Чем занимались болгары в 7 веке
Древние болгары
Содержание
Транскрипция
В современной российской историографии для разграничения разных этносов болгарами принято называть народ, населяющий современную Болгарию. Их предков, а также население Волжской Болгарии обычно называют булгарами. Однако эта норма не является жёсткой. Форму «булгары», используя твёрдое У, употребляли византийцы. Современные болгары называют себя българи, используя твёрдую гласную «Ъ».
Происхождение и этническо-языковая принадлежность
Согласно наиболее распространённому взгляду, булгары были частью огурского массива племён, первоначально обитавших в Центральной Азии и называемых в китайских источниках тиелэ. [1] С этой точки зрения булгары являлись одной из самых ранних тюркских групп, продвинувшихся в Европу в ходе Великого переселения народов. Булгарский язык относится к числу западно-тюркских языков и наряду с вымершим хазарским и современным чувашским составляет их особую, наиболее архаичную, группу.
В средневековых источниках в качестве азиатской прародины булгар фигурируют Имеонские (Имейские) горы, традиционно идентифицируемые с пограничным районом между Афганистаном и Таджикистаном.
«Народ гуннов некогда обитал вокруг той части Меотидского озера, которая обращена к востоку, и жил севернее реки Танаиса, как и другие варварские народы, которые обитали в Азии за Имейской горой. Все они назывались гуннами, или скифами. По племенам же в отдельности одни из них назывались котригурами, другие утигурами.» [8]
Феофилакт Симокатта в описании войн между племенами Тюркского каганата локализовал родину уннугуров (предполож. булгарское племя) в Согдиане (равнинная область на границе Афганистана, Узбекистана и Таджикистана, охваченная Гиндукушем): «Только Бакаф, некогда построенный уннугурами, был разрушен землетрясением, и Согдиана испытала на себе и мор и землетрясение.» [9]
Михаил Сирийский [10] передал легенду о трех братьях «скифах», вышедших от горы Имаон (Памир, Гиндукуш, Тянь-Шань) в Азии и дошедших до Танаиса (Дона). Представляет интерес упоминание вместе с булгарами неких пугуров, возможно вышеупомянутых «пугу» из китайских источников (гипотетическое предположение):
«В то время три брата из Внутренней Скифии вели с собой тридцать тысяч скифов и за шестьдесят дней прошли путь от горы Имаона. Они шли в зимнее время, чтобы находить воду, и достигли Танаиса и моря Понтийского. Когда они достигли границ ромеев, один из них, по имени Булгариос, взял с собой десять тысяч мужей и отделился от своих братьев. Он пересек реку Танаис и подошел к Дунаю, впадающему в Понтийское море, и послал (своих представителей) к Маврикию просить дать ему область, чтобы поселиться в ней и стать помощью ромеев. Император предоставил ему Дакию, Верхнюю и Нижнюю Мезию… Они обосновались там и стали охраной для ромеев. И ромеи назвали их булгарами…
Другие два брата пришли в страну аланов, называемую Барсалия (Берсилия) и города которой были построены ромеями, например Каспий, именуемый ворота Тораяна (Дербент). Булгары и пугуры, населявшие эти места, в старые времена были христианами. И когда иноземцы начали править этой страной, они стали называться хазарами по имени старшего из братьев, которого звали Хазариг (Казариг).» [11]
Ранняя история булгар. IV—VI вв.
Свидетельства IV века
Самое раннее ретроспективное упоминание о булгарах содержится у армянского историка V века Мовсеса Хоренаци. По его словам при армянском царе Аршаке I, сыне Вагаршака, булгары поселились в армянских землях: «В дни Аршака возникли большие смуты в цепи великой Кавказской горы, в Стране булгаров; многие из них, отделившись, пришли в нашу страну.» [12] Время правления Аршака I датируется 1-й половиной II в. до н. э., [13] что вызывает сомнение историков в достоверности данного сообщения. Мовсес Хоренаци ссылается на более раннего летописца Мар Абаса Катину, жившего самое позднее на рубеже III—IV вв.
Первое упоминание о булгарах в синхронном источнике содержится в анонимном латинском хронографе 354 года, где в списке племен и народностей Причерноморья и Прикаспия (потомков Сима) на последнем месте называются булгары (Vulgares). [14]
Далее свидетельства об их активности исчезают из источников вплоть до распада Гуннской империи. Это даёт основания предполагать, что булгары входили в тот огромный союз племён, который современники именовали гуннами.
Булгары и гунны
В ранней средневековой историографии прослеживается путаница булгарских племён с гуннами, оставившими неизгладимый след у современников своими разрушительными походами середины V века. Захарий Ритор в своей «Церковной истории» (середина VI века) относит все племена (включая «бургар»), проживающие к северу от Кавказа в Прикаспии, к гуннским. Однако Иордан разделяет булгар и гуннов, описывая в середине VI века места их расселения: «Далее за ними [акацирами] тянутся над Понтийским морем места расселения булгар, которых весьма прославили несчастья, [совершившиеся] по грехам нашим. А там и гунны, как плодовитейшая поросль из всех самых сильных племен. » [15]
Источники середины VI века, рассказывая о набегах кочевников в 50-е—70-е годы VI века, упоминают либо булгар, либо гуннские племена утигуров и кутригуров (позже оногуров). С конца VI века в Европе эти названия племён начинают заменяться этнонимом булгары, а с VII века окончательно используется только название булгар. Отсутствуют убедительные свидетельства современников, которые позволили бы однозначно идентифицировать утигуров и кутригуров как булгарские племена, однако большинство историков склоняются к такому выводу на основании более поздних свидетельств [16] и анализа синхронности событий.
Кутригуры обитали между изгибом нижнего Днепра и Азовским морем, контролируя в том числе степи Крыма вплоть до стен греческих колоний на полуострове. Утригуры расселились по берегам Азова в районе Таманского полуострова.
Булгары на Дунае. V—VI вв.
Первое свидетельство о появлении булгар на Балканах содержится в хронике VII века Иоанна Антиохийского: «Два Теодориха снова приводили в смятение дела ромеев и опустошали города близ Фракии, вынудив Зенона в первый раз склониться к союзу с так называемыми булгарами.» [17] Союз византийцев с булгарами против остготов датируется 479 годом.
Незадолго до того булгары появились на Дунае. Заметка на полях болгарского перевода греческой стихотворной хроники Константина Манассии (XII век) относит переселение к 475 году. [18]
В 502 году булгары повторяют набег на Фракию, [21] а в 530 году Марцеллин Комит замечает о поражении булгар от византийцев. Вскоре булгары стали совершать набеги в союзе со славянскими племенами, которые впервые отмечены в письменных источниках с начала VI века.
В 539—540 годах булгары проводят рейды по Фракии к эгейскому побережью и по Иллирии до Адриатического моря. В то же время значительное число булгар поступает на службу к императору. Например, в 537 отряд булгар принимает участие в оказании помощи византийскому гарнизону, осаждённому готами в Риме. Известны случаи и вражды между двумя основными племенами булгар, которые умело разжигала византийская дипломатия. Чтобы обезопасить свои границы от слишком беспокойных соседей, каковыми являлись кутригуры, император Юстиниан с помощью богатых подарков и денег направил против них силы восточной ветви булгар — утигуров. В итоге кутригуры потерпели поражение, но вскоре два племени вновь смогли объединиться против империи.
Около 558 орды булгар (в основном кутригуры) под предводительством хана Забергана вторгаются во Фракию и Македонию, подходят к стенам Константинополя. И только ценой больших усилий византийцам удаётся отбросить силы Забергана назад. Но войско хана все ещё сильно и представляет большую опасность для столицы империи. Несмотря на это булгары возвращаются в свои степи. Причиной тому служат известия о появлении к востоку от Дона неизвестной воинственной орды. Это были авары, предводительствуемые каганом Баяном.
Византийские дипломаты незамедлительно использовали авар для борьбы против напирающих на Константинополь булгар. Взамен новым кочевникам предлагаются деньги и земли для поселений. Хотя аварская армия и немногочисленна (по некоторым данным 20 тыс. всадников), она оказывается сильнее. Возможно, тому способствует бедственное положение авар — ведь они спасаются бегством от идущих вслед за ними тюрков (тюркютов). Первыми подвергаются нападению утигуры (560), затем авары пересекают Дон и вторгаются в земли кутригуров. Хан Заберган становится вассалом кагана Баяна. Дальнейшаяя судьба кутригуров тесно связана с политикой авар.
Ок. 566 передовые отряды тюрков достигают берегов Чёрного моря в районе устья Кубани. Утигуры признали над собой сюзеренитет тюркского кагана Истеми и уже в составе его войска участвовали в захвате древней крепости Боспор на берегу Керченского пролива, а в 581 появились под стенами Херсонеса.
Создание болгарских государств. VII—VIII вв.
После ухода авар в Паннонию и ослабления Тюркского каганата, который из-за внутренних неурядиц утратил контроль над своими западными владениями, булгарские племена вновь получили возможность заявить о себе. Их объединение связано с деятельностью хана Кубрата. Этот правитель, возглавлявший племя онногуров (уногундуров), с детства воспитывался при императорском дворе в Константинополе и по некоторым источникам в 12 лет был крещён(однако по этому поводу до сих пор идут споры).
В 632 году он провозгласил независимость от авар и встал во главе объединения, получившего в византийских источниках название Великая Болгария. Её территория занимала Нижнее Прикубанье и Восточное Приазовье, по другим оценкам зону от Ставропольской возвышенности и Фанагории до Южного Буга. Около 634—641 Кубрат заключил дружественный союз с византийским императором Ираклием.
После смерти Кубрата (ок. 665), его империя распалась, поскольку была разделена между его многочисленными сыновьями. Этим разделением воспользовались хазары. Старший сын Кубрата — Батбаян остался в Приазовье и стал данником хазар. Другой сын, Котраг, ушёл со своей частью племени на правый берег Дона. Третий сын, Аспарух, под хазарским давлением ушёл со своей ордой на Дунай, где подчинил местное славянское население, положив начало современной Болгарии. Смешение булгар со славянами и остатками местных фракийских племён привело впоследствии к возникновению нынешнего болгарского этноса.
Ещё двое сыновей Кубрата — Кувер (Кубер) и Альцек (Алцек) ушли в Паннонию, к аварам. Одна группа булгар, руководимых Кувером, играла важную роль в политике Аварского каганата. В период образования Дунайской Болгарии Кувер поднял мятеж и перешёл на сторону Византии, поселившись в Македонии. Впоследствии эта группа, видимо, вошла в состав дунайских болгар. Другая группа во главе с Альцеком вмешалась в борьбу за престолонаследие в Аварском каганате, после чего была вынуждена бежать и просить убежища у франкского короля Дагоберта (629—639 гг.) в Баварии, а потом поселиться в Италии близ Равенны. До конца VIII века эти булгары сохраняли свой язык.
К более позднему периоду, к концу VIII века, относится появление булгарских племён на Средней Волге и Каме, где они вскоре перешли к оседлому образу жизни и создали государство Волжская Булгария, которое сначала находилась в зависимости от Хазарского каганата, а после его падения (в 60-е гг. X века) стало полностью самостоятельным. Потомками волжских булгар, в формировании которых приняли участие и ряд угро-финнских племён, являются казанские татары и чуваши.
Часть булгар осталась на своих коренных землях — в Предкавказье и причерноморских степях. Вскоре они, как свидетельствуют археологические данные, заняли Крымский полуостров и частично продвинулись в северном направлении — в степи и лесостепи Приднепровья. В средневековых источниках они упоминались до сер. X века и были известны как «чёрные болгары».
Археология и палеоантропология
Не удалось выделить этнографические признаки булгар среди других кочевых народов в археологическом материале в период до VIII века, погребения раннего периода отдельные археологи относят как принадлежащие булгарам лишь на основании сведений из письменных источников о проживании в данной местности в соответствующую эпоху булгарских племён. [33]
Общие сведения о погребальном обряде, составленные по могильникам VIII—IX вв.: ямные захоронения, тела клались на спину в неглубоких прямоугольных ямах в вытянутом положении. Ориентация головы на север или запад. Сопутствующие предметы: глиняный горшок и немного мяса. Кони и вооружение стали встречаться в захоронениях в Болгарии. В позднее время встречаются так же подбойные могилы. В частности они присутствовали у волжских булгар по описаниям Ахмеда ибн Фадлана (920-е годы) который непосредственно побывал у волжских булгар:
Жилища булгар представляли собой юрты на кольях, с очагом в середине жилища.
Надписи греческими буквами булгарским языком
Известно 15 надписей и фрагментов надписей на протобулгарском языке греческими буквами. [41]
Религия
Язычество
Религия булгар носила политеистический характер. По сведениям арабского хрониста Аль-Балхи главное божество-создатель булгар называлось «Эдфу«, отличаясь от названий аналогичного божества среди других народов:
«Интересно, что все народы имеют свое название создателя. Арабы его называют Аллах в единственном числе, а других богов называют Иллах; персы его называют Хормуз, Изед, Яздан. У Заратустры он называется Хормуз, но я также слышал и названия Ход-ехт и Ход-Борехт, что просто означает Тот Самый. Индийцы и народ Синда его называют Шита Вабит и Махадева. Тюркский народ его называет Бир Тенгри, что означает «Бог Единственный». Христиане Сирии его называют Лаха Раба Куадусса. Евреи его именуют в своем языке Элохим Адонай или Яхия Ашер Яхия. Елохим означает «бог» на их языке. Я слышал, что булгары называют Создателя именем Эдфу, а когда я их спрашивал, как они называют своего идола, они мне отвечали – Фа. Я также спрашивал коптов, каково их имя создателя. Они отвечали: Ахад Шанак.» [42]
Археологические находки в Плиске указывают на следы зороастризма у булгар. В крепости найдено здание с платформой в центре для огня, аналоги которого находят у зороастрийцев. [45] Жрецов булгары называли колобры. По аналогии исследователи связывают название с эфталито-аварами, приводя сведения византийца Симокатты, который называет аналогичные названия жрецов — бо-колобры. [46] Само происхождение колобров связано, опять же с Памиром и с памирцами, а также прародиной Балхарой, где жрецов кто выполняют ритуалы называют Кулбры. Название связано, также с индо-европейскими параллелями у Индийцев, кельтов и др. [47]
Монотеистические религии
История распорядилась так, что потомки булгар Волжских и Дунайских пошли разными религиозными путями. Дунайские болгары при царе Борисе I в 865 приняли христианство от Византии, а волжские булгары при Алмыше в 922 — Ислам от Багдадского халифата. Впоследствие дунайские болгары оказались завоёваны мусульманской Османской Империей (Турцией), а потомки волжских булгар — христианской Россией.
БУЛГАРЫ: НЕИЗВЕСТНАЯ ИСТОРИЯ ОЧЕНЬ ИЗВЕСТНОГО НАРОДА (начало)
У.Ф. Батыров, А.Д. Собянин
Опубликовано: “Профи», 1999, № 6-7, с.61-68.
Рубрика: Информационная война.
НЕИЗВЕСТНАЯ ИСТОРИЯ ОЧЕНЬ ИЗВЕСТНОГО НАРОДА.
ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК “ЗАПРЕТИЛИ” НАРОД
Речь пойдёт об одном из крупнейших народов Евразии – булгарах (волжских татарах). От Волги и Камы до Дуная простиралась в VII веке Великая Болгария. После ее падения дунайские болгары потеряли древнеболгарский язык (тюркский) и заговорили на славянском – современном болгарском языке. На Волге и Урале они сохранили язык, но потеряли свое название.
Потом была Революция. Булгары приняли её с радостью, потому что идеи большевиков были созвучны цели Движения Волжских Булгарских Мусульман (Ваисовское движение). Именно булгарские мусульмане установили Советскую власть на Волге и Урале. В благодарность за это и в память о погибшем в 1918 г. Сардаре Ваисове большевики разрешили украсить башню Суюмбики в Казанском Кремле полумесяцем. Но после смерти Сардара Ваисова, которому большевики доверяли всецело, «татаристам» удалось убедить наркома по делам национальностей И.В. Сталина, что Ваисовское движение таит в себе угрозу для целостности РСФСР. В результате в 1923 году имя «булгары» было запрещено, лидеры Движения расстреляны, а рядовые участники сосланы. Была образована Татарская автономия в составе РСФСР, а населению с тех пор стали выдавать паспорта с записями «татарин/татарка».
НЕТ НАРОДА – НЕТ ПРОБЛЕМЫ…
Вне контекста булгарской истории ничего обидного в слове «татарин» нет. Такой же этноним, как тысячи других: уйгуры, китайцы, турки и т.д. Но для булгар оно чужое, потому что так назывались те, кто утопил в крови Булгарию, разрушил её столицу Биляр и самый древний город нашего народа – Булгар.
Итак, булгарскому народу было дано чужое имя. И за каких-то семьдесят лет народ стал исчезать! По статистическим данным за этот период: татары в численном отношении с четвёртого места по стране скатились на седьмое. Статистика переписей за 1979 и 1989 годы вообще не фиксирует даже количественного прироста – как было около семи миллионов, так и осталось. Хотя при существовавших тогда в СССР темпах рождаемости прирост населения должен был бы составить около двух миллионов человек. Куда делись дети, которые родились за это время в “татарских” семьях? Они “ушли” в другие народы, по той же самой причине – не хотели быть потомками завоевателей и разрушителей.
А ведь ещё в 1903 г. выдающийся писатель Гаяз Исхаки написал первую в булгарской литературе фантастическую повесть – «Ике йоз елдансонг инкыраз» («Смерть через двести лет»). В этой книге предсказывается, что страшная болезнь «татаризм», которой булгарский народ заразился во второй половине XIX века, приведёт его к полному исчезновению через двести лет. Тогда Гаяз Исхаки чутко уловил тенденцию, правда, ошибся в сроках. Мы видим, что процесс пошёл гораздо быстрее и может завершиться гибелью народа раньше, чем через двести лет. Нет, люди никуда не денутся, просто будут называть себя русскими. От этих полутатар-полурусских не станет сильнее и русский народ. Никто не становится сильнее от включения слабой крови.
Только через возвращение имени мы вернем сокрытые от нас пласты культуры. Возвращение родной древней культуры усилит крупнейший после русских евразийский этнос, коренное население Волги, Камы и Урала.
Справка 1. Этнические корни Волжского этноса, племена и народы.
ФИННО-УГРЫ: мари, бесермян (бишэрмен), удмурты, мордва и др.
ТЮРКИ: асы (ясы, аланы), сённы (сюнны-хён-хун-гунны), суары, болгары, буртасы (бортасы), биары (билеры-бигеры-биляры), ыскилы (скыды-скиф), берсулы, кыпчаки, нохраты, тэмтеде, кошаны, сарматы, челматы, сабакуле, хазары, мишеры (мещеры-мажгары-мадьяры), нугаи (ногаи), иштэки (остяки), башкиры (башкырды), тюрки (торки, узы), казанлы (кашан-кошан-кушан), ийирки, суасламари (чуваши) и др.
ЛОЖНОЕ ИМЯ – ЛОЖНЫЙ ЭТНОС?
Нам не раз случалось сталкиваться в жизни с ситуацией, когда незнакомые люди никак не могли определить, кто мы по национальности. А услышав: «татарин», – приходили в изумление. В представлении многих татарин – это узкоглазый скуластый кочевник с монгольскими чертами лица. А глядя на нас, те, кто спрашивает, видят перед собой совсем других людей явно неазиатского вида.
Большинство из нас привыкло жить под чужим именем. Хотя внутреннее ощущение неправильности остаётся. Именно это ощущение несоответствия нашей внутренней сути тому образу, который связан с именем «татары», у людей слабых приводит к появлению комплекса неполноценности, всяческому сокрытию своего «татарского» происхождения вплоть до изменения имени (была Зухра Флюровна, а стала Зинаида Юрьевна). Люди сильные молча замыкаются в себе, хотя понимают, что нужно что-то менять. Существует и третья группа – те, кто из чувства неполноценности выпячивает свою татарскость, гордится тем, что «мы, потомки Чингисхана, триста лет держали Русь под сапогом. Пусть мы сейчас маленькие и обиженные теми же русскими, но когда-то были «крутыми» и с русских брали дань».
До сих пор ложное имя заставляло переделывать историю, чтобы объяснить, как булгары превратились в татар. Якобы был какой-то чистый, без примесей, народ булгары, затем пришли не менее беспримесные кыпчаки, то бишь половцы. Сложились, а в сумме получились татары. Страшная нелепость, которая спокойно проглатывается людьми.
И кыпчаки-половцы, и татаро-монголы, и другие тюрки вливались в нашу кровь в разные времена, но основа оставалась одной и той же – булгарской. Изначально булгарский народ на своей исторической земле, в Поволжье и на Урале, складывался из разных племён – и живших здесь, и приходивших извне. Но сохранялась некая самобытная уральская доминанта, дух, который и формировал народ, заставляя его отличаться от других. Кто бы ни вливался в наш народ – кочевые тюрки, оседлые финно-угры, – они воспринимали этот дух, нашу культуру, и становились частью булгарского народа. Кряшены, мишары начинали ощущать себя не отдельными племенами, а частью большого народа.
Не последнюю роль в борьбе сил внутри булгарского этноса играет вопрос о самоназвании – «татары» или «булгары». Если «татары», значит, основа национального характера кочевая (от пришедших в 13 веке татаро-монгол) – Великая Степь. Следовательно, рекомендации А.Г. Дугина обоснованы с точки зрения устойчивости Русского государства. Однако, если принять название «булгары», все резко меняется. Государство булгар еще до Киевской Руси объединяло в себе традицию Леса (раскопки на Урале показывают тысячелетия выплавки металлов и земледелия) и динамику Степи (постоянная подпитка от волн кочевников из Центральной Азии через степную горловину между Каспием и Уральскими лесами). Не менее важен и тот факт, что волжско-уральский этнос существовал без насильственной унификации составных частей. Это означает, что булгары в пору своего расцвета (в 7 веке) не были нацией в европейском смысле, а были большим сообществом финно-угорских и тюркских народов.
Когда Великая Болгария пала под ударами Хазарского каганата, меньшая, но более активная часть булгар ушла в Среднее Поволжье. Булгары стали очередным правящим племенем этого региона, как до них аланы, сюнны, биары, но в культурном смысле достаточно быстро растворились среди других оседлых тюркоязычных племен Поволжья и Урала. Современные булгары – прежде всего, татары и башкиры – преемственны в культурно-психологических своих характеристиках коренному оседлому населению региона.
Характерно, что резкое ослабление контроля Волжской Булгарии над финно-угорскими землями Северного Урала и Западной Сибирью и неспособность бороться с быстро крепнущим Московским государством совпадает с большим притоком северо-кавказского и причерноморского чисто кочевого тюркского элемента, отказом от старой волжско-уральской традиции терпимости к религиозным, культурным и языковым отличиям народов и с попытками ускоренной исламизации.
Справка 2. Этнокультурные общности.
Можно выделить следующие устойчивые культурные зоны Евразии, население которых говорит на тюркских языках:
Итого четыре достаточно разных группы тюркских народов на территории бывшего СССР. При едином тюркском происхождении и постоянном взаимопроникновении четыре группы имеют достаточно различающуюся культуру и стереотип поведения. Данная подборка статей касается только одной зоны – Средней Волги и Урала.
У нас часть истории «вырвана», мы не знаем имён великих предков, а познания родной истории часто ограничиваются подвигом царицы Сююмбике. Для многих наших людей история булгарского народа начинается со взятия Казани в 1552 году. А что было раньше?
Согласно своду булгарских летописей «Джагфар тарихы», русские и булгары являются потомками волго-уральских арийцев – «сакланов» по-булгарски. Эти сакланы более 15 тысяч лет назад сильно смешались с финно-уграми, пришедшими в Волго-Урал из глубин Азии. После этого одна часть сакланов сохранила свой язык и название «сакланы» (склавины/саклабы/славяне), а другая часть восприняла от отюреченных угров тюркский язык и стала называться булгарами. Булгарская знать создает общее для славян, булгар и финно-угров государство Идель – «Семь» (иде) Племен (эль)», которое в 7 веке получает название Великой Булгарии (Болгарии).
Древнейшей верой булгар до принятия ислама было тенгрианство (торе), а любимым объектом поклонения – Биргюн (Буран/Перун). Биргюн – первый дух, созданный во Вселенной Тенгри-Богом, считался покровителем охотников и воинов, почему ему приносились особо богатые жертвы.
В 737г. часть булгар приняла ислам, а в 850-х между нею и булгарами-тенгрианцами началась война. После нескольких лет войны тенгрианцы во главе с булгарским родом берендеев (центром которых был город Берендеичев/Бердичев) вытеснили царя-мусульманина Габдуллу Джилки из Украины в Урало-Сибирскую часть Великой Булгарии. Там Габдулла Джилки основал в 865 году исламское государство Волжская Булгария (Болгарское царство) и стал его правителем-эмиром.
В 988г. булгарская знать Руси принимает христианство, но сохраняет свои родовые фамилии.
И Русь, и Волжская Булгария ожесточённо сражались с войсками татаро-монгольких ханов. Единственное, что разделяло феодалов Руси и Булгарии – их государственные религии. Экстремистские части церкви и мечети пытались как можно сильнее разобщить русский и булгарский народы. Не дурной характер Ивана Грозного, а христианско-экстремистские круги толкнули его на завоевание Волжской Булгарии в 1552. Но мало кто вспоминает, что царь Иван Грозный оставил булгарским царям право править восточной частью Волжской Булгарии со столицей в городе Васыл-Балик (Уфа), и только после его смерти в 1584 году и эта часть Булгарии была присоединена к Московской Руси.
Погром при взятии Казани 2 октября 1552 и насильственное крещение тысяч булгар в 1552-1556 были устроены кругами, возглавляемыми князьями Владимиром Старицким и Александром Горбатым-Суздальским. Но к 1557 Иван Грозный сумел ослабить свою зависимость от экстремистов и тут же сделал крутой поворот в своей политике: объявил о прекращении насильственного крещения, о признании прав булгарских феодалов. Управляющими и судьями булгар становились абызы, избираемые самим булгарским народом. Не менее 15 тысяч булгар поступили на русскую службу и составили ударную силу армии. Этот булгарский корпус в 1558 сокрушил Ливонский орден, а в период Опричнины стал гвардией Ивана Грозного. Царь Иван казнил всех руководителей Казанского похода 1552 года, а в 1575 объявил временным правителем России («Великим князем всея Руси») булгарского бека Саин-Булата.
Для булгар присоединение Волжской Булгарии к Московской Руси было не завоеванием, а воссоединением западной и восточной частей прежней Великой Булгарии. Только теперь вновь объединенную Великую Булгарию стали называть Россией. Поэтому булгары уже в XVI веке, с 1557, начали считать Россию своим государством.
Но после смерти Ивана Грозного христианские экстремисты России вновь стали насильно крестить булгар и объявили булгар «татарами». Была создана прослойка лиц (около 50 тысяч) тех, кто согласился называть себя «татарами» и помогать им «отатаривать» булгар изнутри. Этих подкупленных людей наш народ стал называть «татарчэками» (это слово имеет два значения – «гнус/кровопиец» и «прикидывающийся татарином»).
Булгары в XVII-сер.XVIIIв. несколько раз пытались отделиться от России, но когда в 1770-х Екатерина II объявила о прекращении насильственного крещения, волжские булгары сразу стали самыми преданными гражданами России. Все слова «татаристов» о постоянном стремлении булгар к отделению от России являются ложью. После реформ Екатерины II ничто больше в России не угрожало булгарскому этносу, и булгары вновь стали относиться к России, как к родному государству.
Крупнейший булгарский идеолог и поэт XIXв. Гали Чокрый Булгари писал, выражая заветные чувства своего народа: «Седьмая часть света, которая называется Россией – это Булгария. » Гали Чокрыя мы называем «булгарским Державиным», хотя и сам Державин – далёкий потомок храброго булгарского бека Багрима. Современник Гали Чокрыя – Лев Николаевич Толстой – восхищался булгарским народом, а лидера волжских болгар Сардара Гайнана Ваисова называл своим дорогим братом и лично встретился с ним в Ясной Поляне.
В 1918 И.В.Сталин приблизил к себе татаристов М.Султан-Галиева и Г.Ибрагимова. Два этих «татарчэка» запугали Сталина угрозой восстановления независимого Булгарского государства и уговорили его образовать республику Татарстан. В 1923г. все булгарские организации в России были закрыты, а самоназвание «булгары» – запрещено. В 1930-х всем булгарам России выдали паспорта с записью «татарин», а протестовавших против этого расстреляли или посадили. Никакой особой неприязни к булгарам Сталин не питал – он только по-своему спасал Россию от распада. Однако, чуть позже, Сталин понял, что его ввели в заблуждение, и в конце 1940-х позволил говорить: «Современные татары – это потомки булгар».
«Татаристы» на время притихли. Но в 1970-х, когда глава Татарской АССР Ф.А.Табеев попытался официально вернуть Среднему Поволжью историческое имя – Булгария – то «татаристы» опять запугали Москву выдуманной ими угрозой «булгарского сепаратизма» и добились снятия Табеева.
Когда грянул гром Перестройки, «татарские патриоты» стали тайно готовить разрушение России и отделение Татарстана от РФ. В 1990-х их сепаратизм перестал быть секретом, но странное дело – федеральный центр продолжает поддерживать «татарских патриотов»-сепаратистов и всей своей мощью подавляет попытки верных России булгар получить паспорта с записью «булгар»/»булгарка». В Москве сформировался отряд «федеральных татаристов»!
Люди всего этого сейчас знать не хотят. А ведь предки – это пример для нас, на который мы ориентируемся в своей жизни.
Справка 3. Некоторые исторические события Волжско-Камского региона.
VIII век до н.э. – агадиры (акациры-агачери); I-V века н.э. – в составе империи гуннов; VI век – Тюркский каганат; VII-VIII века – Биарым («Моя страна Биария», Биармия русских летописей, Биармланд скандинавских саг); IX-XVI века – булгары (Волжская Болгария); VII-X века – земли подконтрольны Хазарскому каганату или V-VIII века Большой Венгрии; XIII-XV века – Дешт-и-Кипчак (Джучиев Улус империи Чингисидов); 1552 – взятие русскими войсками Казани, выселение с берегов Волги и Камы булгарского населения и заселение земель вдоль Камы и Волги русскими; XVII-XVIII века – вооруженные выступления против русских и участие в восстаниях Степана Разина и Емельяна Пугачева; 1920 – создание Татарской АССР – первого в истории государства новой татарской нации; 30 августа 1990 – декларация государственного суверенитета Татарстана, подготовка особого договора между РФ и Татарстаном.