Чем занимается терапевтическое отделение в больницах
Устройство и оснащение терапевтического отделения больницы
Работа терапевтического отделения обеспечивается следующим медицинским составом:
· Старшая медицинская сестра.
· Медицинские сестры отделения (палатные медицинские сестры).
· Процедурная медицинская сестра.
· Младшие медицинские сестры.
От профиля и категории больницы зависит количество коек терапевтического отделения (25, 60, 80 и т.д.).
Устройство терапевтического отделения предусматривает следующие лечебные и служебные помещения:
• Кабинет заведующего отделением.
• Ординаторская (кабинет врачей).
• Кабинет старшей медицинской сестры.
• Палаты для больных.
• Манипуляционные кабинеты (клизменная).
• Буфетная для раздачи пищи и столовая для больных.
• Бельевая для хранения чистого нательного и постельного белья
• Помещение для мытья и стерилизации суден.
• Помещение для хранения предметов уборки.
• Место для хранения оборудования для транспортировки больных.
Устройство палат в лечебном отделении также предусматривает обязательный перечень оснащения:
• Общий стол и стулья для больных.
• Холодильник для хранения продуктов.
• Индивидуальные электрические лампы.
• Индивидуальная сигнализация для экстренного вызова медицинского персонала.
Организация работы поста медицинской сестры
Круг обязанностей палатной медицинской сестры широк и зависит в том числе от категории и профиля того стационара, где она работает. Медицинская сестра несёт непосредственную ответственность за выполнение врачебных назначений, соблюдение лечебно охранительного и санитарно-эпидемиологического режимов, правильное оформление и ведение медицинской документации, соблюдение больными и их посетителями правил внутреннего распорядка больницы. В соответствии с этим работа сестринского поста должна быть чётко организована в жёстких временных рамках (табл. 2).
Примерный план работы поста медицинской сестры терапевтического отделения Таблица 2.
Приём и сдача дежурств
Приём и сдача медицинской сестрой поста – один из важнейших аспектов её работы.
В случае неявки следующей смены медицинская сестра не имеет права покидать пост.
Порядок приема и сдачи дежурства:
• Обход палат: знакомство со вновь поступившими больными, оценка состояния тяжелобольных (сдающая дежурство медицинская сестра должна сообщить заступающей на смену медицинской сестре об изменениях в состоянии пациентов), проверка с санитарного состояния помещений терапевтического отделения.
• Передача лекарственных препаратов (обе медицинские сестры
расписываются в журнале учёта наркотических и сильнодействующих средств), медицинских инструментов и предметов по уходу, ключей от сейфа с лекарственными препаратами.
• Передача медицинской документации поста. Обе медицинские сестры подписываются в журнале приёма и сдачи дежурств.
Правильное ведение соответствующей медицинской документации вменяется в обязанности медицинской сестры и обеспечивая адекватное осуществление лечения больных, контроль за динамикой лечебно-диагностического процесса (в том числе за состоянием пациента) и использованием материально-технических средств учёт выполняемой медицинским персоналом работы.
Основные виды сестринской медицинской документации:
• Журнал движения больных: регистрация поступления и выписки больных.
• Процедурный лист: лист врачебных назначений.
• Журнал учета наркотических, сильнодействующих и ядовитый средств.
• Журнал передачи ключей от сейфа.
• Журнал приёма и сдачи дежурств: в нём регистрируют общее число больных, их «движение» за сутки, отмечают лихорадящий и тяжелобольных, срочные назначения, нарушения режима в отделении и пр.
Тема: Личная гигиена больного (смена нательного и постельного белья. Утренний туалет больного. Подача судна, подмывание больного, туалет ушей и полости носа и рта, полное мытье больного в постели. Профилактика пролежней и застойной пневмонии).
Большую роль в течении и исходе заболеваний играет среда, в которой находится больной. Прежде всего это соблюдение правил личной гигиены и гигиены в палате, обеспечение своевременного и правильного питания больного. Соблюдение правил личной гигиены, содержание в чистоте постели и палаты необходимы для эффективного лечения. Ф. Найтингейл писала: «. Что, собственно, разуметь под гигиеническими условиями? В сущности, их очень немного: свет, тепло, чистый воздух, здоровая пища, безвредная питьевая вода, чистоплотность. ». Именно поэтому соблюдение правил личной гигиены, содержание в чистоте постели и палаты необходимы для флективного лечения.
Правила смены белья
Первый способ смены постельного белья (рис. 1):
1. Скатать грязную простыню в валик по направлению от головного и ножного концов кровати к поясничной области больного.
2. Осторожно приподнять больного и удалить грязную простыню.
3. Подложить под поясницу больного скатанную таким же образом чистую простыню и расправить её.
Рис. 1. Смена постельного белья у тяжёлого больного (первый способ).
Рис. 2. Смена постельного белья у тяжёлого больного (второй способ).
Второй способ смены постельного белья (рис. 2):
1. Передвинуть больного к краю кровати.
2. Скатать свободную часть грязной простыни валиком от края кровати по направлению к больному.
3. Расстелить на освободившееся место чистую простыню, половина которой остаётся скатанной валиком.
4. Передвинуть больного на расстеленную половину чистой простыни, убрать грязную простыню и расправить чистую.
1. Подвести свою руку под спину больного, поднять край его рубашки до подмышечной области и затылка.
2. Снять рубашку через голову больного (рис. 2.3, а), а затем с его рук (рис. 2.3, б).
3. Надеть рубашку в обратном порядке: сначала надеть рукава, затем рубашку перекинуть через голову больного и расправить её под его спиной.
4. На больного, находящегося на строгом постельном режиме, надеть рубашку-распашонку.
Чем занимается терапевтическое отделение в больницах
Терапевтическое отделение — это многопрофильное отделение, в котором проходят лечение больные с заболеваниями органов дыхания, заболевания желудочно-кишечного тракта, мочевыделительной системы, новообразованиями различной локализации, заболеваниями крови, пациенты с сочетанной терапевтической патологией. Основная задача отделения — предоставление высококвалифицированной терапевтической помощи населению г.Хабаровска.
Помощь в лечебно-диагностическом процессе оказывают сотрудники кафедр, расположенных на базе ГКБ №11 (кафедры терапии и госпитальной хирургии).
Терапевтическая помощь предоставляется населению в разных формах:
-в рамках государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению в рамках ОМС, при наличии паспорта и действующего полиса;
-по договорам со страховыми компаниями — пациентам, застрахованным в системе добровольного медицинского страхования (ДМС);
Терапевтическое отделение оказывает медицинскую помощь при различных разделах внутренней патологии. Отделение терапии помогает решать сложные лечебно-диагностические проблемы больным с различными заболеваниями внутренних органов, используя самые современные диагностические и терапевтические методы, в соответствии с мировыми стандартами.
В отделении терапии осуществляется высококвалифицированная медицинская помощь в следующих областях:
-Пульмонология
-Гастроэнтерология
-Аллергология
-Нефрология
-Эндокринология
-имеется большой опыт оказания медицинской помощи лицам пожилого и старческого возраста, а так же пациентам, имеющим полиморбидную (множественную) патологию, поступающим в отделение для оказания паллиативной помощи.
-важным направлением в работе отделения является решение сложных дифференциально-диагностических задач при лихорадках неясного генеза, суставном синдроме, обмороках, артериальной гипертензии, анемии.
Для уточнения диагноза используются все современные методы обследования:
— лабораторные: биохимические и клинические анализы, мочи, др. биологических жидкостей, включая бактериологические и иммунологические исследования.
— рентгенологические, в том числе линейная и компьютерная томография;
— эндоскопические, в том числе эзофагогастродуоденоскопия, ректороманоскопия, колоноскопия, бронхоскопия, при необходимости с последующим морфологическим исследованием полученного материала;
— ультразвуковые исследования органов брюшной полости, почек, органов малого таза, сердца, щитовидной железы, а также УЗДГ сосудов и ЭХОКГ. При необходимости больным проводится биопсия с гистологическим и цитологическим исследованием под контролем УЗИ.
— Широко используются возможности отделения функциональной диагностики, где проводится ЭКГ исследования с расшифровкой полученных данных, холтеровское мониторирование, ФВД.
— Лабораторные, рентгенологические и эндоскопические методы обследования, УЗИ-диагностика проводятся круглосуточно.
При необходимости осуществляются консультации больных в медицинских учреждениях г. Хабаровска.
В отделении развернуто 49 коек расположенных в 2-4-5-6 местных палатах. Имеется палата для участников ВОВ.
Внимательное, доброжелательное отношение, индивидуальный подход к каждому пациенту, высококвалифицированная медицинская помощь – незыблемые правила работы сотрудников терапевтического отделения.
Терапевтическое отделение
УТВЕРЖДАЮ
Главный врач
ГКП на ПХВ « Аккольская РБ»
______________ Акшалов С.Б.
«_____»________________2020г.
Положение
о терапевтическом отделении ГКП на ПХВ «Аккольская РБ».
1.Общие положения
Терапевтическое отделение ГКП на ПХВ «Аккольская РБ»
является структурным отделением районной больницы и предназначено для проведения профилактических, диагностических, лечебных мероприятий больным взрослым терапевтического профиля, требующим круглосуточного медицинского наблюдения с применением современных медицинских технологий в соответствии со стандартами и протоколами ведения больных.
Медицинскую помощь оказывают:
-2 врача терапевт- без категории.
-6 медсестер: 3 высшая категория, 1 первых категории, 2 без категории.
-4 палатные санитарки
Место расположения: Акмолинская обл.,г. Акколь,ул. Кирдищева 89.
Обслуживаемое население: в терапевтическом отделении проводится лечение взрослого населения проживающего в Аккольском районе, а также иногородним, нуждающимся в стационарном лечении.
Мощность отделения 26 коек, в том числе по профилям:
— терапевтический профиль – 12 коек;
-кардиологический профиль – 4 койки,
-неврологический профиль – 3 койки,
-эндокринологический профиль – 1 койка,
-ВЛ и Р кардиологический профиль-2 койки,
-ВЛ и Р неврологический профиль-2 койки,
Режим работы терапевтического отделения – круглосуточный.
Медицинская и лекарственная помощь взрослому населению в условиях терапевтического отделения оказывается в рамках ГОБМП и ОСМС граждан РК.
В терапевтическом отделении введена установленная учетно-отчетная медицинская документация, учет пребывания и движения больных осуществляется в установленном порядке согласно приказа Министра здравоохранения Республики Казахстан от 23 ноября 2010 года № 907 «Об утверждении форм первичной медицинской документации организаций здравоохранения» с внесением данных в КМИС:
— журнал регистрации стационарных больных (ф. 001/у);
— медицинская карта стационарного больного (ф.003/у);
— статистическая карта выбывшего из стационара (ф.066/у) и т.д.
Отчет о работе терапевтического отделения предоставляется по формам утвержденным МЗ и СР РК:
— сводная ведомость движения больных и коечного фонда по стационару (ф.007/у);
— отчет по стационару (ф.14) и т.д;
— согласно форм утвержденных ОУЗ.
2. Цель задачи и функции.
Основной целью деятельности терапевтического отделения является оказание квалифицированной помощи взрослому населению с любой нозологической формой внутренних болезней.
Терапевтическое отделение выполняет следующие задачи:
Функции терапевтического отделения:
3. Организационная структура и штаты.
Руководство терапевтическим отделением ГККП на ПХВ « Аккольская РБ» осуществляет заведующий отделения – врач терапевт, назначается и увольняется главным врачом ГККП на ПХВ « Аккольская РБ» в установленном порядке.
В организационную структуру терапевтического отделения входят:
— кабинет заведующего отделением
— палаты, оснащенные необходимым оборудованием и инвентарем
— кабинет старшей медицинской сестры
— кабинет сестры хозяйки
Штаты терапевтического отделения-16,5 ст.:
1,0 ст. врач терапевт;
0,25 ст эндокринолог;
4,75 ст. палатной медсестры отделения;
4,75 ст. палатной санитарки,
1,0 ст. сестры хозяйки
1,0 старшей мед. сестры
1,0 ст санитарки уборщицы
1,0 ст процедурной мед сестры;
1,0 ст. санитарки буфетчицы
Оснащение терапевтического отделения ГККП на ПХВ «Аккольская РБ» медицинским оборудованием и инструментарием производится за счет ЛПУ.
4. Порядок госпитализации в терапевтическое отделение:
5. Основные пути поступления больных в стационар:
Плановая госпитализация в стационар осуществляется с 9-00 до 17-00 часов,
Экстренный прием пациентов – круглосуточно.
Режим работы терапевтического отделения круглосуточный, с организацией круглосуточного сестринского поста.
Руководит работой заведующий отделением, время работы с 8-30 до 17-10.
Экстренную помощь в нерабочее время оказывают врачи терапевты, по утвержденному графику ургентности.
6. В отделении проводятся лечение заболеваний по нозологиям согласно приказа МЗ и СР РК от 29 сентября 2015 года № 761 «Об утверждении правил оказания стационарной помощи».
7.Обязанности сотрудников терапевтического отделения:
8.Права сотрудников терапевтического отделения:
Сотрудник терапевтического отделения имеет право:
1. Участвовать в обсуждении проектов решений руководителя организации.
2. Распоряжаться вверенными ему имуществом и средствами с соблюдением требований, определенных законодательными и нормативными правовыми актами, Уставом организации.
3. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
4.Инициировать и проводить совещания по вопросам входящим в его компетенцию.
5.Проводить проверки качества и своевременности исполнения поручений.
6.Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей.
7.Систематически повышать свою квалификацию в установленном порядке.
8.Требовать от руководителя организации оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
9.Ответственность сотрудников терапевтического отделения:
Сотрудник терапевтического отделения несет ответственность в установленном законодательством порядке:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РК.
2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РК.
3. За причинение материального ущерба, в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РК.
Заведующий отделением:
Старшая медицинская сестра:
Терапевтический стационар
Заведующая лечебно-диагностическим терапевтическим отделением Воробьева Наталья Васильевна
Отделение круглосуточного пребывания общетерапевтического профиля предназначено для проведения комплексного обследования и подбора терапии больным в диагностически сложных случаях, когда степень выраженности заболевания требует постоянного медицинского контроля.
Все врачи ЛДТО ведут амбулаторный прием в консультативном отделе, что обеспечивает функциональную связь этих двух отделений и позволяет оказывать стационарную специализированную медицинскую помощь на общетерапевтических койках по специальностям:
Приоритеты в работе отделения:
Организация лечебно-диагностического процесса в этом отделении не имеет аналогов в России.
Контактный телефон: 240-68-73
Врачи лечебно-диагностического терапевтического отделения
Стационарная помощь
Топ голосования (Терапия)
Диагностика
Вы можете принять участие в независимой оценке качества условий оказания медицинских услуг
Информация отделения Терапия
На приеме у доктора
Наши женщины страдают от железодефицита
В 2017 году Всемирная Организация Здравоохранения приняла новые рекомендации по профилактике анемии, пришедшие на смену предписаниям пятилетней давности. По оценкам ВОЗ, около 40% женщин во всем мире сегодня страдают от анемии — и как минимум в половине случаев это вызвано нехваткой железа в организме. Чем это чревато и как восполнить этот дефицит рассказывает врач-терапевт ОКДЦ Полина Смоляницкая.
Скрытые риски
— Анемия, вызванная нехваткой железа, негативно влияет на самочувствие любого человека, но особенно она опасна в течение беременности, поскольку может привести к нарушению развития плаценты, недонашиванию, задержке роста плода. Даже восполнение железа на поздних сроках беременности или после родов уже не принесет заметных результатов, поскольку у ребенка изначально наблюдалось кислородное голодание из-за анемии. Поэтому анемию необходимо лечить еще на стадии подготовки к беременности.
В человеческом организме сравнительно небольшой запас железа, поэтому этот запас должен своевременно пополняться. Недостаток его поступления с пищей, нарушение всасывания, а также скрытые и явные кровопотери уменьшают количество ферритина — депо железа в организме. Однако некоторое время уровень сывороточного железа и гемоглобина сохраняется в норме, поэтому часто проблема не обнаруживается вовремя.
Тревожные цифры
На сегодняшний день подсчитано, что скрытый дефицит железа выявляется у 20-30 % людей, а процент женщин, имеющих риск развития анемии, составляет от 50 до 86 %. Это очень тревожные цифры.
При развитии анемии может возникать гипоксия тканей и трофические изменения в них, поскольку основная функция железа — перенос кислорода в составе гема эритроцитов. При скрытом дефиците также имеются гипоксические явления и нарушения трофики тканей.
Как ни странно, но в первую очередь начинают страдать волосы, ногти и зубы. Теперь понимаете, почему у некоторых женщин с гипотиреозом выпадают волосы и портятся ногти даже с нормализованными гормонами? Эти процессы в большей степени связаны с дефицитом железа. Часто в таких случаях не диагностируется снижение запасов железа и недостаток его вовремя не восполняется.
Что должно нас встревожить?
Что будет, если железодефицит не лечить?
Что же будет с теми, у кого сохраняется дефицит железа, но он не переходит в анемию? Зарубежные ученые говорят, что ничего хорошего. Особенно это касается детей. Исследование, проведенное в Великобритании, показало, что уровень IQ у девушек с дефицитом минерала ниже, чем у их сверстниц, но без дефицита.
Дети с дефицитом железа более раздражительны и беспокойны в связи с повышенным синтезом адреналина и норадреналина надпочечниками. Снижение иммунитета ставит под угрозу здоровье не только детей, но и взрослых с дефицитом железа, не говоря уже о проблемах со щитовидной железой Как выявить скрытую анемию?
Здоровье мужчин – как его сохранить и укрепить?
Энергичность, сила мышц и характера, активное сексуальное поведение и крепость тела. Таков портрет идеального мужчины. К сожалению, с возрастом эта радужная картина начинает меняться не в лучшую сторону. Подробнее.
Медицина без грима
Скрытый железодефицит — как с ним бороться?
Сегодня железодефицитное состояние — это самая распространенная патология. По некоторым данным, дефицит железа есть более чем у 1,5 млрд. жителей нашей планеты. Сама по себе железодефицитная анемия не является заболеванием, но она может стать симптомом серьезной патологии.
2. Структура больницы
Все подразделения больницы можно разделить на две большие группы:
— лечебно-диагностическая;
— административно-хозяйственная.
Лечебно-диагностическая часть включает:
— приёмное отделение;
— специализированные лечебные отделения (терапевтические, хирургические, гинекологическое и т.д.);
— оперблок;
— диагностические лаборатории (клиническую, биохимическую, цитологическую, иммунологическую и пр.);
— диагностические отделения и кабинеты.
Административно-хозяйственная часть включает:
— кабинеты главного врача и его заместителей;
— канцелярию;
— бухгалтерию;
— пищеблок;
— прачечную;
— аптеку;
— стерилизационное отделение;
— отделение переливания крови;
— котельную.
При поступлении в стационар в большинстве случаев пациент проходит через приёмное отделение. Его правильно организованное и чётко осуществляемое функционирование во многом определяет работу стационара в целом. Качество оказания помощи, правильность и скорость работы с пациентами формируют у них первое (а зачастую и основное) впечатление от стационара и его сотрудников.
2.1. Приёмное отделение
2.1.1. Обязанности дежурной медицинской сестры приёмного отделения
2.1.2. Педикулёз и технология противопедикулёзной обработки
2.1.2.1. Механический способ борьбы с педикулёзом
2.1.2.2. Химический способ (с помощью инсектицидов-педикулоцидов)
2.2. Структура лечебного отделения
Лечебное (терапевтическое) отделение включает:
— палаты для больных;
— процедурный кабинет (кабинеты) для выполнения инъекций и децентрализованной стерилизации необходимого для работы материала;
— процедурный кабинет (здесь проводится постановка клизм, промывания желудка и др.);
— кабинеты заведующего отделением и врачей (ординаторская);
— комнату для дежурного сестринского персонала и кабинет старшей медицинской сестры;
— комнату гигиены для персонала;
— буфетную для раздачи пищи и столовую для больных;
— санитарный блок (туалет, ванная и душевая комната);
— бельевую для хранения чистого нательного и постельного белья, халатов и пижам для больных;
— хозяйственную комнату для хранения инвентаря.
Структура лечебного отделения зависит от его профиля, количества коек, организации. Если в больнице нет отдельно выделенного функционально-диагностического отделения, то могут существовать отдельно диагностические кабинеты: эндоскопический, функциональной диагностики и др.
По существующим нормативам, в терапевтическом отделении на каждые 25-30 коек имеется пост медицинской сестры.
2.2.1. Оснащение поста медицинской сестры
— Стол с закрывающимися на ключ ящиками и стул (кресло);
— шкаф для лекарственных средств и термометров, закрывающийся на замок;
— сейф для хранения лекарственных средств списков А и Б;
— холодильник для хранения инфузионных растворов и скоропортящихся медикаментов;
— шкаф для хранения предметов ухода;
— передвижной столик для раздачи лекарств;
— столик для подготовки к манипуляциям;
— раковина с холодной и горячей водой.
Расположение поста должно быть таким, чтобы медсестра могла видеть все относящиеся к нему палаты. Должна работать сигнализация вызова медицинской сестры больными из палат (звонок, световое табло). На посту обязательно должно быть табло с указанием фамилии, имени и отчества дежурной медсестры, а также телефон со списком номеров телефонов подразделений больницы, аварийных служб, огнетушитель, план эвакуации больных с отделения и из лечебнопрофилактического учреждения в случае аварийной ситуации (рис. 1).
2.2.2. Лечебно-охранительный режим отделения
Таблица 1
Примерный план внутреннего распорядка дня в лечебном отделении, составленный с учётом требований лечебно-охранительного режима и обязанностей палатной медицинской сестры по обеспечению его выполнения (при двухступенной системе обслуживания больных)
2.2.3. Палатная (постовая) медицинская сестра
Осуществляет уход за больными и наблюдение за санитарным содержанием закреплённых за нею палат. Обеспечивает регистрацию назначений врачей в «лист назначений» и их точное выполнение, присутствует на обходах больных лечащим врачом, заведующим отделением, дежурным врачом, сообщает им сведения о состоянии здоровья больных, получает от врачей дальнейшие указания по уходу за ними. Подготавливает полотенце, дезинфицирующее средство для обработки рук врача. В её обязанности также входит плановая термометрия больных утром и вечером, подсчёт их пульса и дыхания, измерение суточного количества мочи, занесение этих данных в историю болезни и (или) температурный лист.
Палатная медицинская сестра наблюдает за чистотой, тишиной, порядком в палатах. Контролирует и требует от больных соблюдение правил личной гигиены (уход за кожей, полостью рта, волосами, ногтями). Она заботится о своевременном снабжении больных всем необходимым для лечения и ухода, наблюдает за своевременным приёмом гигиенических ванн, сменой нательного и постельного белья. Оказывает помощь ослабленным больным при умывании, кормлении, питье, промывает глаза, рот, уши, предупреждает образование пролежней.
Палатная медсестра собирает материалы для анализов (мочу, кал, мокроту и др.), передаёт их в лабораторию, своевременно получает результаты исследований и подклеивает их в историю болезни; составляет порционные требования на питание больных. Также принимает вновь поступающих больных, проверяет качество проведённой в пропускнике санитарной обработки, помещает больных в соответствующую палату.
Постовая медсестра ведёт следующую обязательную медицинскую документацию; «Листок учёта коечного фонда», «Журнал учёта лекарственных средств списка А и Б, а также дорогостоящих и остродефицитных препаратов», «Журнал назначений и передачи дежурств».
2.2.З.1. Должностная инструкция палатной медицинской сестры отделения
На должность палатной медсестры назначается лицо со средним медицинским образованием. Назначается и увольняется главным врачом по представлению заведующего отделением, в соответствии с действующим законодательством. Подчиняется непосредственно старшей медсестре отделения. В своей работе руководствуется распоряжениями вышестоящих должностных лиц. Обязанности
Осуществляет уход и наблюдение за больными на основе принципов медицинской деонтологии.
Своевременно и точно выполняет назначения лечащего врача, в случае невыполнения назначений, независимо от причины, немедленно докладывает ему об этом.
Организует своевременное обследование больных в диагностических кабинетах, у врачей-консультантов и в лаборатории.
Наблюдает за состоянием больного, физиологическими отправлениями, сном. О выявленных изменениях докладывает лечащему врачу.
Немедленно сообщает лечащему врачу, а в его отсутствие заведующему отделением или дежурному врачу о внезапном ухудшении состояния больного.
Участвует в обходе врачей в закреплённых за нею палатах, докладывает о состоянии больных, записывает назначенное лечение, следит за выполнением назначений.
Осуществляет санитарно-гигиеническое обслуживание физически ослабленных и тяжелобольных (умывает, кормит, даёт питьё, промывает по мере надобности рот, глаза, уши и т.д.).
Принимает и размещает в палате больных, проверяет качество санитарной обработки вновь поступивших.
Проверяет передачи больным с целью недопущения приёма противопоказанной пищи и напитков.
Изолирует больных в агональном состоянии, присутствует при смерти, вызывает врача для её констатации, подготавливает трупы умерших для передачи их в морг.
Сдаёт дежурство по палатам у постели больных. Принимая дежурство, осматривает закреплённые за нею помещения, состояние электроосвещения, наличие жёсткого и мягкого инвентаря, медицинского оборудования и инструментария, медикаментов. Расписывается за приём дежурства в дневнике отделения.
Контролирует выполнение больными и их родственниками режима дня отделения. О случаях нарушения режима медицинская сестра докладывает старшей медицинской сестре отделения.
Руководит работой младшего медицинского персонала и контролирует выполнение им правил внутреннего трудового распорядка.
Один раз в неделю производит взвешивание больных, отмечает вес больного в истории болезни. Всем поступившим больным производит измерение температуры тела два раза в день, записывая её в температурный лист.
При обнаружении у больного признаков инфекционного заболевания немедленно сообщает об этом лечащему врачу, по его распоряжению больного изолирует и немедленно производит текущую дезинфекцию.
По назначению врача осуществляет счет пульса, дыхания, измеряет суточное количество мочи и т.д., записывает эти данные в историю болезни.
Следит за санитарным содержанием закреплённых за нею палат, а также личной гигиеной больных (уход за кожей, ртом, стрижка волос и ногтей), за своевременным приёмом гигиенических ванн, сменой постельного и нательного белья, записывает смену белья в историю болезни.
Заботится о своевременном снабжении больных всем необходимым для лечения и ухода.
В случае изменений в состоянии больного, требующих срочных мер, ставит об этом в известность врача отделения, а в отсутствие врачей немедленно вызывает дежурного врача, оказывает экстренную доврачебную помощь.
Следит за тем, чтобы больные получали пищу согласно назначенной диете.
Следит за тем, чтобы выданное больным лекарство было принято в её присутствии.
Повышает свою профессиональную квалификацию путём посещения научно-практических конференций для среднего медицинского персонала и участия в конкурсе на звание «Лучшая по профессии».
Ведёт необходимую учётную документацию.
В отсутствии сестры-хозяйки совместно с санитаркой отвечает за сохранность полученного белья для больных.
В отсутствие старшей медицинской сестры сопровождает во время обхода врачей отделения, дежурного врача, представителей администрации. Заносит в дневник отделения все сделанные замечания и распоряжения.
Права
Палатная медицинская сестра имеет право:
В отсутствии врача оказывать экстренную доврачебную помощь больным отделения.
Повышать свою профессиональную квалификацию на специальных курсах в установленном порядке.
Отдавать распоряжения санитарке и контролировать их выполнение.
Получать информацию, необходимую для выполнения своих обязанностей.
Ответственность
Несёт ответственность за нечёткое или несвоевременное выполнение обязанностей, предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка больницы.
2.3. Структура операционного блока
2.3.1. Общие требования к устройству современного оперблока
В центре операционной или в одном из её углов в полу должно быть отверстие с сеткой для стока грязной воды при уборке. Стены и потолок операционной выкладывают кафелем или окрашивают масляной краской в светлые тона (светло-зелёный, светло-жёлтый, светло-оранжевый). Эти цвета хорошо отражают свет, что имеет важное значение для освещённости помещения. Кроме того, светлая окраска облегчает кон-Рис. 2. Операционная.троль за уборкой. Применённая в некоторых клиниках окраска в чёрный цвет распространения не получила. Водопроводные и канализационные трубы прокладывают в стенах; все инженерные коммуникации, обеспечивающие электро- и газоснабжение, отопление и вакуум, должны быть скрытыми. Электрические провода должны проходить в предохранительных бергманновских трубках.
В крупных оперблоках электроснабжение осуществляется от двух раздельных источников. В связи с тем, что в нижних слоях воздуха операционной возможно скопление горючих газов или парообразных веществ, применяемых для наркоза, которые могут взорваться от незначительной искры, распределительный щит с розетками и выключатели располагают не ниже 1,6 м от пола; их устройство должно исключать искрообразование. Во время уборки розетки и выключатели закрывают задвижками. Щит имеет три пары маркированных розеток для подвода электрического тока напряжением 36, 127, 220 В, одну розетку на 380 В и клеммы заземления. Если розетки или выключатели находятся на высоте менее 1,6 м от пола, они обязательно должны иметь искрозащитный корпус. Предусматривается также заземление всех крупных предметов и приборов (включая операционный стол), аккумулирующих статическое электричество. Для нормальной работы электронных приборов должна быть обеспечена экранизация операционной стальной сеткой или контурным заземлением.
Кислород и газообразные средства для наркоза подаются к наркозному аппарату из коллекторов, расположенных вне помещения, или из баллонов. Наиболее рациональным считается монтаж газовых коммуникаций со стороны потолка с подводкой их к операционному столу на подвижных кронштейнах. Трубки должны иметь маркировку во избежание ошибок при подключении газа. Вакуум-система располагается вне операционной и подводится к ней к тому же распределительному щиту, что и газы.
Для освещения операционной используют как естественный (дневной) свет, так и искусственный источник (рис. 3). При планировке операционной необходимо, чтобы окна выходили на север, северо-восток или северо-запад. Операционный стол устанавливают перпендикулярно к окну. В южных широтах, во избежание сильного нагрева операционной солнечными лучами, с наружной стороны окон устанавливают рассеивающие и поглощающие солнечное тепло рифлёные ставни, сверху натягивая полотняный тент. Нормы естественного освещения операционной, определяемого как отношение площади окон к площади пола, должны быть не менее 1: 3. Рис. 3. Освещение операционной.
Наиболее удачно задача естественного освещения операционной решается благодаря устройству больших прямоугольных окон из цельного зеркального стекла, занимающих 2/3 площади стен. Стекло фиксируется в тонких металлических рамах с резиновой прокладкой, обеспечивающей полную герметизацию от пыли и воды. Рамы при открывании окон вращаются по вертикальной или горизонтальной оси. В зимнее время стёкла окон предохраняют от образования влаги и льда, помещая
Рис. 4. Лампа для искусственного освещения операционного поля.
между рамами сосуд с серной кислотой и обогревая это пространство с помощью радиатора отопления или электрообогревателя. Дневной свет наиболее равномерно распределяется в операционной, имеющей квадратную или круглую форму. При прямоугольной форме глубина помещения не должна превышать высоту оконных рам более чем в два раза.
Для искусственного освещения (рис. 4) операционной используют панельные люминесцентные лампы 400 лк или плафоны с лампами накаливания 200 лк. Некоторые немецкие и американские хирурги считают, что в операционных целесообразнее использовать только искусственное освещение, поэтому предлагают затемнять их на период операций, а новые операционные строить без окон.
Большое значение имеет освещение операционного поля; к нему предъявляются следующие гигиенические требования: достаточная освещённость; минимальные слепящие действия источника света и блескость; равномерность освещения, отсутствие резких и глубоких теней, а также перепадов освещения в процессе операции; приближение спектра излучения искусственного источника к спектру естественного света; отсутствие нагрева лампы. Освещенность на поверхности операционного поля должна быть в пределах 3000-5000 лк, в отдельных случаях допустимо её повышение до 10 000 лк. Цветовая температура должна равняться 4000-4500 °К. Повышение температуры воздуха в зоне операционного стола на высоте 0,5 м от операционного поля не должно превышать 2-3°. Равномерность освещения, т.е. отношение минимальной освещенности к максимальной на протяжении 0,75 м поверхности, не должна быть ниже 0,3. Значительные колебания искусственного освещения в связи с изменением напряжения в электрической сети, достигающие иногда 8-10% и более, неприемлемы при освещении операционного поля; в этих случаях используют стабилизатор напряжения. Освещение, отвечающее перечисленным требованиям, обеспечивают бестеневые лампы (рис. 5А, Б), которые подвешиваются над операционным столом.
Шарнирные, сбалансированные противовесами устройства этих ламп позволяют менять направление лучей света. Благодаря рассеиванию тепла с помощью системы стёкол и наличию воздушной прослойки между ними эти лампы почти не нагреваются.
При необходимости добавочного освещения боковых поверхностей операционного поля используют передвижные и переносные лампы.
Освещение дублируется аварийной сетью, действующей от аккумуляторов и включающейся автоматически. Специальное устройство для освещения операционного поля требуется при микрохирургических операциях, в рентгеновских операционных и др. В операционных небольшой поликлиники или амбулатории для освещения операционного поля может применяться бестеневая лампа с рефлектором.
Для трансляции операций в аудиторию в бестеневые лампы монтируют телевизионную камеру. Телевизионная установка состоит из трёх основных узлов:
— камеры, конструктивно объединённой с группой светильников бестеневой лампы;
— пульта управления установкой;
— группы просмотровых устройств, размещённых в аудитории.
Съёмка производится в зависимости от условий свечения светильников.
Передающий (операционная) и приёмный (аудитория) пункты телевизионной установки связаны между собой двусторонней громкоговорящей телефонной связью.
Особенности микроклимата операционной заключаются в том, что во время операции повышается температура и влажность воздуха, происходит загрязнение его наркотическими газами и бактериальной флорой, скапливается статическое электричество. Всё это неблагоприятно сказывается на здоровье оперируемых и медперсонала, но особенно опасно в связи с возможностью воздушно-капельной инфекции, которая стала одной из основных причин гнойно-воспалительных осложнений послеоперационного периода. Всё это диктует необходимость соблюдения повышенных требований к микроклимату оперблока, особенно операционной.
Температура в операционной должна быть в пределах 22-23°, без заметных колебаний при нормальных показателях влажности воздуха. Более высокая температура воздуха (до 25-30°) необходима при операциях у обожженных, а также при длительных операциях на широко вскрытой плевральной или брюшной полости. Отопление современной операционной осуществляется электроплитами, вмонтированными в нижних частях стен, причём постоянство температуры регулируется автоматически терморелейными приборами.
Вентиляция операционной по минимальным санитарным требованиям должна быть принудительной приточно-вытяжной, с преобладанием притекающего фильтрованного воздуха над отсасываемым из помещений, при 10-20-крат-ном воздухообмене в час. Окна снабжены фрамугами, которые открывают во время уборки помещений. Широкое распространение получили централизованные или местные установки для кондиционирования воздуха с многократным воздухообменом, из которых в операционную поступа-Рис. 6. Схематическое изображение ет подогретый, увлажнённый, стерильный ламинарного движения воздушных масс В03ДУХ- Наиболее эффективна вентиляция в операционной (указано стрелками). в операционных с линейным (ламинарным) потоком (рис. 6), в которых кондиционированный воздух поступает через вентиляционные отверстия, расположенные в стене, а удаляется через вытяжные отверстия, расположенные у пола и потолка на противоположной стене. Уже созданы операционные с ламинарным (обычно горизонтальным) воздушным потоком вокруг операционного стола, в зоне которого обеспечивается 500-кратный обмен воздуха в час, благодаря чему практически достигается асептичность воздуха этой зоны.
Оснащение каждой операционной составляют:
— операционный стол;
— наркозная аппаратура;
— аппарат для диатермокоагуляции;
— оборудование рабочего места операционной сестры;
— операционная мебель;
— осветительная система;
— сигнализация;
— специальная аппаратура и оборудование, определяемые профилем операции;
— вакуум-система для отсасывания крови из операционной раны и мокроты из воздухоносных путей;
— бактерицидные лампы и др.
В анесгезиологическое оснащение входят:
— наркозный аппарат;
— подводка кислорода и газообразных средств для наркоза;
— наркозный столик;
— термоприборы для операций под гипотермией и др.
Для работы операционной медсестры необходимы малые подвижные инструментальные столики (рис. 7А, Б, В) на высокой ножке, которые располагают рядом с операционным столом; большие передвижные столы типа перевязочного стола Боброва для резерва стерильного инструментария и перевязочных средств, находящиеся на некотором отдалении от операционного стола. На отдельных столах находятся шовный материал, растворы, спирт. В стерильных биксах (рис. 8) на подставках рядом с большим столом находится необходимое операционное бельё (простыни, халаты и др.) и перевязочный материал. Через окно в стене между операционной и стерилизационной медсестра получает сетку со стерильными инструментами, растворы, кровь и другие необходимые для операции средства. Через второе окно на подъёмнике удаляются использованное операционное бельё и перевязочный материал.
Наиболее прогрессивным является метод подготовки материалов и инструментов для оперативных
вмешательств в виде специальных наборов (бельё и инструменты в отдельных упаковках). Они заранее стерилизованы и снабжены паспортами с указанием типа набора и сроков его годности. Сейчас постепенно металлические биксы Шиммельбуша уступают место специальным типовым упаковкам одноразового использования.
Тестовые задания: