголовное дело. Закон же требует уведомить о принятом решении именно лицо, в отношении которого возбуждено, а не ранее было возбуждено уголовное дело. И второе. Предпоследнее предложение ч. 4 ст. 146 УПК звучит так: «В случае если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело». Здесь не конкретизируется, о постановлении какого органа предварительного расследования идет речь. Так как п. 6 ч. 2 ст. 37 УПК предоставляет прокурору право отменять постановления лишь нижестоящего прокурора и дознавателя, то можно предположить, что оно не касается отмены постановления органа предварительного следствия.

23. Более того, обратите внимание: в анализируемом предложении говорится о «получении материалов». Материалы же прокурор получает не от органа предварительного следствия. Исходя из редакции первого предложения ч. 4 ст. 146 УПК, от следователя (руководителя следственного органа) он принимает не материалы, а всего-навсего копию постановления о возбуждении уголовного дела. В предпоследнем предложении ч. 4 ст. 146 УПК говорится не о копии постановления, а о самом постановлении. Таковое согласно предшествующему ему предложению передается прокурору лишь органами дознания, причем такими органами дознания, как капитаны морских или речных судов, находящиеся в дальнем плавании, руководители геологоразведочных партий или зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главы дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации.

24. Если же распространять право отмены прокурором постановления о возбуждении уголовного дела и на решения органов предварительного следствия, то нужно заметить, что указанный в ч. 4 ст. 146 УПК срок (24 часа) следует исчислять не с момента получения прокурором копии постановления о возбуждении уголовного дела, а с момента получения им от руководителя следственного органа во исполнение закрепленного в абз. 1 п. 10 Приказа Следственного комитета при прокуратуре РФ от 7 сентября 2007 г. N 5 «О мерах по организации процессуального контроля» требования (аналогичного требования иных ведомственных нормативных актов) «материалов уголовного дела, подтверждающих законность и обоснованность принятого решения о его возбуждении».

25. Однако данное требование названного Приказа в некоторой степени не согласуется с буквой уголовно-процессуального закона. В случае выявления прокурором факта принятия незаконного решения о возбуждении уголовного дела следователем (руководителем следственного органа) ему следовало бы не отменять данное постановление, а обратиться к руководителю следственного органа (вышестоящему руководителю следственного органа) с требованием об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия. Кто-то может возразить, что возбуждение уголовного дела не является частью предварительного следствия. Не можем с этим не согласиться. Между тем, заметим, производство предварительного следствия по факту и (или) в отношении лица без наличия фактических оснований (повода) для возбуждения уголовного дела есть нарушение федерального законодательства, допущенное в ходе предварительного следствия. Именно о данном нарушении федерального законодательства вправе сообщить руководителю следственного органа прокурор в своем требовании.

26. Не будем дальше развивать эту мысль. Для нас вполне понятным является тот факт, что мы имеем дело с несовершенством формулировки закона и с, по сути, правильной его интерпретацией на практике. Однако данное толкование пока не соответствует букве закона, хотя и отвечает его духу. Одновременно с констатацией такого положения вещей мы высказываемся против формулировки, позволяющей ее двоякое понимание. В этой связи мы считаем необходимым усовершенствование текста ч. 4 ст. 146 УПК. Предлагается следующая ее редакция: «Копия постановления органа предварительного расследования о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геологоразведочных партий или зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом предварительном расследовании. В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела передается прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности. По запросу прокурора для проверки законности и обоснованности принятого решения о возбуждении уголовного дела органом предварительного расследования прокурору направляются также материалы проверки сообщения о преступлении. В случае если прокурор признает постановление органа предварительного расследования о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело. О принятом прокурором решении руководитель следственного органа, следователь, орган дознания, начальник подразделения дознания и дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого было возбуждено уголовное дело».

27. Думается, последовательно также было бы закрепить в п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК право прокурора отменять незаконные и (или) необоснованные постановления следователей о возбуждении уголовного дела.

28. Почему мы предлагаем заменить в первом предложении ч. 4 ст. 146 УПК фразу «руководителя следственного органа, следователя, дознавателя» на выражение «органа предварительного расследования»? Потому что возбудить уголовное дело может не только руководитель следственного органа, следователь, дознаватель. Причем перечень субъектов, которых законодатель наделил правом возбуждать уголовные дела, со временем может измениться. Но думается, всегда это будут лишь те должностные лица (учреждения), которые наделены правом производства какой-нибудь из закрепленных в законе форм предварительного расследования. Правила же ч. 4 ст. 146 УПК распространяются на всех должностных лиц (на все органы), уполномоченных возбуждать уголовные дела. Поэтому представляется более точным здесь речь вести об органах предварительного расследования.

29. И последнее. Помимо перечисленных в настоящей статье возможностей следователю предоставлено право в случае производства неотложного следственного действия и необходимости обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и (или) близких лиц выносить постановление о сохранении в тайне данных о личности указанных лиц, без получения на то согласия руководителя следственного органа. Одновременно закреплена и гарантия того, что при вынесении соответствующего постановления не будет нарушена законность. Действующая ч. 9 ст. 166 УПК требует от следователя, вынесшего такое постановление, передать его руководителю следственного органа для проверки его законности и обоснованности незамедлительно, как только у него появится для этого реальная возможность.

30. См. также комментарий к ст. ст. 5, 113, 151 УПК.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *