Чем занимается в ночлежке
«Образы «хозяев жизни» в пьесе М. Горького «На дне»»
«Образы «хозяев жизни» в пьесе М. Горького «На дне»»
На дне: обитатели ночлежки, таблица, описание героев
Это вовсе не значит, что Сатин не сочувствует людскому горю. Он лишь считает, что утешение не является облегчением страданий.
Анализ пьесы
Пьеса описывает жизнь московской ночлежки. Главными героями, соответственно, стали ее обитатели и хозяева заведения. Также в ней появляются лица, имеющие отношение к жизни заведения: полицейский, он же дядя хозяйки ночлежки, торговка пельменями, грузчики.
Сатин и Лука
Шулер, бывший каторжник Сатин и бродяга, странник Лука — носители двух противоборствующих идей: необходимости сострадания к человеку, спасительной лжи из любви к нему, и необходимости знать правду, как доказательство величия человека, как знак доверия к его силе духа. Для того, чтобы доказать ложность первого мировоззрения и истинность второго автором и выстроено действо пьесы.
Другие персонажи
Все остальные персонажи составляют фон для этой битвы идей. Кроме того, они призваны показать, измерить глубину падения, до которой способен опуститься человек. Пьяница Актер и смертельно больная Анна, люди, совершенно потерявшие веру в свои силы, подпадают под власть чудесной сказки, в которую уводит их Лука. Они наиболее зависимы от него. С его уходом они физически не могут жить и умирают. Остальные обитатели ночлежки воспринимают появление и уход Луки, как игру солнечного весеннего луча — появился и исчез.
Произведение создавалось в условиях, когда после экономического кризиса 90-х годов XIX века в России встали заводы, население стремительно беднело, многие оказались на нижней ступени социальной лестницы, в подвале. Каждый из героев пьесы в прошлом пережили падение «на дно», социальное и нравственное. Сейчас они живут воспоминанием об этом, но подняться «на свет» не могут: не умеют, нет сил, стыдятся своего ничтожества.
Основной сюжет произведения
Сюжет пьесы завязан на отношениях героев и в обстановке всеобщей ненависти, которая царит в ночлежке. Это — внешняя канва произведения. Параллельное действие исследует глубину падения человека «на дно», меру ничтожества социально и духовно опустившегося индивидуума.
Действие пьесы начинается и заканчивается сюжетной линией взаимоотношений двух персонажей: вора Васьки Пепла и жены владельца ночлежки Василисы. Пепел любит ее младшую сестру Наташу. Василиса ревнует, постоянно избивает сестру. Есть у нее и еще один интерес к любовнику — она хочет освободиться от мужа и подталкивает Пепла к убийству. В ходе пьесы Пепел действительно в ссоре убивает Костылева. В последнем же акте пьесы постояльцы ночлежки говорят, что Ваське придется идти на каторгу, а Василиса все равно «выкрутиться». Таким образом, действие закольцовывается судьбами двух героев, но далеко не ограничивается ими.
Временной промежуток пьесы — несколько недель ранней весны. Время года — важная составляющая пьесы. Одно из первых названий, данных автором произведению, «Без солнца». Действительно, вокруг весна, море солнечного света, а в ночлежке и в душах ее обитателей — мрак. Лучом солнца для ночлежников стал Лука, бродяга, которого в один из дней приводит Наташа. Лука приносит надежду на счастливый исход в сердца опустившихся и утративших веру в лучшее людей. Однако в конце пьесы Лука исчезает из ночлежки. Доверившиеся ему персонажи теряют веру в лучшее. Пьеса заканчивается самоубийством одного из них — Актера.
Кого винят обитатели ночлежки?
Практически все герои пьесы «На дне» склонны винить в теперешней ситуации не себя, а жизненные обстоятельства. Возможно, если бы они сложились иначе, ничего существенно бы не изменилось, и все равно ночлежников постигла бы эта же участь. Фраза, которую произнес Бубнов, подтверждает это. Он признался, что на самом деле пропил мастерскую.
Видимо, причиной падения всех этих людей является отсутствие у них нравственного стержня, который составляет личность человека. Можно привести слова Актера в качестве примера: «А почему погиб? Веры у меня не было…»
Чем утешают себя герои?
Существовал ли шанс жить другой жизнью?
Создавая образы героев пьесы «На дне», автор предоставил каждому из них возможность жить другой жизнью. То есть выбор у них был. Однако у каждого первое испытание закончилось крахом жизни. Барон, например, мог свои дела поправить не с помощью кражи казенных средств, а вкладывая деньги в выгодные дела, имеющиеся у него.
Сатин проучить обидчика мог бы другим способом. Что касается Васьки Пепла, неужели на земле нашлось бы мало мест, где о нем самом и о его прошлом никто бы ничего не знал? То же самое можно сказать о многих обитателях ночлежки. Будущего у них нет, но в прошлом у них имелся шанс сюда не попасть. Однако герои пьесы «На дне» не воспользовались им.
Описание ночлежки в пьесе «На дне» Горького: образ, характеристика в цитатах
«На дне». Сцена из спектакля. |
Ночлежка для бедных является местом действия в знаменитой пьесе Горького «На дне».
В этой статье представлено описание ночлежки в пьесе «На дне» Горького: образ, характеристика жилища в цитатах.
Смотрите:
Описание ночлежки в пьесе «На дне» Горького: образ, характеристика в цитатах
«Михаил Иванов Костылев, 54 года, содержатель ночлежки
«Подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой.»
«. большой стол, две скамьи, табурет, всё – некрашеное и грязное.»
«Я тебя не спрашиваю – с кем! Грязь везде… грязища! Эх, вы… свиньи! Чтобы было чисто… слышите!» (Василиса)
«На нарах около печи Сатин, Барон, Кривой Зоб и Татарин играют в карты. Клещ и Актер наблюдают за игрой. Бубнов на своих нарах играет в шашки с Медведевым.»
«Актер, высунувшись с печи, хочет осторожно слезть на нары.»
«Между печью и дверью у стены – широкая кровать, закрытая грязным ситцевым пологом.»
«. в левой, каменной, стене – дверь в кухню, где живут Квашня, Барон, Настя.»
«Правый угол занят отгороженной тонкими переборками комнатой Пепла. «
«Костылев (осторожно подвигаясь к двери в комнату Пепла).»
«Посредине ночлежки – большой стол, две скамьи, табурет, всё – некрашеное и грязное.»
«За столом, у самовара, Квашня – хозяйничает. «
«Василиса. Я за порядком гляжу – понял? Это почему у вас до сей поры не метено? Я сколько раз приказывала, чтобы чисто было?
Василиса. Мне дела нет – кому! А вот если санитары придут да штраф наложат, я тогда… всех вас – вон!»
Это было описание ночлежки в пьесе «На дне» Горького: образ, характеристика в цитатах.
На дне: обитатели ночлежки, таблица, описание героев
Бывший дворянин, промотавший свое состояние. Ему тридцать три года. Он когда-то был богатым аристократом, а теперь опустился на самое «дно», до положения сутенера. В прошлом у него остались сотни крепостных и карет с гербами. Про себя он рассказывает, что был рожден в «золотой колыбели», никогда ни в чем не нуждался, был единственным ребенком в семье, поэтому все внимание уделялось только ему. Он ничего не делал сам, так как за него все делали слуги. После смерти родителей, Барон унаследовал все состояние. Однако, не умея правильно распоряжаться деньгами, промотал все на дорогие блюда в дорогих ресторанах, игорных домах и салонах. Он считал, что мог сам вести хозяйство, но просчитался.
Теперь живет в убогой ночлежке, ни во что не верит, полностью опустошен, как материально, так и морально. Несмотря на то, что Барон прекрасно понимает, что былого не вернуть, он любит вспоминать ту жизнь и рассказывать о ней, игнорируя насмешки других обитателей.
Картузник, живущий там в долг. В прошлом он был владельцем красильной мастерской. Однако его жена сошлась с мастером, после чего он предпочел уйти, дабы остаться в живых. Теперь он опустился на самое «дно» и не желает сохранять в себе каких-либо положительных качеств. По пьесе он жесток, лишен сострадания и всячески показывает только свои худшие стороны. Даже на просьбу умирающей Анны не шуметь, отвечает, что шум – смерти не помеха.
Такую позицию он выбрал сознательно, так как разуверился в человечности людей. По его мнению, все люди «лишние». Бубнов также утверждает, что именно будучи на «дне», люди показывают свою истинную натуру. Исчезает все напускное и человек остается «голым». Тем самым он хочет подчеркнуть животную сущность человека. Он больше не желает принимать в расчет развитие культурной и общественной жизни. Он занимает пассивную позицию во всем. Речи Бубнова полны скепсиса и фатализма. Он открыто признается, что у него нет совести, ровно как и нет денег.
Падшая женщина, мечтающая о романтической любви. Несмотря на то, что она занимается проституцией, она мечтает о чистой и преданной любви. Однако её окружают нищета, безысходность и унижения.
Для того чтобы как-то забыться и уйти из реальности, она придумала вымышленный персонаж, которого называет то Раулем, то Гастоном. Большая часть её мечты взята из бульварных романов, которые она постоянно читает. Она придумывает истории о своем якобы существующем возлюбленном и рассказывает другим постояльцам. Они лишь смеются и издеваются над ней. Единственные люди, которые верят ей, это Лука и Наташа.
Несмотря на все оскорбления и унижения в свой адрес, Насте удалось сохранить чуткость души. По натуре она наивна, трогательная и беспомощна. Она не отчаивается и продолжает верить в существование своего «принца».
Неоднозначный персонаж, пожилой странник, неожиданно появившийся в ночлежке. У него богатый жизненный опыт и его миссия утешать разочарованных людей. Почти все люди в ночлежке по разным причинам разочарованы и оказались на дне жизни. У кого-то рухнули мечты, кто-то обеднел и обнищал, кто-то грустит по безвозвратно прошедшему прошлому. Для того чтобы как-то помочь этим беднягам, Лука прибегает к «утешительной лжи». Так, например, умирающей Анне он говорит, что на том свете её ждет счастье. Проститутке Насте, уверяющей, что в ее жизни была искренняя любовь, он говорит, что так, скорее всего и было. Вора Ваську Пепла уговаривает поехать в Сибирь, ведь там он сможет честно зарабатывать. А пьяницу Актера убеждает, что существует бесплатная клиника, в которой его полностью излечат.
Настоящего имени он не называет, так как сам его забыл по причине пьянства. Помнит только псевдоним, представляется Сверчковым-Заволжским. Память Актера стала настолько плоха, что он тщетно пытается вспомнить стихи или продекламировать отрывки из пьес. Он и не отрицает, что его организм отравлен алкоголем. Часто вспоминая свое актерское прошлое, любит рассказывать о нем окружающим.
Больная чахоткой женщина, доживающая своим последние дни, жена трудяги Клеща. Она устала от жизни, в которой трясется над каждым кусочком хлеба и ходит в отрепьях. При этом Анна постоянно сносит жестокое обращение мужа. Бедняжке сочувствует кто угодно, только не её муж. Он лишь оскорбляет и унижает её, а иногда и поколачивает. Она вызывает у него лишь равнодушие и раздражение.
Слесарь по профессии, муж Анны. В начале пьесы он идеализирует упорный труд, считая это единственным выходом из положения. Он мечтает вернуться к нормальной жизни с помощью честного труда. Клещ противопоставлен другим постояльцам ночлежки, которые предпочитают ничего не делать. Он осуждает их образ жизни, считая, что они «на дне». Однако и его мечты рушатся, столкнувшись с суровой реальностью.
В конце произведения он смиряется со своим положением и начинает пить с Сатиным.
Бывший телеграфист. У этого человека своя жизненная философия. Этим он отличается от многих других постояльцев. Он часто употребляет в речи умные словечки, например «макробиотика», что указывает не его образованность. Он и сам признается, что в прошлом много книг прочитал. Имени героя автор не называет, но известно, что раньше он был веселым и жизнерадостным парнем. Любил плясать, играть на сцене и смешить людей.
Это вовсе не значит, что Сатин не сочувствует людскому горю. Он лишь считает, что утешение не является облегчением страданий.
Содержатель ночлежки, в которой происходит действие пьесы; муж хитрой и коварной Василисы. Костылеву 54 года, а его жене всего 26. Она живет с ним только из-за денег и втайне мечтает, чтобы он скорее умер. По натуре этот человек довольно жадный, лицемерный и трусливый. Свою прибыль он готов хоть из мертвого выжать, то есть из каждой своей жертвы.
Ему известно, что Василиса тайком бегает к одному из постояльцев – Ваське Пеплу. Время от времени он пытается их застукать вдвоем, но безрезультатно. Жена у Костылева «бой-баба», выпутается из любой ситуации. Она подговаривает Ваську прибить ее мужа, чтобы освободить ее от брачных оков. Васька, в свою очередь, любит не Василису, а ее младшую сестру Наташу, которую та от злости колотит.
В конце произведения он все-таки убивает Костылева, но это выходит случайно. Василиса этому очень рада. Известно, что она выкрутится из любой ситуации, а он, скорее всего, попал на каторгу. К своим постояльцам Костылев ни капли сострадания не испытывал.
«На дне» (М. Горький) — характеристики героев
Главные герои
Костылев Михаил Иванович
Михаил Иванович Костылев — содержатель ночлежки. Ему 54 года. Это лживый, двуличный человек. Он хочет казаться честным, но тайно скупает и продаёт краденые вещи. Костылев очень жаден, наживается на обездоленных людях и краденых вещах. Он грубо обращается с женой и её сестрой, но ему приходится заискивать перед Пеплом, да и перед другими обитателями ночлежки, знающими о его нечестных делах.
Костылева Василиса Карповна
«Баба лютая», — говорит о ней Бубнов.
Наташа
Медведев Абрам Иванович
Медведев отлично знает, что Василиса бьёт Наташу, но не заступается за девушку, так как считает, что в «семейное дело» не нужно вмешиваться.
Он, зная, что Костылевы имеют общие дела с вором Пеплом, не пресекает их беззаконные действия. В конце пьесы Медведева уволили со службы, вероятно, за недобросовестное отношение к работе. Он женился на Квашне, которая за пьянство стала его бить.
Васька Пепел
Так случайность не позволила Пеплу изменить свою жизнь, а ведь он хотел так жить, чтобы мог сам себя уважать.
Клещ Андрей Митрич
Андрей Митрич Клещ — 40-летний слесарь. Он уже полгода вместе с женой Анной живёт в ночлежке. Клещ трудолюбив, не уважает тех, кто не работает, мечтает вырваться из нищеты. Он ненавидит всех обитателей ночлежки и свою жену, к которой стал относиться ещё хуже после того, как она заболела. Клещ ставит себя выше всех окружающих, так как у него есть ремесло. Но после смерти жены ему приходится, чтобы похоронить её, продать свои инструменты. Он не может сейчас работать и постепенно примиряется с жизнью в ночлежке.
Анна — жена Клеща. Эта 30-летняя женщина очень больна. Чахотка довела её до того, что она еле вставала с постели. Анна уверена, что заболела из-за того, что, живя с мужем, всё время терпела от него обиды и побои. Но всё же, несмотря на такое отношение, она не переставала о нём заботиться.
Настя
Квашня
Бубнов
Бубнов — бывший картузник, ему 45 лет. Сейчас он живёт в ночлежке и со своим положением смирился. Этот спокойный человек хорошо разбирается в людях, так как имеет достаточный жизненный опыт. Но он никогда не даёт советов, поскольку не склонен взваливать на себя ответственность за чужую судьбу.
Бубнов — приверженец бесперспективной и циничной «правды жизни» и убеждён в непредсказуемости судьбы человека. Он не склонен к жалости, но у него твёрдые нравственные устои: неспособность на обман, подлость, преступление.
Подробная характеристика Бубнова здесь.
Барон
Барон — 33-летний обитатель ночлежки. По происхождению он дворянин, из-за этого и получил своё прозвище. Весь свой капитал он растратил, затем, служа в казённой палате, растратил деньги и отсидел за это в тюрьме. Этот образованный человек стал пьяницей, у него нет документов. Он состоит в любовной связи с Настей, пренебрежительно к ней относится из-за её простого происхождения. Барон не только высокомерен, но и неблагодарен — берёт у Насти деньги на выпивку, но называет девушку мразью. В жизни он ничего хорошего для себя уже не ждёт.
Сатин Константин
От остальных обитателей ночлежки Сатин отличается своей начитанностью. Он довольно умён, но свои умственные способности нигде не применяет, его кредо: «Просто — обременяй землю. »
Сатин высокопарно говорит о Человеке, о правде, но сам живёт за счёт обмана, шулерства и равнодушен к людям.
Подробная характеристика Константина Сатина здесь.
Актёр
Актёр — слабохарактерный, нервный человек. Ему около 40 лет, он бывший артист. Пристрастившись к алкоголю, Актёр потерял работу, дом, своих близких людей и даже своё имя. У него стала плохая память, пьянство подорвало его здоровье, о чём он постоянно сообщает почему-то с гордостью.
Подробная характеристика Актёра здесь.
Лука — 60-летний странник, остановившийся в ночлежке на отдых. Он пробирается на Украину, где, по слухам, открыли новую веру.
Живёт он по принципу: «Человека пожалеть надо». Лука видит тех, кто нуждается в участии, кому нужна поддержка, и помогает им пережить обиды и неудачи. Такие люди под его влиянием становятся лучше, начинают верить в себя. Его бескорыстная и утешительная помощь не нужна Сатину, Бубнову, Барону и Клещу, поэтому он с ними почти не общается.
Утешительные речи Луки помогают обитателям ночлежки смириться с пустым, безрадостным существованием в надежде на то, что впереди у них лучшая жизнь.
Подробная характеристика Луки здесь.
Другие персонажи
Алёшка
Алёшка — 20-летний сапожник, живёт в ночлежке. Этот молодой человек — пьяница. Он умеет играть на гармошке, любит петь. Нрав у него буйный, из-за него он иногда и попадает в полицейский участок. О себе Алёшка самого хорошего мнения и ничего не хочет менять в своей жизни.
Кривой Зоб и Татарин
Кривой Зоб и Татарин — крючники. Они приятели. Оба они знают, что шулер Сатин и его приятель Барон нечестно играют в карты. Татарин — честный человек и призывает этих шулеров к честности. А Кривой Зоб оправдывает их. Кривой Зоб любит петь песни. Татарин в конце пьесы оказывается без работы, потому что сломал руку.
Хозяева ночлежки
Михаил Иванович Костылев в «На дне» — хозяин ночлежки для бедных, один из главных персонажей пьесы. Он представитель класса угнетающих людей.
Костылев, зная о бедственном положении своих постояльцев, наживается на них. Жильцы ненавидят его за жадность, злой характер, двуличие. Прикидываясь честным человеком, он скупает похищенное имущество, дважды сдает своего подельника Ваську Пепла, за что того сажают в тюрьму.
Костылев показан в пьесе, как очень религиозный человек. Однако его религиозность — это страх божьей кары. Главной ценностью Костылева являются деньги. Только о них он мечтает, ради них готов на любой подлый поступок. Будучи хозяином ночлежки, имея деньги и власть, он не понимает, что сам находится на социальном дне.
Жена Костылева — Василиса Карповна, молодая девушка. Она идеально подходит своему мужу, такая же лживая, злая, хитрая и очень жадная на деньги. Хозяйка ночлежки — отрицательный персонаж, она терпит своего старого ненавистного ей мужа только из-за наследства.
Василиса мечтает, чтобы муж умер и оставил ей все свое состояние. Тогда бы она стала полновластной хозяйкой ночлежки и могла бы жить со своим любовником.
Истории постояльцев
Васька Пепел — любовник Василисы. Его профессия — вор. Несмотря на свои преступные наклонности, он хочет покончить с этим, забрать Наташу, которую очень любит, и уехать с ней жить в Сибирь, чтобы там начать новую жизнь. В конце пьесы он случайно убивает хозяина ночлежки — Костылева и его сажают в тюрьму. Все его мечты рушатся.
Наташа — добрая, хорошая девушка, сестра Василисы. Она терпит издевательства и побои от сестры и ее мужа. Мечтает, что кто-нибудь приедет и увезет ее из ночлежки. Однако ее мечтам не суждено будет сбыться. Она пропадет.
Бубнов, Сатин, Актер и Лука
До того как попасть в ночлежку, Бубнов был владельцем красильной мастерской. В силу жизненных обстоятельств он был вынужден оставить мастерскую, жена уходит от него. Бубнов — фаталист, он считает, что человек ничего не может изменить в своей жизни и вынужден плыть по течению, опускаясь постепенно на самое дно, поэтому он живет в долг, занимая постоянно деньги, пьет не останавливаясь и не пытается изменить свою жизнь к лучшему.
У Бубнова нет мечты, из-за этого он всех ненавидит, говорит людям все, что о них думает, нисколько не жалея, если обижает их своими злыми словами.
Следующий обитатель ночлежки — Сатин. У него своя жизненная философия: он считает, что труд не должен тяготить человека, надо делать все в свое удовольствие, любит спорить. Ему безразлична своя жизнь, он спивается и скатывается на самое дно.
Пожилой странник Лука, который приходит в ночлежку, пытается вселить в ее обитателей веру, надежду на светлое будущее. Он мечтает об одном — оказывать помощь всем, кто в ней нуждается.
Клещ и Анна
Андрей Митрич Клещ оказывается в ночлежке из-за своей жены Анны, так как та больна и ей нужны лекарства. В начале пьесы он работает слесарем и мечтает, что в его жизни все еще устроится, и он вновь поднимется со дна, но, как и все постояльцы, спивается и теряет работу.
Бедная жена Клеща Анна тяжело больна. Она мечтает лишь об одном: что на том свете ей будет лучше и она отдохнет от всех несчастий, что были с ней на земле.
Барон и Настя
Предыстория жизни Барона — у него когда-то было положение в обществе, деньги. Но из-за страсти к азартным играм он потерял все. Он мечтает вернуть себе былую жизнь, деньги, однако, понимает, что это невозможно. У него любовные отношения с Настей, которая содержит его.
Настя — падшая женщина, которая мечтает об огромной любви, любит читать книжки. Но рядом с ней только нищета, поэтому она спивается. Прошлое Насти из пьесы «На дне» демонстрирует, что как бы человек ни хотел что-то изменить, исправить ошибки, сделанные ранее, это практически невозможно.
Квашня и Алешка
Квашня — женщина, торгующая пельменями. Она мечтает найти себе мужа и жить в достатке, чтобы не нуждаться. На дно ее привело то, что бывший муж избивал ее. В конце пьесы ее мечта сбывается, он находит себе мужа — полицейского Медведева.
Последний житель ночлежки — Алешка. Он веселый, беззаботный парень, любящий алкоголь, который ни к чему не стремится, ничего в жизни не хочет, ничем не занимается.
Максим Горький описывает тщетность бытия героев своей пьесы. Опустившись на самое «социальное» дно, никому из них уже не суждено подняться наверх. Мечты героев «На дне» полностью расходятся с реальностью. У них нет будущего, так как кто-то из них не может найти себе работу, а кто-то не желает.
Все их попытки наладить жизнь, чтобы жить лучше, разбиваются о жестокую реальность. Они верят Луке, который дарит им надежды на лучшую жизнь. Но практически все пьют, чтобы не видеть то, что их окружает, и поэтому ведут себя пассивно, то есть не прикладывают никаких усилий, чтобы подняться со дна.