Чем занималась адмиралтейская коллегия
Коллегии при Петре 1
Наименование | Функции и задачи | Годы существования |
---|---|---|
Военная | Управление сухопутной армией | 1719-1802 |
Адмиралтейская | Управление флотом | 1717-1827 |
Чужестранных (иностранных) дел | Взаимодействие с другими государствами | 1718-1832 |
Берг | Тяжелая промышленность | 1719-1807 |
Мануфактур | Легкая промышленность | 1719-1805 |
Коммерц | Вопросы торговли | 1719-1805 |
Камер | Государственные доходы (налоги) | 1718-1801 (с 1785 по 1797 не работала) |
Штатс-контор | Государственные расходы | 1717-1780 |
Ревизион | Контроль за финансами | 1717-1788 |
Юстиц | Судопроизводство | 1718-1780 |
Вотчинная | Управление землями, решение земельных вопросов | 1721-1786 |
Главный магистрат | Управление городами | 1720-1796 |
Рассмотрим более подробно каждую коллегию, ее задачи и руководителей.
Военная коллегия
Указ о создании Военной коллегии был подписан Петром 1 в конце 1719 года, а работать ведомство начало с началом 1720 года. Общая численность ведомства по указу составила 530 человек, в том числе и 454 солдата, приписанных к коллегии. При этом 83 места были вакантными, так как в России остро не хватало профессиональных офицеров. Военное ведомство подразделялось на 3 структуры:
Руководителями ВК при Петре Первом значились:
Ведомство упразднено по указу 1802 года от 7 сентября. Она прекратила самостоятельное существование и передала свои функции Министерству.
Адмиралтейская коллегия
Адмиралтейств-коллегия была создана в 1717 году. Основанием послужил указ от 22 декабря 1717 года. Ведомство управляло всем флотом России, как гражданским, так и военным. С момента формирования коллегии, до смерти Петра 1, ею заведовал Апраксин Федор Матвеевич. Его заместителем значился норвежец, Крюйс Корнелиус.
С 1723 году Адмиралтейство подразделялось на 12 контор: адмиралтейская (вопросы работы верфей), цейхмейстерская (артиллерия), комиссариатская (решение проблем служащих), подрядная (ведение подрядов), провиантская (вопросы продовольствия), казначейская (финансовые вопросы), цалмейстерская (выдача жалования), контролерская (надзор за финансами), мундирная (вопросы обмундирования), обер-сарваерская (непосредственное кораблестроение и прием материалов для этого), вальдмейстерская (управление лесами для нужд флота), московская.
Самостоятельное существование коллегия завершила в 1802 году, когда перешла под контроль Морского Министерства. Окончательное же прекращение существования относится к 1827 году, когда орган стал совещательным и никаких практических задач не решал.
Коллегия иностранных дел
Коллегия иностранных (чужестранных) дел была создана в 1718 году. Она преобразована из Посольского приказа. С 1717 по 1734 годы (время царствования Петра Великого, Екатерины 1, Петра 2 и Анны Иоанновны) ведомством управлял Головкин Гаврила Иванович. Коллегия являлась аналогом современного министерства иностранных дел. Именно эта государственная структура решала все вопросы, связанные со взаимоотношения с другими (чужими) государствами.
Коллегия существовала до 1802 года, когда было создано министерство иностранных дел, которому перешли многие функции коллегии. Окончательное же упразднение пришлось на 1832 год.
Берг-коллегия
Мануфактур-коллегия
Руководители при Петре 1:
После смерти Петра, в 17272 году мануфактур-коллегия была ликвидирована. Восстановили ее только в 1742 году. В 1779 году опять прошла ликвидация, но в 1796 году вновь восстановили. Окончательно упразднено управление в 1805 году. Приказ о закрытии был подпиmanufactur802 году.
Коммерц-коллегия
С 1731 года данной структуре были отданы функции трех коллегий, которые временно прекратили работу: берг, мануфактур, главный магистрат. Функции первых двух исполнялись до 1742, а магистрата до 1743 года.
27 сентября 1796 Екатерина 2 подписывает указ о закрытии коммерц-коллегии. Это требовало определенного времени, но уже 2 ноября Екатерина 2 умерла, а Павел 1, занявший престол после нее, коммерц сохранил указом от 30 ноября 1796 года. Либеральные реформы Александра создали Министерство финансов, при котором временно работала коллегия, но с существенным ограничением полномочий. Окончательное упразднение ее относится к 1824 году, когда 8 января был подписан соответствующий указ.
Камер-коллегия
Камер-коллегияКамер-коллегия была создана в 1718 году. Это было любимое детище Петра, поскольку это ведомство занималось налогами, к которым царь-император был крайне благосклонен.
В петровскую эпоху на посту президента Камер-канцелярии сменилось 3 человека:
Штатс-контор-коллегия
Еще при жизни Петра штатс-контор-коллегия перешла под начало Сената. Произошло это в 1723 году. Самостоятельность органу возвращена Анной Иоанновной в 1730 году. В таком виде коллегия существовала до 1780 года, когда Екатерина 2 ее ликвидировала.
Ревизион-коллегия
Ревизион-коллегия была создана в 1717 году для надзора за финансами страны. До 1723 года органом управлял Долгоруков Яков Федорович. Позже Ревизион на 2 года лишилась статуса самостоятельности. С 1723 по 1725 годы коллегия была переведена под контроль Сената. С возвращением самостоятельности, коллегию возглавил Бибиков Иван Иванович.
Коллегия существовала до 1788 года, когда ее ликвидировала реформами Екатерины 2. Также следует отметить, что в период непродолжительного царствования Петра 2, Ревизион работала в Москве.
Юстиц-коллегия
Указ о создании юстиц-коллегии был подписан Петром Первым в 1717 году, а работа ее началась год спустя, в 1718. Орган выполнял функции верховного суда России под всеми типами дел. Также коллегия отвечала за работу судов. В петровскую эпоху этим органом управляли 2 человека:
Уже после смерти Петра 1 юстиц-коллегию наделяли дополнительными полномочиями. В ее ведение была передана “крепостная контора” (до 1740 года и сыскной приказ (1730-1763 гг). Проведение реформ Екатериной 2 прекратили существование юстиц коллегии. Ее ликвидировали в 1780 году.
Вотчинная коллегия
Вотчинная коллегия возникала в 1721 году на базе Поместного приказа. Она отвечала за все дела, связанные с земельным вопросом (регистрация поместий, переход земель между людьми, выдача земли, конфискация и так далее. Изначально коллегия работала в Москве, но после 1727 года переехала в Санкт-Петербург.
С 1717 по 1721 годы земельными вопросами ведала юстиц-коллегия. В дальнейшем Вотчинная канцелярия функционировала без серьезных потрясений и изменений до реформ Екатерины 2, по которым был создан вотчинный департамент, а коллегию закрыли в 1786 году.
Главный магистрат
Создавался как единый орган, управляющий всеми магистратами городов Российской Империи Главный магистрат начал работу в 1720 году. Кроме непосредственного управления городами, в его функции входило утверждение всех судебных решений в городах: как гражданских, так и уголовных. Также происходил контроль над сбором налогов в городах.
Президенты коллегии при Петре:
После смерти Петра 1, магистрат был переименовал в Ратушу (1727 год). В 1743 году органу вернули название Главного магистрата, но перевели из Петербурга в Москву. Упразднен магистрат в 1796 году.
Адмиралтейств-коллегия
Органы военного управления
Адмиралтейств-коллегия — высший орган управления военно-морскими делами в России в 1718—1802 годах.
Образована в ходе реформы центральных органов управления указом Петра I от 11 (22) декабря 1717 года в числе первых 10 коллегий. Согласно указу явилялась главным органом управления Военно-морского флота. В коллегию были переданы функции нескольких существовавших до этого флотских организаций:
Адмиралтейств-коллегия подчинялась Сенату, руководил коллегией президент. В состав присутствия (общего собрания) коллегии входило от пяти до семи флагманов. Делопроизводством коллегии заведовал обер-секретарь, для ведения судебных дел имелся обер-аудитор, правильность ведения дел контролировал прокурор, в штате имелись два фискала для выявления служебных упущений и преступлений. Размещалась в центральной части комплекса зданий Петербургского адмиралтейства.
Основным рабочим органом Адмиралтейств-коллегии была Канцелярия. С 1723 года все структурные подразделения коллегии стали носить названия контор. В состав коллегии входили:
К решению задач боевого управления флотом не привлекалась, хотя время от времени члены Адмиралтейств-коллегии принимали участие в составлении планов кампаний и общих указаний командирам эскадр.
В 1802 году вошла в состав созданного морского министерства, в 1827 году преобразована в совещательный орган при морском министре — Адмиралтейств-совет.
Как царь Петр совет по управлению флотом придумал
В начале апреля 1718 года начала свои заседания Адмиралтейств-коллегия — орган управления военно-морскими силами России
В России военный флот и органы управления им появились практически одновременно — в царствование Петра I, в 1696 году. И по мере того, как развивался этот новый для страны вид вооруженных сил, трансформировалась и система флотского управления. Процесс этот был непростым и занял два с лишним десятка лет. Только 4 апреля 1718 года начала свою деятельность Адмиралтейств-коллегия — первый орган управления флотом, который надолго пережил своего создателя, Петра Великого, и просуществовал до начала XIX века.
Коллегии вместо приказов
Формальный отсчет существования введенной Петром I коллегиальной системы управления страной идет с 19 (по ст. ст.) февраля 1711 года, когда петровским указом был создан Сенат. Он стал высшим государственным органом законодательной, исполнительной и судебной власти в России и просуществовал без перерывов, хотя и трансформируясь и теряя свои функции, триста с лишним лет — до самой Октябрьской революции.
В петровскую эпоху Сенат исполнял функции русского правительства и одновременно был своего рода заместителем царя, поскольку, как гласил один из указов Петра, «мы определили управительный Сенат, которому всяк и их указам да будет послушен, как нам самому, под жестоким наказанием, или и смертью, смотря по вине». Но брать на себя всю текущую работу огромной государственной машины управления, всех многочисленных приказов Сенат не мог, и Петр задумался о реформе этой части государства. Так появились на свет коллегии, на которые Петр Алексеевич и переложил всю массу текущих дел по всем направлениям управления государством.
Президент Адмиралтейств-коллегии генерал-адмирал граф Федор Апраксин.
Источник: https://commons.wikimedia.org
По замыслу царя, созданные им коллегии должны были заменить собой старые приказы, и в то же время за счет распределенности системы принятия решений обеспечить их высокое качество и устранить возможную коррупцию. При этом, что любопытно, будущий первый русский император хорошо понимал, что, хотя коллегии и созданы по образцу шведских, считавшихся наиболее прогрессивными, и при активном участии иностранных советников, отдавать иностранцам управление страной нельзя. И в указе от 11 (по ст. ст.) декабря 1717 года, который считается первым документом, устанавливающим систему коллегий, и называется «О штате коллегий и времени открытия оных» прямо оговорено: руководство коллегиями возлагается на русских управленцев. Вот как это звучало в самом документе: «Русские: президент, вице-президент (русский или иноземец), 4 коллегии советники, 4 коллегии асессоры, 1 секретарь, 1 натарий, 1 актуарий, 1 регистратор, 1 переводчик, подьячие трех статей. Иноземцы: 1 советник или асессор, 1 секретарь, шкрейвер (писарь. — Прим. авт.).
В том же указе прямо оговаривалось, что все президенты должны начать «сочинять» свои коллегии с начала нового, 1718 года, но «в дела не вступаться до 1719 году, а с будущаго году, конечно, зачать свои коллегии управлять». Но создание русского флота проволочек не допускало, и потому фактическое существование будущая Адмиралтейств-коллегия начала задолго до того, как появился документ о ее создании и даже до того, как Петр I определил штат будущих коллегий.
Адмиральские «консилии»
Встречи будущих руководителей будущей Адмиралтейств-коллегии проходили с осени 1717 года то в военно-морской, то в адмиралтейской канцеляриях, – то есть в появившихся в 1712 году наследницах Адмиралтейского приказа, существовавшего с декабря 1696 года. Первая занималась всем, что было связано с материально-технической стороной флотской деятельности, вторая отвечала за личный состав флота. Заседания эти носили название «консилий» – от латинского «консилиум», то есть совещание. Состав их участников не был постоянным: собирались те, кто имел непосредственное отношение к обсуждаемым вопросам и мог присутствовать на консилии. Знаменитая «Военная энциклопедия» Сытина приводит такие данные: на одном из первых таких совещаний, протокол которого считается первым сохранившимся документом «консилий», присутствовали сам Петр I, генерал-адмирал князь Александр Меншиков, генерал-майор Григорий Чернышев, вице-адмирал Корнелиус Крюйс и барон Петр Штафиров.
Санкт-Петербургское адмиралтейство, в центральной части которого располагалась Адмиралтейств-коллегия.
Источник: http://www.hellopiter.ru
Довольно быстро «консилии» доказали свою эффективность, и стало понятно, что их участники вполне готовы для того, чтобы стать основой одной из первых новых коллегий — Адмиралтейств-коллегии. Название царской волей было введено в обиход, и именно под ним с 4 (по ст. ст.) апреля 1718 года начал свою работу новый орган управления флотом.
Президентом Адмиралтейств-коллегии стал генерал-адмирал граф Федор Апраксин — один из тех, кто вместе с Петром Алексеевичем создавал «потешные полки», а потом получил от царя поручение взять под контроль строительство первых русских кораблей в Воронеже. С 1700 года Апраксин руководил Адмиралтейским приказом, и было совершенно логично, что ему же доверили и пришедшую ему на смену Адмиралтейств-коллегию. А вице-президентом Адмиралтейств-коллегии стал вице-адмирал Корнелиус Крюйс, давно и плодотворно работавший вместе с Федором Апраксиным. В частности, именно под командованием Крюйса полковник Апраксин принимал участие в Керченском походе 1699 года.
Должности первых асессоров Адмиралтейств-коллегии, предусмотренные декабрьским указом Петра I, достались не менее достойным кандидатам. Одним стал генерал-майор Григорий Чернышев — бывший денщик Петра, сумевший направить свою волю и свои способности на пользу стране и добившийся в итоге графского титула (собственно, с него и начался род графов Чернышевых). Свою преданность царю и свои полководческие умения Чернышев блестяще доказал в ходе Азовских походов и во время Северной войны, так что его назначение на пост асессора Адмиралтейств-коллегии выглядело совершенно закономерным. Другим стал полковник Гавриил Норов, бывший обер-комиссар Адмиралтейской канцелярии, досконально знавший большинство вопросов, за которые отвечало это учреждение.
Вице-президент Адмиралтейств-коллегии вице-адмирал Корнелиус Крюйс.
Источник: https://commons.wikimedia.org
«Флот со всеми морскими воинскими служители»
Адмиралтейств-коллегия успела провести уже несколько десятков заседаний в новом качестве, прежде чем ее существование было официально узаконено именным указом Петра I от 12 (по ст. ст.) декабря 1718 года «Об управлении во всех коллегиях и в губерниях дел с 1720 года по новому порядку и о разделении дел между коллегиями». Этот документ содержал раздел «Реестр коллегиям. О должности коллегий, что в которой управляти надлежит», который и устанавливал названия и сферу ответственности первых девяти коллегий. Шестой в этом списке шла Адмиралтейская, которая отвечала за весь «флот со всеми морскими воинскими служители, к тому принадлежащими морскими делами и управлении».
Конкретики в это довольно общее определение добавил появившийся четыре года спустя «Регламент Петра Великого об управлении Адмиралтейства и верфи и должностях Адмиралтейств-коллегии и прочих всех чинов при Адмиралтействе обретающихся». Этот документ прямо оговаривал, что в ведении Адмиралтейств-коллегии вся административно-хозяйственная часть морского дела: постройка, вооружение и снабжение флота, постройка и оборудование портов и адмиралтейств, учет и комплектование флота и учреждений личным составом и его обучение, финансы и заготовки, гидрография и лоцманская часть. Тем же регламентом установлен был и подробный состав коллегии, в которую должны были входить, как и прежде, президент и вице-президент, а кроме них, семь или в крайнем случае пять флаг-офицеров и капитан-командоров, причем этих членов коллегии надлежало выбирать «из старых или увечных, которые мало удобны уже к службе воинской».
Этот состав руководства Адмиралтейств-коллегии, определенный регламентом Петра I, сохранялся практически неизменным до начала XIX века. Менялась структура подразделений, обеспечивавших деятельность коллегии, трансформировались, переименовывались, появлялись и исчезали новые подчиненные должности, но верхушка коллегии сохранялась и по-прежнему осуществляла коллегиальное руководство русским морским флотом. И только в 1802 году, когда император Александр I решил ввести министерства с единоличным управлением каждым из них, Адмиралтейств-коллегия потеряла прежнее значение. Вместо нее всей деятельностью флота стало руководить учрежденное в числе первых восьми министерство морских сил, а первым министром стал вице-президент Адмиралтейств-коллегии вице-адмирал граф Николай Мордвинов — один из создателей Черноморского флота. Впрочем, коллегия еще четверть века просуществовала как совещательный орган при морском министерстве, после чего была переименована в Адмиралтейств-совет, в ведении которого остались исключительно хозяйственные вопросы.
Последний вице-президент Адмиралтейств-коллегии и первый министр морских сил
вице-адмирал граф Николай Мордвинов. Источник: https://commons.wikimedia.org
Общее понятие
С 1711 года император решил создать центральное координационное правление в соответствии с западноевропейским прототипом. Петр 1 сознательно выбрал шведский коллегиальную систему. Этот же порядок рекомендовал ученый-теоретик Лейбниц.
Государь сделал два шага для достижения цели:
Иностранные знатоки при всей значимости никогда не занимали руководящих постов. Высшим назначением для них была должность вице-президента. Правителями объявлялись представители русского народа. За этим император следил лично.
Причины реформ
В 1717—1719 годах ликвидировались устаревшие государственные органы управления. Вместо них пришли новые организационные структуры, подходящие для петровской обновленной России. Создание Сената в 1711 году стало основой для формирования структуры отраслевого координирования. Устаревшие приказы часто повторялись и выполняли аналогичные функции, что приводило к путанице. Некоторые вопросы хозяйствования совсем не попадали под действие порядка и не охватывались приказной системой.
По мнению царя, такие учреждения должны были служить заменой неповоротливому приказному порядку и усовершенствовать принципы регулирования путем:
Периодом создания коллегиальной системы управления при Петре 1 считается 1717 год. Смена приказного строя в границах целого государства оказалась кропотливым делом. Приказы постепенно подчинялись коллегиям или поглощались ими.
Эволюция структуры
В первые годы изменений была создана Торговая коллегия при содействии иностранцев. Из Швеции и Германии присылались опытные деятели юриспруденции и чиновники для реформаторской работы.
Коллегии при Петре 1 и их функции:
Коллегиальное управление делами страны работало вплоть до 1802 года. Затем был разработан «Манифест о создании министерств». В нем предусматривалось постепенное введение более прогрессивной системы для координации хозяйственной деятельности государства в отличие от коллегиального строя.
Работу коллегий контролировал Генеральный регламент, который Петр 1 утвердил 28 февраля 1720 года. Впоследствии формирование утратило свое значение после составления Свода законов России. Генеральный регламент являлся уставом, в соответствии с которым коллегии и все принадлежащие к ним конторы и канцелярии вершили дела. Областью действия считались внутренние земские учреждения империи и организации ближнего и дальнего зарубежья.
Регламент осуществлял системное делопроизводство, которое впоследствии получило определение коллежского в соответствии с наименованием отраслевых подразделений — коллегий. Петр 1 уделял внимание совещательному принятию вопросов на общих собраниях.
Недостатки в системе
Грандиозный замысел императора не был претворен в жизнь в полной мере. Четкого разграничения обязанностей и выдачи плана каждому служащему не произошло. Коллеги подменяли один другого при необходимости, по аналогии с когда-то действующими приказами. Например, Мануфактура, Берг и Коммерц-отделения выполняли похожие обязанности.
Коллегиальная система разрабатывалась без учета того, что в структуре осталось неподконтрольным просвещение, почта, медицина, полиция. Постепенно консолидация наполнялась новыми подразделами и стала приобретать законченную структуру. Например, аптекарский приказ, существовавший в Петербурге (новой столице) с 1722 года, реформировался в Медицинскую коллегию. В 1725 году это формирование стало именоваться Медицинской канцелярией.
Для Петра 1 важным в этих реформах было то, что они проводились на западный манер. Правление государя отличалось стремлением реформировать структуру государства именно в этом направлении. Большинство объединений вводились не потому, что они считались необходимыми элементами. Основной причиной нововведений было стремление перекопировать черты управления западных стран.
Примером служит полное соответствие трех денежных структур (Штатс-конторы, Камер и Ревизион-коллегии) шведским аналогичным консолидациям. Большинство объединений просуществовали долго, несмотря на такое положение. Коллегии были упразднены только в результате реформ Екатерины 2 и Александра 1.
Деятельность и значение
Сенат назначал коллегиальных руководителей (вице-президентов). Для выбора президента консолидации требовалось мнение императора.
Помимо упомянутых должностей, в структуру совета входили:
Президент представлял главную персону в собрании, но не выносил постановлений без согласия коллегиальных членов. Вице-президент выполнял обязанности главы, если тот отсутствовал, в остальное время помогал президенту в повседневной работе. Собрания объединения проходили каждый день с перерывом на праздники и воскресенья. Начиналась работа в 6 или 8 часов утра, в зависимости от сезона, и продолжалась на протяжении 5 часов.
Материалы дела в канцелярии подготавливались к обсуждению. Оттуда поступали в коллегиальное общее присутствие, где подвергались критическим замечаниям или принимались голосованием. Решения, которые отклонялись коллегиальным большинством, поступали на рассмотрение в Сенат. Этот высший орган был единственным, кому подчинялась любая консолидация.
При каждом объединении работал прокурор, который координировал правильность решений и сроки вынесения вердиктов по поступающим делам. В его обязанности входил контроль исполнения коллегиальных указов самим управленческим формированием и подчиненными структурами. Не последняя роль отводилась секретарю, который отвечал за делопроизводство, подготовку бумаг к обсуждению. Референт вел учет справочной работы, оформлял решения в положенном виде, вел записи-таблицы об исполнении дел, хранил печать органа.
Военная и Адмиралтейская коллегия
Приказ о формировании Военной консолидации Петр 1 подписал в 1719 году, но началом ее деятельности считается 1720-й. В общий состав ведомства входили 454 солдата. Всего собрание насчитывало 530 лиц, приписанных к капитулу. Несколько десятков мест (около 80) постоянно были свободными, так как в стране не хватало профессиональных офицерских кадров.
Военное ведомство делилось на три подразделения:
Лицами, кто возглавлял коллегию при Петре 1, были Репин А. И. и Меньшиков А. Д. Ведомство перестало существовать после указа государя и передало обязанности соответствующему Министерству.
Адмиралтейство сформировалось для управления гражданским и военным флотом. С начала работы им командовал Апраксин Ф. А. Ведомство контролировало верфи, корабельную артиллерию, решало проблемы военнослужащих. Объединение занималось провиантом, казначейством, вопросами обмундирования, закупкой и поставкой материалов. Впоследствии перешло под управление Морского Министерства.
Иностранное и Вотчинное объединения
Объединение иностранных дел преобразовывалось из Посольского приказа. Во все время функционирования им правил Головки Г. И. Коллегия представляла собой прототип Министерства иностранных дел и решала вопросы сотрудничества с другими странами.
Иностранное ведомство переформировалось из Поместного приказа и решало земельные вопросы. Служба регистрировала владения и поместья, движение собственности от одного хозяина к другому, выдавала государственные площади в пользование. Отдел занимался конфискацией наделов и другими спорными вопросами. До 1727 года служба располагалась в Москве, но затем переместилась в Санкт-Петербург.
Берг и Мануфактур-капитул
Берг-коллегия стала самостоятельной структурой для контроля работы горно-рудной и тяжелой промышленности. Ее рабочие центры находились в Сибирском и Уральском регионе. При Петре 1 ведомством управлял Брюс Я. В. Коллегия совмещала свою деятельность с работой Мануфактур-объединения, поэтому Брюс был назначен руководителем обеих структур. Деятельность направлялась на расширение тяжелой отрасли и увеличение количества заводов.
Мануфактур-объединение создавалось для строительства тканных и текстильных фабрик — основных структурных элементов легкой промышленности. В 1722-м коллегия ликвидировалась, а восстановление произошло только в 1742 году. Аналогичная остановка деятельности случилась в 1779—1796 году. Приказ о ликвидации был подписан в 1806-м.
Коммерц и Камер-собрание
Вначале Коммерц-объединением руководил Апраксин, но затем в руководителях значился Толстой П. А. Следующим был Бутурлин И. Ф. Ведомство решало вопросы, которые возникали в процессе торговых операций. В 1731 году система приняла на себя обязанности Берга, Главного магистрата и Мануфактур-коллегии. Екатерина подписала указ об упразднении службы, но после ее смерти Павел 1 продлил работу объединения до 1804 года.
Камер-служба являлась любимой структурой Петра, так как она решала вопросы, связанные со взиманием налогов. На протяжении всего существования объединение возглавлял Голицин Д. М., затем Кошелев. Последним руководителем был Плещеев А. Л. В 1785 году службу прикрыли, но из-за многочисленных откупов ее вновь открыли в 1797 году.
Штатс и Ревизион служба
Штатс-контора выполняла контроль государственных расходов. Структура организации была скопирована со шведской модели и полностью ее повторяла. Она перешла под управление Сената в 1723 году. Самостоятельность организации возвратила Анна Иоановна в 1730 году. Ликвидировала службу Екатерина 2.
Ревизион-ведомство занималось координацией финансовых потоков в государстве. Управлял работой службы Долгоруков Я. Ф. В последующие годы коллегия перешла под руководство Сената (1723−1725). После возвращения самостоятельного статуса руководил отделением Бибиков И. И. Службу ликвидировала Екатерина 2.
Юстиц-контора и Главный магистрат
Орган Юстиц-коллегии работал в качестве Верховного суда Российской империи и принимал на рассмотрение различные дела. В Петровскую эпоху деятельностью руководил Матвеев А. А., затем его сменил на посту Апраксин П. М. После смерти государя службе вменили дополнительную функцию ведения «крепостной канцелярии».
Главный магистрат формировался в качестве единого объединения для координирования городских управлений отдельных городов. Помимо этого, служба утверждала судебные вердикты гражданского и уголовного характера и контролировала налоговые сборы в населенных пунктах. Президентом ведомства был Трубецкой Ю. Ю., затем служил Долгоруков А. Г. После смерти царя магистрат переименовался в Ратушу. Он прекратил существование в 1795 году.