Чем занимается соц отдел на предприятии
Положение об отделе социального развития
Отдел социального развития предприятия является самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется непосредственно директору предприятия или его заместителю.
1. Выявление и использование социальных резервов роста производительности труда и интенсификации производства.
2. Изучение социологических и психологических проблем организации труда, быта и отдыха работников, разработка путей и методов их решения.
3. Организация работы по управлению социальным развитием трудовых коллективов.
4. Организационно-методическое обеспечение, координация разработки и реализации планов, целевых комплексных программ социального развития.
5. Улучшение форм и методов воспитательной работы.
2. В состав отдела (бюро, группы, сектора, лаборатории) включаются социологи, психологи, специалисты по профориентации, организации и управлению производством.
1. В области планирования и управления социальным развитием
1.1. Анализ уровня социального развития трудовых коллективов, подготовка предложений к проектам годовых и долгосрочных планов, комплексных программ социального развития трудовых коллективов.
1.2. Изучение социальных аспектов научно-технического прогресса, разработка мероприятие по преодолению социальной неоднородности труда, социально-психологическому обеспечению внедрения робототехники и гибких автоматизированных производств, сокращению тяжелого, монотонного и малоквалифицированного ручного труда.
1.3. Проведение социологических, социально-психологических исследований; анализ и прогнозирование развития социальных процессов; подготовка предложений по учету социально-психологических факторов в организации производства и быта.
1.4. Пропаганда социологических и психологических знаний, организация учебы руководителей основам промышленной социологии и психологии; обобщение и внедрение передового опыта по управлению социальным развитием трудовых коллективов.
1.5. Участие в организации и проведении экспериментов и разработке предложений по социально-психологическим аспектам совершенствования хозяйственного механизма.
1.6. Участие в экспертизе проектов строительства и реконструкции объектов производственного и непроизводственного назначения в части обеспечения учета в них социальных требований и нормативов.
2. В области совершенствования социальной структуры и стабилизации трудовых коллективов
2.1. Прогнозирование социальных процессов в связи с намеченными прогнозами технического перевооружения производства, анализ изменений и разработка предложений по совершенствованию социальной структуры кадров.
2.2. Изучение причин текучести кадров, разработка мер по закреплению кадров и стабилизации трудовых коллективов.
2.3. Осуществление социально-психологического обеспечения профориентации, проф-подбора, профобучения, расстановки, производственной ориентации, профессионального и должностного продвижения кадров с учетом индивидуально-психологических особенностей работников.
2.4. Участие в формировании резерва руководителей среднего и низового звеньев управления.
3. В области внедрения профессиональных форм организации труда
3.1. Участие в разработке и внедрении мероприятий по повышению удовлетворенности трудом, обеспечению престижности профессий, усилению творческого характера труда.
3.2. Участие в формировании структуры и состава бригад и подрядных коллективов.
3.3. Участие в аттестации и рационализации рабочих мест и приведении их в соответствие с социальными требованиями.
3.4. Участие в подготовке мероприятий по оздоровлению и созданию безопасных и благоприятных условий и повышению культуры труда, улучшению условий труда и производственного быта женщин.
3.5. Участие в разработке предложений по повышению качества нормирования труда, действенности моральных и материальных стимулов к труду с целью достижения высоких конечных результатов.
4. В области развития трудовой и социальной активности работников
4.1. Разработка и внедрение мероприятий по повышению социальной роли личности, созданию благоприятного социально-психологического климата в трудовых коллективах; проведение психологических консультаций для трудящихся по производственным и бытовым вопросам.
4.2. Подготовка предложений по повышению роли и значения наставничества.
4.3. Разработка социальных мер по укреплению трудовой и производственной дисциплины и повышению ответственности за выполнение плановых заданий.
4.4. Разработка совместно с соответствующими структурными подразделениями предложений по созданию условий для роста культурно-технического и профессионального уровня трудящихся, развития их творческой инициативы, рационализации и изобретательства, участия в управлении производством.
5. В области социального обслуживания
5.1. Разработка предложений по совершенствованию и развитию социальной инфраструктуры и созданию условий для удовлетворения социально-культурных и бытовых потребностей трудящихся.
5.2. Участие в разработке предложений по улучшению распределения средств фонда социального развития.
5.3. Анализ организации досуга и разработка предложений по улучшению использования свободного времени, обеспечению более благоприятных условий отдыха работников и членов их семей, а также ветеранов труда и пенсионеров.
5.4. Разработка предложений по развитию бытовых, санитарно-оздоровительных, культурно-просветительных и других видов обслуживания на предприятиях.
1. Запрашивать и получать в установленном порядке от структурных подразделений материалы, необходимые для проведения исследований и выполнения работ в области социального развития.
2. Привлекать по согласованию с руководством работников соответствующих подразделений предприятия для выполнения совместных работ.
3. Контролировать выполнение структурными подразделениями мероприятий, предусмотренных планами (комплексными целевыми программами и проектами) социального развития, и вносить на рассмотрение руководства предложения, направленные на устранение недостатков, а также о поощрении лиц, активно содействующих внедрению мероприятий в области социального развития.
4. Осуществлять контакты по вопросам, относящимся к компетенции отдела, с соответствующими подразделениями предприятий, организаций, министерств, научными учреждениями и высшими учебными заведениями; привлекать в установленном порядке для осуществления и совершенствования работы в области социального развития специалистов сторонних организаций.
5. Представлять предприятие по вопросам планирования и управления социальным развитием в вышестоящих организациях и на совещаниях.
1. Всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения возложенных настоящим Положением на отдел задач и функций несет начальник отдела.
2. Степень ответственности других работников устанавливается должностными инструкциями.
Prom-Nadzor.ru
Вы здесь
Положение об отделе социального развития
[организационно-правовая форма, наименование организации, предприятия, учреждения]
[должность, подпись, Ф. И. О. лица, утверждающего положение]
1. Общие положения
1.1. Отдел социального развития, являясь самостоятельным структурным подразделением предприятия, создается и ликвидируется приказом [наименование должности руководителя предприятия].
1.2. Отдел непосредственно подчиняется [наименование должности руководителя предприятия].
1.3. Отдел возглавляет начальник, назначаемый на должность приказом [наименование должности руководителя предприятия].
1.4. Начальник отдела социального развития имеет [значение] заместителя(ей).
1.5. Обязанности заместителя(ей) определяются начальником отдела социального развития.
1.6. Заместитель(и) и начальники структурных подразделений (бюро, секторов и пр.) в составе отдела социального развития, другие работники отдела назначаются на должности и освобождаются от должностей приказом [наименование должности руководителя предприятия] по представлению начальника отдела социального развития.
1.7. В своей деятельности отдел руководствуется:
— законодательством Российской Федерации;
2. Структура
2.1. Структуру и штатную численность отдела утверждает [наименование должности руководителя предприятия], исходя из конкретных условий и особенностей деятельности предприятия по представлению начальника отдела социального развития и по согласованию с [отделом кадров].
2.2. Отдел социального развития может иметь в своем составе структурные подразделения (службы, группы, секторы, бюро, пр.).
Например: бюро (сектор, группа) планирования и учета, бюро пенсионного обеспечения и социального страхования, сектор медицинского обеспечения, бюро (сектор, группа) социологии труда, жилищно-коммунальный сектор, сектор психологической помощи.
Примечание: В состав отдела социального развития могут входить отдельные специалисты и группы, осуществляющие функции по отдельным направлениям (психологии, социологии, физиологии, другие).
2.3. Положения о подразделениях отдела социального развития (бюро, секторах, группах, пр.) утверждаются начальником отдела, а распределение обязанностей между работниками подразделений осуществляется [руководителями бюро, секторов, групп; заместителем(ми) начальника отдела].
3. Задачи
На отдел социального развития возлагаются следующие задачи:
3.1. Изучение основных социальных потребностей и проблем работников предприятия.
3.2. Прогнозирование развития социальных процессов в подразделениях предприятия.
3.3. Организация работы по реализации гарантий материально-бытового обеспечения и социальной защиты работников предприятия.
3.4. Организация работы по выполнению социальных программ.
4. Функции
Отдел социального развития выполняет следующие функции:
4.1. Организация и ведение на предприятии социальной работы, направленной на:
— формирование стабильных трудовых коллективов;
— развитие организационной культуры;
— использование социально-психологических факторов трудовой мотивации работников;
— повышение социальной и творческой активности работников, их удовлетворенности трудом;
— развитие и использование трудового потенциала каждого работника;
4.2. Разработка и реализация целевых программ и планов социального развития на основе социальных прогнозов и моделирования социальных процессов в соответствии с целями, стратегией и кадровой политикой предприятия.
4.3. Работа по стабилизации трудовых коллективов, совершенствованию социальной структуры профессионально-квалификационного состава.
4.4. Подготовка предложений по:
— оптимизации численности работников;
— повышению общеобразовательного и культурно-технического уровня работников;
— укреплению трудовой дисциплины и организованности;
— созданию и поддержанию благоприятного социально-психологического климата в коллективе;
— адаптации вновь принятых работников;
4.5. Изучение условий труда и их влияния на удовлетворенность работников трудом.
4.6. Разработка мероприятий по:
— улучшению эргономических, санитарно-гигиенических условий работы;
— обеспечению охраны труда и безопасности работников;
— социально-психологическому обеспечению внедрения новых видов сложного оборудования;
— сокращению тяжелого и малоквалифицированного ручного труда;
— повышению привлекательности, престижности и культуры труда;
4.7. Участие в экспертизе проектов строительства и реконструкции объектов производственного и непроизводственного назначения с целью обеспечения учета в них социальных требований и нормативов.
4.8. Участие в организации проведения экспериментов по социальным аспектам совершенствования хозяйственного механизма.
4.9. Совершенствование системы материальных, социально-культурных и нравственно-психологических стимулов повышения трудовой и социальной активности работников, творческого отношения к делу, коллективной и индивидуальной ответственности за результаты совместной деятельности.
4.10. Разработка предложений по мерам социальной защищенности работников предприятия в рамках коллективно-договорного регулирования трудовых отношений.
4.11. Контроль за обеспечением социального страхования работников, соблюдением их социальных гарантий и гражданских прав.
4.12. Разработка и реализация мер по:
— сохранению здоровья и повышению содержательности досуга работающих;
— росту жизненного уровня работников и членов их семей;
— удовлетворению потребностей в жилье и бытовом устройстве, разнообразных услугах;
— социальной защищенности отдельных категорий работающих (пенсионеров, молодежи, женщин, др.);
4.13. Консультирование работников по правовым и финансовым вопросам, проблемам труда, а также вопросам разработки предложений по предоставлению различных социальных льгот работникам предприятия:
— компенсаций расходов на жилье;
— доплат на образование детей;
— предоставления транспорта для поездок на работу и с работы;
4.14. Внедрение средств механизации и компьютерных технологий в деятельность социологических служб, укрепление их информационной базы.
4.15. Оказание методической помощи подразделениям в разработке мероприятий по социальному развитию трудовых коллективов, координации их деятельности.
4.16. Проведение лекций, семинаров по изучению работниками предприятия социально-психологических методов управления социальными процессами.
4.17. [Вписать нужное].
5. Права
Отдел социального развития имеет право:
5.1. Запрашивать и получать от структурных подразделений предприятия сведения, необходимые для осуществления деятельности отдела.
5.2. Давать структурным подразделениям и отдельным специалистам обязательные для исполнения указания по вопросам, входящим в компетенцию отдела.
5.3. Вести самостоятельную переписку с государственными и муниципальными органами по вопросам социального и пенсионного обеспечения.
5.4. Участвовать или проводить по своему усмотрению переговоры с представителями различных организаций по вопросам, входящим в компетенцию отдела социального развития.
5.5. Представлять в установленном порядке предприятие в органах государственной власти, иных учреждениях и организациях, по вопросам, входящим в компетенцию отдела.
5.6. По согласованию с руководителем предприятия или его заместителем по коммерческим вопросам привлекать экспертов и специалистов в социальной сфере для консультаций, подготовки заключений, рекомендаций и предложений.
6. Взаимоотношения (служебные связи)
6.1. Отдел социального развития взаимодействует со всеми подразделениями по вопросам:
— формирования организационно-управленческой структуры предприятия;
— проведения мероприятий в сфере социальной защиты и поддержки работников предприятия, жилищно-бытовой, а также оздоровительно-спортивной и социально-культурной сфере;
6.2. Для решения вопросов, указанных в п.1 настоящего раздела руководители структурных подразделений представляют:
— сведения о списочной численности работников;
— данные о фондах оплаты труда;
7. Ответственность
7.1. Ответственность за надлежащее и своевременное выполнение отделом функций, предусмотренных настоящим положением, несет начальник отдела социального развития.
7.2. На начальника отдела социального развития возлагается персональная ответственность за:
— организацию деятельности отдела по выполнению задач и функций, возложенных на отдел;
— организацию в отделе оперативной и качественной подготовки документов, ведение делопроизводства в соответствии с действующими правилами и инструкциями;
— соблюдение работниками отдела трудовой и производственной дисциплины;
— обеспечение сохранности имущества, находящегося в отделе, и соблюдение правил пожарной безопасности;
— подбор, расстановку и деятельность работников отдела;
— соответствие законодательству визируемых (подписываемых) им проектов приказов, инструкций, положений, постановлений и других документов;
7.3. Ответственность работников отдела устанавливается должностными инструкциями.
Руководитель структурного подразделения
[должностное лицо, с которым согласовывается положение]
Положение об отделе социального развития
I. Общие положения
1. Отдел социального развития является самостоятельным структурным подразделением предприятия.
2. Отдел социального развития создается и ликвидируется приказом директора предприятия.
3. Отдел подчиняется непосредственно директору предприятия.
4. Отдел возглавляет начальник, назначаемый на должность приказом директора предприятия.
5. Начальник отдела социального развития имеет _______ заместителя(ей).
II. Структура
1. Структуру и штатную численность отдела утверждает директор предприятия исходя из условий и особенностей деятельности предприятия по представлению начальника отдела социального развития и по согласованию с ____________________ (отделом кадров)
2. Отдел социального развития имеет в своем составе структурные подразделения* (службы, группы, секторы, бюро, пр.) согласно нижеприведенной схеме.
*В состав отдела социального развития могут входить отдельные специалисты и группы, осуществляющие функции по отдельным направлениям (психологи, социологи, физиологи, другие).
ОТДЕЛ
СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Бюро (сектор, группа)
планирования и учета
Бюро (сектор, группа)
социологии труда
Бюро
пенсионного обеспечения и социального страхования
Сектор
медицинского
обеспечения*
Сектор
психологической
помощи**
*Это может быть также медицинский пункт. На крупных предприятиях данное подразделение может иметь статус службы медицинского обеспечения.
**На крупных предприятиях данное подразделение может иметь статус службы психологической помощи.
3. Положения о подразделениях отдела социального развития (бюро, секторах, группах, пр.) утверждаются начальником отдела, а распределение обязанностей между сотрудниками подразделений производится
(руководителями бюро, секторов, групп; заместителем(ями) начальника отдела)
III. Задачи
IV. Функции
V. Права
VI. Взаимоотношения (служебные связи)
VII. Ответственность
Место и роль социальной работы на предприятии
Социальная работа по своей сути является одной из эффективнейших социальных технологий гармонизации общественных отношений, стабилизации общественного развития, целесообразного регулирования, управления социальными процессами. Социальная работа как форма практической деятельности на предприятии направлена в конечном итоге на гармонизацию социальных отношений в организации.
Цель социальной работы на предприятии – улучшение взаимодействия между отдельными работниками и предприятием в целом, направленного на улучшение качества жизни работников.(слайд 9)
Объектом социальной работы являются все работники предприятия, и в первую очередь работники, находящиеся в затруднительных ситуациях и прилагающие собственные активные усилия по их преодолению.
К задачам социальной работы на предприятии можно отнести:
♦ создание условий, в которых работник может в полной мере проявить свои возможности и способности (в том числе работа с максимальной отдачей сил и способностей, т. е. трудовая самореализация, реализация личностного потенциала);
♦ активная адаптация и реадаптация работника на предприятии;
♦ профилактика и предупреждение социально нежелательных явлений;
♦ организация научных исследований, конференций, семинаров, учебно-просветительской деятельности по проблемам социальной работы на предприятии;
♦ разработка и реализация социальных программ;
♦ социальное обслуживание, оказание услуг работникам предприятия;
♦ социальная поддержка работников, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
♦ осуществление социального мониторинга. (Слайд 10)
Социальную работу на промышленном предприятии следует основывать на следующих принципах:
1) опоры на собственные силы – предполагает активную позицию работника в разрешении своих проблем;
2) гарантированности – обязательное оказание социальной помощи лицам, стремящимся максимально использовать собственные внутренние резервы;
3) адресности – оказание помощи конкретному человеку с учетом его конкретной ситуации;
4) социального реагирования – выявление социальных проблем работников и принятие мер по их решению;
5) профилактической направленности – необходимость принимать усилия по предупреждению возникновения социальных проблем и жизненных затруднений человека;
6) выделения социальных ресурсов – выделение для оказания помощи своим работникам средств, реальная величина которых зависит от социально-экономических возможностей предприятия;
7) включения механизмов социальной помощи в ситуациях, когда исчерпаны другие способы поддержки (психологические, моральные, договорные, законодательные). (слайд 11)
Для осуществления социальной работы на высоком научно-практическом уровне в соответствии с названными целями и задачами необходимо создание на предприятии отдела социальной работы. Данный отдел должен представлять собой подструктуру службы социального развития промышленного предприятия, осуществляющую свою деятельность в области социальной защиты и поддержки работников в соответствии с данными целями, задачами и принципами, причем существенным в деятельности отдела будет интеграция всех форм и направлений социальной работы в единую систему, способную к гибким и эффективным изменениям. С этой точки зрения системный подход в деятельности социальной службы предприятия занимает основополагающее место.
Основными направлениями работы отдела социальной работы следует считать:
♦ социальную защиту, социальное обеспечение и социальную поддержку работников предприятия;
♦ культурно-просветительскую, образовательную и спортивную работу. (слайд 12)
Отдел социальной работы предприятия должен выполнять следующие функции:
♦ планово-организационную – планирование и организация социальной работы на предприятии, разработка социальных программ, создание системы информационного обеспечения социальной работы, контроль деятельности служб, участвующих в решении социальных вопросов предприятия;
♦ аналитическую – оценка социальных последствий планируемых экономических, технических и управленческих нововведений, анализ взаимоотношений руководителей и подчиненных, проведение социальных и мониторинговых исследований, осуществление анализа социальных ресурсов трудового коллектива;
♦ информационно-просветительскую – информирование работников предприятия о возможностях службы, проведение массовой пропаганды идеологии, философии, корпоративной культуры предприятия, организация обучения руководителей и специалистов;
♦ консультативную – консультирование руководителей и рядовых членов коллектива по вопросам разрешения конфликтов, социально-психологических проблем, возникающих в коллективе.
В кадровый состав отдела социальной работы должны входить:
♦ специалисты по социальной работе;
♦ социологи. (слайд 13)
Создание условий, при которых работники имели бы возможность самореализации своих сил, потенциала, энергии, является основным назначением социальной политики промышленного предприятия. Это происходит в том случае, когда имеются реальные предпосылки, материальные ресурсы, финансовые источники для создания и формирования достойного жизненного статуса человека.
Особое внимание специалисты по социальной работе должны уделять здоровью трудящихся. Следует воспитывать у рабочих установку на сохранение здоровья и личную ответственность за выполнение рекомендаций по оздоровлению, ослабляющих воздействие неблагоприятных производственных факторов на организм. Сегодня медико-социальная работа преобразуется в самостоятельное направление профессиональной деятельности, и ее профилактическая составляющая включает в себя мероприятия по предупреждению социально зависимых нарушений соматического, психологического, репродуктивного здоровья, формирование установок на ведение здорового образа жизни, обеспечение доступа к информации по вопросам здоровья.
Особенность социального развития предприятий в последнее время состоит в разработке и реализации различных социальных программ, которые можно рассматривать в качестве механизма социальной защиты работников предприятия. Отличительная черта современных социальных программ на уровне предприятий – их свободный выбор. Масштабы социальных программ и степень охвата ими трудящихся зависят в первую очередь от возможностей их финансового, материально-технического, организационного обеспечения на предприятиях.
Социальная работа на предприятии должна осуществляться согласно системе стандартов оказания услуг. (слайд 14)