Чем занимались христиане в европе

Как Европа стала христианской

Чем занимались христиане в европе. Смотреть фото Чем занимались христиане в европе. Смотреть картинку Чем занимались христиане в европе. Картинка про Чем занимались христиане в европе. Фото Чем занимались христиане в европе

Во времена Средневековья почти все европейские страны стали христианскими. В этой статье мы попробуем показать, как разные государства приняли христианство. В основном это был нелёгкий путь. Им пришлось пройти через кровь войны, политические усилия и миссионерские действия.

Первые последователи Иисуса Христа распространили христианство на Ближний Восток. Также эта религия распространилась вдоль Средиземного моря на земли Римской империи. Верующие сталкивались с постоянными гонениями римских правителей. Но сила христианства росла. Некоторые исследователи считают, что людей привлекала идея воскрешения мёртвых и бессмертие духа. Но некоторые из них считают, что важную роль в распространении христианства сыграли и практические действия церкви по оказанию помощи немощным и страждущим. Поэтому росла её популярность среди населения.

Первой христианской страной в Европе стала Армения

В ней христианство стало государственной религией в 301 году. В это время Святой Григорий Просветитель смог убедить армянского царя Тиридата III принять христианство. К началу IV века в Римской империи перестали преследовать христиан. Эту религию стали поддерживать аристократы. В то время у власти находился император Константин I. В 306 – 337 годах христианство стало государственной религией Римской империи. К принятию христианства Константина подвела его мать Елена. Но и самому ему явился крест в небе перед битвой. Но Константин не становился христианином долгое время. Его окрестили только тогда, когда он очутился на смертном одре. При жизни Константин финансово поддерживал Церковь. Он внимательно следил за её правлением и за соблюдением церковных канонов.

В IV веке от христианства отделилась ветвь, которую стали называть арианством. Основой её было учение Ария. Этот учёный утверждал, что Иисус Христос был создан Богом, поэтому он был ему не ровня. Основные христианские течения считали арианство ересью. Но у него было немало последователей. Этой ветви придерживались даже некоторые римские императоры. Несмотря на это, часть германских племён приняли арийскую ветвь христианства.

Это были остготы, которые хозяйничали в Италии. А ещё вестготы, которые контролировали Пиренейский полуостров. И вандалы, захватившие Северную Африку, территорию современного Туниса. Вандалы преследовали других христиан. Поэтому Византийская империя пошла на них войной и захватила их земли в 533 – 34 годах. С самого начала появления христианства римский епископ стал претендовать на главенство в церкви. Но в истории не сохранилось то, как на это смотрели другие христианские регионы. Возможно, они претендовали на главенство.

Римские епископы назывались «папы»

Они оказывали значительное влияние на христиан в средневековые времена. Их контролировала Византия. Папы часто отправляли миссии в разные части Западной Европы. Постепенно римская церковь отошла от Восточной Европы. Так появились две христианские церкви: католическая и православная. К V веку в Ирландии тоже присутствовали христиане. В течение V века на родную землю вернулся Святой Патрик. Этот житель британец был некогда пойман ирландскими пиратами и находился у них в рабстве. После возвращения он стал проповедовать христианство. Благодаря его усилиям была создана христианская община и монастыри. Они стали центрами обучения. Из них многие миссионеры отправлялись распространять христианство на Британских островах и в Европе. Но распространение христианства в англо-саксонской Англии не было успешным. Это удалось сделать благодаря усилиям папских и ирландских миссионеров в VII веке. Но в христианство обратились лишь некоторые правители. Часть территории оставалась по-прежнему языческой. Причиной этому были викинги, совершавшие набеги на эти земли в IX – X веках и установившие свои порядки.

Чем занимались христиане в европе. Смотреть фото Чем занимались христиане в европе. Смотреть картинку Чем занимались христиане в европе. Картинка про Чем занимались христиане в европе. Фото Чем занимались христиане в европе

Франки стали христианами после крещения Хлодвига I в 496 году. Это стало очень важным событием для Западной Европы. Часто обращение в христианство было нисходящим процессом. Сначала христианами становились правители стран, а потом эта вера распространялась и на низы. Император Каролингов провёл ряд рейдов против германцев. Он хотел заставить их принять христианскую веру. Он разрушил их святое место в Ирминсуле. Этот император вырезал 4500 пленников в Вердене в 782 году. После этого германские племена Саксонии приняли христианство.

В Скандинавию первые христиане проникли ещё в VIII веке. Но христианской эта земля не становилась ещё очень долго. Скандинавы поклонялись своим богам. Олаф Трюнгвасон попытался навязать христианство своему народу. Но подданные восстали и свергли его. Саами не приняли эту религию в средние века. В Исландии в X веке христианами были лишь единицы. Но в 1000 году на общем собрании исландцев Торгейр Торкельссон должен был решить, какую религию будет исповедовать его народ. Он день и ночь думал над этим вопросом. Торгейр решил принять христианство как официальную религию наравне с норвежской верой.

Работа по обращению в христианство

В IX веке шла работа по обращению в христианство болгарские народы. Правитель болгар Борис использовал такую ситуацию, чтобы извлечь из неё пользу для себя. Он заключил сделку с Византийской империей, позволявшей создать национальную болгарскую церковь, относящуюся к Константинополю. Священники могли использовать болгарский язык для чтения литургий.

Крещение Польши состоялось в 966 году, когда христианство принял Мешко I. Большую роль в этом сыграла его жена Добрава. Она была дочерью герцога Богемии Болеслава I. Это был очень выгодный союз, заключением которого было условие принятия христианской веры.

В IX веке Византия очень старалась обратить в христианство жителей Восточной Европы. Крещение Киевской Руси состоялось при Владимире Святославовиче Великом в 988 году. Православное Христианство с тех пор стало основной религией. Древние летописи свидетельствуют, что Князь Владимир вёл переговоры с представителями других религий: иудеями, мусульманами. Он не мог решить, какой религии следовать. Его послы побывали в Константинополе. Они очень впечатлились собором Святой Софии. В результате Владимир и члены его семьи приняли Православие.

Когда мадьяры заняли Карпатский бассейн в IX веке, их тоже хотели обратить в христианство. Это было во время правления короля Стефана I. Этот монарх предпринял все усилия по распространению веры Христа по всей территории страны. Он повсюду строил церкви. Стефан жестоко наказывал еретиков. Стефан является Святым в Венгрии.

Последними в Европе стали христианами народы Прибалтики. Это произошло в XII – XIV веках. Для этого были предприняты Крестовые походы. Прибалтику силой старались сделать христианской. Тевтонский Орден смог создать на территории Прибалтики несколько своих государств. Последним приняло христианство Великое княжество Литовское. Это произошло в 1386 году. Князь Ягайло женился на польской королеве Ядвиге, став Владиславом II Ягелло. Он принял римскую католическую церковь. После этого были окрещены и все литовцы. Но в народе существовали и элементы язычества.

Источник

«Средние века — золотой период христианства»

Чем занимались христиане в европе. Смотреть фото Чем занимались христиане в европе. Смотреть картинку Чем занимались христиане в европе. Картинка про Чем занимались христиане в европе. Фото Чем занимались христиане в европе

Современный христианин и христианин Средневековьяесть ли разница в мировосприятии людей разных эпох? Как жили и молились наши предки? Каким был их уклад и какое место отводилось Богу? О христианстве в Средние века на встрече со студентами Института теологии имени святых Мефодия и Кирилла рассказал известный писатель, богослов, публицист, проповедник и миссионер протоиерей Олег Стеняев. Мы сделали подборку интересных моментов.

Идеал Средневековья — Царствие Божие на земле

— Средневековье во многом было оклеветано: с одной стороны, протестантами, с другой — сторонниками так называемого Возрождения. Об этом периоде разными авторами сказано много плохого. В действительности же Средние века — золотой период в истории христианства. Мировосприятие наших предков было абсолютно цельным: жизнь не делилась на светскую и религиозную — всё сплеталось в единую ткань.

Сознание средневекового человека глубоко иконографично. Христиане ставили перед собой грандиозную задачу — построить Царствие Божие на земле. Жизнь воспринималась как написание иконы — образа, который указывает на некий первообраз. Люди строго соблюдали заповеди и старались во всем подражать Христу.

«Мы — третий Рим, а четвертому не бывать»

В понимании средневековых христиан Царствие Божие — это Царство, которое странствует по миру и ищет достойных людей. Сначала это первый Рим, во дни которого рождается Христос Спаситель. Потом, каким-то мистическим образом, в районе Босфора возникает второй Рим — Константинополь. После его крушения в Москве рождается третий Рим. Когда пал второй Рим, в Москву из Константинополя начали приезжать люди и говорить: «Мы не сохранили царя и всё потеряли. У вас православный царь, вы должны нас защищать. Мы надеемся на Москву, теперь здесь третий Рим».

В том, что наши предки говорили о странствующем Царстве и называли Москву третьим Римом, не было гордыни. Они понимали, какая на них лежит ответственность. Фраза «Мы — третий Рим, а четвертому не бывать» была полна трагизма. Четвертому Риму не бывать, потому что он не успеет возникнуть, люди чувствовали приближение конца света.

Как христиане рай искали и Русское царство росло

Один из интересных вопросов: «Как Русское царство распространилось на Европу и Азию?» Как нашим предкам удалось дойти до Тихого океана, перейти на Аляску, добраться до Калифорнии и создать там поселения?

Без религиозного энтузиазма это было бы невозможно…

Американский континент с востока стремились освоить европейцы, с запада — мы, православные христиане. Европейские конкистадоры искали Золотой город Эльдорадо, якобы спрятанный в горах. Славяне же пытались отыскать Эдем — рай, который Господь спрятал от грешников. Сохранилась повесть новгородского архиепископа о том, как местные купцы рай нашли.

«Место это было обнесено стеной, из-за которой струился неизреченный свет и слышалось ангельское пение. Один из купцов полез на стену посмотреть, ради чего все наши посты и молитвы. Со стены он крикнул: «Прощайте братья, я тут останусь!» и прыгнул в рай. Другому купцу, предчувствуя, что он тоже захочет остаться в раю, привязали к ноге веревку. Купец залез на стену и кричит: «Братья, отпустите веревку, я хочу остаться!», но братья вернули его в лодку. Купец рассказывал: «Не видел того глаз, не слышало того ухо, не приходило то на сердце человеку, что есть в раю!»»

Эта история раскрывает внутреннее миропонимание средневековых людей. Наши предки действительно хотели найти рай. Религиозный энтузиазм был большой движущей силой, благодаря которой территориальные границы Русского царства сильно расширились.

С другой стороны, великие князья Киевские, Владимиро-Суздальские, великие князья и цари Московские осуществляли миссию собирания русских земель для установления порядка. Они хотели воцерковить людей, дать им закон и обряд для устройства жизни. Обряд для средневековых христиан — широкое понятие: и как храм расписать, и как иконы в доме разместить. Всё имело глубокий смысл…

Как это — «яко на небеси»?

Благодаря цельному восприятию мира у наших предков не было той части жизни, которую мы называем «мирской». У ветхозаветных людей она была. Вспомните четвертую заповедь, которая дана Моисею: Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу Богу твоему (Втор. 5: 13, 14). Христиане не могли себе этого позволить. Апостол Павел сказал: И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца (Кол. 3: 17).

Наши предки серьезно относились к словам из молитвы, где мы просим Господа, чтобы воля Его и Царствие Его были «яко на небеси и на земли». И тут впору задаться вопросом: как это — «яко на небеси»?

На Небесах восстание мятежных ангелов под руководством Люцифера подавлено, они сброшены архангелом Михаилом в пространство между Небом и землей. В Библии сказано: Небеса принадлежат Господу, а землю Он отдал сынам человеческим (Ср.: Пс.113: 24). Потеряв Небо, мятежники не смогли оказаться на земле и находятся в воздушном пространстве между Небом и землей. Когда мы просим Бога, чтобы воля Его и Царствие Его были «яко на небеси», осознаем мы это или нет, мы просим, чтобы на земле воцарился такой же теократический порядок, где всё подчинено Богу.

Средневековая грамотность

Необходимо развеять советский миф о том, что в Средние века большинство людей были безграмотными. Грамотность была тотальной, особенно молитвенная. Анализируя найденные берестяные грамоты, ученые отмечали начитанность людей. В списках древности были цитаты из Псалтири, басен Эзопа, творений Платона, святоотеческой литературы. Речь не идет о князьях и боярах, уровень образованности которых всегда был более высоким, на бересте писали бедные люди.

Наши предки никогда не разлучались со Словом Божиим. Когда греческое Православие приходит на славянские земли, Кирилл и Мефодий делают перевод Нового Завета. На Руси не было латыни, которой никто не понимал. Книги переводили на национальные разговорные языки.

Интересен другой момент. Система теологического догматического образования — позднее явление. Вместе с тем, читая святых отцов, мы этого не чувствуем. Оказывается, школой богословия являлось само православное богослужение. Сегодня оно называется литургическим богословием. Если теологическое богословие — вещь подвижная, любой новомодный богослов может его несколько развернуть, литургическое богословие с древности сохраняет истинность веры в самих богослужебных текстах. Тексты в догматическом смысле гораздо глубже, чем то, что мы можем найти в учебниках по догматике. Это трудно объяснить, но это так…

Псалтирь — самая читаемая книга

Самой читаемой книгой в Древней Руси была Псалтирь. Система обучения чтению была построена именно на ней. По цитатам в берестяных грамотах удалось определить, что наши предки активно изучали Псалтирь, Книгу Притч, Евангелие и Апостол. Если Псалтирь, Евангелие и Апостол не вызывают удивления, то второе место в рейтинге популярности Книги Притч на первый взгляд кажется несколько странным. Однако объяснение есть. В этой книге содержится много советов в области взаимоотношений между мужем и женой, родителями и детьми, детьми и родителями. Поскольку средневековый христианин воспринимал жизнь как единое целое и не делил на мирскую и религиозную, Книга Притч была ему близка. Здесь находились ответы на насущные жизненные вопросы.

Богослужебный круг и молитвы

Средневековые христиане жили суточным, седмичным и годичным кругом богослужений. Оказавшись в церкви, человек легко ориентировался без календаря, достаточно было взглянуть на икону дня на аналое. Утренних и вечерних молитв, в том виде, как у нас с вами, в Средневековье не было. Они появились около XVIII века. Молитвенником Древней Руси был часослов. Он читался на церковном клиросе, по нему совершали утреннее и вечернее правила, повечерие, пели полунощницу.

Особенность древнеславянского текста — отсутствие деления на слова. Текст молитв писался сплошными буквами. Заглавная была только в начале. Что это давало? Если нарезать текст на слова (как у нас с вами), можно читать и думать о чем угодно. Попробуйте соединить слова и во время чтения думать о постороннем — процесс сразу остановится. Слитный текст — это не экономия пергамента, а мудрый подход наших предков к молитве.

Источник

2. История Христианства – история Европы

2. История Христианства – история Европы

О том, как христиане завоевали Рим

Исторически христианство как термин и общественное явление возникло в I веке. Первые ученики и последователи Иисуса Христа были евреями по национальности и иудеями по религиозному признаку. Последователи учения Иисуса из Назарета получили наименование христиан от римлян. Христиане, по свидетельству последних, «собирались рано, с восходом солнца, и пели гимны Христу как Богу».

Изначально первые христиане рассматривались представителями государственной власти города Рима как одна из сект иудаизма, которых к I веку было немало. Консерваторы иудаизма назывались фарисеями, реформаторами на религиозной почве были саддукеи, отрицавшие воскресение мертвых. Неудивительно, что римляне, первоначально относились к христианству достаточно положительно, ибо они покровительствовали всем местным религиозным учениям, поскольку считали, что любая религия укрепляет государство.

К I веку нашей эры, Римская империя была пестрым, по национальному составу, государством. Оно отличалось достаточной веротерпимостью, мало того, римляне сами свозили в родной город статуи богов, которые привозили из завоеванных земель. Статуи рассматривались гражданами Рима еще и как символ завоевания и покорения народов, статуи богов были документами землевладения. Римляне не вмешивались в религиозные споры покоренных народов, им было достаточно того, что подданные платили налоги и не проявляли сепаратизма.

Христианам была оказана поддержка и защита империи в силу многих факторов. Палестина была в то время процветающей окраиной Римской империи.

Евреи же рассматривали Римское владычество крайне отрицательно, поскольку считали себя богоизбранным народом и ожидали пришествие Мессии, Который, по их мнению, избавит евреев от римского ига. В Палестине царила взрывоопасная ситуация – время от времени вспыхивали мелкие восстания, народ готовился к крупному выступлению против римлян. Римлян ненавидели, а сборщики налогов расценивались как нечистые люди, после соприкосновения с которыми следовало принести очистительную жертву.

Христиане же, на два основных вопроса римской политики, реагировали положительно. Они не призывали к бунту, утверждая, что на земле нет такой власти, которая была бы не от Бога. Сам Основатель этого религиозного течения, на каверзный вопрос: «Платить или не платить дань Кесарю?», ответил: «Отдавайте Кесарю – кесарево, а Богу – Божие». Помимо того, любое разделение, по каким-либо критериям, в среде покоренных народов, также рассматривалось империей положительно. Римляне придерживались известного принципа «Разделяй и властвуй». Христианство, как иудейская секта, приветствовалось и поощрялось.

Факт существования Самого Христа, как исторической личности, также не вызывает сомнения. Многие античные, ранние христианские историки пишут о Нем. Собственно, сомнения в этом возникли только в XIX веке, до этого никто из ученых и историков не испытывал колебаний в данном вопросе.

Иисус не был простым по рождению и социальному положению жителем Иудеи, как об этом писали долгое время. Он не был сыном плотника, как традиционно принято считать. «Плотников сын», суть богословская легенда, созданная с целью приближения христианства к малоимущему сословию. Отец Иисуса, Иосиф, по иудейской традиции отцовства, был «архитектоном», начальником строителей, архитектором, выражаясь современным языком. Еврей получал социальное положение с рождением. По древнееврейским законам, каждая семья владела земельным наделом, размеры которого зависели от происхождения. Этот надел можно было продавать, сдавать в аренду, дарить, но, через пятьдесят лет, он возвращался в изначальное семейное владение. Происхождение, цепь предков, давали еврею все. Он не мог существенно понизить или повысить социальный статус личными достижениями. Это происходило довольно редко. Наиболее аристократичны и состоятельны были царский и первосвященнический роды. Иисус же, по отцу, Иосифу, был из рода царя, а по матери, Марии, из рода священника, тоже происходившего из рода Давида-царя. Иосиф и Мария были родственниками.

Представитель каждой семьи, рода, мог заниматься только тем, что соответствовало его происхождению. Иосиф, названный отец Иисуса, из царского рода, никак не мог быть плотником или каменотесом. Он мог заниматься только тем, что соответствовало длинному ряду его предков. Он был архитектор. Иисус, из царского рода, был не только возможным, но и наиболее подходящим претендентом на престол Иудеи. Не желая вмешиваться в политические интриги, Иосиф с семьей уехал в Назорет, маленький городок в Иудее. Там он жил достаточно просто и скромно.

Будет уместным сообщить, что христианство, как учение, возникло в наиболее благоприятный для этого момент – в период расцвета Римской империи, гигантского государства, объединившего множество людей и облегчившего коммуникационное сообщение между ними. человечество находилось в моральном коллапсе – старые истины и идеалы были осмеяны, все ожидали чего-то нового. И новое учение было подхвачено, оно разлетелось по государству с быстротой пожара. Власти убедились в необычайной популярности и универсальности учения.

Поначалу, все было идеально, последователи Христа нигде не встречали противодействия, лишь позже отыскалась точка конфликта.

Привозя в Вечный город статуи всех богов и проявляя веротерпимость, римляне требовали от подданных поклонение Кесарю, императору, власть которого обожествлялась. Император присвоил себе право быть верховным божеством римского пантеона и подданные были обязаны приносить ему жертву, как символ признания его своим государем. Государство было тождественно императору.

Документ, давший христианам привилегии, получил название Миланского эдикта. Вскоре, в конце IV века, христианство стало государственной религией, которую принял сам император, правда, это произошло незадолго до смерти Константина Великого. Впрочем, позднее крещение было традиционным в то время. Вслед за императором крещение принимали подданные Рима, особенно императорский двор. Христианство стало даже модным. Желающих креститься стало так много, было составлено особое испытание, которое длилось несколько лет. Показав себя искренне верующим, любой желающий получал крещение, которое совершалось раз в году на Пасху.

С римской культурой христианство проникало в самые отдаленные уголки империи, которая для удобства управления была разделена с IV века на две неравноценные в культурном и экономическом отношении части – Западную и Восточную. Западная Римская империя была отсталой, в сравнении с Восточной.

Постепенно Рим пришел в упадок, столица империи была перенесена в Византий, маленький городок. В честь Константина Великого Византий был переименован в Константинополь, куда было вывезено все лучшее из разных уголков государства. Константинополь был задуман столицей христианской империи.

В Новой, Византийской империи, по замыслу кесаря, должен быть один император и один епископ.

Епископ, или в переводе с греческого надзиратель, был в каждом городе и даже в деревнях там их называли хорепископы. Они возглавляли христианские общины и совершили церковные таинства и обряды. Епископ и священник было одно лицо. В IV–V веке, в Риме возникло разделение церковной иерархии на епископов и священников, поскольку епископ физически не мог успеть совершить все обряды, о которых просили его верующие. Епископ Рима передал, через специальное Таинство Священства, власть совершать все церковные обряды, за исключением Таинства Священства, определенным лицам, получившим название священников. Епископ Рима, таким образом, освободился от части обязанностей, оставив за собой право управления Церковью. Эту практику, по тем же причинам, переняли епископы других крупных городов. Позже, каждый епископ имел несколько священников для совершения Таинств и обрядов.

Постепенно, одни епископы, в силу разных причин, возвышались, другие признавали власть более значимых. Значительно выдвинулись епископы крупных городов, получившие титулы митрополитов (от греческого слова «митрополис» – главный, столичный город). Епископы городов, общины которых были основаны апостолами, учениками Христа, и епископы обоих столиц – старой, Рима и новой, Константинополя, получили наименование патриархов (от греческих слов «патрос»– отец и «архос»– старший). На Западе такая кафедра была одна – Рим, и столица, и апостольская кафедра, а в восточной части Римской империи – целых три: Иерусалимская, Александрийская и Антиохийская, а также масса городов, которые хоть и были невелики, но могли похвастаться основанием церковных общин в них апостолами. Новая столица, Константинополь, стала быстро выдвигаться вперед, по сравнению со старыми культурными центрами. Римская кафедра, которая была первой по старшинству, но равной в культурном отношении, стала терять позиции. Константинопольская патриархия стала подчинять себе, одну за другой, близлежащие территории. Решение одного из Вселенских (Вселенной называлась Римская империя) Соборов, Константинополь был поставлен вторым, после Рима, христианским центром. Константинопольскому патриарху подчинились патриархи Александрии, Антиохии и Иерусалима, которые постепенно теряли влияние. Патриарх Константинополя получил титул «архиепископа Константинополя, Нового Рима и Вселенского патриарха». В силу нахождения в столице, уже христианской Римской империи, константинопольский первоиерарх получил юридическое главенство в империи.

К VI–VII веку, Западную часть империи постигли разнообразные бедствия: постепенное разрушение государства, нападение варваров (так называли германцев римляне) и кочевников. Из Вечного города, в Константинополь переехала вся знать, военачальники, богатые люди, купцы. Рим брали несколько раз штурмом, что было по тем временам небывалым фактом. Город морально разлагался и гнил изнутри, а последний его император, по иронии судьбы носивший имя Ромул, накануне последнего падения Рима, отправил имперские регалии в Константинополь и бежал с остатками двора, поручив власть в городе римскому патриарху, или, как говорили в Риме, папе (от слова «папас» – отец). Так Римские папы получили духовную и светскую, административную и государственную власть. Папы были и остаются до настоящего времени, главами государства Ватикан, которое насчитывает ныне несколько кварталов Рима. В отличие от императорской, власть папы в Риме, была необычайно высока.

В VII–XI веках, между старым Римом и новым, разворачивается религиозное соперничество. Константинополь был прав юридически, Рим – в силу традиции. Папы и патриархи наращивали титулы и земли до тех пор, пока вплотную не столкнулись друг с другом. В IX веке дело дошло до взаимных проклятий, но через некоторое время общение было восстановлено, а в XI веке, в 1054 году, произошло окончательное разделение единой христианской Церкви на две части – Западную и Восточную. Каждая половина развивалась самостоятельно, в силу внутренних резервов. За Западной частью закрепилось наименование Католической Церкви, в силу того, что папы имели титул Вселенских (Всеримских) епископов, «кафоликос», по-гречески, значит Вселенский.

За тысячу лет разделения, эти части Церкви существенно разошлись в принципах внутреннего устройства. Римская Церковь избрала путь укрепления папской власти. Первоначально, высшим органом правления в Западной и Восточных Церквях, был Собор или Собрание. На соборах присутствовали патриархи, митрополиты, епископы, священники, представители императора, обычные граждане империи. Это был демократический принцип правления.

Собор возглавлял Сам Иисус Христос, Он подлинный глава Церкви. Несмотря на то, что Христа не было зримо с учениками, Он реально возглавлял Церковь. На Востоке сохранился этот принцип правления до настоящего времени. Все пятнадцать Поместных (местных) Православных Церквей управляются Соборами.

На Западе поступили по-иному, усиливая папскую власть. Постепенно, главой Римской Церкви стал папа, которому присягали не верность кардиналы, епископы и духовенство, как вассалы королю. Последний полноценный Собор Западной Церкви состоялся в XIV веке. Он представлял собой еще некоторую власть, однако после этого, Соборы на Западе, хоть и проводились, но реальной властью не обладали, поскольку просто фиксировали готовые законодательные акты, принятые папой. Власть Римского первосвященника, «раба рабов Божиих», с веками увеличивалась.

Поначалу, он был первым среди равных, как Восточные патриархи, затем видимой главой Церкви, после единственной главой, наместником Бога на земле, и, наконец, после II Ватиканского Собора, приобрел юридически власть Бога. Сейчас, согласно церковным постановлениям Римского престола, папа может изменить действие Бога, он непогрешим в своем мнении и действиях, если они возвещаются с кафедры, слово папа всегда и во всем прав, даже если вся Католическая Церковь как один человек скажет «нет». Он выше Собора, выше государственной власти, он один – Католическая Церковь, согласно решениям II Ватиканского Собора, состоявшегося в середине XX века.

Православная Церковь сохранила древнегреческий принцип правления, демократический Собор. Патриархи на Востоке сейчас лишь первые среди равных, не более того. Они – епископы, как и другие архиереи Православной Церкви и обладают всей полнотой власти только в пределах своей епархии или округа, во внутренние дела прочих епископов, патриархи не вправе вмешиваться. Власть патриарха не распространяется на всю Поместную Церковь. Дела общецерковного масштаба вправе решать только Вселенский (Всеобщий) Собор, которых в истории Церкви было семь.

На данном историческом этапе, воссоединение двух ветвей единой некогда Церкви, практически невозможно, в силу разных принципов внутреннего устройства. Воссоединение реально только при равных системах управления, которые отражают в себе и догматическое (вероучительное) содержание. Это всецело зависит от Римского папы, поскольку только он, добровольно сложив с себя часть полномочий, может пожелать соединиться с Восточными Церквями. Юридически любые союзы Католической Церкви с иными религиозными объединениями означают автоматическое присоединение их к Римском престолу. Естественно, Восточные Патриархи на это не пойдут, поскольку в этом случае они должны будут признать непогрешимость и главенство папы, а не Христа, что противоречит вероучительным истинам Православия.

Вообще, сам термин «Православие» возник достаточно рано, В IV–VI веках. Православие или правильно славить (Бога) означает неизменное вероучение, которое храниться со времен Иисуса Христа. Православие, ли Ортодоксия, означает еще и традиционность. Иными словами, Православная Церковь – это Традиционная Церковь, хранящая древние традиции, это консервативная и неименная Церковь. Термин «Православный» возник в связи с ересями и сектами, которые тоже называли себя христианами, но на самом деле таковыми не являлись. Православными издревле называли себя все, кто придерживался традиционных взглядов на религию, кто неизменно содержал учение апостолов. Во времена расколов и внутрицерковных потрясений христианской Церкви. Римские папы в VIII веке называли себя православными хранителями веры апостолов. Это было письменно изложено Римским папой Львом X, который приказывал высечь традиционно Православное вероучение на каменных плитах и выставить ее всеобщее обозрение в Риме.

В раннее средневековье, Римский престол непоколебимо придерживался Православия, к его авторитету порой прибегали Восточные Епископы. С IV–VII века на Востоке было сосредоточено все богатство философской и богословской мысли Церкви. В это время Восток был неизмеримо выше в культурном отношении и образованности. Запад просто воспринимал и копировал, а чаще упрощал научные и культурные достижения Востока. Там не возникало богословских прений, поскольку не существовало собственной философской школы.

Одним из пунктов разногласия между Восточной и Западной частью христианской Церкви в 1054 году был балканский вопрос. Юридически Балканы и Восточная Европа принадлежали Риму, но эта была окраина империи, глушь, на которую никто не претендовал. Во второй половине IX века на Балканы была направлена церковная миссия Константинополя, которую возглавили Константин (в монашестве Кирилл) и Мефодий. Они отправились к славянам, воинственному народу, которому Византия время от времени платила дань. Миссия на Балканы была успешной. Помимо религиозного соперничества, Восток и Запад конфликтовал политически. В раннее средневековье шел раздел сфер влияния в Европе. Византийскую культуру и религию восприняла Восточная Европа, которая тяготела к Константинополю политически. С IV по XI века, Византия была сильнейшим и могущественнейшим государством Европы.

На Русь Православие пришло через князя Владимира, который вел успешные переговоры с Византией. Политический союз с Константинополем был закреплен браком князя Владимира с греческой царевной Анной. Князь Владимир с дружиной принял христианство и, прибыв на родину, крестил Киев и окрестности. Это произошло в 988 году и получило наименование в истории «крещение Руси». Киевская Русь вступила в сообщество христианских государств Западной Европы, в европейскую цивилизацию. Крещение Киева осуществлялось прибывшими из Греции священниками, которые рукоположили во священники несколько русских.

Имеются исторические данные о том, что христианство проникло на Русь значительно раньше, из Скандинавии, куда попало из Восточной Римской империи. Некоторые историки утверждают, что на киевских горах, был ученик Иисуса Христа – апостол Андрей. Вновь образованную Церковь возглавили митрополиты-греки, а Русская Церковь, была греческой митрополией до XV века.

Некоторые утверждают, что на Балканах провел некоторое время своего отрочества Иисус. Первоначально, самая маленькая и безнадежная, Русская митрополия стала самой крупной, территориально и экономически превосходящая Константинопольскую патриархию. В середине XV века, Русская митрополия стала патриархатом, самостоятельной Поместной Церковью. В это же время пал Константинополь, исчезла Византийская христианская империя.

Единственно мощным православным государством осталось Московское княжество, которое вскоре стало царством. Русские цари приняли миссию защитников Православия и в XVI веке была создана политическая и религиозная теория «Москва – Третий Рим». Русского царя признали своим государством большинства славян и греков, уже шла речь о перенесении столицы Восточной Римской империи в Москву. Но, греки сказали «нет», и этой идее не суждено было осуществиться.

Католическая Церковь занималась активной миссионерской деятельностью, посланцы папы попадали на вновь открытые земли. Но, католичество раздирали внутренние противоречия, порожденные всепоглощающей властью папы. Пик папской власти приходиться на XIII век, когда перед папой трепетали короли Западной Европы. Папа мог отказать в коронации и освободить подданных от присяги королю. Постепенно, стало нарастать недовольство, феодалы сопротивлялись церковной опеки.

Противостояние вылилось в религиозное течение, получившее название Протестантизма. В XVI–XVII веках протестанты вели войны с папским престолом и армиями католических государей. Идеологами протестантизма выступили Мартин Лютер в Германии, Кальвин в Швейцарии, король Генрих VIII в Англии. Основанные ими религиозные вероучения получили название лютеранства, кальвинизма и англиканства. Они отрицали непогрешимость и всевластие папы, а также всего с этим связанного.

Что касается англиканства, то в этом случае дела обстояли значительно проще. Король Генрих VIII не получил от папы разрешение на развод и отказался ему подчиняться. Представители Римского престола были выдворены из Англии, на их место были рукоположены ставленники короля, позже сформировалось и вероучение, которое поначалу не отличалось католического. Протестантизм охватил значительную часть Европы, так, что папству пришлось активно защищаться. Таким образом, католичество, как и некогда христианская Церковь, разделилась на две части. Протестантизм распался еще на несколько течений, о которых мы уже говорили: лютеранство, кальвинизм и англиканство. Англиканство стало государственной религией Англии, а протестантизм попал в Северную Америку, и распространился на всю Европу.

В настоящее время протестантизм утратил, за исключением английской Церкви, монолитность. Каждое течение распалось на множество направлений. Разные направления зашли настолько далеко, что христианством их можно назвать очень условно. И, помимо того у всех трех ветвей христианства – православия, католичества и протестантизма имеется масса сект.

Секты отрицают традиционные Церкви, священство, многие Таинства, обряды, иконы, кресты, порой храмы. Секты явления постоянное в истории христианства, они сопровождают Церковь всегда. Обычно секты существуют небольшое, в сравнении с Церковью время, они быстро изживают себя сами и исчезают. Уже в первые годы христианства существовали секты. В I веке была печально известна секта николаитов, о которой теперь уже никто не помнит. Церковь потрясали расколы, представляющие собой отделение части от целого Церкви, при сохранении вероучения последней. Они также были недолговечны.

Подводя итоги, можно сказать, что сейчас христианство представлено тремя ветвями – православием, католицизмом и протестантизмом, а также множеством расколов и сект. Что касается сект, то они называются христианскими в пропагандистских целях, по-настоящему в их вероучениях содержится совсем немного от апостольского Предания. Протестантизм и католицизм имеют некоторые особенности в вероучении, отличающих их от изначального христианского учения времени Единой Церкви.

Православная, или Ортодоксальная (Традиционная) христианская Церковь, из всех вышеперечисленных ветвей единой Церкви, отличается большей консервативностью. Именно это качество выделялось Иисусом, Который завещал, накануне вознесения, своим ученикам и последователям, сохранить Церковь в том виде, в котором Христос ее оставил. Церковь предназначена быть эталоном веры и нравственности для всего человечества. Она должна быть идеалом, к которому надлежит стремиться.

Православная Церковь сохранила чистоту христианского вероучения. В ней и в настоящее время живут святые, происходят исцеления больных, мироточат иконы. Что же касается понятия о чистоте веры, то наличие слишком сложной атрибутики мешает пониманию веры.

То же происходило и в Католической Церкви, хотя в последние столетие, справедливость канонизации святых вызывает некоторые сомнения. Верность решения о канонизации (признании святыми) деятелей Католической Церкви, достаточно относительна, поскольку жизнь этих людей, их вера и нравственные качества, могут быть оценены по-разному.

Протестантизм, вообще лишен мощей святых, их там нет, не говоря уже о сектах. Признание святости верующего – это не чье-то решение, или мнение группы заинтересованных лиц, а факт обозначения свойств святости Самим Богом. Люди, умершие давно, пребывают в нетленном состоянии. Их тела не разлагаются, не подвержены гниению, от них происходит исцеления больных людей. Святые, еще при жизни пользовались известностью за праведность и чистоту жизни, духовные советы и благодеяния.

То, к чему стремятся истинно верующие православные – это внутренне соответствовать ей.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

История в Торе – не история, а руководство к действию

История в Торе – не история, а руководство к действию Вопрос: Если Тора рассказывает о духовном, а не о том, как зарезать, допустим, корову, и не об истории, значит ли это, что все исторические описания выдуманы ради их духовного соответствия?Ответ: Ни в коем случае. Все, о чем

IV. Текстология и социальная история раннего христианства[500]

IV. Текстология и социальная история раннего христианства[500] Если конечной целью текстологии мы сочтем реконструкцию оригинала Нового Завета, критика приобретет отчетливо негативные черты и сведется к вычеркиванию всех ошибочных чтений, что в итоге приведет к

История возникновения христианства. Православие в России

История возникновения христианства. Православие в России Человеку всегда было и будет свойственно во что-то верить. В Бога, в добро и зло, в высшую справедливость, в высший разум. Невозможно представить себе нашу жизнь без этих понятий. Вера человека прошла огромный путь

Хусто Л. Гонсалес История христианства Tom I

Хусто Л. Гонсалес История христианства Tom I От основания Церкви до эпохи Реформации «Библия для всех» Санкт-Петербург

§ 22. История возникновения Христианства

§ 22. История возникновения Христианства Христианство, как и Иудаизм, – это монотеистическая религия, т. е. Проповедующая единобожие. У нее самое большое число последователей в мире на сегодняшний день – около 2 млрд. человек.Распространено повсеместно.Из многообразий

Часть 1: История христианства в пределах нынешней России до основания русского царства (ок. 60–862)

Часть 1: История христианства в пределах нынешней России до основания русского царства (ок. 60–862) Введение Всем время и время всякой вещи под небесем. Еккл. 3,1 Видите ли горы сия? Яко на сих горах возсияет благодать Божия. Лаврентиевская летопись. С. 4 Если от настоящего

Часть 2: История христианства собственно в царстве русском до происхождения русской Церкви при равноапостольном князе Владимире (862-992)

Часть 2: История христианства собственно в царстве русском до происхождения русской Церкви при равноапостольном князе Владимире (862-992) В руце Господни власть земли, и потребнаго воздвигнет во время на ней. Сир. 10,4 Благословен Господь Иисус Христос, Иже възлюби новыя

История христианства

2. История Христианства – история Европы

2. История Христианства – история Европы О том, как христиане завоевали РимИсторически христианство как термин и общественное явление возникло в I веке. Первые ученики и последователи Иисуса Христа были евреями по национальности и иудеями по религиозному признаку.

5. Это не твоя история, это его история (his-story)

5. Это не твоя история, это его история (his-story) Вопрос: Может ли быть движение без этого «я»?Карл: «Я» необходимо, необходим кто-то, кто называет что-то движением. Необходима история прихода и ухода и это «я». Приход и уход являются страданием, историей. А истории необходимо «я».

История

История Основою великого славословия является ангельская песнь при рождении Спасителя, и введена она в него, должно быть, по примеру литургии, когда она перенесена была на утро и стала иногда сливаться с утреней (Вступит. гл., 88 и д.); на литургии Апостольских Постановлений

Часть первая История христианства в пределах нынешней России до основания русского царства (ок. 60–862)

Часть первая История христианства в пределах нынешней России до основания русского царства (ок. 60–862) Всем время и время всякой вещи под небесем. Еккл. 3,1 Видите ли горы сия? Яко на сих горах возсияет благодать Божия. Лаврентиевская летопись. С. 4 Введение Если от

Часть вторая История христианства собственно в царстве русском до происхождения русской Церкви при равноапостольном князе Владимире

Часть вторая История христианства собственно в царстве русском до происхождения русской Церкви при равноапостольном князе Владимире Введение В руце Господни власть земли, и потребнаго воздвигнет во время на ней. Сир. 10,4 Благословен Господь Иисус Христос, Иже възлюби

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *