Чем занимались наемные рабочие в 16 17 веках
Общество Раннего Нового Времени (16-17 века)
В период Раннего Нового времени (XVI-XVII) в Западной Европе происходило разрушение черт аграрного общества, постепенно размывалось сословное деление общества и возникало новое классовое деление. Старые средневековые ценности уступали место новым. Средневековая католическая цивилизация перерождалась в западную цивилизацию Нового времени.
Все чаще в центре крупных городов в XVI-XVII века можно было пройти не по пыльным, грязным и темным улочками, а по булыжным мостовым, кое-где освещенным масляными фонарями. Стали убирать зловонные кучи отбросов и мусора. Сразу же ослабли страшные в Средневековье эпидемии чумы и холеры. Ускорился рост населения.
Классовое деление общества
Новое хозяйство и образ жизни сближали представителей разных сословий и разделяли их не по правам и обязанностям, а по наличию или отсутствию капитала, уровню дохода. Это деление общества принято называть классовым.
Класс капиталистов (буржуазия, предприниматели) объединяло то, что все они были частными собственниками капитала, организующими производство или торговлю с целью получения прибыли, и использовали при этом труд наемных рабочих.
Класс наемных рабочих объединял людей, лишенных собственности на землю, дома, орудия труда, добровольно нанимающихся на работу к капиталисту и получающих за свой труд зарплату.
Капиталисты (предприниматели)
В тех странах Европы, где быстро развивались торговля и капиталистические отношения (Англия, Нидерланды, отдельные части Франции, Италии, Германии), появился новый тип людей — предпринимателей, способных на любое дело, предприятие, чтобы добиться личного успеха. Купец выходил из гильдии, чтобы стать пайщиком акционерной компании. Ремесленник покидал собратьев по цеху, чтобы они не запрещали ему использовать на новой мануфактуре токарные станки. Крестьянин, разбогатевший на продаже молока и шерсти, покидал сельскую общину, чтобы не платить вместе со всеми оброк феодалу за небольшой надел. Вместо этого он брал у феодала в аренду (временное пользование за плату) большой участок земли и строил там ферму — дом с амбаром, коровником, птичником. Все эти предприниматели — акционер, мануфактурист, фермер — нанимали наемных рабочих, конкурировали на рынке, сколачивали капиталы. Так появлялся новый слой общества — капиталисты (буржуазия, предприниматели).
Разбогатевшие предприниматели из третьего сословия облачаются в одежды знати из шелков и меха, одевают золотые цепи, заказывают себе резные кресла и кровати, начинают отстраивать дома из камня и кирпича.
Наёмные рабочие (пролетарии)
Однако для многих в новой жизни не оказывалось места. К обычным для Средневековья нищим — калекам, сиротам, погорельцам — каждый год стали добавляться тысячи новых людей. Ремесленники, разоренные мануфактуристами и лишенные за долги мастерских и жилья. Мелкие торговцы, не выдержавшие конкуренции с крупными компаниями. Крестьяне, согнанные со своих земель удачливыми предпринимателями. Толпы оборванных бедняков заполонили улицы европейских городов. Часть из них объединялась в шайки воров и разбойников. Часть власти сажали в тюрьмы за попрошайничество. Но для части разоренных людей находилась работа на мануфактурах или в хозяйствах фермеров. Так зарождался еще один слой общества Нового времени — наемные рабочие — пролетарии (по-латыни — «неимущие»).
Рыцари-дворяне
Если представители третьего сословия богатели, то для многих рыцарей-феодалов наступили тяжелые времена. Цены росли, а феодальные оброки с крестьян не позволяли увеличивать старинные обычаи и крестьянские бунты. Торговля же считалась занятием недостойным благородного рыцаря. Но и в военном деле короли заменили рыцарские ополчения регулярными наемными армиями. Прославившиеся военачальники получали от короля разрешение и деньги на набор войска и объявлялись генералами. Они подбирали себе офицеров, а те нанимали солдат (от итальянского «сольдо» — «монета»). Молодцов-наемников одевали в форму, вооружали, обучали сражаться в едином строю, исполнять команды. Рыцари теперь стремились поступить на службу и получить офицерский чин в кавалерийском полку, роте мушкетеров, артиллерийской батарее. Из благородных воинов-одиночек они превратились в людей зависящих от короля и его двора. Поэтому в Новое время потомков средневековых рыцарей принято называть дворянами, или рыцарями-дворянами. Материал с сайта http://doklad-referat.ru
Изменения в общество Раннего Нового времени (отличия от средневекового общества) |
Новое дворянство
Многие не знатные, но изворотливые и грамотные горожане быстро сообразили, что громкие титулы и земельные владения можно теперь заработать на службе королю в войске, а еще лучше — в чиновничьей канцелярии. Отличившихся служак короли возводили в рыцарское (дворянское) звание. Разбогатевшие капиталисты даже покупали его у королей. Новоиспеченные дворяне брали себе невест из рыцарских, но обедневших семей и постепенно приучали своих новых родственников к ведению торговых дел. Так возникло «новое дворянство», которое в отличие от «старого» по духу было близко к предпринимателям.
Общество и государство
В период Раннего Нового времени в Западной Европе складываются абсолютные монархии, формируется самосознание наций и новые представления о жизни общества и государства.
Жизнь рабочего во время промышленной революции: ад на уровне Средневековья
Для нас уже привычным делом стали жалобы на экологию, инфраструктуру и в целом на уровень жизни. Раньше же люди мало задавались подобными вопросами. И нет, не из-за того, что трава была зеленее, а небо голубее. В промышленную революцию, начавшуюся около 250 лет назад, планету так же нещадно эксплуатировали, загрязняли воздух углём, а реки химией, просто людям до этого не было дела.
Сегодня мы на примере самой развитой страны того времени — Великобритании — расскажем, как жилось обычным людям между серединой XVIII и XIX веком в городах, чтобы ты понимал: то, что окружает тебя сейчас, просто рай на земле по сравнению с теми временами.
Воздух был очень грязным
Немецкий писатель Георг Верт три года прожил в Бредфорде, который являлся в середине XIX века одним из основных производственных городов Великобритании. И он описывал состояние воздуха в этом городе так: будто ты в один присест вдохнул фунт кайенского перца.
Также он рассказывал, что Бредфорд похож на чистилище, где мучают бедных грешников, — настолько плохой была атмосфера. Воздух Манчестера он описывал таким густым, как будто он наваливается на тебя свинцом, а в Бирмингеме — будто ты уткнулся носом в печную трубу.
В середине XIX века в Бредфорде из-за сильно загрязнённого горно-добывающей и тяжёлой промышленностью воздуха средняя продолжительность жизни составляла всего 25–30 лет. Для сравнения: сейчас в той же Великобритании средняя продолжительность жизни составляет для мужчин 79 лет, а для женщин 83 года.
Кстати, одна из версий происхождения известного прозвища Великобритании Туманный Альбион связана с густым смогом, который покрывал Лондон и другие крупные города страны того времени. Что-то вроде Пекина и остальных промышленных городов Китая в наше время, только хуже из-за того, что основным топливом являлся уголь.
Вонь была везде
Сейчас мы сморщим нос, если почувствуем хотя бы намёк на что-то, отдалённо напоминающее сероводород. А в те времена это было нормой. В городах так сильно воняло смесью промышленных выбросов и разложения органики, что появилась даже теория миазмов, объясняющая, что болезни распространяются через неприятные запахи.
Горы мусора, скопившиеся в главной реке Великобритании Темзе, были столь масштабными, что в особенно жаркое лето в середине XIX века, когда вода нагрелась больше обычного, возник настолько отвратительный запах, что это привело к так называемой Великой вони 1858 года.
Тотальная нищета повсюду
Такого не было даже в Средневековье, не говоря уже о современности. Один из видных деятелей того времени — Эдвин Чедвик — опубликовал в 1842 году документ «Отчет о санитарных условиях трудящегося населения Великобритании», в котором описал жизнь большинства рабочих. Охарактеризовать её можно громкими эпитетами вроде «повсеместная грязь», «убожество», «отвратительный уровень жизни».
Также он описал то, что увидел в ходе своего исследования. Рабочие жили в коттеджах самого жалкого вида, похожих скорее на лачуги, нежели на дома в привычном понимании. Они были построены из необработанных валунов, ломаного кирпича и другого твёрдого мусора и покрыты соломой, будто хижины отшельников Средневековья. В домах было ещё грязнее, чем снаружи, из-за плохой гигиены, а также вследствие повсеместно проникающей сажи и других промышленных выбросов.
Эдвин Чедвик, помимо этого, показал в отчёте взаимосвязь между условиями жизни рабочих и распространением инфекционных заболеваний в этом классе, однако в правительстве на данный документ, как и на подобные ему, не обратили внимание. Это же касалось и других стран мира, в том числе Российской империи.
Чистой воды не было
Одним из основных отличий Средневековья и периода промышленной революции было практически полное отсутствие доступа к более-менее чистой воде. Если в Средние века можно было просто налить в чайник воды из реки, прокипятить и безопасно её выпить, то во времена промышленной революции люди были лишены такой привилегии.
Большая часть питьевой воды поступала из рек, куда бесконтрольно сбрасывались отходы горно-добывающей, тяжёлой и химической промышленности, а также всевозможный мусор, вследствие чего водоёмы превращались в огромные выгребные ямы, полные инфекций. Видел реку Инд, в которой плавают мусор, трупы и куда сбрасывают сточные воды? Так вот, в несколько раз хуже.
Вода подавалась в дома с насосами и забиралась прямо из рек без очистки. Учитывая безграмотность большинства рабочих и отсутствие элементарной гигиены, ежегодно холера забирала тысячи жизней.
Страшные болезни были обыденностью
Выше мы упомянули взаимосвязь условий жизни рабочих и распространения инфекционных заболеваний. Так вот, в XVIII–XIX веках в той же Великобритании, как в центре промышленной революции, эпидемии холеры, брюшного тифа и других серьёзных болезней были обыденностью среди рабочего класса.
В XIX веке в этой стране было зафиксировано четыре вспышки холеры, легко распространявшейся из-за банального отсутствия очистки воды. Во время одной из них только в Лондоне погибло около 15 тысяч человек. А вши и крысы были типичными обитателями домов простых рабочих того времени.
Добавь к этому повсеместное загрязнение мышьяком, который в том числе выписывался в качестве лекарства, свинцом и другими химикатами — и уже указанная выше средняя продолжительность жизни рабочего кажется даже внушительной, и вообще непонятно, как они в таких условиях доживали хотя бы до двадцати.
Отходы жизнедеятельности выливали прямо на улицы
Помнишь те истории про Средневековье, где человеку на шляпу могли в любой момент вылить ночной горшок? Так вот, это также справедливо для времён промышленной революции. Дело в том, что в промышленных городах нередко отсутствовала канализация, просто потому что поселения быстро строились вокруг заводов без всякого плана и не имели инфраструктуры из-за ограниченного пространства.
Жилые комплексы буквально стояли друг у друга на крышах и были больше похожи на бразильские фавелы, только намного хуже. Отходы жизнедеятельности выливались либо на узкие улицы, либо в организованные под домами выгребные ямы, откуда после переполнения последних всё это попадало на улицы.
Детский рабский труд был нормой
Во времена промышленной революции во всех странах, в том числе в Российской империи, детский труд являлся обычным явлением. Дети работали по 10–14 часов в день, выполняя изнурительные задачи в условиях сильного загрязнения воздуха, что приводило к нарушениям в развитии и повышенной смертности. Вполне обыденным являлось и мышление владельцев заводов, которые считали детей одноразовыми инструментами из-за большого количества несчастных случаев.
Сегодня население Зарубежной Европы составляет 620 млн. человек. А в начале XVI века на этой территории проживало только 69 млн. За следующий век европейское население увеличилось до 110-115 млн. Причем 20 млн. проживало во Франции, 7,5 млн. в Испании, 5 млн. в Англии.
Сельские жители и горожане
Большинство европейцев обосновалось в сельской местности. Хотя многих (и бедных, и богатых) привлекали города.
В города перебирались ремесленники или обедневшие крестьяне, которые хотели овладеть ремеслом. Они стремились уйти из-под власти своих господ. В городах, ремесленно-торговых центрах, можно было найти ночлег, наняться подмастерьем в мануфактуру и овладеть ремеслом.
Для зажиточных людей город открывал большие возможности. В крупных городах можно было учиться, вести торговлю (особенно в портовых центрах), заводить полезные знакомства и приумножать капитал.
Самыми крупными городами того времени считались Париж, Неаполь, Лондон, Венеция. Население каждого из них в 1600 году составляло от 150 до 250 тыс. человек. Но в целом общая численность городского населения Европы не превышала 16%.
В подавляющем большинстве крестьяне были лично свободны. Они могли работать там, где хотели. Они пользовались землей своего господина, а за это несли в пользу господина денежные и натуральные повинности. Чтобы платить налоги, крестьянам приходилось продавать свои продукты на рынке.
Жили крестьяне в деревянных (на севере) или каменных (на юге) домах с соломенной или камышовой крышей и земляными полами. Скотину держали в том же доме за перегородкой. Питались грубыми похлебками и кашами из овса, проса и ячменя. Мясо (солонину) ели редко. В прибрежных районах ловили рыбу, этим спасались от голода.
Крестьяне обрабатывали землю примитивными орудиями (пахали сохой, жали серпами). Однако среди общей массы выделялись зажиточные хозяйства, в которых уже тогда использовались двухколесные плуги, сеялки, молотилки и наемный труд.
Среди дворян тоже наметилось расслоение. Одни разорялись, им приходилось зарабатывать на жизнь собственным трудом. Другие богатели. Например, в Англии среди землевладельцев стало популярным разводить овец продавать шерсть. Для этого дворяне сгоняли с земли арендаторов, огораживали пастбища и нанимали батраков. А еще такие хозяйства налаживали связь с городом и продавали туда мясо, хлеб, молоко.
Городская жизнь бедняков была не менее тяжелой. Мизерная зарплата, рабочий день от восхода до заката солнца, штрафы и вычеты из скудной оплаты труда. Бедняки боялись потерять работу, а семья, лишившаяся мужчины (к примеру, в парижских мануфактурах женщинам платили в 2 раза меньше, чем мужчинам) была обречена на нищету. Наемных работников зачастую поселяли прямо на территории мануфактур, и за ворота они выходили лишь по праздникам.
Наемные работники жили впроголодь, питаясь кашами и похлебками. Средняя продолжительность жизни составляла 30 лет. Чаще умирали дети и женщины. В XVI веке 65% взрослого населения Европы составляли мужчины.
Жили плохо, тесно, с минимумом вещей и мебели. Вся семья ютилась в одной комнате, а те, кто побогаче, размещались в двух комнатах. Вещи и кухонную утварь хранили в сундуках, на них же и спали. А еще спали на лавках и грубо сколоченных кроватях с тюфяками и подушками. Самые бедные спали прямо на полу, на соломе. В окна вставляли промасленную бумагу.
Богатые горожане жили в роскошных домах с красивой мебелью. Стены в комнатах украшались обоями (бумажными или матерчатыми), пол покрывали плитами (каменными или керамическими), в окна вставляли стекло. В XVI веке в домах стали устанавливать камины. В самых богатых домах в полуподвальном помещении была «мыльня», где стояла деревянная кадка, и в ней можно было помыться горячей водой.
Остальные горожане не имели возможности мыться. В XVI- XVII горожане боялись общественных бань, потому что в периоды эпидемий (чумы и оспы) эти заведения становись разносчиками заразы.
Кстати, и питались богачи намного разнообразнее. В их домах умелые повара готовили изысканные блюда. Овощи, мясо, птицу они сдабривали пряностями, использовали сахар, консервировали фрукты и овощи.
Городские простолюдины в нерабочие дни любили празднества. Они охотно смотрели на выступления акробатов, жонглеров, фокусников. По городским улицам водили обезьянок и медведей. Устраивались петушиные бои. Приезжали балаганы. Бродячие музыканты с флейтами и гитарами развлекали людей.
Богачи гуляли в парках, посещали скачки и театры.
И, конечно же, богатые горожане следили за модой. Сначала законодательницей мод была Испания, а во второй половине XVII века центром моды становится Франция. Парики, камзолы из парчи, брюки до колен, шейные платки, веера, корсеты наводнили высшее общество. Однако простолюдины, пусть даже и разбогатевшие, не могли одеваться, как представители высшего света, и «запретительные» постановления по поводу костюмов, имелись во многих странах.
Что такое мануфактура. Сравнение мануфактуры и мастерской ремесленника
Этим мануфактура отличается от мастерской ремесленника, где мастер изготавливает изделие от начала до конца. А от фабрики или завода мануфактура отличается тем, что операции выполняются вручную, не используется машинный труд.
Латинское слово manufactura образовано от слов manus (рука) и facere (делать). Термин «мануфактура» в значении «предприятие с разделением труда и ручным производством» введен Карлом Марксом.
Мануфактуры вели к развитию специализации работников и снижению издержек производства. Это обеспечивало большую производительность и прибыль, чем в мастерских.
При этом наемный работник становился менее ценным и универсальным специалистом, чем мастер-ремесленник. Росла зависимость рабочих от хозяина мануфактуры.
В Западной Европе мануфактуры пришли на смену ремесленным мастерским и господствовали в XVI-XVIII веках. Затем в результате промышленной революции их заменили фабрики.
В России промышленный переворот начался лишь во второй четверти XIX века, поэтому мануфактуры существовали дольше. Чаще всего они специализировались на текстильном производстве, поэтому слово «мануфактура» в Российской Империи одно время было синонимом ткацкой фабрики или ткани («купить мануфактуры»).
Расскажите, чем было вызвано возникновение мануфактур
Ремесло развивалось, и для ускорения производства работу научились делить на отдельные операции. В мастерских помимо мастеров и подмастерьев стали появляться наемные работники. Торговцы начинали вкладывать деньги в организацию производства, а не просто скупать у ремесленников готовую продукцию.
Предпосылки появление мануфактур:
Рост товарного производства.
Дифференциация, специализация мелких товаропроизводителей.
Появление мастерских с наемными работниками.
Развитие мануфактур. Рассеянная, смешанная и централизованная мануфактура
Мануфактура могла объединять ремесленников одной специальности, которые делили между собой отдельные операции. А могла включать ремесленников разных специальностей, которые вместе изготавливали сложные изделия.
Смешанная мануфактура сочетала работу на дому с исполнением отдельных операций в общей централизованной мастерской.
Мануфактуры были распространены в текстильной промышленности, производстве бумаги и стекла, в металлообработке и судостроении, в книгопечатании и других отраслях.
По сравнению с мастерской ремесленника мануфактура была более производительным, прогрессивным предприятием. Она подготовила переход к машинному производству в ходе промышленной революции XVIII-XIX веков.
Сравните мануфактуру и мастерскую ремесленника
У мануфактур и ремесленных мастерских были и общие черты, и различия.
И в мастерской ремесленника, и на мануфактуре использовались ручные орудия труда.
В мастерских работы выполняли мастера, подмастерья и ученики. На мануфактурах же трудились наемные работники.
Владельцем мастерской был сам мастер. Хозяином мануфактуры был купец или иной предприниматель.
За счет разделения труда на мануфактурах были ниже издержки производства,
Чем занимались наемные рабочие в 16 17 веках
Своеобразный случай найма в зятья встретился в одном судебном деле 1658-1670 годов. В 1658 г. крестьянин Усть-Вымской вотчины Вологодского архиерейского дома Федот Еремеев выдал замуж за Тимофея свою дочь Пелагею; с зятем Тимофеем он заключил письменное соглашение, которое позволяет расценивать отношения между зятем и тестем не только как хозяйственную сделку, но и как наём Тимофея в дом Федота Еремеева. Тимофей получил за Пелагеей деревню, двор, скот и всё имущество; сам принёс 8 руб. денег, шубу и зипун стоимостью в I руб., всякой мелочи, рубах и порток на 1 руб, корову и 3 овец. В сговоре было записано: «. жить за един человек, пить и есть вместе, и платье носить с одново». Эта часть соглашения даёт основание говорить только о хозяйственной сделке, но дальше идут условия, которые характеризуют этот брак, как наём зятя тестем: если Тимофей уйдёт от Федота, то не получит ничего из своего имущества, но если Федот откажет Тимофею, то он обязан дать за дочерью треть деревни, возвратить тимофеево имущество и кроме того заплатить Тимофею «найму по рублю на год». В завещании, написанном в 1662 г., Федот Еремеев снова говорит о Тимофее, как о нанятом человеке: «да зятю моему Тимофею Петрову сыну взять по сей духовной зажилого своего ряженого найму за работу, по государеву указу, по Соборному Уложению, за 4 года, на год по 5 рублев».
При архимандрите Гаврииле (1684-1704) в Кирилло-Белозерском монастыре была составлена «Роспись вотчин Ленского волоку и Засодимской волости крестьянам, кои живут на Москве и промышляют разными промыслами, а иные работают». В росписи среди других было указано: «. крестьянин Евстратко Евфимов живет в наймитах у Левки Мухина». Очень характерно, что сын Евстрата, Гаврилко, тоже нанимается: «. живёт в лужных садовниках у Петра Тихонова, сидит за щепетом». Последняя запись особенно интересна: она указывает на существование таких крестьянских хозяйств, где и отец и сыновья уходили на далёкие заработки.
Ряды, и устные и письменные, на работы по найму в крестьянском хозяйстве фиксировали обязанности нанимающегося, но вместе с тем определяли условия, ограничивающие право нанимателя на труд нанятого рабочего. Прежде всего это — определение вознаграждения за труд. А кроме того в одной грамоте сохранились намёки на какое-то определение и рабочего времени батрака.
Привожу грамоту целиком: «Кириллова монастыря большому житнику старцу Матфею бил челом словесно деревни Шимяково Ромашко Тимофеев на крестьянина деревни Березины на Тимошку Ляпшева, что он Тимошка порядился у отца его Тимофея на треть года в казаки, всякую работу крестьянскую работать без ослушания, а ряжено де найму ему дать на треть года за работу 20 алтын. с Светлова Христова воскресенья до Покрова Богородицы и он Тимошка у отца его Тимофея в казаках жить не учал с Успеньева дни, а довелось де еще работать недели с три, а найму де ему Тимошке от них дошло 15 алтын 2 деньги, а додать еще 5 алтын без 2 денег и чтоб о том дать им очная ставка». Кажущаяся ошибка в определении срока работы Тимошки (от Успенья до Покрова 46 календарных дней, а в челобитной сказано, что Тимошке «довелось де еще работать недели с три») очень интересна. На очной ставке Тимофей подтвердил, что Тимошка дожил «до Успенья дни и работал выбираючи недели: легкие работал у него Тимофея, а тяжелые де недели работал все у себя». Этим показанием он обвинял Тимошку лишь в недобросовестности при выборе недель для работы на себя и на Тимофея. Следовательно, Тимошка законно мот работать какие-то недели на себя. Вина его была лишь в том, что время самых ответственных полевых работ, предположим, пахоты, он работал на себя, а недели, когда не было такой тяжёлой работы, проводил в хозяйстве Тимофея. Если допустить, что Тимошка доджей был половину своего времени отдавать [89] Тимофею, то станет понятно, почему 46 календарных дней заключали в себе «недели с три» обязательной для Тимошки работы. Интересно также и решение монастырских властей по этому делу: «Ответчику указал: впредь три недели в казаках у Тимошки зажить, а ему Тимошке велел достальные 20 алтын по слову отдать сполна, чтоб впредь челобитья о том ни от которого не было» (разрядка моя. — З. О.). Подчёркнутое выражение характерно для судебных решений по тяжбам формально равноправных сторон.
В этом документе мне представляется интересным следующее: Осип Иванов нанимает своего брата рубить избу в деревне Быкове, сам же живёт в Щуклиной. Следовательно, избу он рубит не для себя, а для кого-то другого. Выражение документа «избы рубили четыре ряды» показывает, что челобитчик работал не один. Жалоба челобитчика на то, что «он Осип от дела меня выгонил», также, мне кажется, свидетельствует о том, что «дело», то есть рубка избы, было организовано Осипом Ивановым. Алексей был только нанят своим братом, а затем, по усмотрению Осипа, уволен. Предположение о найме главой плотничьей артели работай коз подтверждается следующим документом, относящимся к этому же 1684 году.
В этом документе чрезвычайно интересно, во-первых, то, что «бобылек» Ивашко Афанасьев имеет достаточное количество свободных «собинных» денег, которые он мог потратить и на расходы по артели и на оплату нанятых сторонних людей, во-вторых, совершенно ясно говорится о найме внутри артели. В-третьих, очень интересна роль Ивана Васильева. Это не заказчик. Он живёт в Быкове, следовательно, не он церковный староста в селе на Волоку Славянском. Кроме того, обещая расчёт с Ивашкой, Васильев говорит ему: «Как де церковь построим и мы тебе в те поры и деньги по розчету заплатим». Можно видеть в Иване Васильеве подрядчика. У него работала артель плотников, а старшим в этой артели был Ивашко Афанасьев.
Обобщая всё сказанное, можно придти к следующим выводам:
1. Самый факт наличия наёмного труда в крестьянском хозяйстве является бесспорным.
2. В отношениях между нанимателем и нанимающимся возникают некоторые черты вольного найма: определение оплаты, времени работы, наличие договорённости. Характерно, что даже отношения между родными братьями (см. челобитную Алёшки Иванова на брата) принимали характер найма.
Вместе с тем бесспорно, что крепостнический строй налагал отпечаток на эти отношения. Как бы ни складывались отношения между нанимающимся и нанимателем, как бы ни проявлялись в деревне зачатки наёмного труда, основы господствующего феодального общества не нарушались. Факты найма оставались спорадическим явлением. И наниматель и нанимающийся (речь идёт о крестьянском найме) оставались крепостными своих феодалов. Об этом красноречиво свидетельствуют челобитные, в которых хозяин и наймит одинаково обращались к своему господину — монастырю.
1. Б. Д. Греков. Киевская Русь. М. 1948, стр. 188. А. М. Панкратова. Наймиты на Руси в XVII в. Сборник статей «Академику Борису Дмитриевичу Грекову ко дню семидесятилетия». Изд-во АН СССР. 1952, стр. 200-201.
2. А. М, Панкратова. Указ. соч., стр. 200.
3. Гл. II, ст. 32.
4. С. В. Бахрушин. Научные труды. Т. 1. М. 1952, стр. 237-239.
5. Государственный Исторический музей. Отдел письменных источников (ОПИ), ф. 61.
6. А. М. Панкратова. Указ, соч., стр. 201.
7. Государственный Исторический музей. ОПИ, ф. 61, д. 70, л. 100.
8. Там же, д. 60, лл. 1-2; д. 106, л. 83.
9. Там же, д. 73, л. 148; д. 12, л. 49 об.
10. Там же, д. 108, л. 5; д. 104, л. 34: д. 77, л. 144.
11. Там же, д. 122. л. 76; д. 122, л. 82 об.; д. 104, л. 19.
12. Там же, д. 38, лл. 113-124.
13. Там же, д. 96, л. 104.
14. Там же, д. 131, л. 74; д. 60, л. 3.
15. К. И. Сербина. Очерки из социально-экономической истории русского города. М.-Л. 1951, стр. 68.
16. Государственный Исторический музей. ОПИ, ф. 61, д. 76, л. 54.
17. Там же, д. 73, л. 45.
Текст воспроизведен по изданию: Наёмный труд в крестьянском хозяйстве XVII века // Вопросы истории, № 10. 1953