Чем занимались ремесленники назови два три занятия

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 5

ПОЯВЛЕНИЕ НЕРАВЕНСТВА И ЗНАТИ

Объясните значение слов:

1. Чем занимались ремесленники? Назовите два-три занятия.

2. Почему стало возможно и выгодно вести хозяйство силами одной семьи?

С изобретением технологий обработки металлов, развитием орудий труда и методов обработки земли с использованием тягловых животных необходимость в совместном труде всей общины на полях отпала. Теперь хозяйство могли вести самостоятельно представители одной семьи. Результаты труда теперь не распределялись среди всей общины, а оставались в распоряжении семьи и главы семьи.

3. Почему вожди племён и вся знать были заинтересованы в военных походах?

Во время военных походов вождь и знать получали свою долю добычи и рабов. За счет военных походов они увеличивали свое влияние и богатство.

4. Каким имуществом владели знатные семьи?

Знатные семьи владели плодородными землями, скотом, лучшими одеждами и предметами роскоши, а также рабами, чей труд они эксплуатировали.

5. Какие изменения произошли с поселениями, превратившимися в города? Для ответа используйте опорные слова: размеры, укрепления, состав населе­ния, место совершения религиозных обрядов.

Со временем поселения людей увеличивались в размерах и превращались в города. Обычно городское поселение было окружено оборонительной системой укреплений — земляными валами, частоколом или стенами. В городах проживали знатные люди, которых обслуживали ремесленники и рабы. Города были центрами общественной жизни племени, отсюда уходили войны за добычей, сюда стекались все богатства, взятые во время военного похода, здесь находился и духовный центр — святилище, место совершения религиозных обрядов.

Подведём итоги и сделаем выводы

Какую роль в жизни первобытных людей сыграли сделанные ими изобретения и открытия? (Опорные слова: огонь, жилища, одежда, лук и стрелы, земледелие и скотоводство, гончарство, ткачество, металлы.)

Изобретения новых орудий труда и открытия новых способов обработки пищи, материалов и металлов сыграли огромную роль в эволюции человека и развитии общества. Так, когда человек научился сохранять, а впоследствии и добывать огонь, качество его жизни и питания заметно улучшилось. Жилища теперь обогревались огнем, на огне же готовилась и пища. С изобретением лука и стрел человек получил возможность охотиться на небольших и быстрых зверей, а также охотиться издалека, находясь в укрытии. Это существенно увеличило количество добываемого мяса и шкур. Изобретение технологий прядения и ткачества позволили человеку сменить одежду из шкур на удобную одежду из ткани.

Начало земледелия, скотоводства, гончарного дела и обработки металлов привели к кардинальным переменам в образе жизни человека и последовательному уходу от присваивающего хозяйства. Переход к производящему хозяйству стал в свою очередь толчком к дальнейшему развитию орудий труда и изменению устройства общества:

В чём проявлялось неравенство между людьми? (Опор­ные слова: знатные — незнатные, богатые — бедные)

Неравенство людей стало следствием развития орудий производства, повышения эффективности обработки земли и появления излишков продукта. Неравенство зародилось вместе с изменением родоплеменных отношений, выделением более известных и почитаемых людей из числа других и наделением их большим влиянием и богатствами, чем у других. Это, конечно, хорошо, когда кого-то уважают больше других за определенные заслуги, усердный труд, умения и качества. Но когда это уважение становится причиной неравного перераспределения богатств и собственности — появляется социальное неравенство. Племя разделяется на знатных и незнатных, богатых и бедных. Эта разница со временем только увеличивается — богатые становятся более богатыми, а знатные приобретают еще больше влияния в обществе. Богатые и знатные получают еще большую долю добычи. Они делают пленников рабами и заставляют работать на себя, тем самым увеличивая собственное благосостояние.

Источник

1. Чем занимались ремесленники? Назовите два-три занятия 2. Почему стало возможно и выгодно вести хозяйство силами одной семьи?

1. Чем занимались ремесленники? Назовите два-три занятия

2. Почему стало возможно и выгодно вести хозяйство силами одной семьи?

3. Почему вожди племен и вся знать были заинтересованы в военных походах

4. Каким имуществом владели знатные семьи?

Чем занимались ремесленники назови два три занятия. Смотреть фото Чем занимались ремесленники назови два три занятия. Смотреть картинку Чем занимались ремесленники назови два три занятия. Картинка про Чем занимались ремесленники назови два три занятия. Фото Чем занимались ремесленники назови два три занятия

знаю только на 2 вопроса ответы

1) ремесленники изготавливали глиняные сосуды,орудия труда,ткани и другие изделия

4) у них были золотые украшения, их обслуживали ремесленники

Чем занимались ремесленники назови два три занятия. Смотреть фото Чем занимались ремесленники назови два три занятия. Смотреть картинку Чем занимались ремесленники назови два три занятия. Картинка про Чем занимались ремесленники назови два три занятия. Фото Чем занимались ремесленники назови два три занятия

Чем занимались ремесленники назови два три занятия. Смотреть фото Чем занимались ремесленники назови два три занятия. Смотреть картинку Чем занимались ремесленники назови два три занятия. Картинка про Чем занимались ремесленники назови два три занятия. Фото Чем занимались ремесленники назови два три занятия

Чем занимались ремесленники назови два три занятия. Смотреть фото Чем занимались ремесленники назови два три занятия. Смотреть картинку Чем занимались ремесленники назови два три занятия. Картинка про Чем занимались ремесленники назови два три занятия. Фото Чем занимались ремесленники назови два три занятия

Пётр I лично убедился в технологическом и кадровом отставании российской промышленности перед европейскими странами. Первым его шагом на пути развития промышленного производства было привлечение иностранных инженеров. В 1698 году, когда во время его возвращения из Великого посольства, вместе с царем прибыли тысячи различных мастеров. В 1702 году Петр I издал указ, приглашавший на службу в Россию иностранных специалистов, а русским послам пребывавшим в европейских странах было велено нанимать лучших из возможных конструкторов.

Восприняв западные промышленные традиции и экономические принципы, царь сосредоточился на двух основных пунктах

Источник

Конспект урока окружающий мир «Ремесленники» (3 класс)

Конспект проведения урока «Окружающий мир» в 3 классе

(УМК «Начальная школа XXI века»)

Тема: «Что создавалось трудом ремесленника?».

Цель: создать условия для формирования представления обучающихся о возникновении и видах ремёсел в России в 17-18 веке и выявить особенности некоторых из них через организацию работы со слайдами, карточками и учебником.

Образовательные: актуализировать знания обучающихся о жизни наших предков. Способствовать формированию представлений о возникновении и развитии ремёсел.

Развивающие: способствовать развитию кругозора, словарного запаса учащихся, интереса к окружающему миру, умения работать с учебником и дополнительным материалом на карточках.

Воспитательные: воспитывать организованность, трудолюбие.

Универсальные учебные действия:

Предметные: иметь представление о возникновении и развитии ремёсел.

Познавательные УУД: находить ответы на вопросы, используя учебник, дополнительные материалы, уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке, формулировать учебные задачи. Высказывать свое предположение на основе учебного материала, осуществлять самоконтроль.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть диалогической формой речи.

Личностные УУД: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, определять общие для всех правила поведения.

Оборудование: презентация, учебник, раздаточный материал(карточки).

Здравствуйте, ребята!Мальчишки и девчонки

Талантливые и любознательные,

Послушные и внимательные!

Слава нашей стороне!

Слава нашей старине!

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

Времена теперь другие,

Как и мысли и дела.

Далеко ушла Россия

От страны, какой была.

2. Актуализация знаний.

Мотивация на успех деятельности. Слайд

Сейчас внимательно посмотрите на картину. Подумайте, что происходит на ней?(Русская ярмарка) Что такое ярмарка? (Ярмарка –ежегодно повторяющаяся распродажа товаров, иногда с ограничениями на определённый сезон).

— А что можно купить на ярмарке?

— На русской ярмарке можно купить всё, что душе угодно. Каждое изделие на ярмарке было не только красиво и полезно. Но и рассказывало что-то об авторе, его мастерстве, интересах, вкусах.

Тему нашего урока вы узнаете, если выполните задание, ответив на вопросы из жизни наших предков.

Я предлагаю вам выполнить небольшой тест. Возьмите карточки и найдите таблицу с буквами и цифрами.

Если вы не согласны с моим утверждением, то под данной цифрой клеточку закрасьте, а если согласны – пропускаем и ничего не делаем.

1.Лапти были основной летней обувью жителей деревни.

2. Помещики – богатые землевладельцы.

3. Трудился крестьянин только в поле.

4. Дворянин-землевладелец, владеющий поместьем – это помещик.

5.Крепостной крестьянин являлся собственностью хозяина.

6.В крестьянском хозяйстве не было разделения труда на мужской и женский.

7.Крепостной крестьянин являлся собственностью хозяина.

8.Царя звали Иваном, который подписал документ об освобождении крестьян?

9. Вид сельскохозяйственного орудия, похожий на вилку, называют лопатой.

10.Крепостное право отменили в 1861году.

Из оставшихся букв составьте слово. (Ремесло) Слайд

3. Постановка учебной задачи.

-Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Что создавалось трудом ремесленника) СЛАЙД

-Какие цели поставим перед собой? (узнать, что такое ремесло, какие ремёсла были в России, что создавалось трудом ремесленника). Слайд

4. Открытие нового знания.

— А вы встречали уже это слово в жизни. Как вы думаете, что оно обозначает? (занятие, труд, работа)

— А где мы можем найти точный ответ? (в словаре, учебнике)

— Обратимся к учебнику на стр.110. (Ремесло – изготовление изделий ручным способом). Слайд

— Как называли человека, который занимался ремеслом? (ремесленник)

Обратимся к словарю. (Ремесленник – это человек, который занимается ремеслом) Слайд

— Предположите, когда же возникло ремесло?

— Вы все правы, потому что разные виды ремёсел возникли в разные века.

Древняя Русь издавна славилась своими умельцами.

— Давайте прочитаем, как об этом говорится в учебнике. Рубрика «Жил на свете человек….» (Читаем вслух по цепочке в учебнике на стр.109)

— А вы догадались, какие 2 ремесла? (строительные ремёсла и изготовление игрушек)

— Так у человека появилось профессиональное ремесло. Каждый ремесленник стал заниматься только определённым ремеслом и обменивал свои изделия на продукты питания, на одежду и на другие необходимые предметы.

-Давайте подробнее узнаем, как трудился ремесленник. Обратимся к учебнику на стр. 110. (читают самостоятельно)

-Легко ли приходилось жить ремесленнику? Почему? (труд был тяжёлый, ручной, да и заказ нужно было получить)

— Что такое артель? Почему мастера стали объединяться в артели? (одному было трудно добиться результатов, больше было заказов).

-Почему работников называли странствующими? (ходили в поисках заказов)

— Какие названия улиц сохранились с тех времён? Как появились названия улиц? (На улице Гончарной изготавливали посуду из глины и т.д., как память о мастерах, проживающих на этих улицах)

Работа в группах (в артели).

— Я предлагаю вам сегодня стать ремесленниками, подготовить рассказ о своём ремесле и представить его нам.

Каждой группе выдан текст. Используя информацию текста, продолжите предложения, которые вам даны на карточках. Выберите человека, который представит ваше ремесло.

Рассказ групп о ремёслах.

1)Изготовлю вам из глины:

Миску, крынку и горшок.

У меня отличный дар,

Ремесло мое….(ГОНЧАР) Слайд

Гончарное ремесло из самых древних на земле.

Выступление представителя из группы.

-А вы верите, что глиняная игрушка могла спасти целый город?

-Я хочу рассказать вам такую легенду.

В старые времена на Руси часто происходили сражения. И вот однажды к городу Хлыново подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда жители придумали хитрость. Все жители города, даже самые малые, получили по глиняной свистульке. Подкравшись ночью к вражескому стану, они подняли отчаянный свист. Кочевники решили, что их окружают подоспевшие на выручку дружины, в страхе бежали. С тех пор и отмечают горожане свой праздник – свистунью.. А теперь этот город называется Киров. А под Кировом в слободе Дымково изготовляют глиняные игрушки.

2) Надо лошадь подковать,

Изготовить ключ к замку,

Что угодно – все смогу.

Даже меч – кладенец,

Выступление представителя из группы.

-В чём трудность работы кузнеца?

3) Драгоценности, алмазы,

Покорили уж весь мир.

Я великий ….(ЮВЕЛИР) Слайд

— Само слово «ювелир», пришло в начале 18-го века на смену старому русскому названию «золотых и серебряных дел мастер». Расцвет ювелирного ремесла наступает в период правления Петра первого. Выступление представителя из группы.

4) Сколочу вам лавку, стол,

А самый лучший ….(ПЛОТНИК) Слайд

Выступление представителя из группы.

5)Этим ремеслом славится и гордится наша Вологодская область. Изделия мастериц известны во всём мире. Это ремесло самое молодое. В Россию пришло в 17 веке из Англии и Франции. Это ремесло происходит от слова окружать, украшать нарядной отделкой края одежды и других предметов из ткани.(Кружевоплетение) Слайд

Выступление представителя из группы.

Сейчас вы видите ремёсла на Руси в 17-18 веках.

Скорняжное ремесло. Чем занимался ремесленник? Слайд

(из шкур коней, коров, овец, коз, свиней выделывал кожу)

— Обрабатывать кожу было тяжело. Труд кожевника был тяжёлым и вредным. В народе кожевники слыли силачами. Один из них Никита Кожемяка. Слайд

А что делали с обработанной кожей?Кому отдавали готовую кожу?

Какие изделия шили мастера?(сапоги, сумки, сёдла)

— Обратите внимание на следующие ремёсла обработка шерсти, обработка льна. Слайд

Что создавалось трудом этих ремесленников?(из шерсти пряли пряжу, вязали вещи, из льна ткали льняную ткань, а потом шили одежду)

Скажите, какие ремёсла дошли до наших дней?

-Почти все. Можно встретить и сейчас мастеров, которые своими руками создают предметы. Теперь ручной труд заменили станки на заводах.

Появилась пищевая промышленность, текстильная промышленность, обувная промышленность.

Мне было приятно наблюдать, как вы работали в четвёрках: по-деловому, мастерски, как настоящие ремесленники.

Слушай, сказочный народ,

Собираемся на сход. (руки на пояс)

Поскорее в строй вставайте (в одну колонну)

И зарядку начинайте. (Потягивание.)

Потягушка, потянись! (руки в стороны)

Поскорей, скорей проснись! (махи левой рукой вверх, правой вниз)

День настал давным-давно, (наклоны вперёд)

Он стучит в твое окно. (Прыжки на месте)

— Игрушки любимы детьми во все времена. Хотите узнать, когда на Руси появились игрушки?

— Первые глиняные игрушки были найдены археологами при раскопках в Великом Новгороде. И было этим игрушкам одиннадцать веков! Иными словами, уже в 10 веке новгородские ремесленники создавали игрушки для детей. Мастера лепили из глины и обжигали на огне различные фигурки для игр.

А теперь предлагаю поработать в парах. На партах у вас лежит карточка. Читаете текст и расскажи об игрушке по плану:

-какая форма, цвет, украшение?

-как называли или как назовешь ее ты?

Выступление представителя из пар.Слайд

5. Закрепление нового материала.

А теперь уточним все вместе, что создавалось трудом ремесленника.

1. Как называется труд человека по производству предметов, необходимых для жизни: посуды, одежды, мебели?

А) Промысел; Б) Ремесло; В) Ярмарка;

2. Как называется ремесло по изготовлению драгоценных камней, колец, браслетов?

А) Строительное; Б) Скорняжное; В) Ювелирное.

3. Как называют человека, который занимается ремеслом?

А)Гончар; Б) Ремесленник; В) Кузнец.

4. Убери лишнее слово:

А) Каравай; Б) Подкова; В) Пряник.

5. Как в старину называли плотников?

А) Древоделы; Б) Топоры; В) Сувениры.

А) разновидность ремесла

Б) объединение ремесленников

7.Соедините продукт ремесла и его название:

Деревянная посуда гончарное

Глиняная посуда обработка дерева

Кольца и броши обработка шерсти

Серьги и бусы башмачное

С какими историческими терминами вы сегодня познакомились? (ремесло, ремесленник, артель)

С какими ремёслами вы познакомились?

Ребята, а для чего нужны были ремёсла? ( чтобы были необходимые предметы быта)

А для самого ремесленника, какую роль играло ремесло? (ремесленник обеспечивал своими изделиями людей, получал доход, содержал себя и семью)

— Сохранились эти профессии сегодня?

— Как часто слышим слово “ремесло”? Какое слово его заменило в современной жизни? (хобби, увлечение)

Я предлагаю вам домашнее задание на выбор:

2) Подготовить рассказ об одном из ремёсел, не изученных на уроке.

3) Составить кроссворд по теме урока.

Предлагаю смастерить забор у нашей любимой школы. На доске картинка. Дети подходят и наклеивают полоску определённого цвета.

— Кто доволен своей работой и было интересно, то наклейте полоску зеленого цвета.

— Кто считает, что может работать лучше, было много непонятного, наклейте полоску красного цвета.

Времена теперь другие

Как и мысли, и дела

Далеко ушла Россия, от страны какой была.

Умный, сильный наш народ

Свою землю бережёт,

А преданья старины

Забывать мы не должны.Слава русской старине – слава нашей стороне! Урок закончен, спасибо всем за работу!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *