Чем занимается страноведение 7 класс география

Страноведение

Странове́дение — географическая дисциплина, занимающаяся комплексным изучением стран, систематизирующая и обобщающая разнородные данные об их природе, населении, хозяйстве, культуре и социальной организации.

Отдельный раздел страноведения, который исторически сформировался в Европе как обособленная научная дисциплина — востоковедение.

Содержание

Разделы современного страноведения

Современное страноведение имеет следующие разделы: общее страноведение, военное страноведение и туристское страноведение. В рамках каждого раздела существуют и развиваются как теоретические, так и практические аспекты дисциплин, опирающиеся на базовые элементы, теорию, практику, опыт и колоссальный информационный банк данных, накопленный традиционным общим страноведением.

История страноведения

Каждая страна имеет свою национальную историю страноведения, ибо знания о других странах — необходимый элемент любой социальной, экономической и политической общности людей.

На самых ранних этапах развития человеческого общества сведения о соседних племенах и географии мест ими населенных передавались изустно в виде рассказов, легенд, преданий, песен, а также в виде определенных видов танца, через рисунки, примитивные надписи и простейшие карты и схемы.

С дальнейшим развитием человеческой цивилизации и образованием первых государств знания о других странах стали целенаправленно и осознанно добываться, аккумулироваться, систематизироваться и сохраняться в виде текстовых записей, рисунков, макетов и специальных карт и схем. Были созданы структуры, которые систематически занимались изучением географического пространства за пределами границ государства; это были дипломатическая и военная разведки. Отдельной отраслью тогдашнего страноведения являлись и чисто научные изыскания, обусловленные естественной жаждой познания окружающего мира.

В истории Европы исключительно важную роль в области страноведческих знаний сыграли по-видимому три источника: Библия, «Александрия» — эпическое повествование о жизни и деяниях Александра Македонского и литературная запись путешествия Марко Поло.

Колоссальное количество уникальных страноведческих сведений было собрано в коллекциях античной Александрийской библиотеки в Египте.

Военное страноведение

Военное страноведение — раздел страноведения, изучающий военные аспекты политики, экономики, социума, а также военный потенциал изучаемой страны или группы стран в интересах высшего политического и военного руководства.

Военные страноведы

Туристское страноведение

Туристское страноведение осуществляет следующие функции:

Страноведение в туризме — это изучение природы, населения целом и отдельных народов страны, её истории и культуры, особенностей политики, хозяйства и окружающей среды, то есть все компоненты страны, составляющие условия и предпосылки для организации и развития туризма на её территории.

Конечная цель изучения страны — создание комплексной туристской характеристики как совокупности условий организации развития туризма. Для этого необходимо выявить взаимосвязи и взаимозависимость компонентов, поскольку только их сочетание, пространственная композиция определяют своеобразие, специфику «образа» страны в туризме.

Туристское страноведение заимствовало из географического (комплексного) страноведения очень многое: план характеристики страны (который разнится лишь в деталях), отношение к природной составляющей (характеристика и оценка компонентов и явлений природы — одного из важнейших условий развития туризма), и все это даётся в связи с географическим своеобразием территории.

Основой содержания в комплексном страноведении является раскрытие пространственной организации страны как результата взаимодействия её территориальных элементов общественного и природного характера, то есть изучения взаимосвязей, сочетания компонентов, комплекса всех составляющих. Аналогично, главной задачей туристского изучения стало создание образа страны, что возможно только путём выявления специфических особенностей сочетания, мозаики, композиции всех компонентов. Но страноведение в туризме в отличие от комплексного географического страноведения рассматривает только те объекты (компоненты, явления, процессы), которые определяют возможности и условия развития туризма в стране.

Методы

Основными подходами, или методами, страноведения в туризме являются: аналитический, хорологический (пространственный), хронологический (временной), формально-логический, географический и культурный.

При этом используются материалы, подходы и методические приемы других дисциплин: исторического, географического (комплексного и проблемного), политологического, культурного и других видов страноведения. Так, например, многие черты современного облика той или иной страны, своеобразие её традиций, искусства, языка, народного творчества определяются особенностями её исторического развития. Поэтому исторический раздел стал обязательной составной частью туристской характеристики, а использование понятий, терминов и некоторых методов исторического исследования — необходимой составной частью туристского изучения страны.

Связи страноведения в туризме с географическим (комплексным и проблемным) страноведением более основательны и многоплановы.

Источник

Страноведение

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие «страноведение». Его структура и специфика

Страноведение – старейшее направление географии, возникшее еще в античные времена. Начиная с Геродота и Страбона страноведение включало знания о природе, населении, истории, культуре, экономике и политике той или иной страны.

Общего определения понятию «страноведение» на сегодняшний день не существует. Чаще всего его рассматривают в качестве географической науки.

Страноведение в узком смысле – это область географии, изучающая комплексные характеристики стран.

Среди различных трактовок страноведения можно выделить основные:

В России термин «страноведение» впервые был употреблен в 1946 году Н.Н. Баранский. В 1954 году термином назвали рубрику журнала «География». В 1956 году понятие «страноведение» было введено в Большую Советскую Энциклопедию.

Интенсивное развитие страноведения в XX веке привело к росту систематических географических наук и усилению обобщающего аспекта. При этом обособились экономическая и физическая географии, что привело к созданию двух самостоятельных направлений: физико-географического и экономико-географического, что было обусловлено различиями в закономерностях развития природы и общества и несовместимости сеток экономического и природного районирования.

Объектами исследования страноведения являются различные страны, как основные единицы социально-политической организации мира, их районы и региональные группировки. Предмет страноведения – территориальная макроструктура страны (территория, очерченная государственными границами).

Готовые работы на аналогичную тему

Функции и направления страноведения

Направления страноведения: физико-географическое – характеризует природные условия в тесной связи с жизнедеятельностью человека условиями его жизни; экономико-географическое – изучает население и хозяйственную деятельность человека чрез специализацию основных отраслей экономики в соответствии с территориальной организацией; комплексное страноведение.

Страноведческое исследование подстерегают некоторые опасности: одно масштабность и невозможность сравнения; энциклопедичность, справочность, что превращает исследование в механическую сводку, совокупность фактов и данных; компилятивность (набор суждений и идей, которые могут носить устаревший характер и быть ошибочными); привнесение готового результата в исследование.

Виды страноведения

В современной географической науке тесно взаимодействуют разные виды страноведения: историческое (освоение территорий); медицинское (ареалы распространения заболеваний); военное (политические и географические особенности отдельных государств, групп стран для подготовки и ведения военных действий); рекреационное (содействие международному и внутреннему туризму); комплексное.

Для комплексного страноведения, получившего особое развитие в СССР в 30-е годы XX века, характерен синергический метод исследования, позволяющий выделить отдельные уровни дисциплины: макрорегиональный и внутрирегиональный.

Комплексное страноведение способствует сохранению целостности географии, который обогащает негеографические науки, в частности социологию, экономику, культурологию и др. В комплексном страноведении выделяют следующие типы: научное, учебное, геоинформационное, прогнозное и конструктивное, культурно-просветительское.

В своем развитии комплексное страноведение опирается на многие науки:

Роль страноведения заключается в осуществлении региональных целевых программ, региональной политики, создаются принципы территориальной организации производительных сил, схемы территориальных сетей и структур, создаются направления оптимизации среды обитания.

Значительную роль страноведение играет в области внешних политических и экономических связей, способствует увеличению уровня их эффективности созданием географической культуры власти, дипломатов и предпринимателей.

Ярко выраженный страноведческий характер носят работы Портера, А. Тойнби, Ф. Броделя и др.

Источник

Рабочая программа «Страноведение.7 класс»

О.А. Климанова, В.В. Климанов

Программа курса «География. Страноведение» (7 класс)

(68 часов, 2 часа в неделю)

Пояснительная записка

Курс «География. Страноведение» рассчитан на 68 часов (2 академических часа в неделю) в 7-х классах средней школы для обучения учащихся, прошедших курс географии 6-го класса как по традиционной, так и по альтернативной программам, например «История географических открытий», а также тех, кто не обучался географии в 6-м классе. В содержании курса учитываются уже полученные школьниками при изучении «Истории Древнего мира» сведения о народах, государствах, занятиях людей, их религии и культуре в древности.

Параллельно с изучением страноведения учащиеся 7-го класса начинают изучать физику и биологию. Знания о живой и неживой природе, полученные на этих уроках, могут быть использованы в объяснениях учителя и самостоятельных работах учащихся. Одновременно возможно проведение интегрированных совместных уроков географии и истории. Идеи гуманизации и гуманитаризации важны с позиции усиления воспитательного потенциала страноведческого курса.

Программа курса согласуется с программами курсов «Общее землеведение» (6-й класс; авторы – О.А. Климанова, В.В. Климанов) и «География России» (8-9-е классы), созданной авторским коллективом под руководством А.И. Алексеева.

В ходе изучения курса «География. Страноведение» формируется целостный образ земного шара и его материков путем изучения взаимосвязей их природных компонентов. С другой стороны, через изучение различных стран мира дается представление о разных типах дифференциации территории земного шара – природной, культурной, экономической, социальной и др. В центре содержания курса находится человек, а также «человеческие сообщества» – страны.

Курс «География. Страноведение» содержит в себе географические характеристики стран мира (включая страны СНГ) и основные сведения о терминах и понятиях, используемых, прежде всего в физической географии. Философской основой курса является представление о страноведении как интегрирующей науке, способной соединить сведения из традиционно разделяемых в школьном курсе ветвей географии: физической и экономической с дополнительным материалом по истории, культуре регионов и стран мира.

Суть страноведческого подхода (так называемой теории комплексного географического страноведения) состоит в том, что процессы и явления, происходящие на Земле как планете и на политической карте мира, рассматриваются сквозь призму отдельных стран, объясняются особенностями природы, истории, населения, хозяйства и культуры стран и регионов. При этом подходе, страна выступает главной таксономической единицей проводимых оценок и анализов. Элементы используемого научного анализа стран основываются, в первую очередь, на исследованиях коллективов двух кафедр «зарубежной» географии (физической географии мира и геоэкологии; социально-экономической географии зарубежных стран) географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Порядок рассмотрения регионов в курсе учитывает характер освоения земной поверхности человеком («Старый и Новый Свет»), а также значимость знаний об этих странах для жителей России. Например, первостепенное значение уделяется странам Евразии – как «родного» материка россиян. В этом одно из отличий программы от других.

Основной материал курса (42 часа) подается в виде географической характеристики природных и культурно-исторических регионов мира (некоторые из них совпадают с границами крупнейших стран, имеющих богатую событиями историю, значительное разнообразие в природе, населении и хозяйстве). Основной блок курса предваряет «Введение», посвященное материкам и океанам, частям света, разнообразию стран современного мира, а также источникам географической информации. Раздел 1 «Земля – планета людей» посвящен населению мира и его хозяйственной деятельности, а также вопросам взаимодействия человека и природы часов, и знакомит учащихся с основными понятиями экономической географии.

Характеристика регионов и стран основывается на классической в отечественной географии схеме, известной в методической литературе под названием «типовая структура географической характеристики территории на основе комплексного географического страноведения». При этом традиционные характеристики дополнены материалами по истории, этнографии и культуре изучаемых стран, превращая описание стран, прежде всего, в природное и культурно-историческое. Параллельно основному блоку материала вводится понятийный аппарат, касающийся природных (а также некоторых социально-экономических и политических) явлений, характерных для описываемых стран.

Подобная подача материала нацелена на возможность использования индивидуального подхода, как к отдельным ученикам, так и к классам разного уровня знаний и способностей. Например, в более «слабых» классах учитель может сконцентрироваться на познавательной информации о странах мира, а теоретический блок свести до минимума. В более «сильных» – наоборот, акцент можно сделать на теоретические обобщения и выводы о характере упоминаемых процессов. В то же время, во многих школах с углубленным изучением культуры и истории стран изучаемого языка или школах, где практикуются поездки в зарубежные летние лагеря и заграничные туристические поездки, основной блок курса («страноведческая мозаика») может быть расширен за счет собственных впечатлений или знаний, полученных на других школьных уроках.

Основой деления мира в курсе является выделение стран и регионов по принципам природного и историко-культурного единства. Методологическими основами такого деления являются физико-географическое районирование и культурно-цивилизационный подход, получивший в последнее время широкое распространение в ряде наук гуманитарного цикла. Выделенные по культурному принципу регионы, как правило, совпадают с государственными границами, но могут включать одну или несколько стран. Например, США или Италия сами являются рассматриваемыми в рамках курса регионами, в то же время, в регион Северной Европы входят Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания и Исландия, а в регион Юго-Западной Азии – сразу несколько десятков стран.

Выделенные регионы являются результатом естественноисторического развития государств и имеют свою собственную историческую судьбу, определившую особенности современной жизни страны. Обычно такие регионы ограничиваются и во многом совпадающими с государственными границами важными физико-географическими рубежами (береговой линией, значимыми горными хребтами, крупными реками и т.п.).

На изучение различных регионов отводится, как правило, один урок. В то же время на изучение географии США или Австралии отводится, соответственно, 2 урока. После изучения стран и регионов одного материка следуют уроки обобщения, целью которых является наряду с формированием индивидуальных образов стран (регионов), формирование целостного образа материка во всем его природном и культурном многообразии.

Содержание программы подразумевает наличие и других форм подачи материала, в том числе сравнительная характеристика двух стран, самостоятельная работа учащихся по изучению региона и практические работы, основанные на работе с различными источниками географической информации, в первую очередь картографическими.

Практические работы, помеченные звёздочкой (*) – обязательные, требуют оценивания.

Введение. 1ч

География в современном мире. Страноведение – наука о природе, населении, хозяйстве и культуре стран земного шара. Материки, части света и страны. Географические карты. Разнообразие стран современного мира. Способы получения страноведческой информации. Источники географической информации.

Источник

Ведение. Страноведение

Технологическая карта урока по теме «Введение. Страноведение» 7 класс

Просмотр содержимого документа
«Ведение. Страноведение»

Задание 9 Муравьева Л.М. Сычевка ХБГ

Ф. И. О. педагога: Муравьева Любовь Михайловна

Тема урока: Ведение. Страноведение

Цель урока: познакомить со значением географии материков и океанов.

Воспитательные: воспитание любви и бережного отношения к планете Земля, воспитание культуры общения.

УУД
Личностные УУД: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению.

Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.

Предметные:

Личностные: осознание ценностей географического знания как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Основные понятия: страноведение, материки, континенты, части света

Межпредметные связи: математика.

Формы урока: фронтальная, парная

Технологии: технология проблемного чтения, обучение в сотрудничестве.

Оборудование: учебник, атлас, физическая карта мира.

Источник

Рабочая программа к курсу»География.Страноведение»7 класс

Чем занимается страноведение 7 класс география. Смотреть фото Чем занимается страноведение 7 класс география. Смотреть картинку Чем занимается страноведение 7 класс география. Картинка про Чем занимается страноведение 7 класс география. Фото Чем занимается страноведение 7 класс география

Планируемые результаты освоения курса «География. Страноведение.7 класс»

Важнейшие личностные результаты:

1) воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3) формирование личностных представлений о целостности природы Земли; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

4) формирование уважительного отношения к культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

10) развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение природного и культурного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера.

Важнейшие метапредметные результаты:

1) умение определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) владение умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

11) компетенции в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Важнейшие предметные результаты:

1) первичные представления о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды;

2) основополагающие знания о природе Земли как целостной развивающейся системе, о единстве человека и природы;

3) первичные навыки использования территориального подхода (на примере своего региона) как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире;

4) элементарные практические умения использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

5) основы картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

6) первичные навыки нахождения, использования и презентации географической информации;

7) начальные умения и навыки использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

8) общие представления об экологических проблемах, умения и навыки экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на
– осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;
– освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
– использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;

– использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
ситуациях.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на – понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
— умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

География в современном мире. Какой вклад в изучение нашей планеты вносит география? Чем занимается страноведение?

Материки, части света и страны.

В чем разница между материком и частью света? На какой карте можно увидеть сразу все страны мира?

Урок-практикум. Источники страноведческой информации. Как можно использовать справочную литературу для получения страноведческой информации? Чем полезны для страноведа описания путешественников и литературные произведения? Как могут помочь при составлении страноведческого описания фотографии, космические снимки и рисунки?

Урок-практикум (продолжение). Карта — один из основных источников страноведческой информации. Как охарактеризовать по карте географическое положение, природу, население и хозяйство территории? О чем могут рассказать географические названия?

Раздел I. Земля — планета людей (7 часов)

ТЕМА 1. НАСЕЛЕНИЕ МИРА (5 часов)

Расселение человека по земному шару. Как люди заселяли Землю? Где появились древние государства? Откуда и куда мигрировали люди на протяжении нашей эры?

Народы мира. Что такое народ? По каким признакам различаются народы мира? Что такое языковые семьи? Какие религии исповедуют разные народы?

Городское и сельское население. Крупнейшие города мира. Как живут люди в городе и сельской местности? Что такое урбанизация? Есть ли в облике разных городов общие черты? Какие проблемы испытывают жители городов?

ТЕМА 2. ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ(2 часа)

Возникновение и развитие хозяйства. Как Робинзон Крузо сумел выжить на необитаемом острове? Какими видами хозяйственной деятельности занимался Робинзон?

Современное хозяйство мира. Что такое промышленность? Каким бывает сельское хозяйство? Какие предприятия образуют третичный сектор экономики? Как связаны экономики разных стран?

Раздел II. Океаны, материки и страны мира (51 час)

ТЕМА 3. ОКЕАНЫ (6 часов)

Мировой океан и его значение для человечества. Как люди изучали Мировой океан? Каково значение Мирового океана для Земли? Как распределена жизнь в Мировом океане? Что дает океан человеку? Как человек воздействует на океан?

Атлантический океан — самый молодой и освоенный. Каковы особенности географического положения и природы Атлантического океана? Какие богатства Атлантического океана использует человек?

Каковы особенности географического положения и природы Индийского океана? Как человек осваивает Индийский океан?

Тихий океан — самый большой и глубокий. Чем знаменит самый большой океан планеты? Какие богатства океана использует человек?

Северный Ледовитый океан — самый маленький и холодный. Чем Северный Ледовитый океан отличается от других океанов Земли? Как Северный Ледовитый океан используется человеком?

ТЕМА 4. ЕВРАЗИЯ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА(4 часа)

Урок-практикум. Евразия — самый большой материк Земли. Географическое положение. Почему изучение материков надо начинать с изучения их географического положения? Каковы особенности географического положения Евразии?

Урок-практикум. Климат Евразии. Почему климат Евразии так разнообразен? Как образуются переходные климатические пояса? Чем переходные климатические пояса отличаются от основных поясов? Что такое климатограммы? Для чего они нужны?

Урок-практикум. Внутренние воды и природные зоны Евразии. Как внутренние воды распределены по территории Евразии? Каковы особенности размещения почвенно-растительных зон?

ТЕМА 5. ЕВРОПА (11 часов)

Северная Европа. Островные и полуостровные страны Северной Европы. Каковы особенности природы этих стран? Каковы особенности населения и хозяйства этих стран? Как островное и полуостровное географическое положение сказалось на формировании природы и хозяйства стран региона? Какие опасные природные явления и почему отличают территорию Исландии от остальных стран региона?

Франция и страны Бенилюкса. Какие страны объединяются в экономический союз Бенилюкса? Каковы особенности природы Франции? В чем различия основных частей природы Франции? Как живут французы? Чем эта страна известна в мире? Какие сложности, связанные с низменным положением своей территории, пришлось преодолеть жителям Нидерландов, чтобы освоить земли под сельское хозяйство? Что вы знаете о Бельгии?

Германия и Альпийские страны. Какова природа Германии? Как увеличивается абсолютная высота и меняются природные комплексы страны при движении с севера на юг? В чем особенности природы и хозяйства северных приморских частей Германии? Каковы особенности населения и хозяйства страны в целом? Какие страны расположены в Альпах? В чем отличие природы и хозяйства Альпийских стран от остальных стран Европы? В какую геологическую эпоху образовались Альпы и какие опасные природные явления наблюдаются в горах? В чем особенности хозяйства Альпийских стран? Какие отрасли хозяйства этих стран сформировались исторически и остаются важными и в наше время, а какие стали особенно активно развиваться во второй половине XX в.?

Польша, Чехия, Словакия, страны Балтии — страны Восточной Европы. Какую часть Европы и почему называют Восточной? Как меняется природа этой части света при движении с запада на восток по мере уменьшения влияния Атлантического океана? Как четвертичные оледенения повлияли на облик природы стран Восточной Европы? Какие страны и почему называют странами Балтии? В чем отличия и в

чем сходство природы стран Балтии с природой Польши, Чехии и Словакии? Кто живет в этих странах, какие отрасли хозяйства в них развиты? Какова история отношений России со странами Балтии и странами Восточной Европы?

Белоруссия, Украина и Молдавия. В чем особенности географического положения этих стран по сравнению с остальными странами Европы? Какая из них имеет выход к морю? Климат какой страны более подходит для выращивания фруктов и винограда? Какие уникальные природные комплексы есть в этих странах? К какой языковой группе относятся жители этих стран? С какими языками схожи их языки? Какова история отношений России с этими странами?

Страны на Апеннинском полуострове. Какова природа Италии? В какую геологическую эпоху образовались горы Италии и какие опасные природные явления наблюдаются на территории страны? В чем различия в размещении населения и отраслей хозяйства между севером и югом Италии? Где находятся самые главные и мощные в промышленном отношении города страны? Какими архитектурными и культурными памятниками знаменита Италия?

Дунайские и Балканские страны. Какие страны называют Дунайскими, а какие — Балканскими? В чем особенность географического положения Балканского полуострова? Чем рельеф Балканского полуострова отличается от других полуостровов? Какова природа Балканских и Дунайских стран? В чем особенности национального состава населения этих

стран? Какие черты отрасли промышленности и сельского хозяйства характерны для стран региона?

Россия — самая большая по площади страна мира. Какими особенностями характеризуется географическое положение России? Природа, население и хозяйство России. Каковы главные особенности природы России? Какими богатствами одарила Россию природа? В чем особенность населения России? Как различаются географические районы России?

ТЕМА 6. АЗИЯ (8 часов)

Закавказье. Где находятся страны Закавказья? Между какими частями света лежит регион? Каковы особенности природы этих стран? В чем плюсы и минусы географического положения каждой из стран Закавказья? Каковы особенности населения и хозяйства стран Закавказья?

Юго-Западная Азия. Какие страны образуют Юго-Западную Азию и где они находятся? Какова природа этих стран? В каких климатических поясах лежат страны региона? Чем определяются сухость и высокие летние температуры в этих странах? Какие религии зародились на территории региона? В чем особенность религиозного и этнического состава населения этих стран? Какие отрасли промышленности и сельского хозяйства развиты на Аравийском полуострове?

Центральная Азия. Где находятся страны Центральной Азии? Как особенности географического положения определяют природу стран региона? Почему Центральную Азию называют «краем пустынь и гор»? Каковы особенности жизни населения стран Центральной Азии?

Восточная Азия. Китай и Монголия. Как по размеру территории и численности населения различаются Китай и Монголия? Что характерно для климатических условий зимнего сезона в Монголии? Горы каких областей складчатости находятся на территории этих стран? Каковы особенности населения и хозяйства Китая и Монголии?

Япония и страны на Корейском полуострове. Каковы особенности географического положения и природы Японии? Как живут японцы? Каковы особенности природы и населения стран Корейского полуострова?

Южная Азия. Где находятся страны Южной Азии? Какие страны относятся к этому региону? В чем заключается разнообразие природы этих стран? Как в Южной Азии живут л юди?

Юго-Восточная Азия. Островные и полуостровные страны Юго-Восточной Азии? Характерные особенности природы этой части Азии? Как в Юго-Восточной Азии живут люди? Какие природные зоны занимают большую часть стран региона и какое воздействие на них оказал человек?

ТЕМА 7. АФРИКА (6 часов)

Общая характеристика Африки. Каковы особенности природы Африки, как они зависят от географического положения материка? Чем различаются страны Африки?

Северная Африка. Где находятся страны Северной Африки? Что известно о прошлом этих стран? Какие природные районы можно выделить в Северной Африке? Чем различаются занятия населения этих стран?

Южная Африка. Чем отличаются страны Южной Африки по географическому положению? Каковы особенности природы этих стран? Кто населяет Южную Африку?

ТЕМА 8. АМЕРИКА — НОВЫЙ СВЕТ(9 часов)

Северная Америка. Южная Америка. Общая характеристика. Каковы особенности географического положения и природы Северной и Южной Америки?

Канада. Канада — самая северная страна Нового Света. Какова природа Канады? Как живут канадцы? Каковы особенности природы и населения самого большого в мире

Особенности географического положения, государственного устройства и природы США. Где находятся США? Каково государственное устройство США? Каковы особенности рельефа, климата и внутренних вод США? В каких природных зонах располагается территория США?

Население и хозяйство США. Как происходило заселение территории США? Кто такие американцы и где они живут? Какие особенности имеет хозяйство США? Чем различаются районы США?

Центральная Америка и Вест-Индия. Какие страны находятся в Центральной Америке? Что такое Вест-Индия? Чем отличаются природа, население и хозяйство Мексики? Каковы особенности небольших стран Центральной Америки и многочисленных островов Вест-Индии?

Бразилия. Где находится Бразилия и каковы ее размеры? Какова природа Амазонии? Чем отличается природа Бразильского плоскогорья? Каковы главные черты населения и хозяйства Бразилии?

Хребты и нагорья Анд: от Венесуэлы до Чили. Какие страны называют Андскими? Каковы особенности рельефа Андских стран? Какие природные комплексы сформировались в Андских странах? Каковы особенности населения и хозяйства Андских стран? Чем знамениты Андские страны?

ТЕМА 9. АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ(4 часа)

Географическое положение и природа Австралии. Какова природа Австралии? Почему Австралию можно назвать материком-заповедником?

Австралийский Союз. Когда европейцы узнали об Австралии и заселили ее? Какие особенности характерны для современного населения и хозяйства Австралийского Союза?

Океания. Что такое Океания? Каковы особенности природы и населения Океании? Каковы отличительные особенности Меланезии, Полинезии и Микронезии? Как образуются коралловые рифы и атоллы?

ТЕМА 10. ПОЛЯРНЫЕ ОБЛАСТИ ЗЕМЛИ (3 часа)

Полярные области Земли. Что называют полярными областями Земли? Чем похожи и чем различаются Арктика и Антарктика? Что представляет собой сухопутная часть

Арктики? Как люди исследовали полярные области Земли?

Раздел III. Человек и планета: история взаимоотношений (4 часа)

История изменения природы Земли человеком. Как изменяли природу первобытные люди? Как воздействовало на природу древнее земледелие? Чем различается изменение природы человеком в древности и в наши дни? Что происходит в земных оболочках под влиянием деятельности человека?

Изменение человеком природы материков. Почему у взаимоотношений человека и природы на разных материках Земли есть свои особенности? Как человек изменяет природу Евразии и Северной Америки? Как человек изменяет природу

Южной Америки? Как человек влияет на природу Африки?

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ 7 КЛАССА

ГЕОГРАФИЯ. СТРАНОВЕДЕНИЕ.7 КЛАСС (70 ЧАСОВ)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *