Чем занимается юридическая психология
Юридическая психология – что это такое, что изучает, для чего нужна, история развития, современные направления
Любую деятельность человека регулируют правила. Нормы поведения, принятые членами определенных общественных групп, разделяют на технические и социальные. Первые контролируют поведение людей в отношении природных ресурсов, вторые включают в себя мораль, традиции и правовые нормы. Юридическая психология занимается изучением общественного поведения в рамках правовой деятельности.
Что такое юридическая психология?
Это вполне самостоятельная дисциплина, но юридическая психология тесно связана с уголовно-процессуальным и гражданским правом, а также криминалистикой и судебной психиатрией. Как самостоятельный раздел психологии она сформировалась на рубеже 18-19 ст., но тогда ее именовали судебной психологией. Только в 60-х г. 20-го в. ее официально назвали юридической и отделили от психологии. Это связано с увеличением задач и функций дисциплины, что стало причиной ее формирования в самостоятельную науку.
Что изучает юридическая психология?
Сначала эта дисциплина была связана только со следственной деятельностью, но сейчас она занимается профилактикой преступлений и изучением типажей жертв. Предмет юридической психологии активно исследует пути и методы выявления патологических преступников, мотивы их противоправных действий. Дисциплина занимается изучением причин, которые толкают людей на преступную деятельность, и профилактикой нарушений закона среди всех слоев населения.
Для чего нужна юридическая психология?
Люди мыслят стереотипами, и их выводы часто становятся ложными, потому что мнение основывается на собственном опыте. Юридическая психология как наука учит делать правильные и объективные умозаключения. Она часто становится незаменимой при анализе поведения человека, выявлении его скрытых мотивов и личностных особенностей. Эти знания помогают не только понимать людей, но и отчасти управлять их сознанием.
Специалисты в области юридической психологии, применяя свои знания, помогают решать правовые вопросы в отношении личности и составлять психологические портреты преступников («профайлинг»). Они работают с осужденными, изучают истоки садизма и жестокости наряду с факторами, которые взращивают убийц. Значение юридической психологии хорошо понимают юристы – многие из них являются талантливыми психологами, ведь в их задачи нередко входит вывод клиента из депрессии и работа с сотрудниками правоохранительных органов.
История развития юридической психологии
Становление юридической психологии можно представить тремя этапами:
Возникновение юридической психологии пришлось на 18-й век. Первым уголовные дела с точки зрения психологии начал рассматривать русский экономист Посошков, живший на рубеже 18-19 в. В этот период исследованиями связи психологии и юриспруденции занимались и немецкие профессора. Лишь в начале 20-го века на дисциплину обратили внимание, и в российских институтах появился предмет уголовной психологии. Начиная с 1930-х г. юридическая психология снова была забыта на 30 л. Лишь с развитием космонавтики и социологии она сделала новый вдох и начала свое развитие.
Современные направления юридической психологии
Дисциплина имеет ряд основных разделов. Они являются самостоятельными ответвлениями науки. Направления юридической психологии следующие:
Основы юридической психологии
Система юридической психологии сформирована на основе принципов и методов двух наук – психологии и юриспруденции. В ее корне находится философия. Она является обобщением всего предшествующего развития науки в теории и на практике, как отмечал советский психолог Тугаринов. То есть философия выступает фундаментом всех социальных наук.
Принципы юридической психологии
Термин «принцип» обозначает основные идеи, пронизывающие всю систему знаний в области юр.психологии. В литературе они очень разнятся. Юридическая современная психология отмечает принципы:
Структура юридической психологии
Дисциплина состоит из двух частей – общей и особенной психологии. Это основные разделы юридической психологии. Первый включает методы, системные особенности, связь юридической психологии со смежными дисциплинами и даже историю ее развития. Вторая состоит из судебно-медицинской экспертизы, психологии преступника и методов адаптации его личности к правопослушной жизни, психологии потерпевшего, криминальной и следственной психологии.
Задачи юридической психологии
Цели юридической психологии весьма многогранны, но направлены на достижение одного результата – максимально объективная и справедливая правовая система. Юридическая современная психология ставит перед собой следующие задачи:
Методы юридической психологии
Они отличаются определенной спецификой, обусловленной особенностями изучаемых субъектов. Основным является структурный анализ. Он направлен на обнаружение функциональных зависимостей у исследуемых объектов. Часто применяют и структурно-генетический анализ, задача которого – обнаружение связи между зависимостью функционирования и личностным развитием. Есть и другие методы исследования в юридической психологии:
Проблемы юридической психологии
Большинство проблем дисциплины связаны не только с юриспруденцией, но и с философией, математикой, этикой, биологией. Они возникают в результате глобальных социально-экономических и политических изменений в обществе. Вот основные теоретические проблемы юридической психологии:
Перспективы развития юридической психологии
Юридическая психология является наукой, которая к настоящему моменту недостаточно развилась в странах СНГ в сравнении с Западом. Сегодня перспективы этой дисциплины выглядят не очень оптимистично, так как ее развитие заметно замедлилось в последние годы. До сих нет должной взаимосвязи в развитии ее основных структурных составляющих – метода, теории и практики.
Книги по юридической психологии
И студентам, и просто интересующимся психологией людям будет познавательно почитать книги психологов. Что такое юридическая психология, понятие термина и его аспекты можно узнать в таких книгах:
Юридическая психология
Еникеев М.И., главный редактор журнала «Юридическая психология», доктор психологических наук, профессор Московской государственной юридической академии.
Вышеуказанная сущность юридической психологии определяет и ее методологические принципы, которые обусловлены и психологией, и правоведением.
К принципам юридической психологии мы относим:
С возникновением права, закона стала развиваться совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей к праву, законности, правосудию, формировались общечеловеческие представления о справедливости и правомерности.
Развитие правосознания связано с историческими этапами в трактовке сущности права.
Основы теоретического осмысления сущности права были заложены выдающимися древнегреческими философами. Уже тогда эффективность закона связывалась с естественными (психологическими) законами поведения людей.
Идеи Сократа, Платона, Аристотеля оказали решающее влияние на дальнейшее развитие правового мировоззрения, на понимание права как мерила справедливости, равенства и разумности человеческого поведения. Уже у самых своих истоков научное правоведение смыкалось с человековедением.
Монтескье Ш.Л. О духе законов. М., 1955. С. 233.
Средневековая деформация права породила состояние всеобщей запуганности и затравленности. Жизнь общества меркла, распространились нищета и уныние. Прогрессивные мыслители начинали понимать, что оздоровление общества может произойти лишь на основе освобождения жизнедеятельности людей.
Формировалось новое правовое мировоззрение. Право стало трактоваться как осознаваемая обществом мера социальной справедливости, социально допустимой свободы личности.
Новые правовые воззрения формировались на основе просветительской, гуманистической философии. Утверждалась новая правомировоззренческая парадигма: отношения в обществе могут регулироваться только таким законом, который основан «на природе человека».
Новая правовая идеология раскрепощала человеческую активность, поощряла предприимчивость, инициативность. Расширялась массовая правовая компетентность.
В рамках криминальной психологии стал осуществляться эмпирический синтез фактов, касающихся психологии преступного поведения и психологии личности преступника. Начинает осознаваться необходимость психологических знаний в судопроизводстве, во всей системе правовой регуляции. Во второй половине XIX в. зарождается антропологическая школа права, повышается интерес юристов к «человеческому фактору».
Claparede E. La psychologie judiciare. Anee psychologue. 1906. XII.
Gross G. Kriminalpsychologic. Jarz, 1898. P. 3.
Г. Гросс познакомил юристов с современными ему достижениями в экспериментальной психофизиологии (с учением Густава Теодора Фехненра о закономерностях ощущений), с особенностями психомоторных реакций человека, с закономерностями мышления, памяти и др. Получает развитие психология формирования и получения показаний (Марбе, Штерн, Вертгеймер). Альберт Хельвиг исследует психологию допрашивающего (полицейского, судьи, эксперта) и допрашиваемого (обвиняемого, потерпевшего, свидетеля), разрабатывает психологическую технику допроса.
Под влиянием психоаналитической теории Зигмунда Фрейда судебные психологи стали предпринимать попытки проникновения в подсознательную сферу преступников, раскрытия глубинных личностных образований у преступников (Франц Александер, Гуго Штауб, Альфред Адлер, Вальтер Бромберг и др.). Заключенные обследовались психодиагностическими тестами и другими психоаналитическими методами. Психологи и криминологи приходят к выходу, что у большинства преступников не развита высшая психическая сфера личности, именуемая З. Фрейдом как Супер-Эго (Сверх-Я), разорвана внутренняя структура социального самоконтроля, наличествует дисбаланс во взаимодействии тормозных и возбудительных процессов. Преступная наклонность формируется в результате неудач в стабилизации своего Эго (Я), вследствие ранней психической травматизации и десоциализации.
В немецкой судебной психологии и криминологии утвердилось психопатологическое и биологическое направление. Основные причины преступлений стали усматриваться в психологических и психопатических факторах: аномалии воли, мышления, неустойчивость настроения и т.п.
В США юридическая психология традиционно тесно связана с криминалистикой. Эти исследования сосредоточены в университетах, но общее руководство ими осуществляется федеральным Министерством юстиции. В пенитенциарно-психологических исследованиях США интенсивно разрабатывается методика обучения социально-конформистскому поведению в обществе. Тюремные психологи объединены в Американской ассоциации психологов исправительных заведений.
Среди социально-психологических факторов преступности в современных исследованиях выделяются дефекты социального контроля, разрушение социальных связей, условия, содействующие криминальному научению, дефекты социализации.
Одной из основных причин девиантного поведения признается отсутствие систематического и целенаправленного обучения социально-конформному поведению. В криминально-психологической теории интеракции (межличностного взаимодействия на основе принятия роли другого) разрабатывается проблема значения общественной реакции на поступки отдельного индивида (Г. Беккер, Г. Блумер, Н. Христи и др.).
Общим недостатком вышеназванных теорий является их фрагментарность, отсутствие комплексного подхода к анализу человеческого поведения. Системных исследований по комплексу психолого-юридических проблем сравнительно немного.
См.: Кони А.Ф. Свидетели на суде // Проблемы психологии. 1909. N 1.
Реформы 60-х гг. дали мощный заряд для дальнейшего развития философско-правовых воззрений, формирования либерально-демократического мировоззрения.
Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Т. 1. СПб., 1909.
В 1908 г. по инициативе В.М. Бехтерева и Д.А. Дриля был создан научно-учебный Психоневрологический институт, в программу которого входила и разработка курса «Судебная психология». А в 1909 г. в рамках психоневрологического института был создан Криминологический институт.
Судебной психологией начали заниматься профессиональные психологи, и с этого времени она стала развиваться как самостоятельная прикладная отрасль психологии.
В разработке судебно-психологических проблем активно участвовал А.М. Бехтерев. Итоги его работы были обобщены им в труде «Объективно-психологический метод в применении к изучению преступности» (СПб., 1912).
В первые годы после революции началось широкое изучение психологии различных групп преступников, психологических предпосылок преступности, психологии отдельных участников судопроизводства, проблем судебно-психологической экспертизы, психологии исправления правонарушителей.
Бехтерев Ю.Ю. Изучение личности заключенного. М., 1928; Лурия А.Р. Психология в определении следов преступления // Научное слово. 1928. N 3.
Однако многие судебно-психологические исследования того времени испытывали влияние рефлексологии, антропологизма и социологизма. Во многих случаях гипертрофировалась роль отдельных факторов формирования личности преступника.
Исследователями все более осознавалась необходимость комплексного, всестороннего изучения преступности.
Сотонин К. Очерки криминальной психологии. Казань, 1925; Познышев С.В. Криминальная психология. Преступные типы. М., 1925; Лурия А.Р. Экспериментальная психология в судебно-следственном деле // Советское право. 1928. N 2; Брусиловский А.Е. Судебно-психологическая экспертиза. Харьков, 1929.
Преступный мир. М., 1924.
Гренет М.Н. В тюрьме. Очерки тюремной психологии. М., 1930.
В 1930 г. состоялся I съезд по изучению поведения человека, на котором работала секция судебной психологии. На секции были заслушаны и обсуждены доклады А.С. Тагера «Об итогах и перспективах изучения судебной психологии» и А.Е. Брусиловского «Основные проблемы психологии подсудимого в уголовном процессе».
В докладе А.С. Тагера были намечены основные разделы судебной психологии: 1) криминальная психология (психологическое изучение поведения преступника); 2) процессуальная психология (психологическое исследование организации судопроизводства); 3) пенитенциарная психология (изучение психологии исправительной деятельности).
Нарушение элементарных прав личности, законности стало нормой карательного аппарата. Это привело к глубоким деформациям в общественном правосознании, аномалиям в системе права. Понятие «революционной законности» стало зловещим орудием нарушения прав человека.
Репрессивный аппарат антинародной партийной олигархии не интересовался психологическими тонкостями доказательственного процесса.
В советском правоведении утвердилось понимание сущности права как воли господствующего класса, как государственного средства регламентации поведения людей, контроля над ним и наказания за отклоняющееся поведение. Никакие психологические исследования в сфере права не допускались.
Только в 60-х гг. прошлого столетия в связи с некоторой политической «оттепелью» появились социологические, социально-психологические и психолого-юридические исследования.
В 1964 г. вышло Постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию юридической науки и улучшению юридического образования в стране». На основе этого Постановления в 1966 г. в юридических вузах было введено преподавание общей и судебной психологии.
В 1968 г. в структуре Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности (в НИИ Генеральной прокуратуры) был создан сектор психологии под руководством профессора А.Р. Ратинова, который в то время возглавил возрождение юридической психологии в нашей стране. Его фундаментальная работа «Судебная психология для следователей» (1967) и ряд публикаций по методологическим вопросам юридической психологии заложили основы развития современной отечественной юридической психологии.
На съездах психологического общества СССР стала функционировать секция судебной психологии. В 1974 г. в составе Академии МВД СССР была организована кафедра психологии. Во ВНИИ общей и судебной психиатрии им. В.П. Сербского организована лаборатория психологии. Начались исследования по судебно-психологической экспертизе.
В структуре Академии МВД РФ был создан специализированный Ученый совет по защите диссертаций психолого-юридического профиля, в котором к настоящему времени защищено более 50 кандидатских и 20 докторских диссертаций, в том числе по таким концептуальным проблемам, как «Система категорий юридической психологии» (докторская диссертация М.И. Еникеева), «Психология уголовной ответственности» (докторская диссертация О.Д. Ситковской) и др.
Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М., 1967.
Кэртес И. Тактика и психологические основы допроса на предварительном следствии. М., 1965.
Приоритетное развитие получили следующие проблемы:
В 70-х гг. ряд ведущих сотрудников Института государства и права РАН (В.Н. Кудрявцев, В.С. Нерсесянц, А.М. Яковлев и другие) начали исследование социологических и социально-психологических аспектов права. Усилиями этих ученых была осуществлена коренная переориентация правоведов в сторону гуманистической сущности права, был преодолен репрессивный уклон в его трактовке.
Существенные изменения в правовом мировоззрении, правопонимании и правоведческой парадигме, произошедшие в 70-х гг., потребовали соответствующих преобразований в подготовке юридических кадров. Преподавание юридической психологии в юридических вузах стало одним из основных средств гуманитарной переориентации юристов, расширения их компетентности в области «человеческого фактора».
Однако в то время юридические вузы не были обеспечены необходимой научно-методической базой для преподавания юридической психологии.
Были разработаны первые учебные пособия по курсу общей и судебной психологии.
Еникеев М.И. О современном состоянии и перспективах развития юридической психологии // Психологический журнал. 1982. Т. 2. N 3; Юристы и психологи за «круглым столом» // Психологический журнал. Т. 4. N 4; Столяренко А.М. Проблемы и пути развития юридической психологии // Психологический журнал. 1988. N 5.
Обозначилась система задач юридической психологии:
Стало очевидным, что юридическая психология вооружает юриста системным анализом поведения преступника, структурным подходом к организации следственной и судебной деятельности; разрабатывает научные рекомендации по эффективной организации пенитенциарной деятельности, по оптимизации деятельности органов правоприменения и правоохранения.
Юристы осознали необходимость, что для глубокого понимания сущности базовых уголовно-правовых категорий (таких, как вина, цель, мотив) необходимы соответствующие психологические познания.
Психологические знания необходимы для назначения судебно-психологической экспертизы, квалификации состава преступлений по ст. 107 и 113 УК РФ, реализации ст. 61 УК РФ, требующей выявления состояния аффекта и других психологических обстоятельств, смягчающих ответственность виновного.
В следственно-поисковой деятельности, особенно в исходных информационно-дефицитных ситуациях, ориентация на поведенческие особенности разыскиваемого преступника имеет решающее значение. (Известно, что только 5% неочевидных преступлений раскрывается по материальным следам. Основная же масса этих преступлений раскрывается по поведенческим проявлениям.) В теории и практике расследования, стратегии и тактики следственных действий психологические знания широко используются криминалистами. В самой общей теории криминалистики психологические знания составляют ее основу.
Еникеев М.И. Психолого-юридическая сущность вины и вменяемости // Советское государство и право. 1989. N 12; Ситковская О.Д. Психология юридической ответственности. М., 1998; Ситковская О.Д. Психологический комментарий к Уголовному кодексу РФ. М., 1999; Котов Д.П. Установление следователем обстоятельств, имеющих психологическую природу. Воронеж, 1987.
Еникеев М.И., Кочетков О.Л. Краткий энциклопедический словарь по общей, социальной и юридической психологии. М.: Юридическая литература, 1997; Еникеев М.И. Энциклопедия юридической психологии. М., 2001; Еникеев М.И. Структура и система категорий юридической психологии: Докторская диссертация. М., 1996; Столяренко А.М. (ред.) Энциклопедия юридической психологии. М., 2003.
Антонян Ю.М., Бородин С.Е. Преступность и психические аномалии. М., 1987; Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. М., 1991; Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступления и наказания. М., 2000.
Коченов М.М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. М., 1980; Костицкий М.В. Судебно-психологическая экспертиза. Львов, 1987; Кудрявцев И.А. Судебная психолого-психологическая экспертиза. М., 1988.
Яковлев А.М. Преступность и социальная психология. М., 1971. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1989; Кудрявцев В.Н. Криминальная мотивация. М., 1986; Кудрявцев В.Н. Генезис преступления. М., 1998.
В настоящее время отечественная юридическая психология благодаря усилиям многих исследователей приобрела статус развернутой научной и учебной дисциплины. Однако многие ее направления и даже разделы разработаны еще недостаточно.
Наряду с этим более глубокого системного исследования требуют и все ранее намеченные проблемы юридической психологии. Обозначим их в рамках структуры юридической психологии.
Специальный раздел журнала может быть посвящен психологии деятельности юридических организаций и учреждений, проблемам отраслевых психологических служб. Предполагается также освещение в журнале актуальных проблем преподавания юридической психологии.
Все представляемые в журнал материалы должны соответствовать трем основным требованиям:
Редакция журнала «Юридическая психология» поздравляет всех специалистов в области юридической психологии с учреждением специализированного периодически издаваемого научного печатного органа и выражает надежду на активное Ваше сотрудничество с журналом.
Цели и задачи правовой психологии
В настоящее время создана специальная дисциплина, которая изучает психические особенности человека в области юриспруденции. Вся сфера психологических явлений подпадает под понятие юрпсихологии: процессы и состояния психики, индивидуальные личностные черты, мотивация и ценности, социально-психические законы поведенческой линии человека. Но все эти случаи следует рассматривать только в области юридических отношений.
Объект
Объектом юрпсихологии считаются закономерные явления, происходящие в процессе психической деятельности индивида в сфере правовых взаимоотношений.
Многие ученые этой области акцентируют внимание на том, что особенностью методологии юрпсихологии является то, что центр — это личность индивидуума. Правовая наука распознает в человеке нарушителя закона, а юридическая психология проводит исследование личности правонарушителя, потерпевшего.
Особое внимание здесь уделяется психологическим вопросам взаимодействия личности и права в качестве составляющих частей единой системы. Предмет юрпсихологии изменчив в зависимости от жизненных условий, общественных вопросов, общих научных изменений.
Характерной чертой этой науки является то, что практически все закономерности психики, которые подвергаются исследованию, заключены в границы общих общественных норм поведения, находящих свое отражение в праве.
В целом выделяется 3 основных линии исследований в юридической психологии:
Эти определения объекта и предмета юрпсихологии отображают сущность данной сферы психологического учения, которое означает не только приложение к определенной практической области психологических исследований, но и представляет собой механизм познания психологии о человеческой деятельности в правовой сфере.
Цели и задачи
Учеными определяются следующие задачи юридической психологии:
Методика
Методы юридической психологии весьма разнообразны. К ним относятся:
Психология общностей с точки зрения права
Юрпсихология изучает проблемы развития и функционирования больших соцсистем — социума в общем, важнейших общественных подклассов, этнических групп (нация, народность). В таких системах действуют собственные законы отношений в обществе, которые следует внимательно изучить с целью понимания возникновения правонарушений.
Юрпсихология подвергает тщательному рассмотрению слои социальных движений в мыслях отдельного индивидуума, рассчитывает вероятность возникновения протеста в том или ином общественно значимом случае, а также осуществляет поиск путей, которые способны сгладить общественное недовольство, и профилактических мер на социальное настроение в целях исключения антисоциального поведения.
Иногда в юридической психологии рассматриваются ситуации правового нигилизма от больших соцгрупп. Его проявление может происходить в теоретической или практической формах.
Первый случай предполагает отрицание права в теории, то есть оно отвергается в виде особенной ценности и заменяется иными важными для индивида сторонами жизни, бытия. Второй случай предполагает перенос таких взглядов на практику, что может привести в общественному террору в стране, развитию тоталитаризма, массовым жертвам. Юридическая психология призвана охранять закон и старается искать методы развития общества, где подобные ситуации можно предотвратить.
Личностная правовая психология
Главным объектом изучения дисциплины является личность человека, как индивида. Несмотря на то, что он принадлежит к определенной социальной группе, изначально это отдельная личность с психологическими чертами, положением в обществе, биографией и противоречивыми чувствами.
С правовой стороны поведенческая линия человека может быть правомерной, неправомерной или юридически нейтральной. Последний вариант не предполагает никаких юридических последствий и не подвергается юридическому изучению. Правовое поведение может быть правомерным и неправомерным. Их сущность в том, что личность следует действующим в обществе правовым нормам или нарушает их.
К свойствам правовой поведенческой линии относятся:
Правомерное поведение всегда более предпочтительно и желательно. Поэтому оно охраняется на законодательном уровне. Честный труд, получение образования, принятие участия в государственных делах и другие формы социальной деятельности находят свое отражение в правомерном поведении.
С такой поведенческой линией связано большинство правовых последствий, исключая нежелательные (возложение ответственности, использование принудительных мер). Соблюдая государственную дисциплину, участвуя в социальной жизни, выбрав качественный труд и достигнув высокого уровня выполнения обязанностей как работника, личность может рассчитывать на достижение определенного уровня материальной обеспеченности.
С точки зрения юрпсихологии правомерное и неправомерное поведение рассматриваются под определенным углом. Неправомерная линия исследуется с целью понятия психологии правонарушителя и нахождения вариантов выявить отдельные преступные личности, а также, как профилактическая мера противоправных общественных действий. Правомерная линия больше изучает профессиональную сферу работников юридической сферы.
Социализация с точки зрения права
Правовая адаптация в обществе едина с личным и социальным правосознанием. Степень развития юрпсихологии социума, отдельной группы, коллектива оказывает влияние на общественно-психологическую жизнь и правильное формирование образа правового общества, на правомерное поведение каждого индивида и стабильность группы.
Правовое сознание в качестве величины содержит социальное правосознание (явления, которые характеризуют общество в целом), правосознание группы (для отдельно взятых соцгрупп и классов), правосознание индивида (как личность воспринимает нормы действующих законов). Оно разделяется на 2 уровня: элементарный (соответствие поведенческой линии отдельного индивида нормам права) и высший (как общество относится к правовой системе в общем).
Юридическая психология это большой пласт знаний, который нужно внимательно и тщательно изучать. Более детально о правовой психологии можно узнать посмотрев видео-лекцию на эту тему: