Чем занималась семья ивана
«Конек-горбунок» главные герои
В сказке Ершова много смешного, лёгкого юмора, народной мудрости и весёлых персонажей. Главные герои “Конёк-Горбунок” проходят через множество испытаний, волшебных превращений, обретают счастье и награду за свои старания. Главная мысль произведения, как и положено в русских сказках, торжество правды и справедливости. Увлекательны и разнообразны в рассказе описания приключений Ивана и его верного помощника Конька-Горбунка. Только стихотворный жанр отличает произведение от русской народной сказки, в остальном – мудрость, неограниченная фантазия и всевозможные чудеса роднят его с устным народным творчеством.
Характеристика героев “Конёк-горбунок”
Главные герои
Старший сын Данила, средний сын Гаврила
Старшие сыновья старика – хитрые, ленивые, не привыкли работать и выполнять свои обязанности толково. Они воруют коней у Ивана, чтобы продать их и забрать деньги себе. Врут даже родному отцу, обманывают младшего брата, отправляют его на встречу опасностям, рассчитывая на погибель. Лёгкие деньги для них важнее родной души.
Младший сын Иван
Простой работящий парень, выполняет поручения честно и бесхитростно. Благодаря своему трудолюбию и усердию становится обладателем двух красивейших коней и маленького волшебного конька-горбунка. Царь назначает Ивана конюхом, оставляет при дворе. Он исправно служит, выполняет все поручения Царя. Не обладая большим умом, руководствуется сердцем и советами своего друга Конька-Горбунка.
Конёк-Горбунок
Волшебный жеребёнок, которого родила для Ивана кобылица с золотой гривой. Он мал ростом, некрасив, у него два горба. Горбунок очень быстр, по-человечески умён и наделён тайными знаниями, благодаря чему Ивану всегда сопутствует удача. Спасает своего хозяина в любых ситуациях, помогает обхитрить царя и остаться живым после испытания.
Глупый, завистливый, недальновидный правитель, который руководствуется слухами, подсказками, мнением других. Желание обладать различными чудесными вещами и молодой красавицей женой приводит к тому, что он “обваривается” в котле с кипятком. Народ с радостью принимает другого царя – Ивана.
Царь-девица
Сказочная красавица, про которую докладывают Царю. Он тут же решает послать за нею Ивана. Царь влюбляется в неё, но девица требует достать свой перстень со дна моря. Это поручение снова выполняет Иван с помощью Конька-Горбунка. Царь-девица соглашается обвенчаться с царём, если он омолодится в трёх котлах: с холодной, горячей водой и кипящим молоком. Царь отправляет на испытание Ваню, Конёк спасает его, помогая чудесным образом.
Спальник
Боярин, который ранее служил на конюшне, хочет извести Ивана. Следит за ним, клевещет, старается, чтобы Иван не справился с заданиями Царя, выискивает его слабые места.
Второстепенные персонажи
Кобылица с золотой гривой
Оказалась “воришкой”, которого пытались поймать братья на своём поле. Изловил её Иван, за это она родила ему трёх волшебных коней.
Жар-птица
Из-за того, что Иван не послушал совета Горбунка и взял перо Жар-птицы, ему приходится через какое-то время добывать для царя эту птицу.
Чудо-рыба, которая страдает из-за того, что когда-то съела несколько десятков кораблей. Достаёт со дна моря перстень Царь-девицы. Освобождается от проклятья, выпустив из пасти съеденные корабли.
Традиционно сказку Петра Ершова проходят в 4 классе. Она проста и самобытна, фантастический сюжет и яркие персонажи нравятся младшим школьникам. В сказке “Конёк-горбунок” герои привлекательны своей простотой, находчивостью, трудолюбием. Характеристика персонажей может быть полезна для читательского дневника и подготовки к уроку русской литературы.
Викторина по сказке П. П. Ершова «Конек-горбунок» часть 1
ЕЛЕНА ШИТИКОВА
Викторина по сказке П. П. Ершова «Конек-горбунок» часть 1
Цель: Закрепить и уточнить знания детей о жизни и творчестве Петра Павловича Ершова и его сказке «Конёк-горбунок».
— Развитие коммуникативных способностей, познавательного интереса, творческого мышления.
— Воспитание бережного и уважительного отношения к книге.
— Воспитывать интерес к художественной литературе.
— Повышение эмоционального настроя.
Предварительная работа: знакомство с писателем. Знакомство со сказкой: чтение и пересказ, рассматривание иллюстраций и разных изданий сказки. Подготовить грамоты, призы, рисунки детей по сказке.
Зал оформлен рисунками детей. Установлена мультимедиа, ширма для кукольного театра. Участвуют команды по 10 детей из каждого детского сада, остальные болельщики.
Слайд №1 (конек-горбунок)
Ход викторины:
Слайд №2 (П. П. Ершов)
Вед: Каждый год мы отмечаем знаменательные события и даты. В 2015 г. исполняется 200 лет со дня рождения Петра Павловича Ершова. Всем известна сказка «Конек-горбунок» (1834 г., которой год назад исполнилось 180лет. Поэт и сказочник П. П. Ершов, наверное, и не предполагал, что приключения его героев переживут века.
Слайд №3 (обложка книги)
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе – на земле
Жил старик в одном селе…
Так начинается сказка «Конек-Горбунок. Эта сказка известна всем. Ее издают на английском, французском, немецком, польском и даже на японском языках! Бесспорно, она украшает русскую детскую литературу, пленяя воображение читателей. Это произведение смело можно назвать сказочной энциклопедией русского народа.
Девятнадцатилетним студентом написал Петр Ершов эту удивительную сказку. На создание «Конька-Горбунка» Ершова вдохновили появившиеся в то время волшебные сказки А. С. Пушкина. Впоследствии Александр Сергеевич высоко оценил сказку Ершова,написав автору: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить!» Со временем сказка «Конек-Горбунок» завоевала сердца читателей всей России.
Слайд№ 4 (заставка викторина)
И сегодня я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие с героями этой сказки. Активными участниками нашей викторины являются команда «___»(аплодисменты, «___» (аплодисменты) и «___» (аплодисменты). (команды садятся полукругом за столы, болельщики по обе стороны зала, стол жури за командами.) Все остальные – активные болельщики. Болельщики покажите, как вы умеете хлопать, топать. Молодцы! Хлопаем на правильный ответ команды, топаем на неверный ответ. Самые ответственные гости –это наше жюри в составе:
Поприветствуем их аплодисментами.
А команды приступают к первому заданию.
Слайд №5 (картинка по сказке)
Предлагаю вспомнить сюжет сказки «Конек-горбунок», для этого командам надо поочередно отвечать на мои вопросы. Если команда дает неправильный ответ. Вопрос переходит к соперникам. Готовы?
1. Сколько братьев было у Ивана и как их звали? (Два. Данила и Гаврила)
2. Чем занимались Иван с братьями (Сеяли и продавали пшеницу)
3. Как провели ночь в карауле на пшеничном поле братья Ивана? (Один закопался в сене, а другой «ходил дозором у соседки под забором»)
4. Кого увидел на поле Иван и что он соврал дома про вора их пшеницы? (Белую кобылицу с золотой гривой; сказал, что дьявол воровал их пшеницу)
5. Сколько коней было у Ивана, и откуда они взялись? (Три; родила их Ивану в подарок белая кобылица)
6. Какую первую помощь оказал Конёк-горбунок Ивану? (Догнал братьев, укравших у Ивана коней)
7. Какую первую чудесную вещь нашёл Иван? (Перо Жар-птицы)
8. Куда спрятал перо Жар-птицы Иван? (Завернул в тряпицу и в шапку спрятал)
9. Кто и почём купил златогривых коней у Ивана? (Царь, за 10 шапок серебра)
10. Как попал Иван конюхом на царскую конюшню? (Потому, что златогривые кони никого, кроме Ивана, не слушались)
11. Кто выкрал перо Жар-птицы у Ивана и зачем? (Бывший конюх, чтобы избавиться от Ивана)
12. Какое первое задание царь дал Ивану? (Поймать жар-птицу)
13. Где Иван ловил Жар-птицу? (На горе из серебра)
14. Какое второе задание дал царь Ивану? (Найти и привезти Царь-девицу)
15. Где обитала Царь-девица и сколько раз в году она сходила на Землю? (На океяне; два раза)
16. На чём плавала Царь-девица и на каком музыкальном инструменте она играла? (На шлюпке; на гуслях)
17. Чем Иван заманил Царь-девицу? (Золотым шатром с угощением)
18. Почему Иван с первого раза не смог поймать Царь-девицу? (Уснул)
19. Что сделал Иван, чтобы не проспать Царь-девицу? (Колол себя острыми гвоздями и камнями)
20. Какое третье задание царь дал Ивану? (Достать перстень Царь-девицы со дна океана)
21. Кто помог Ивану найти перстень на дне океана (Чудо-юдо Рыба-кит и Ёрш)
22. Кто были родственники Царь-девицы? (Мать-Месяц (Луна, брат-Солнце)
23. За что и как был наказан Чудо-юдо Рыба – кит? (За то, что он проглотил три десятка кораблей, Бог поселил на его спине людей)
24. Что должен был сделать Рыба – кит для своего прощения? (Дать свободу кораблям)
25. Какое условие поставила Царь-девица царю, чтобы не выходить за него замуж и как царь должен был выполнить это условие? (Царь должен помолодеть, а для этого ему надо было искупаться в трёх котлах: кипятке, в кипящем молоке, студёной воде)
26. Какую последнюю волю царя выполнил Иван и как помог ему Конёк-горбунок? (Иван искупался в трёх котлах, после того, как Конёк-горбунок в те котлы мордой макнул и на Ивана дважды прыснул)
27. Что стало с царём и с Иваном? (Царь, сварился, а Иван стал красавцем)
На этом первый тур закончен. Уважаемое жури подводит итоги первого ура.
Слайд№6 (картинка жар-птицы)
А вас, прошу внимания.
(показ отрывка кукольного театра)
Я узнал, что ты Жар-птицу
В нашу царскую светлицу,
Если б вздумал приказать,
Ну, смотри ж, не отпирайся
И достать ее старайся».
Тут Иван волчком вскочил.
О пере не запираюсь,
Но о птице, как ты хошь,
Ты напраслину ведешь».
Если ты недели в три
Не достанешь мне Жар-птицу
В нашу царскую светлицу,
То, клянуся бородой,
Ты поплатишься со мной….
В: Предлагаю помочь Ивану. А следующим заданием нашей викторина будет конкурс «Собрать картинку жар-птицы из пазлов» (на время по 2-3 участника)
Слайд№8 (герои сказок)
«Кто герои ты узнаешь,
Коль загадку отгадаешь»
(картинки с героями появляются на экране после отгадки)
Кому принадлежат слова:
1.«Эй вы, сонные тетери!
Отпирайте брату двери,
Под дождем я весь промок
С головы до самых ног».
Всю я ноченьку не спал;
На моё ж притом несчастье
Было страшное ненастье!
Дождь вот так ливмя и лил…»
Слайд № 8 (Старшего брата Данило)
2.»Ты, Данило, молодец!
Ты вот, так сказать, примерно,
Сослужил мне службу верно,
То есть, будучи при всем,
Не ударил в грязь лицом».
Коль сумел ты усидеть,
Так тебе мной и владеть.»
4.»Всю я ноченьку не спал,
Да, к моей судьбе несчастной,
Ночью холод был ужасный,
До сердцов меня пробрал;
Всю я ночку проскакал;
Слишком было несподручно.
Впрочем, все благополучно».
Слайд №8 (Гаврило – средний брат)
5. «Я с повинной головою,
Царь, явился пред тобою,
Не вели меня казнить,
Прикажи мне говорить.»
7. «И поведай мне вину
В нашу светлую страну
Твоего с земли прихода;
Из какого ты народа,
Все скажи мне, не утаи»
8. «Царь великий! не гневись!
Мы все море уж, кажись,
Но и знаку не открыли.»
Слайд №8 (Двое белых осетров)
9. «Эй, хозяин, полно спать!
Время службу исполнять!»
Слайд №8 (Конёк-горбунок)
10.«А такая в том нужда,
Что не выйду никогда
За дурного, за седого,
За беззубого такого!»
Слайд №8 (Царь-девица)
11. «Поезжай на окиян;
В окияне том хранится
Перстень, слышь ты, Царь-девицы».
12. «Надо, царь, мне два корыта
Да заморского вина».
Вед: Молодцы! Хорошо справились. Жури подводит итог 3тура. И мы переходим к следующим испытаниям.
Слайд №9 (кит говорит с иваном)
(показ отрывка кукольного театра)
«Мы послы от Царь-девицы,
К солнцу прямо на восток,
«Так нельзя ль, отцы родные,
Вам у солнышка спросить:
Долго ль мне в опале быть,
И за кои прегрешенья
Наш Иван ему кричит.
«Будь отец мне милосердный!
Вишь, как мучуся я, бедный!
Десять лет уж тут лежу.
Сам же горько воздыхает.
Наш Иван ему кричит.
Вед: Ребята, что необходимо сделать киту, чтоб освободиться? (выпустить корабли)
Поможем? Конкурс «Кораблики» (вынуть из пасти кита бумажные кораблики)
Макеты трех китов, в них кораблики. Команды по сигналу по одному участнику достают по одному кораблику. Конкурс на время.
Вед. : Молодцы! И с этим заданием справились. И мы переходим к следующему туру.
«Развитие познавательных способностей дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность» Цель проекта: Развитие познавательных способностей и творческого познавательного мышления детей. Расширение представлений детей об окружающем.
Оформление зимнего участка старшей группы. Уважаемые коллеги! Добро пожаловать на мою страницу. Хочу поделиться своим небольшим успехом изготовления снежных построек. С наступлением.
Чем занималась семья Ивана в сказке Конек Горбунок?
Главный герой сказки «Конёк-горбунок» Иван был младшим сыном крестьянина.
Почему-то в сказке он характеризуется дураком. Может быть от того, что честно выполнял свою работу. Сначала помог отцу поймать кобылицу-нарушительницу, которая портила поля, воровала пшеницу. А потом честно работал на капризного царя. Возможно, если бы не поймал бы Иван эту кобылицу, не было бы у него и работы при дворе, и не пришлось бы выполнять различные царские поручения.
Итак, Ивана можно охарактеризовать как честного трудолюбивого человека. В то же время он любит и уважает отца. Хочет искренне помочь ему. Спасти поля. Но также его можно назвать и ленивым. Когда наступает его очередь стеречь пшеницу, он не сразу отправляется. Лежит себе на печи да песни поёт. Лишь отец смог уговорить Ивана идти в дозор, пообещав ему разных вкусностей. То есть, Иванушка любит хорошо покушать. И от сладкого не сможет отказаться.
В карауле Иван повёл себя смело и находчиво. Сумел совладать с кобылицей. После этого всё меняется у Иванушки. По ходу сказки меняется характер героя. Он не признаётся своим родным о том, кто на самом деле воровал и топтал пшеницу. Придумал совершенно невероятную историю про чёрта, на которого ему удалось взгромоздиться. Он красочно рассказывает, как чёрт его таскал. Это значит, что Иванушка умеет держать секреты. Умеет придумывать разные истории.
Между тем сказка продолжается. И следующее проявление характера героя тяга ко всему необычному. Как маленький ребёнок не слушает свою маму, так и Иванушка не слушает предупреждений своего товарища конька-горбунка. Вначале конёк предупреждает, что перо жар-птицы принесёт много горя. Однако Иван не верит и не слушает. Перо ему нравится. Он думает, что красивые вещи не могут принести несчастья, поэтому решает его забрать себе. Герой считает, что конёк говорит ерунду.
В результате своего легкомыслия Иван не раз попадает в беду. Во-первых, он любит поспать. Крепкий сон послужил недобрым людям завистникам Ивана. Пока он спал, было похищено перо и произведён навет. В результате царь начинает посылать Ивана на различные испытания. Узнав про перо жар-птицы, царь отправляет Ивана за ней самой. Потом царю захотелось жениться на молодой девице. Отправившись за которой, Иванушка тоже чуть её не проспал. Вернее один раз проспал. Но потом справился с собой. То есть, можно сказать, что у героя есть сила воли. Он может, если захочет устоять перед искушением.
Кроме того, Иван обладает добрым характером и весёлым нравом. Он практически при любом деле напевает песенки. Любит баловаться, разгоняет жар-птиц, махая рукавицей.
Иван хоть и служит капризному царю, но всё же пытается отстоять себя. Сопротивляется, прежде чем отправиться в поход, или искупаться в горячем молоке и двух водах варёной и студёной. Только страх погибнуть молодым заставляет героя исполнять царские приказы.
За его трудолюбие, честную службу, добрый и весёлый характер — за всё ему приходит награда. Искупавшись в молоке и водах, Иван становится красавцем. Он начинает думать по-другому. Ему уже нравиться царь-девица, хотя вначале он считал её слишком тоненькой, слишком бледной. Он с радостью соглашается на свадьбу и на царствование.
Таким образом, в течение всей сказки Иванушка показан по-разному. Он и ленивый, и любит поспать. Но в то же время смелый, находчивый, умеет собраться с силами. В характере героя есть доброта и простота. Поэтому, по моему мнению, в сказке его охарактеризовали дураком.
Отношение автора к ивану из конька горбунка.
Одним из главных героев в сказке «Конек – Горбунок» Петра Павловича Ершова является Иван, — младший сын престарелого крестьянина. Как это часто бывает в русских народных сказках:
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний итак и сяк,
Младший вовсе был дурак…
Образ Ивана во многом схож с образом Емели из сказки «По – щучьему велению», — ведь он также любит целыми днями лежать на печи распевая песни, и ничего не делая. Окружающие зовут его Иван – дурак, — он простодушен, глуп, сам себе на уме. Но в сказке он оказывается самым честным, смелым и находчивым; он просто добросовестно и без страха стоял в карауле и поймал вора, в отличие от его братьев, которые проспали всю ночь в соломе, а под утро, возвращаясь домой, сыграли уставших, замерзших, якобы не спавших всю ночь караульщиков.
Изловив кобылицу, Иван ни слова не сказал о ней отцу и братьям: он проявил смекалку, рассказав о ней, как о дьяволе:
Вдруг приходит дьявол сам,
Рожа словно как у кошки,
А глаза то – что те плошки!
Вот и стал тот черт сказать
И зерно хвостом сбивать.
Зная о том, что кобылица больше не будет топтать поле, Иван поведал своему семейству о том, что он взял с дьявола обещание не топтать пшеницу целый год.
Иван трезво относится к окружающему, любое чудо воспринимать им как естественное явление, ведь его ничуть не смутила чудесная говорящая кобылица, которая впоследствии подарит ему двух красивых златогривых коней и верного друга Конька – Горбунка.
Он верно оценивает поведение других и прямо говорит им об этом. Настигая своих братьев, укравших у него коней, он кричит им:
Стыдно, братья, воровать!
Хоть Ивана вы умнее,
Да Иван то вас честнее:
Он у вас коней не крал!
Но Иван простодушен, доверчив и наивен: братья хоть и берут его с собой в город продавать коней, но не упускают момент избавиться от него, посылая младшего брата раздобыть огонь в ночном глухом лесу, зная, что его ждет верная погибель. А Иван, выполняя их поручение, находит тем временем чудесное перо жар-птицы.
Он не стесняется высказать свое мнение, не теряет чувство собственного достоинства.
Он одинаково разговаривает как с простыми людьми, так и с самим царем:
Чудное дело! Так и быть,
Стану, царь, тебе служить…
Только, чур, со мной не драться
И давать мне высыпаться,
А не то я был таков!
Он обращается к царю без титулов, без эпитетов, а просто к равному; соглашаясь поступая на царскую службу, Иван диктует свои условия.
Иван всюду выступает носителем лучших черт народа: честный, прямой, не падающий духом, способный найти выход из любого положения.
Смелость, отвага, самостоятельность, честность, умение ценить дружбу, помогают Ивану преодолеть все препятствия и победить:
Твоего ради талана
Признаем царя Ивана!
История создания произведения
Знаменитую сказку Ершов написал, когда ему было всего-то девятнадцать лет. Молодой автор черпал вдохновение из сказок Александра Сергеевича Пушкина. При всём этом в основу написания характеристики Ивана из «Конька-горбунка» были взяты мотивы из славянского фольклора и фольклора скандинавов, которые проживали на Балтике.
Сказка получилась простодушной, задорной и пленяющей своими шутками, и «простым» языком повествования. Ершов добавил в текст красочные метафоры и присказки, которые приближают произведение к фольклору.
Многие утверждали, что Пушкин самостоятельно написал первые четыре строчки сказки, которые вскоре были включены в собрания сочинений писателя. Этот факт заставил литературоведов засомневаться в том, что именно Пётр является автором, а не Александр Сергеевич.
Но вскоре эта мысль была опровергнута, поскольку исследователи замечают, что при переделке текста Ершов изменил фразу «Не на небе — на земле» на «Против неба — на земле». При всё этом кажется странным, что молодой автор смог бы так легко обращаться со строками, написанными Пушкиным.
Впервые отрывок из произведения опубликовали в журнале «Библиотека для чтения». Отдельным изданием сказка вышла в 1834 году, но некоторые кусочки, где показывали жадность и глупость царя, были вырезаны. А спустя десятилетие оригинальную и остроумную сказку и вовсе запретили.
О ней не вспоминали около тринадцати лет. Вскоре писатель отредактировал сказку, вписал вычеркнутые отрывки, и она вновь вернулась на книжные полки.
Работа у царя
Для начала юноша очень любит спать. Когда он крепко спал, у него выкрали перо. Попав на службу к царю, он не хочет ничего делать, лишь дремать. Но всё-таки приходится выполнять его задания, чтобы не лишиться головы.
Прознав про пёрышко, царь приказывает Ивану принести ему живую жар-птицу. Вскоре ему захотелось обвенчаться с девицей-красавицей, дочкой Луны и сестрой Солнца. Описать царя можно следующими словами:
Отправившись за девушкой, юноша чуть и её не проспал. Но всё-таки пересил себя, поэтому можно сказать, что у него имеется сила воли. Герой, если захочет, сможет устоять перед искушением. Кроме всего этого, он может похвастаться добрым и весёлым нравом. Ваня при выполнении заданий поёт песни, шалит, шутит и всё время смеётся.
Во время службы у капризного царя показывает свой характер, сопротивляется, не желая идти в поход или купаться в трёх водах. Однако страх умереть во цвете лет подталкивает героя на выполнение заданий. Можно выделить несколько черт из характеристики Ивана из сказки «Конёк-горбунок»:
Искупавшись в молоке, горячей и холодной воде, главный герой превращается в писаного красавца. Он моментально повзрослел и начал думать совсем иначе. Юноше нравится царь-девица, и он соглашается жениться на ней, став новым царём.
Возможно, не поймай Иван кобылицу, не было бы у него никакой работы при дворе и не надо было бы заниматься, тем, что ему приказывал делать царь.
Таким образом, с каждым новым эпизодом читатели открывают всё больше и больше положительных качеств Ивана. Юноша хоть и ленив, но смел, и если возьмётся за дело, то доведёт его до конца. Отношение героя со своим единственным другом становится самой запоминающейся характеристикой Ивана-дурака из «Конька-горбунка».