Чем занимались древние армяне
История и традиции армянского народа с древних времен до современности
В большой семье кавказских народов армяне всегда выделялись. У них уникальное прошлое, более того, они смогли внести собственную лепту в историю других этносов. Многие обычаи, их культурное наследие вошли в сокровищницу мировой культуры. А уж что касается кухни, то здесь можно считать, что они оказали влияние на гастрономические предпочтения целого региона.
Происхождения народа и языка
Предками современных армян некоторые историки считают фригийцев. Во всяком случае, именно этот народ в середине первого тысячелетия до нашей эры начал миграцию, с территории Балканского полуострова поближе к территориям Малой Азии. Этот загадочный, древний этнос и армяне имеют нечто общее – а точнее, язык.
Истоки армянского языка
Как утверждают исследователи, фригийцы были носителями протоармянского языка. Они переселились еще в XIII веке до новой эры на Армянское нагорье и облюбовали для себя северную область нынешней Армении, которая как в древности, так и сегодня известна своими плодородными землями. Таким образом, можно считать армянский язык одним из самых древних в мире.
Удивительным образом фригийцы смогли сохранить базовые элементы своего языка, несмотря на то, что со временем они полностью ассимилировались с населением, уже обитавшим тут. На Армянском нагорье проживали, кроме них, еще лувийцы (родственный хеттам народ), хурриты, а также урарты, которые считаются создателями одного из самых мощных в древности государств – Урарту.
Все эти этносы смогли мирно сосуществовать и со временем сформировали армянский народ. Поэтому, говоря сегодня про армян, исследователи рассматривают их как представителей огромного этнического и культурного пласта, ведь они – носители не только древнего языка, но и генетические наследники целой эпохи в истории Малой Азии.
Существуют и иные версии – так, некоторые ученые усматривают связи с другими этносам – идоиранским и греческим. Если верить этим историкам, то армянский народ сформировался еще в XXII веке до нашей эры и, таким образом, являлся носителем праиндоевропейского языка, распространив его с Армянского нагорья по территории всей современной Европы и Ближней Азии.
Насколько это утверждение соответствует действительности, никто не может говорить уверенно. Однако известно, что они как оформившаяся национальная общность ведут свою историю свыше 2500 лет. В 7 столетии до н.э. они занимали огромные территории не только Закавказья, но Малой Азии и Среднего Востока.
История армян подтверждается, как древнегреческими источниками, а точнее, трудами Ксенофонта и Геродота, так и вавилонскими.
Древняя история потомков фригийцев
В VI веке до н.э. распалось государство Урарту, после чего территории Армянского нагорья попали под власть персидской династии Ахеменидов. В V веке до возникновения христианства армяне принимали участие в походе Ксеркса, а век спустя признали власть Александра Македонского, хотя этот завоеватель и не смог их покорить. При этом они уже тогда задумывались об обретении независимости, то есть, о создании собственного государства.
К III веку до н.э. этнический армянский центр сместился к Араратской долине, в результате чего в середине II века до н.э. было создано государство Великая Армения, которое создал Арташес I. В последующие столетия они несколько раз теряли независимость и снова ее обретали.
Государственность их была в тот период еще достаточно слаба, поэтому приходилось выживать в среде гораздо более сильных и воинственных соседей. Так, в середине III века новой эры территории армян попали под власть Персии, столетие спустя их поделили Иран и Рим.
В V столетии они попробовали вернуть независимость в противостоянии персам, но потерпели поражение. Однако в результате серьезных политических процессов внутри самого региона Персия была вынуждена признать, что статус их территорий является зависимым лишь наполовину.
После этого наступила эпоха византийского господства – кстати, именно в этот период была отмечена первая депортация армян. Более 10 тысяч человек были отправлены на Кипр. Византийские правители, как ранее и персидские, неоднократно отмечали, что характер этого народа достаточно непокорный, поэтому они склонны к постоянным бунтам.
В VII веке Армения была захвачена арабами, после чего многие армяне начали перебираться в Византию, которую они все же считали более приемлемой в качестве государственной власти. Во второй половине IX века произошло знаменитое Сражение сорока, где они, объединившись, сумели победить многотысячные арабские войска и стали, по факту, независимыми.
Средние века и новая история
В XIV столетии Армения начала испытывать серьезные проблемы политического характера, поскольку на мировую сцену вышли новые завоеватели. На этот раз в их числе оказался Тамерлан, а затем свои претензии на их территории заявила Османская империя. Здесь им пришлось столкнуться с воздействием не только на их государственность, но и на культуру, и, что гораздо важнее, на религию.
К XVIII столетию их национальная государственность сохранилась лишь в районе Нагорного Карабаха. Тем не менее, они никогда не собирались отказываться от независимости, и периодически возникали мятежи и национально-освободительные движения, которые всегда жестоко подавлялись.
Наконец, когда на политическую арену вышла Россия, армяне постарались извлечь из этого обстоятельства максимум пользы. В начале XIX столетия под власть русского императора перешли восточные территории Армении. Это послужило причиной их массового переселения сюда из других регионов, прежде всего, с запада страны и из Ирана.
К сожалению, Россия допустила определенные ошибки в политике в отношении армян, что и привело к новому освободительному движению. Они испытывали давление как со стороны царской власти, так и со стороны Турции. Ситуация осложнилась еще больше, когда во время Первой мировой войны Османская империя осуществила геноцид армян, который и сегодня остается одной из главных точек преткновения Армении и Турции.
Турки в 1915 году начали физическое уничтожение армянского народа, проживающего на их территории. В результате были замучены и убиты тысячи людей. Историки до сих пор не могут прийти к единому мнению о том, сколько армян было уничтожено в процессе геноцида. Называются разные цифры, начиная от 100 тысяч до миллиона человек.
Перемены для населения армян принесла октябрьская революция в России. Уже в 1918 году была провозглашена независимая Армения, а в 1920 году на территории была установлена власть большевиков. Однако и здесь не обошлось без проблем, последствия которых мы до сих пор наблюдаем. Так, большевики, очерчивая границы Армянской республики, отнесли область Нагорного Карабаха к Азербайджану, а ведь на этой небольшой территории, почти 95% населения являются этническими армянами.
Поэтому неудивительно, почему армяне и азербайджанцы в дальнейшем не раз поднимали вопрос о территориальной принадлежности Нагорного Карабаха, что и привело в 1991 году к карабахскому вооруженному конфликту, переросшему в Карабахскую войну, затянувшуюся на 4 года.
Окончательно независимость Армения получила в 1991 году, когда распался Советский Союз. С тех пор эта страна является полноправным членом сообщества кавказских государств и, тем не менее, сохраняет с Россией дружеские отношения, чего нельзя сказать о некоторых других бывших союзных республиках. Что касается армянской валюты, то это драм. Сегодня курс драма по отношению к доллару составляет в среднем 500:1.
Религия и вера армянского народа
Удивительно, однако на протяжении долгого периода персидского и османского владычества свою веру армяне в большинстве своем не поменяли. На сегодняшний день большая часть в народе является христианами. Некогда на территориях, занятых ими сегодня, исповедовались языческие культы, в том числе, зороастризм.
Однако в I веке новой эры сюда пришли апостолы Христа Варфоломей и Фаддей, которые начали проповедовать о новой религии. Во всяком случае, именно так гласят предания. Согласно им, эти два апостола и основали Армянскую апостольскую церковь. Таким образом, христианство в Армении возникло практически сразу после того, как эта вера начала распространяться по всему региону.
В 301 году именно христианство здесь было признано официальной религией, а значит, именно Армения стала первым в мире христианским государством.
Во многом укреплению религиозных настроений способствовали и отношения с Византией. В период, когда Армения являлась вассалом Великой Византии, христианство стало важным звеном, связывающим эти два таких разных региона. В дальнейшем религия армян подверглась серьезным нападкам со стороны арабов и турок.
Так, не в силах справиться с моральным противостоянием потомков фригийцев, турки обязали их носить специальные головные уборы, чтобы каждому сразу было видно, что перед ним не мусульманин. Тем не менее, они оказались тверды в своих мировоззрениях, и не меняли веру на протяжении веков. Сегодня Армянская церковь относится к ориентальным православным церквям наравне с Сирийской и Коптской.
В то же время армяне являются народом веротерпимым. На территории Армении проживают люди, исповедующие иудаизм, ислам, езидизм. Эта страна, как и многие другие, поддерживает свободу вероисповедания.
Культура, быт, традиции и обычаи
Многие современные традиции армян берут свое начало в древности. Они смогли сохранить свою культуру и обычаи, которые в некоторых своих проявлениях отличаются от обычаев других кавказских народов, однако не входят в диссонанс с ними.
Например, армянская свадьба кое в чем напоминает свадебные ритуалы грузин и даже дагестанцев. Во всяком случае, свадьбы в Армении проходят так же шумно и красочно, с множеством танцев, песен, соблюдением правил сватовства и обязательного пиршества.
К свадебным обычаям армян относится тайна сватовства – и это отличает подготовку армянской свадьбы от других. Здесь сваты жениха стараются прийти в дом невесты чуть ли не ночью, чтобы никто не знал об этом и не начались пересуды в случае отказа.
Знатоки отмечают особую изысканность национальных армянских костюмов. Армяне, как и другие кавказцы, носят бурки, однако вместо бешметов у них в ходу удлиненные кафтаны – архалухи. Женская одежда необычайно изящна и отличается множеством этнических украшений.
В качестве женского головного убора выступает шапочка-«башенка», которая затем завязывалась платком. В результате рот и подбородок армянки полуприкрыт, такой убор немного напоминает традиционный мусульманский хиджаб.
Говоря о праздниках армян, где традиционно присутствуют и национальные костюмы, нельзя не упомянуть о музыкальном наследии этого народа. Музыка у них очень напевна, поскольку впитала в себя не только ближневосточные мотивы, но и взяла кое-что от средиземноморской музыкальной культуры.
Ярким образцом музыкальных инструментов можно считать армянский дудук, который многие называют уникальным образцом древности, а те, кто его слышат, утверждают, что это райская музыка. Под такие сказочные мотивы невозможно двигаться нескладно. Поэтому армянские танцы всегда отличаются крайней гармоничностью и внутренним эстетизмом.
Не остается без внимания армянская кухня, которая, как доказали историки, относится к древнейшим в мире. В гастрономическом наборе кулинаров всегда много зелени, мяса, молочных продуктов. Широко известны сладости, созданные зачастую всего лишь из сахара и муки, но обладающие непередаваемым вкусом.
Не менее уникальны и другие армянские блюда, среди которых на первом месте стоит долма и шашлык. Не случайно их рестораны славятся на весь мир своими изысканными кушаньями.
Какие они – современные армяне?
Армяне – это неотъемлемая часть современного общества. Их одинаково можно отнести и к европейскому, и к восточному этносам. На сегодняшний день их численность не может быть точно подсчитана, однако, по данным статистики, в мире до 10 до 12 млн представителей этого народа. Они проживают во многих странах, начиная от России и заканчивая Бразилией и Австралией. И везде они вносят нотку армянского колорита, что, несомненно, достойно уважения.
Даже анекдоты про армян говорят о том, каким необычным менталитетом обладают эти люди. В многочисленных литературных источниках они предстают доброжелательным, храбрым и веселым народом, который может и пошутить, и потанцевать, и встать на защиту своей независимости, если понадобится. А старые добрососедские отношения с русскими во многом стали залогом того, что их вклад в российскую и мировую историю и культуру не остался незамеченным.
Так, среди тех, кто воевал с фашистскими агрессорами в Великой Отечественной войне, было немало армян-героев. Это и старший лейтенант Сергей Бурназян, подполковник Гарник Вартумян, маршал Советского Союза Иван Баграмян. Это всего три фамилии из тех представителей армянского народа, которые стали Героями Советского Союза. А таких людей были десятки, и еще тысячи простых армян наравне с русскими, белорусами, грузинами сражались за общую родину.
Не меньше насчитывается и тех, которые вошли в число символов мировой культуры и спорта. Среди самых знаменитых армян можно назвать Арама Хачатуряна, кинорежиссера Сергея Параджанова, актеров Дмитрия Харатьяна и Армена Джигарханяна, писателя Уильяма Сарояна, футболиста Генриха Мхитяряна, шахматиста Гарри Каспарова, певца Булата Окуджавы (фамилии обоих последних – по материнской линии). Эти и многие другие люди внесли свой вклад в развитие современной цивилизации.
Они действительно дали многое не только тем народам, рядом с которыми они исторически были вынуждены проживать, но и всему мировому сообществу. Сегодня особым образом дополняют общность кавказских этносов, сохраняя свою самобытность и при этом оставаясь народом, генетически цельным. Армянские диаспоры, существующие во всем мире, только подтверждают это.
История Армении (с фильмом)
А рмения, являясь одной из колыбелей цивилизации, с древних времен находилась в центре контактов и взаимодействия между европейскими и восточными цивилизациями. Армянский народ, контактируя с соседними цивилизациями, сохранил и развил свою уникальную культуру, национальную самобытность и сущность. Благодаря этому армяне сквозь тысячелетия достигли нынешнего этапа истории человечества.
История армянского народа охватывает пять тысяч лет. Содержательным стержнем армянской истории являлась история армянской государственности, которая тесно связана с теми же цивилизационными проблемами.
В хронологическом аспекте история Армении делится на несколько эпох:
Древнейший период — с древних времен до падения Ванского царства (до VI века до нашей эры)
Древний период — от создания царства Ервандидов до провозглашения христианства государственной религией (VI до н.э. — IV вв. н.э.)
Средневековье – от провозглашения христианства государственной религии до подъема армянского национально-освободительного движения (с IV века до XVII века). Согласно армянской историографии, средневековье делится на три этапа: раннее средневековье (IV — IX вв.), развитое средневековье (с середины IX в. до конца XIV в.). позднее средневековье (XVв. — середина XVII веков).
Новый период начинается с армянского освободительного движения и длится до провозглашения Республики Армении (с XVII века до 1918 года)
Новейший период включает историю республики в Армении, а также историю НКР (с 1918 года до наших дней).
Дальнейшее развитие земледельческой культуры, падение родоплеменного строя, укрепление власти военных старейшин, формирование городской жизни в III тысячелетии до н.э. приводят к образованию первых государственных образований на Армянском нагорье. На основе единого индоевропейского пранарода возникают новые этнические группы, говорящие на армянском языке и ставшие базой для формирования государственных образований, которые, объединившись под внешними угрозами, привели к формированию первого общеармянского государства на Армянском нагорье — Ванского или Араратского царства (Урарту). Весь этот процесс подтверждается археологическими, лингвистическими, этнографическими, фольклорными, клинописными, антропологическими и другими источниками. За время существования Урартского царства (IX-VII вв. до н.э.) в Армении формируется одна из важнейших цивилизаций Древнего мира государственного уровня, ставшая впоследствии основой последующих древних армянских царств Айказун-Ервандидов, Арташесидов и Аршакидов.
Мужественно защищая родину в древние времена и средневековые, сохраняя национальные ценности и создавая новые, армянский народ продолжил цивилизационный путь становления под руководством и покровительством царских и княжеских домов, а также Армянской апостольской церкви.
На протяжении веков армянский народ противостоял внешним угрозам не только военной силой, но также духовными и культурными ценностям, первым приняв христианство государственной религией (301г.) и созданием Маштоцкого алфавита (405г.). После падения династии Аршакуни в Великой Армении (428г.) носителем государственности стала система нахарарств (княжеские дома).
В течение нескольких столетий армянский народ вел неравную борьбу против иностранных захватчиков. Эта борьба увенчалась восстановлением государственности в 885 году под властью династии Багратидов. Однако целостность армянского государства длилось недолго, и оно, распавшись на несколько крупных феодальных владений, постепенно было завоёвано Византией. После 20-летней борьбы династия Багратуни в 1045 году пала.
Армянскому народу удалось восстановить свою государственность за пределами Армянского нагорья, в Киликии (1080-1375). Коронацией великого князя из рода Рубенянов Левона II в 1198 году Киликийская Армения стала царством. Между Киликийской Арменией и странами Западной Европы установились военно-экономические связи, благодаря которым Киликия приняла институт рыцарства, познакомился с новыми стилями одежды, французскими словами и титулами. В то же время в общественной системе укоренились феодальные отношения. В свою очередь крестоносцы также переняли многое от армян, в частности — строительство башен и некоторые элементы церковного зодчества. У Киликийской Армении была сильная экономика, о чем свидетельствует один из величайших портов того времени — Аяс, через который совершал свое путешествие Марко Поло.
Начиная с XI века, Армения подвергается продолжительным нашествиям и разрушениям различных кочевых племен (сельджуков, монголов, туркмен). Для страны стало судьбоносной борьба между Османской и Сефевидской империями в XVI-XVII веках.
Новая эра истории привела армянский народ с середины XVII века к усилению освободительной борьбы против иностранного ига, во главе которого встала Армянская Апостольская Церковь. Новый этап освободительного движения начинается в начале XVIII века, когда национальный деятель Исраэль Ори связал идею восстановления армянской государственности с Россией.
Центрами борьбы против иностранного господства являются меликства и сгнахи Сюника и Арцаха, несущие в себе многие черты армянской государственности. Их последующее укрепление в 1720-1740-х гг. приводит к восстановлению армянской государственности и международному признанию на определенный период в этой части Армении.
В конце XVIII века армянские общественные деятели продолжили развивать идею по восстановлению армянской государственности с помощью России. Программа представителя армянского просвещения и освободительной. идеологии Шаамира Шаамиряна, проживающего в Индии, предлагала прогрессивное для своего времени устройство Армении после восстановления государственности – республику с конституцией.
В начале XIX века Россия начала осуществлять свою экспансионистскую политику в Закавказье. Армянский народ связывает освобождение от турецко-персидского ига с Россией, оказывая всестороннюю поддержку российским войскам в войне в Османской империей и Ираном. Однако после присоединения Восточной Армении к России, царский двор отказывается от программ по освобождению Армении.
В отличие от восточных армян, которые получают определенные гарантии для жизни в условиях российского господства, западные армяне продолжают подвергаться в Османской империи национальному, религиозному и социальному преследованию. В последней четверти XIX века центральной осью армянской общественно-политической жизни становится поднятый в 1878 году на дипломатических площадках Сан-Стефано и Берлина и подписанных договорах вопрос проведения реформ в областях Османской империи с преимущественно армянским населением, который в международной дипломатии получает название «Армянский вопрос».
Армянская общественность, воспринимая «Армянский вопрос» как основу для освобождения Западной Армении из-под османского ига, постепенно направляет весь свой потенциал на его реализацию. Формируются освободительные объединения и национальные партии, расцветает армянское освободительное движение. Интернационализация «Армянского вопроса» оказывает свое благотворное влияние на разносторонний и беспрецедентный подъем армянской культуры в конце XIX века.
Однако власти Османской империи предпочитают собственное и уникальное решение «Армянского вопроса» — геноцид армянского населения. Программу по уничтожению всех армян империи, начатую султаном Абдулом Гамидом II, в 1908 году продолжает пришедшая к власти партия «Единение и прогресс» младотурков. Во годы Первой мировой войны, установив в стране националистический экстремистский режим, они проводят чудовищную политику уничтожения и депортации армян. Только в течение нескольких месяцев 1915 года было уничтожено основное коренное население Западной Армении – порядка 1,5 млн. человек, уничтожено все культурно-историческое наследие армянского народа.
Во время ужасных годов Геноцида армянский народ продолжает свою упорную борьбу против турецкого ига. Армянские мужчины героически сражаются против османских армий в добровольческих отрядах, спасая женщин и детей от произвола турецких властей и натравливаемых ими курдских банд, освобождая группы депортируемых. Благодаря самообороне, организованной в ряде районов Западной Армении (Ван, Сасан-Муш, Шапин, Карахисар, Урфа) и Киликии (Сутия, Хаген и в других местах), многие армяне были спасены от резни.
В возникших после революции в России сложных геополитических условиях в 1918 году перед лицом уничтожения оказалось также население Восточной Армении. Воспользовавшись исходом русских войск с Кавказского фронта, турецкая армия начинает широкомасштабное вторжение в Закавказье, которое сопровождается массовым уничтожением армянского населения. Благодаря нечеловеческим усилиям и общенационального единения армянскому народу удалось избежать последних аккордов продолжающегося геноцида и, организовав серьезное сопротивление движению превосходящих многократно турецких войск, остановить их в мае и разбить.
Сражения у селений Сардарапат и Баш-Апаран стали не только эпизодами героической обороны и пресечения геноцида, но и восстановления армянская государственности формированием Республики Армения.
В новейшую эпоху армянский народ вступает с восстановленной государственностью. Первая страница новейшего периода истории Армении была открыта в мае 1918 года славными победами армянского народа против турецких войск в Восточной Армении. На базе провозглашенной в 1918 году республики, в 1920-1921 годах сформировалась Советская Социалистическая Республика Армения.
В первые годы его существования, особенно до вступления в 1922 года в состав Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республики (ЗСФСР), а затем — Союз Советских Социалистических Республик, Армения сохраняет свой суверенитет и некоторые функции суверенного государства. Независимо от того, насколько политическая система Советской Армении отличалась от республики 1918-1920-го года, (отсутствие возможности осуществлять независимую политику, реализации демократических ценностей), она являлась проявлением государственности и обеспечивала гарантии национальной идентичности армянского народа, его безопасности, экономического и культурного развития.
В 1920-х и 30-х годах как во всем Советском Союзе, в Армении также создалась однопартийный, диктаторский режим. Многочисленные невинные армяне становятся жертвами репрессий сталинского периода. Они особенно усилились в 1930-х годах, когда руководство СССР отказалось от новой экономической политики, в значительной степени способствовавшей оживлению экономики, и перешла к индустриализации и насильственной коллективизации сельского хозяйства.
Тем не менее, в составе Советском Союзе Армения добилась серьезных достижений: создаются десятки крупных промышленных предприятий, сделав страну из аграрной в промышленную, определенный прорыв переживает культурная жизнь, в 1920-х годах репатриировали тысячи армян из диаспоры. В 1936 после роспуска ЗСФСР, Армянская ССР непосредственно вступает в состав СССР.
Армянский народ принимает активное участие во Второй мировой войне. Более полумиллиона армян борются с фашизмом на разных фронтах, и более ста армян были удостоены звания Героя Советского Союза. Из шести армянских национальных войск, проходя славный путь, столицы Германии Берлина достигает 89-я Таманская дивизия.
В ночь на 14 июня 1949 года в Закавказье одновременно арестовали десятки тысяч армян, причем брали не отдельных «врагов народа», а семьями, включая детей и стариков. Большая их часть (3837 семей или более 15700 человек) была переселена в Алтайский край и другие регионы Восточной Сибири.
После смерти Сталина и «разоблачения культа личности» общественно-политическая жизнь в Армении активизируется. По случаю 50-летия Геноцида армян в 1965 году начинается армянское пробуждение, укрепляются связи между Арменией и диаспорой, новые стимулы обретает экономическая и культурная жизнь страны. Однако этот процесс не только остановился в 1980-х годах, но и погрузился в глубокий застой. В Армении формируется национальное диссидентское движение, целью которого является признание Советским Союзом Геноцида армян, реализация в Армении европейских конвенций по правам человека, а в месте с тем и восстановление независимости.
В ночь на 14 июня 1949 года в Закавказье одновременно арестовали десятки тысяч армян, причем брали не отдельных «врагов народа», а семьями, включая детей и стариков. Большая их часть (3837 семей или более 15700 человек) была переселена в Алтайский край и другие регионы Восточной Сибири.
После смерти Сталина и «разоблачения культа личности» общественно-политическая жизнь в Армении активизируется. По случаю 50-летия Геноцида армян в 1965 году начинается армянское пробуждение, укрепляются связи между Арменией и диаспорой, новые стимулы обретает экономическая и культурная жизнь страны. Однако этот процесс не только остановился в 1980-х годах, но и погрузился в глубокий застой. В Армении формируется национальное диссидентское движение, целью которого является признание Советским Союзом Геноцида армян, реализация в Армении европейских конвенций по правам человека, а в месте с тем и восстановление независимости.
В условиях открытости и гласности объявленной в 1985 году политики «Перестройки», в Советском Союзе поднимают голову десятилетиями скрытие национальные вопросы, которые становятся одним из ключевых причин распада СССР.
Начавшееся в 1988 году мощное движение в Нагорном Карабахе (Арцах) за выход из состава Азербайджанской ССР и вхождения в состав Армянской ССР проводит к погромам армянского населения в Сумгаите, что дает толчок для начала межэтнического противостояния, нерешенного по сей день. На почве борьбы за право обеспечения безопасности армянского населения в Армении новые обороты обретает движение за независимость. 23 августа парламент Армянской ССР декларирует о независимости, а референдум 21 сентября 1991 года официально закрепляет статус независимого государства.
2 сентября 1991 года формируется Нагорно-Карабахская Республика, независимость которой закрепляется референдумом 10 декабря 1991 года, где 99,89% высказались за полную независимость от Азербайджана. Инициированные Азербайджаном вслед за этим широкомасштабные боевые действия привели к потере контроля не только над самим Нагорным Карабахом, но и прилегающими к нему семью районами. С 12 мая 1994 года после вступления в силу трехстороннего соглашения о перемирии в зоне конфликта прекращены военные действия, в результате которых с обеих сторон погибло примерно 25-30 тысяч человек, и около 1 миллиона были вынуждены покинуть свои дома. Соглашение об установлении режима прекращения огня соблюдается до сих пор. С 1992 года по сей день ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция.