Чем занимается завхоз в школе
Должностные обязанности завхоза: сложно ли быть завхозом?
Сегодня очень востребованы профессионалы, способные грамотно осуществлять руководство на среднем уровне, не боящиеся материальной ответственности, умеющие распорядиться ресурсами и понимающие, как свои обязанности, так и устройство функционирования организма предприятия изнутри в целом. К одной из таких специальностей относится профессия завхоза.
Кто такой завхоз?
Завхоз, попросту – заведующий хозяйством, это руководитель среднего звена, осуществляющий хозяйственное функционирование предприятия, учреждения, организации, офиса и так далее.
Человек, претендующий на эту должность должен обладать определенным складом ума, и среди личностных качеств, нужных для успеха на этом поприще, обязательно преобладают:
Люди с художественным складом мышления, не способные организовать себя и других, обеспечить бесперебойность функционирования предприятия, не созданы для этой профессии. Это объясняется просто – творческая личность может забыть о туалетной бумаге или же уборке льда со ступенек на входе, упустить какие-либо мелочи. В результате, в работе учреждения, офиса или чего-то другого произойдут сбои.
Должность, подразумевающая выполнение функций завхоза, может называться по-разному. Иногда это – заместитель директора по хозяйственной части, иногда – менеджер по чистоте и уюту, иногда – администратор офиса, начальник хозяйственного отдела, руководитель хозяйственной части, менеджер отдела снабжения и обеспечения. В армейских частях эта профессия называется – прапорщик.
Наименований достаточно много, но суть специфики занятий и зоны ответственности для человека, выбравшего эту профессию, они не меняют. Работа заведующего хозяйством достаточно важна и требует многих качеств – умения ориентироваться в ценах и коммерческих предложениях, выгодных и нужных для хозяйства, завхоз должен разбираться в людях и находить с ними общий язык, вызывать уважение у окружающих, уметь принимать решения и аргументировать их, апеллировать фактами, актами состояния помещений, статистическими данными и другими цифрами, «выбивая» у начальства дополнительное финансирование или изменения в графике занятости младшего персонала.
Завхоз, это не просто абстрактная фигура, производящая учет швабр и командующая дворниками, это важный для предприятия человек. От того, как выполнены должностные обязанности завхоза, зависит нормальное функционирование всех сотрудников и, в конечном итоге, успешность рабочего процесса, так же как и конечный его результат. Обязанностей у заведующего хозяйством предостаточно.
Должностные обязанности завхоза
Работы у занимающегося этой профессией много, далеко не всегда есть время на перерыв или чаепитие, ведь в любую минуту в хозяйстве может что-то случится. В принципе, завхоза можно сравнить с домохозяйкой, оба заняты тем, чтобы всегда все было в наличии и в порядке.
Основные должностные обязанности завхоза:
На каждом отдельно взятом предприятии должностные обязанности завхоза будут незначительно отличаться в деталях, это диктуется конкретными нуждами организации, но общая суть всегда одна – руководство хозяйством и несение полной ответственности за его состояние.
Ответственность завхоза
Для эффективного исполнения своих обязанностей, заведующий хозяйством должен:
Человек, исполняющий должностные обязанности завхоза, должен быть готов нести полную ответственность, в том числе административную и материальную, за:
Ответственность заведующего хозяйством будет отличаться, напрямую завися от объема его работы.
Например, если в ведении целое здание, то лопнувшая в подвале труба и последствия этого – зона ответственности завхоза. Если же не убран снег во дворе, то отвечать за это придется заведующему хозяйством только в том случае, когда эти метры относятся к прилегающей территории. Завхоз, в ведении которого лишь арендованное пространство, например, для ресторана, не обязан заботится о состоянии коммуникаций в здании.
Однако, хороший специалист не только выполняет непосредственные должностные обязанности завхоза, но и владеет точной информацией обо всем, что может хоть как-то затронуть вверенное ему хозяйство. Такие работники, для которых эта профессия не просто способ прокормиться, но и призвание – ценятся своими работодателями буквально на вес золота, очень востребованы на рынке труда и никогда не останутся не у дел.
Востребованность и оплата профессии
Люди, способные качественно выполнять должностные обязанности завхоза, очень нужны, всегда и везде. Без человека этой профессии останавливается жизнедеятельность любого предприятия, будь то детский садик, оборонный завод, или компьютерный центр.
Оплата этого труда напрямую зависит от того предприятия, где трудится заведующий хозяйством. В жилищной конторе и в крупном офисном здании станут платить по-разному, но меньше 20 тысяч рублей не заплатят нигде. Еще оплата труда зависит от города, где человек будет трудиться. В крупных населенных пунктах, востребованность профессии намного выше, впрочем, как и ответственность и сами обязанности. Но и платят больше. Средняя заработная плата заведующего хозяйством в столице составляет 50 тысяч рублей.
Завхоз – это очень важная и нужная в обществе профессия. Возможно, занимаясь ею не «нахватать звезд с неба», не получить известность и всемирное признание, но ничто в современном мире не осуществилось бы без заведующих хозяйством, начиная от полетов в космос и заканчивая руководством страной, за всем стоят завхозы.
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Должностная инструкция завхоза школы (профстандарт)
Из статьи вы узнаете:
Завхоз (заведующий хозяйством) – уполномоченное лицо, которое осуществляет работу по материально-техническому обеспечению и хозяйственному обслуживанию школы и ее структурных подразделений/филиалов. Именно с помощью должностной инструкции подробно раскрываются трудовые функции работника. Если в трудовом договоре имеется лишь краткое упоминание того, чем занимается завхоз школы, то именно в должностной инструкции детально расписывается весь спектр его обязанностей. Грамотно составленная должностная инструкция завхоза школы – это важный документ, в котором подробно определяются права, обязанности и ответственность сотрудника, а также раскрываются другие аспекты его трудовой деятельности. В этой статье вы узнаете, как правильно составить должностную инструкцию завхоза по новому закону об образовании РФ.
Из чего состоит должностная инструкция завхоза школы?
Содержание должностной инструкции завхоза составляют четыре стандартных раздела:
Эта инструкция определяет ряд квалификационных требований, предъявляемых к претенденту на указанную должность. Директор образовательного учреждения может определить перечень условий для приема кандидата на данную вакансию самостоятельно, либо руководствоваться теми критериями, которые установлены по профстандарту. Это один из тех моментов, который должен быть прописан в первом разделе документа.
Вам также будет интересно:
Что прописать в разделе «Общие положения»?
Также в рамках первого раздела необходимо указать на нормативные акты, которыми должен руководствоваться завхоз в процессе выполнения обязанностей. К их числу можно отнести:
Вам также будет интересно:
Завхозу необходимо знать, каким образом оформляются расчеты за те или иные услуги, как приобретаются те или иные товары, а также быть осведомленным о санитарно-эпидемиологических правилах по содержанию школьных помещений. Именно поэтому, не лишним будет уточнить, что завхозу также необходимо быть знакомым с основами экономики и организации труда, а также правилами об эксплуатации помещений.
Что прописать в разделе «Должностные обязанности»?
Перечень обязанностей завхоза напрямую связан с вопросами обеспечения деятельности школы. В частности, он должен обеспечивать:
Какие обязанности несет завхоз:
Что прописать в разделе «Права»?
Согласно той компетенции, которой обладает завхоз школы, он вправе:
Что прописать в разделе «Ответственность»?
В данном разделе максимально детально указывается, что завхоз ответственен:
Содержание инструкции может быть дополнено разделом о порядке ее пересмотра, в котором прописывается, с какой периодичностью может пересматриваться данный документ. Также в этом разделе указывается на то, что завхоз должен быть ознакомлен под роспись со всеми изменениями и поправками, вносимыми в должностную инструкцию. На заключительном этапе должностную инструкцию должны подписать все, имеющие отношение к данному документу стороны: директор школы, ответственный за составление сотрудник (кадровик, юрист или делопроизводитель) и сам завхоз.
Насколько полезной оказалась эта статья?
Средний рейтинг 5 / 5. Всего голосов: 10
БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ всегда доступны для Вас! Именно Вашу проблему можно решить так:
Устроилась в школу завхозом в 55 лет: рассказываю что делаю целыми днями и сколько платят
Состояние неудовлетворенности собой очень пронзительное. И вопрос «Как быть?» крутится в голове навязчивой песней. «Работа, работа, уйди от Федота, а перейди на меня» — вот такой считалкой я глушила свои вопросы.
Ну, что сказать? Считалка сработала! Работаю я менее полугода на должности заместителя директора по административно-хозяйственной работе. Попала я в школу стремительно и неожиданно даже для самой себя.
Эту историю прислала моя подписчица Валентина Е.
Как это было
Конец года 2019-го не слишком воодушевлял меня сложившимися обстоятельствами. Это и поиск работы, и отсутствие очевидных перспектив, возраст-то 50+.
Да и оптимизм к четвертому месяцу безденежья метался от нуля к минусу. Не то чтобы все было безнадежно, но как-то нерадостно. Но вот в конце декабря случилась хорошие новости и у меня!
Получила приглашение на работу. Правда, с малюсенькой зарплатой, и только в январе после праздников. Но все-таки сумрак начинал рассеваться. В общем, жила и ждала Нового года.
И вот случился «вдруг». О том, что ищу работу, я оповестила многих. Звонок утром, 20 декабря от бывшей коллеги: «Есть такая тема — поработать завхозом в школе, пойдете?». Ок, не знаю, но пообщаться схожу.
И каким-то образом все динамично и гладко завертелось. И школа знакомая (сын ее закончил), и в пешем доступе, и собеседование на удачное время — 12 часов.
И вот я на месте, беседую с руководителем. В итоге — принята! С понедельника меня ждут в должности замдиректора по АХД.
Типичный рабочий день
Первый день, как и первая пара недель, были обычными и ознакомительными. Все проходило без каких-то неожиданностей или сюрпризов. Рабочий день с 8 до 16:30, но он не проходил, а буквально пролетал птицей.
Сначала, как водится, адаптация к коллективу. А он немаленький: педагоги, человек 50, администрация школы, и мои непосредственные помощники — технический персонал.
По большей части все шумные, неугомонные, обидчивые и характерные. Знакомились, притирались и привыкали друг к другу, конечно, не сразу и не быстро. Благо, этот этап уже позади.
Теперь мы неплохо понимаем друг друга, в общем, работаем. А параллельно необходимо было вести документооборот. В бюджете все делается грамотно и четко:
А еще проверки. От санитарно-эпидемиологической станции, от пожнадзора и других контролирующих органов. А также контроль над закупкой и расходованием материалов, над ведением текущих ремонтов.
И, как начинающая фея, часто исполняю разные «хотелки» по теме благоустройства. В общем, обязанностей немало, за целый день телефон буквально раскаляется.
Почему продолжаю работать
Работая не так долго, вот какой удивительный момент я отследила. Когда в этих стенах учился мой сын, а я приходила на родительские собрания, то мне всегда на переменах было очень шумно.
И даже злилась порой на чрезмерную, как мне казалось, активность детей. А теперь ведь совсем другое дело!
Я приняла этот школьный мир детей сразу. И их громкий разговор и игра в догонялки меня не раздражает, а даже вдохновляет двигаться быстрее.
В период карантина мы скучаем по детской и радости, и даже шалости. В общем, то ли я выбрала работу, то ли она меня, но наш союз на сегодня очень взаимный.
Есть ли бенефиты
Скажу сразу — нет. Официально может быть плюсом к заработной плате — это надбавка за интенсивность труда. Максимальный ее порог — это 50 % от оклада.
Но какой она будет, это зависит и от управления образования, и непосредственно от директора.
Итак, у меня официальное оформление, отпуск 28 дней, выходные — суббота, воскресенье. Но весь этот набор идет с такой перчинкой — ненормированные часы, и если что, то «ты в строю».
Зарплата и перспективы
Оклад у замдиректора 9000 росс. руб. Да-да, такие нынче зарплаты в ДНР. Плюс процент за интенсивность труда. В сумме набегает 12 000 – 13 000 руб.
Перспективы? Их нет, только педобразование и вперед, по учительской стезе.
Можно сказать, что обычные будни завхозов — это что-то купить или сделать. Но у меня часто дело дополняется идеями творчества или нестандартного хода. И мне это нравится.
На работе я с хорошим настроением, и дарю это состояние и школе, и людям. А может, это и есть тот истинный миг счастья, или состояние полной востребованности?
Должностная инструкция заведующего хозяйством (завхоза) школы (профстандарт)
«____» ____________ 20__ г.
Заведующего хозяйством (завхоза) школы (профстандарт)
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция завхоза школы разработана на основе Профессионального стандарта: 07.005 «Специалист административно-хозяйственной деятельности» (п. 3.4), утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2 февраля 2018 года №49н, ФЗ №273 от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 8 декабря 2020 года; с учетом СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Данная должностная инструкция определяет перечень трудовых функций и обязанностей заведующего хозяйством в школе, а также его права, ответственность и взаимоотношения по должности в коллективе школы.
1.3. Заведующий хозяйством назначается и освобождается от должности приказом директора школы. На время отпуска и временной нетрудоспособности его обязанности могут быть возложены на заместителя директора по административно-хозяйственной работе или на сотрудника, относящегося к обслуживающему персоналу из числа наиболее опытных. Временное исполнение обязанностей в данных случаях осуществляется согласно приказу директора, изданного с соблюдением требований Трудового кодекса Российской Федерации.
1.4. Завхоз относится к категории руководителей, непосредственно подчиняется директору школы и выполняет свои должностные обязанности под руководством заместителя директора по административно-хозяйственной работе (при наличии).
1.5. На должность завхоза школы принимается лицо:
1.6. К работе в школе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации.
1.7. В своей деятельности заведующий хозяйством в школе руководствуется:
1.8. Заведующий хозяйством школы должен знать:
1.9. Заведующий хозяйством (завхоз) школы должен уметь:
1.10. Завхоз должен быть ознакомлен с настоящей должностной инструкцией, знать и соблюдать установленные правила и требования охраны труда и пожарной безопасности, правила личной гигиены и гигиены труда в школе.
1.11. Заведующий хозяйством школы должен пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим, пройти обучение по охране труда и пожарной безопасности, знать порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации в школы.
2. Трудовые функции
Основными трудовыми функциями заведующего хозяйством (завхозом) школы являются:
2.1. Материально-техническое и документационное сопровождение процесса управления зданиями и помещениями:
3. Должностные обязанности
Заведующий хозяйством (завхоз) школы осуществляет следующие трудовые функции:
3.1. В рамках трудовой функции сопровождения и обеспечения процесса эксплуатации, обслуживания и ремонта зданий, помещений и оборудования:
3.2. В рамках трудовой функции документационного сопровождения, связанного с обеспечением процессов использования, эксплуатации и обслуживания зданий, помещений и оборудования:
3.3. В рамках трудовой функции организации закупки и приобретения товаров, оборудования и услуг в целях эксплуатации и обслуживания зданий и помещений:
3.4. Участвует в подборе и расстановке кадров обслуживающего персонала школы.
3.5. Ведет учет рабочего времени обслуживающего персонала школы, составляет табель рабочего времени.
3.6. Организовывает работу складского хозяйства, создает условия для надлежащего хранения материальных ценностей школы.
3.7. Обеспечивает необходимые условия для бесперебойной работы оборудования пищеблока школьной столовой, своевременный ремонт водопроводной, отопительной и канализационных систем, своевременную уборку помещений и территории школы.
3.8. Организовывает проведение ежегодных измерений сопротивления изоляции электрических установок и проводки, заземляющих устройств, анализ воздушной среды на содержание пыли, газов и паров вредных веществ, замер освещения, наличия радиации, шума в помещениях школы в соответствии с правилами и нормами по обеспечению безопасности жизнедеятельности.
3.9. Принимает участие в разработке мероприятий по повышению надежности, качества работы обслуживаемых систем отопления, водоснабжения, канализации и водостоков.
3.10. Контролирует работу наружной канализации и водостоков, организовывает очистку канализационных колодцев, колодцев с пожарными гидрантами на территории школы, проверку пожарных гидрантов на водоотдачу, вывоз мусора.
3.11. Организовывает обучение, проводит на рабочих местах работников первичные, повторные, целевые инструктажи по охране труда.
3.12. Разрабатывает, совместно со специалистом по охране труда, инструкции по охране труда по видам работ для обслуживающего персонала школы.
3.13. При назначении ответственным за обеспечение пожарной безопасности в школе, составляет планы мероприятий, готовит проекты приказов и инструкций по пожарной безопасности, проводит обучение и инструктажи работников по пожарной безопасности, организует и контролирует соблюдение требований противопожарного режима и правил пожарной безопасности.
3.14. Для обеспечения передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по территории и объектам школы проводит мероприятия по созданию доступной среды для инвалидов.
3.15. Принимает меры по обеспечению безопасности во время переноски тяжестей, выполнения погрузочно-разгрузочных и ремонтно-строительных работ, эксплуатации транспортных средств на территории школы.
3.16. Не допускает выполнения обслуживающим персоналом работ, по которым они не имеют допуска, не проинструктированы, не входят в круг их обязанностей.
3.17. Организовывает работу по благоустройству и озеленению территории школы.
3.18. Во время каникул организовывает текущий ремонт помещений, обеспечивает своевременную подготовку школы к началу учебного года.
3.19. Рационально использует топливные и энергетические ресурсы школы.
3.20. Строго соблюдает права и свободы детей, содержащиеся в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и Конвенции ООН о правах ребенка, соблюдает этические нормы и правила поведения, является примером для школьников.
3.21. Повышает свою профессиональную квалификацию и компетенцию.
3.22. Соблюдает правила охраны труда, пожарной и электробезопасности, санитарно-гигиенические нормы и требования, трудовую дисциплину на рабочем месте и режим работы, установленный в школы.
4. Права
Заведующий хозяйством (завхоз) школы имеет право:
4.1. Участвовать в управлении школой в порядке, определенном Уставом.
4.2. На материально-технические условия, требуемые для выполнения должностных обязанностей, на обеспечение рабочего места, соответствующего государственным нормативным требованиям охраны труда и пожарной безопасности, а также условиям, предусмотренным Коллективным договором.
4.3. Давать обязательные распоряжения работникам из обслуживающего персонала, делать замечания обучающимся, относящиеся к соблюдению дисциплины и порядка.
4.4. Представлять к дисциплинарной ответственности заместителю директора по воспитательной работе учащихся, нарушающих санитарно-гигиенические требования содержания помещений и нарушителей дисциплины, в порядке, установленном правилами внутреннего распорядка для обучающихся, о поощрениях и взысканиях.
4.5. Принимать участие в подборе и расстановке кадров обслуживающего персонала.
4.6. Вносить предложения о поощрении, моральном и материальном стимулировании работников, находящихся в подчинении, по совершенствованию работы обслуживающего персонала и технического обслуживания школы.
4.7. Знакомиться с проектами решений директора, относящихся к его профессиональной деятельности, с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
4.8. Предоставлять на рассмотрение администрации школы предложения по улучшению деятельности школы и усовершенствованию способов работы по вопросам, относящимся к компетенции завхоза.
4.9. Участвовать в работе органов самоуправления, в работе общего собрания работников школы, в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых завхозом должностных обязанностей.
4.10. На защиту своей профессиональной чести и достоинства. На конфиденциальность служебного расследования, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
4.11. Защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования, которое связано с нарушением завхозом норм профессиональной этики.
4.12. На поощрения, награждения по результатам трудовой деятельности, на социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
4.13. Заведующий хозяйством (завхоз) школы имеет иные права, предусмотренные Трудовым Кодексом Российской Федерации, Уставом школы, Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка.
5. Ответственность
5.1. Заведующий хозяйством (завхоз) школы в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке несет ответственность за:
5.2. За неисполнение или нарушение без уважительных причин своих обязанностей, установленных настоящей должностной инструкцией, Устава и Правил внутреннего трудового распорядка, законных распоряжений директора и иных локальных нормативных актов, заведующий хозяйством подвергается дисциплинарному взысканию согласно статье 192 Трудового Кодекса Российской Федерации.
5.4. За несоблюдение правил и требований охраны труда и пожарной безопасности, санитарно-гигиенических правил и норм заведующий хозяйством школы привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством Российской Федерации.
5.5. За умышленное причинение школы или участникам образовательных отношений материального ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей завхоз несет материальную ответственность в порядке и в пределах, предусмотренных трудовым и (или) гражданским законодательством Российской Федерации.
5.6. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления профессиональной деятельности несет ответственность в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
6.1. Заведующий хозяйством школы работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы.
6.2. Свою работу на каждый учебный год и каждый месяц планирует под руководством заместителя директора по административно-хозяйственной части или директора школы.
6.3. Получает от директора школы информацию нормативно-правового и организационного характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
6.4. Получает от работников школы информацию, необходимую для осуществления своих должностных обязанностей.
6.5. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с обслуживающим персоналом, заместителями директора и педагогическими работниками.
6.6. Сообщает директору школы информацию о возникновении аварийных ситуаций в работе систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, технологического и холодильного оборудования, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и отравлений.
6.7. Передает директору школы и его заместителям информацию, полученную на совещаниях непосредственно после ее получения.
6.8. Принимает под свою персональную ответственность материальные ценности с непосредственным использованием и хранением их в складских и других хозяйственных помещениях школы.
6.9. Своевременно информирует директора школы (при отсутствии – иное должностное лицо) о несчастном случае.
6.10. Информирует администрацию о возникших трудностях и проблемах в работе, о недостатках в обеспечении норм и требований охраны труда, пожарной и электробезопасности.
7. Заключительные положения
7.1. Ознакомление сотрудника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
7.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у директора школы, второй – у сотрудника.
7.3. Факт ознакомления заведующего хозяйством школы с настоящей должностной инструкцией подтверждается подписью в экземпляре инструкции, хранящемся у директора школы, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.
С инструкцией ознакомлен ____/____________/ «__» _______ 20__ г.