Чем занимается теория культуры
Раздел I ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ
Лекция 1. Структура и состав современного культурологического знания
1. Общая характеристика современной культуры
Признаки современной культуры: динамизм, эклектичность, многозначность, мозаичность, пестрота общей картины, полицентричность, разрыв ее структуры и целостной иерархии организации ее пространства.
Развитие информационных технологий, утверждение СМИ формируют общественное мнение и общественный настрой. СМИ отражают внешнюю, потребительскую, бездуховную жизнь, создают определенные представления о мире, формируют разрушение традиционно ценимых качеств, обеспечивают эффект внушения.
1) дописьменный этап коммуникации;
2) кодифицированная письменная коммуникация;
Современное общество называется информационным, т. к. информация обеспечивает в нем связь разных уровней и планов его существования и деятельности. Информационные процессы лежат в основе функционирования всех его систем. Развитие средств массовой коммуникации усилило качество массовости, придало ему определенные черты социокультурного феномена. Прибыль обеспечивается не через производство, а через обращение капитала, власть осуществляется путем специальных информационных операций, сама информация приобретает статус товара, становясь ценным объектом бизнеса.
Постиндустриальная цивилизация – это цивилизация новых технологий. Средства коммуникации начинают не просто влиять на массы, но и производить их.
Последние десятилетия развития современного общества привели к становлению феномена массового человека. Для феномена массового человека характерно:
1) человек массы представляет собой по численности большую группу, которая оказывает влияние на социокультурные процессы;
2) фактор объединения в массу обусловлен наличием информационного поля, воздействием СМИ;
3) современный массовый человек не ощущает какой-либо культурной недостаточности в плане уровня своего развития и т. д.;
4) массовый человек сегодня востребован современным укладом жизни и приспособлен к нему.
Массовый человек – человек с массовым сознанием и в то же время индивидуалист.
Человек воспринимает настоящую реальность посредством системы создания СМИ-мифов. Мифологизированность – характерная черта современной массовой культуры, пребывание в сфере мифов – характерная особенность жизни современного человека.
2. Состав и структура культурологического знания
Культурология как наука возникла в середине XX в. Одна из главных задач этой науки – выявление закономерностей развития культуры, отличающихся от законов природы и от законов материальной жизни человека и определяющих специфику культуры как самоценной сферы бытия.
Современные культурологические исследования являют собой большой комплекс научных дисциплин, различных направлений научной работы, разнообразных подходов к культурологическим проблемам, методологией, научных школ и т. д. Не приходится говорить о четкой или внятной структуре культурологического знания. Очень часто она носит предварительный характер. И тем не менее сейчас мы можем выделить наиболее значительные составляющие структуры культурологического знания.
Во-первых, это теория культуры, которая демонстрирует нам все многообразие попыток общего осмысления культуры, версии «картин» культуры, вариантов систем понятий, категорий, теоретических схем, при помощи которых можно попытаться описать культуру и ее развитие.
В этой сфере особое место занимает философия культуры, которая решает задачи создания теории культуры при помощи свойственных философии методов и понятий.
Во-вторых, это социология культуры, представляющая собой союз социологии (изучающей общественную систему) и культурологической науки.
Исследования в области социологии культуры имеют как теоретическую, так и практическую направленность. В последнем случае можно указывать на концепции культурной политики и деятельности культурных инстинктов (структур общества, связанных с культурой), социокультурноепрогнозирование, проектирование и регулирование, изучение культурологического образования в России и других странах, проблемы социализации и инкультурации личности (вживания человека в общественно-культурную систему), охрану культурного наследия.
В-третьих, это историко-культурные исследования, которые не только базируются на достижениях гуманитарных наук (истории, филологии, литературоведения, искусствоведения, истории религии и др.), но и используют новые культурологические подходы. Здесь мы можем выделить:
1) историко-культурные исследования общего профиля, исследования культуры ментальностей (т. е. формировавшихся в различных культурах способов восприятия людьми мира);
2) исследования религиозного аспекта культуры;
3) культурологические аспекты лингвистики, семиотики (теории знаковых систем), искусствоведения и эстетики. В-четвертых, это культурная антропология – область культурологических знаний, во многом близкая к социологии культуры, но уделяющая большее внимание этническим элементам культуры, процессам взаимодействия культур разных народов, изучающая особенности языковых и иных средств коммуникации (общения, обмена информацией) в различных культурах.
Интересы культурной антропологии не ограничиваются вышеозначенными вопросами.
В соответствии со своим названием (в переводе с греческого антропология – «наука о человеке») она ставит своей главной задачей создание наиболее полной картины жизни человека в культурной среде, т. е. в среде, созданной самим человеком. Для решения этой задачи культурная антропология широко использует данные естественных наук, занимающихся жизнедеятельностью человека, а также археологии, этнографии, лингвистики, социологии, истории религии и мифологии, фольклористики, философии.
Все эти направления культурологических наук можно назвать основными, или базовыми. Однако, кроме них, складываются и другие специальные и нетрадиционные сферы исследований. Многие из них приобретают особую важность.
К примеру, в рамках теории культуры появились детально разработанные теории динамики (изменения, развития) культуры, морфологии (образования системы видов и форм) культуры, типологии (изучения типов) культур, герменевтики (науки об истолковании) культуры, культурных образцов и людей (архетипов, парадигм, цинверсалий). Здесь же отдельно изучаются методы культурологических исследований.
Синтез на базе культурологии, историко-культурных, социологических, психологических знаний позволяет разрабатывать проблемы ментальностей, психологических характеристик отдельных культур, «соматической» (телесной) культуры у разных народов и т. д. Большое значение для развития культурологии имеют сравнительные культурные (компаративные) исследования. В последние десятилетия динамично развивается эколого-культу-рологическое направление («культурологическая экология»), изучающее отношение различных культур к природной среде. Система культурологических знаний находится в постоянном развитии.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
2.2.1. Теория культуры Малиновского
2.2.1. Теория культуры Малиновского В наиболее полном и последовательном ее выражении теория культуры Б. Малиновского содержится в его книге «Научная теория культуры», посмертном издании рукописей и набросков исследователя[608].Объектом изучения социальной
Раздел IV Преемственность в развитии культуры (Вместо заключения)
Раздел IV Преемственность в развитии культуры (Вместо заключения) Чистоту, простоту мы у древних берем, Саги, сказки из прошлого тащим, Потому что добро остается добром В прошлом, будущем и настоящем. Владимир Высоцкий А если бы случилось так, что наперекор всем законам
Раздел II. ИСТОРИЯ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Раздел II. ИСТОРИЯ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ Лекция 15. Особенности древних культур 1. Первобытная культураПериод культурной древности (первобытной культуры) определяется следующими рамками: 40-4 тыс. лет до н. э. Внутри этого периода выделяются:1) древнекаменный век
3. Теория культуры Н.Бердяева
3. Теория культуры Н.Бердяева Николай Бердяев (1874–1948) изложил свои взгляды на культуру в целом и на специфику русской культуры в работах «Самопознание», «Судьба России», «Смысл истории», «Кризис искусства», «Философия свободного духа» и др.В трудах Бердяева получили
ЛЕКЦИЯ № 15. Типология культур. Этнические и национальные культуры. Восточный и западный типы культуры
ЛЕКЦИЯ № 15. Типология культур. Этнические и национальные культуры. Восточный и западный типы культуры 1. Типология культур Прежде всего следует отметить, что выделяют различные типы культур в зависимости от подходов и методов к изучению культуры и огромного множества
Предмет теории культуры, культура и цивилизация, функции культуры
Предмет теории культуры, культура и цивилизация, функции культуры Арсеньев Н. С. О смысле культуры // Русские философы. Антология. М., 1993.Артановский С. Н. Культура как мудрость. СПб., 2000.Бабушкин С. А. Теория цивилизаций. Курск, 1997.Белик А. А. Культурология. Антропологические
Ценности жизни и культуры; многообразие и единство ценностей культуры
Ценности жизни и культуры; многообразие и единство ценностей культуры Большаков В. П. Ценности культуры и время. Великий Новгород, 2002.Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. СПб., 1996.Каган М. С. Философская теория ценностей. СПб.,
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ПО КУРСУ «ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ»
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ПО КУРСУ «ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ» 1. Культурология и ее место в системе гуманитарных наук.2. Теория культуры: предмет, основные категории, проблемы, подходы к пониманию культуры.3. История культуры. Особенности и методы изучения
IV. Функциональная теория культуры
IV. Функциональная теория культуры В описании феноменов частичного консерватизма, быстрого отхода от племенного уклада, выбора в пользу одних элементов и возникновения трудностей аккультурации в отношении других на место расплывчатых общих терминов должен встать
Раздел IV Экология языка и культуры
Раздел IV Экология языка и культуры К концу XX в. выяснилось, что от человека надо защищать практически всё. Отсюда популярность термина экология, потерявшего свою первоначальную определенность. Экология (от греч. oikos – дом, жилище, местопребывание + логия) – наука об
Теория культуры
Учебное пособие «Теория культуры» включает две части: конспекты лекций и соответствующие им контрольно-измерительные материалы (тесты и контрольные вопросы). Особое внимание уделено таким основным темам, как понятия общей теории культуры и истории культуры, социальные категории культуры, морфология и трансляция культуры. Предназначено в первую очередь студентам укрупненной группы 490000 – «Культуроведение и социокультурные проекты». Будет полезно студентам, обучающимся по направлениям «Культурология», «Искусства и гуманитарные науки», «Реклама и связи с общественностью», аспирантам, преподавателям – культурологам, социологам, искусствоведам, философам – и всем, кого интересуют вопросы теории культуры.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория культуры предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Конспекты лекций по дисциплине «Теория культуры»
Лекция 1. Теория культуры в системе научного знания
1. История культурологии в современной России. Место теории культуры в структуре культурных исследований.
2. Понятия «теория», «гипотеза», «функция».
3. Функции теории культуры по отношению к культурным фактам.
В российской научной среде развернута дискуссия о том, какая реальность стоит за термином «культурология». Можно выделить две основные точки зрения на решение этого вопроса:
1) культурология — это реальная и самостоятельная научная дисциплина, которая имеет свою историю, начиная от эпохи античной Греции и продолжая ее в наши дни;
2) культурология — это новая научная парадигма, характерная для новейшей гуманитарной науки, где сравнительно недавно выделен такой предмет исследований, как «культура».
Участники дискуссии указывают на множество определений понятия «культура» и связывают с этим невозможность точно определить границы культурологии в сравнении с другими гуманитарными, социальными и даже политическими науками, а также в сравнении с философией вообще и философией культуры в частности.
Дискуссионность усиливается в связи с тем, что на Западе исследование культуры традиционно закреплено за такими дисциплинами, как социальная, культурная антропология, этнология, социология, семиотика, эстетика, этнопсихология, этнолингвистика, кросс-культурная психология, новая культурная история и др. Культура трактуется в западных исследованиях, прежде всего, в аспекте этничности, исследуются различные этнокультурные группы. И западные ученые не видят смысла в отдельной интегративной дисциплине, которая изучала бы «культуру вообще».
В России также существует свой комплекс дисциплин, для которых культура является предметом исследования, в первую очередь это философия, а также литературоведение, искусствоведение, семиотика, эстетика.
Кроме того, существует особое наполнение термина «культура» в аспекте «государственной культурной политики», где культура связывается с конкретными видами деятельности — художественно-просветительской, художественно-образовательной, «собирательством», исследованиями в области фольклорно-этнографического материала. Отраслевая культурная деятельность предполагает функционирование клубов, домов культуры, библиотек, филармоний, театров, детских художественных и музыкальных школ, организаций самодеятельного художественного творчества, а также общественных организаций в сфере искусства, в том числе Союза композиторов, Союза художников и т.д.
С начала 90-х гг. XX в. в российской научной литературе и академической среде прочно закрепился термин «культурология», а затем культурология в качестве учебной дисциплины появилась в государственных образовательных стандартах многих направлений и специальностей в разделе общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин наряду с философией, историей, иностранным языком, правоведением, социологией, политологией и т.д., однако, не в качестве обязательного предмета, а в качестве дополнительной учебной дисциплины, которую высшее учебное заведение может выбрать или нет для своих студентов. Одновременно возникла и культурология как отдельное образовательное направление, которое готовит специалистов-культурологов. Для этого студенты — будущие культурологи — изучают комплекс теоретических и прикладных наук, так или иначе связанных с культурными исследованиями, в том числе с историей изучения культуры, теорией культурных исследований, методологией культурных исследований, прикладной культурологией.
Российская культурология — это явление именно российской науки. Здесь объединяются историко-культурные исследования религии, мифологии,ментальности,этнолингвистическиеисследования,семиотические исследования, искусствоведение, эстетика, литературоведение, культурно — и социально-антропологические, культурно-социологические, культурно-психологические, культурно-экологические и другие направления, а также прикладная культурология, куда входят исследования деятельности институтов культуры, теория культурной политики, изучение инкультурационных процессов, охрана культурного наследия, музееведение, регионоведение и краеведение.
Таким образом, термин «культурология» имеет два аспекта — широкий и узкий. В широком аспекте культурология есть совокупность наук о культуре, в узком аспекте культурология — это конкретные исследования феномена культуры в ее реальных временных и пространственных формах. В узком аспекте культурология имеет эмпирический и теоретический уровни, где применяются, соответственно, эмпирические и теоретические методы исследования.
Российская культурология как наука находится в процессе своего становления. Объектом ее выступает культура как специфическая форма существования родового человека, предметом культурологии являются конкретные проявления культуры, ее исторические и пространственные формы.
Культурология как наука имеет сложную структуру. В ней выделяются отдельные научные дисциплины: теория культуры, методология культурных исследований, прикладная культурология и мн. др. Для того чтобы разобраться в специфике понятия «теория культуры», рассмотрим происхождение слова «теория» и его значения в русском языке.
Слово «теория» в русском языке происходит от греческого слова θεωρία — theoría, от theoréo — рассматриваю, исследую. Но всю глубину термина «теория» поможет нам понять детальный анализ большинства значений этого слова в древнегреческом языке, откуда оно происходит. Рассмотрим эти значения далее: θεωρία, ион. θεωρίη ή в переводе с древнегреческого языка означает:
1) наблюдение, обозрение;
2) осмотр или посещение чужих стран, путешествие;
3) философское созерцание, умозрение, размышление;
4) учение, теория, исчисление;
5) зрелище (праздничное или театральное);
6) снаряжение теоров или исполнение их обязанностей;
7) религиозное посольство из одного греческого государства в другое для участия в празднествах и играх.
Кто такие теоры, чья деятельность в Древней Греции чаще всего и называлась теорией? Рассмотрим значение слова «теор», θεωρός — в переводе с древнегреческого языка означает:
1) зритель, свидетель, наблюдатель;
2) государственный представитель, исполнявший поручения культового характера;
3) в эллинистическую эпоху — полномочный представитель государства, посол;
4) паломник, путешественник;
5) «блюститель» — лицо, облеченное высшей гражданской властью.
Представляется, что все многообразие этих значений так или иначе сохранилось в современном слове «теория». Как правило, занятия теорией требуют особо высокого уровня образования, теорией занимаются специально подготовленные исследователи — теоретики. В общественном сознании теоретики пользуются уважением за то, что им известно гораздо больше, чем другим людям, они совершают умозрительные «путешествия» в различные исследовательские области, выступают экспертами по разным проблемным ситуациям, у них спрашивают совета, когда проблема не решается обычными способами. Все эти качества теоретики получают в связи с тем, что их интеллект обладает определенными способностями к обобщению и к выводам, которые не содержатся непосредственно в самих фактах, но могут быть сделаны, если к исследованию фактов применить те или иные исследовательские процедуры — методы.
Продолжим рассмотрение истории термина «теория» и разберем, какие смысловые оттенки термин приобрел в нашем родном русском языке. Для этого обратимся к самому авторитетному словарю значений слов русского языка, который был составлен В.И. Далем.
В соответствии с «Толковым словарем» В.И. Даля «теория ж. греч. — это умозренье, умозаключенье; заключенье, вывод из чего-либо, не по явленью на деле, а по выводам своим; противоположное — дело, на деле, опыт, практика. Теория не всегда верна; она ждет подтвержденья опыта.
Теоретический , умозрительный, умозаключительный.
Таким образом, теория — это интеллектуальная деятельность (деятельность ума), противоположностью которой выступает практика, опыт. Теоретик — это человек, способный к умозрительным построениям, убежденный в их истинности.
В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона теория определяется следующим образом:
Последнее предложение чрезвычайно важно. Появился новый термин — «гипотеза», которая определяется как источник теории. В словаре Брокгауза и Ефрона дается следующее определение гипотезы.
Таким образом, теория — это 1) детище человеческого разума, в отличие от опыта, который является произведением чувственного (сенсорного) познания; 2) для теории характерно объяснение явлений с помощью общего принципа; 3) происхождение теории — процесс подтверждения одной или ряда гипотез; 4) теория либо подтверждается опытом, либо опровергается им; 4) зачастую некогда универсальная теория становится частным случаем более общей, современной, достоверной теории (физика Ньютона как частный случай физики Эйнштейна).
Теория как интеллектуальное произведение имеет свои особенные функции, которые кроме нее никем и нигде не реализуются.
Слово «функция» functio, onis f [fungor] — в переводе с латинского языка означает.
1) исполнение, совершение;
2) служебная обязанность, функция;
4) завершение, конец, смерть;
5) юр. заменимость (по стоимости).
В латинском языке существует глагол fungor, от которого и происходит слово «функция», fungor, functus sum, fungi — в переводе с латинского языка на русский означает осуществлять, выполнять, исполнять. Эти слова употребляются в самом широком смысле.
Таким образом, функции теории — это и есть ее осуществление, то действие, которое теория производит в обществе, ее «реальная жизнь», ее реализация.
В «Толковом словаре» В.И. Даля термин «функция» определяется как специальный научный термин, характерный для двух наук — математики и физиологии:
В более позднем по времени составления «Словаре» Д.Н. Ушакова слово «функция» определяется более подробно. Значения, которые приводятся в этом «Словаре», лучше всего помогут разобраться с содержанием понятия «функция» и уточнить это содержание по отношению к теории культуры. В «Словаре» Д.Н. Ушакова функция определяется следующим образом:
«1) Явление, зависящее от другого и изменяющееся по мере изменения этого другого явления (книжн.).
2) Переменная величина, меняющаяся в зависимости от изменения другой величины (мат.).
3) Работа, производимая органом, организмом (биол., физиол.).
4) перен. Обязанность, круг деятельности чего-н., подлежащая исполнению работа (книжн.).
Теории культуры больше всего соответствуют четвертое и пятое значения термина «функция», которая определяется как деятельность, обязанность, назначение, роль.
Интересные значения понятия «функция» приводятся в «Энциклопедии социологии», где понятие «функция» определяется следующим образом:
«1) деятельность, роль объекта в рамках некоторой системы, которой он принадлежит;
Для теории культуры характеры оба этих значения. Системой выступает теоретическое знание о культуре, ее феноменах. Качественный прирост знания в теории культуры изменяет ее функции. Например, понимание культуры как социального пространства, где происходит производство смысла, делает теорию культуры не только занятием ученых-интеллектуалов, но заставляет обращаться к ней людей, занятых в политической, социальной сферах. Так, в наше время появляются новые социально-культурные практики, где создаются новые культурные смыслы. Одно из первых мест в числе этих социально-культурных практик занимает кинематограф.
Рассмотрим, какие функции осуществляет теория культуры по отношению к культурным фактам, явлениям, которые имеют отношение к пространству культуры.
1. Теория культуры организует факты, наблюдаемые в сфере культуры в общую систему. Тем самым культура и получает обоснование своей целостности, в определенном смысле соответствующей реальности. Теория культуры может указать на однородность явлений, которые вне ее кажутся различными. Именно таким образом складывается теория культуры в структурализме. Теория культуры может также продемонстрировать существенную взаимосвязь явлений, которые вне теории культуры представляются никак не связанными между собой. Так складывается теория культуры функционализма.
2. Теория культуры в самой исследуемой реальности выстраивает условную границу, отделяя явления и процессы, характерные только для культуры, от иных явлений и процессов (например, сугубо биологических, физиологических). Теория культуры позволяет выбирать из реальности те факты, которые связаны с феноменами культуры, с базовыми культурными процессами в их отличии от других процессов (например, экономических или политических).
3. Теория культуры указывает, по каким основаниям те или иные факты объединяются, рассматриваются как однородные, по каким основаниям можно сравнивать различные факты друг с другом. Именно теория культуры ответственна за то, чтобы сравнение культурных феноменов между собой имело единое основание, за то, чтобы в исследовании феноменов культуры присутствовала логика, применялись логические законы.
4. Теория культуры позволяет проследить смену состояний исследуемого ею объекта, выделить параметры данного изменения, указать на переменные величины, которые связаны друг с другом, зависят друг от друга по определенной закономерности. Теория культуры позволяет также указать на существенные отклонения в функционировании данного объекта, уникальность его состояния, не поддающуюся измерению по привычным параметрам.
5. Теория культуры позволяет предсказать возможные изменения культурного феномена во времени, показать, затрагивают эти изменения глубинную структуру культурного пространства или они не существенны для структуры в целом. Теория культуры по состоянию моделируемой ею системы культурных объектов может указать на векторы развития культуры, значимые тенденции в изменении культурных объектов, связать эти изменения с определенными культурными системами, базовыми процессами, характерными для этих систем.
Таким образом, теория культуры — это набор (сумма) исходных оснований, которые определяют предметную область культурных исследований. Для теории культуры характерна специфическая — культурологическая — точка зрения на реальность и особые — культурологические — основания для объяснения данной культуры.
Теория культуры позволяет увидеть закономерности в пространстве культурных явлений, она помогает интерпретировать и объяснять события, которые в этом пространстве происходят.
В науке о культуре существует не одна теория культуры, а множество направлений теоретических изучений культуры. Многие из этих направлений будут рассмотрены в дальнейшем.
Научное направление предполагает, что у различных теоретических исследований культуры есть целый ряд общих черт: общая точка зрения на культурные факты, явления, процессы; общие классы, в которые эти факты, явления, процессы «объединяются» теоретически; общие принципы их интерпретации, общие принципы моделирования культурного пространства, общая классификация исследовательских проблем, которые решаются в данном направлении.
Научное направление объединяет единомышленников из различных научно-исследовательских центров и различных стран. Сторонники одного и того же научного направления поддерживают его границы и внутреннюю структуру, они отстаивают характерные для него исходные принципы отбора, организации и интерпретации культурных фактов.
Лекция 2. Понятия общей теории культуры
1. Происхождение термина «культура». История термина «культура». Российские дискуссии о понятии «культура».
2. Основные подходы и концепции: аксиологический, деятельностный, семиотический подходы к дефиниции культуры.
3. Попытка синтетического определения культуры. Культура как идеалообразование (Д.В. Пивоваров).
4. Классификация подходов и определений культуры А. Крёбера и К. Клакхона. Современные тенденции в интерпретации понятия «культура».
Термин «культура» происходит от латинского слова cultura — возделывание, обработка, воспитание, образование, развитие, почитание. Слово «культура» начинает активно использоваться в эпоху Средних веков, где этим термином обозначалось собственно земледелие, т.е. возделывание («культивирование») земли, особый вид материальной деятельности, связанный с обработкой земли. Это был тяжелый и постоянный труд, результат которого зависел и от той силы, которую земледелец вкладывал в «культуру», и от тех сил, которые не были видны человеческому глазу, но почитались самим землепашцем как высшие по отношению к нему самому и к его труду. Люди верили, что природные затруднения — засуху или, наоборот, наводнение, сильные ветры, холод или засуху, которые мешают получить урожай, — способны преодолеть высшие силы. Они молились этим высшим силам. Земледельческие ритуалы перерастали в поклонение им. Постепенно накапливался иной смысл слова «культура», связанный с верой в высшие духовные силы и их помощь человеку в его тяжелом труде.
Христианство укрепило духовный смысл культуры, и произошел качественный скачок в значении этого термина. В XVIII–XIX вв. слово «культура» стало обозначать сугубо духовную деятельность, поклонение Богу, образование ума, воспитание души. Культурным человеком стали называть образованного аристократа, а необразованного и невоспитанного человека, напротив, — «некультурным» человеком. Первоначальное значение термина «культура» ушло на второй план, но осталось в сельскохозяйственном языке для обозначения, например, полезных человеку растений. Их называют «культурными растениями», «сельскохозяйственными культурами» в противоположность сорнякам.
В Россию термин «культура» пришел из Европы в значении «просвещение», «образование». Первоначального смысла, связанного с земледельческим трудом, здесь не было. Земледельца на Руси называли «крестьянином», т.е. «христианином». Русские религиозные мыслители обратили внимание на корень «культ» в слове «культура», а также на предмет этого культа — «огонь». Так, Николай Рерих переводил слово «ур» именно как «огонь».
В русской философии слово «культура» понималось прежде всего как «культ света», «просвещение».
В XX в. термин «культура» претерпел еще одно качественное изменение своего значения. Теперь к культуре относят все виды материальной и духовной деятельности в сумме. Во многих российских учебниках, монографиях, научных статьях разделяют культуру материальную и духовную. На повестке дня актуальных научных исследований возникла задача синтеза двух пониманий культуры.
Одно из решений проблемы синтеза определений культуры предложил уральский философ Д.В. Пивоваров. Он определяет культуру как идеалообразующую сторону человеческой деятельности и полагает, что культура — это «культ», почитание, поклонение особо ценным идеалам, эталонам человеческой деятельности. В этой связи Д.В. Пивоваров указывает, что идеал имеет две стороны: он является материальной вещью, знаком, обладающим телесностью, но также обладает и символическим значением. Поэтому, например, изучая вещи, созданные в конкретной национальной культуре и концентрируя свое внимание только на материальной стороне этих вещей, мы вряд ли поймем суть данной культуры. И лишь тогда, когда узнаем символическое, духовное значение этих вещей (как правило, религиозное), мы можем быть хоть немного уверенными, что познали иную культуру, увидели ее суть.
Д.В. Пивоваров создал интересную классификацию подходов, которые существуют в отечественной философии и связаны с выяснением природы культуры: аксиологический, деятельностный и семиотический подходы.
Аксиологический подход связан с тем, что в качестве природы культуры рассматриваются ценности. Культура понимается как сумма особых вещей, обладающих значимостью, ценностью. В аксиологическом подходе можно выделить два варианта. В первом случае мыслители полагают, что есть единая система, пирамида общечеловеческих ценностей, которые свойственны всем людям. Эту позицию отстаивали, например, Ч. Пирс, В. Виндельбанд и др.
Представители второй позиции исходят из того, что универсальной системы ценностей нет и быть не может. Существуют различные, непохожие друг на друга локальные системы культурных ценностей, автономные и равноправные по отношению друг к другу. Данную позицию отстаивали В. Дильтей, А. Тойнби, М. Вебер и другие мыслители.
Деятельностный подход активно разрабатывался в отечественной философии культуры и был связан с именем Э.В. Ильенкова. Сторонники этого подхода понимали культуру как накапливаемый со временем опыт схем деятельности, внебиологическую систему механизмов, продуцирующую человеческую активность. Таким образом, культура понималась как сумма человеческих действий, человеческой активности.
Семиотический подход в отечественной культурологии напрямую связан с работами Ю.М. Лотмана и его учеников. Культура понимается как сумма информационных кодов, в которых сконцентрирован весь человеческий опыт, схемы поведения, общения, деятельности людей. В этих кодах собран опыт прошлых поколений и регулируется поведение будущих поколений.
И, наконец, синтетический подход в российской культурологии активно разрабатывается Д.В. Пивоваровым, который, интегрируя аксиологический, семиотический и деятельностный подходы, полагает, что не все особо ценные вещи, не все виды человеческой активности и не все типы информационных кодов составляют сумму культуры, а только те, которые способны выступить идеалами, эталонами. Он определяет культуру как процесс создания, сохранения, трансляции идеалов, выстраивающих систему эталонов для всех сторон общественной жизни, но не только. К культуре принадлежит и процесс «мучительного расставания» с умирающими и уходящими в прошлое идеалами.
Диалектически рассматривает Д.В. Пивоваров и структуру культуры, полагая, что ядро культуры составляет сумма хозяйственных (экономических) и религиозных (духовных) идеалов, которые, как правило, сконцентрированы в священном тексте, особо почитаемом в данной конкретной культуре. Далее вокруг ядра культуры, где собраны особо сакральные, особо ценные идеалы, располагается защитный пояс идеалов вплоть до эталонов повседневности, связанных, например, с приемом пищи, этикетом ежедневных коммуникаций людей друг с другом и т.д.
Синтетическая концепция культуры как идеалообразования заключается и в том, как Д.В. Пивоваров понимает сам процесс идеалообразования, синтезируя три точки зрения известных российских философов, участников известной в 70–80-е гг. XX в. дискуссии о природе идеального (в отличие от материального):
«1) идеальное и идеал рождаются и существуют исключительно как специфически субъективный образ объективного мира; они функция мозга, пребывают в «тюрьме» мозга от рождения и до смерти (Д.И. Дубровский);
2) идеал возникает сначала в форме схемы массового практического действия людей, а затем интериоризуется (свертывается извне вовнутрь) из внешней предметной деятельности в конкретно-всеобщий нематериальный образ сознания индивидов (Э.В. Ильенков);
В свете его концепции 9 процесс идеалообразования объясняется как взаимное отражение субъекта и объекта, необходимыми компонентами которого являются:
«1) выделение в некоторой чувственно воспринимаемой предметной среде объекта, который признается субъектом относительно совершенным, эталонным, репрезентативным;
2) положение этого эталона в субъективный мир индивида посредством интериоризации изобретенной схемы действия с образцом;
3) экстраполяция эмпирического знания о конкретных свойствах эталона на более широкую реальность, чаще всего недоступную в прямом опыте, а потому сверхчувственную.