Чем занимается служба занятости кратко
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЦЕНТРОВ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Основными задачами Центра занятости являются:
ФУНКЦИИ ЦЕНТРОВ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Центр занятости осуществляет на территории муниципального района следующие функции:
1.Регистрация граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрация безработных граждан.
2.Исполнение переданного полномочия.
3.Оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации следующих государственных услуг:
4.Участие в подготовке предложений по формированию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения.
5.Исполнение административного регламента по исполнению переданного полномочия, федеральных государственных стандартов государственных услуг и государственных функций в области содействия занятости населения, утверждаемых Федеральным органом.
6.Определение перечня приоритетных профессий (специальностей) для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан.
7.Проведение специальных мероприятий по профилированию безработных граждан (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда).
8.Осуществление профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
9.Обеспечение функционирования информационных технологий и автоматизированных систем обработки информации в сфере занятости населения.
10.Формирование и ведение регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения.
11.Обеспечение безопасности при обработке персональных данных техническими, программными средствами и организационными действиями.
12.Подготовка и направление Учредителю следующей информации:
13.Реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
14.Реализация мер активной политики занятости населения, дополнительных мероприятий в области содействия занятости населения.
15.Обеспечение в соответствии с методическими документами Учредителя работы мобильного офиса Центра занятости, осуществляющего реализацию центрами занятости Пермского края возложенных функций.
16.Осуществление функций получателя средств бюджета Пермского края.
17.Составление и представление на утверждение Учредителю бюджетной сметы Центра занятости.
18.Подготовка и представление Учредителю в установленные сроки форм статистической, финансовой, бухгалтерской, бюджетной, и иной четности о деятельности Центра занятости в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством.
19.Формирование, ведение и использование банка данных о наличии вакантных рабочих мест (должностей) и свободных учебных мест для профессионального обучения.
20.Обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, составляющих государственную тайну.
21.Организация приема граждан, обеспечение своевременного и того рассмотрения обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов.
22.Выполнение мероприятий по мобилизационной подготовке.
23.Осуществление профессиональной подготовки работников Центра занятости, их переподготовки, повышения квалификации и стажировки.
24.Осуществление в соответствии с законодательством работы по комплектованию, хранению, учёту и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Центра занятости.
25.Исполнение функции государственного заказчика на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Центра занятости и реализации мероприятий в области содействия занятости населения.
26.Выполнение государственного задания по оказанию государственных услуг в области содействия занятости населения, утвержденного Учредителем.
27.Осуществление приносящей доход деятельности по сдаче в аренду недвижимого имущества в соответствии с действующим законодательством.
28.Осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края.
Биржа труда
Учреждения, которые помогают соискателям найти работу, а работодателям — сотрудников
Биржа труда — это неофициальное название учреждений, которые помогают соискателям найти работу, а работодателям — квалифицированных сотрудников. Они собирают у отделов кадров вакансии и предлагают их кандидатам. А еще помогают бесплатно обучиться специальностям, чтобы устроиться на работу или повысить квалификацию.
Официально такие службы называют центрами занятости населения, или ЦЗН. В статье расскажем, что центр занятости делает для компаний и как работодателям нужно ему отчитываться.
Чем занимается биржа труда
Основная задача центра занятости — помогать соискателям и работодателям найти друг друга. У биржи труда есть и другие функции:
Обратиться на биржу труда может только трудоспособный человек без заработка. ИП или руководитель ООО, у которых нет прибыли, зарегистрироваться в качестве безработных не смогут: по закону они занятые граждане.
О чем работодатель должен отчитываться центру занятости
Работодатели обязаны предоставлять в центр занятости такие отчеты:
Свободные рабочие места. Подавать данные о свободных рабочих местах должны все работодатели, у которых они есть. Даже если они не собираются трудоустраивать соискателей с биржи. Эта информация нужна центру занятости для статистики и оценки уровня безработицы по стране. При этом обязать работодателя принять сотрудника или организовать для него отдельную должность служба не может.
Отчет нужно подавать ежемесячно. Единой даты нет: регионы могут устанавливать ее самостоятельно. Уточнить срок предоставления отчетности можно в своем территориальном центре занятости.
С 2022 года работодателей обяжут размещать вакансии на портале «Работа России». Но обязанность коснется только ИП, организаций со штатом более 25 человек за прошлый календарный год и новых компаний с таким же количеством сотрудников.
Количество трудоустроенных инвалидов. Если организация крупная, работодатель обязан трудоустраивать инвалидов. Для этого закон устанавливает квоту — долю сотрудников-инвалидов в штате. Например, в компаниях численностью более 100 человек квота составляет 2—4%, а если в организации работодатель принимает не более 3% инвалидов. Размер квот и сроки сдачи отчетности устанавливает местное законодательство.
Трудоустройство соискателя. Работодатель должен отчитываться о результатах собеседований с соискателями, которых направила биржа труда.
Если компания трудоустраивает кандидата, нужно в течение пяти дней оповестить центр занятости. Это можно сделать одним из двух способов: вернуть в центр занятости бумажное направление соискателя или сообщить о трудоустройстве кандидата в электронной форме через портал «Работа России».
Если кандидатуру отклоняют, сведения подают в те же сроки: ставят отметку об отказе в направлении соискателя или вносят информацию через сайт. Всегда указывают название вакансии, дату собеседования и причину отказа.
Банкротство или полная ликвидация компании. Компания должна сообщить в центр занятости о начале процедуры банкротства и ежемесячно отчитываться о состоянии дел до восстановления или ликвидации. Точную дату и форму уведомления устанавливает регион. О закрытии компании руководитель должен сообщить за три месяца до массового увольнения сотрудников.
Введение режима неполного рабочего времени. Это снижение продолжительности рабочего дня или сокращение рабочих дней в неделе. Причиной может стать угроза массового увольнения сотрудников или организационные и технологические изменения условий труда — например, внедрение новых технологий производства. Компания должна уведомить центр занятости о переходе на такой режим в течение трех рабочих дней.
Если неполный рабочий день установлен по просьбе сотрудников, сообщать об этом не нужно.
Приостановка производства. Компания может приостановить производство в период экономического кризиса, технической неисправности оборудования или нарушения сроков поставки сырья контрагентом. Обычно руководитель издает приказ и в течение трех рабочих дней направляет отчет в центр занятости.
Сокращение штата и массовые увольнения. Есть два вида уменьшения штата: сокращение численности и сокращение штата. При сокращении численности работодатель уменьшает количество сотрудников, которые занимают одну должность. Например, вместо пяти курьеров будут работать два.
При сокращении штата должность исключают из штатного расписания — документа, который определяет структуру и состав команды предприятия, — и увольняют всех сотрудников, которые ее занимают. Компании должны уведомить центр занятости о будущем сокращении за два месяца, а ИП — за две недели.
Массовым увольнением считают сокращение штата на 50 и более человек за 30 дней, на 200 и более человек за 60 дней, на 500 и более человек за 90 дней. Для небольших компаний, у которых больше 15 сотрудников, массовое увольнение — это ликвидация. О массовом увольнении компания должна сообщить за три месяца.
Как подать отчет в центр занятости
Компания может передать сведения лично в региональное отделение центра занятости или дистанционно. Чтобы воспользоваться вторым способом, нужно:
Если у компании есть филиалы в разных регионах страны, руководитель должен подать отчет по каждому из них отдельно.
Что будет, если не предоставить информацию о вакансиях
Для работодателей, которые не подали вовремя нужный отчет, предусмотрена административная ответственность. За первое нарушение работодатель получит предупреждение, а если не подаст отчет еще раз — штраф. Штраф для ИП — до 500 ₽, а для компании — от 3000 до 5000 ₽.
Если работодатель не подает отчеты, центр занятости составляет протокол о правонарушении и передает дело в суд. А судья уже выносит постановление о привлечении к административной ответственности.
Что важно запомнить
Сейчас читают
Протокол
Документ, в котором фиксируют, какие вопросы обсуждали и какие решения приняли на собраниях, конференциях и совещаниях.
Нормативный правовой акт
Это официальный документ госорганов или должностных лиц с правилами поведения
Патент
Документ, который позволяет защитить изобретение от плагиата
Будьте в курсе событий бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания
Чем занимается служба занятости кратко
Статья 15. Государственная служба занятости населения
(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ (ред. 29.12.2006))
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Государственная служба занятости населения включает:
1) уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти;
(пп. 1 в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения и переданное полномочие по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) государственные учреждения службы занятости населения.
2. Деятельность государственной службы занятости населения направлена на:
1) оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;
1.1) информирование граждан Российской Федерации о положении на рынке труда, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы;
(пп. 1.1 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 227-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
3) содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, в том числе для содействия работодателям в выполнении квоты для приема на работу инвалидов;
(в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) организацию мероприятий активной политики занятости населения;
5) осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
6) осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.
3. Услуги, связанные с содействием занятости населения, предоставляются гражданам бесплатно.
С 01.01.2023 использование региональных порталов осуществляется в соответствии с соглашениями, заключаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с субъектами РФ (ФЗ от 28.06.2021 N 219-ФЗ).
3.1. Граждане и работодатели в целях получения государственных услуг в области содействия занятости населения подают в органы службы занятости заявление и иные сведения в электронной форме с использованием единой цифровой платформы, единого портала государственных и муниципальных услуг или регионального портала государственных и муниципальных услуг.
Граждане и работодатели вправе обратиться в органы службы занятости путем личного посещения по собственной инициативе или по предложению органа службы занятости по вопросам, связанным с получением государственных услуг в области содействия занятости населения.
Органами службы занятости оказывается индивидуальная помощь инвалидам I и II групп, в том числе по месту их жительства, в подаче заявления и иных сведений в целях получения государственных услуг в области содействия занятости населения, а также по иным вопросам, связанным с получением государственных услуг в области содействия занятости населения.
В органах службы занятости гражданам и работодателям обеспечивается бесплатный доступ к единой цифровой платформе, единому порталу государственных и муниципальных услуг, региональным порталам государственных и муниципальных услуг, а также оказывается необходимое консультационное содействие, в том числе при подаче заявления и иных сведений в электронной форме.
Случаи, когда личное присутствие (явка) гражданина является обязательным, устанавливаются настоящим Законом, нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 28.06.2021 N 219-ФЗ)
4. Органы службы занятости запрашивают сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.
(п. 4 введен Федеральным законом от 01.07.2011 N 169-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 22.12.2014 N 425-ФЗ, от 28.06.2021 N 219-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Органами службы занятости по запросу органов, уполномоченных на предоставление государственных или муниципальных услуг, государственных внебюджетных фондов в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представляются сведения о нахождении гражданина на регистрационном учете в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы или признанного безработным, назначенных ему социальных выплатах (размерах и сроках выплаты пособия по безработице, периодах оказания материальной помощи, материальной поддержки в период участия в оплачиваемых общественных работах, временного трудоустройства), периодах временного трудоустройства, участия в оплачиваемых общественных работах, переезде по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, работниках, привлеченных для трудоустройства в рамках региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов.
(п. 5 в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 6 в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Органы службы занятости в целях содействия занятости инвалидов осуществляют обмен сведениями с федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, взаимодействие с работодателями (по вопросам организации рабочих мест, включая специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, подбора инвалидов для замещения свободных рабочих мест, вакантных должностей), а также взаимодействие с организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам профессионального обучения и (или) дополнительным профессиональным программам для граждан из числа инвалидов, в целях замещения свободных рабочих мест, вакантных должностей, в том числе в рамках установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Порядок и условия взаимодействия органов службы занятости с работодателями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам профессионального обучения и (или) дополнительным профессиональным программам для граждан из числа инвалидов, устанавливаются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
(п. 7 в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.01.2022 ст. 15 дополняется п. 8 (ФЗ от 28.06.2021 N 219-ФЗ).
9. Органы службы занятости вправе организовать предоставление государственных услуг в области содействия занятости населения, иных государственных и муниципальных услуг (или их части), негосударственных услуг и мер поддержки по принципу «одного окна» в целях содействия гражданам и работодателям в комплексном решении ситуации, связанной с занятостью.
(п. 9 введен Федеральным законом от 28.06.2021 N 219-ФЗ)
«Служба занятости — моя судьба»: история сотрудницы центра «Моя работа»
27 апреля 2021 года
В апреле 1991 года был принят Закон о занятости населения и основании государственной службы занятости. О том, как менялась служба занятости из первых уст рассказывает Людмила Александровна Лындина, главный специалист отдела мониторинга и квотирования рабочих мест московского Центра занятости населения «Моя работа». Она помогает людям с поиском подходящих вакансий уже почти 28 лет.
Начало пути: рабочая профессия и жестовый язык
Труд рабочего человека знаком Людмиле Лындиной не понаслышке — свой путь она начинала прядильщицей на легендарной хлопчатобумажной фабрике имени М.В. Фрунзе. Вечерами училась на энерго-механическом факультете Московского текстильного института, стала мастером электроцеха.
— Проработала в текстильной промышленности я более 10 лет, впервые узнала о проблемах людей с ограниченными возможностями здоровья — более половины работников предприятий Мостекстильпрома имели инвалидность, в основном, из-за нарушений слуха. Проводить инструктаж по охране труда было непросто. Ткачихи, которые умели читать по губам, передавали информацию своим подругам жестами. Потом я и сама многое могла «сказать» руками, общалась с девушками напрямую, вникала в их проблемы, помогала, чем могла. В дальнейшем все эти навыки очень пригодились в моей новой работе. Но тогда я и подумать не могла, что свяжу свою судьбу со службой занятости, — рассказала Людмила Александровна.
Крутой поворот
— 1990-е годы были трудные. Закрывались фабрики, заводы, учреждения, новая служба занятости для многих, потерявших работу, стала настоящим спасением. А для меня — отправной точкой долгого профессионального пути. В 1993 году я стала ведущим специалистом Черемушкинского отделения трудоустройства. На первом этаже жилого дома было несколько комнат, в каждой по два — четыре стола, старенькие компьютеры. Документы заполнялись вручную, перевозили их из учреждения в учреждение на своих двоих, сколько километров отшагал каждый сотрудник — не сосчитать.
В основном, к нам обращались научные работники, инженеры, бывало и профессора, академики — в районе было много институтов, НИИ, конструкторских бюро. Соискателям мы честно говорили, что вакансий для специалистов с высшим образованием нет. Те, кто реально и трезво оценивали ситуацию, шли по нашему направлению переучиваться на бухгалтеров, на рабочие профессии. Соискатели тогда были уважительны, нацелены на трудоустройство и понимали, что без помощи «Центра занятости — Биржи труда города Москвы», так тогда называлась наша служба, не найдут работу. Единицы становились «профессиональными безработными», у кого был источник существования — ведь через год пособие по безработице прекращали выплачивать, а на учете можно было стоять и дальше.
В середине 90-х служба начала активно развиваться, оказывалось больше услуг, открывались новые отделы. Я в то время перешла в отдел формирования спроса на рабочую силу Управления рынка труда Комплекса занятости. Новое направление было очень интересным и перспективным: оказание финансовой помощи организациям и предприятиям, создающим рабочие места для людей с инвалидностью. Через два года будет разработан и принят Закон города Москвы о квотировании рабочих мест, а в 98-м он вступит в силу. В эти годы по направлению Комитета труда и занятости я вместе с другими специалистами и руководителями отделов и центров занятости учились в РЭА им. Г.В. Плеханова по специальности «Управление персоналом». Эта учеба дала не просто второе высшее образование, а эффективные знания и инструменты для работы в современных условиях.
«На работу шли как в зону боевых действий»
В 1995 году мне предложили возглавить отдел трудоустройства «Варшавский». Ситуация с безработицей была крайне тяжелой. На весь Южный округ — всего два отдела, наш и «Царицынский». 29 сотрудников шли на работу буквально как в зону боевых действий: горели костры, их зажигали безработные, с ночи занимая очередь на прием. Мы старались принять как можно больше соискателей, но физически с таким потоком справиться было очень трудно. Со временем открылись другие отделы: «Нагорный», «Братеевский», «Автозаводский», «Южный», стало значительно легче.
Несмотря на все трудности, это время вспоминаю с теплотой, коллектив у нас был дружный, все праздники отмечали вместе, помогали, поддерживали друг друга. Многие сотрудники нашего отдела и сегодня успешно работают в службе занятости. Мы всегда на связи. Вспомнился такой момент из того времени — при строительстве Третьего кольца, наш центр попал в зону сноса. В итоге нам построили прекрасный центр на 5-й Кожуховской улице. На открытие мы пригласили женский джазовый коллектив, танцевали до упаду, радовались.
Уметь «сложить пазл»
В 2003 году я возглавила территориальный отдел квотирования Юго-Западного административного округа, а с декабря 2016 года и до настоящего времени являюсь его главным специалистом. Я всегда открыта новому. Надеюсь, мой опыт, знания еще долгие годы будут полезны, но и сама не позволяю себе снижать планку. Главное для сотрудника службы занятости — доброе сердце, конечно. А еще нужны крепкие знания, ведь необходимо держать в голове большой объем информации о рынке труда и его запросах, и о тех, кто ищет работу и уметь в нужный момент из этих двух потоков извлечь нужную информацию, сложить нужный паззл. Это важнейшее умение — соединить запрос работодателя и запрос соискателя. Можно сказать, в этом глобальный смысл нашей профессии.
Столичная служба занятости переживала разные времена, и мы были тому и свидетелями, и участниками. Но неизменным оставалась помощь людям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях. Самые яркие, стремительные и глобальные преобразования начались в 2019 году. Московская служба вырвалась в своих устремлениях вперед, стала драйвером перемен.
Эффективность взятого курса преобразований и перемен прошла проверку в 2020 году, в период пандемии. Мы не остановились, сумели в новом для всех дистанционном режиме сохранить и нарастить темпы работы, даже расширить спектр оказываемых услуг. Весной2020 года многие мои коллеги и я вышли на фронт-линию, на разбор заявок, количество которых буквально зашкаливало с первых дней удаленного приема. Все силы были направлены на максимальное трудоустройство потерявших работу людей. И результат оказался достойным. Всей командой службы занятости нам удалось трудоустроить рекордное количество человек — 208 тысяч.
Мы вернулись на свои рабочие места, трудимся в прекрасных условиях, в новых современных офисах, встроены в глобальную систему жизнеобеспечения Москвы и москвичей. Наш отдел постоянно ведет переговоры с бизнесом для расширения и актуализации базы вакансий. Сегодня на платформе службы занятости представлено более 350 тысяч предложений для специалистов с различным опытом и квалификацией.
Наша служба находится в эпицентре событий. И осознавать свою к ней причастность — гордо.
Что мне помогает держать себя в форме? Любимая работа, семья и. йога, которая вошла в мою жизнь более 12 лет назад. Каждое утро начинается с занятий. Йога помогла оставаться в прекрасной эмоциональной и физической форме и выдержать долгий период изоляции, не потереть работоспособность, интерес к работе, к жизни.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы