Чем занималась могучая кучка
Могучая кучка
Из Википедии — свободной энциклопедии
Название «Могучая кучка» впервые встречается в статье Стасова «Славянский концерт г. Балакирева» (1867): «Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов». Название «Новая русская музыкальная школа» было выдвинуто самими участниками кружка, которые считали себя наследниками традиций М. И. Глинки и свою цель видели в воплощении русской национальной идеи в музыке. Поиски национальных корней и тяга к родной культуре обратили деятелей искусства к народным темам.
В реализации национально-эстетических принципов, провозглашённых идеологами содружества Стасовым и Балакиревым, наиболее последовательным был М. П. Мусоргский, меньше других — Ц. А. Кюи. Участники «Могучей кучки» систематически записывали и изучали образцы русского музыкального фольклора и русского церковного пения. Результаты своих изысканий в том или ином виде они воплощали в сочинениях камерного и крупного жанра, особенно в операх, среди которых «Царская невеста», «Снегурочка», «Хованщина», «Борис Годунов», «Князь Игорь». Интенсивные поиски национальной самобытности в «Могучей кучке» не ограничивались аранжировками фольклора и Богослужебного пения, но распространились также и на драматургию, жанр (и форму), вплоть до отдельных категорий музыкального языка (гармония, ритмика, фактура и т.д.).
Первоначально в составе кружка были Балакирев и Стасов, увлечённые чтением Белинского, Добролюбова, Герцена, Чернышевского. Своими идеями они вдохновили и молодого композитора Кюи, а позже к ним присоединился Мусоргский, оставивший чин офицера в Преображенском полку ради занятий музыкой. В 1862 году к балакиревскому кружку примкнули Н. А. Римский-Корсаков и А. П. Бородин. Если Римский-Корсаков был совсем молодым по возрасту членом кружка, взгляды и музыкальный талант которого только начинали определяться, то Бородин к этому времени был уже зрелым человеком, выдающимся учёным-химиком, дружески связанным с такими гигантами русской науки и искусства, как Менделеев, Сеченов, Ковалевский, Боткин, Васнецов.
Собрания балакиревского кружка протекали всегда в очень оживлённой творческой атмосфере. Члены этого кружка часто встречались с писателями А. В. Григоровичем, А. Ф. Писемским, И. С. Тургеневым, художником И. Е. Репиным, скульптором М. М. Антокольским. Тесные, хотя и далеко не всегда гладкие связи были и с Петром Ильичом Чайковским.
В 70-х годах «Могучая кучка» как сплочённая группа перестала существовать. Деятельность «Могучей кучки» стала эпохой в развитии русского и мирового музыкального искусства.
Чем занималась могучая кучка
Могучая кучка
Историю «Могучей кучки» и множество интересных фактов читайте на нашей странице
Как все начиналось
Кружок знаменитых музыкантов сложился не сразу, поскольку по разным причинам они на протяжении нескольких лет не могли встретиться в полном составе.
Первым шагом к появлению «Могучей кучки» стал приезд из Нижнего Новгорода в Петербург М.А. Балакирева . Тогда ему было всего лишь 18 лет, но он уже успел снискать славу одаренного музыканта. Все современники единогласно отмечали его блестящую виртуозную технику, глубину исполнительской мысли и великолепное чувство формы.
Своими выступлениями он привлек к себе внимание не только меломанов и завсегдатаев петербургских концертных залов, но и музыкального критика и историка искусств В.В. Стасова, позднее ставшего главным идейным вдохновителем кучкистов. Талантливого пианиста наперебой приглашали к себе на концерты состоятельные вельможи, однако Балакирев быстро осознал, что такие светские развлечения ему не интересны, и выбрал для себя другой путь. Милий Алексеевич увидел свой долг в ином служении отечественной культуре – он решил стать музыкантом-просветителем. К концу 50-х – началу 60-х годов он являлся одной из ведущих фигур русского музыкального искусства, на которую равнялись и с которой мечтали познакомиться лично начинающие музыканты. И зачастую, такие знакомства проходили на музыкальных вечерах, которые организовывали у себя дома любители высокого искусства.
В 1856 году страстный поклонник камерной музыки, инспектор Петербургского университета А.И. Фицтум фон Экстедт регулярно проводил в своем доме квартетные собрания, на одном из которых и произошла знаменательная встреча Балакирева с Ц.А. Кюи. Правда, для Кюи тогда музыка была всего лишь увлечением – он обучался в Военно-Инженерной академии и не так давно был произведен в офицеры, однако эта встреча буквально перевернула его жизнь. Казалось бы, он был полной противоположностью Милия – очень рассудительным, расчетливым, остроумным, однако своей живостью смог привлечь его внимание и расположить к себе. Тогда Балакирев рассказал ему о Глинке , а Кюи поделился с ним впечатлениями о музыке своего учителя Монюшко. Этот простой, казалось бы, разговор, и положил начало великой дружбе. Причем, с того самого момента они были не только приятелями, которые посещали многие музыкальные вечера вместе: Балакирев стал для Кюи учителем, под руководством которого он создал свои первые композиторские опусы.
Регулярно устраивались собрания и в доме С. Даргомыжского. Именно там, в 1857 году Кюи подружился с гвардейским офицером М. П. Мусоргским. Кюи, в свою очередь, представил молодого военнослужащего Балакиреву, и с тех пор Модест Петрович стал частым гостем в его доме. Мусоргский был так вдохновлен этим знакомством, что в первое время даже брал у него уроки.
Следующим ряды будущей «Могучей кучки» пополнил Н.А. Римский-Корсаков . Произошло это с подачи его педагога Ф.А. Канилле. Причем, заслуга этого учителя перед музыкальным искусством огромна, ведь именно благодаря ему воспитанник Морского Кадетского корпуса Римский-Корсаков продолжил занятия музыкой, вопреки запретам его старшего брата. Видя одаренность своего ученика, Канилле по-прежнему приглашал его к себе на занятия. Правда, это уже были не такие полноценные уроки – Николай показывал свои сочинения, а его бывший педагог делал замечания и знакомил его с композиторскими приемами и теорией.
Поскольку Канилле был близок со многими выдающимися музыкантами своего времени, он твердо решил ввести в этот круг и Римского-Корсакова. 26 ноября он привел его в дом Хилькевича, расположенный на Офицерской улице (позднее переименованной в улицу Декабристов), где и собирались молодые музыканты. В 1862 году на такой встрече Бородин был представлен Балакиреву и Кюи.
С легкой руки Стасова…
В 60-е годы XIX столетия произошло значимое для отечественной музыкальной культуры событие, которое и дало содружеству петербургских музыкантов имя. У истоков этого события стоял М.И. Балакирев.
Одним из близких друзей Милия Алексеевича был хоровой дирижер Г.Я. Ломакин. Очень часто они вместе с Серовым и Стасовым собирались вместе, чтобы обсудить насущные проблемы. Во время одной из таких встреч разговор зашел о музыкальном прогрессе, развитии хорового искусства, и, конечно, знаменитом хоре графа Шереметьева, где Ломакин значился капельмейстером. И тогда все возмутились тем фактом, что послушать этот гениальный хор могут лишь избранные, в то время как он должен быть всеобщим достоянием. В ответ на это Балакирев озвучил свою идею, давно не дающую ему покоя – он предложил создать Бесплатную музыкальную школу, в которой образование мог получить любой желающий. Из учеников композитор предложил создать свой оркестр и хор. Эта идея очень понравилась Ломакину, и он сразу же занялся ее реализацией. Он уговорил Шереметьева отпустить его хор на публичный концерт, а все собранные средства отдать на открытие школы. Граф ответил согласием, и 18 марта 1862 года в учреждении были проведены первые уроки. Желающих учиться было очень много, и поэтому к 1865 году в распоряжении Балакирева уже был хорошо подготовленный симфонический оркестр и прекрасно обученный хор.
Параллельно с педагогической работой Балакирев продолжал дирижерскую деятельность. В 1867 году он отправился в Прагу, чтобы там познакомить чешскую публику с операми Глинки. На премьере « Руслана и Людмилы » выяснилось, что куда-то пропала партитура. Однако маэстро не растерялся и продирижировал наизусть. Эта постановка оживила межславянские отношения и Россию стали часто посещать представители других стран. В их честь решено было устроить концерт силами Бесплатной музыкальной школы, и будущие кучкисты как раз готовили его программу. Специально для него они даже решили сочинить одночастные произведения: Балакирев взялся за «Увертюру на чешские темы», Римский-Корсаков – «Фантазию на сербские темы», а Мусоргский надумал написать симфоническую поэму, повествующую о событиях в Чехии XV века.
В итоге Мусоргский свою задумку так и не осуществил, а вот другие два произведения были написаны и исполнены на концерте 12 мая 1867 года. Прошел он с небывалым успехом, и о нем даже написали в столичной прессе. Свой вклад в обсуждение этого концерта внес и Стасов, написав объемную статью под названием «Славянский концерт г. Балакирева». Эту работу он решил окончить одним наставлением, дабы слушатели навсегда запомнили то, «сколько поэзии, чувства, таланта и уменья есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов». Эта фраза стала судьбоносной и название «Могучая кучка» прочно вошло в музыкальную историю. Также это содружество музыкантов известно под названиями «Балакиревский кружок», «Группа пяти», «Русская пятерка» и «Новая русская музыкальная школа».
Распад
В последней трети XIX века в переписке кучкистов, их друзей и родных частенько встречаются рассуждения о том, что именно послужило причиной раскола содружества. Лучше всех эту мысль выразил Бородин, который писал, что считает естественным явление, когда по мере становления и взросления личности ее индивидуальность и взгляды берут верх над общественными убеждениями. Вкусы, предпочтения меняются вместе с человеком, и этот процесс во все времена неизбежен, считал он.
В 1881 году самым первым ушел из жизни Мусоргский. Перед неизбежной кончиной его мучило подорванное здоровье и постоянные недуги, к тому же угнетало тяжелое материальное положение. Все это отвлекало его от творческой самореализации, вгоняло в депрессию и заставило уйти в себя.
1887 году скончался Бородин. После его смерти дороги оставшихся в живых членов группы разошлись безвозвратно. Балакирев, выбрав отчужденный образ жизни, прервал отношения с Римским-Корсаковым, Кюи к тому времени давно в творческом смысле потерял своих одаренных товарищей. Лишь один Стасов продолжал поддерживать отношения со всеми троими.
В начале 70-х годов Балакирев оставил свои музыкальные притязания и на время перестал заниматься сочинительством. В конце десятилетия он вновь принялся творить, но уже тогда всем было понятно, что его творческий запал угас. Очевидно было, что потенциал, внутренний огонь и силы оставили композитора. Но все же, ему удалось сохранить за собой место руководителя Придворной капеллы и Бесплатной музыкальной школы. Именно ему и Римскому-Корсакову ученики обязаны тем, что получили блестящее образование и стали со временем выдающимися деятельными искусства. Маэстро не стало в 1910 году.
Кюи со временем окончательно оставил музыку и вплотную занялся второй профессией. 1888 году он занял место профессора и преподавателя при Военно-инженерной академии на кафедре защитных сооружений и опубликовал немало интереснейших трудов на эту тему.
Только Римский-Корсаков до конца своей долгой жизни (он умер лишь в 1908 году) оставался верен идеям и идеалам, когда-то возвысившим «Могучую кучку». Он долгое время возглавлял общественное музыкальное движение, занимался педагогической работой и даже стал дирижером Бесплатной музыкальной школы.
Интересные факты
Всегда ли их было пятеро?
Любопытно, но поначалу в составе творческого союза числились только четыре композитора – Кюи, Мусоргский, Римский-Корсаков и Балакирев. Они ежедневно собирались в доме Балакирева, и первое эти встречи больше походили на уроки – друзья музицировали, а после анализировали творения великих гениев музыкального искусства, дотошно разбирая техническую и творческую сторону каждого сочинения. Набравшись достаточно опыта, они стали давать настоящие концерты – пианисты Балакирев и Мусоргский играли дуэтом и порознь, Модест Петрович часто пел. Бывало, что композиторы ставили даже целые сцены из опер. Здесь же впервые звучали и их сочинения. Однако вскоре эта творческая идиллия была нарушена, и друзей временно осталось трое – в 1862 году по долгу своей профессии Римский-Корсаков отправился в кругосветное плавание. Вернулся он только три года спустя.
За время отсутствия морского офицера в коллектив влился А.П. Бородин, и произошло это тоже совершенно случайно. Осенью 1862 он возвращался из заграничной командировки, где на протяжении трех лет изучал достижения западных ученых в химии. Теперь же он мечтал о встрече со своими родными и друзьями. Среди дорогих ему людей был его коллега, товарищ по Медико-хирургической академии, С.П. Боткин. К нему Бородин и поспешил направиться. Знаменитый врач был ценителем музыки и также организовывал у себя дома музыкальные встречи. Именно на таком вечере Боткин и познакомил Бородина с Балакиревым. Творческие встречи продолжались, но пока без Римского-Корсакова. С ним Бородина знакомили заочно, исполняя его сочинения. По возвращению морского офицера знакомство состоялось лично. Это был 1865 год.
Немного о врагах «Могучей кучки»
Основным противником содружества был А.Г. Рубинштейн и его академическая петербургская школа. Кучкисты и Рубинштейн преследовали одну цель – развитие музыкальной культуры и образования в России, однако для ее достижения предлагали совершенно разные пути. Собственно, это и стало главной причиной конфликта. Балакиревцы считали, что русское искусство должно иметь свой путь развития и опираться только на национальную основу. Рубинштейн же был убежден, что отечественное искусство и образование нужно строить по западноевропейскому образцу. К слову, эту позицию основателя петербургской консерватории не разделяли не только композиторы кружка, но и практически все музыковеды XX века во главе со Стасовым. Они считали его взгляды пагубными для России.
Последователи «Балакиревского кружка»
Композиторы «Могучей кучки» во многом стали первооткрывателями, и значение их наследия для русской музыкальной культуры просто невозможно переоценить. Для последующих поколений эти пять гениальных художников стали не просто творческим содружеством, а настоящим созвездием талантов, прочно обосновавшимся на мировом музыкальном небосводе.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Фильм о Могучей кучке
«МОГУЧАЯ КУЧКА»
Помимо Балакирева в «Могучую кучку» входили А.П. Бородин, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, примыкали к ней А.С. Гуссаковский, H.H. Лодыженский, Н.В. Щербачёв, со временем отошедшие от композиторской деятельности.
Центром музыкально-просветительской деятельности «Могучей кучки» явилась Бесплатная музыкальная школа (создана в 1862 году по инициативе Балакирева и Г.Я. Ломакина), в концертах которой исполнялись произведения членов кружка и близких по направлению русских и зарубежных композиторов.
Модализмы (в т. ч. симметричные лады), сложные метры, гармоническая и тембровая колористика, другие особенности ритма, гармонии и музыкальной формы, не вписывавшиеся в эстетические стереотипы западно-европейской классико-романтической музыки и прочно вошедшие в арсенал членов кружка, стали знаком национального своеобразия русской композиторской школы, способствовали её мировому признанию, оказав влияние, в частности, на французских композиторов. Принципы гармонизации народных песенных мелодий были выработаны Балакиревым в сборниках «40 русских народных песен» (на основе собственных записей, сделанных во время поездки по Волге с поэтом Н.В. Щербиной в 1860 годы).
В русской музыкальной жизни 1860-х годов «Могучая кучка» находилась в конфронтации с Русским музыкальным обществом и Санкт-Петербургской консерваторией (во главе с А.Г. Рубинштейном).
С «Могучей кучкой» преемственно связан Беляевский кружок.
Исторические источники:
Римский-Корсаков H. A. Летопись моей музыкальной жизни. СПб., 1909. М., 1955.
Могучая кучка композиторов
Оживление, охватившее в середине XIX века все отрасли культурной и общественной жизни России, проявилось и в расцвете музыкального искусства. Прежде всего, изменились формы музыкально-концертной жизни. К этому времени планомерная концертная работа велась только Филармоническим обществом и Придворной певческой капеллой. В 1859 году в Петербурге, а годом позже в Москве возникает новая концертная организация – Русское музыкальное общество (РМО). Позже отделения РМО появились и в других городах государства. Основной целью РМО было, как указывалось в его уставе, „сделать хорошую музыку доступной большим массам публики”. Популяризацией русской музыки занимались также Русские симфонические концерты, основанные в 1885 году богатым любителем музыки М.П. Беляевым.
Введение. Предыстория появления Могучей Кучки.
С деятельностью РМО был связан и развитие музыкального образования. На основе музыкальных классов при РМО были организованы два первые русские консерватории в 1862 году в Петербурге, а в 1866 году в Москве. Консерватории занимались подготовкой артистов-солистов и музыкантов-профессионалов для оркестров. Также в 1862 году в Петербурге создали Бесплатную музыкальную школу, в которой любители музыки из народа учились в хоровом и сольном пения. Главное место в деятельности школы занимали концерты, в которых исполнялись в основном произведения русских композиторов, а также новейшие произведения иностранных музыкантов.
На это время приходится начало творческого расцвета многих выдающихся музыкантов-исполнителей: пианистов и дирижеров братьев Антона и Николая Рубинштейнов, что стали первыми директорами в соответствии Петербургской и Московской консерваторий, скрипачей Г. Венявского и Л. Ауэра, виолончелиста К. Давыдова. С успехом выступали вокалисты Ф.И. Стравинский, И. Мельников, Ю. Платонова, Есть.А. Лавровська, А.Н. Пургольд, которые пропагандировали российскую музыку на родине и за рубежом и способствовали углублению связей российских музыкантов с композиторами и музыкальной общественностью Европы и Америки. Наряду с ними продолжали деятельность исполнители старшего поколения – Д. Леонова,. Петров, Сек. Гулак-Артемовский.
Музыкальную науку и публицистику в эти годы представляют В.В. Стасов, А.М. Серов, Г.А. Ларош а также композитор Цезарь Антонович Кюи (1835-1918 гг.), что написал около 250 романсов, несколько опер, четыре оркестровые сюиты и множество камерных инструментальных произведений. Эпизодически выступали со статьями и рецензиями композиторы А.П. Бородин, П.И. Чайковский, М.А. Римский-Корсаков и другие музыканты.
Во второй половине XIX века в России появляется ряд композиторов мирового значения, творчество которых пронизано любовью к родной стране, к своему народу, к русской природе. Для искусства этого времени характерно и обращение к социальным проблемам, и глубокое проникновение в мир человеческих чувств, интерес к душевной жизни человека. Композиторы работают в разных музыкальных жанрах. Традиции Глинки и Даргомыжского в области романса и романса-песни по-разному продолжали ведущие композиторы новой эпохи, добиваясь большей глубины лирико-психологического содержания, яркой индивидуализации характеров, касаясь острых социально-обличительных тем. Возникают новые виды и типы вокальной миниатюры, отражающие своеобразные, новаторские стремления авторов. Романс драматизируется, все большее значение в нем имеет метод сквозного развития.
Романс был тесно связан с ведущим музыкально-театральным жанром эпохи – оперой. Оперы этого времени очень разнообразны. Большое развитие имела историческая тема, связанная с подъемом национального самосознания. Лирико-психологическая опера отразила интерес передовых художников к внутреннему миру человека. Новые комические оперы, построены на сквозном музыкальном развитии и лишены разговорных диалогов, сочетавшие в себе элементы юмора и лирики, меткость характеристик и бытовых зарисовок. Развития русского оперного искусства способствовала Частная русская опера – театр, созданный в 1885 году Мамонтовым, в котором ставились преимущественно произведения русских композиторов.
Появляется новый тип балетной музыки, что становится равноправной участницей спектакля, раскрывая наравне с хореографией ее драматическое содержание.
В середине XIX века развиваются различные типы симфонизма: лирико-драматический, героико-эпическая, народно-жанровый, картинный. Возрастает значение программной музыки, опирающаяся на сюжеты из литературы, народные сказки, былины, предания.
Творчество ведущих композиторов этой эпохи была тесно связана с народной музыкой. Проводилась большая работа по записи, обработки и издание народных песен. Наибольшее значение имели сборники народных песен, составленные Балакиревым, Чайковским, Римским-Корсаковым.
Значительно усилилось взаимодействие русской музыки с музыкальными культурами других народов царской России. Наиболее тесным стал в эти годы связь русской и украинской музыки. Большой интерес русские композиторы проявляли также к музыке народов Востока.
В середине XIX века в русской музыке сформировался ряд творческих школ и направлений, организовались различные центры музыкальной жизни. Одно из главных мест занял кружок петербургских музыкантов, вошедший в историю как „Могучая кучка” (это название дал содружества Стасов), или Новая русская музыкальная школа. За рубежом ее часто называли „Пятерка” по числу основных представителей.
Кто входил в состав Могучей кучки?
В группу входили Балакирев, Кюи, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков. Участники кружка постоянно общались с Даргомыжским, в музыкально-творческих собраниях „Могучей кучки” активное участие принимали также сестры Пургольд: Александра – певица и Надежда – пианистка.
Содружество композиторов
„Могучая кучка” была подобна другим типичным для этой эпохи творческим союзом: кружкам художников-передвижников, кружкам писателей, группировавшихся вокруг журнала „Современник”.
Творческие принципы „Пятерки” сложились под влиянием революционных демократов. Композиторов, при значительной несхожести их творческих индивидуальностей, объединяла одна цель – продолжать дело, начатое Глинкой, создавать русскую музыку, неразрывно связанную с искусством самого народа. Вместе с тем они выступали как смелые новаторы, прокладывая новые пути в творчестве, обогащая музыкальную язык яркими, оригинальными выразительными средствами.
Вдохновителем и соратником музыкантов был также критик В.В. Стасов, человек огромной энергии, широко образована в вопросах искусства. Труда Стасова, в которых он выступал за народность и национальность в искусстве, стали идейной платформой кружка.
Композиторы „Могучей кучки”, не получивших профессионального музыкального образования, совершенствовали свое мастерство в творческих дискуссиях под руководством Балакирева, который уже имел на момент организации группы достаточный опыт практической работы.
Милий Алексеевич Балакирев
Милий Алексеевич Балакирев (1837-1910 гг.) – один из лучших пианистов своего времени, талантливый дирижер, самобытный композитор, родился в Нижнем Новгороде, музыке учился у местных преподавателей, много занимался самообразованием. Важную роль в его жизни сыграл публицист и меценат А.Д. Улибишев (1794-1858 гг.), что способствовал переезду Балакирева в Петербург в 1855 году. В столице молодого музыканта представили Глинке, а позже он сблизился с О.Сек. Даргомыжским, В.В. Стасовым, А.М. Серовым.
Началом образования „Могучей кучки” считают 1856 год, когда Балакирев познакомился с Кюи. Позже к ним присоединились молодые музыканты-любители, ставшие впоследствии знаменитыми композиторами. Систематические собрания кружка превратились в школу композиторского мастерства. Впоследствии каждый из участников группы нашел свой путь в музыке.
В 1862 Балакирев вместе с хоровым дирижером Г.Я. Ломакиным стал одним из основателей и руководителем Бесплатной музыкальной школы, позднее руководил оркестром Российского музыкального общества, возглавлял Придворную певческую капеллу.
В композиторском творчестве Балакирев отдавал предпочтение инструментальной музыке. Первым из русских композиторов он начал писать программные симфонические произведения на литературные сюжеты (увертюра „Король Лир”). В своей музыке композитор широко использовал фольклорные темы. В течение всей жизни он собирал и обрабатывал народные песни, издал несколько сборников. Темы и интонации русской народной музыки использованы в „Увертюре на темы трех русских песен” и симфонической поэме „Русь”. Балакирев проявлял интерес и к музыке других народов („Испанская увертюра”, симфоническая поэма „В Чехии”). Отразились в его работах и творческие поездки на Кавказ (фортепианная фантазия „Ісламей”, симфоническая поэма „Тамара”).
Важное место в работах композитора занимала камерная вокальная лирика. Балакирев написал около сорока романсов, в которых подражал традиции Глинки и Даргомыжского.
В последние годы жизни, тяжело переживая распад „Могучей кучки”, Балакирев отошел от активной музыкальной деятельности, лишь иногда принимая участие в концертах. Его последнее выступление как пианиста состоялся в 1894 году в Польше, где по инициативе Балакирева был открыт памятник Шопену. В 1895 году Балакирев добился установления мемориальной доски в Берлине на доме, в котором скончался Глинка, ездил на торжества в составе русской делегации и дирижировал в Берлине своей симфонией.
После смерти Балакирева несколько не законченных им произведений композитор завершил С.М. Ляпунов, который был ближайшим другом Милия Алексеевича в его последние годы.
Антон Григорьевич Рубинштейн
Другое направление в русской музыке этих лет был связан с именем Антона Григорьевича Рубинштейна (1829-1894 гг.), который опирался на традиции классического западноевропейского искусства и не разделял новаторских, ярко национальных взглядов „кучкистов”. Рубинштейн вошел в историю русской культуры как разностороннее музыкально-общественный деятель, один из лучших пианистов мира, талантливый композитор, педагог. Его исполнительская и педагогическая деятельность способствовала утверждению европейские традиции концертной жизни и музыкального образования в России.
Рубинштейн начинал свою творческую жизнь как блестящий пианист. Занятия начались под руководством матери, затем его учителем стал выдающийся московский педагог А.И. Виллуан. Выступать Рубинштейн начал с десяти лет. В юности он объездил с концертами почти всю Европу, его талантом восхищались Шопен, Лист, Шуман. По совету Мендельсона и Мейербера, в Берлине Рубинштейн прошел курс теории музыки у знаменитого педагога Зигфрида Дена – учителя Глинки.
Как исполнитель Рубинштейн выступал в течение всей жизни. В частности, в 1872 году со скрипачом Венявским он дал более 200 концертов в Америке, а в 1885-1886 годах организовал большой цикл „Исторических концертов” в городах России и Западной Европы.
С середины XIX века деятельность Рубинштейна была связана преимущественно с Петербургом. По его инициативе и при активном участии в 1859 году было создано Русское музыкальное общество, а в 1862 году Рубинштейн, считавший необходимым условием прогресса русской музыки создание прочной основы профессионального музыкального образования, стал преподавателем и директором первой в России консерватории.
Творческое наследие Рубинштейна охватывает почти все музыкальные жанры – оперы, оратории, балеты, симфонические произведения и камерные ансамбли, более двухсот произведений для фортепиано, множество романсов и вокально-камерных ансамблей. Его лучшие работы отличаются эмоциональной насыщенностью и мелодической выразительностью. Наиболее удачные страницы творчества Рубинштейна (лирическая опера „Демон”, фортепианные произведения и романсы) связаны с лирикой и колоритными образами восточного характера.
Александр Николаевич Серов
В Петербурге также работал Александр Николаевич Серов (1820-1871 гг.), выдающийся публицист, музыковед и композитор. Серов вошел в историю как один из основателей русской науки о музыке, пропагандист и интерпретатор лучших образцов русской и зарубежной музыки.
Серьезно увлекаться музыкой Серов начал в Училище правоведения, к которому он поступил в 1835 году и где его другом стал.В. Стасов. На решение посвятить себя музыке повлияло и знакомство в 1842 году с Глинкой, а позже и с Даргомыжским. В 1850 году Серов оставляет службу в Министерстве юстиции и начинает деятельность музыкального критика и ученого-музыковеда. Среди лучших работ Серова – очерк „Музыка южнорусских песен” с приложением гармонизаций шести украинских песен, капитальный труд „Русская народная песня как предмет науки”, ставший одним из первых в России научных исследований народного творчества. Ценным вкладом в музыкознание стали работы, посвященные творчеству Глинки и воспоминания о композиторе, статья о „Русалке” Даргомыжского, а также яркие, содержательные публикации о творчестве многих представителей мировой музыкальной классики. Важным этапом просветительской деятельности Серова был проведен им в 1858 году впервые в России цикл публичных лекций о музыке. В 1867 году вместе с женой, талантливой пианисткой и композитором В.Сек. Бергман, Серов сделал попытку основать первую в России специальную газету „Музыка и театр”.
Много работ Серова посвященные проблемам оперного творчества. Его собственные произведения в этом жанре – героико-патриотическая „большая” опера „Юдифь”, историческая „Рогнєда”, народно-бытовая песенная „Вражья сила” по пьесе А.М. Островского „Не так живи, как хочется” – оказались важным историческим звеном между операми Глинки и Даргомыжского, с одной стороны, и композиторов „Могучей кучки” и Чайковского – с другой. По-своему разрабатывая традиции великих предшественников, Серов стремился к созданию новых типов оперы, что соответствовали потребностям его времени.
До конца жизни Серов продолжал интенсивную музыкально-критической и общественной деятельности. В 1868 году он прочел цикл лекций в Москве, а в 1870 году присутствовал делегатом от русского музыкального общества в Вене на торжестве по поводу столетия со дня рождения Бетховена.
Серов умер в начале 1871 года. Его последнюю оперу „Вражья сила” дописала его супруга вместе с композитором Н.Ф. Соловьевым.
В Москве возник свой музыкально-литературный центр – Артистический кружок, объединивший демократически настроенных писателей, артистов, музыкантов. Организатором этого кружка был брат А.Г. Рубинштейн Николай Григорьевич Рубинштейн (1835-1881 гг.), пианист, дирижер и педагог, первый директор Московской консерватории. Активно способствовали созданию кружка В.Ф. Одоевский и А.М. Островский. В собрании объединения принимали участие артисты Малого театра, а также П.И. Чайковский.
Таким образом, несмотря на разногласия по некоторым вопросам музыкального искусства, российские композиторы второй половины XIX века шли к единой цели – развитию русской музыки на основе „близости к формам русской простонародной музыки, которой несметные сокровища в русских песнях”, как писал в одной из статей Серов.
Онлайн тест на знание композиторов «Могучей кучки» и их произведений
Подробный видео материал на тему «Могучей кучки», изучив который, вы сможете ответить на вопросы: