Чем занимается советник по воспитательной работе

Зачем школам советники по воспитанию. Изучаем пилотный проект Минпросвещения

С 1 марта 2021 года в школах появилась новая должность – советник по воспитанию. Расскажем, какие регионы участвуют в эксперименте, и зачем понадобилась эта должность, если в школах и так есть замдиректора по воспитательной работе?

👩‍💼 Советник директора по воспитательной работе – зачем вводится новая должность

Последние поправки в закон «Об образовании» ввели понятие «воспитание» в задачи школы. Их принятие обусловлено изменениями в Конституцию РФ, где подчеркивается, что воспитание призвано формировать у учащихся патриотические чувства, гражданственность и уважение к памяти защитников Отечества. Изменения в образовательном процессе в области воспитания школьников начнут применяться с 2021 года. Они потребуют подготовки новых рабочих программ и календарных планов воспитательной работы в общеобразовательных школах. По сути, дополнительная нагрузка по части воспитания школьников должна была лечь на учителей, но вместо них этим будут заниматься советники директора по воспитательной работе.

Сама должность советника в российских школах была инициирована Министерством просвещения в рамках проекта «Патриотическое воспитание граждан РФ», а также Российским движением школьников (РШД). РШД – это организация, которая утверждена Президентом В. Путиным в 2015 году для военно-патриотического воспитания подростков. Сегодня движение объединяет до 500 тысяч школьников.

Помимо ведения в школах дополнительных уроков патриотической направленности, введение должности советника должно усилить ответственность детей за свои поступки и развить чувство уважения к закону.

Задачи советника

Единый квалификационный справочник должностей, а также профессиональный стандарт педагога должность советника не упоминают, поэтому точно определить его функционал до появления должности в школе пока невозможно.

Министерство просвещения пообещало, что деятельность советников не будет связана с идеологическим контролем, а само по себе воспитание учащихся является неотъемлемой частью учебного процесса. Основными задачами советников должны стать:

Советникам предстоит придумывать культурно-спортивные мероприятия для детей (походы в театры, музеи, спортивные мероприятия), организовывать слеты и акции. Помогать советникам в разработке воспитательных программ должны будут педагогические университеты.

При этом не исключено, что только организацией досуга функционал должности не ограничится, а будет включать также работу с идеологическими убеждениями школьников. Такое мнение является достаточно распространенным в образовательной среде, так как введение новой должности совпало по времени с недовольством властей массовым участием школьников в протестных митингах в январе 2021 года.

В задачи советника, помимо общей воспитательной работы в школе, должен входить контроль внешкольного времяпровождения: где и с кем ученики проводят свободное время, не совершают ли каких-либо противоправных действий.

Наличие в школе человека, с которым можно обсудить актуальные вопросы, поговорить о политике и митингах, по замыслам создателей, способно оградить школьников от деструктивного влияния «неправильных идей».

✅ Регионы, участвующие в эксперименте

Пилотный проект по воспитательной работе, где появятся советники, запустили в 10 российских регионах. Советники в штатном расписании школы появятся в следующих регионах:

Источник

Новая профессия – советник по воспитательной работе. Необходима ли она?

Чем занимается советник по воспитательной работе. Смотреть фото Чем занимается советник по воспитательной работе. Смотреть картинку Чем занимается советник по воспитательной работе. Картинка про Чем занимается советник по воспитательной работе. Фото Чем занимается советник по воспитательной работе

В марте 2021 г. в школах должны ввести новую должность – советник по воспитательной работе. Об этом уже заявил министр просвещения РФ С. Кравцов. Пока проект пройдет в пилотном режиме в 10 регионах России.

Рассмотрим особенности этого нововведения.

Как было

Обучение в советских школах было непрерывно связано с воспитанием. Контролировали этот процесс не только завучи по воспитательной работе, но и пионервожатые. Практически все ученики занимались общественной работой в октябрятских, пионерских и комсомольских организациях.

В современной школе от многих советских традиций, включая воспитание патриотизма, практически отказались. И многие ценные идеи выдающихся советских педагогов, включая таких признанных авторитетов, как А. Макаренко и В. Сухомлинский, были забыты. А ведь патриотизм включает не только любовь к Родине, но и такие духовные ценности, как любовь к природе, любовь и уважение к родителям, знание истории своей страны. Ведь без знания прошлого невозможно построить будущее. Недаром в последнее десятилетие началось возрождение военно-спортивного движения в виде кадетских и казачьих классов.

Необходимость усиления воспитательного процесса

Долгое время в российском обществе шла дискуссия, является ли получение образования услугой. Если принять эту точку зрения, из процесса обучения исчезает воспитательный компонент.

Выполнение педагогами обязанностей по воспитанию учащихся поддержано материально. Так, советники по воспитательной работе будут получать надбавку к заработной плате в размере 15 000 руб. А в ноябре глава правительства РФ М. Мишустин подписал приказ о расширении поддержки классных руководителей. Педагоги всех российских школ должны получать надбавку за классное руководство в размере 5 тыс. рублей, причем при сохранении всех остальных дополнительных выплат.

Поправки в «Закон об образовании»

Поправки в данный закон тесно связаны с принятием поправок в Конституцию РФ. Впервые в «Законе об образовании» дано определение понятия «воспитание» как деятельности, направленной на развитие личности. В это понятие включается также создание условий для самоопределения личности и ее социализации.

Согласно новой редакции закона, воспитание в школах должно формировать чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и их подвигов, бережного отношения к культуре и традициям народов России.

Все эти изменения делают необходимыми разработки новых рабочих программ и календарных планов воспитательной работы в учреждениях среднего образования. Воспитание должно стать обязательным компонентом и в учебных программах по всем предметам.

Воспитательная работа в современной школе

Воспитательная работа в российских школах ведется по трем направлениям: непосредственно в процессе обучения, внеурочная и внешкольная. Ее цель – организация учебного процесса на принципах демократичности, взаимоуважения и толерантности. Для координации в школах есть должность завуча по воспитательной работе.

Как поясняет исполнительный директор Союза отцов Ю. Соленов, в его обязанности входит составление плана воспитательной работы, а также регулирование различных ЧП и конфликтов с помощью родителей учеников. На предупреждение подобных ситуаций у завучей не остается времени, ведь они должны также вести многочисленную отчетность для органов управления образованием.

Более того, в процессе оптимизации образовательной системы должность завуча по воспитательной работе во многих школах была упразднена. Есть вопросы и с оплатой советников. Если не будут выделены дополнительные средства из федерального бюджета, может пострадать финансирование школ.

Таким образом, в школе будут два представителя, отвечающие за процесс воспитания – завуч и советник. Вопрос распределения обязанностей между ними каждая школа будет решать самостоятельно.

Представители общественных союзов педагогов позитивно относятся как к введению новой должности, так и к усилению воспитательной работы в школах. Они считают, что это обогатит учебный процесс в целом.

Конкурс «Навигаторы детства»

Конкурс проводится Министерством просвещения РФ с участием Российского движения школьников (РДШ). Его цель – формирование кадрового резерва педагогов для системы воспитания в школах, отбор претендентов на должности советников по воспитательной работе.

Принять участие в конкурсе могут педагоги с опытом независимо от стажа и возраста. В критерии обора входят:

После подачи заявки на участие в конкурсе нужно пройти заочное конкурсное испытание, а затем очное собеседование.

Аналогичные программы, в том числе, дистанционные, скоро появятся и в учебных центрах.

Где учиться

Учебных заведений, готовящих педагогов для работы советниками по воспитательной работе, пока нет. Скорее всего, действующим преподавателям нужно будет пройти переподготовку или закончить подходящие курсы повышения квалификации.

Одним из центров подбора программы повышения квалификации, в том числе педагогов, является Единый центр высшего дистанционного образования (ЕЦВДО). Центр объединяет 21 вуз, 18 колледжей и 6 центров дополнительного профессионального образования. Сеть учебных заведений-партнеров постоянно расширяется.

Основное преимущество центра заключается в том, что учеба в выбранном вузе проходит дистанционно, не нужно уезжать на несколько месяцев или лет в другой город. Есть программы для тех, кто имеет среднее специальное образование, с укороченным сроком обучения. Подать заявку на поступление можно онлайн.

По результатам выполнения учебного плана выдается диплом, который дает право работать по полученной специальности. Таким образом, можно пройти переподготовку по программе высшего образования и получить нужную специальность без утомительной процедуры ЕГЭ.

Среднее образование дает общеобразовательная школа. Оно может быть полным или неполным. Часто среднее образование путают со средним специальным. Среднее – это школьное, а среднее специальное – это колледжи и профтехучилища.

Источник

Чем занимается советник по воспитательной работе

Первого марта 2021 года, в 10 регионах России начнется эксперимент: штатное расписание школ пополнится новой единицей – советником директора по воспитательной работе. (Звучит гораздо пафоснее, чем, например, «завуч по воспитательной работе»).

Насколько я знаю, никаких советников у директоров школ прежде не было.

«Будь готов! Всегда готов!»

В советское время вопрос о том, должна ли воспитывать детей школа или это дело семьи, не стоял: поскольку школа – институт государственный, то государство передавало школе важную роль транслировать неокрепшим юным душам государственную идеологию.

С первого по последний класс все школьники последовательно проходили через детские организации, для этого предназначенные. Многие взрослые, прошедшие через советскую школу, еще помнят слова клятвы, которую они давали, вступая в пионеры: «перед лицом своих товарищей торжественно клянусь: горячо любить и беречь свою Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, всегда выполнять законы пионеров Советского Союза. За дело борьбы Коммунистической партии будь готов!» Далее следовали слова: «Всегда готов!»

В первые постсоветские годы тема государственного воспитания в школе ушла на второй, если не на более дальний план, вместе с шестой статьей Конституции и запретом на единую государственную идеологию, хотя само воспитание из школы не ушло и уйти не могло. Ведь воспитание – это не только открытые призывы; любое длительное общение учителя с ребенком, особенно маленьким, это и воспитание в том числе. Учитель не только преподает предмет, он общается с детьми, и в этом общении всегда присутствует передача норм, ценностей, правил общения и прочее. Это неизбежно, и ничего плохого в этом нет.

А что же в настоящем?

Единой идеологии в нашей стране нет до сих пор, но чем дальше, тем больше государство транслирует гражданам, в том числе школьного возраста, нечто, идеологию все больше напоминающее, а именно поворот к консервативным ценностям, якобы присущим нашему народу, элементы милитаристской риторики, которые подаются как истинный патриотизм, и так далее.

Растет число военизированных кадетских классов, которые есть уже во многих школах, вводятся уроки патриотического воспитания, уже пятый год по всей стране действует детско-юношеское военно-патриотическое движение «Юнармия», за участие в котором некоторые университеты дают при поступлении дополнительные баллы за личные достижения.

Казалось бы, военно-патриотического воспитания школьников вполне достаточно, его уже очень много. Если вся эта система работает, то школьники должны выходить из школы вполне воспитанными, то есть усвоившими военизированный патриотизм.

Но нет, как показывают социологические опросы, среди юных (18–24-летних), то есть прошедших школьное воспитание, больше всего недовольных ситуацией в стране, более того, очень много заявляющих, что хотят из страны уехать. За последние годы резко помолодели протестные акции. В них участвует мало школьников, но очень много студентов, то есть ребят чуть постарше. Это показывает, что воспитательная система работает плохо, не соответствует она запросам времени и интересам юного поколения. В такой ситуации можно было пойти двумя путями: перестать так сильно давить на подростков военизированным патриотизмом или давить еще сильнее, чтобы испугались.

Ради чего всё это затевается

Судя по всему, решили пойти вторым путем. Появляется новая должность – того самого советника директора по воспитательной работе. Кроме воспитания в здании школы, он призван заниматься воспитанием и за ее воротами: следить за внешкольным досугом детей и подростков, за тем, с кем они общаются, и предостерегать против противоправных поступков. Главным противоправным поступком является желание принять участие в протестной деятельности и его реализация. Фактически ради этого вся эта история и затевается. Повторю: очень мало школьников выходит на акции, уже сейчас в школе с ними «проводят работу», санкции применяются к их родителям. Неужели предполагается, что их будет становиться больше и больше?

Конечно, ни один советник не может следить за тем, с кем и как общаются дети – их в школе много сотен. Вряд ли это будет поручено и так перегруженным учителям.

А вот отслеживать соцсети подростков на предмет благонадежности и стремления выйти на улицу с высокой вероятностью начнут.

А потом с неблагонадежными и их родителями будут проводить разъяснительную работу в разных формах. Ради этого, скорее всего, все и затевается.

Источник

Советник по воспитанию в школе: кто это, кому и что он будет советовать. Вопросы без ответов

В 10 регионах России запущен пилотный проект по воспитательной работе в школах: в них теперь появится должность советника директора по воспитанию. Мы разобрались, что это за должность, какие задачи возьмут на себя советники и что думает о нововведении учительский профсоюз.

Что случилось

Министерство просвещения инициировало несколько больших программ в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».

С 1 марта в рамках одной из таких программ в штатное расписание школ вводят должность советников директоров по воспитанию. Согласно комментарию министерства, пилотный проект будет запущен в 10 регионах: Брянской, Вологодской, Калининградской, Нижегородской, Омской, Сахалинской, Тюменской, Челябинской областях, а также в Севастополе и Ставропольском крае.

Как говорили представители минпроса, советниками директоров по воспитанию могут стать как действующие педагоги, так и молодые выпускники педагогических вузов, которые «говорят со школьниками на одном языке».

Чтобы отобрать кандидатов на эту позицию, в январе 2021 года вместе с «Российским движением школьников» (РДШ) министерство запустило конкурс «Навигаторы детства», на который пришло более 5000 заявок. Победителей выберут 21 марта при помощи онлайн-тестирования и собеседований.

Им обещают организовать обучение в «Артеке», сотрудники которого станут наставниками будущих советников. Образовательные сессии состоятся весной и летом этого года. После окончания учебы специалисты должны будут составить план воспитательной работы и начать внедрять его в школе.

Кирилл Терентьев, участник конкурса «Навигаторы детства». Видео представлено Министерством просвещения:

Задачи советников по воспитанию

Министерство просвещения обещает, что деятельность советников по воспитанию не будет связана с идеологическим контролем, и отмечает, что воспитание — неотъемлемая часть образовательного процесса.

В ответе министерства на наш запрос среди прочего сказано, что «воспитатели будут усиливать интерес школьников к образовательному процессу» и заниматься «воспитанием гармонично развитой личности».

По словам чиновников, советники будут отвечать за внеурочную деятельность. Например, придумывать культурные и спортивные мероприятия для детей, организовывать патриотические слеты и акции, «вовлекать детей в юнармейские проекты» и способствовать «воспитанию личности на основе духовно-нравственных традиций». К разработке программ планируют подключить педагогические университеты.

Показательно, что ускоренный запуск проекта происходит на фоне дискуссий об оппозиционных настроениях молодежи и моральных паник вокруг участия школьников в массовых протестах в январе — феврале этого года. При этом в российских школах сегодня уже есть те, кто отвечает за воспитательную работу: это заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, специалисты на ставках организаторов и вожатых.

Светлана Осколкова, участница конкурса «Навигаторы детства». Видео предоставлено Министерством просвещения:

Что думают педагоги, исследователи и профсоюз

Школьные учителя по-разному относятся к введению новой должности. В материале «Учительской газеты» многие педагоги отмечают, что должность дублирует уже существующие и одна из целей ее введения — навязывание детям идеологии.

«Если под маркой советника намереваются замаскировать контролера от правящей партии, пропагандиста или представителя спецслужб, то важно напомнить, что по закону деятельность партий в образовательных организациях запрещена, а подобная практика будет способствовать лишь деградации образования в стране», — говорила в интервью изданию Эмилия Слабунова, заслуженный учитель России, член Комитета по образованию, культуре, спорту и молодежной политике Законодательного собрания Республики Карелия.

«Лично для меня в этой теме больше вопросов, чем ответов. В частности говорится, что советник якобы будет помогать педколлективу разрабатывать новые формы работы. Так для этого есть институты повышения квалификации, советы молодых, наставники, эксперты. Советник должен взаимодействовать с детьми, в том числе организовывать воспитательную работу и контролировать внешкольный досуг учащихся. Получается, это вожатые на новый лад? Если же новая единица будет советовать что-то директору, то это должен быть специалист высокого профиля и с богатым опытом в воспитании. И что значит — советников будут выбирать, причем на сегодня это делает Российское движение школьников. Делать это, мне кажется, должен коллектив, в котором ему предстоит работать, чтобы мнение его было авторитетно», — цитирует «Волгоград Онлайн» директора лицея № 5 Ларису Тропкину.

Разбор темы устроил в своем блоге и Илья Варламов, с легкой руки которого появление советников уже назвали «внедрением политруков в российские школы». Затронул ее и Владимир Познер. Вот цитата из его программы: «Я хотел бы обратить ваше внимание на слова спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко, адресованные как раз министру Кравцову. Цитирую: „Не надо думать, что, если мы во всех школах введём советника директора по воспитательной работе, то у нас всё будет хорошо с воспитанием. Это очень поверхностный и неправильный подход“, — сказала она. Не могу не согласиться. Хотел напомнить всем, что мы это вообще-то уже проходили. Вопрос воспитания молодёжи в советской школе был одним из самых главных, с системой пионеров и комсомольской организации. А что получилось?»

Чем занимается советник по воспитательной работе. Смотреть фото Чем занимается советник по воспитательной работе. Смотреть картинку Чем занимается советник по воспитательной работе. Картинка про Чем занимается советник по воспитательной работе. Фото Чем занимается советник по воспитательной работе

«Зовите меня варваром в педагогике». Жизнь и принципы педагога и отца пятерых детей Константина Ушинского

Есть и те, кто считает, что советники по воспитанию нужны: они помогут разгрузить замдиректоров по воспитательной работе, которые заняты сверх меры. Например, Оксана Чернега, заместитель директора по воспитательной работе одной из школ Великого Новгорода, в комментарии «Учительской газете» рассказывает, что вынуждена заниматься не только организацией мероприятий для детей, но и составлять огромное количество отчетов и информационных справок, а объем этой работы постоянно увеличивается.

Если даже поверхностно посмотреть на дискуссии в соцсетях, там тоже много недоумения. «А зачем нам советник по воспитательной работе? Замдиректора по ВР убирают? Или не хватает классным руководителям начальников?» — спрашивают пользователи.

«Чем отличается советник директора по воспитательной работе от заместителя директора по воспитательной работе? Не один ли это человек? А если нет, то почему не один?», «А заместителя директора по воспитательной работе куда-то денут? Или советник и заместитель превратятся в петлю для классного руководителя?», «Я даже боюсь представить кто мне, завучу по воспитательной работе, и что будет советовать. Может это некоторым успешным классным руководителям поменяют статус?» — вот набор типовых реакций пользователей-педагогов на новости о появлении в школах новой должности.

Всеволод Луховицкий, сопредседатель межрегионального профсоюза работников образования «Учитель», учитель русского языка, обществознания и права в московской школе «Интеллектуал»:

По имеющейся у меня информации, проект советников по воспитанию инициирован «Российским движением школьников». Они чем-то похожи на движение «Наши», только там собрались не такие идейные деятели, скорее люди пионерско-комсомольского склада (взрослые).

У РДШ не так много участников и нет внятной программы. Чтобы понять, как в РДШ представляют себе молодежь и ее потребности, можно посмотреть ролик «Человек-Мел», который они сняли ко Дню МВД (видео снято в рамках флешмоба «ПДДэнс» вместе с лейблом Black Star. — Прим. ред.).

РДШ уже несколько лет пытается проникнуть в школы, чтобы стать таким новым воплощением пионерской (или скаутской) организации. Но пока у них очень слабые контакты со школой. И они пытаются подбрасывать министерству просвещения проекты, которые позволят это изменить.

«Навигаторы детства» были придуманы ими еще до всех протестов. Они ухватились за дискуссии о школьниках на митингах и убедили всех, что директорам в школе нужны советники по воспитанию.

Если говорить о моей оценке, то я сейчас вижу следующее. Есть заявление главы Минпросвещения, что федеральные власти будут финансировать ставку советника — выделят по 15 000 рублей на каждого. Для меня этот момент под большим вопросом, потому что бюджет на образование на 2020–2023 годы уже сверстан. Причем в первый год обещают небольшое повышение бюджета (и оно касается не зарплат, а строительства зданий, компьютерных технологий и так далее). А с 2021 года даже планируют небольшое сокращение.

Чем занимается советник по воспитательной работе. Смотреть фото Чем занимается советник по воспитательной работе. Смотреть картинку Чем занимается советник по воспитательной работе. Картинка про Чем занимается советник по воспитательной работе. Фото Чем занимается советник по воспитательной работе

«Двоечников не существует». Педагог Наталия Сопрунова — о том, как изменить школу

Если ставку решат финансировать из региональных средств, это вызовет большое неодобрение регионов, потому что для них это приличные деньги. И для бюджета, и для учителей. Представьте себе ситуацию: в школу приходит выпускник педвуза, он ничего не знает и зарабатывает, как опытный учитель. И при этом непонятно, что он делает. Это вызовет не очень хорошую реакцию.

Если в школу никто не придет, то эти деньги (так как ставка открыта) распределят между классными руководителями, что было бы идеально: почему бы не прибавить им еще хотя бы по тысяче рублей в месяц? Либо ставку дадут какому-нибудь сотруднику школы, завучу по воспитательной работе или социальному педагогу, если он в школе есть. В общем, я думаю, что если эти 15 000 будут платить, то скорее кому-то в виде прибавки, что неплохо.

Совершенно непонятно, что от людей на этой ставке будут требовать. Что значит «советник по воспитанию»? Кому и как он должен «советовать»?

В Едином квалификационном справочке должностей, естественно, ни о каком советнике не упоминается. В профессиональном стандарте педагога — тоже. Каким образом юридически будет вводиться эта ставка, непонятно.

Мы (профсоюз «Учитель». — Прим. ред.) предлагали министерству просвещения ввести отдельную ставку и должность классного руководителя — как раз для повышения роли воспитания в школе. Нам прислали официальный ответ, что это нецелесообразно, что такой должности нет в Едином квалификационном справочнике и что отдельно классный руководитель будет получать слишком маленькую зарплату.

И еще: в России около 50 000 школ. Я не представляю, как можно ввести во всех школах такую должность. Где сейчас взять 50 000 подготовленных людей? Даже среди студентов педагогических вузов не найдут столько желающих. Так что я думаю, что, как многие инициативы, связанные со школой, эта тоже ничем не закончится.

СМИ ухватились за эту новость, но есть в школах и куда более важные проблемы. Например, скоро нас снова ждет ВПР (Всероссийские проверочные работы). Сейчас к нам приходят экспертные оценки заданий ВПР, и это просто песня: задания неадекватные, никакого отношения ни к действующим учебникам, ни к ФГОС они не имеют. Плюс вся эта бюрократия, ненужное использование ресурсов: мои коллеги посчитали, что на проведение одной ВПР требуется не менее 30 пачек бумаги на школу. Вот о чем нужно говорить.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *