Чем занимались ремесленники 5 класс 3 примера

Ремесла

Самым первым ремеслом было, вероятно, плетение корзин из речного тростника и прутьев. Корзины были легки в изготовлении и нетяжелы, однако не очень прочны. Более износоустойчивыми были гончарные изделия. Открытие того, что обожженная глина становилась прочнее, могло произойти случайно, быть может, когда выложенная глиной корзина упала в огонь. Фигурки из обожженной глины изготавливались начиная примерно с 24 тыс. до н. э., однако потребовались тысячелетия, чтобы люди осознали, что гончарные изделия могли использоваться для приготовления и хранения пищи и напитков.

Чем занимались ремесленники 5 класс 3 примера. Смотреть фото Чем занимались ремесленники 5 класс 3 примера. Смотреть картинку Чем занимались ремесленники 5 класс 3 примера. Картинка про Чем занимались ремесленники 5 класс 3 примера. Фото Чем занимались ремесленники 5 класс 3 примера

Первые горшки были сделаны в Японии около 10,5 тыс. лет до н. э. Горшки лепили из колец или кусков глины. Их стенки разглаживали и декорировали, прежде чем обжечь на открытом очаге или в печи. Другим важным изобретением — около 6 тыс. лет до н. э. — было изобретение ткацкого станка. Первое полотно было, вероятно, соткано из шерсти, хлопка или льна.

Керамика

Древние люди заметили, что глина, побывав в огне, становилась более прочной. Идея обжигать гончарные изделия, возможно, пришла в голову доисторическому человеку, когда обмазанная глиной тростниковая корзина случайно упала в огонь. Керамика, изделия из обожжённой глины — это те свидетельства деятельности людей каменного века, по которым мы сейчас можем судить об их умениях. Появление керамики в археологических находках свидетельствует о новом витке в развитии ремёсел. Появилась и профессия гончара — человека, который лепил и обжигал изделия для хранения зерна и воды, кухонную утварь. Первые горшки были сделаны в Японии около 10,5 тысяч лет до н.э.

Древние резчики

Камень оставался распространённым материалом для ремесленников. Для изготовления фигурок часто использовался мыльный камень (или стеатит) — пластичный и податливый, из него вырезали изящные изделия, как, например, эта фигурка, найденная на греческих Кикладских островах. Подобные статуэтки нередко использовались в погребальных обрядах. Также среди излюбленных материалов древних резчиков по камню были известняк, кальцит, вулканический туф, кость, бивни мамонта.

Статуэтка из обожженной глины

Чем занимались ремесленники 5 класс 3 примера. Смотреть фото Чем занимались ремесленники 5 класс 3 примера. Смотреть картинку Чем занимались ремесленники 5 класс 3 примера. Картинка про Чем занимались ремесленники 5 класс 3 примера. Фото Чем занимались ремесленники 5 класс 3 примера

Это один из древнейших предметов из обожженной глины в мире. Он представляет собой одну из многочисленных сходных между собой фигурок, изготовленных около 24 тыс. лет до н. э. в Дольни-Вестонице в Чехии. Тут доисторические люди охотились на мамонтов, шерстистых носорогов и лошадей. Строили жилища с небольшими, овальной формы печами, в которых обжигали свои статуэтки.

Плетение

Чем занимались ремесленники 5 класс 3 примера. Смотреть фото Чем занимались ремесленники 5 класс 3 примера. Смотреть картинку Чем занимались ремесленники 5 класс 3 примера. Картинка про Чем занимались ремесленники 5 класс 3 примера. Фото Чем занимались ремесленники 5 класс 3 примера

Корзины, циновки, верёвки… — люди, жившие в неолите, плели из тростника и лозы очень много вещей. Корзины были легки в изготовлении, их было нетяжело переносить, а материал для плетения постоянно находился под руками. Тростник в изобилии рос в болотистых местах, по долинам рек. Но из-за недолговечности материала плетёные предметы практически не сохранились. Скорее всего они выглядели так, как эта циновка из Перу, сплетённая из верёвок, сделанных из растительных волокон.

Домашняя утварь

Чем занимались ремесленники 5 класс 3 примера. Смотреть фото Чем занимались ремесленники 5 класс 3 примера. Смотреть картинку Чем занимались ремесленники 5 класс 3 примера. Картинка про Чем занимались ремесленники 5 класс 3 примера. Фото Чем занимались ремесленники 5 класс 3 примера

Многие доисторические горшки были украшены орнаментом, похожим на переплетение корзины. Этот горшок, имеющий простой геометрический орнамент, был сделан в Таиланде около 3,5 тыс. лет до н. э. В глиняных горшках вроде этого хранили еду, носили воду или готовили пищу.

Стеатитовый идол

Чем занимались ремесленники 5 класс 3 примера. Смотреть фото Чем занимались ремесленники 5 класс 3 примера. Смотреть картинку Чем занимались ремесленники 5 класс 3 примера. Картинка про Чем занимались ремесленники 5 класс 3 примера. Фото Чем занимались ремесленники 5 класс 3 примера

Для изготовления этой резной фигурки с греческих островов Киклады использовался стеатит, или мыльный камень. Стеатит очень мягкий, по нему легко резать. Подобные статуэтки нередко использовались в погребальных церемониях. Они также могли использоваться либо в качестве самого объекта поклонения, либо в качестве ритуального подношения богу. У этой фигурки на шее имеется крест. И хотя у этого символа, безусловно, нет никакого христианского смысла, никому не известно, что же он означает.

Источник

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 5

ПОЯВЛЕНИЕ НЕРАВЕНСТВА И ЗНАТИ

Объясните значение слов:

1. Чем занимались ремесленники? Назовите два-три занятия.

2. Почему стало возможно и выгодно вести хозяйство силами одной семьи?

С изобретением технологий обработки металлов, развитием орудий труда и методов обработки земли с использованием тягловых животных необходимость в совместном труде всей общины на полях отпала. Теперь хозяйство могли вести самостоятельно представители одной семьи. Результаты труда теперь не распределялись среди всей общины, а оставались в распоряжении семьи и главы семьи.

3. Почему вожди племён и вся знать были заинтересованы в военных походах?

Во время военных походов вождь и знать получали свою долю добычи и рабов. За счет военных походов они увеличивали свое влияние и богатство.

4. Каким имуществом владели знатные семьи?

Знатные семьи владели плодородными землями, скотом, лучшими одеждами и предметами роскоши, а также рабами, чей труд они эксплуатировали.

5. Какие изменения произошли с поселениями, превратившимися в города? Для ответа используйте опорные слова: размеры, укрепления, состав населе­ния, место совершения религиозных обрядов.

Со временем поселения людей увеличивались в размерах и превращались в города. Обычно городское поселение было окружено оборонительной системой укреплений — земляными валами, частоколом или стенами. В городах проживали знатные люди, которых обслуживали ремесленники и рабы. Города были центрами общественной жизни племени, отсюда уходили войны за добычей, сюда стекались все богатства, взятые во время военного похода, здесь находился и духовный центр — святилище, место совершения религиозных обрядов.

Подведём итоги и сделаем выводы

Какую роль в жизни первобытных людей сыграли сделанные ими изобретения и открытия? (Опорные слова: огонь, жилища, одежда, лук и стрелы, земледелие и скотоводство, гончарство, ткачество, металлы.)

Изобретения новых орудий труда и открытия новых способов обработки пищи, материалов и металлов сыграли огромную роль в эволюции человека и развитии общества. Так, когда человек научился сохранять, а впоследствии и добывать огонь, качество его жизни и питания заметно улучшилось. Жилища теперь обогревались огнем, на огне же готовилась и пища. С изобретением лука и стрел человек получил возможность охотиться на небольших и быстрых зверей, а также охотиться издалека, находясь в укрытии. Это существенно увеличило количество добываемого мяса и шкур. Изобретение технологий прядения и ткачества позволили человеку сменить одежду из шкур на удобную одежду из ткани.

Начало земледелия, скотоводства, гончарного дела и обработки металлов привели к кардинальным переменам в образе жизни человека и последовательному уходу от присваивающего хозяйства. Переход к производящему хозяйству стал в свою очередь толчком к дальнейшему развитию орудий труда и изменению устройства общества:

В чём проявлялось неравенство между людьми? (Опор­ные слова: знатные — незнатные, богатые — бедные)

Неравенство людей стало следствием развития орудий производства, повышения эффективности обработки земли и появления излишков продукта. Неравенство зародилось вместе с изменением родоплеменных отношений, выделением более известных и почитаемых людей из числа других и наделением их большим влиянием и богатствами, чем у других. Это, конечно, хорошо, когда кого-то уважают больше других за определенные заслуги, усердный труд, умения и качества. Но когда это уважение становится причиной неравного перераспределения богатств и собственности — появляется социальное неравенство. Племя разделяется на знатных и незнатных, богатых и бедных. Эта разница со временем только увеличивается — богатые становятся более богатыми, а знатные приобретают еще больше влияния в обществе. Богатые и знатные получают еще большую долю добычи. Они делают пленников рабами и заставляют работать на себя, тем самым увеличивая собственное благосостояние.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *