Чем занимались ремесленники в древности

Кто такой ремесленник: история и современность

Чтобы ответить на вопрос о том, кто такой ремесленник, не обойтись без экскурса в историю. Стоит копнуть глубоко. И начать следует с древних промыслов человека. Ремесленничество в прошлом развивалось постоянно, но продолжалось это до внедрения промышленного производства. С его расцветом и усовершенствованием технологических линий многие изделия ручного самобытного труда стали неконкурентными. Их вытеснила продукция цехов заводов и фабрик.Чем занимались ремесленники в древности. Смотреть фото Чем занимались ремесленники в древности. Смотреть картинку Чем занимались ремесленники в древности. Картинка про Чем занимались ремесленники в древности. Фото Чем занимались ремесленники в древности

Понятие «ремесленник»

Суть заложена в корне искомого слова. Человек, владеющим каким-либо ремеслом на достаточном уровне, чтобы изготавливать товар для продажи, вполне мог так называться во времена средневековья. Работа выполнялась штучно на заказ или изготавливалась партия товара (продукта) для продажи.

Как правило, такая деятельность была однообразной и не отличалась постоянной творческой инициативой. Человек обучался какому-то ремеслу и совершенствовал свои навыки. Знания обычно передавались по семейной линии от родителей к детям. Но случалось, что человек приходил в дом помощником, становился учеником, затем подмастерьем, а после и сменял наставника.

Кто такой ремесленник применительно к нашему времени? В чистом виде такой род деятельности сейчас почти не сохранился. Все ремесла стали профессиями. Им обучаются в учебно-производственных комбинатах, профтехучилищах, техникумах, вузах. Если и остались отдельные направления ремесленничества, то только там, где технологии и автоматизация не могли заменить индивидуальный ручной труд. Некоторые виды деятельности все еще можно условно называть ремеслом. Но они так тесно граничат с искусством, что трудно провести между ними четкую грань.Чем занимались ремесленники в древности. Смотреть фото Чем занимались ремесленники в древности. Смотреть картинку Чем занимались ремесленники в древности. Картинка про Чем занимались ремесленники в древности. Фото Чем занимались ремесленники в древности

История и современность

Сейчас, говоря о ремесленничестве, как правило, подразумевают труд человека, который выполняет работу кустарным методом, при этом используя орудия и приспособления, созданные своими руками. Например, сделать руками кувшин из глины можно лишь на гончарном круге. Купить его в магазине не получится. Инструмент и инвентарь для плетения корзин из лозы, посуды из бересты, головных уборов из соломки также не продается. Мастера изготавливают их сами. Можно ли считать ремесленными изделиями эту и другую подобного рода продукцию, изготовленную мастерами гончарного дела, плетения, берестянщиками? Безусловно, так оно и есть.

Кто такой ремесленник Древней Руси? Это любой человек, производящий товар. Кузнец занимался ковкой металла. Сапожник шил обувь, а портной одежду. У пекаря был хлеб, у аптекаря лекарство. Плотник занимался деревом, каменщик строил дома. Было четкое деление в зависимости от специализации. Различались ремесленники по направлению рода деятельности: гравер, ювелир, кондитер, жестянщик, гробовщик. Было время, когда добавкой к имени человек своей специализации выделялся из множества конкретный индивидуум: Семен-бондарь, Иван-седельник, Яшка-золотарь, Петька-печник, Васька-трубочист.

Все средства производства и инвентарь, как правило, находились в доме мастера или на его подворье. У кузнеца была мастерская с горном и наковальней, у пекаря – своя печь. Выделку шкур кожевенник производил у себя дома. И многие другие кустари-ремесленники поступали также: стеклодувы, мельники, оружейники, цирюльники и пр.Чем занимались ремесленники в древности. Смотреть фото Чем занимались ремесленники в древности. Смотреть картинку Чем занимались ремесленники в древности. Картинка про Чем занимались ремесленники в древности. Фото Чем занимались ремесленники в древности

Спецификация

Толковый ремесленник был всегда в почете. Он считался зажиточным человеком. Сейчас встретить мастера-кустаря редко удается. Если и попадается действительно авторская продукция ручного (штучного) изготовления, то она так или иначе связана с народными промыслами, имеет определенный спрос и ценится достаточно высоко.Чем занимались ремесленники в древности. Смотреть фото Чем занимались ремесленники в древности. Смотреть картинку Чем занимались ремесленники в древности. Картинка про Чем занимались ремесленники в древности. Фото Чем занимались ремесленники в древности

Как стать ремесленником?

Если не вдаваться в детали, то каждый человек, овладевший профессией, является до определенной степени ремесленником. С другой стороны, не каждый рабочий производит готовую продукцию. Еще меньший процент таких, кто может сам ею торговать. Вот и получается, что в чистом виде ремесленников сегодня практически не осталось.

Но зато появились новые виды деятельности. Все еще готовят в училищах маляров, штукатуров, плиточников. Пользуются спросом услуги гипсокартонщиков, кровельщиков, плотников. Не все готовы признать, что действуют как предприниматели, и указать свой официальный статус. Ведь в таком случае нужно оформлять деятельность по закону и платить налоги. Система еще далека от идеала. Многие остаются в тени, ища подработку любого уровня.

Так кто такой ремесленник в наше время? Это человек, который может создавать продукт (товар, услугу) своими руками (умом), выполнять заказ под личную ответственность в срок и с гарантией качества.

Источник

Художественный обзор ремесел Древней Руси: от ткачества до ювелирного дела

Чем занимались ремесленники в древности. Смотреть фото Чем занимались ремесленники в древности. Смотреть картинку Чем занимались ремесленники в древности. Картинка про Чем занимались ремесленники в древности. Фото Чем занимались ремесленники в древности

Труд, который приносит доход – такое краткое определение можно дать ремеслу. От латинского «ремес» (плотник) появилось это слово, но обозначало оно разные виды ручных работ. Промысел же связан со словом «промыслить», т.е. подумать. Ремесло становилось промыслом, когда мастер создавал предметы не в собственное пользование, а на продажу. Ремесла Древней Руси – вот о чем пойдет речь в этом обзоре.

Вы узнаете, как связан ручной труд с сакральными смыслами, что становилось предпосылкой развития того или иного ремесла и как традиция прорастает в современных трендах.

История

Человек имеет природную потребность окружать себя прекрасным. Она естественна и органична. Владимир Стасов, известный художественный критик, говорил, что настоящее народное искусство рождается там, где красив каждый предмет – от лестницы до чашки. То есть дело в потребности человека декорировать свой быт, окружение, эстетически осмыслить довольно прозаические вещи и предметы.

Чем занимались ремесленники в древности. Смотреть фото Чем занимались ремесленники в древности. Смотреть картинку Чем занимались ремесленники в древности. Картинка про Чем занимались ремесленники в древности. Фото Чем занимались ремесленники в древности

Если же говорить о высоком уровне развития ремесленного дела, то датироваться оно будет 13 столетием – технологии усложнились, самих видов ремесел стало больше. Согласно раскопкам до 60 ремесленных специальностей было в то время. В летописях город предстает ремесленно-торговым центром, а отдельные объединения даже напоминают западноевропейские цеха. Нельзя сказать, что Русь была впереди всей Европы, но активно заимствовала технологические новинки времени, так как само географическое положение тому способствовало.

7 тезисов о художественном ремесле Древней Руси:

Виды ремесел на Руси

То, что появилось в древности, не осталось сугубо историческим артефактом. Ремесленники не просто существуют сегодня, они востребованы, их труд жив и имеет своего почитателя. И если даже не называть громко это одной из национальных скреп, то совершенно точно это одна из базовых потребностей эволюции человека – продолжать отображать мир художественно, пусть даже это касается декорирования предметов быта.

Предлагаем посмотреть видео-обзор главных русских ремесел:

Прядение и ткачество

Например, простая льняная ткань, из которой делали рубашки, полотенца, убрусы, именовалась полотном. Грубую ткань именовали вотолой. Грубая шерсть – ярига и сермяга, а для верхней одежды предназначалось сукно.

Чем занимались ремесленники в древности. Смотреть фото Чем занимались ремесленники в древности. Смотреть картинку Чем занимались ремесленники в древности. Картинка про Чем занимались ремесленники в древности. Фото Чем занимались ремесленники в древности

Технически ремесло было очень развито: ткачи использовали несколько систем переплетений, они изготавливали и несколько сортов тканей. На все был спрос, ведь именно ткачество и прядение обеспечивало человека одеждой и разными предметами быта. Старинный промысел имеет современный отклик – и хотя легкая промышленность практически оставила ткачей не у дел, ремесло возрождаются. Мастера покупают и делают станки (иногда – по старинным чертежам), занимаются ткачеством и ковроткачеством. А тканые вручную ковры сегодня являются пиковым интерьерным трендом.

Работа с деревом

Главный материал производства в России – дерево. Из него строили дома, мастерские, укрепления для города, хозпостройки, корабли, сани, даже водопроводы и мостовые… Особенно преуспели в обработке дерева центральные и северные регионы страны, где много лесов.

Чем занимались ремесленники в древности. Смотреть фото Чем занимались ремесленники в древности. Смотреть картинку Чем занимались ремесленники в древности. Картинка про Чем занимались ремесленники в древности. Фото Чем занимались ремесленники в древности

Виды деревообрабатывающих ремесел:

Запрос на продукты обработки дерева у общества всегда был высок. И одно ремесло способствовало развитию другого. Например, мастера делали деревянные прялки. Когда возникла потребность в украшении прялок, сначала для этого использовали резьбу, а потом – роспись по дереву. Так появилась городецкая роспись.

Если сегодня открыть странички ремесленников в соцсетях, можно увидеть, как популярны интерьерные деревянные игрушки, декор для дома и посуда из дерева, различные панно. Ну а тренд на стол, сделанный своими руками из дерева, только набирает обороты. Мастера делают и фотофоны для блогеров. А значит, работа с деревом все так же популярна у ремесленников.

Чем занимались ремесленники в древности. Смотреть фото Чем занимались ремесленники в древности. Смотреть картинку Чем занимались ремесленники в древности. Картинка про Чем занимались ремесленники в древности. Фото Чем занимались ремесленники в древностиДеревянная игрушка, XXI в.

Кузнечное дело

Кузнецы пользовались в поселении особым почетом, считалось, что далеко не всякий справится с таким делом.

Отметим, что на Руси металлургия быстро отделилась от кузнечного дела. Производили железо сельские металлурги, добыча руды приходилась на межсезонье.

Кузнецы пользовались в поселении особым почетом, считалось, что далеко не всякий справится с таким делом. В хозяйстве трудно было обойтись без кузнечной продукции – от ножей и игл до рыболовных крючков и замков с ключами. Сегодня кузнецов гораздо меньше, но спрос на ручную продукцию существует.

О кузнечном деле вы узнаете немного больше, после просмотра этого видео.

Гончарное дело

Глины, годные для лепки посуды, находили во множествах регионов страны. Но в городах гончарство было более развито, чем на селе. Помимо посуды делали детские игрушки, а еще плитку для облицовки, кирпичи. Они могли выполнить светильник или рукомойник. На днище сосуда мастер оставлял уникальное клеймо.

Чем занимались ремесленники в древности. Смотреть фото Чем занимались ремесленники в древности. Смотреть картинку Чем занимались ремесленники в древности. Картинка про Чем занимались ремесленники в древности. Фото Чем занимались ремесленники в древности

В 9-10 веках случился переход от лепной керамики к гончарной, круговой. Пока это не случилось, лепкой занимались женщины. Но уже с кругом стали работать мужчины. Сегодня гончарное дело тоже не дремлет: открываются маленькие семейные мастерские, студии для всех желающих научиться керамике. И хотя такая продукция будет дороже посуды массового производства, люди любят покупать теплые гончарные чашки, миски, фигурки и т.д.

Скорняжное дело

Скорняками называли мастеров, которые занимались выделкой и обработкой животных шкур (подробнее о выделке шкур). Кожаные изделия и пушнина шли на производство одежды, одно был один из самых выгодных товаров, которыми можно было торговать.

Чем занимались ремесленники в древности. Смотреть фото Чем занимались ремесленники в древности. Смотреть картинку Чем занимались ремесленники в древности. Картинка про Чем занимались ремесленники в древности. Фото Чем занимались ремесленники в древности

Мастера на мясную часть шкуры наносили состав из овса, оставляли его для размягчения на несколько дней. Потом специальным ножом они снимали размокшее мясо, шкуру обрабатывали мелом, удаляли влагу. Потом ее выбивали и вытягивали, после чего она готова была к изготовлению изделия. Труд серьезный, кропотливый, но очень выгодный по тем временам.

Обработка кости

Из кости в древности резали гребни и пуговицы, делали рукоятки для ножей, ручки для зеркал, шахматы, иконки. Косторез использовал в своем деле ножи и сверла, резцы и пилы, а также токарный станок. В 9-13 веках ассортимент изделий костореза был широк.

Чем занимались ремесленники в древности. Смотреть фото Чем занимались ремесленники в древности. Смотреть картинку Чем занимались ремесленники в древности. Картинка про Чем занимались ремесленники в древности. Фото Чем занимались ремесленники в древностиКостяной гребень (фрагмент) XI-XIII вв. с городища Старая Рязань

Сырьем служили кости крупного домашнего скота, а также рога лосей, оленей. Немалую часть косторезных изделий составляли и поделки, имевшие большее художественное предназначение – различные пластинки для декора шкатулок, навершия посохов, которые могли выглядеть как головы зверей и птиц.

Плетение

«Лапотная» Россия – немного обидное название, характеризовавшее страну отсталой и примитивной. Но лапти и впрямь были востребованы простым людом, и в них ходила почти вся русская деревня. Так как плели лапти из разных пород, они называли дубовиками, ракитниками, берестяниками, вязовиками.

Чем занимались ремесленники в древности. Смотреть фото Чем занимались ремесленники в древности. Смотреть картинку Чем занимались ремесленники в древности. Картинка про Чем занимались ремесленники в древности. Фото Чем занимались ремесленники в древности

Занимались на Руси и лозоплетением. Из нее делали домашнюю утварь, разные емкости (корзины, короба, вазы). Лозой называли любой природный растительный материал, который мог после обработки гнуться и держать форму. Например, Одинцовский район Московской области ассоциируется именно с лозоплетением – целыми поселениями там плели корзины.

Сегодня плетение более ассоциируется с макраме и бисероплетением. Это заимствованные ремесла, которые обрели большую популярность в 20 веке у славян. Макраме и вовсе стало одним из самых востребованных занятий среди ремесленников наших дней – наверное, потому что плетеные поделки невероятно удачно вписываются в современные луки и интерьеры.

Роспись

Художественная роспись на Руси занимает особое место. Это один из самых популярных видов декоративно-прикладного искусства Древней Руси. В русском творчестве разновидностей и школ росписи немало: какие-то потеряны в дымке лет, но многие остались и их традицию продолжают современные мастера или целые фабрики.

Чем занимались ремесленники в древности. Смотреть фото Чем занимались ремесленники в древности. Смотреть картинку Чем занимались ремесленники в древности. Картинка про Чем занимались ремесленники в древности. Фото Чем занимались ремесленники в древности

Золотой фонд русской росписи:

Мастера вдохновлялись природой, с которой жили в тесной связи, в почитании и уважения. Глубокий символизм позволял иначе относиться к вещи, считая ее или оберегом, или пожеланием, или тем, что помогает человеку осмыслить мироздание.

Ювелирное дело

Золотари и серебрянники – так звали ювелиров в древности. Преимущественно ювелирное дело процветало в крупных городах. Долю изделий отправляли в широкий сбыт, многое делали на заказ. У ювелиров были высокопоставленные покровители. Самыми крупными ювелирными центрами Руси можно считать Новгород, Рязань, а еще Полоцк и Киев.

Чем занимались ремесленники в древности. Смотреть фото Чем занимались ремесленники в древности. Смотреть картинку Чем занимались ремесленники в древности. Картинка про Чем занимались ремесленники в древности. Фото Чем занимались ремесленники в древностиУкрашение, XIII в.

12-13 столетия стали пиком развития ювелирного искусства на Руси. Мастера овладели такими техниками как «зернь», «филигрань», «скань». Они создавали невероятной красоты украшения. Еще одна излюбленная техника – «чернь» (чернение). Из олова, меди, серы и серебра создавали фон для выпуклого изображения. Причем, там могли изображаться как Христос и Богородица, так и фантасмагорические чудища и языческие празднества.

Даже когда в один век ремесленничество начало вытеснять фабричное производство, было ясно, что многовековые народные традиции не могут быть забыты в один день.

Даже когда в один век ремесленничество начало вытеснять фабричное производство, было ясно, что многовековые народные традиции не могут быть забыты в один день. Какие-то виды ремесел стали не более чем историческим фактом. Но многие виды не просто сохранены, они живут и сегодня. Стоит сказать, что заслуга в этом и конкретных людей, сподвижников, которые через время и меняющийся политический строй смогли пронести наследие предков.

И сегодня ремесленные мастерские, проекты конкретных мастеров находят своих поклонников. А все потому, что ручной труд по нельзя сопоставить с промышленным. И эта великая ценность ремесленничества, душевное наполнение продукта, не просто держит его на плаву, а смело расправляет ему паруса.

Источник

Ремесла

Самым первым ремеслом было, вероятно, плетение корзин из речного тростника и прутьев. Корзины были легки в изготовлении и нетяжелы, однако не очень прочны. Более износоустойчивыми были гончарные изделия. Открытие того, что обожженная глина становилась прочнее, могло произойти случайно, быть может, когда выложенная глиной корзина упала в огонь. Фигурки из обожженной глины изготавливались начиная примерно с 24 тыс. до н. э., однако потребовались тысячелетия, чтобы люди осознали, что гончарные изделия могли использоваться для приготовления и хранения пищи и напитков.

Чем занимались ремесленники в древности. Смотреть фото Чем занимались ремесленники в древности. Смотреть картинку Чем занимались ремесленники в древности. Картинка про Чем занимались ремесленники в древности. Фото Чем занимались ремесленники в древности

Первые горшки были сделаны в Японии около 10,5 тыс. лет до н. э. Горшки лепили из колец или кусков глины. Их стенки разглаживали и декорировали, прежде чем обжечь на открытом очаге или в печи. Другим важным изобретением — около 6 тыс. лет до н. э. — было изобретение ткацкого станка. Первое полотно было, вероятно, соткано из шерсти, хлопка или льна.

Керамика

Древние люди заметили, что глина, побывав в огне, становилась более прочной. Идея обжигать гончарные изделия, возможно, пришла в голову доисторическому человеку, когда обмазанная глиной тростниковая корзина случайно упала в огонь. Керамика, изделия из обожжённой глины — это те свидетельства деятельности людей каменного века, по которым мы сейчас можем судить об их умениях. Появление керамики в археологических находках свидетельствует о новом витке в развитии ремёсел. Появилась и профессия гончара — человека, который лепил и обжигал изделия для хранения зерна и воды, кухонную утварь. Первые горшки были сделаны в Японии около 10,5 тысяч лет до н.э.

Древние резчики

Камень оставался распространённым материалом для ремесленников. Для изготовления фигурок часто использовался мыльный камень (или стеатит) — пластичный и податливый, из него вырезали изящные изделия, как, например, эта фигурка, найденная на греческих Кикладских островах. Подобные статуэтки нередко использовались в погребальных обрядах. Также среди излюбленных материалов древних резчиков по камню были известняк, кальцит, вулканический туф, кость, бивни мамонта.

Статуэтка из обожженной глины

Чем занимались ремесленники в древности. Смотреть фото Чем занимались ремесленники в древности. Смотреть картинку Чем занимались ремесленники в древности. Картинка про Чем занимались ремесленники в древности. Фото Чем занимались ремесленники в древности

Это один из древнейших предметов из обожженной глины в мире. Он представляет собой одну из многочисленных сходных между собой фигурок, изготовленных около 24 тыс. лет до н. э. в Дольни-Вестонице в Чехии. Тут доисторические люди охотились на мамонтов, шерстистых носорогов и лошадей. Строили жилища с небольшими, овальной формы печами, в которых обжигали свои статуэтки.

Плетение

Чем занимались ремесленники в древности. Смотреть фото Чем занимались ремесленники в древности. Смотреть картинку Чем занимались ремесленники в древности. Картинка про Чем занимались ремесленники в древности. Фото Чем занимались ремесленники в древности

Корзины, циновки, верёвки… — люди, жившие в неолите, плели из тростника и лозы очень много вещей. Корзины были легки в изготовлении, их было нетяжело переносить, а материал для плетения постоянно находился под руками. Тростник в изобилии рос в болотистых местах, по долинам рек. Но из-за недолговечности материала плетёные предметы практически не сохранились. Скорее всего они выглядели так, как эта циновка из Перу, сплетённая из верёвок, сделанных из растительных волокон.

Домашняя утварь

Чем занимались ремесленники в древности. Смотреть фото Чем занимались ремесленники в древности. Смотреть картинку Чем занимались ремесленники в древности. Картинка про Чем занимались ремесленники в древности. Фото Чем занимались ремесленники в древности

Многие доисторические горшки были украшены орнаментом, похожим на переплетение корзины. Этот горшок, имеющий простой геометрический орнамент, был сделан в Таиланде около 3,5 тыс. лет до н. э. В глиняных горшках вроде этого хранили еду, носили воду или готовили пищу.

Стеатитовый идол

Чем занимались ремесленники в древности. Смотреть фото Чем занимались ремесленники в древности. Смотреть картинку Чем занимались ремесленники в древности. Картинка про Чем занимались ремесленники в древности. Фото Чем занимались ремесленники в древности

Для изготовления этой резной фигурки с греческих островов Киклады использовался стеатит, или мыльный камень. Стеатит очень мягкий, по нему легко резать. Подобные статуэтки нередко использовались в погребальных церемониях. Они также могли использоваться либо в качестве самого объекта поклонения, либо в качестве ритуального подношения богу. У этой фигурки на шее имеется крест. И хотя у этого символа, безусловно, нет никакого христианского смысла, никому не известно, что же он означает.

Источник

Ремесленник что делает чем занимается профессия

Кто такой Ремесленник

Чем занимались ремесленники в древности. Смотреть фото Чем занимались ремесленники в древности. Смотреть картинку Чем занимались ремесленники в древности. Картинка про Чем занимались ремесленники в древности. Фото Чем занимались ремесленники в древности

Вы любите работать руками? Вы склонны к творчеству? Возможно, вы захотите подумать о том, чтобы стать ремесленным художником!

Ремесленный художник использует различные материалы и техники для создания произведений искусства для продажи и выставки. Они создают предметы ручной работы, такие как керамика, стеклянная посуда, текстиль или другие предметы, которые могут быть спроектированы либо функционально, либо иметь только эстетическую ценность.

Чем занимается Ремесленник?

Ремесленники создают произведения искусства и другие объекты, которые визуально привлекательны. Большинство художников работают руками и хорошо умеют манипулировать инструментами и материалами для создания своего искусства. Это обычно требует значительного мастерства в одной или нескольких формах искусства. У них также есть активное воображение, чтобы развивать новые и оригинальные идеи для своей работы.

Ремесло художников, как правило, включают следующие действия:
— использовать свой талант для вязания, ткачество, стекла, живописи, рисования или лепки
— развивают творческие идеи и новые методы для создания искусства
— создание эскизов, шаблонов или моделей направлять их работу
— выбирать, какие необходимо использовать материалы на основе цвета, фактуру и прочность
— материалы процесса, зачастую, формируя, присоединении, или для резки
— Использование визуальных элементов: композиция, цвет, пространство и перспектива, производить эффект

Ремесленники работают с различными материалами, включая керамику, стекло, текстиль, дерево, металл и бумагу, чтобы создать уникальные произведения искусства, такие как керамика, одеяла, витражи, мебель, ювелирные изделия и одежду. Многие также используют художественные методы-например, живопись, черчение и печать—чтобы добавить завершающие штрихи к своей продукции.

Некоторые ремесленники выставляют свои работы в музеях, коммерческих или некоммерческих художественных галереях, корпоративных коллекциях и частных домах. Некоторые из их работ могут быть заказаны заказчиком, но большинство из них продаются самими художниками в их собственных студиях, в Интернете, в магазинах или на выставках декоративно-прикладного искусства.

Ремесленники тратят много времени и усилий, продавая свои произведения потенциальным покупателям или клиентам и создавая себе репутацию. Однако только самые успешные художники способны содержать себя исключительно за счет продажи своих работ.

Как выглядит рабочее место ремесленника?

Большинство ремесленников работают самостоятельно, в то время как другие работают в различных отраслях частного сектора или в правительстве. Многие работают в частных студиях у себя дома. Некоторые делят студийное пространство, где они также могут выставлять свои работы.

Студии обычно хорошо освещены и проветриваются. Однако иногда художники могут подвергаться воздействию паров клея, краски, чернил и других материалов. Возможно, им также придется иметь дело с пылью или другими остатками опилок, разбрызганной краской или пролитыми чистящими средствами и другими жидкостями.

Неполный рабочий день и переменный график работы являются общими для художников всех видов. Многие также имеют другую работу в дополнение к своей работе в качестве ремесленного художника. В напряженные периоды они могут работать сверхурочно, чтобы уложиться в сроки.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Специализация ремесла и ремесленников в раннее средневековье

Ремесленник — непосредственный работник, специализирующийся в области обрабатывающего производства; его основным занятием, способом добывания средств к жизни является изготовление ручным способом промышленных изделий. Подобно тому, как крестьянин был основной фигурой ручного сельского хозяйства, ремесленник был основной фигурой ручной промышленности докапиталистических эпох. Его труд, как и крестьянский, был мелким, индивидуальным, соединенным с собственностью на орудия труда; этот труд был обусловлен традициями и навыками, личным мастерством и не был связан с систематической эксплуатацией чужих рабочих рук. Специализация (обособление) [28] ремесла и ремесленников — процесс древний, его истоки находим в первичном функционально-социальном размежевании еще до возникновения классового строя. Уже в начале средних веков в Европе специалисты-ремесленники разделялись в зависимости от характера исходного сырья. Немногочисленные мастера выделились в варварских обществах славян, кельтов, германцев эпохи великого переселения народов. Их было, вероятно, больше на бывших римских территориях. Но при всех условиях в догородской период профессиональное ремесло было редким и ограниченным по номенклатуре. И здесь, как и в промыслах, быстрее превращались в особые занятия и отрасли те ремесла, которые были более технически сложными и (или) жизненно важными: кузнечно-оружейное, производство предметов роскоши, строительство, особенно каменное. Кузнец, ювелир, плотник — первые ремесленники, упоминания о которых мы встречаем в Салической правде, затем в Сен-Жерменском полиптике. Материал, относящийся к германцам континента, англосаксам, скандинавам, свидетельствует, что первенство повсюду принадлежало кузнецам.

Первоначально «кузнец» — понятие собирательное, так называли всякого искусного ремесленника, независимо от того, с каким твердым сырьем он работал: делал ли корабль или лодку, мост, здание, щит, меч, пряжку-фибулу, сапог или сукно. Да и собственно кузнечные изделия — орудия труда, воинское снаряжение, украшения, предметы обихода — зачастую изготовлялись из смешанного, менее дорогого сырья, так что металл соседствовал в них с камнем, деревом, кожей.

Но все же и в раннее средневековье кузнецом считался прежде всего ремесленник, занятый выделкой изделий из металла, включая доводку и закалку, холодную и горячую поковку, штамповку, чеканку и насечку. Он же выполнял литейные, токарные и слесарные работы. Именно такой кузнец-универсал упоминается в Салической правде, в Брегонских законах древних ирландцев (V—VI вв.).

У кузнеца была своя мастерская — кузница. Он имел возможность совершенствовать мастерство, расширять ассортимент изделий и держать помощников, прежде всего из членов собственной семьи, отрывая их, соответственно, от иных занятий. Ремесло уже позволяло кузнецу прокормиться, так как спрос на металлические изделия все увеличивался, причем не только в замке с [29] его воинским контингентом, но и в деревне, и хотя кузнец остается универсалом, это уже универсализм определенной сферы ремесла.

Полуобнаженные, могучие, с тяжелым молотом в руках, освещенные пламенем кузнечного горна, черные от копоти, кузнецы представлялись современникам людьми высшего порядка, обладателями магической власти над вещами и людьми. Железным молотом наделили древние германцы одного из главных своих богов Тора. По их мнению, кузнец мог научиться ремеслу лишь у сверхестественных сил. При кузнице иногда располагались такие общественные заведения, как дом собраний и кабак, она служила убежищем. Баварская правда (гл. IX, § 2) при распределении вир приравнивает кузницу к церкви, герцогскому замку и мельнице: «эти четыре места имеют публичный характер. ».

Изделия кузнецов высоко ценились. Штраф за кражу ножа у салических франков составлял 15 солидов, что равнялось половине штрафа за кражу рабыни или раба-специалиста. Металлические вещи бережно хранились, торжественно дарились, передавались из поколения в поколение, включались в имущественные описи, упоминались в завещаниях. И так было по меньшей мере до XII—XIII вв. — вплоть до начала массовой добычи железной руды шахтным способом.

Римская техника металлоплавки (в огнеупорной муфельной печи, куда воздух нагнетался рычажными складными мехами-гармоникой) сохранилась лишь в [30] Испании, которая и поставляла тогда лучшую сталь всей Европе. В остальных районах и, в частности, у германцев, славян, кельтов и кочевников юго-востока континента господствовали доступные любому кузнецу сыродутный способ плавки железа и холодная поковка. Сыродутные печи с ручными мехами, топившиеся древесным углем, были мелкими (примерно 0,6м x 0,35м) и нередко устраивались в земляных ямах. Через три часа плавки получался тестообразный железный ком-шлица, сильно загрязненный шлаком. Шлак удаляли многократной проковкой, получая металлическую чушку в несколько килограммов. При круглосуточной работе большая печь могла дать до 0,5 ц железа, причем примерно 70-75 % руды пропадало в отходах.

Металлическое литье как особый вид продукции ранее всего обособилось в ремесле колокольных мастеров и изготовителей бытовой посуды. Колокола появились в V в. в Италии. Одно из первых свидетельств об отливке больших колоколов в Англии относится к 680 г.: это запись в «Церковной истории» Беды Достопочтенного. В VIII—IX вв. колокола распространились по всей Европе. Единичные специалисты-литейщики были универсалами. В сочинениях монаха из Сен-Галленского монастыря (Германия), посвященных деяниям Карла Великого, рассказывается, как для украшения «превосходнейшей базилики» пригласили мастера по бронзовым и стеклянным изделиям, которому было выдано серебро, необходимое для отливки колоколов (обманщик-мастер заменил его оловом).

Следующее место в ряду ремесленной специализации занимали строители. Они также имели развитый по тому времени инструментарий: к X в. применяли блочные [32] грузоподъемные устройства, в том числе с горизонтальной балкой (траверсой), опорные подшипники, шарнирныe звенья (вертлюги), рычажные механизмы. При работе с деревом употреблялись простейшие токарные станки, топоры с термически обработанным наварным лезвием, лучковые пилы, ножовки, тесла, скобели, долота, стамески, наструги. (рубанки), спирально-перовидные сверла, резцы. Для обработки камня использовали зубила, кирки, тесовки, зубчатки, пилы и буравы.

В документах того времени чаще всего фигурируют плотники, которые в своей области также были универсалами: возводили мосты и дома, изготовляли мебель, строили суда, телеги (а позднее и кареты), вырезали и долбили бытовую и производственную тару, делали резныe алтари и прочую тонкую столярную работу. Гораздо меньше сведений о каменщиках. Каменное строительство тогда лишь начало возрождаться на бывших римских территориях, а для остальной Европы и вовсе являлось делом новым. Труд строителя-каменщика требовал большиx специальных навыков, особенно в области собственно зодчества, ведущим типом которого было церковное. Техника многоэтажного каменного строительства даже в городах раннего средневековья была несовершенной, каждая высокая постройка становилась экспериментом; такие дома нередко обрушивались. Увеличение объема строительства было связано с ростом и обогащением господствующего класса, укреплением раннефеодального государства, ростом населения и колонизацией новых земель, и конечно, с началом градообразования. С VIII—IX вв. умножается число поселений разного типа, они все чаще укрепляются валом, тыном. Распространяются по Европе замки-крепости с мощными башнями и стенами. С IX в. известны разнотипные крестьянские дома с дворовыми постройками. Расширяются коммуникации.

Крупные сооружения обходились очень дорого, некоторые храмы и замки возводились столетиями. Опытные строители — не только каменщики, но и плотники — были редки и высоко ценились, их выписывали и переманивали. Приглашенные издалека мастера сооружали саркофаги и надгробия в Сен-Галленском и Регенсбургском монастырях, строили соборы в Шпейере и Аахене. Водяную мельницу для Карла Великого сооружал венецианский мастер, а франкские мастера иногда уходили работать в Венецию. [33]

Важное место занимала постройка речных и морских судов. У морских народов кораблестроение развивалось с древности. Наряду с комбинированным средиземноморским был известен весельный северный тип корабля, описанный еще Тацитом, но с VII в. также ставший парусным. На таком корабле викинги ходили и через бурную Атлантику и по порожистым рекам. Корабли были военные, торговые, промысловые. Их постройка требовала особых навыков, хотя о специалистах-корабелах в раннее средневековье ничего не известно. Лодки изготовлялись самими крестьянами.

Очень ценились специалисты по художественным ремеслам: мозаичники, живописцы, скульпторы, витражники, стеклодувы, и т. п. Беда Достопочтенный рассказывает, что в VII в. епископ Ярмута Бенедикт вызвал из Галлии мастеров, чтобы застеклить окна, приделы и алтари новой церкви, а также изготовить стеклянные сосуды. Через столетие Ярмутское аббатство снова просило (на сей раз Майнцского архиепископа) прислать стекольщика для изготовления сосудов; а если архиепископ своего стекольщика не имеет, пусть выпросит такого мастера для аббата у кого-либо другого, поскольку в Англии нет сведущих в этой области мастеров.

Художники были универсалами и грамотеями. Они имели познания — разумеется, в пределах своего времени — в математике, химии. Сюжеты для своих произведений черпали не только в священном писании, но и в исторических преданиях и светской литературе. В условиях средневековья малограмотные и вовсе безграмотные в массе своей европейцы приобщались к культуре в значительной мере через искусство, и изобразительное искусство играло в этом процессе чрезвычайно важную роль.

Изготовление глиняной посуды более специализировалось на юге континента, в остальных же регионах ее делали по преимуществу в крестьянских домах. В документах того времени гончары почти не упоминаются, но вещные свидетельства о гончарных изделиях, употреблении гончарного круга, используемых глинах весьма обильны.

В районах, примыкавших к Северному и Балтийскому морям, очень рано развились ремесла, связанные с обработкой кожи и меха (возможно, они вторые по древности после кузнечных).

Прогресс ткачества, прежде всего шерстоткачества [34] был обусловлен уже ландшафтом тогдашней Европы, благоприятным для овцеводства. Практика отгонного скотоводства в средиземноморских районах, обильные богатые солью пастбища Западной и Северной Европы, отсутствие на кельтских территориях принудительного севооборота (ограничивавшего выпас скота) весьма способствовали шерстяному производству. С древности известно шерстоткачество у фламандцев — нервиев и атрабатов, на землях которых основывали свои мастерские римские императоры. У франков шерстяная одежда внедрилась благодаря кельтам и римлянам, затем она распространилась во Фрисландии, Англии, Ирландии, Скандинавии. Мореходы севера — скандинавы делали из шерсти также корабельные паруса. В средние века шерстяные ткани стали все более вытеснять полотно и кожу.

Широкое развитие ткачества обусловило его специализацию, но этот процесс (включая типы тканей и стадии самого производства) проходил по-разному в отдельных странах. На подавляющей территории континента изготовление ткани оставалось занятием преимущественно крестьянской семьи. Однако, одновременно это занятие выделялось в специальность особых лиц. Уже в раннее средневековье были известны шерстоткачихи, работавшие в усадьбах знати; затем появляются первые сведения о занятии этим ремеслом мужчин — неоспоримые доказательства профессионализации. Наряду с шерстоткачеством развивалось сукноделие. Особенно славились фризские сукна, изготовлявшиеся во Фрисландии (Фризии) и Фландрии и широко сбывавшиеся по всей Европе. Урбарии Верденского и Фульдского монастырей свидетельствуют о развитии в них сукноделия уже с VIII в. и особенно в IX в.

Высококачественные шерсть и сукна, а также изделия из них были очень дороги. Сведения об этом можно найти в исландских сагах. Так, когда норвежский король Олав Трюггвасон мальчиком попал в плен к викингам, владелец обменял его на хороший плащ; знатная женщина Стейнуд Старая, прибыв в Исландию, приобрела у первопоселенцев земельное владение, расплатившись расшитым плащом английского производства. Такой плащ (равно как богато украшенный меч, браслет или нашейная гривна из драгоценных металлов) был столь ценным даром, что принятие его обязывало получателя к определенной личной зависимости от дарителя. [35]

В районах устьев рек Рейна, Мааса, Шельды производство шерсти, особенно сукна, также рано специализировалось, приняло товарный характер и приобрело европейскую известность.

Иначе развивалось это ремесло в Англии. Ткачество и сукноваляние получило там еще до нормандского завоевания большое распространение. В законах англосакских королей Эдгара (от 962—963 гг.) и Этельреда II (конец X — начало XI в.) шерсти и сукна фигурируют как экспортные товары. Но в раннее средневековье специализация этого ремесла происходила замедленно, оно развивалось как домашнее крестьянское занятие и в поместьях глафордов, где производились главным образом грубые сукна. Аналогичная картина складывалась в Швеции, Норвегии, Далмации. В очень многих районах континента долго удерживалось на стадии домашнего производства прядение, в ряде областей — льноткачество.

Особо следует отметить мукомольное дело, специализация которого началась с появления в первые века н. э. водяных мельниц, а в средние века убыстрилась и закрепилась в связи с распространением мельничного баналитета, т. е. с лишением крестьян права самостоятельно смалывать зерно. Мельнично-мукомольное дело с самого начала потребовало выделения особых людей — мельников. Законы предусматривали суровое наказание за покражи на мельнице (будь то хлеб или «железные части» самой мельницы»), а также за повреждения мельничной плотины. По мере складывания феодальной земельной собственности и крестьянской зависимости мельница все чаще фигурирует в грамотах как одна из важнейших частей земельного владения или держания. Известно много случаев, когда определенные лица владели лишь частью мельницы или держали ее на коллективных началах, или получали выгодное держание при условии устроить там мельницу. Подобные факты имеются, в частности, в каталонских картуляриях. И если не всегда можно говорить о «профессии» мельника (нередко это поместная должность), то мукомольное дело уже обособилось. Вместе с тем, несмотря на сеньориальные запреты, крестьяне повсеместно еще долго использовали домашние ручные мельницы (как, впрочем и давильные прессы, также контролируемые сеньорами). Среди специализированных или начавших выделяться ремесел были также портняжное, сапожное и [36] некоторые другие, сведения о которых дают поместные документы (см. главу II).

Таким образом, материальная культура раннего средневековья требовала широкого применения ремесленного труда. Последний не только играл служебную роль в добывающих производствах (земледелии, промыслах), но занимал также самостоятельное место в сфере производства и в общественной структуре, что выразилось в специализации ремесленных занятий и существовании прослойки профессиональных ремесленников. Будучи одной из наиболее подвижных групп населения, профессиональные ремесленники аккумулировали имевшиеся научные знания, перенимали и распространяли передовой производственный опыт, стимулировали повышение материальной и духовной культуры. Они сыграли огромную роль в прорыве замкнутости деревенской жизни.

Но эти достижения, как и само профессиональное ремесло, не были тогда повсеместными. Изделия ремесленников имели ограниченный сбыт вследствие своей дороговизны и, конечно же, узости рынка. В условиях абсолютного господства натурального производства, базирующегося на мелком крестьянском хозяйстве, подавляющая масса ремесленных изделий была продуктом труда крестьян, зависимого населения деревни.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *