Чем занималась могучая кучка

Могучая кучка

Из Википедии — свободной энциклопедии

Чем занималась могучая кучка. Смотреть фото Чем занималась могучая кучка. Смотреть картинку Чем занималась могучая кучка. Картинка про Чем занималась могучая кучка. Фото Чем занималась могучая кучка

Чем занималась могучая кучка. Смотреть фото Чем занималась могучая кучка. Смотреть картинку Чем занималась могучая кучка. Картинка про Чем занималась могучая кучка. Фото Чем занималась могучая кучка

Чем занималась могучая кучка. Смотреть фото Чем занималась могучая кучка. Смотреть картинку Чем занималась могучая кучка. Картинка про Чем занималась могучая кучка. Фото Чем занималась могучая кучка

Название «Могучая кучка» впервые встречается в статье Стасова «Славянский концерт г. Балакирева» (1867): «Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов». Название «Новая русская музыкальная школа» было выдвинуто самими участниками кружка, которые считали себя наследниками традиций М. И. Глинки и свою цель видели в воплощении русской национальной идеи в музыке. Поиски национальных корней и тяга к родной культуре обратили деятелей искусства к народным темам.

В реализации национально-эстетических принципов, провозглашённых идеологами содружества Стасовым и Балакиревым, наиболее последовательным был М. П. Мусоргский, меньше других — Ц. А. Кюи. Участники «Могучей кучки» систематически записывали и изучали образцы русского музыкального фольклора и русского церковного пения. Результаты своих изысканий в том или ином виде они воплощали в сочинениях камерного и крупного жанра, особенно в операх, среди которых «Царская невеста», «Снегурочка», «Хованщина», «Борис Годунов», «Князь Игорь». Интенсивные поиски национальной самобытности в «Могучей кучке» не ограничивались аранжировками фольклора и Богослужебного пения, но распространились также и на драматургию, жанр (и форму), вплоть до отдельных категорий музыкального языка (гармония, ритмика, фактура и т.д.).

Первоначально в составе кружка были Балакирев и Стасов, увлечённые чтением Белинского, Добролюбова, Герцена, Чернышевского. Своими идеями они вдохновили и молодого композитора Кюи, а позже к ним присоединился Мусоргский, оставивший чин офицера в Преображенском полку ради занятий музыкой. В 1862 году к балакиревскому кружку примкнули Н. А. Римский-Корсаков и А. П. Бородин. Если Римский-Корсаков был совсем молодым по возрасту членом кружка, взгляды и музыкальный талант которого только начинали определяться, то Бородин к этому времени был уже зрелым человеком, выдающимся учёным-химиком, дружески связанным с такими гигантами русской науки и искусства, как Менделеев, Сеченов, Ковалевский, Боткин, Васнецов.

Собрания балакиревского кружка протекали всегда в очень оживлённой творческой атмосфере. Члены этого кружка часто встречались с писателями А. В. Григоровичем, А. Ф. Писемским, И. С. Тургеневым, художником И. Е. Репиным, скульптором М. М. Антокольским. Тесные, хотя и далеко не всегда гладкие связи были и с Петром Ильичом Чайковским.

В 70-х годах «Могучая кучка» как сплочённая группа перестала существовать. Деятельность «Могучей кучки» стала эпохой в развитии русского и мирового музыкального искусства.

Источник

Чем занималась могучая кучка

Могучая кучка

Чем занималась могучая кучка. Смотреть фото Чем занималась могучая кучка. Смотреть картинку Чем занималась могучая кучка. Картинка про Чем занималась могучая кучка. Фото Чем занималась могучая кучка

Историю «Могучей кучки» и множество интересных фактов читайте на нашей странице

Как все начиналось

Кружок знаменитых музыкантов сложился не сразу, поскольку по разным причинам они на протяжении нескольких лет не могли встретиться в полном составе.

Первым шагом к появлению «Могучей кучки» стал приезд из Нижнего Новгорода в Петербург М.А. Балакирева . Тогда ему было всего лишь 18 лет, но он уже успел снискать славу одаренного музыканта. Все современники единогласно отмечали его блестящую виртуозную технику, глубину исполнительской мысли и великолепное чувство формы.

Своими выступлениями он привлек к себе внимание не только меломанов и завсегдатаев петербургских концертных залов, но и музыкального критика и историка искусств В.В. Стасова, позднее ставшего главным идейным вдохновителем кучкистов. Талантливого пианиста наперебой приглашали к себе на концерты состоятельные вельможи, однако Балакирев быстро осознал, что такие светские развлечения ему не интересны, и выбрал для себя другой путь. Милий Алексеевич увидел свой долг в ином служении отечественной культуре – он решил стать музыкантом-просветителем. К концу 50-х – началу 60-х годов он являлся одной из ведущих фигур русского музыкального искусства, на которую равнялись и с которой мечтали познакомиться лично начинающие музыканты. И зачастую, такие знакомства проходили на музыкальных вечерах, которые организовывали у себя дома любители высокого искусства.

Чем занималась могучая кучка. Смотреть фото Чем занималась могучая кучка. Смотреть картинку Чем занималась могучая кучка. Картинка про Чем занималась могучая кучка. Фото Чем занималась могучая кучка

В 1856 году страстный поклонник камерной музыки, инспектор Петербургского университета А.И. Фицтум фон Экстедт регулярно проводил в своем доме квартетные собрания, на одном из которых и произошла знаменательная встреча Балакирева с Ц.А. Кюи. Правда, для Кюи тогда музыка была всего лишь увлечением – он обучался в Военно-Инженерной академии и не так давно был произведен в офицеры, однако эта встреча буквально перевернула его жизнь. Казалось бы, он был полной противоположностью Милия – очень рассудительным, расчетливым, остроумным, однако своей живостью смог привлечь его внимание и расположить к себе. Тогда Балакирев рассказал ему о Глинке , а Кюи поделился с ним впечатлениями о музыке своего учителя Монюшко. Этот простой, казалось бы, разговор, и положил начало великой дружбе. Причем, с того самого момента они были не только приятелями, которые посещали многие музыкальные вечера вместе: Балакирев стал для Кюи учителем, под руководством которого он создал свои первые композиторские опусы.

Регулярно устраивались собрания и в доме С. Даргомыжского. Именно там, в 1857 году Кюи подружился с гвардейским офицером М. П. Мусоргским. Кюи, в свою очередь, представил молодого военнослужащего Балакиреву, и с тех пор Модест Петрович стал частым гостем в его доме. Мусоргский был так вдохновлен этим знакомством, что в первое время даже брал у него уроки.

Следующим ряды будущей «Могучей кучки» пополнил Н.А. Римский-Корсаков . Произошло это с подачи его педагога Ф.А. Канилле. Причем, заслуга этого учителя перед музыкальным искусством огромна, ведь именно благодаря ему воспитанник Морского Кадетского корпуса Римский-Корсаков продолжил занятия музыкой, вопреки запретам его старшего брата. Видя одаренность своего ученика, Канилле по-прежнему приглашал его к себе на занятия. Правда, это уже были не такие полноценные уроки – Николай показывал свои сочинения, а его бывший педагог делал замечания и знакомил его с композиторскими приемами и теорией.

Поскольку Канилле был близок со многими выдающимися музыкантами своего времени, он твердо решил ввести в этот круг и Римского-Корсакова. 26 ноября он привел его в дом Хилькевича, расположенный на Офицерской улице (позднее переименованной в улицу Декабристов), где и собирались молодые музыканты. В 1862 году на такой встрече Бородин был представлен Балакиреву и Кюи.

Чем занималась могучая кучка. Смотреть фото Чем занималась могучая кучка. Смотреть картинку Чем занималась могучая кучка. Картинка про Чем занималась могучая кучка. Фото Чем занималась могучая кучка

С легкой руки Стасова…

В 60-е годы XIX столетия произошло значимое для отечественной музыкальной культуры событие, которое и дало содружеству петербургских музыкантов имя. У истоков этого события стоял М.И. Балакирев.

Одним из близких друзей Милия Алексеевича был хоровой дирижер Г.Я. Ломакин. Очень часто они вместе с Серовым и Стасовым собирались вместе, чтобы обсудить насущные проблемы. Во время одной из таких встреч разговор зашел о музыкальном прогрессе, развитии хорового искусства, и, конечно, знаменитом хоре графа Шереметьева, где Ломакин значился капельмейстером. И тогда все возмутились тем фактом, что послушать этот гениальный хор могут лишь избранные, в то время как он должен быть всеобщим достоянием. В ответ на это Балакирев озвучил свою идею, давно не дающую ему покоя – он предложил создать Бесплатную музыкальную школу, в которой образование мог получить любой желающий. Из учеников композитор предложил создать свой оркестр и хор. Эта идея очень понравилась Ломакину, и он сразу же занялся ее реализацией. Он уговорил Шереметьева отпустить его хор на публичный концерт, а все собранные средства отдать на открытие школы. Граф ответил согласием, и 18 марта 1862 года в учреждении были проведены первые уроки. Желающих учиться было очень много, и поэтому к 1865 году в распоряжении Балакирева уже был хорошо подготовленный симфонический оркестр и прекрасно обученный хор.

Параллельно с педагогической работой Балакирев продолжал дирижерскую деятельность. В 1867 году он отправился в Прагу, чтобы там познакомить чешскую публику с операми Глинки. На премьере « Руслана и Людмилы » выяснилось, что куда-то пропала партитура. Однако маэстро не растерялся и продирижировал наизусть. Эта постановка оживила межславянские отношения и Россию стали часто посещать представители других стран. В их честь решено было устроить концерт силами Бесплатной музыкальной школы, и будущие кучкисты как раз готовили его программу. Специально для него они даже решили сочинить одночастные произведения: Балакирев взялся за «Увертюру на чешские темы», Римский-Корсаков – «Фантазию на сербские темы», а Мусоргский надумал написать симфоническую поэму, повествующую о событиях в Чехии XV века.

В итоге Мусоргский свою задумку так и не осуществил, а вот другие два произведения были написаны и исполнены на концерте 12 мая 1867 года. Прошел он с небывалым успехом, и о нем даже написали в столичной прессе. Свой вклад в обсуждение этого концерта внес и Стасов, написав объемную статью под названием «Славянский концерт г. Балакирева». Эту работу он решил окончить одним наставлением, дабы слушатели навсегда запомнили то, «сколько поэзии, чувства, таланта и уменья есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов». Эта фраза стала судьбоносной и название «Могучая кучка» прочно вошло в музыкальную историю. Также это содружество музыкантов известно под названиями «Балакиревский кружок», «Группа пяти», «Русская пятерка» и «Новая русская музыкальная школа».

Распад

В последней трети XIX века в переписке кучкистов, их друзей и родных частенько встречаются рассуждения о том, что именно послужило причиной раскола содружества. Лучше всех эту мысль выразил Бородин, который писал, что считает естественным явление, когда по мере становления и взросления личности ее индивидуальность и взгляды берут верх над общественными убеждениями. Вкусы, предпочтения меняются вместе с человеком, и этот процесс во все времена неизбежен, считал он.

В 1881 году самым первым ушел из жизни Мусоргский. Перед неизбежной кончиной его мучило подорванное здоровье и постоянные недуги, к тому же угнетало тяжелое материальное положение. Все это отвлекало его от творческой самореализации, вгоняло в депрессию и заставило уйти в себя.

1887 году скончался Бородин. После его смерти дороги оставшихся в живых членов группы разошлись безвозвратно. Балакирев, выбрав отчужденный образ жизни, прервал отношения с Римским-Корсаковым, Кюи к тому времени давно в творческом смысле потерял своих одаренных товарищей. Лишь один Стасов продолжал поддерживать отношения со всеми троими.

В начале 70-х годов Балакирев оставил свои музыкальные притязания и на время перестал заниматься сочинительством. В конце десятилетия он вновь принялся творить, но уже тогда всем было понятно, что его творческий запал угас. Очевидно было, что потенциал, внутренний огонь и силы оставили композитора. Но все же, ему удалось сохранить за собой место руководителя Придворной капеллы и Бесплатной музыкальной школы. Именно ему и Римскому-Корсакову ученики обязаны тем, что получили блестящее образование и стали со временем выдающимися деятельными искусства. Маэстро не стало в 1910 году.

Кюи со временем окончательно оставил музыку и вплотную занялся второй профессией. 1888 году он занял место профессора и преподавателя при Военно-инженерной академии на кафедре защитных сооружений и опубликовал немало интереснейших трудов на эту тему.

Только Римский-Корсаков до конца своей долгой жизни (он умер лишь в 1908 году) оставался верен идеям и идеалам, когда-то возвысившим «Могучую кучку». Он долгое время возглавлял общественное музыкальное движение, занимался педагогической работой и даже стал дирижером Бесплатной музыкальной школы.

Интересные факты

Чем занималась могучая кучка. Смотреть фото Чем занималась могучая кучка. Смотреть картинку Чем занималась могучая кучка. Картинка про Чем занималась могучая кучка. Фото Чем занималась могучая кучка

Всегда ли их было пятеро?

Любопытно, но поначалу в составе творческого союза числились только четыре композитора – Кюи, Мусоргский, Римский-Корсаков и Балакирев. Они ежедневно собирались в доме Балакирева, и первое эти встречи больше походили на уроки – друзья музицировали, а после анализировали творения великих гениев музыкального искусства, дотошно разбирая техническую и творческую сторону каждого сочинения. Набравшись достаточно опыта, они стали давать настоящие концерты – пианисты Балакирев и Мусоргский играли дуэтом и порознь, Модест Петрович часто пел. Бывало, что композиторы ставили даже целые сцены из опер. Здесь же впервые звучали и их сочинения. Однако вскоре эта творческая идиллия была нарушена, и друзей временно осталось трое – в 1862 году по долгу своей профессии Римский-Корсаков отправился в кругосветное плавание. Вернулся он только три года спустя.

За время отсутствия морского офицера в коллектив влился А.П. Бородин, и произошло это тоже совершенно случайно. Осенью 1862 он возвращался из заграничной командировки, где на протяжении трех лет изучал достижения западных ученых в химии. Теперь же он мечтал о встрече со своими родными и друзьями. Среди дорогих ему людей был его коллега, товарищ по Медико-хирургической академии, С.П. Боткин. К нему Бородин и поспешил направиться. Знаменитый врач был ценителем музыки и также организовывал у себя дома музыкальные встречи. Именно на таком вечере Боткин и познакомил Бородина с Балакиревым. Творческие встречи продолжались, но пока без Римского-Корсакова. С ним Бородина знакомили заочно, исполняя его сочинения. По возвращению морского офицера знакомство состоялось лично. Это был 1865 год.

Немного о врагах «Могучей кучки»

Чем занималась могучая кучка. Смотреть фото Чем занималась могучая кучка. Смотреть картинку Чем занималась могучая кучка. Картинка про Чем занималась могучая кучка. Фото Чем занималась могучая кучка

Основным противником содружества был А.Г. Рубинштейн и его академическая петербургская школа. Кучкисты и Рубинштейн преследовали одну цель – развитие музыкальной культуры и образования в России, однако для ее достижения предлагали совершенно разные пути. Собственно, это и стало главной причиной конфликта. Балакиревцы считали, что русское искусство должно иметь свой путь развития и опираться только на национальную основу. Рубинштейн же был убежден, что отечественное искусство и образование нужно строить по западноевропейскому образцу. К слову, эту позицию основателя петербургской консерватории не разделяли не только композиторы кружка, но и практически все музыковеды XX века во главе со Стасовым. Они считали его взгляды пагубными для России.

Последователи «Балакиревского кружка»

Чем занималась могучая кучка. Смотреть фото Чем занималась могучая кучка. Смотреть картинку Чем занималась могучая кучка. Картинка про Чем занималась могучая кучка. Фото Чем занималась могучая кучка

Композиторы «Могучей кучки» во многом стали первооткрывателями, и значение их наследия для русской музыкальной культуры просто невозможно переоценить. Для последующих поколений эти пять гениальных художников стали не просто творческим содружеством, а настоящим созвездием талантов, прочно обосновавшимся на мировом музыкальном небосводе.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Фильм о Могучей кучке

Источник

«МОГУЧАЯ КУЧКА»

По­ми­мо Ба­ла­ки­рева в «Могучую кучку» вхо­ди­ли А.П. Бо­ро­дин, Ц.А. Кюи, М.П. Му­сорг­ский, Н.А. Рим­ский-Кор­са­ков, при­мы­ка­ли к ней А.С. Гус­са­ков­ский, H.H. Ло­ды­жен­ский, Н.В. Щер­ба­чёв, со вре­ме­нем ото­шед­шие от ком­по­зи­тор­ской дея­тель­но­сти.

Цен­тром музы­каль­но-про­све­ти­тель­ской дея­тель­но­сти «Могучей кучки» яви­лась Бес­плат­ная музыкальная шко­ла (соз­да­на в 1862 году по ини­циа­ти­ве Ба­ла­ки­ре­ва и Г.Я. Ло­ма­ки­на), в кон­цер­тах ко­то­рой ис­пол­ня­лись про­из­ве­де­ния чле­нов круж­ка и близ­ких по на­прав­ле­нию русских и за­ру­беж­ных ком­по­зи­то­ров.

Мо­да­лиз­мы (в т. ч. сим­мет­рич­ные ла­ды), слож­ные мет­ры, гар­мо­ническая и тем­бро­вая ко­ло­ри­сти­ка, другие осо­бен­но­сти рит­ма, гар­мо­нии и музыкальной фор­мы, не впи­сы­вав­шие­ся в эс­те­тические сте­рео­ти­пы западно-ев­ропейской клас­си­ко-ро­ман­тической му­зы­ки и проч­но во­шед­шие в ар­се­нал чле­нов круж­ка, ста­ли зна­ком национального свое­об­ра­зия русской ком­по­зи­тор­ской шко­лы, спо­соб­ст­во­ва­ли её ми­ро­во­му при­зна­нию, ока­зав влия­ние, в ча­ст­но­сти, на французских ком­по­зи­то­ров. Прин­ци­пы гар­мо­ни­за­ции народных пе­сен­ных ме­ло­дий бы­ли вы­ра­бо­та­ны Ба­ла­ки­ре­вым в сборниках «40 рус­ских на­род­ных пе­сен» (на ос­но­ве собственных за­пи­сей, сде­лан­ных во вре­мя по­езд­ки по Вол­ге с по­этом Н.В. Щер­би­ной в 1860 годы).

В русской музыкальной жиз­ни 1860-х годов «Могучая кучка» на­хо­ди­лась в кон­фрон­та­ции с Русским музы­каль­ным обществом и Санкт-Пе­тербургской консерваторией (во гла­ве с А.Г. Ру­бин­штей­ном).

С «Могучей кучкой» пре­ем­ст­вен­но свя­зан Бе­ля­ев­ский кру­жок.

Исторические источники:

Рим­ский-Кор­са­ков H. A. Ле­то­пись мо­ей му­зы­каль­ной жиз­ни. СПб., 1909. М., 1955.

Источник

Могучая кучка композиторов

Чем занималась могучая кучка. Смотреть фото Чем занималась могучая кучка. Смотреть картинку Чем занималась могучая кучка. Картинка про Чем занималась могучая кучка. Фото Чем занималась могучая кучка

Оживление, охватившее в середине XIX века все отрасли культурной и общественной жизни России, проявилось и в расцвете музыкального искусства. Прежде всего, изменились формы музыкально-концертной жизни. К этому времени планомерная концертная работа велась только Филармоническим обществом и Придворной певческой капеллой. В 1859 году в Петербурге, а годом позже в Москве возникает новая концертная организация – Русское музыкальное общество (РМО). Позже отделения РМО появились и в других городах государства. Основной целью РМО было, как указывалось в его уставе, „сделать хорошую музыку доступной большим массам публики”. Популяризацией русской музыки занимались также Русские симфонические концерты, основанные в 1885 году богатым любителем музыки М.П. Беляевым.

Введение. Предыстория появления Могучей Кучки.

С деятельностью РМО был связан и развитие музыкального образования. На основе музыкальных классов при РМО были организованы два первые русские консерватории в 1862 году в Петербурге, а в 1866 году в Москве. Консерватории занимались подготовкой артистов-солистов и музыкантов-профессионалов для оркестров. Также в 1862 году в Петербурге создали Бесплатную музыкальную школу, в которой любители музыки из народа учились в хоровом и сольном пения. Главное место в деятельности школы занимали концерты, в которых исполнялись в основном произведения русских композиторов, а также новейшие произведения иностранных музыкантов.

На это время приходится начало творческого расцвета многих выдающихся музыкантов-исполнителей: пианистов и дирижеров братьев Антона и Николая Рубинштейнов, что стали первыми директорами в соответствии Петербургской и Московской консерваторий, скрипачей Г. Венявского и Л. Ауэра, виолончелиста К. Давыдова. С успехом выступали вокалисты Ф.И. Стравинский, И. Мельников, Ю. Платонова, Есть.А. Лавровська, А.Н. Пургольд, которые пропагандировали российскую музыку на родине и за рубежом и способствовали углублению связей российских музыкантов с композиторами и музыкальной общественностью Европы и Америки. Наряду с ними продолжали деятельность исполнители старшего поколения – Д. Леонова,. Петров, Сек. Гулак-Артемовский.

Музыкальную науку и публицистику в эти годы представляют В.В. Стасов, А.М. Серов, Г.А. Ларош а также композитор Цезарь Антонович Кюи (1835-1918 гг.), что написал около 250 романсов, несколько опер, четыре оркестровые сюиты и множество камерных инструментальных произведений. Эпизодически выступали со статьями и рецензиями композиторы А.П. Бородин, П.И. Чайковский, М.А. Римский-Корсаков и другие музыканты.

Во второй половине XIX века в России появляется ряд композиторов мирового значения, творчество которых пронизано любовью к родной стране, к своему народу, к русской природе. Для искусства этого времени характерно и обращение к социальным проблемам, и глубокое проникновение в мир человеческих чувств, интерес к душевной жизни человека. Композиторы работают в разных музыкальных жанрах. Традиции Глинки и Даргомыжского в области романса и романса-песни по-разному продолжали ведущие композиторы новой эпохи, добиваясь большей глубины лирико-психологического содержания, яркой индивидуализации характеров, касаясь острых социально-обличительных тем. Возникают новые виды и типы вокальной миниатюры, отражающие своеобразные, новаторские стремления авторов. Романс драматизируется, все большее значение в нем имеет метод сквозного развития.

Романс был тесно связан с ведущим музыкально-театральным жанром эпохи – оперой. Оперы этого времени очень разнообразны. Большое развитие имела историческая тема, связанная с подъемом национального самосознания. Лирико-психологическая опера отразила интерес передовых художников к внутреннему миру человека. Новые комические оперы, построены на сквозном музыкальном развитии и лишены разговорных диалогов, сочетавшие в себе элементы юмора и лирики, меткость характеристик и бытовых зарисовок. Развития русского оперного искусства способствовала Частная русская опера – театр, созданный в 1885 году Мамонтовым, в котором ставились преимущественно произведения русских композиторов.

Появляется новый тип балетной музыки, что становится равноправной участницей спектакля, раскрывая наравне с хореографией ее драматическое содержание.

В середине XIX века развиваются различные типы симфонизма: лирико-драматический, героико-эпическая, народно-жанровый, картинный. Возрастает значение программной музыки, опирающаяся на сюжеты из литературы, народные сказки, былины, предания.

Творчество ведущих композиторов этой эпохи была тесно связана с народной музыкой. Проводилась большая работа по записи, обработки и издание народных песен. Наибольшее значение имели сборники народных песен, составленные Балакиревым, Чайковским, Римским-Корсаковым.

Значительно усилилось взаимодействие русской музыки с музыкальными культурами других народов царской России. Наиболее тесным стал в эти годы связь русской и украинской музыки. Большой интерес русские композиторы проявляли также к музыке народов Востока.

В середине XIX века в русской музыке сформировался ряд творческих школ и направлений, организовались различные центры музыкальной жизни. Одно из главных мест занял кружок петербургских музыкантов, вошедший в историю как „Могучая кучка” (это название дал содружества Стасов), или Новая русская музыкальная школа. За рубежом ее часто называли „Пятерка” по числу основных представителей.

Кто входил в состав Могучей кучки?

В группу входили Балакирев, Кюи, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков. Участники кружка постоянно общались с Даргомыжским, в музыкально-творческих собраниях „Могучей кучки” активное участие принимали также сестры Пургольд: Александра – певица и Надежда – пианистка.

Содружество композиторов

„Могучая кучка” была подобна другим типичным для этой эпохи творческим союзом: кружкам художников-передвижников, кружкам писателей, группировавшихся вокруг журнала „Современник”.

Творческие принципы „Пятерки” сложились под влиянием революционных демократов. Композиторов, при значительной несхожести их творческих индивидуальностей, объединяла одна цель – продолжать дело, начатое Глинкой, создавать русскую музыку, неразрывно связанную с искусством самого народа. Вместе с тем они выступали как смелые новаторы, прокладывая новые пути в творчестве, обогащая музыкальную язык яркими, оригинальными выразительными средствами.

Вдохновителем и соратником музыкантов был также критик В.В. Стасов, человек огромной энергии, широко образована в вопросах искусства. Труда Стасова, в которых он выступал за народность и национальность в искусстве, стали идейной платформой кружка.

Композиторы „Могучей кучки”, не получивших профессионального музыкального образования, совершенствовали свое мастерство в творческих дискуссиях под руководством Балакирева, который уже имел на момент организации группы достаточный опыт практической работы.

Милий Алексеевич Балакирев

Милий Алексеевич Балакирев (1837-1910 гг.) – один из лучших пианистов своего времени, талантливый дирижер, самобытный композитор, родился в Нижнем Новгороде, музыке учился у местных преподавателей, много занимался самообразованием. Важную роль в его жизни сыграл публицист и меценат А.Д. Улибишев (1794-1858 гг.), что способствовал переезду Балакирева в Петербург в 1855 году. В столице молодого музыканта представили Глинке, а позже он сблизился с О.Сек. Даргомыжским, В.В. Стасовым, А.М. Серовым.

Началом образования „Могучей кучки” считают 1856 год, когда Балакирев познакомился с Кюи. Позже к ним присоединились молодые музыканты-любители, ставшие впоследствии знаменитыми композиторами. Систематические собрания кружка превратились в школу композиторского мастерства. Впоследствии каждый из участников группы нашел свой путь в музыке.

В 1862 Балакирев вместе с хоровым дирижером Г.Я. Ломакиным стал одним из основателей и руководителем Бесплатной музыкальной школы, позднее руководил оркестром Российского музыкального общества, возглавлял Придворную певческую капеллу.

В композиторском творчестве Балакирев отдавал предпочтение инструментальной музыке. Первым из русских композиторов он начал писать программные симфонические произведения на литературные сюжеты (увертюра „Король Лир”). В своей музыке композитор широко использовал фольклорные темы. В течение всей жизни он собирал и обрабатывал народные песни, издал несколько сборников. Темы и интонации русской народной музыки использованы в „Увертюре на темы трех русских песен” и симфонической поэме „Русь”. Балакирев проявлял интерес и к музыке других народов („Испанская увертюра”, симфоническая поэма „В Чехии”). Отразились в его работах и творческие поездки на Кавказ (фортепианная фантазия „Ісламей”, симфоническая поэма „Тамара”).

Важное место в работах композитора занимала камерная вокальная лирика. Балакирев написал около сорока романсов, в которых подражал традиции Глинки и Даргомыжского.

В последние годы жизни, тяжело переживая распад „Могучей кучки”, Балакирев отошел от активной музыкальной деятельности, лишь иногда принимая участие в концертах. Его последнее выступление как пианиста состоялся в 1894 году в Польше, где по инициативе Балакирева был открыт памятник Шопену. В 1895 году Балакирев добился установления мемориальной доски в Берлине на доме, в котором скончался Глинка, ездил на торжества в составе русской делегации и дирижировал в Берлине своей симфонией.

После смерти Балакирева несколько не законченных им произведений композитор завершил С.М. Ляпунов, который был ближайшим другом Милия Алексеевича в его последние годы.

Антон Григорьевич Рубинштейн

Другое направление в русской музыке этих лет был связан с именем Антона Григорьевича Рубинштейна (1829-1894 гг.), который опирался на традиции классического западноевропейского искусства и не разделял новаторских, ярко национальных взглядов „кучкистов”. Рубинштейн вошел в историю русской культуры как разностороннее музыкально-общественный деятель, один из лучших пианистов мира, талантливый композитор, педагог. Его исполнительская и педагогическая деятельность способствовала утверждению европейские традиции концертной жизни и музыкального образования в России.

Рубинштейн начинал свою творческую жизнь как блестящий пианист. Занятия начались под руководством матери, затем его учителем стал выдающийся московский педагог А.И. Виллуан. Выступать Рубинштейн начал с десяти лет. В юности он объездил с концертами почти всю Европу, его талантом восхищались Шопен, Лист, Шуман. По совету Мендельсона и Мейербера, в Берлине Рубинштейн прошел курс теории музыки у знаменитого педагога Зигфрида Дена – учителя Глинки.

Как исполнитель Рубинштейн выступал в течение всей жизни. В частности, в 1872 году со скрипачом Венявским он дал более 200 концертов в Америке, а в 1885-1886 годах организовал большой цикл „Исторических концертов” в городах России и Западной Европы.

С середины XIX века деятельность Рубинштейна была связана преимущественно с Петербургом. По его инициативе и при активном участии в 1859 году было создано Русское музыкальное общество, а в 1862 году Рубинштейн, считавший необходимым условием прогресса русской музыки создание прочной основы профессионального музыкального образования, стал преподавателем и директором первой в России консерватории.

Творческое наследие Рубинштейна охватывает почти все музыкальные жанры – оперы, оратории, балеты, симфонические произведения и камерные ансамбли, более двухсот произведений для фортепиано, множество романсов и вокально-камерных ансамблей. Его лучшие работы отличаются эмоциональной насыщенностью и мелодической выразительностью. Наиболее удачные страницы творчества Рубинштейна (лирическая опера „Демон”, фортепианные произведения и романсы) связаны с лирикой и колоритными образами восточного характера.

Александр Николаевич Серов

В Петербурге также работал Александр Николаевич Серов (1820-1871 гг.), выдающийся публицист, музыковед и композитор. Серов вошел в историю как один из основателей русской науки о музыке, пропагандист и интерпретатор лучших образцов русской и зарубежной музыки.

Серьезно увлекаться музыкой Серов начал в Училище правоведения, к которому он поступил в 1835 году и где его другом стал.В. Стасов. На решение посвятить себя музыке повлияло и знакомство в 1842 году с Глинкой, а позже и с Даргомыжским. В 1850 году Серов оставляет службу в Министерстве юстиции и начинает деятельность музыкального критика и ученого-музыковеда. Среди лучших работ Серова – очерк „Музыка южнорусских песен” с приложением гармонизаций шести украинских песен, капитальный труд „Русская народная песня как предмет науки”, ставший одним из первых в России научных исследований народного творчества. Ценным вкладом в музыкознание стали работы, посвященные творчеству Глинки и воспоминания о композиторе, статья о „Русалке” Даргомыжского, а также яркие, содержательные публикации о творчестве многих представителей мировой музыкальной классики. Важным этапом просветительской деятельности Серова был проведен им в 1858 году впервые в России цикл публичных лекций о музыке. В 1867 году вместе с женой, талантливой пианисткой и композитором В.Сек. Бергман, Серов сделал попытку основать первую в России специальную газету „Музыка и театр”.

Много работ Серова посвященные проблемам оперного творчества. Его собственные произведения в этом жанре – героико-патриотическая „большая” опера „Юдифь”, историческая „Рогнєда”, народно-бытовая песенная „Вражья сила” по пьесе А.М. Островского „Не так живи, как хочется” – оказались важным историческим звеном между операми Глинки и Даргомыжского, с одной стороны, и композиторов „Могучей кучки” и Чайковского – с другой. По-своему разрабатывая традиции великих предшественников, Серов стремился к созданию новых типов оперы, что соответствовали потребностям его времени.

До конца жизни Серов продолжал интенсивную музыкально-критической и общественной деятельности. В 1868 году он прочел цикл лекций в Москве, а в 1870 году присутствовал делегатом от русского музыкального общества в Вене на торжестве по поводу столетия со дня рождения Бетховена.

Серов умер в начале 1871 года. Его последнюю оперу „Вражья сила” дописала его супруга вместе с композитором Н.Ф. Соловьевым.

В Москве возник свой музыкально-литературный центр – Артистический кружок, объединивший демократически настроенных писателей, артистов, музыкантов. Организатором этого кружка был брат А.Г. Рубинштейн Николай Григорьевич Рубинштейн (1835-1881 гг.), пианист, дирижер и педагог, первый директор Московской консерватории. Активно способствовали созданию кружка В.Ф. Одоевский и А.М. Островский. В собрании объединения принимали участие артисты Малого театра, а также П.И. Чайковский.

Таким образом, несмотря на разногласия по некоторым вопросам музыкального искусства, российские композиторы второй половины XIX века шли к единой цели – развитию русской музыки на основе „близости к формам русской простонародной музыки, которой несметные сокровища в русских песнях”, как писал в одной из статей Серов.

Онлайн тест на знание композиторов «Могучей кучки» и их произведений

Подробный видео материал на тему «Могучей кучки», изучив который, вы сможете ответить на вопросы:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *