Чем занимается второй отдел
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет СПбГМТУ
Второй отдел организует и обеспечивает исполнение университетом законодательства в области воинского учета, бронирования, мобилизационной работы, целью которого является обеспечение единства требований при исполнении воинского учета, бронирования, мобилизационной работы, участие в организационных мероприятиях по гражданской обороне, в пределах своей компетенции – контроль за разработкой совместных документов структурными подразделениями университета по вверенным ему вопросам и других функций, связанных с деятельностью Второго отдела.
Задачи Второго отдела:
Основные задачи Второго отдела:
Задачи Второго отдела, направленные на достижение целей и решение задач, возложенных на Университет в области воинского учета, бронирования, мобилизационной работы, соответствуют указанной в уставе необходимости исполнения законодательства РФ.
Задачи Второго отдела, направлены на достижение целей и решение задач, возложенных на университет в области воинского учета, бронирования, мобилизационной работы способствуют организации и осуществлению основной функции университета, указанной в уставе – реализации основных образовательных программ в соответствии с утвержденными ГОС или ФГОС.
Функции Второго отдела:
Функции Второго отдела направлены на исполнение законодательства в области воинского учета студентов и сотрудников, обязанных состоять на воинском учете, бронирования сотрудников и организации мобилизационной подготовки в СПбГМТУ в соответствии с действующим законодательством РФ и уставом университета. Все работы, связанные с мобилизационной подготовкой университета, должны проводиться в строгом соответствии с Федеральными законами «О государственной тайне» и «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».
Состав Второго отдела:
Исходя из объема мобилизационной работы и количества граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву в ВС РФ, количественный состав и должности работников отдела определяется в соответствие с приказом Руководителя ФАО от 25.03.2005г. №3. Структуру и штатное расписание Второго отдела утверждает ректор. Штатное расписание Второго отдела является частью штатного расписания университета.
Второй отдел формируется ректором университета из числа работников, знающих учебный процесс и имеющих опыт в военно-мобилизационной подготовке.
В состав Второго отдела входят:
Положение в структуре университета:
Создание Второго отдела производится в соответствии с порядком, установленным Министерством образования и науки РФ.
Второй отдел университета является самостоятельным структурным подразделением на правах отдела и подчиняется непосредственно ректору университета.
Второй отдел осуществляет свою деятельность во взаимодействиями с другими подразделениями университета в части своей компетенции по вопросу о предоставлении отсрочек студентам-призывникам, о бронировании сотрудников – граждан, пребывающих в запасе и др.
Контактная информация:
Чем занимается второй отдел
Архипов Игорь Владимирович
адрес: 400062, Южный федеральный округ, Волгоградская область, г. Волгоград, проспект Университетский, 100
Янцен Татьяна Сергеевна – ведущий специалист по ведению воинского учета и бронированию граждан (ауд. 11-02 Б; тел.: (8442) 46-02-65; тел. внутр.: 1670)
II отдел является структурным подразделением федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный университет», организующим и координирующим работу по следующим приоритетным направлениям деятельности университета:
обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной законодательством Российской Федерации;
документальное оформление сведений воинского учета о гражданах, состоящих на воинском учете;
анализ количественного состава и качественного состояния призывных и мобилизационных людских ресурсов для их эффективного использования в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства;
проведение плановой работы по подготовке необходимого количества военно-обученных граждан, пребывающих в запасе, для обеспечения мероприятий по переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов с мирного на военное время, в период мобилизации и поддержание их укомплектованности на требуемом уровне в военное время.
В своей работе II отдел руководствуется:
Конституцией РФ, законами РФ, постановлениями правительства РФ и органов управления образованием по вопросам высшего образования;
Федеральным конституционным законом «О военном положении» от 30.01.2002 г. № 1-ФКЗ;
Федеральным Законом «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 г. №53-ФЗ;
Федеральным Законом РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» №31-ФЗ от 26.02.1997 г.;
Федеральным Законом РФ «Об обороне» №61-ФЗ от 31.05.1996 г.;
Федеральным Законом РФ «О персональных данных» № 152-ФЗ от 27.07.2006 г.;
Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 г. №719 «Об утверждении Положения о воинском учете»;
Положением о II отделе;
локальными нормативными актами ВолГУ;
приказами и распоряжениями Ректора.
Процедура постановки на воинский учёт.
Процедура постановки на воинский учет в Волгоградском государственном университете и предоставления отсрочки от призыва в Вооружённые Силы РФ, распространяется на все факультеты и институты университета, отдел аспирантуры, университетский колледж.
Первый этап – постановка на учёт учащихся 1 курса, прохождение переучета студентами 2-5 курсов. В период:
— с 1 по 31 августа каждого года студенты и магистранты, зачисленные на первый курс ВолГУ, обязаны прийти во II отдел с паспортом и удостоверением гражданина, подлежащего призыву / военным билетом. Студентами заполняется унифицированная форма № Т-2ГС (ВУР) и сдаётся во II отдел.
— с 1 по 15 октября каждого года аспиранты, зачисленные на первый год обучения, подходят во II отдел с паспортом и удостоверением гражданина, подлежащего призыву / военным билетом. Аспирантами заполняется унифицированная форма № Т-2ГС (ВУР) и сдаётся во II отдел.
— с 1 по 15 сентября каждого года студенты 2-5 курсов подходят во II отдел с паспортом и удостоверением гражданина, подлежащего призыву / военным билетом. Сотрудники II отдела сверяют данные документов со сведениями в унифицированных формах № Т-2ГС (ВУР) и при необходимости вносят соответствующие изменения.
Второй этап – подготовка справок.
На основании унифицированных форм № Т-2ГС (ВУР) сотрудниками II отдела оформляются справки Приложение № 2 к Перечню (п.3), подтверждающие наличие у гражданина основания для освобождения его от исполнения воинской обязанности, от призыва на военную службу, для признания его не подлежащим призыву на военную службу и для предоставления ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежащие представлению призывной комиссии (в отдел военного комиссариата).
Зарегистрированные справки Приложение № 2 к Перечню (п.3) подписываются ректором или проректором по учебной работе и заверяются гербовой печатью.
Третий этап – выдача справок.
С 15 сентября каждого года осуществляется выдача справок Приложение № 2 к Перечню (п.3) для студентов и магистрантов.
С 10 октября каждого года начинается выдача справок Приложение № 2 к Перечню (п.3) для аспирантов.
Справки Приложение № 2 к Перечню (п.3) выдаются учащимся лично на руки при наличии документа, удостоверяющего личность (паспорт), под расписку для предоставления в отдел военного комиссариата или высылаются в отдел военного комиссариата сотрудниками II отдела.
Напоминаем, что явка студентов, магистрантов и аспирантов ВолГУ во II отдел в указанные сроки строго обязательна!
Сказ о хождении в Первый отдел
Я имел сегодня возможность с Первым отделом познакомится. Если кто не знает, что есть Первый отдел, то это коллектив специально обученных человеков которые занимаются секретностью, гостайной и всем, что с ней связано. Если вы работаете на государственном промышленном производстве или учитесь в техническом вузе (особенно с военной кафедрой), то там почти наверняка данный отдел имеется. Правда, ныне он вроде бы должен именоваться «режимно-секретный отдел», но в моём вузе он везде проходит под старым советским именованием.
В Первом отделе нашего вуза работают чрезвычайно нервные люди. Я понимаю, что это может быть обусловлено спецификой работы, когда тебе постоянно приветливо машет 284 из-за угла. Да и вообще работа с секретными тетрадями ушлых студентов не назовёшь размеренной. Особливо в конец семестра.
Документоприём осуществляется через небольшое окошко, на уровне полутора метров от пола, которое располагалось в самом конце узкого коридора. И у окошка в этот раз толпились студенты. Большинству нужно было подписать обходные листы, как впрочем и мне. Поскольку замест очереди студенты предпочли организоваться в толпу, то я решил не мешать их организованности и попытался протиснуться к окошку.
Это был страгический просчёт, поскольку пытаясь проходя к которому я слегка зацепил ручку находящейся рядом с окошком двери. Доводчик скрипнув вернул ручку в горизонтальное положение.
— Кто там ломится?! — немедля завопили из-за двери. — Не видите, что замок на двери висит?!
Электронный замок на двери и правда висел, металлическая цифровая панель его была натёрта до блеска. Только вот замок, по видимому, не работал. Поскольку Я в дверь не ломился и вообще в неё заходить не имел нужды и желания, то я решил на оставить вопрос без ответа. Организованно толпящиеся студенты вокруг также не ломились в дверь и потому также приняли решение не отвечать на вопли.
Меж тем вопящий персонаж не только ни успокоился, а вышел разбираться с тем, кто посмел трогать дверь. Поскольку я не успел отойти далеко от двери, то обращаться стали именно ко мне.
— Вы что, не видите замок?! — продолжила истерить офисной наружности женщина неопределённо-седого возраста. — Вы что не можете объявление прочитать?!
— «Хорошо хоть на Вы» — подумал я и поспешил её уверить, что я имел искреннее удовольствие видеть замок на двери, что на их двери прекрасный замок, и что он приятно блестящий. По всей видимости, это было тактически неверным ходом. Последнее моё замечание (про блестящий замок) эту женщину просто взбесило, после чего она с особой экспрессией высказала всё что она думает о студентах вообще и о тех из них, кто посечает сей отдел, в частности и скрылась в кабинете, громко хлопнув дверью с приятно блестящим замком.
Я не стал задерживаться у двери и протолкался чрез толпу студентов к окошку для приёма документов:
— Приветствую. Вы можете подписать обходной лист?
И кто же, вы думаете, глянул на меня из окошка полным ненависти взглядом? Правильно! Тот же самый неопределённо-офисный персонаж.
— Давайте сюда ваш обходной. — сдержано процедила она. А я, в свою очередь, с радостью поспешил выполнить её просьбу.
Небольшая ремарка. В обходном листе подписи собираются в большую таблицу, где напротив каждой инстанции в графе «Роспись» ставится подпись представителя от инстанции. Притом клеточка под роспись достаточно большая, чтоб можно было ещё печать поставить.
Конечно же, представитель первого отдела не пожелала расписываться в графе «Роспись»,
а деловито шлёпнула печать на надписи «Первый отдел», а поверх печати немедля поставила свою визу.
Я не приминул указать на эту досадную оплошность. Терпеливо выслушав ещё раз всё что она думает об посетителях отдела вообще и обо мне в частности я ещё раз попросил её расписаться в нужной графе. На лице работника первого отдела появились явные признаки плохо сдерживаемого гнева. Справедливо опасаясь, что от подобного напряжения её может хватить сердечный приступ, я предпочёл покинуть данную местность. И покидать её пришлось под крики о том, какие же тупые студенты.
Так и закончился мой поход в Первый отдел. В нём работают очень нервные люди. Им нужно выдавать молоко за вредность производства и периодически отправлять на отдых: на СПА, массаж, экстренное обкладывание урчащими котиками и т.п.
Ответ на пост «Какой хороший человек»
У меня было круче!))
Во мне всего 153 сантиметра, метр с кепкой, так сказать. Поэтому любой человек среднестатистического роста для меня уже высокий. Но как-то на одном рок-фестивале передо мной в толпе встал парень действительно внушительного роста. А я с камерой со своей на носочках еле-еле пытаюсь что-то там над головами снять. Так он не то, что подвинулся, он посадил меня себе на плечи, чтобы я могла сделать хорошие снимки, спросив перед этим, не против ли я. Так что бывает и такое))
Спасибо тебе, добрый человек!)
Справедливость
Впрочем, он вполне мог иметь отношение к древнему благородному роду, ибо был статен, плечист, высок, красив и располагающ, а также удивительно спокоен и тих для своих природных данных. Когда он был маленьким, он был красив какой-то взрослой красотой, зато, когда стал старше, наоборот, казался моложе всех. Но на самом деле он просто не особенно изменился. Очень удобное, прямо скажем, качество внешности.
Обычно такие мальчишки завоёвывают лидерство в классе, шутят с девчатами, балагурят на уроках, преуспевают в спорте или каком-нибудь школьном КВН, становятся старостами или вожатыми. Тучка же флегматично манкировал всеми этими ипостасями. В учёбе он тоже особенно не выделялся и, казалось, не потому, что ему не давалось или он ленится. Казалось, он что-то такое знает, чего не знаем мы…
Со своей неизменной усмешкой он сидел на третьей парте у окна и рисовал роботов в тетради, иногда отрешённо посматривая на доску и как бы думая «да, да, старайтесь, зубрите, тяните руки. Всё равно вы все вырастете и станете менеджерами по продажам. А я как рисовал роботов, так и буду их рисовать, только за такие деньги, какие вам и не снились».
Среди всех нас Тучка носил не форму или что придётся, а настоящий детский костюм – пиджак и брюки, что делало его каким-то нездешним старомодным семинаристом. Он не был гопником и драчуном, хотя мог навялять любому в классе, и к троечникам его причисляли исключительно по признаку отметок в дневнике.
Учителя привыкли к Тучке, сильно с него не спрашивали, он не создавал им проблем своим поведением, что было не так уж и мало в нашей полумаргинальной школе, а они не создавали проблем ему. Они практически задаром рисовали ему тройки, а Тучка рисовал своих роботов, безотказно помогал оформлять плакаты и стенгазеты, поливал цветы в классе, стирал с доски после уроков, не забывая нарисовать там «на завтра» какого-нибудь мутанта. За пределами школы он был таким же тихим, но при случае увлекательно и с задором показывал нам своих тетрадных киборгов, рассказывая об их суперсилах.
Новая учительница английского невзлюбила Тучку сразу. Ещё бы, он как обычно пытался рисовать своих дроидов, но на этих уроках надо было хорошенько поработать, уже хотя бы для того чтобы просто не получить двойку. Галина Васильевна недавно появилась в нашей школе, но уже успела навязать свои правила игры.
Все учителя ходили по классам, но на урок английского приходилось отправляться в отдельный кабинет в тихом крыле, уходящем в сад. Там были новенькие парты с наушниками, огромная зелёная неисцарапанная доска, роскошные бархатные шторы, портреты классиков английской литературы в позолоченных рамках и макет Биг Бэна на подоконнике. Долгое время этот кабинет был заперт на два замка и ждал своего героя, но учителей не было. Кажется, поэтому его и не разгромили, не растащили, не развандаллили. Парты были не разрисованы и наушники работали отлично.
Будете у меня говорить рефлекторно! Как инстинкт! – гордо заявляла Галина Васильевна.
Тучке приходилось работать наравне с остальными. Его привилегии главного художественного дарования класса нивелировались при входе в уютный филиал старой доброй Англии в полуразрушенной советской школе на севере Таджикистана.
Тут выяснилось, что Тучка не притворялся, а ему действительно по каким-то причинам было трудно запоминать что бы то ни было. Ещё у него были проблемы с концентрацией внимания и последовательностью изложения мыслей. Он терялся, запинался, мучительно вспоминал, смущался и терялся ещё больше. Выступления у доски, заучивание стишков и фраз были для него настоящей пыткой. Может быть он даже был аутистом, но кто будет с этим разбираться в 95-м году в Ходженте, на окраине мира.
Между тем Галявася (как мы её прозвали) действительно знала своё дело. Даже у таких, казалось бы, безнадёжных учеников (а к английскому мы подступились из-за нехватки учителей только к пятому классу, стартуя прямо с алфавита) начало что-то получаться. Загадки, песенки, скороговорки, диалоги по ролям. Это и правда работало.
Мы продвигались вперёд, бойко рассказывали короткие зарисовки о семье, время от времени повторяли что-то в её излюбленной игровой манере. И только Тучка, которого даже она к тому моменту оставила в покое, по-прежнему терзался на задней парте, героически списывая домашние задания у кого придётся.
Урок обычно заканчивался игрой и этот был не исключением.
— Я называю любую букву, а вы тут же говорите мне – какая следует за ней. Это быстро! Но не кричим, а поднимаем руки! Для тех, кто ещё не ответил это шанс получить свою пятёрку! Начинаем: F!
Это было легко. К тому же в этот день у нас было два урока английского подряд, и я уже получил свою пятёрку. Именно поэтому я не стремился участвовать в игре и увидел, как изменилось лицо Галины Васильевны на букве Q.
Я обернулся. С задней парты впервые за всё это время тянул руку Тучка. Он так робко, неуверенно её поднял, но его всё равно было видно, большого, внушительного. Галявася жестом остановила гвалт. Класс замер, а вместе с ним и весь мир.
Тучка громко встал, выпрямился, откашлялся и торжественно выпалил: АРЭСТИЮ!
Какие-то доли секунды было не ясно, что произошло.
После грянул хохот. У меня свело живот.
Позади всхлипывала Катя Бауэр. Рядом со мной колотил ладонью по столу Саид, отличник и любимчик всех учителей. У раскрасневшейся, улыбающейся и силящейся сдержаться Галины Васильевны в уголках глаз стояли слёзы. Тучка робко улыбаясь и явно не понимая, что случилось, посмеивался вместе со всеми, совершенно растерянный.
Прозвенел спасительный звонок. Мы засуетились. Это был последний урок пятницы.
— Давай дневник! – сказала расставлявшая оценки Галявася оторопевшему Тучке.
Мы вышли из школы в ароматную душную весну и уселись на горячие камни.
— Ты хоть понимаешь, что ты четыре буквы в одну слепил! – Катя Бауэр подтрунивает над Тучкой.
Тот, механически запомнив мнемоническую распевку алфавита, почему-то решил, что между Кью и Ви есть загадочная буква Арэстию, вместившая в себя RSTU. Мы снова смеёмся.
— А сколько она там тебе поставила?
Тучка молча протянул нам открытый дневник. Там напротив последнего урока красовалась размашисто выведенная пятёрка.
— Это она тебе поставила, за то, что ты хоть что-то запомнил!
— Нет, за то, что ты всех рассмешил!
Тучка улыбается, пожимает плечами.
— Это…Несправедливо это! – вдруг произносит Саид. – Вот я всё учил и мне пятёрка. А он – ничего. И ему тоже пятёрка.
— Но это же такая…смешная пятёрка, Саид!
— Но я же знаю, а он не знает. Он же у нас домашку списывает.
— А ты у меня матешу списывал однажды, и чего?
— Но он же неправильно ответил. Если ему пять, то почему нам не шесть, или хотя бы не пять с плюсом…
— Так у тебя пятёрок много, а у него всего одна. Это не меняет ничего. Это как шутка такая. Всем же смешно было.
Тучка стоит и внимательно слушает наш разговор. Он всегда настолько спокойный и тихий, что заслужил репутацию мебели, при которой можно говорить всё что угодно без стеснения, в том числе и про него самого.
— А может…а может она ему поставила, чтобы он духом поднялся. В себя поверил.
— Так не может быть. Я сам слышал, как она говорит, что он тупой.
— Она сказала «скромный», Саид…
— Нет, я слышал, она сказала «тупой». Слушай, только тупой так может, как он сегодня.
— Что ты сказал. – Тучка внезапно подошёл вплотную к Саиду.
— Тупой. Отойди от меня. Ты.
Саид попытался толкнуть Тучку в грудь, но тот внезапной размашистой богатырской оплеухой обрушил Саида портфелем на спину, как огромного жука.
— Она. Она сказала, что ты тупой. Не я. – Саид заныл, размазывая по лицу кровь и слёзы, и пошёл прочь в парк, то и дело оглядываясь.
Он был очень старательный отличник и отец его был начальником ЖЭКа. Крикливый толстый мужик, вечно выяснявший что-то с кем-то во дворах. Они жили в нашем доме. На следующий день Саид не пришёл в школу. Но Тучку он отцу не выдал.
— Она правда сказала, что я тупой?
— Правда, Тучка. Я слышал тоже.
Он предложил мне встретиться за школой после уроков и был очень серьёзен.
— Кажется, ты должен таким же сильным как и я быть… Ударь меня по лицу.
— Я Саида нечестно стукнул. Это же не он сказал. Ударь. Надо. Чтобы справедливо.
— Ну… Кулаком, как я его.
Даю ему неловкого тычка.
— Это не так было. Вот прям резко давай. Да просто сделай и всё.
— Не получится у меня. Всё. Я ухожу.
У Тучки задрожал подбородок. Он вот-вот расплачется. Я стою и знаю, что не смогу.
— Ну, пожалуйста. Чтоб справедливо.
Он жалобно смотрит смотрит мне в глаза. Кивает «давай».
Зажмуриваюсь и швыряю руку почти наобум.
Чувствую кулаком мягкие губы.
Галина Васильевна наладила ситуацию с английским в нашей старенькой школе. Её ученики становились чемпионами городских олимпиад, как и на прошлом месте её работы, как и на позапрошлом. В городе не было ни одной международной организации, в которой бы не работал какой-либо её выпускник. Она получала международные награды и была заслуженным учителем чего-то там Английского и Королевского.
Мы уже давно выпустились, а она всё учила и учила новых детей, сухонькая, чопорная, со своими неизменными мячиками, играми и песнями. «Ландын из зэ кэпитал оф Грейт Бритн энд э вэри олд таун» раздавалось в старом кабинете с бархатными шторами и макетом Биг Бэна. Она умерла прямо на уроке, как актриса на сцене, изрядно напугав учеников, а на её похороны приехал сам Британский консул.
Саид работает каким-то влиятельным чиновником в городском хукумате Худжанда, города, в котором мы ходили в школу. До обновления городского сайта на первой странице даже было видео, где можно было заметить его перед трибуной внимательно слушающим речь мэра. Этот отличник всё так же сидит на первой парте. А вот английский ему пригодился разве что для общения с одним своим одноклассником.
Ваня Тучков работает иллюстратором в городе Сиеттл. Английский стал его вторым родным настолько, что он и предложения не может произнести без английского слова, забыв какое-либо русское. «Я узнал это после смолл-ток с моими коллигз», «мы имели с братом бранч», «я с ними не совсем эгри». Он рисует городские дома, логотипы, пейзажи и людей, но иногда и роботов тоже. И он всё такой же огромный и неуместный возле пластиковой доски с маркерами.
Я не только расквасил Тучке губу, но и рассёк руку о его зубы. Всякий раз, глядя на его фото, я ищу шрам на верхней губе. Присматриваюсь. Увеличиваю. Шрама нет. На самом деле, его не было уже через месяц после того случая, но я всё равно его ищу, ведь у меня над средним пальцем правой руки шрам есть до сих пор.
Кажется, всё это справедливо.
Когда шоу удалось
ВТОРОЙ СЕКРЕТНЫЙ ОТДЕЛ СПЕЦСЛУЖБЫ
Можно с уверенностью сказать, что это было ключевое подразделение, которое приносило ощутимые плоды своей деятельности. Знания и практические навыки, полученные в разведшколе, мне особенно пригодились во Втором отделе. И я был уверен, что впоследствии приумножу их в реальной практической работе.
В 3-й технический отдел я так и не вернулся и не сожалел об этом. Честно говоря, техника меня мало привлекала, это я почувствовал еще на флоте, когда нес службу в машинном отделении в качестве судового механика. Не знаю почему, но мне всегда хотелось чего-то нового: новых знаний, новых навыков, новых знакомств.
Вторым отделом командовал полковник К. Плохов, очень педантичный человек. Он всегда ходил в брюках-галифе и сапогах, и казалось, ложился в них спать. В любую погоду, даже в жаркую, не снимал кителя. Это был настоящий служака, никогда не жаловался на свою судьбу и никогда не рассказывал ни о себе, ни о своей семье, ни о своих друзьях. Основным для него было дело, во имя которого он жил и трудился.
У него не было привычки критиковать человека за глаза, он всегда говорил прямо, строго и наставительно, ни на шаг не отступая от требований воинского устава. С этим человеком мне довелось служить в наиболее трудные годы, когда до предела накалялась обстановка на Ближнем Востоке.
Перейдя во Второй отдел, я быстро вошел в курс дела. Группу, в которой мне предстояло работать, возглавлял немногословный Василий Андреевич Грошев. Среди моих коллег было много молодых офицеров, часть из которых училась со мной в разведшколе, а другая часть — были прикомандированными выпускниками спецфакультета ГРУ Высшей школы КГБ СССР, а также других вузов. Особенно я запомнил Евгения Мельникова, Евгения Шелева, Володю Бутова и Володю Алиферова. В них не было ничего воинственного, и службу они несли как обычную работу в каком-либо гражданском НИИ. Многие из них плохо ходили в строю и не могли отбивать твердый шаг на плацу, а команды отдавали тихим голосом, то есть отходя от военного устава. Этим особенно отличался В.Бутов, выпускник МФТИ.
Тем не менее, эти гражданские офицеры знали свое дело, выполняли возложенные на них боевые задачи и в срок выдавали результаты работы. Вскоре были сформированы другие подразделения нашей спецслужбы, в частности 4-й, 5-й и 6-й отделы.
Задачей Шестого отдела были сбор и обобщение данных, поступающих от остальных пяти отделов. Затем отредактированные результаты направлялись руководству ГРУ, а оттуда уже командованию Генерального штаба.
На основе полученных данных Генеральный штаб составлял доклады в Военный отдел Центрального комитета КПСС. Однако туда информация поступала не только от ГРУ, но также от КГБ и Службы внешней разведки[2]. И уже работники Военного отдела, основываясь на всей поступавшей информации, регулярно докладывали свои выводы Политбюро ЦК КПСС. На этом уровне принимались самые ответственные военно-политические решения в отношении тех или иных стран мира.
Лихорадочно менялась военно-политическая обстановка в мире. Советский Союз все больше втягивался в различные военные конфликты, и офицеры ряда наших отделов выезжали в спецкомандировки для участия в разрешении этих инцидентов.
Неожиданно к нам во Второй отдел стала поступать информация на непонятном языке. Усилия многих офицеров-специалистов не привели к каким-либо положительным результатам. Впоследствии выяснилось, что эта информация поступает из Израиля на иврите, которым никто в спецслужбе не владел. Поэтому мы не могли понять, что же происходит в этом регионе. Кое-что мы узнали из арабских секретных источников, из которых следовало, что обстановка там резко осложняется.
Вскоре я и мои коллеги получили приказ командира приступить к скорейшему изучению иврита и арабского языка. Часть офицеров были направлены на Высшие курсы иностранных языков МИД СССР, а я в Институт восточных языков при МГУ им. М.В. Ломоносова.