Чем занималась военная коллегия
Во главе армии и флота
Петр I, вступивший на российский престол в 1682 г., в начале XVIII века начал реформировать всю систему управления государством. Коснулось это и органов центрального военного управления. Его реформа проводилась в условиях идущей Северной войны 1700–1721 годов со Швецией за выход России к Балтийскому морю и возвращение древних новгородских земель на берегах Финского залива.
Военная реформа проходила в постоянном поиске самой удачной на то время формы военного управления. Так, 18 (28) февраля 1700 г., в результате преобразования Иноземного и Рейтарского приказов был образован Военный приказ[1], названный позднее Приказом военных дел. Военный приказ имел в составе действующей армии свои походные органы военного управления – военные шатры (шатры комиссарских дел) со штатом комиссаров – дьяков и подьячих.
Мобилизационные задачи, которые решал приказ, менялись со временем. Если на первом этапе в 1701–1705 гг. он ведал комплектованием частей зарождающейся регулярной армии и формированием полков; заведовал командным составом армии; занимался военно-техническим снабжением армии, то уже в 1705 г. рекрутские наборы (призыв новобранцев) отошли к Поместному приказу. К концу 1710 г. комплектование частей перешло в ведение губернаторов, а снабжение – к полевым органам армии.
В связи с учреждением в 1711 г. Правительствующего Сената[2] система управления вооруженными силами вновь меняется. Приказ военных дел упраздняется. Сенат стал ведать комплектованием армии, а образованный при нем Комиссариат – финансированием войск, снабжением их вооружением, провиантом и обмундированием.
В 1717–1721 гг. была проведена реформа исполнительных органов управления[3]. В результате система приказов, которых на тот период уже насчитывалось около сотни, причем с весьма расплывчатыми функциями и дублированием друг друга, была заменена 12 коллегиями. Это были предшественники министерств, высших органов государственного управления, существующих по сегодняшний день. Важнейшими, «государственными», являлись коллегии, ведавшие иностранными и военными (отдельно армией и флотом) делами.
Так в петровской России появились новые высшие органы руководства сухопутными и морскими силами, которые просуществовали почти столетие. Они получили названия Военной коллегии, которая ведала армейскими делами, и Адмиралтейств-коллегии, которая занималась делами военного флота.
Структура Военной коллегии определялась петровским указом от 3(14) июня 1719 г.[iv] Ее деятельность началась 1 (12) января 1720 г. Возглавлял Военную коллегию президент (первый – светлейший князь А.Д. Меншиков, ближайший соратник Петра I и будущий генералиссимус). Назначались также вице-президент и несколько членов (их число постоянным не было) из высшего генералитета, обладавшие богатым опытом нахождения на высших армейских должностях и участия в войнах.
Порядок производства дел в Военной коллегии определялся генеральным регламентом 1720 г. Впоследствии генеральный регламент неоднократно подвергался изменениям и дополнениям, изложенных в высочайших о том указах.
Военная коллегия, по замыслу царя Петра должна была заниматься всеми военными делами государства. Кроме того, на нее возлагалось наблюдение за деятельностью Артиллерийской канцелярии, находившейся в ведении генерал-фельдцейхмейстера. Военная коллегия имела в Москве три конторы: артиллерийскую, мундирную и счетную.
В конце царствования Петра Великого основные структурные подразделения Военной коллегии (равно как и Адмиралтейств-коллегии) стали переводиться из первопрестольной Москвы в новую, «северную» столицу Российской империи город Санкт-Петербург.
Вскоре Военная коллегия стала делиться на три самостоятельные экспедиции: а) армейскую (пехота и кавалерия), б) гарнизонную и в) артиллерийскую и фортификационную. Мобилизационные вопросы в большей степени находились в ведении гарнизонной экспедиции, так как сбор призывного контингента проводился по губерниям. Начиная с 20-х годов XVIII в., полки получили свои округа и стали пополняться по территориальному признаку. Затем рекруты поступали в распоряжение полковых командиров и те распределяли их по своему усмотрению.
В 1724 г. произошли новые изменения в структурах Военной коллегии и Адмиралтейств-коллегии, которые продолжали находиться в прямом подчинении Правительствующего Сената, который во всем был ответственен перед государем императором. Все постановления и законоположения, разрабатываемые в коллегиях, утверждались государем и только после этого получали законную силу.
Военная коллегия стала состоять теперь из четырех самостоятельных структурных формирований, которые возглавляли: генерал-кригс-комиссар, директор Военной канцелярии, генерал-провиантмейстер и генерал-фельдцейхмейстер. При Военной коллегии состоял (военный) прокурор, находившийся в прямом подчинении ее президента.
Служба генерал-кригс-комиссара (ведал денежным и вещевым довольствием армейских войск) состояла из:
комиссариата (Москва),
кригс-комиссариатской конторы (Санкт-Петербург),
казначейской конторы (Санкт-Петербург).
Военная канцелярия коллегии состояла из четырех экспедиций (контор), которые подчинялись ее директору:
по инфантерии (пехоте, армейской и гвардии),
по кавалерии (армейской и гвардии),
по артиллерии и фортификации,
ведения журнала и походных дел; в ее состав входили главный судья, архивариус, переводчик.
Служба генерал-провиантмейстера (провиантская контора, которая занималась продовольствием и фуражом) состояла из:
управлений в Москве, Выборге, Нарве, Кронштадте, Ревеле, Балтийском порту и Риге.
провиантских магазинов в Смоленске, Астрахани, на реках Днестр, Десна и Дон.
Служба генерал-фельдцейхмейстера состояла из двух канцелярий:
артиллерийской канцелярии,
канцелярии фортификации (военных инженеров).
Как бы там ни было, но в таком виде централизация военного руководства в России первые шестнадцать лет существования коллегии по разным причинам оставалась неполной, что не могло сказываться на жизни и деятельности Русской Императорской армии. Так продолжалось до 1736 г., когда президентом Военной коллегии стал генерал-фельдмаршал Б.Х. Миних, осуществивший ряд преобразований[5].
С 1736 г. Военной коллегии были подчинены все лица и учреждения высшего военного управления в России. Исполнительными органами Военной коллегии теперь являлись:
Главная канцелярия, ведавшая комплектованием, устройством, инспектированием и службой сухопутных войск, вопросами производства и увольнения офицеров, делами ландмилиции и казачьих войск.
Особое повытье[6] и соответствующие конторы (переименованные позже в экспедиции), занимавшиеся остальными вопросами военного руководства.
Особое повытье решало вопросы приема на военную службу дворянских недорослей, отставки престарелых солдат и разбирало дела о дезертирах.
Положительная сторона централизации состояла в единстве управления и контроля над всеми делами военного ведомства. Но так как Военная коллегия находилась в Санкт-Петербурге, а ее конторы – в Москве, это затрудняло управление и лишало его оперативности. Чтобы устранить этот недостаток, в 1736 г. в Санкт-Петербурге открыли Военную контору, которая была связана с другими органами управления и таким образом осуществляла контроль за выполнением указов Военной коллегии.
Последующее переустройство Военной коллегии при императрице Елизавете Петровне привело к тому, что она в 1742 г., по существу, распалась на независимые друг от друга ведомства. Дело дошло до того, что в 1746–1760 гг. пост президента Военной коллегии оставался вакантным и мер для заполнения этого должностного вакуума не принималось.
В 40-х гг. в органах центрального военного управления произошли крупные изменения: из отдельных контор – генерал-кригс-комиссариатской, аммуничной и обер-цалмейстерской был образован Главный комиссариат, подчиненный непосредственно Правительствующему Сенату.
Провиантские дела также были отделены от Военной коллегии и сосредоточены в Провиантской канцелярии. Контора фортификации была упразднена, а ее дела перешли в ведение Канцелярии главной артиллерии и фортификации, являвшейся самостоятельным органом, подчиненным Правительствующему Сенату.
Возрождение Военной коллегии, как высшего центрального органа военного управления, началось в начале царствования императрицы Екатерины II. В 70-е годы XVIII в. коллегия претерпела ряд преобразований. В итоге к 1791 г. она вновь объединила все органы военного управления Российской империи. Все это было связано с именем генерал-фельдмаршала светлейшего князя Г.А. Потемкина-Таврического, который с 1784 г. являлся президентом Военной коллегии.
В 1798 г. новая реорганизация Военной коллегии приблизила ее к структуре Военного министерства (министерства военно-сухопутных сил) царствования Александра I. Оно постепенно, в 1802–12 гг., полностью заменило собой коллегию. Ее упразднение было связано, в первую очередь, с именем первого военного министра России генерала от инфантерии С.К. Вязьмитинова.
Высший орган военно-морского управления России был учрежден указом Петра I от 11 (22) декабря 1717 г.[7] Действовать Адмиралтейств-коллегия начала с 4 (15) апреля 1718 г. Она объединила в себе образованный в 1715 г. в Санкт-Петербурге Морской комиссариат и существовавшую до этого в старой российской столице Московскую адмиралтейскую контору. Их объединяла тогда Военная морского флота канцелярия.
Адмиралтейств-коллегия имела, как говорилось в высочайшем указе, «верхнюю дирекцию над людьми, строениями и прочими делами, к Адмиралтейству подлежащими».
Она ведала строительством, финансированием и снабжением флота, постройкой и вооружением кораблей, сооружением и оборудованием портов, верфей и каналов, полотняными и канатными заводами, комплектованием личным составом, военно-морским образованием, разработкой уставов и наставлений, гидрографическо-навигационным обеспечением мореплавания, организацией морских экспедиций.
Состояла Адмиралтейств-коллегия из президента (председателя), вице-президента и пяти-семи наиболее опытных высших морских начальников. Президент коллегии непосредственно подчинялся императору и первоначально являлся членом Правительствующего Сената. Первым президентом Адмиралтейств-коллегии стал Ф.М. Апраксин, генерал-адмирал русского флота, член Правительствующего Сената, один из сподвижников Петра Великого, руководивший коллегией до 1728 г.
Здание Двенадцати коллегий. Архитекторы Д. Трезини и Т. Швертфегер. Современный вид. Университетская набережная Васильевского острова в Санкт-Петербурге.
Адмиралтейств-коллегия имела исполнительные, функциональные органы – канцелярии, конторы, правления, экспедиции. В первые годы коллегия еще не имела четкой функциональной структуры, но опыт ее подсказывал необходимость структурного усовершенствования.
После реорганизации Военной коллегии серьезные изменения претерпела и Адмиралтейств-коллегия, которая в 1726 г. (по замыслу ушедшего из жизни в предыдущем году императора Петра Великого) состояла из службы генерал-квартирмейстера и шести самостоятельных контор.
Генерал-квартирмейстерская часть состояла из шести контор: кригс-комиссариатской, подрядной, провиантской, казначейской, цалмейстерской (финансовой) и мундирной.
Самостоятельными конторами являлись:
Московская адмиралтейская,
Обер-сарваевская (судостроительная),
Вальдмейстерская (ведавшая строевым лесом, его заготовкой и транспортировкой),
Контрольная,
Адмиралтейская (ведавшая верфями и оборудованием рейдов),
Артиллерийская.
В самом начале своего существования Адмиралтейств-коллегия разработала ряд уставов и наставлений, которые регламентировали флотскую жизнь. Среди них: в 1720 г. – собрание военно-морских правил «Книга Устав морской о всем, что касается доброму управлению в бытность флота на море»[8]. В 1722 г. – свод морских адмиралтейских законов «Регламент о управлении адмиралтейств и верфи и о должностях коллегии адмиралтейской и прочих всех чинов при адмиралтействе обретающихся»[9].
Свод петровских адмиралтейских законов действовал более сорока лет, до августа 1765 г., когда был утвержден новый «Регламент о управлении адмиралтейств и флота»[10]. Функции и организация Адмиралтейств-коллегии со временем менялись. В 1802 г. она вошла в состав Министерства военных морских сил (Морского министерства) как совещательный орган при министре. Адмиралтейств-коллегия была упразднена 1 января 1828 г. в связи с образованием Адмиралтейств-совета.
Коллегии при Петре 1
Наименование | Функции и задачи | Годы существования |
---|---|---|
Военная | Управление сухопутной армией | 1719-1802 |
Адмиралтейская | Управление флотом | 1717-1827 |
Чужестранных (иностранных) дел | Взаимодействие с другими государствами | 1718-1832 |
Берг | Тяжелая промышленность | 1719-1807 |
Мануфактур | Легкая промышленность | 1719-1805 |
Коммерц | Вопросы торговли | 1719-1805 |
Камер | Государственные доходы (налоги) | 1718-1801 (с 1785 по 1797 не работала) |
Штатс-контор | Государственные расходы | 1717-1780 |
Ревизион | Контроль за финансами | 1717-1788 |
Юстиц | Судопроизводство | 1718-1780 |
Вотчинная | Управление землями, решение земельных вопросов | 1721-1786 |
Главный магистрат | Управление городами | 1720-1796 |
Рассмотрим более подробно каждую коллегию, ее задачи и руководителей.
Военная коллегия
Указ о создании Военной коллегии был подписан Петром 1 в конце 1719 года, а работать ведомство начало с началом 1720 года. Общая численность ведомства по указу составила 530 человек, в том числе и 454 солдата, приписанных к коллегии. При этом 83 места были вакантными, так как в России остро не хватало профессиональных офицеров. Военное ведомство подразделялось на 3 структуры:
Руководителями ВК при Петре Первом значились:
Ведомство упразднено по указу 1802 года от 7 сентября. Она прекратила самостоятельное существование и передала свои функции Министерству.
Адмиралтейская коллегия
Адмиралтейств-коллегия была создана в 1717 году. Основанием послужил указ от 22 декабря 1717 года. Ведомство управляло всем флотом России, как гражданским, так и военным. С момента формирования коллегии, до смерти Петра 1, ею заведовал Апраксин Федор Матвеевич. Его заместителем значился норвежец, Крюйс Корнелиус.
С 1723 году Адмиралтейство подразделялось на 12 контор: адмиралтейская (вопросы работы верфей), цейхмейстерская (артиллерия), комиссариатская (решение проблем служащих), подрядная (ведение подрядов), провиантская (вопросы продовольствия), казначейская (финансовые вопросы), цалмейстерская (выдача жалования), контролерская (надзор за финансами), мундирная (вопросы обмундирования), обер-сарваерская (непосредственное кораблестроение и прием материалов для этого), вальдмейстерская (управление лесами для нужд флота), московская.
Самостоятельное существование коллегия завершила в 1802 году, когда перешла под контроль Морского Министерства. Окончательное же прекращение существования относится к 1827 году, когда орган стал совещательным и никаких практических задач не решал.
Коллегия иностранных дел
Коллегия иностранных (чужестранных) дел была создана в 1718 году. Она преобразована из Посольского приказа. С 1717 по 1734 годы (время царствования Петра Великого, Екатерины 1, Петра 2 и Анны Иоанновны) ведомством управлял Головкин Гаврила Иванович. Коллегия являлась аналогом современного министерства иностранных дел. Именно эта государственная структура решала все вопросы, связанные со взаимоотношения с другими (чужими) государствами.
Коллегия существовала до 1802 года, когда было создано министерство иностранных дел, которому перешли многие функции коллегии. Окончательное же упразднение пришлось на 1832 год.
Берг-коллегия
Мануфактур-коллегия
Руководители при Петре 1:
После смерти Петра, в 17272 году мануфактур-коллегия была ликвидирована. Восстановили ее только в 1742 году. В 1779 году опять прошла ликвидация, но в 1796 году вновь восстановили. Окончательно упразднено управление в 1805 году. Приказ о закрытии был подпиmanufactur802 году.
Коммерц-коллегия
С 1731 года данной структуре были отданы функции трех коллегий, которые временно прекратили работу: берг, мануфактур, главный магистрат. Функции первых двух исполнялись до 1742, а магистрата до 1743 года.
27 сентября 1796 Екатерина 2 подписывает указ о закрытии коммерц-коллегии. Это требовало определенного времени, но уже 2 ноября Екатерина 2 умерла, а Павел 1, занявший престол после нее, коммерц сохранил указом от 30 ноября 1796 года. Либеральные реформы Александра создали Министерство финансов, при котором временно работала коллегия, но с существенным ограничением полномочий. Окончательное упразднение ее относится к 1824 году, когда 8 января был подписан соответствующий указ.
Камер-коллегия
Камер-коллегияКамер-коллегия была создана в 1718 году. Это было любимое детище Петра, поскольку это ведомство занималось налогами, к которым царь-император был крайне благосклонен.
В петровскую эпоху на посту президента Камер-канцелярии сменилось 3 человека:
Штатс-контор-коллегия
Еще при жизни Петра штатс-контор-коллегия перешла под начало Сената. Произошло это в 1723 году. Самостоятельность органу возвращена Анной Иоанновной в 1730 году. В таком виде коллегия существовала до 1780 года, когда Екатерина 2 ее ликвидировала.
Ревизион-коллегия
Ревизион-коллегия была создана в 1717 году для надзора за финансами страны. До 1723 года органом управлял Долгоруков Яков Федорович. Позже Ревизион на 2 года лишилась статуса самостоятельности. С 1723 по 1725 годы коллегия была переведена под контроль Сената. С возвращением самостоятельности, коллегию возглавил Бибиков Иван Иванович.
Коллегия существовала до 1788 года, когда ее ликвидировала реформами Екатерины 2. Также следует отметить, что в период непродолжительного царствования Петра 2, Ревизион работала в Москве.
Юстиц-коллегия
Указ о создании юстиц-коллегии был подписан Петром Первым в 1717 году, а работа ее началась год спустя, в 1718. Орган выполнял функции верховного суда России под всеми типами дел. Также коллегия отвечала за работу судов. В петровскую эпоху этим органом управляли 2 человека:
Уже после смерти Петра 1 юстиц-коллегию наделяли дополнительными полномочиями. В ее ведение была передана “крепостная контора” (до 1740 года и сыскной приказ (1730-1763 гг). Проведение реформ Екатериной 2 прекратили существование юстиц коллегии. Ее ликвидировали в 1780 году.
Вотчинная коллегия
Вотчинная коллегия возникала в 1721 году на базе Поместного приказа. Она отвечала за все дела, связанные с земельным вопросом (регистрация поместий, переход земель между людьми, выдача земли, конфискация и так далее. Изначально коллегия работала в Москве, но после 1727 года переехала в Санкт-Петербург.
С 1717 по 1721 годы земельными вопросами ведала юстиц-коллегия. В дальнейшем Вотчинная канцелярия функционировала без серьезных потрясений и изменений до реформ Екатерины 2, по которым был создан вотчинный департамент, а коллегию закрыли в 1786 году.
Главный магистрат
Создавался как единый орган, управляющий всеми магистратами городов Российской Империи Главный магистрат начал работу в 1720 году. Кроме непосредственного управления городами, в его функции входило утверждение всех судебных решений в городах: как гражданских, так и уголовных. Также происходил контроль над сбором налогов в городах.
Президенты коллегии при Петре:
После смерти Петра 1, магистрат был переименовал в Ратушу (1727 год). В 1743 году органу вернули название Главного магистрата, но перевели из Петербурга в Москву. Упразднен магистрат в 1796 году.
Коллегии Петра 1: список и их функции
Коллегии, созданные Петром 1, были предложены императору теоретиком Лейбницем. Сам Петр задумывал перенесли западноевропейскую систему управления в Россию, обращая особое внимание на опыт Швеции. Именно там устройство власти было коллегиальным.
Введение
До введения коллегий Петра 1 за границу посылались подданные, чтобы изучить особенности подобного устройства. Из других стран в Россию приглашали специалистов, которые содействовали организации новых учреждений. Однако во главе их оказывались всегда россияне.
Вам будет интересно: Заискивать — это что такое: толкование
Официально коллегии Петра 1 и их функции были определены в 1719 году. В каждой из них имелись свои уставы. Общее число коллегий – 12.
Подчинение
Сенат и коллегии при Петре 1 находились в строгой иерархической цепочке. Последние подчинялись Сенату, но в разной мере. Больше всего самостоятельности было у военной и морской коллегий. В каждой из них имелись свои присутствие, канцелярия.
Отличия
Коллегии Петра 1 позволили сделать ведомственное управление намного проще. Однако на практике нередко обладающие самым большим влиянием лица влияли на ключевые решения, а вот коллегиальные принимались далеко не всегда.
Причины выбора
Весьма закономерным является вопрос, почему коллегии Петра 1 создавались именно по шведскому образцу. Все дело в том, что в те времена образцовой считалась именно система Швеции. Император не видел в российских реалиях подобных примеров. Он принял решение не изобретать особый русский корабль и решил попросту построить эффективный фрегат по западному образцу.
Отправление функций
Вводя коллегии, Петр 1 подразумевал, что решения здесь будут приниматься в ходе совещаний. Но после введения они претерпевали постоянные изменения, и к концу правления императора их осталось всего 10.
Изначальная идея совещательных решений оказалась погребенной под влиянием сильнейших членов коллегий. Причина крылась в том, что коллегиальность не документировалась строго. Сам Петр считал, что наличие большого количества членов в органах власти приведет к тому, что беззаконие будет сложнее скрыть. Ведь одному человеку намного проще нарушить закон, чем делать это на глазах у многих: хоть один, но способен его выдать.
По царской задумке, каждое дело должно было решаться большинством голосов. В коллегиях заседали и иностранцы. Они считались специалистами своего дела, и их к власти привлекали, чтобы русские начинающие управленцы учились у опытных товарищей. Иностранцам путь в президенты коллегий был закрыт указом Петра. Однако вице-президентами становились иноземцы.
Введение коллегиальной системы фактически ликвидировало Приказы. Большинство новых учреждений функционировало на протяжении долгого времени: они исчезали только в ходе реформ Екатерины II и Александра I. Петр подписал указ о создании коллегий в 1719 году. Реализация же его задумок имела тенденцию затягиваться.
Президента для каждой коллегии назначал непосредственно Сенат. То же касалось и вице-президента. Президент не мог принимать решений без совещаний и участия членов коллегий. Заседали нововведенные органы каждый день, за исключением праздников и воскресенья. Обычно заседания длились по 5 часов. В каждой коллегии был прокурор, обязанностью которого являлось следить за тем, чтобы дела решались исправно.
После петровской реформы функции органов власти оказались четко разграниченными. Это отличало государственный аппарат от прошлого с приказной системой. Недостатком системы стал тот факт, что функции некоторых коллегий смешались на практике: одни могли спокойно заниматься делами других. Кроме того, без внимания оставались полиция, медицина и почта. И в конечном итоге приходилось продолжать реформу в 1720-е годы, вводя дополнительные приказы для этих сфер.