Чем занимается следственный департамент

Следственные подразделения МВД от элиты до падения в пропасть

Чем занимается следственный департамент. Смотреть фото Чем занимается следственный департамент. Смотреть картинку Чем занимается следственный департамент. Картинка про Чем занимается следственный департамент. Фото Чем занимается следственный департамент

6 апреля отмечают профессиональный праздник сотрудников следствия МВД РФ.

Для начало хотелось бы дать небольшую историческую справку.

Историческая справка

До 1860 года расследование преступлений в России осуществлялось городской и земской полицией. Предварительное следствие заключалось в собирании доказательств, позволяющих установить и изобличить виновного. Оно разделялось на предварительное и формальное. Основной задачей первого являлось установление обстоятельств совершения преступления, а в ходе формального следствия выяснялось, действительно ли обвиняемый совершил преступление и подлежит ли он наказанию.

Одной из первых попыток реформирования предварительного расследования стала разработка Собственной Его Императорского Величества канцелярией законопроекта «О следствии», в соответствии с которым эта функция изымалась у полиции, а следователи стали относиться к судебной власти. С целью реализации этой идеи Указом Императора Александра II от 8 июня 1860 года были учреждены должности судебных следователей. На них возлагалось производство следствия по всем преступлениям, относящимся к ведению судов. За полицией оставалось расследование незначительных преступлений и проступков.

В дополнение к указу был издан «Наказ судебным следователям», регламентирующий их деятельность и устанавливающий порядок производства следствия. Контроль за следователями осуществлялся исключительно судами, которые могли приостанавливать и прекращать следствие, давать следователями предписания, отменять их распоряжения. Одновременно был введен в действие «Наказ полиции о производстве дознаний по преступлениям и проступкам».

Число следователей устанавливалось в зависимости от количества уголовных дел, имевшихся в каждом уезде. Судебные следователи подчинялись министерству юстиции, однако назначались, перемещались и увольнялись губернатором по согласованию с губернским прокурором.

Большинство следователей не имело юридического образования. Нагрузка на каждого из них составляла 120-150 дел в год, а в отдельных губерниях – до 200-400 дел. Обслуживаемые участки составляли порой не одну тысячу квадратных верст.

С 1864 года следователи стали назначаться бессрочно Императором по представлению министра юстиции. Ужесточились и требования к кандидату на должность следователя: он должен был иметь высшее юридическое образование и прослужить по судебной части не менее трех лет. В его обязанности входило с полным беспристрастием выяснять обстоятельства, как уличающие обвиняемого, так и оправдывающие его. При этом он мог проверять и дополнять дознание, проведенное полицией, отменять решения, принятые при производстве дознания, а также поручать полиции производство дознания и собирание иной информации.

После революции 1917 года новая власть упразднила прежний институт следователей. Функции следствия стали выполнять специальные комиссии при городских и районных советах, которые коллегиально рассматривали дела и принимали по ним решения. Расследованием преступлений занимались также штабы Красной гвардии. В своей деятельности эти органы руководствовались исключительно революционным правосознанием.

В соответствии с Декретом о суде № 2 от 7 марта 1918 года и № 3 от 20 июля того же года в России образовались следственные комиссии окружных судов, в компетенцию которых входило расследование убийств, причинения тяжкого вреда здоровью, изнасилований, разбойных нападений, фальшивомонетничества и спекуляций, а также наиболее сложных дел, подсудных уездным и городским судам. Расследование государственных преступлений входило в обязанности ВЧК.

Следственные комиссии в полном составе возбуждали и прекращали уголовные дела, избирали и изменяли меру пресечения, выносили постановления о предании суду.

В 1919 году практика коллегиального расследования была прекращена. Производство предварительного следствия возлагалось на действовавших единолично следователей, которые состояли при революционных военных трибуналах, созданных годом ранее. Но уже 21 августа 1920 года Положениями о местных органах юстиции и о народном суде РСФСР от 20 октября того же года учреждаются должности народных следователей, состоящих при советах народных судей, а также следователей по важнейшим делам при губернских отделах и Наркомате юстиции.

Народный следователь мог приступить к производству расследования по заявлениям граждан, сообщениям милиции, должностных лиц и учреждений, по постановлению судьи, а также по своему усмотрению. Окончательное решение о прекращении дела или предании суду принадлежало народному суду. Постановления следователя могли быть обжалованы в суде.

Следователи руководили действиями розыскных аппаратов и могли проверять любой акт органа дознания. Указания следователей при производстве расследования были обязательны для исполнения всеми гражданами, должностными лицами и учреждениями. Однако в мае 1922 года надзор за производством предварительного следствия, право давать указания по ряду вопросов, связанных с осуществлением процессуальной деятельности следователя, специальным Положением возлагается на прокуратуру.

В сентябре 1928 года следователи были полностью выведены из подчинения судов и переданы в ведение прокуроров.

Но на практике большинство уголовных дел расследовалось милицией. Непосредственно перед Великой Отечественной войной в уголовном розыске и отделах БХСС ведомственным приказом были созданы следственные аппараты.

В послевоенный период по основной массе общеуголовных преступлений производилось дознание. Следователи оставались в органах прокуратуры, но фактически, по-прежнему в более чем половине уголовных дел предварительное следствие осуществлялось органами милиции.

В соответствии с Основами уголовного судопроизводства СССР и Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР 1960 года правом производства предварительного следствия наделялись только следователи органов прокуратуры и органов государственной безопасности.

В результате вся нагрузка по предварительному расследованию преступлений легла на следователей прокуратуры, в производстве которых скопилось огромное количество уголовных дел. Между тем, органы милиции, ранее занимавшиеся расследованием преступлений и имевшие специалистов с необходимой профессиональной подготовкой и опытом работы, по закону могли выполнять лишь отдельные поручения следователей и не имели право вести предварительное следствие в полном объеме.

Учреждение следственного аппарата в органах внутренних дел Российской Федерации имело закономерный характер. Оно было обусловлено практическими потребностями борьбы с преступностью. Будущее показало, что такое решение оказалось вполне оправданным. За полувековую историю органы предварительного следствия МВД сформировались и окрепли, определились наиболее целесообразные структура, стиль и методы работы.

Это все история, но что же мы имеем сейчас на практике

Дело в том, что в настоящее время в России существует всего 3 следственных органа, а именно:

УПК РФ не выделят между следователями этих подразделений особых отличий, а именно в статье 38 УПК РФ сказано следующее.

Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

Исходя из вышеуказанного, все следователи должны обладать единым правовым статусом, однако на практике это совсем не так.

Возьмем хотя бы процессуальные гарантии.

Согласно статье 477 УПК РФ, следователь отнесен к числу лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам, и, по сути, для следователя МВД РФ это единственная статья, которая хоть как-то раскрывает его особый статус.

ля примера в п. 3 ст. 29 ФЗ «О следственном комитете РФ» сказано следующее:

Не допускаются задержание, привод, личный досмотр руководителя следственного органа Следственного комитета и следователя, досмотр их вещей и используемых ими транспортных средств, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также случаев задержания при совершении преступления

Кроме того, важно понимать, что СК РФ – это САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ ОРГАН, который подчиняется напрямую Президенту России.

Как же обстоят дела с этим в следственных подразделениях МВД РФ

Все очень и очень печально из-за той самой приставки МВД. Дело в том, что СД МВД РФ хоть и является по сути независимым подразделением, но самое его нахождение в этой структуре противоречит здравому смыслу.

Поясню на практике.

Обычный следователь МВД РФ – кому он подчиняется? Думаете, руководителю следственного органа и все?

Раньше до реформы 2011 года все следственные подразделения носили приставку «ПРИ», например «Следственный отдел при Энском РОВД». Эта приставка делала следственные подразделения действительно независимыми; начальник следствия не отчитывался перед начальником РОВД, он подчинялся ТОЛЬКО вышестоящему руководителю следственного органа.

После реформы все стало иначе, теперь у начальника полиции (в данном случае я имею ввиду начальника именно подразделения, а не заместителя начальника – начальника полиции) следствие находится в оперативном подчинении. Особенно это видно при отработке сообщений о происшествии во время дежурных суток, по окончании которых он легко может направить следователя дорабатывать материал, если он ему не понравится.

Начальник полиции, как правило, – бывший опер, а значит, он в любых спорах будет на стороне оперативных подразделений. Это касается и вопросов сопровождения уголовных дел, конвоирования, а также исполнения поручений.

Денежное довольствие

Средний размер денежного довольствия лейтенанта юстиции с выслугой не более 5 лет составляет в регионах 36 000 рублей, в то время как денежное содержание лейтенанта юстиции в СК РФ составляет порядка 60 000 рублей. РАЗНИЦА ПРАКТИЧЕСКИ В 2 РАЗА. О чем говорить, если оперуполномоченный лейтенант полиции получает в среднем 40 000 рублей (на 6 тысяч рублей больше) при том, что тот, по сути, является дознавателем.

Это главное обстоятельство, способствующее совершению коррупционных преступлений.

И это все при том, что в настоящее время следователями ОВД расследуется более 80 процентов всех преступлений.

К завершению

В следственных отделах в настоящее время – полнейший недобор, никто не хочет идти туда работать. Молодые следователи после академий МВД РФ увольняются, не проработав и полугода. Их даже не останавливает огромная денежная выплата за обучение при увольнении.

Когда-то следователи были интеллектуальной элитой МВД РФ, сейчас же это как помойная яма, куда опера скидывают пустые недоработанные материалы проверки на возбуждение. Если так и пойдет дальше, то я не знаю, кто будет выезжать на кражи, разбои, кто будет бороться со сбытчиками наркотиков. Уровень и качество расследования упал: старики бегут на пенсию, учить становится просто некому.

В завершение, хотелось бы пожелать удачи и крепкого здоровья сотрудникам и ветеранам следствия МВД РФ.

Источник

Следственный департамент

Чем занимается следственный департамент. Смотреть фото Чем занимается следственный департамент. Смотреть картинку Чем занимается следственный департамент. Картинка про Чем занимается следственный департамент. Фото Чем занимается следственный департамент

Генерал-лейтенант юстиции Лебедев Сергей Николаевич родился 2 ноября 1976 года в городе Шацке Рязанской области. В 1998 году окончил Рязанский институт права и экономики МВД России по специальности «Юриспруденция».

С 2005 по 2016 год Сергей Николаевич служил на различных должностях в ГУ МВД России по Свердловской области, прошел все ступени карьерной лестницы, начиная с должности старшего следователя отдела по расследованию уголовных дел в сфере экономики и налоговых преступлений контрольно-методического управления до первого заместителя начальника Главного следственного управления ГУ МВД России по Свердловской области.

Указом Президента Российской Федерации 3 мая 2018 года № 183 Лебедев Сергей Николаевич назначен начальником УМВД России по Рязанской области.

11 июня 2019 г. Указом Президента Российской Федерации № 258 Лебедеву Сергею Николаевичу присвоено специальное звание генерал-майор полиции.

11 июня 2021 г. Указом Президента Российской Федерации № 355 Лебедеву Сергею Николаевичу присвоено специальное звание генерал-лейтенант юстиции.

Чем занимается следственный департамент. Смотреть фото Чем занимается следственный департамент. Смотреть картинку Чем занимается следственный департамент. Картинка про Чем занимается следственный департамент. Фото Чем занимается следственный департамент

Следственный департамент Министерства внутренних дел Российской Федерации (Следственный департамент МВД России) является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, а также правоприменительные полномочия в сфере расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, а также исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.

Следственный департамент МВД России возглавляет органы предварительного следствия в системе Министерства и выполняет функции головного подразделения по организации в системе Министерства расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации.

101000, г. Москва, Мясницкая, д. 3
Дежурный по Следственному департаменту МВД России (круглосуточно)
тел.: (495) 667-32-34
факс: (495) 629-09-62

Источник

Основные функции следственного управления

— Непосредственное расследование преступлений, совершенных организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), а также представляющих особую сложность или имеющих большой общественный резонанс либо носящих межрегиональный или международный характер.

— Контроль за деятельностью подчиненных органов предварительного следствия, оказанием им практической и методической помощи, проверка организации их работы, разработка и контроль за выполнением мероприятий по устранению выявленных недостатков.

— Осуществление процессуального контроля за производством предварительного следствия, соблюдением законности и разумных сроков, оказание помощи в расследовании наиболее сложных уголовных дел.

— Обеспечение взаимодействия следователей следственного управления с органами прокуратуры и суда, а также с органами, осуществляющими оперативно-розыскную и экспертно- криминалистическую деятельность, дознание.

— В пределах своей компетенции на основе международных договоров и соглашений подготовка и направление в установленном порядке международных следственных поручений об оказании правовой помощи по уголовным делам и исполнение поступивших поручений.

— Обобщение и анализ обстоятельств, способствовавших совершению преступлений.

— Организация деятельности органов предварительного следствия по возмещению материального ущерба, причиненного преступлениями.

— Разработка и реализация мер по улучшению качества и сокращению сроков производства предварительного следствия, соблюдению прав и законных интересов граждан на основе анализа статистической информации о результатах деятельности органов предварительного следствия.

— Сбор, обобщение, изучение и анализ правоприменительной практики органов предварительного следствия, разработка и внесение в Следственный департамент МВД России предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов.

— Контроль за использованием в органах предварительного следствия криминалистических средств, оргтехники, служебного автотранспорта, а также за сохранностью вещественных доказательств и изымаемых при расследовании предметов и ценностей.

— Рассмотрение и принятие мер в соответствии с законодательством Российской Федерации по представлениям и требованиям прокуроров, постановлениям и определениям судов.

— Организация приема граждан, своевременное и полное рассмотрение в соответствии с законодательством Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц, поступающих в связи с производством предварительного следствия по уголовным делам.

— Участие в установленном порядке в формировании информационных систем, баз (банков) данных в установленной сфере деятельности, своевременное внесение в них сведений.

— Составление документов первичного учета преступлений, лиц, их совершивших, уголовных дел и отчетов о результатах следственной работы.

— Обеспечение и внедрение в практику положительного опыта расследования, организации оперативно-служебной деятельности и использования технических средств.

Источник

Следственный департамент Министерства внутренних дел Российской Федерации

Чем занимается следственный департамент. Смотреть фото Чем занимается следственный департамент. Смотреть картинку Чем занимается следственный департамент. Картинка про Чем занимается следственный департамент. Фото Чем занимается следственный департамент Чем занимается следственный департамент. Смотреть фото Чем занимается следственный департамент. Смотреть картинку Чем занимается следственный департамент. Картинка про Чем занимается следственный департамент. Фото Чем занимается следственный департамент Чем занимается следственный департамент. Смотреть фото Чем занимается следственный департамент. Смотреть картинку Чем занимается следственный департамент. Картинка про Чем занимается следственный департамент. Фото Чем занимается следственный департамент Чем занимается следственный департамент. Смотреть фото Чем занимается следственный департамент. Смотреть картинку Чем занимается следственный департамент. Картинка про Чем занимается следственный департамент. Фото Чем занимается следственный департамент

Чем занимается следственный департамент. Смотреть фото Чем занимается следственный департамент. Смотреть картинку Чем занимается следственный департамент. Картинка про Чем занимается следственный департамент. Фото Чем занимается следственный департамент

Чем занимается следственный департамент. Смотреть фото Чем занимается следственный департамент. Смотреть картинку Чем занимается следственный департамент. Картинка про Чем занимается следственный департамент. Фото Чем занимается следственный департамент

Следственный департамент Министерства внутренних дел Российской Федерации (Следственный департамент МВД России) является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, а также правоприменительные полномочия в сфере расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, а также исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.

Следственный департамент МВД России возглавляет органы предварительного следствия в системе Министерства и выполняет функции головного подразделения по организации в системе Министерства расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации.

Основные задачи Следственного департамента:

— выработка предложений по формированию государственной политики в сфере расследования преступлений, организации деятельности органов предварительного следствия и исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;

— организационно-методическое руководство деятельностью органов предварительного расследования преступлений следствия в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел;

— расследование наиболее сложных, носящих международный и межрегиональный характер, а также представляющих повышенную общественную опасность и значимость преступлений непосредственно следователями Следственного департамента;

— осуществление в пределах своей компетенции взаимодействия с органами государственной власти по вопросам, связанным с предупреждением, выявлением и расследованием преступлений.

Основные функции Следственногодепартамента:

— организация и осуществление анализа состояния реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;

— разработка и реализация мер по повышению качества и сокращению сроков расследования, обеспечению законности при его производстве, совершенствованию организации следственной работы;

— участие в определении основных направлений деятельности органов внутренних дел и разработке мер по их совершенствованию в пределах установленной компетенции;

— осуществление в установленном порядке контроля за деятельностью органов предварительного следствия по реализации государственной политики в сфере уголовного судопроизводства, а также ведомственный и процессуальный контроль за расследованием наиболее сложных уголовных дел, оказание практической и методической помощи в их расследовании; ведение контрольно-наблюдательных производств по этим делам;

— изучение, обобщение и внедрение положительного, в том числе и зарубежного опыта в области организации предварительного следствия, разработка для использования на практике современных методик расследования отдельных видов преступлений; издание Информационного бюллетеня Следственного комитета при МВД России;

— организация оказания практической и методической помощи органам предварительного следствия;

— координация производимого следователями органов внутренних дел расследования преступлений, носящих международный и межрегиональный характер;

Чем занимается следственный департамент. Смотреть фото Чем занимается следственный департамент. Смотреть картинку Чем занимается следственный департамент. Картинка про Чем занимается следственный департамент. Фото Чем занимается следственный департамент

— организация производства непосредственного расследования наиболее сложных, носящих международный и межрегиональный характер, а также представляющих повышенную общественную опасность и значимость преступлений;

— обращение в установленном порядке в компетентные органы зарубежных государств с запросами об оказании правовой помощи по уголовным делам в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации, а также организация исполнения аналогичных запросов;

— организация рассмотрения в соответствии с законодательством Российской Федерации писем, жалоб и заявлений граждан, учреждений, организаций, а также публикаций и сообщений в средствах массовой информации, связанных с производством предварительного следствия по уголовным делам;

— участие в правовой пропаганде и информировании населения о результатах деятельности органов предварительного следствия.

Источник

Коррупционный прайс в Следственном департаменте МВД — взгляд изнутри

Сколько и на чем «зарабатывают» сотрудники Владимира Колокольцева

Чем занимается следственный департамент. Смотреть фото Чем занимается следственный департамент. Смотреть картинку Чем занимается следственный департамент. Картинка про Чем занимается следственный департамент. Фото Чем занимается следственный департамент

Каков процент честных и коррумпированных следователей и адвокатов? Какую взятку можно получить за бездействие? Сколько стоят незаконные услуги высокопоставленных сотрудников Следственного департамента и Генпрокуратуры? Что нужно сделать, чтобы снизить уровень коррупции в следствии? Об этом и не только рассказал в интервью ПАСМИ следователь центрального аппарата МВД.

Две недели назад «Первое антикоррупционное СМИ» опубликовало интервью с действующим сотрудником Следственного комитета. Он поведал о болевых точках ведомства Александра Бастрыкина и высказал свое видение путей решения проблем следствия. После публикации в редакцию обратился действующий сотрудник другой правоохранительной структуры — Следственного департамента МВД России. Подчиненный Владимира Колокольцева вскрыл коррупционные схемы, которые реализуют рядовые сотрудники и руководство департамента и даже назвал расценки на сомнительные услуги полицейских следователей.

Прикомандированная коррупция

Что сейчас происходит в Следственном департаменте, насколько он эффективно работает, насколько функционал соответствует реальности?

Функционал конечно же соответствует, без этого никак. В Центральном аппарате расследуются наиболее резонансные дела. Мелких дел там уже и не было в последнее время. Например, расследуется какое-либо уголовное дело в одном из следственных подразделений какого-либо округа Москвы. Руководство может забрать данное дело вместе со следователем.

А почему их забирают? Потому что там коррупционная составляющая?

Конечно, не без этого. Обосновывают это большим общественным резонансом, большое объемное дело, а по факту получается — просто на уровне центрального аппарата, под давлением все это проще решать.

А инициатива откуда исходит? Сверху?

Можете привести примеры?

Не будем называть конкретных фамилий. Вот такой пример приведу, я правда не помню, какую он должность сейчас занимает в ГУЭБиПК, был один из руководителей одного из управлений. Он специально «вытянул» одного из руководителей следственного подразделения ближайшего с Москвой региона на должность следователя следственной части. Всем было понятно, что его сюда «вытянули» под свои реализации, под свои материалы. Очевидно, для того, чтобы на уровне департамента решать свои коррупционные вопросы.

Часто обращаются, как говорится, решить вопрос?

Это обращения знакомых лиц, с которыми раньше как-то контактировал. Это всё стандартно, ничего нового. Кто-то из коллег обратился, адвокатский корпус в меньшей степени. Если ты работал с людьми, естественно, тебе там доверяют. Но доверяют уже меньше. То есть, если появляется Вася Батарейкин, которого ты второй раз видишь, и сразу же просит какие-то там моменты и предлагает решить… Раньше люди велись на это, сейчас — конечно же, нет. Стало опасно, общаются только с доверенными лицами.

А как дела забирают? Начальника же нельзя обойти?

Как без начальника — конечно, он в курсе. Но надо понимать, что в этой схеме может присутствовать и более широкий круг людей, например, сотрудники Контрольно-методического управления. Из региона дело может попасть через изучение следственной части управления, или через КМУ, которое тоже расследует дела. Следователь КМУ изучает дело, пишет докладную записку: дело целесообразно расследовать в следственной части департамента, там большой резонанс, в регионе не справляются. Картина существенно не изменилась.

Письмо счастья за 100 тысяч долларов

Просто сузился сектор входящих и удорожание произошло?

В процентах — точно. Вообще тарификации как таковой нет, всё индивидуально. Всё зависит от доказательной базы, которая собрана на данный момент. На запросах департамента при отработке контрагентов по обнальной теме, требуя предоставить необходимые документы о финансово-хозяйственной деятельности организации, можно заработать порядка 100 тысяч долларов. Запрос по большей части делается наугад. Например: по банковской выписке «выбили» 20-300 организаций, во все организации делается веерная рассылка данных «писем счастья». Рассылаешь и сидишь, ждешь. Через некоторое время прибежал человек. Видишь выводы — не докажешь никаким образом преступную составляющую, да и времени нет, но раз он прибежал сам — давай «соточку»… Обычно прибегает кто-нибудь знакомый. Большинство как делает — я лучше отдам, но лучше бы меня не трогали. А по факту он не понимает, что он деньги отдает просто так, и никто «копать» и не собирался. Сейчас любой следователь хочет «срубить», но ничего не хочет за это делать. Удивительно.

А по изменению квалификации?

Здесь в большей степени индивидуально. Любой следак хочет минимизировать свою работу. Он может взять, но, в большей степени, чтобы вообще не трогать. За основополагающие решения по делам, таким как переквалификация, изменение меры пресечения, вряд ли кто будет деньги брать. Прекратить уголовное преследование уже невозможно. Такие серьезные процессуальные решения уже не принимаются на уровне следствия, это прошлый век.

А еще у следователя какие возможности — обыски, выемки?

Как правило — работа с оперативным подразделением, с теми, кто подготавливал материал к возбуждению дела и его сопровождает. Следователь в любом случае работает с опером. Ты же не идиот, чтобы себе всё схапнуть. Ты понимаешь, что должен отщипнуть кусок оперу. На уровне департамента это между ними делится пополам, чтобы не было недомолвок.

Получается вести объективное и всестороннее расследование?

Получается, просто все понимают, насколько объемны эти дела. Положительный результат для любого следователя — это направленное в суд дело. Если для Центрального аппарата не было как таковой статистики, с 2011 года она началась: на совещаниях начали ставить планирование окончания.

Это плохо или хорошо — планирование?

Тут палка о двух концах. Плохо, потому что следователь стал меньше внимания обращать на качество расследования в части привлечения большего круга лиц, количества эпизодов преступлений. Плохо, потому что ты понимаешь, что тебе нужно в этом месяце закончить дело, нет времени, чтобы его расширять, проводить дополнительные мероприятия. Ты выделяешь какие-то эпизоды и отправляешь дело в суд. А остаток дела — у тебя нет времени с ним возиться. То есть ты просто «висяк» этот скидываешь в регион, и там он погибает. А хорошо, потому что тебе не дают дело заволокитить. Раньше дела расследовались годами, а теперь тебе через полгода-год его в суд направить. Хотя ты и так это понимаешь.

Неподкупное меньшинство

Какое количество честных следователей, которые ни при каких условиях не возьмут денег?

Такие остались. Их остаточно много, примерно, процентов 20 из Следственного департамента. А остальные 80 процентов — они прямо не будут просить и вымогать, они ждут и никогда не откажутся от заманчивых предложений.

А есть ли элитарные группы в 80%? Которые занимаются только «решалами»?

При прошлом начальнике СД Александре Савенкове работал «карманный следователь» — приходил материал, и он поручался именно ему. То есть, если приходили и говорили, например, что «по этому банку провести работу» — возбуждались дела и отдавались именно этому следователю.

Сколько таких следователей, какая их доля?

Про некоторые отделы, например, управление по наркотикам и третий отдел первого управления управления следственной части, я могу сказать — там «работяги», у них реально не на чем «заработать». Первый и второй отделы первого управления, которые экономику расследуют — есть один-два человека (всего их там порядка 15).

То есть это 20% честных, 75% — готовых фифти-фифти, и 5% приближенных — «отрабатывающих на потоке»?

Да. Примерно один-два в каждом отделе. Но с каждым годом это становится все более завуалированным. Есть явные вещи как следователь при Савенкове, и есть уже неявные.

А есть современные примеры?

Надо отметить, что с приходом нового руководителя состав подчиненных ротируется. Пришел Александр Романов, тут же появился под Романовым начальник КМУ Дмитрий Кокошин. То есть, Романов — бывший начальник ГСУ Петербурга, Кокошин — его зам в Питере. Соответственно, он курирует все регионы, здесь все свое, никто не сольет инфу. Тот же Андрей Мецгер — бывший начальник Следственного управления ЦАО, сейчас начальник второго отдела первого управления Следственного департамента. Он еще при Алексее Аничине был в СД начальником наркоманского отдела, и его выкинули оттуда. Он уходил на Вологду начальником Следственного управления, потом приехал в ЦАО, его вытащили, сейчас опять вернулся в Департамент. И он подогнал под себя из Вологды следователя, потом взял из ЦАО одну или двух девчонок. Берут не за ум в данном случае, а чтобы были какие-то карманные моменты. Ты притаскиваешь следователя из Вологды, даешь ей возможность вырасти, конечно, она сделает все для тебя.

Но реально есть много следователей — компетентные, профессиональные, матерые, которые работают в СД длительное время, но карьерный рост у них не складывается. Зато на руководящие должности управления назначают людей из регионов, вот в третьем отделе начальником назначили заместителя начальника ГСУ Саратовской области Дмитрия Саранцева.

А в первом отделе такая же история?

Начальником первого отдела был Сергей Шнайдерман, тоже из Саратова, он при Савенкове приехал. Он поработал и сейчас уехал начальником ГСУ Саратова. Я к тому, что внутри следственной части тебе не дадут расти. Почему люди уходят? Они понимают, что перерастают свои должности, они стоят на одном месте. Стагнация — они достигли как следователи всего, им психологически уже не интересно. В департаменте они реализовались как следователи, осуществили свою мечту, отправили резонансные крупные дела, например, по 210-й статье — это преступное сообщество, другие значимые составы.

Это серьезная проблема. Когда добросовестные сотрудники за десятилетия вырастают до профессионалов, их нужно ставить на руководящие должности, но вместо них ставят своих и менее компетентных.

Руководителями назначают тех, кто всю жизнь был руководителем, с первого курса института. Но как ты можешь быть руководителем, если ты не знаешь, как дела расследовать? По-моему, нужно всегда давать возможность руководить в том отделе, где человек вырос, получать опыт управленческий. Или направлять в субъект, где ты свой опыт передашь, и вся следственная часть станет более грамотной. У меня следователь был длительное время прикомандирован, я понимал, что он грамотный, профессиональный, ответственный сотрудник, что в свой регион он не вернется, я за него ходатайствовал, он сейчас работает в Москве. Тоже следователем, но, по крайней мере, это уровень другой, чем у себя в далеком регионе. Получает опыт, дальше совершенствуется, так почему это нельзя было сделать на уровне департамента? Сергей Мурашов и Олег Сильченко — кажется, единственные исключения за последние 10 лет. И то они замначальника отдела только. А в целом, все равно кто, лишь бы свои.

Миллион с прокурором без протокола

Теперь по глобальным делам, которые решаются на уровне руководства.

Следователь не возьмет на себя ответственность принимать глобальные решения, он попадет. В данном случае он лучше не возьмет, но будет исполнять указания. И когда мутят, как правило, следак вообще не в теме. Было бы глупо включать следака, это лишнее звено для утечки информации, пусть только догадывается.

Второй тип зарабатывания — через указания руководителя?

Да. Но 90% следаков не в теме — ему указание поступило, прокуратура обоснует. Тебе представят медицинские документы, тебе все сделают. То есть, ты в принципе можешь принять законное решение, и ты, естественно, это сделаешь. Квалификацию поменяют. Например, ты пришел на заслушивание к руководителю департамента — есть замглавы, который курирует нашу следственную часть — Александр Краковский. Заслушивание устраивается с оперативным подразделением или с прокуратурой — смотря с кем обсуждается проблематика. Слушаем следователя — он говорит, доказательства такие и такие. А дальше вдруг у надзирающего прокурора возникает противоположная точка зрения, и ее поддерживает, естественно, начальник отдела. Это не оформляется как протокол заслушивания. Это переходит на уровень беседы. А в случае чего скажут — следак так решил. И ты не сможешь ничего сделать. Там начальник управления — это генерал-лейтенант, это совсем другой уровень.

То есть, следователь может попасть?

Как таковых подстав следаков не было. Это скорее информационный пресс, потому что очень часто пишут по нашим делам в СМИ. Следователя не то чтобы прикрывают — просто не реагируют, потому что подчиненные генпрокурора Юрия Чайки это решение лоббировали изначально.

Зарабатывают не только следователи, но и руководство Следственного департамента и Генеральной прокуратуры. Прекратить дело, выпустить или взять под стражу?…

Я не помню, чтобы были решения о прекращении. Скорее всего, это будет направление дела куда-нибудь в регион. А дальше — уже похоронится. Или же на стадии реализации просто возбуждали дело не в отношении лиц, а по факту, чтобы до момента предъявления обвинения можно было решать какие-то вопросы. Все между собой общаются, звучат суммы, на этом уровне — миллионы долларов. Меньше никто не будет разговаривать.

Изменять меру пресечения — нет такой практики. Ты ведь каким-то образом ее избрал, ходатайствовал перед судом. А тут ты туда придешь и «включишь заднюю»? Это же сразу привлечет внимание всех контролирующих органов, если, конечно, это не согласовано. Потому что без прокуратуры ты этот вопрос никогда не решишь, если у тебя там нет близких отношений или указания сверху. Это все решается там. Следак может урвать только там, где не надо принимать кардинальных решений.

Какой процент дел происходит с коррупционной составляющей?

Если взять наш первый-второй отдел — экономику — можно говорить, что все дела такие, на чем можно заработать. Дела имеют большой общественный резонанс, и все фигуранты крупные. Один отдел банковский, другой просто — общая экономика. Название формальное. Расследуют всю экономику независимо от специализации.

ФСБ и «решатели» — только с прокурорскими. Все решается на уровне руководства.

Нагрузка, зарплата и пенсия

Есть проблемы с оснащением?

Вообще никаких. Уровень такой, как и должен быть. Прикомандированные работают в ужасных условиях, это да. Штукатурка сыпется с потолка, но они сейчас ремонт там собираются делать. Туда ездят адвокаты, стыдно. Кабинеты прикомандированных сотрудников очень маленькие — за спиной у него заканчивается кабинет. Тут сидят два следака и еще три адвоката пришли… Старые кабинеты, катакомбы такие… А штатные следователи сидят по одному, все идеально с технической точки зрения. Есть специальное управление по обеспечению деятельности органов предварительного расследования. Короче, все круто.

Какие еще есть проблемы серьезные?

Я прочитал на ПАСМИ про медицинские проблемы и страховку. И вспомнил: недавно было письмо-разъяснение от главы Следственного комитета Александра Бастрыкина о том, что у нас медицинское обеспечение за счет государства. То есть, мы прикреплены к ведомственной поликлинике и обязаны обслуживаться только там. Кроме этого, у всех есть полис обязательного медицинского страхования. Оказывается, использовать данный полис и обслуживаться в обычных городских больницах нельзя. Бастрыкин пишет о том, что в случае установления фактов обращения сотрудников по ОМС надо проводить проверку и возбуждать дела по мошенничеству в сфере страхования. Намекая, что двойное страхование происходит: на тебя выделяет деньги государство, а тут еще бесплатно лечишься. Кажется, даже были уже реально уголовные дела.

Ведомственные поликлиники — в части диспансеризации мне этого достаточно. Я каждый год хожу. Что касается серьезных моментов, я туда не буду обращаться. Например, у коллеги было серьезное заболевание, он понимал, что не пойдет в ведомственную, потому что хирург будет на живую резать. Нашел знакомого и прооперировался в обычной городской поликлинике. Ему проще так: здоровье — это единственное, что у нас остается.

Как зарплата?

Зарплата Центрального аппарата, если брать по сравнению с землей — нормальная, но понятно, что не шикуем. Следователи следственной части в среднем получают от 75 до 90 тысяч. Зависит от стажа, должности, опыта, наград. Я получаю на руки с уплатой налогов около 80 тысяч.

Это нормально? Что нужно сделать, чтобы сотрудники не уходили в адвокатуру на 300 тысяч?

Они не уходят на такие деньги. Они уходят, образно говоря, на 150 тысяч. В основной массе, они даже 150 не получают. У меня вообще сомнение, нужны ли они вообще на рынке юридических услуг?

То есть компетентность адвоката не востребована, потому что он против этой коррупционной машины не сможет сработать?

Это одна сторона медали. Есть юридическое сообщество, которое зарабатывает деньги честно. Честных адвокатов, думаю, процентов 10, остальные «решальщики» — посреднический институт в получении взятки. Их всегда было много. Мне кажется, раньше было вообще 100%. Это сейчас стали сталкиваться с людьми, которые оказывают юридическую помощь строго в рамках закона, чтобы не портить себе репутацию. А раньше вообще все «решалось». Силовиков немного «прессанули» — это раз, это освещается в СМИ. Государство встает на защиту бизнеса. И стали формироваться нормальные институты. Политика государственная переламывается постепенно. И я говорю не только о российских, но и о зарубежных компаниях, которые вообще не привыкли работать в числе 90%. Им нужно честно, потому что инвестиции вкладываются. И они будут обращать внимание только на эти 10%. Они будут смотреть рейтинги, читать отзывы, обращаться.

Как с нагрузкой в центральном аппарате?

Нагрузка на центральный аппарат сейчас очень большая. Даже у одного следователя бывает по шесть дел, что для уровня центрального аппарата очень много. Невозможно, даже если у тебя работает группа. Качество страдает очень сильно. И это не только вопрос нехватки кадров — это еще и вопрос статистики. С каждым годом растет количество уголовных дел, которые нужно направить за год в суд. Я бы как начальник отдела такое запретил — ну какие 5-6 дел, вы что? Надо отправлять дела в регионы, нельзя следователя Центрального аппарата превращать в районного следователя. Он всегда был элитой, здесь всегда работали самые знающие люди. Когда под эти 5–6 дел нанимают с районов, они и превращают уровень в районный.

Что нужно сделать, чтобы решить эти проблемы?

Нужно дать возможность расти и развиваться сотрудникам, которые имеют колоссальный опыт в расследовании, а не по признаку «свой, но некомпетентный». У нас большое количество прикомандированных, просто вал, ведь любой следователь Центрального аппарата видит, кто толковый. И дела надо фильтровать — только федерального уровня. Или — увеличение штата.

И третье — это увеличение социального обеспечения, зарплат?

Да. И пенсионного обеспечения. Сотрудники, уходящие на пенсию с должности следователя следственной части СД, с опытом работы 20 лет получают около 25 тыс. рублей. А равнозначный сотрудник СК РФ, как я слышал, получает около 45 тыс. рублей. Немного несправедливо, правда? При том, что, на мой взгляд, следователи МВД более профессиональны, расследуют гораздо больший объем уголовных дел, по разным категориям (согласно УПК РФ в несколько раз больше составов), что делает их более разносторонними. У следователей СК РФ более ограниченные категории уголовных дел. Все следователи это видят и знают, поэтому следователям МВД не внушает оптимизма такая пенсионная перспектива.

Сообщить о коррупции в Следственном департаменте МВД или Генеральной прокуратуре, других правоохранительных органах можно на специальном разделе сайта ПАСМИ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *