Чем занимались гномы помимо того что заботились об арахне
Гномы
Содержание
Внешность и культура
Гномы были маленькими человечками «ростом с локоток». Гномы-старики носили длинные седые борода, а их опрятные старушки — белые чепчики. Благодаря заклинаниям Арахны срок жизни гномов составлял не менее ста пятидесяти лет, а их дети вырастали, не зная болезней; тем не менее, гномы отличались большой чистоплотностью (даже разведчики брали в поход мыло и зубные щётки).
Гномы проживали в небольшой долине в Кругосветных горах, между Голубой и Розовой странами, неподалёку от пещеры Арахны, к которой вело длинное узкое ущелье.
Женщины и мужчины гномьего народа
Быт гномов был разнообразен: они занимались охотой на фазанов и куропаток при помощи маленьких луков, ставили на кроликов капканы и ловили рыбу (благодаря колдовству Арахны их стрелы били дичь без промаха, а в сети попадала крупная рыба), разводили на богатых горных пастбищах быков и баранов, выращивали пшеницу на плодородной почве своей долины и пекли из неё булки, ткали и окрашивали материю. Питаться гномы любили орехами и ягодами. Вся их экономика вращалась вокруг обеспечения великанши всем необходимым: несмотря на маленький рост, гномы были хорошими мастерами, и сообща они могли изготовлять предметы великанских размеров. Так, они сумели в короткий срок собрать механизмы, позволившие им перевести усыплённую Гуррикапом великаншу в её пещеру.
Гном рядом с Рудокопом среднего роста
Будучи, как они сами говорили о себе, «непревзойдёнными знатоками маскировки» (завернувшийся в серый плащ гном был неотличим от каменного столбика), гномы были способны незаметно пробраться куда угодно и являлись идеальными разведчиками.
Долгое время гномы жили изолированно, не контактируя с другими народами (которые даже не подозревали об их существовании).
История
Перевозка спящей Арахны
Некогда немногочисленное племя гномов жило в Большом мире; они верно и преданно служили злой колдунье Арахне, поскольку их предки дали в этом великую клятву. Гномы были единственным народом, которому она не вредила.
После того, как Арахна обокрала свою мать Карену и переселилась в Волшебную страну, она привела с собой и гномов.
Гномы верно служили Арахне при её жизни, а когда Арахна была усыплена Гуррикапом, они охраняли её в течение пяти тысяч лет, относясь к этой обязанности как к религиозному обряду, малейшее отступление от которого считалось грехом и беспощадно каралось старейшинами.
Гномы отправляются на разведку
Тогда же они начали вести летопись Волшебной страны, чтобы после пробуждения Арахна могла узнать обо всём произошедшем за время её сна. Гномы-разведчики тайно путешествовали по Волшебной стране, всё выглядывали, подслушивали, запоминали, и по возвращении в родную пещеру, рассказывали очередному летописцу новости, которые тот записывал на пергаментные свитки.
После гибели Арахны перешли в подданство Страшилы, с обязательством продолжать вести летопись; предыдущие же тома летописи были переданы в библиотеку Страшилы в Изумрудный город. Их навыки разведки сильно помогли в войне против пришельцев-менвитов — сначала для выяснения деталей жизни и быта инопланетян, затем — для связи с жителями Волшебной страны, оказавшимися у них в плену.
15 интересных фактов о Гномах Средиземья
Несмотря на небольшой рост, гномы Средиземья являются выдающимися персонажами «Властелина колец» и «Хоббита». Во многом благодаря гномам Фродо донес кольцо до Мордора, а Бильбо вернулся домой невредимым. История гномов столь замысловата, что создатели первой кинотрилогии не решились показывать ее на киноэкране, ограничившись одним только Гимли, сыном Глоина. К счастью, Питер Джексон вовремя спохватился и в «Хоббите» показал нам гномью культуру и обычаи во всей красе.
И хотя «Хоббит» не так популярен, как «Властелин колец», многие из нас все же пересматривают его раз за разом, чтобы погрузиться в волшебный мир и лучше понять историю полюбившихся персонажей, в том числе и гномов.
Перипетии судеб этих бородатых и охочих до сокровищ персонажей хорошо известны лишь самым закоренелым фанатам, но в обширной истории Средиземья всегда найдется что-то новенькое, независимо от глубины ваших знаний.
Предсталяю вашему вниманию 15 удивительных фактов о гномах Средиземья.
В «Сильмариллионе» Толкин поэтично описывает процесс создания Средиземья.
Аулэ с нетерпением ждал явления детей Илуватара, то есть людей и эльфов, но ожидание затянулось, поэтому он создал свою собственную расу и обучил ее основам работы с металлом и камнем.
Когда Илуватар узнал о гномах, он был недоволен. Дело в том, что валар не могли создавать истинную жизнь, это право принадлежало только Эру. Илуватар согласился помочь Аулэ, но за определенную плату. Он погрузил гномов в сон, чтобы те пробудились вместе с людьми и эльфами.
С тех пор гномы живут в Средиземье и верят в то, что после смерти Аулэ о них позаботится.
#14 Далеко не всем понравились гномы с модельной внешностью из «Хоббита»
Представляя себе гнома, вы наверняка рисуете в своем воображении невысокого, коренастого и бородатого человечка с топором в руках. Прекрасным попаданием в этот образ был Гимли из «Властелина колец».
Многие фанаты сочли актеров «чересчур привлекательными» для гномов. По вполне понятным причинам Джексон хотел, чтобы у каждого из тринадцати членов компании Торина были индивидуальные черты, но разница между «традиционными» и «эльфоподобными» гномами была слишком велика.
В процессе адаптации книги для большого экрана изменения неизбежны, причем угодить всем зрителям до единого мало кому удается. Так что Ричард Армитидж всегда будет ассоциироваться у нас с Торином Дубощитом, даже если это кому-то не нравится.
#13 Гномы никогда не лысеют
Гимли, сын Глоина, не смог отправиться в Эребор с Торином и другими гномами, потому что был слишком молод. На тот момент ему исполнилось «всего» 62 года.
По нашим меркам, гномы живут необычайно долго. Само собой, это далеко не единственная раса смертных долгожителей в Средиземье. Например, эльфы практически бессмертны, а люди могут прожить несколько веков. К Третьей Эпохе продолжительность жизни для рас Средиземья уменьшилась, поэтому обычно гномы доживали примерно до 250 лет. Один из спутников Торина, Балин, прожил 340 лет, но он был скорее исключением из правила.
Гномы, достигшие сорокалетия, считаются взрослыми, и с этого момента их внешность не меняется почти до самой смерти. Глубокая старость наступает внезапно, примерно за 10 лет до кончины. Но при этом гномы никогда не лысеют. Их шевелюры и бороды иногда меняют цвет, однако всегда остаются такими же густыми, как и в юности.
#12 У гномок есть бороды
В расширенной версии «Двух крепостей» Гимли жалуется на то, что все вокруг думают, будто у гномов нет женщин, а Арагорн ему отвечает: «Это все из-за бороды!»
Арагорн имеет в виду, что внешне гномки неотличимы от гномов, потому что у них есть бороды. И это, как ни странно, правда.
Поскольку раса гномов задумывалась как полная противоположность человеческому роду, такое положение дел считается нормальным.
Гномки редко путешествуют, да и вообще практически не покидают родные горы. Кроме того, их гораздо меньше, чем гномов (примерно вдвое), поэтому шанс встретить гномку крайне мал.
#11 У всех гномов есть тайные «внутренние» имена
Когда гномы впервые встретились с представителями других рас Средиземья, они говорили на грубом языке кхуздул, который был невероятно сложен для понимания.
У каждого гнома есть имя на кхуздуле, которое они держат в секрете. Это имя никому не называют и даже не пишут на могилах. Более того, гномы неохотно обучают чужаков кхуздулу. Исключением является Гимли, который рассказывает членам Братства о географии Мории.
#10 Гномы хоронят своих сородичей только в камне
В исключительных случаях, когда камней под рукой нет, трупы попросту сжигают. Нечто подобное произошло после битвы при Азанулбизаре, когда погибших было так много, что на всех не хватило бы камня. В обычных условиях подобный жизненный финал считается бесчестьем, но гномы, погибшие при Азанулбизаре, наверняка восприняли бы его как знак уважения.
#9 Прообразом для гномов послужили средневековые евреи
Толкин не раз описывал образы реальных народов, которыми он вдохновлялся при создании народов Средиземья.
Описывая вымышленный народ, Толкин не обошел стороной и недостатки прототипа (в частности, жадность), а гномий язык, несмотря на то, что он представлен англо-саксонскими рунами, совершенно очевидно, имеет семитские корни.
#8 Гномы не поддались силе Колец власти
Недостатки гномов хорошо всем известны. По своей натуре гномы упрямы, скрытны и долго помнят плохое.
Тем не менее, упрямость гномов иногда идет им на пользу и позволяет сопротивляться внешним воздействиям, в том числе и силе Колец власти. Когда правители людей получили Кольца, они поддались порче и превратились в назгул.
#7 Гномы боятся океана
В «Сильмариллионе» Толкин говорит, что гномы всегда жили далеко от океана, потому что им не нравился шум прибоя, и никогда не плавали на лодках, потому что боялись воды.
Тем не менее, во «Властелине колец» Гимли охотно путешествует с Братством по морю и не проявляет особого беспокойства.
#6 Имена гномов встречаются в скандинавской мифологии
Почти все имена гномов для «Хоббита» были взяты Толкином из поэмы Völuspá («Прорицание вёльвы», сборник «Песенная Эдда»). Поэма является важным и авторитетным источником информации о верованиях древних скандинавов, в ней говорится о сотворении и гибели мира. В поэме есть раздел про карликов, в котором перечисляются почти все имена спутников Торина, в том числе Кили, Фили, Двалин, Оин, Бифур, Бофур и Бомбур.
В поэме также присутствуют персонажи с именами Дурин и Гандальв, причем последнее означает «волшебный эльф». У других имен тоже есть значения. Например, «Бомбур» означает «толстый и коротконогий».
#5 Отец Торина владел одним из семи гномьих Колец власти
И бесстрашия в сраженьях смертоносно твердого.
Чтоб разъединить их всех, чтоб лишить их воли
И объединить навек в их земной юдоли
Под владычеством всесильным властелина Мордора.
Саурон изготовил двадцать магических колец власти, чтобы поработить правителей Средиземья и склонить их на свою сторону. Семь колец были отданы королям гномов. Саурон ожидал, что победа будет легкой, но те семь колец не сработали, и гномов, в отличие от людей, поработить не удалось. Темный властелин попытался забрать кольца обратно, однако не преуспел.
Четыре кольца исчезли в драконьем пламени, два все же вернулись к Саурону, а еще одно осталось у Траина II, отца Торина Дубощита. В конце концов Саурон добрался и до Траина, заточил его в Дол Гулдуре и отнял кольцо силой.
#4 У гномов есть кланы
Подобно реально существующим народам, гномы практикуют деление общества на кланы.
Всего существует семь гномьих кланов. Они соответствуют семерым Праотцам, которые были созданы Аулэ. Самым известным кланом являются Длиннобороды или род Дурина из Гундабада. Есть еще Огнебороды и Широкозады, выбравшие своим местом обитания гору Долмад, а также Железноруки, Жесткобороды, Черновласы и Камненоги из гор Орокарни на дальнем востоке Средиземья.
Согласно истории, разные кланы развивались в разных направлениях, причем некоторые из них выбрали путь зла. Будучи невосприимчивыми к магии Саурона, они все же объединялись с орками и гоблинами. В «Хоббите» эти кланы именуются «злыми гномами».
#3 Гимли основал гномью колонию
Эльфам Блистающие пещеры известны под именем Агларонд, что переводится как «сияющий чертог» или «чертог света». Гимли впервые увидел Блистающие пещеры в битве за Хельмову Падь и назвал их одним из чудес северного мира, а Леголас, взглянувший на стены пещер, потерял дар речи.
После Войны Кольца Гимли захотел вернуться в Блистающие пещеры и предложил своим сородичам из рода Дурина переселиться в Агларонд. Некоторые гномы последовали за ним, обосновались в Агларонде и стали звать Гимли правителем Блистающих Пещер.
К началу Четвертой Эпохи Блистающие пещеры стали одним из крупнейших поселений гномов в Средиземье.
#2 Гномы верят в реинкарнацию
Король Дурин I, также известный как Дурин Бессмертный, старший из семи Праотцов, получил свое прозвище потому, что жил дольше, чем кто бы то ни было из его сородичей. Гномы верили в то, что он перевоплощался шесть раз, сохраняя при этом воспоминания о предыдущих воплощениях.
Все это выглядит довольно странно, однако не стоит забывать, что гномы, в отличие от людей и эльфов, были созданы вала Аулэ, а не Эру Илуватаром, так что им можно простить некоторые странности.
#1 Войны между гномами и эльфами неизбежны
Как вы уже знаете, гномы были созданы Аулэ Кузнецом. Аулэ не терпелось иметь учеников, и он не мог дождаться явления детей Илуватара.
Илуватар не одобрил действий Аулэ, но все же сжалился над гномами и вдохнул в них жизнь, после чего погрузил их в сон, чтобы те дождались пробуждения эльфов. В «Сильмариллионе» ИлУватАр предупредил Аулэ: «И часты будут раздоры меж детьми твоими и моими: детьми моего милосердия и детьми моих дум».
Иными словами, эльфы и гномы были друг другу своего рода конкурентами с самого начала, и конфликты между ними были предопределены.
Арахна
Содержание
Внешность Арахны
Появления
Арахна до усыпления
Появившись в Волшебной стране, Арахна принялась активно досаждать местному населению: устраивала губительные ураганы и наводнения, насылала эпидемии и причиняла прочие бедствия людям и животным.
Арахна на попечении гномов
Однако верные гномы, не желавшие, чтобы их беспомощная ныне повелительница стала добычей хищников, испросили у Гуррикапа разрешения вывезти спящую фею в пещеру и заботиться о ней, пока не придёт срок её пробуждения. Гуррикап не стал противиться желанию маленьких человечков, и гномы с превеликим трудом соорудили огромную колесницу, на которой Арахна была доставлена в безопасное место.
Арахна после пробуждения
Подготовка к войне
К тому времени, добрый Гуррикап давно уже умер. А его расчёты, что за время сна Арахна отвыкнет делать зло, не оправдались. Колдунья хоть и позабыла некоторые важные заклинания (например, разучилась превращаться по своему желанию в птиц, зверей или неодушевлённые предметы [7] ), однако злобный нрав свой сохранила в полной мере, и более того, горела жаждой деятельности.
Начало агрессии
Предсказанием Урфина злая фея пренебрегла. Она достала имевшийся у неё ковёр-самолёт и вознамерилась облететь на нём все уголки Волшебной страны, чтобы потребовать покорности у местных жителей. С собой она прихватила Руфа Билана, которому надлежало вести переговоры от её имени.
Надо сказать, что после каждой из этих неудач притязания злой феи становились всё скромнее: если у Марранов она претендовала на звание императрицы и крупную дань, то у рудокопов колдунья была готова ограничиться всего-навсего титулом владычицы, а о дани уже и речи не шло.
Жёлтый Туман
Жёлтый Туман обладал множеством неприятных и опасных свойств:
Военные действия и гибель Арахны
В состав гарнизона крепости вошли Страшила, Дровосек, Чарли Блек, Энни, Тим, Фарамант, Дин Гиор и доктор Бориль, а также Кагги-Карр и Артошка. Везли фургон дуболомы, а рядом шагал Железный Рыцарь Тилли-Вилли, в брюхе которого, в специально предусмотренной для этого кабине управления, сидел механик Лестар.
Остальным участникам похода пришлось довольствоваться ролью зрителей. Но зрелище им выпало невероятное.
«Наследие» Арахны
С исчезновением Жёлтого Тумана вступила в свои права весна, сменившаяся через несколько дней привычным жарким летом.
Ещё одна любопытная коллизия, касающаяся исчезновения волшебства Арахны, связана с гномами. Хоть это и не прописано явным образом в книгах Волкова, логически получается, что когда магия Арахны перестала действовать, должны были утратить силу и её заклинания, направленные на благо гномьего племени, — продление жизни гномов до 150 лет, защита их детей от болезней и т. д.
Прообраз Арахны
Вероятным прообразом Арахны (хотя и весьма отдалённым) является колдунья-великанша миссис Юп из рода Юкуку (англ. Mrs. Yoop) из сказки Л. Ф. Баума « Железный Дровосек из Страны Оз ».
К числу сходств между Арахной и миссис Юп можно отнести:
Идея «Железного Рыцаря» возможно была почерпнута Волковым из той же книги Баума (в ней присутствовал Железный Воин, также известный как Капитан Штурм ), но Капитан Штурм Баума отличался от Тилли-Вилли тем, что у Баума он являлся копией Железного Дровосека с мечом вместо топора и к Миссис Юп никакого отношения не имел. Во фразе «пусть моя деревяшка пустит корни в землю», сказанной Чарли Блеком, возможно присутствует намёк на книгу Баума « Волшебство страны Оз ». В ней деревянная нога Капитана Билла пустила корни в землю на Волшебном острове. От опасности быть намертво прикованными Трот и Капитана Билла тогда спас Волшебник Изумрудного Города, применив секрет превращений.
Арахна в книгах других авторов
О возвращении Арахны к жизни после падения с Утёса Гибели пишет также Николай Бахнов в своей сказке «В ловушке морского чудовища» ( 1996 ).
Музей Изумрудного города
Арахна в учебном процессе
Работа над художественным образом Арахны
Смысловой анализ образа Арахны
По мнению Н. В. Латовой, введение Волковым персонажа Арахны в качестве главного антагониста пятой книги сказочного цикла лежит в русле тенденции к увеличению от книги к книге угроз, направленных против жителей Волшебной страны и являющихся по сути стержневой основой сюжета большинства Волковских сказок. Появившаяся в 5-й книге цикла злая великанша-колдунья Арахна превосходит, по мнению Латовой, главную угрозу 4-й книги — воинственную армию, составленную Урфином Джюсом из двух тысяч полудиких агрессивных марранов, а те в свою очередь были «страшнее» войска из двухсот «туповатых дуболомов», являвшихся главной угрозой 2-й книги. [42]
Вместе с тем, Латова отмечает некоторую нелогичность использования Волковым персонажа Арахны в контексте привычной автору сюжетной схемы противоборства «просвещённой монархии» и «злобной тирании». Придавая сказкам определённую социальную окраску, Волков «заставляет» своих злодеев, едва заполучивших власть, угнетать мирное население, требовать с жителей дань и т. п. И если от лица Урфина Джюса такие требования выглядят естественно, то претендующая на выплату дани Арахна смотрится несколько странно («к чему волшебнице жалкие плоды человеческих рук?»). [42]
Б. Бегак усматривает в образах великанши Арахны и подчинённых ей коротышек-гномов мотивы всемирного фольклора и многих литературных сказок, которые творчество Александра Волкова вбирает в себя, не утрачивая притом своей самобытности. [43] [44]
Т. В. Галкина рассматривает противопоставление Арахны и гномов по росту как один из признаков образной и характерной многоплановости персонажей Волковских сказок, насыщенных разнообразными контрастами. [45]
Арахна (Волшебная страна)
Колдунья Ара́хна — персонаж сказки «Жёлтый Туман» А. М. Волкова, входящей в цикл повестей о Волшебной стране. Упоминается также в книге «Тайна заброшенного замка».
Содержание
Характер и внешность Арахны
Арахна до усыпления
Появившись в Волшебной стране, Арахна принялась активно досаждать местному населению: устраивала губительные ураганы и наводнения, насылала эпидемии и причиняла прочие бедствия людям и животным.
Арахна на попечении гномов
Однако верные гномы, не желавшие, чтобы их беспомощная ныне повелительница стала добычей хищников, испросили у Гуррикапа разрешения вывезти спящую фею в пещеру и заботиться о ней, пока не придёт срок её пробуждения. Гуррикап не стал противиться желанию маленьких человечков, и гномы с превеликим трудом соорудили огромную колесницу, на которой Арахна была доставлена в безопасное место.
Арахна после пробуждения
Подготовка к войне
К тому времени, добрый Гуррикап давно уже умер. А его расчёты, что за время сна Арахна отвыкнет делать зло, не оправдались. Колдунья хоть и позабыла некоторые важные заклинания (например, разучилась превращаться по своему желанию в птиц, зверей или неодушевлённые предметы [6] ), однако злобный нрав свой сохранила в полной мере, и более того, горела жаждой деятельности.
Начало агрессии
Предсказанием Урфина злая фея пренебрегла. Она достала имевшийся у неё ковёр-самолёт и вознамерилась облететь на нём все уголки Волшебной страны, чтобы потребовать покорности у местных жителей. С собой она прихватила Руфа Билана, которому надлежало вести переговоры от её имени.
Надо сказать, что после каждой из этих неудач притязания злой феи становились всё скромнее: если у Марранов она претендовала на звание императрицы и крупную дань, то у рудокопов колдунья была готова ограничиться всего-навсего титулом владычицы, а о дани уже и речи не шло.
Жёлтый Туман
Жёлтый Туман обладал множеством неприятных и опасных свойств:
Военные действия и гибель Арахны
В состав гарнизона крепости вошли Страшила, Дровосек, Чарли Блек, Энни, Тим, Фарамант, Дин Гиор и доктор Бориль, а также Кагги-Карр и Артошка. Везли фургон дуболомы, а рядом шагал Железный Рыцарь Тилли-Вилли, в брюхе которого, в специально предусмотренной для этого кабине управления, сидел механик Лестар.
Остальным участникам похода пришлось довольствоваться ролью зрителей. Но зрелище им выпало невероятное.
«Наследие» Арахны
С исчезновением Жёлтого Тумана вступила в свои права весна, сменившаяся через несколько дней привычным жарким летом.
Ещё одна любопытная коллизия, касающаяся исчезновения волшебства Арахны, связана с гномами. Хоть это и не прописано явным образом в книгах Волкова, логически получается, что когда магия Арахны перестала действовать, должны были утратить силу и её заклинания, направленные на благо гномьего племени, — продление жизни гномов до 150 лет, защита их детей от болезней и т. д.
Прообраз Арахны
Вероятным прообразом Арахны (хотя и весьма отдалённым) является колдунья-великанша миссис Юп из рода Юкуку (англ. Mrs. Yoop) из сказки Л. Ф. Баума «Железный Дровосек из Страны Оз».
К числу сходств между Арахной и миссис Юп можно отнести:
Идея «Железного Рыцаря» была почерпнута Волковым из той же книги Баума (в ней присутствовал Железный Воин, также известный как Капитан Штурм), но Капитан Штурм Баума отличался от Тилли-Вилли тем, что у Баума он являлся копией Железного Дровосека с мечом вместо топора и к Миссис Юп никакого отношения не имел. Во фразе «пусть моя деревяшка пустит корни в землю», сказанной Чарли Блеком тоже присутствует намек на книгу Баума «Волшебство страны Оз». В ней деревянная нога Капитана Билла пустила корни в землю на Волшебном острове. От опасности быть намертво прикованными Трот и Капитана Билла тогда спас Волшебник Изумрудного Города, применив секрет превращений.
Арахна в книгах других авторов
В 2000 году была опубликована книга Юрия Кузнецова «Возвращение Арахны», посвящённая очередным перипетиям из жизни злой колдуньи.
Гномы
Место нахождения: Под землёй Характер: Трудолюбивый,добрый,гостеприимный.
Содержание
Появление в книгах и мультифильмах [ ]
Гном Балин в фильме «Хоббит: Нежданное Путешествие»
Гномы очень популярная магическая раса. Они встречаются в книгах и в мультифильмах. Гномы изображаются, как маленькие люди с кирками, они добывают алмазы и прочие драгоценные ископаемые.
Так же, гномы присутствуют в фильмотрилогиях «Хоббит» и «Властелин Колец», а также в книгах и во всей вселенной Толкина.
Свартальвы в Эддах [ ]
Одним из основных прототипов гномов являются нижние альвы, или цверги (карлики), из германо-скандинавской мифологии. В скандинавской мифологии цверги являются нижними, «тёмными» родственниками [http:// альвов] (эльфов), свартальвами, причем нижним альвам мифы уделяют значительно больше внимания. Свартальфы были созданы богами из могильных червей, ползавших в трупе великана [http:// Имира]а. Они невелики ростом и темны лицом, живут в [http:// Свартальвхейме]. Чтобы они не встречали своих собратьев — «светлых» альвов — и не враждовали, боги наслали на них проклятие: на солнечных лучах цверги превращаются в камень. Когда назойливый карлик Альвис дерзнул свататься к дочери Тора, Труд, хитрый ас начал испытывать его мудрость и протянул время до утра, когда солнце убило наглеца. (Мотив спародирован Джоном Толкином в повести «Хоббит», где, напротив, гномы так спасаются от троллей).
== В древнегерманском эпосе « Песнь о Нибелунгах » подземные хранители сокровищ называются «нибелунгами». Два брата, короли нибелунгов, не могли поделить принадлежащий им клад. Они попросили героя Зигфрида организовать делёж, но остались им недовольны и обвинили витязя в своей сваре. Взбешённый Зигфрид сразил королей и стал владеть их кладом и страной нибелунгов. Карлик Альбрих, хранитель клада при прежних королях, стал служить Зигфриду. Песнь о Нибелунгах==
Далее сага переносит имя «нибелунги» на всех владельцев клада, в том числе на бургундов, убивших Зигфрида и завладевших его кладом. Таким образом, это слово в итоге теряет связь с гномами
В связанном с «Песнью» цикле сказаний «Роговой Зигфрид», взаимоотношения Зигфрида с карликами раскрыты подробнее. Здесь Зигфрид побеждает дракона при помощи короля цвергов Эгвальда: король своими чарами делает героя невидимым, чтобы тот мог поближе подобраться к дракону
В оккультизме и алхимии [ ]
Принятое в русском языке слово «гном» (вероятно, от греч. Γνώση — знание, лат. — Gnomus) изобрёл алхимик Парацельс в XVI веке. В алхимии и оккультизмегном — это дух земли как первоэлемента, земная элементаль. Парацельс описывает гномов как существ ростом в две пяди (около 40 см), крайне неохотно вступающих в контакты с людьми и способных двигаться сквозь земную твердь с такой же лёгкостью, как люди перемещаются в пространстве. Схожее описание можно найти в работе Виллара 1670 года, где, однако, гномы представлены как друзья человека, готовые с радостью помочь ему за небольшое вознаграждение.
Гномы в литературе [ ]
Толкин сильно повлиял на архетип гномов в массовом сознании, а ролевая система Dungeons & Dragons закрепила его окончательно. Во второй половине XX века и по сей день, гномы в литературе, кино, играх — молодцеватые, грубые и воинственные бородачи, воплощение архетипа Фальстафа и Портоса.
Также гномы задействованы в «Жёлтом Тумане» и «Тайне заброшенного замка» из цикла А. М. Волкова об Изумрудном городе. Они ростом в 45 сантиметров, хорошо умеют шить одежду, мастерить обувь, охотиться, жарить мясо, вести летописи и шпионить. В «Жёлтом Тумане» гномы подчиняются злой колдунье Арахне. Несмотря на это, сами они не являются злодеями, а скорее нейтральными персонажами. В «Тайне заброшенного замка» гномы уже подчиняются Страшиле и являются положительными персонажами.
В кино и компьютерных играх [ ]
Следует отметить тенденцию в создании игр в жанре симулятор бога, так или иначе затрагивающих тематику гномов. Это объясняется геологической составляющей подобных симуляторов и частично унаследованным от Dungeon Keeper игровым процессом. Один из самых ярких примеров — игра Slaves to Armok II: Dwarf Fortress, которая, в свою очередь вдохновила создание Minecraft.
Название в разных языках [ ]
Слово «гном», общепринятое в современном русском языке, в языках германской семьи менее употребимо. Так, немцы называют этих существ «цвергами» (zwerg), англичане — «дворфами» (dwarf). Слово «gnomus» или «gnome» в английском обозначает только элементалей Земли и садовых гномов — декоративных скульптур. В языках романской семьи ни «цверг», ни «гном» не прижились: во французском языке гномов называют nain, в Италии — nano, оба слова означают «карлик» и происходят от греческого «νᾶνος» — «крошечный». В других европейских языках есть свои слова, не связанные ни с одним из этих корней — «краснолюд» (польск.), «Kääpiö» (финск.), «Trpaslík» (чешск. и словацк.), и др. В начале XIX века, наряду с «гномом», в русской литературе часто встречался вариант «карла».
Различия между этими двумя типажами невелики и уходят корнями не в мифологию, а главным образом в ролевую систему Dungeons & Dragons, где народы описаны таким образом
Dwarfs — коренастые и сильные карлики с густыми бородами. Их обычно изображают как выдающихся кузнецов и лихих воинов, напоминающих низкорослых викингов. Их рекомендованный класс в D&D — боец.
Женщины-гномы [ ]
Однако, существуют и произведения с прямо противоположной тенденцией, такие как «Хранитель Мечей» Ника Перумова. Также, в корейской MMORPG Lineage II, гномки — хорошенькие молодые девушки, что создает сильный контраст с медведеподобными гномами. В игре Heroes of Might and Magic V: Hammers of Fateженщины гномов имеют выраженные монголоидные черты.
Согласно Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона в мифологии «мужские гномы обыкновенно безобразны, женские (гномиды) красивы»
В русском языке нет однозначного слова для обозначения женщины-гнома. У разных переводчиков и авторов можно встретить варианты: «гнома», «гномиха», «гномка», «гномесса», «дварфийка».