Чем занималась золотая орда

Быт и культура населения Золотой Орды

Быт и культура населения Золотой Орды

Исследуя культуру Золотой Орды, необходимо рассматривать три основных вопроса, от разрешения которых зависит трактовка проблемы в целом: 1) степень участия в создании культуры государства самих монголов; 2) вклад в культуру Золотой Орды порабощенных монголами народов; 3) возможность эволюционного развития культуры Золотой Орды и появления в результате этого новых, собственно золотоордынских черт. Особо нужно отметить и то, что сосредоточение огромных материальных ресурсов, обеспечивающих расцвет экономики и неуклонный процесс развития феодализма в сфере общественных отношений и составляли фундамент, на котором происходило развитие культурной жизни государства. Однако специальные и сколько-нибудь глубокие исследования культуры Золотой Орды до настоящего времени не осуществлены.

Как можно понять из предыдущего изложения, вся культурная жизнь Золотой Орды разделялась на две заметно отличавшиеся части — кочевую и оседлую. И все же оба эти уклада не противостояли друг другу как в хозяйственной, так и в культурной жизни. Взаимопроникновение и единение кочевого и оседлого начал в первую очередь строилось на фундаменте духовной культуры (язык, письменность, фольклор, религия). Несомненная и очень ощутимая разница между ними была лишь в повседневном быту. Сложность оценки культурной жизни Золотой Орды состоит не только в разных ее укладовых истоках, но и в отчетливо фиксируемой многоэтничности. При этом нужно отметить, что более мозаичной выглядит оседлая культура. Кочевую же составляли лишь два этических компонента — пришлый монгольский и местный кипчакский. Кочевая культура в наиболее чистом ее виде сохранялась в государстве Джучидов с момента его возникновения до введения мусульманства ханом Узбеком в 1312 г. Событие это имело огромное значение для внутренней жизни Золотой Орды, во многом круто изменило ее и еще более сблизило кочевой мир с оседлым.

Неразборные юрты, как правило, принадлежали степной аристократии, так как для их снятия со специальной повозки и установки на выбранном месте требовались усилия многих слуг или рабов. В диаметре они имели до 10 м. Соответственно таким размерам были и телеги для их перевозки. Только ось такой повозки достигала величины корабельной мачты, а тянули ее не один десяток быков. Причем правила ими обычно женщина, находившаяся в самой юрте. Внутри передвижное жилище монголов имело традиционно и жестко закрепленную планировку. Дверной проем (обычно завешенный войлоком, кошмой или ковром) всегда был обращен в южную сторону. Это не только позволяло хорошо освещать жилище большую часть дня солнечными лучами, но и использовать его как солнечные часы, отмечая время по свету из отверстия в крыше. Напротив двери у северней стены всегда располагалось место и постель хозяина, а рядом с ним обычно усаживались почетные гости. Справа от входа у восточной стены находилась женская половина, а напротив нее, у западной, — мужская. В центре на земле сооружался из камней очаг, где на специальном железном треножнике устанавливался котел для варки пищи. Топливом чаще всего в степных условиях служил кизяк — спрессованный и высушенный навоз.

Кроме домашних припасов, заметную роль в рационе питания населения Золотой Орды играли продукты охоты. Она проходила далеко не в современном понимании, обычно сводимом к развлечению и отдыху. Это было хорошо и заранее подготовленное широкомасштабное предприятие, в котором участвовали тысячи людей. Длилась такая охота от нескольких дней до 2–3 месяцев. По сути дела, это были военные игры или маневры, имевшие особое значение для тренировки, подготовки крупных и длительных армейских походов и создания дли этого запасов продовольствия.

Кочевое хозяйство накладывало отпечаток и на одежду населения Золотой Орды. Все путешественники единодушно отмечали, что платье мужчин и женщин сшито одинаковым образом. Лишь платье девушек немного длиннее мужского. Летом все население носило халаты, которые по монгольской традиции застегивались на правом боку, в отличие от тюрок, у которых застежка находилась слева. Зимой обычно носили по две шубы — одна мехом наружу, другая внутрь. Шились они из волчьих и лисьих шкур или более дорогой пушнины, поступавшей в виде дани из Руси и от других северных народов. У простолюдинов также были шубы, но из собаки или козы. Мягкие, хорошо выделанные кожи шли на шаровары. Из войлока изготовлялись плащи и шапки. Степная аристократия всегда любила рядиться в привозные шелк, парчу, тонкие европейские сукна. Люди попроще довольствовались хлопчатобумажными тканями.

Путешественники из мусульманских стран постоянно подчеркивают одну непривычную для них деталь в женском костюме — отсутствие паранджи. Более того, на ханских приемах рядом с правителем всегда находилась жена (а порой и не одна) с открытым лицом. При этом она могла принимать участие в общих беседах и ее суждения были достаточно авторитетными, а в некоторых вопросах и решающими. Такое было совершенно немыслимым в странах классического ислама, что свидетельствует о заметной роли женщины (по крайней мере знатной) в общественной жизни Золотой Орды.

В течение примерно 70 лет в религиозной жизни Золотой Орды господствовало языческое многобожие в форме шаманизма. Подавляющее большинство населения поклонялось вечному синему небу, солнцу, луне, огню, воде и земле. До сегодняшнего дня в Астраханской области сохранилось монгольское название горы на берегу озера Баскунчак — Богдо, что значит Святая. Эта единственная на сотни километров степных просторов гора высотой 140 м не могла не привлечь своей необычностью внимание кочевников, тотчас обожествивших уникальное природное явление. В юртах и повозках развешивались идолы из войлока, тканей и металла. Каждому из идолов приносились ублажающие жертвы чаше всего в виде еды и питья. Нужно отметить, что при общем господстве язычества, а позднее мусульманства монголы чрезвычайно спокойно относились к другим религиям, хотя и среди них встречались фанатики. Такая веротерпимость объясняется скорее всего привычной кочевнику обиходностью и практичной значимостью обряда, который обязательно должен иметь положительное для просителя следствие. А уж с какими средствами и с помощью какого божества это будет достигнуто, для находящегося в постоянной зависимости от грозных сил природы степняка было делом второстепенным. Именно поэтому сплошь и рядом даже в одном семействе мирно уживались приверженцы самых различных исповеданий. В качестве примера можно привести самих Джучидов. Хан Бату был язычником, его сын Сартак — христианином несторианского толка, а брат хана Берке — мусульманином.

Жизнь кочевников, конечно, не ограничивалась одними бытовыми заботами, направленными на удовлетворение лишь самых необходимых потребностей в пище, одежде и жилье. У них был богатый и яркий фольклор героико-былинного и песенного характера. Самое широкое развитие получило орнаментально-прикладное искусство. Все это была традиционная народная культура, которая продолжала развиваться и обогащаться на древних степных традициях.

Но без сомнения одной из важнейших культурных черт кочевников-монголов являлось наличие собственной письменности. Она была известна в их среде еще в Центральной Азии при Чингисхане и основывалась на уйгурском алфавите. Достаточно широкое распространение письменность получила и в Золотой Орде как у кочевников-степняков, так и в монгольских слоях городского населения. В 1930 г. при исследовании одного из степных захоронений была обнаружена записанная на бересте уйгурским алфавитом народная песня о проводах матерью сына на военную службу. Это один из древнейших письменных памятников монгольского языка, относящийся к рубежу XIII–XIV вв. Во время раскопок одного из дворцов первой столицы государства, Сарая, в 1979 г. на оштукатуренной стене была обнаружена процарапанная надпись уйгурским алфавитом, датирующаяся 60–80-ми годами XIV в. Этот факт служит достоверным свидетельством того, что монголы помнили и употребляли свой язык и письменность практически до конца существования Золотой Орды.

Но при всем вышесказанном нельзя не учитывать того, что культурная жизнь Золотой Орды начального периода ее существования может характеризоваться в большой степени паразитическим потреблением достижений завоеванных и порабощенных народов. Однако, рассматривая культуру в самом широком понимании, охватывающем многие стороны жизни государства, можно и для этого периода отметить возникновение новых, в недалеком прошлом нехарактерных для кочевников черт. Прежде всего это появление в Золотой Орде собственных монгольских городов, что свидетельствовало о начале серьезного перелома в сознании и укоренившихся древних традициях кочевников. Идея строительства городов не была заимствована монголами со стороны, она родилась в недрах самого кочевого общества, будучи продуктом его развития. Поэтому появление городов в Золотой Орде можно со всей несомненностью считать вкладом в культуру государства.

Безусловно, своеобразна и городская оседлая культура Золотой Орды, развитие ее достигло высокой степени. Ее основными носителями стали ремесленники, причем не только строители, но и гончары, ткачи, ювелиры, металлурги, оружейники, стеклодувы, косторезы и т. д., которые составляли большинство городского населения. Бурный расцвет городов Золотой Орды относится к XIV в., когда ислам стал государственной религией. Началось строительство мечетей, медресе, минаретов, мавзолеев и монументальных дворцов для монгольской аристократии. Возводили их в основном мастера, прибывшие из Хорезма, имевшие опыт древней архитектурной школы и привезшие с собой привычные строительные материалы и выверенные веками конструктивные приемы. Монументальные постройки украшали изразцы, покрытые разноцветной стеклянной глазурью и сусальным золотом. Геометрические орнаменты соседствовали с яркими растительными виньетками и гирляндами, которые сменяли выписанные изящным почерком стихи персидских классиков. Все эти постройки сияли и переливались под солнцем, являя собой тот самый стиль, который ассоциируется с понятием восточной пышности, роскоши и яркости.

Если стены описанного дворца были выложены из обожженного кирпича на известковом растворе, то население победнее строило свои жилища из дерева или сырцового кирпича. Полы в таких домах обычно были земляными, а стены покрывались глиняной обмазкой.

В культурном отношении Золотая Орда находилась в совершенно особом положении по сравнению с другими монгольскими государствами. Хулагуидский Иран и Юаньский Китай без труда переварили собственно монгольскую культуру, не оставив от нее и следа, поскольку местные традиции завоеванных народов имели глубокие и мощные корни. Собственно Монголия и ее столица Каракорум были доведены бесконечными войнами Чингизидов до полного духовного и материального обнищания, что привело к длительному политическому и культурному упадку страны. Уже в конце XIII в. даже съестные припасы в Каракорум доставлялись из Ханбалыка, ибо население страдало от голода. В противовес этому в Золотой Орде монголы оказались не в противостоящей культурной среде, отторгавшей или поглощавшей их многовековой кочевой уклад, а в родственной — половецкой. В итоге две самостоятельные, но единые по духу культуры объединились в мощный поток, вобравший достижения покоренных народов. На этой основе в XIV в. золотоордынская культура получила новый толчок к развитию. Однако этому процессу не суждено было пройти все стадии эволюции в первую очередь из-за резко выраженной агрессивности государства, традиционно поддерживаемой кочевой аристократией.

Источник

Золотая Орда

Государство в Северо-Восточной Евразии (1269–1502). Алтын Урда

Содержание

Название

В татарских источниках известно как «Олуг Улус» («Великая держава») или Улус Джучи по имени родоначальника династии Джучи, в арабских – как северное татарское государство Дешт-и-Кипчак, в русских –как Орда, «Царство татар», в латинских – как «Тартария».

В русской исторической литературе понятие «Золотая Орда» как обозначение этого государства используется с конца XVI– нач. XVII вв. и происходит от тюрко-монгольского названия ставки ханов (см. Алтын тахт), термин «Золотая Орда» утвердился в XIX в.

Основа

Золотая Орда образовалась в 1207–1208 гг. на основе земель, выделенных Чингизханом в качестве улуса сыну Джучи в Прииртышье и Саяно-Алтае.

С завоеванием монголами Средней Азии в состав этого улуса были включены земли Хорезма и Восточного Приаралья.

Эпоха Бату хана

После смерти Джучи (1227) решением всемонгольских курултаев (1229, 1235) правителем улуса был провозглашен хан Бату, которому во владение были переданы, помимо улуса, также все западные страны «вплоть до тех мест, куда достигнет копыто монгольской лошади».

В ходе завоевательных монгольских войн с кипчаками, булгарами, аланами, славянами (1229–1242) к улусу Бату были присоединены Южное Приуралье, Нижнее Поволжье, Северный Кавказ, Волжская Булгария, русские княжества, Крым, разорены Польша, Чехия, Венгрия и другие государства вплоть до побережья Адриатического моря (см. Монгольские завоевательные походы).

К 1243 г. в составе Улуса Джучи находились территория от Прииртышья на востоке до Приднестровья на западе и от Южного Приаралья, Северного Кавказа и Крыма на юге до Западной Сибири и Верхнего Приуралья на севере. Включал территорию Дешт-и-Кипчака, Дешт-и-Хазара, Волжской Булгарии, а также Киевского, Черниговского, Владимиро-Суздальского, Новгородского, Галицко-Волынского и др. княжеств.

В середине XIII в. в вассальной зависимости от ханов Золотой Орды находились Венгрия, Болгария, Сербия.

Территория Золотой Орды была связана единой транспортной системой – ямской службой, состоявшей из ямов (станций).

Во главе улусов стояли улусные эмиры ( улусбек ), во главе более мелких уделов – туменбаш, минбаш, йозбаши, унбаши и пр. На подвластной территории они, как правило, осуществляли судопроизводство, организовывали сбор налогов, занимались набором войск и командовали ими.

Одновременно некоторые вассальные владения (булгарское, русские и др. княжества) напрямую подчинялись великому кагану (хану) Монгольской империи, хотя фактически управлялись ханами Золотой Орды.

В 1257–1259 гг. для укрепления ханского правления в ряде вассальных владений (булгарском, русских княжествах и других завоеванных странах) была произведена перепись населения, введено единое подворное налогообложение и установлено выполнение различных повинностей (ямской, воинской и др.), учрежден институт баскачества ( баскак ).

Середина XIII–XIV в.

Хану Менгу-Тимуру удалось добиться полной независимости от великого кагана, свидетельством чего стали чеканка монет с именем хана и курултай ханов улусов Джучи, Чагатая и Угедея в 1269 г., разграничивший их владения и узаконивший распад Монгольской империи.

В конце XIII в. в Ак Орде образовались 2 политических центра: в Северном Причерноморье правил беклярибек Ногай, в Поволжье – хан Токта. Противостояние этих центров закончилось на рубеже XIII–XIV вв. победой Токты над Ногаем; при нем в 1310–1311 гг. были проведены некоторые реформы, в том числе унификация денежной системы.

Верховная власть в Золотой Орде принадлежала джучидам. До 1360 г. ханами были потомки Бату, затем – Тука-Тимура (с перерывами, вплоть до 1502 г.) и Шибанидов на территории Кок Орды и Средней Азии.

С 1313 г. ханами Золотой Орды могли быть только джучиды-мусульмане.

Система власти

Формально ханы являлись единовластными монархами, их имя упоминалось в пятничных и праздничных молитвах ( хутбе ), они скрепляли своей печатью законы и исполняли другие государственные функции.

В государственной иерархии выделялся олуг карачибек (великий карачибек, беклярибек ), который ведал судопроизводством, внутренними и внешнеполитическими делами, а также являлся главнокомандующим войсками страны.

Социальная организация знати в Золотой Орде имела иерархическую систему, связанную с правами на землевладение (или взимание определенного налога), как условное ( суйургал ), так и безусловное ( тархан ).

Социальная структура

Административно-фискальную власть на местах осуществляли чиновники – даругабеки ( даруга ).

Число налогов и повинностей доходило до 16; их сбором ведали чиновники свыше 10 категорий.

Население зависимых областей платило налоги и пошлины в пользу хана (например, ордынский выход в русских княжествах) и своих феодалов, выполняло также некоторые повинности (воинскую, ямскую и др.).

Чем занималась золотая орда. Смотреть фото Чем занималась золотая орда. Смотреть картинку Чем занималась золотая орда. Картинка про Чем занималась золотая орда. Фото Чем занималась золотая орда

Гарнитура поясного набора. Золотая Орда. Вторая половина XIV – рубеж XV в

Серебро; литье, позолота, чеканка, гравировка. Фонд Марджани

Войско

Войско Золотой Орды состояло из личных отрядов хана и знати, войсковых формирований и ополчений различных улусов и городов, а также войск союзников (всего до 250 тыс. человек).

Костяком армии являлась знать, которая составляла кадры военачальников и профессиональных воинов, главным образом тяжеловооруженных кавалеристов (до 50 тыс. человек). Вспомогательную роль в бою играла пехота.

Применялись стратегические и оперативные маневры, охваты, фланговые удары и засады.

Воины были неприхотливы (должны были снабжать себя сами), войско отличалось маневренностью, быстротой и могло совершать длительные переходы, не теряя боеспособности.

Наиболее крупные сражения:

Чем занималась золотая орда. Смотреть фото Чем занималась золотая орда. Смотреть картинку Чем занималась золотая орда. Картинка про Чем занималась золотая орда. Фото Чем занималась золотая орда

Поясная чаша. Золотая Орда. XIV в

Серебро, чеканка, гравировка, позолота. Фонд Марджани

Города

На территории Золотой Орды находилось более 30 крупных городов:

в Приднестровье – Аккерман, Иски-Шехр,

в Крыму – Кырк-Ер, Крым,

в Среднем Поволжье – Болгар, Джукетау, Иски-Казань, Казань, Кашан, Мухша,

в Нижнем Поволжье – Укек, Сарай аль-Джадид, Бельджамен, Сарай аль-Махруса, Хаджитархан,

на Северном Кавказе – Маджар, Дербент,

в Северо-Восточном Прикаспии – Сарайчик,

в Хорезме – Ургенч (Куня-Ургенч),

в Приаралье – Дженд, Сыгнак, Отрар, Сайрам и др.

Вокруг большинства городов располагалась обширная оседло-земледельческая округа.

Отрасли хозяйства

Города, особенно крупные, были центрами высокоразвитого ремесла (железоделательного, оружейного, кожевенного, деревообрабатывающего и др.), особый расцвет переживали стеклоделие, гончарное и ювелирное производства.

В Золотой Орде широкое развитие получило декоративно-прикладное искусство (поясная гарнитура, торевтика и украшения), в котором переплелись центрально-азиатские, поволжские и восточные мотивы и традиции.

Важной отраслью хозяйственной жизни являлась торговля со странами Европы, Ближнего и Среднего Востока. Была развита транзитная торговля с Западной Европой шелком, пряностями и другими товарами из Китая и Индии.

Из Золотой Орды вывозили хлеб, меха, изделия из кожи, пленников, скот (пользовался значительным спросом на внешних рынках и продавался в Западную Европу, вплоть до Италии, а также на Ближний и Средний Восток; в странах мусульманского Востока особенно ценились породистые поволжские скакуны).

Во многих городах Золотой Орды существовали крупные торгово-ремесленные общины евреев, армян (например, Армянская колония в Болгаре), греков и итальянцев. Итальянские города-республики имели свои торговые колонии в Северном Причерноморье (генуэзская в Кафе, Судаке, венецианская в Азаке), функционирование которых регламентировалось договорами с золотоордынскими правителями.

Первая столица

Столицей Золотой Орды до первой трети XIV в. был Сарай аль-Махруса – крупный экономический, религиозный, политический и торговый центр Нижнего Поволжья, построенный при хане Бату. Некоторое время город выполнял только административные функции, но постепенно в нем получили развитие ремесла (в первую очередь, для удовлетворения запросов знати).

В XIV в., в условиях всплеска торговли и производственной активности, город разросся и превратился в мегаполис (общая площадь с пригородами около 36 кв.км). По мнению современников, число жителей достигало 75 тыс. человек.

Плотная застройка, его пригороды с замками знати, обширными садами, огородами, слившиеся в единый массив, своими масштабами и великолепием производили огромное впечатление на современников. Город отличался высоким уровнем благоустройства, в нем имелись централизованные водопровод и канализация, а большая часть дворцов и общественных зданий были выстроены из сырцового кирпича.

Внутри золотоордынских городищ археологами выявлены целые ремесленные кварталы, жители которых специализировались на своем, особом производстве.

Вторая столица

С первой трети XIV в. столицей Золотой Орды стал Сарай аль-Джадид, построенный при хане Узбеке. Подлинного расцвета он достиг при жизни его сына хане Джанибеке, когда сюда был переведен ханский двор.

Город был хорошо спланирован и благоустроен. В нем имелись кварталы знати (юго-восточная окраина), культовые сооружения, жилые и ремесленные постройки.

До 1360-х гг. города Золотой Орды, как правило, не имели общей крепостной стены.

Основные занятия населения

Население выращивало просо, рожь, пшеницу, ячмень, гречиху, полбу, возделывало различные бахчевые и садовые культуры, снабжало продовольствием, в первую очередь хлебом, не только себя, но и поставляло его на экспорт.

Основную территорию Золотой Орды занимали степи. Степное население Золотой Орды продолжало вести полукочевую жизнь с преобладанием скотоводства (овцеводство и коневодство), кочуя в меридиональном направлении с юга на север летом и с севера на юг зимой.

Этнический состав населения

После завоевания Западной Сибири, Приаралья и Восточной Европы племенные союзы кимако-кипчаков были раздроблены и включены в военно-административную и клановую систему Улуса Джучи, их племенная аристократия частью была истреблена, частью влилась в состав завоевателей.

В этносоциальном и конфессиональном отношении в Золотой Орде произошли кардинальные изменения. Основу этноплеменной структуры населения Золотой Орды составляли тюрко-монгольские кланы, которые ассимилировали многие кипчако-кимакские и угорские народы. Именно с этого времени среди населения Евразии ведущее положение стали занимать татарские (тюрко-монгольские) кланы.

Позже все это привело к социокультурной консолидации аристократии и становлению новой этнополитической общности – татар, объединявшей мусульманизированную (главным образом тюрко- и монголоязычную) знать, находившуюся в вассальной зависимости от джучидов. Она относилась к джучидской кланово-родовой системе, была объединена социально-престижным этнонимом татары и формировалась не только из тюрко-монгольской среды, но и из аристократии оседлых народов булгарских княжеств, Хорезма, частично Руси и др.

Основное оседлое население Поволжья и Северного Причерноморья чаще всего самоопределяло себя по религиозному признаку – «мусульмане».

После распада Золотой Орды (первая половина XV в.) началось формирование новых этнополитических общностей, имевших свои локальные самоназвания, а термин «татары» стал функционировать в качестве политонима, обозначая военно-служилую тюрко-мусульманскую аристократию.

Окончательное оформление этих процессов произошло в XV–XVI вв. в рамках возникших татарских государств: Астраханского, Казанского, Касимовского и Сибирского ханств, Большой Орды и Ногайской Орды.

В языковом отношении (по сравнению с домонгольским периодом) также произошли изменения. Для народов Золотой Орды официальным и разговорным языком являлся тюркский язык. Позднее на его основе сформировался тюркский литературный язык – поволжский тюрки. На нем созданы такие произведения старотатарской литературы, как «Китабе Гулистан бит-тюрки» Саифа Сараи, «Мухаббат-наме» Хорезми, «Хосров ва Ширин» Кутба, «Нахдж аль-фарадис» Махмуда ас-Сараи аль-Булгари.

В качестве литературного языка поволжский тюрки функционировал среди татар Восточной Европы до середины XIX в.

Первоначально делопроизводство и дипломатическая переписка в Золотой Орде осуществлялись на монгольском языке, который во второй половине XIV в. был вытеснен тюркским.

В городах Золотой Орды были также распространены арабский (язык религии, мусульманской философии и законоведения) и персидский (язык высокой поэзии) языки.

Религия

Важным фактором этнокультурной интеграции населения являлось распространение в Золотой Орде ислама, ставшего в 1313 г. государственной религией. Конечным результатом этих культурно-исторических процессов стало формирование имперской надэтничной культуры военно-служилой знати, включая выработку мифологем и символов джучидской историографии (частично соединивших чингизидскую традицию с мусульманской картиной мира).

Первоначально ханы Золотой Орды исповедовали тенгрианство (см. Тенгре) и несторианство, а среди тюрко-монгольской аристократии были также мусульмане и буддисты.

Первым ханом, принявшим ислам, стал Берке. Затем новая религия начала активно распространяться в среде городского населения и тюрко-монгольской аристократии. К тому времени в булгарских княжествах, Хорезме и некоторых других покоренных землях основной население уже исповедовало ислам, к концу XIV в. он широко распространился среди населения всей страны.

Главой духовенства Золотой Орды мог быть человек только из рода сейидов (потомков пророка Мухаммада от его дочери Фатимы и халифа Али).

Важную роль в распространении ислама в Поволжье сыграли суфийские тарикаты (ордена) (например, Кубравийа, Йасавийа), которые имели свои мечети и ханака.

Государственная политика в области религии в Золотой Орде строилась на принципе веротерпимости. Сохранились многочисленные грамоты ханов русским патриархам об освобождении их от всех видов податей и налогов. Аналогично строились взаимоотношения правителей Золотой Орды с армянскими монофизитами, католиками и иудаистами. Мусульм. духовенство владело обширными землями, вакфами и другим имуществом.

Чем занималась золотая орда. Смотреть фото Чем занималась золотая орда. Смотреть картинку Чем занималась золотая орда. Картинка про Чем занималась золотая орда. Фото Чем занималась золотая орда

Украшения из филиграни. Золотая Орда, Хорезм (?). XIV в

Золото, пайка, филигрань, зернь, бирюза, гранат (?). Фонд Марджани

Культура

Золотая Орда была страной развитой культуры (см. Золотоордынское искусство, Золотоордынская культура).

О грамотности и культуре населения свидетельствуют отдельные предметы с надписями, эпитафии.

Существовала официальная историография, сохранившаяся в сочинениях «Чингиз-наме», «Джами ат-таварих» Рашидаддина, в генеалогиях отдельных правителей и фольклорной традиции.

Высокого уровня достигли строительное дело и архитектура, в том числе белокаменное и кирпичное строительство, резьба по камню (см. Эпиграфические памятники булгаро-татарские). Развивались декоративно-прикладное искусство, народное творчество.

Чем занималась золотая орда. Смотреть фото Чем занималась золотая орда. Смотреть картинку Чем занималась золотая орда. Картинка про Чем занималась золотая орда. Фото Чем занималась золотая орда

Гарнитура поясного набора. Золотая Орда. Последняя треть XIV в

Серебро, литье, позолота, чеканка, гравировка. Фонд Марджани

Внешняя политика

Внешняя политика Золотой Орды после завоеваний середины XIII в. определялась стремлением захватить новые земли на Западе и распространить свою власть на караванные пути в Закавказье и Малой Азии.

Золотоордынские ханы не прекращали военного и дипломатического давление на страны Юго-Восточной и Центральной Европы. В 1243 г. ордынское войско предприняло поход на Галицко-Волынское княжество, после чего князь Даниил Романович признал себя вассалом Бату. Однако власть последнего была номинальной. Только походы монгольского царевича Хурумши и багатура Бурундая 1250-х гг. смогли нанести сокрушительное поражение Галицко-Волынскому княжеству, Польше и Литве.

Особенно разорительным был поход 1259 г. войск Бурундая в Польшу, когда были разрушены укрепления южнорусских городов, сожжен город Сандомир.

После этих войн западная граница Золотой Орды установилась по реке Прут и Карпатам. Новые военные походы, предпринятые Ногаем (1275, 1277, 1280, 1286, 1287), преследовали цель установления вассальной зависимости балканских стран и Польши, чтобы наложить на них дань и военную контрибуцию.

Походы Ногая на Византию были вызваны желанием ханов нанести поражение союзнику хулагуидов, с которыми началась борьба за Закавказье и возможность беспрепятственного прохода через черноморские проливы торговым судам и ордынским посольствам. Поход окончился осадой Константинополя, разорением Болгарии и включением ее в сферу влияния Золотой Орды (1269).

Война, разгоревшаяся в 1262 г. в Предкавказье и Закавказье, шла с перерывами вплоть до 1390-х гг. Золотая Орда стремилась занять там стратегически важные города Нахичевань, Марагу, Тебриз – центры торговли по Великому шелковому пути и плацдарм для завоевания всего Ближнего Востока. В ходе военных действий 1260-х гг. объединенное войско Берке и Ногая нанесло поражение Хулагу (1263, 1265), отряды Ногая были разбиты близ Шемахи хулагуидами (1267), последние, в свою очередь, потерпели поражение от правителя мамлюкского Египта Бейбарса при Айн-Джалуте в Палестине (1269).

Война не принесла решающей победы ни одной стороне, но явилась важным фактором международной политики, делавшим Золотую Орду стратегическим союзником мамлюкского Египта и тюрок-сельджуков (турков) и соперником ильханов Ирана, королевств крестоносцев в Палестине и Византии.

Затем наступило время дипломатических интриг между Византией и Золотой Ордой и невооруженных противостояний, которое обострялось походами Менгу-Тимура (1290) и Узбека (1318–1319, 1325, 1335).

Период наибольшего политического и экономического могущества Золотой Орды пришелся на время правления ханов Узбека и Джанибека. В этот период на гребне экономического подъема заметно усилилась центральная власть, сложилась единая система управления империей, огромная армия, состоявшая в основном из мелких держателей условных земельных владений (икта), стабилизировались границы, наметились успехи в войнах с соседями в Азербайджане и Восточной Европе.

Замятня

В середине XIV в., после 20-летней междоусобной войны (см. «Великая замятня»), природных катаклизмов (засуха, затопление Нижнего Поволжья водами Каспийского моря), эпидемий чумы и т. п., произошло резкое ослабление Золотой Орды.

Наступил период длительного упадка, начался распад единого государства (фактическая независимость владений Мамая в Ак Орде и марионеточных ханов, появление своей правящей династии Суфи в Хорезме, независимость Болгара при Булат-Тимуре и Хасане, война великого князя московского Дмитрия Донского против Мамая в 1378–1380).

Эпоха хана Токтамыша

Попытки вернуть стабильность в Золотую Орду путем новых реформ (укрепление центральной власти, денежная реформа и т. п.), предпринятые Идегеем в начале XV в., лишь на короткое время сняли внутреннее напряжение в стране. Его правление при номинальных ханах ознаменовалось рядом внешнеполитических успехов (разгром войск великого князя литовского Витовта и Токтамыша на реки Ворскла в 1399 г., поход на Мавераннахр в 1405 г., осада Москвы в 1408 г.).

Распад

После гибели Идегея в битве с сыновьями Токтамыша (1419) начался распад единой империи, который привел к возникновению на территории Золотой Орды ряда татарских государств: Сибирского ханства (1420), Крымского ханства (1428), Казанского ханства (1438).

Последним осколком Золотой Орды в Нижнем Поволжье оставалась Большая Орда, которая распалась в 1502 г. в результате разгрома потомков хана Ахмада войсками крымского хана Менгли-Гирея (см. также Ногайская Орда).

Влияние

Золотая Орда сыграла значительную роль в этнокультурном формировании татарской нации, а также в этническом развитии башкир, казахов, ногайцев, узбеков (тюрков Мавераннахра) и ряда других тюркских народов. Золотоордынские традиции сыграли огромную роль при становлении Московской Руси, особенно в организации государственной власти, системе управления и военном деле.

Ханы Улуса Джучи и Золотой Орды

Джучи (1208–1227),
Бату (1227–1256),
Сартак (1256),
Улакчи (1256),
Берке (1256–1266),
Менгу-Тимур (1266–1282),
Туда-Менгу (1282–1287),
Тула-Буга (1287–1291),
Токта (1291–1313),
Узбек (1313–1342),
Тинибек (1342),
Джанибек (1342–1357),
Бердибек (1357–1359).

Ханы периода «Великой замятни»:
Кульпа (1359–1360),
Науруз (1360),
Хызр (1360–1361),
Тимур-Ходжа (1361),
Орду-Мелик (1361),
Абдуллах (1361–1370, с перерывами),
Кильдибек (1361–1362),
Мюрид (1361–1364),
Мир-Булат (1364–1365),
Азиз-Шейх (1365–1367),
Тулунбек (1370),
Мухаммад-Буляк (1370–1380, с перерывами),
Урус (1374–1375),
Черкес- бек (1374–1375),
Каганбек (1375–1377),
Токтакия (1376–1377),
Арабшах (1377–1379).

Ханы после завершения «Великой замятни»:
Токтамыш (1380–1397, с перерывами, в 1394–1395 гг. – Таш-Тимур, в 1396–1397 гг. – Коюрчак),
Тимур-Кутлуг (1397–1399),
Шадибек (1399–1407),
Булат-Султан (1407–1410),
Тимур (1411),
Джалаладдин (1411–1412),
Керим-Берди (1413),
Кебек (1413–1414),
Чакры (1413–1416),
Джаббар-Берди (1416),
Дервиш (1416–1419),
Кадыр-Берди (1419),
Улуг-Мухаммад (1420–1437, с перерывами, в 1420–1438 гг. – Гиясаддин, в 1420–1424 гг. – Худайдат, в 1422–1427 гг. – Барак, в 1433–1435 гг. – Хаджи-Гирей).

Ханы периода распада Золотой Орды:
Сейид-Ахмад (1433–1455),
Кичи-Мухаммад (1433–1459),
Ахмад (1459–1481),
Муртаза (1481–1494),
Сейид-Ахмад (1485–1502),
Сейид-Мухаммад (1485–1502),
Шейх-Ахмад (1491–1502).

Источники

Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды: в 2 т. М.–Л., 1941.

Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. М., 1957.

Рашид ад-Дин. Сборник летописей: в 3 т. М.–Л., 1960.

Полное собрание русских летописей. М., 1965. Т. 1–5, 15, 18.

Барбаро и Контарини о России. Л., 1971.

Поло М. Книга Марко Поло. А.-А., 1990.

Утемиш-хаджи. Чингиз-наме. А.-А., 1992.

Григорьев А.П., Григорьев В.П. Коллекция золотоордынских документов XIV века из Венеции. СПб., 2002.

Литература

Саблуков Г.С. Очерк внутреннего состояния Кыпчакского царства. Казань, 1895.

Насонов А.Н. Монголы и Русь (История татарской политики на Руси). М.–Л., 1940.

Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и её падение. М.–Л., 1950.

Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды. Саранск, 1960.

Закиров С. Дипломатические отношения Золотой Орды с Египтом (XIII–XIV вв.). М., 1966.

Фёдоров-Давыдов Г.А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов. М., 1966.

Фёдоров-Давыдов Г.А. Общественный строй Золотой Орды. М., 1973.

Фёдоров-Давыдов Г.А. Золотоордынские города Поволжья. М., 1994.

Греков И.Б. Восточная Европа и упадок Золотой Орды (на рубеже XIV–XV вв.). М., 1975.

Усманов М.А. Жалованные акты Джучиева Улуса XIV–XVI вв. Казань, 1979.

Григорьев А.П. Золотоордынские ханы 60–70-х годов XIV в.: хронология правлений // Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. Л., 1983. Т. 7.

Мухамадиев А.Г. Булгаро-татарская монетная система XII–XV вв. М., 1983.

Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды в 13–14 вв. М., 1985.

Из истории Золотой Орды. Казань, 1993.

Трепавлов В.В. Государственный строй Монгольской империи XIII в. Проблема исторической преемственности. М., 1993.

Губайдуллин Г.С. История татар. М., 1994.

Халиков А.Х. Монголы, татары, Золотая Орда и Булгария. Казань, 1994.

Фахретдин Р. Ханы Золотой Орды. Казань, 1996.

Кульпин Э.С. Золотая Орда. Проблемы генезиса Российского государства. М., 1998.

Малов Н.М., Малышев А.Б., Ракушин А.И. Религии в Золотой Орде. Саратов, 1998.

Кляшторный С.Г., Султанов Т.М. Государства и народы Евразийских степей. Древность и средневековье. СПб., 2000.

Измайлов И.Л. Ислам в Золотой Орде // Ислам и мусульманская культура в Среднем Поволжье. История и современность. Казань, 2001.

Крамаровский М.Г. Золото Чингисидов: культурное наследие Золотой Орды. СПб., 2001.

Источниковедение истории Улуса Джучи. Казань, 2003.

История татар: в 7 т. Казань: Институт истории АН РТ, 2009. Том III. Улус Джучи (Золотая Орда). XIII – середина XV в.

Золотая Орда: библиографический указатель / автор-составитель И.М. Миргалеев; отв. ред. Э.Г. Сайфетдинова. Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2013. 412 с.

Spuler B. Die Goldene Horde. Die Mongolen in Russland. Lpz., 1943.

Schamiloglu U. The Qaraci byes of the later Golden Horde: Notes on the Organization of the Mongol World Empire // Archivum Eurasiae medii aevi. 1984. Vol.4.

Halperin Ch. J. Russia and the Golden Horde. The Mongol Impact on Medieval Russian History. Bloomington, 1985.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *