Чем занимались римляне в средние века
Чем в Средние века весь день занималась знать, если им не надо было ходить на работу?
Многие думают, что в Средневековье аристократы только и делали, что ездили на охоту и ходили в Крестовые походы. Возможно, кто-то из благородных феодалов и жил такой унылой и однообразной жизнью, но у большинства высокородных господ забот было хоть отбавляй. Чем же они занимались в те времена, когда модных ресторанов не существовало, а на курорты Мертвого моря нужно было добираться больше года и с риском для жизни?
Доктор исторических наук Гамбургского университета Хелена Шредер рассказала о том, чем были занята средневековая элита, испытывавшая отвращение к физическому труду. Оказывается, вельможи тоже постоянно были заняты работой, хоть и не такой утомительной, как простолюдины.
Управление хозяйством
У любого феодала Средневековья были свои земли, на которых выращивали сельхозпродукцию, пасли скот, валили лес и выполняли прочие работы, призванные приумножить его состояние, и не дать умереть с голоду его вассалам. Сам хозяин угодий был самым настоящим топ-менеджером, который управлял бизнесом самостоятельно или через своих помощников.
Крупные феодалы владели огромными территориями, а их имения можно сравнить с крупными современными агропромышленными компаниями. Нужно было грамотно распределять финансы и ресурсы, вытягивать убыточные филиалы и постоянно бороться с форс-мажорами. Стихийные бедствия, эпидемии, войны, междоусобицы, неурожаи и банальное воровство постоянно угрожали благополучию вельможи.
Нужно учесть, что в те времена не было ни аграрных институтов, ни компьютерных систем анализа и учета, ни сельскохозяйственной техники. Успех давался тяжелым трудом и постоянной заботой хозяина, а терялся молниеносно и по причинам, не всегда зависящим от старания людей.
На своей земле феодал обладал полными полномочиями и имел право судить, казнить и миловать. Люди приходили в замок к вельможе для того, чтобы он их рассудил и это была также обязанность аристократа. Кражи скота, мошенничество, драки, оскорбления, колдовство, признание отцовства – дела, рассматриваемые господином могли быть самыми разными.
Рассудив своих подопечных, феодал нередко оставлял за собой право карать виновных и следить за тем, чтобы выигравшая сторона получила то, что ей причитается. Разумеется, делалось это не бесплатно и не один простодушный крестьянин пожалел, что не решил вопрос с обидчиком полюбовно, без господского судилища.
Аристократы, отличающиеся умом и особой преданностью монарху, могли попасть на королевскую службу и судить уже не только в своих деревнях, но и в городах, принадлежащих самому королю. Это уже была ответственная государственная работа, а финансировалась она из городской или даже королевской казны.
Военное дело
Некоторые феодалы несли военную повинность и регулярно участвовали в военных походах более могущественных господ или самого короля. Чтобы держать своих рыцарей «в тонусе», короли устраивали смотры, сборы и рыцарские турниры, неявка на которые грозила не только репутации дворянина, но и его голове.
Наука и искусство
Среди средневековых аристократов было совсем немного умеющих писать и читать, но все же были и те, кто увлекался музыкой, литературой, зодчеством, изобразительным искусством. Имелись и любители наук, например, алхимии, математики, анатомии, географии и даже биологии. Все это отнимало немало времени и средств.
Некоторые особо увлеченные персоны отправлялись изучать науки и изящные искусства за сотни миль от родных мест, в Париж, Оксфорд, Флоренцию, Лейпциг, Милан и другие культурные центры, чтобы учиться любимому делу у выдающихся мастеров и мировых светил науки.
Дом и семья
Феодал должен был быть не только крепким хозяйственником и защитником, но и патриархом своей семьи. Очень часто под словом «семья» подразумевались десятки родственников, как близких, так и едва знакомых. Настоящий глава семейства должен был принимать участие в их жизни – помогать материально, поддерживать морально, писать рекомендательные письма, брать на поруки и выкупать из королевских тюрем и с алжирских галер.
Так как мир столетия назад был просто огромен (из-за отсутствия современного транспорта), поездка к бабушке в соседнюю провинцию занимала не пару часов, а несколько дней. Если же требовалось съездить и уладить дела семейные на дальние расстояния, например, в Королевство Иерусалимское, то можно было смело вычеркивать из жизни пару лет (если еще удастся вернуться на коне, а не с почестями в бочке с медом.
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Образ жизни древних римлян
Рим ко времени расцвета империи стал крупнейшим и богатейшим городом Средиземноморья. Богатый город, в котором, по словам философа Сенеки, «хорошо оплачивались и пороки, и добродетели», привлекал к себе выходцев из всех частей империи. Но не размеры выделяли его среди остальных городов, а непревзойденный по тем временам уровень комфорта жителей. Чистоту обеспечивала система городской канализации, начало которой положил водоотводный канал Клоака Максима. 11 городских акведуков доставляли в город воду, которой с избытком хватало для миллиона человек, городских фонтанов, туалетов, сотен частных и общественных бань (терм). Все эти блага были доступны и богатейшим римским аристократам, и бедноте.
Другим отличием римлян от варваров и жителей провинций был избыток свободного времени и способ его проведения. Своей свободой римляне были обязаны рабам, бесплатным раздачам хлеба и избирательным отношением к труду. Для потомственного римского гражданина издревле единственно достойным трудом было земледелие. Со временем большинство граждан потеряли свою землю, часть их разбогатели на финансовых операциях и торговле.
Некоторые владели ремесленными мастерскими. Но сам ремесленный труд или занятия искусством, наукой римляне считали недопустимыми для себя. Римлянин мог быть политиком, магистратом и воином, но никак не писарем, врачом или учителем. Поэтому многие сферы жизни оказались в руках рабов и вольнотпущенников, для которых подобных ограничений не существовало. Бесплатный хлеб, к которому со времени императора Тиберия стали прибавлять еще и масло с вином, избавлял от необходимости трудиться ради пропитания.
Некоторую часть своего свободного времени римляне посвящали визитам и семейным праздникам, но главной для них была общественная жизнь, центром которой являлся форум – место собраний сената и народа. К концу республики на форуме располагалось множество общественных сооружений, статуи и многочисленные лавки. Начиная с Юлия Цезаря императоры воздвигали на свои средства новые форумы вокруг старого, самым великолепным из которых признавали форум императора Траяна.
В эпоху империи любимым местом досуга сделались общественные термы, при которых имелись сады, фонтаны, залы для атлетических упражнений и игр, места для собраний и библиотеки. Но более всего римляне любили общественные праздники, во время которых устраивались игры, комические театральные представления, состязания колесниц и атлетов. Начиная с Октавиана Августа организацией игр на свои средства занимались императоры. Для проведения игр строились новые театры и цирки, самые знаменитые из них – амфитеатр Флавиев, цирк Максимус и театр Одеон.
Постоянно растущее за счет приезжих население Рима было чрезвычайно пестрым, однако новые граждане быстро перенимали привычки и ритуалы, сопровождавшие римлянина с начала до конца жизни. Всякого новорожденного отец признавал своим ребенком путем исполнения особого ритуала.
Особая церемония на форуме в присутствии родных и друзей семьи отмечала превращение мальчика во взрослого человека и гражданина. Важнейшей частью жизни римлян было приготовление к смерти и погребение. Похоронная процессия, проведенная по всем правилам, стоила дорого, поэтому во времена империи появились особые похоронные товарищества, помогавшие совершить приличное погребение своим членам.
Частная жизнь римлян
Семейная жизнь большинства римлян протекала в многоквартирных многоэтажных домах без удобств – инсулах. Эти дома строили специально, чтобы сдавать в них квартиры. Жители инсул пользовались общественными уборными и банями, ели в тавернах и кабачках, располагавшихся в первых этажах домов, обогревали свое жилье с помощью жаровен.
Иначе были устроены частные дома богатейших римлян – домусы. В них находилось место для обширного атрия, столовой (триклиния), кабинета хозяина, комнат домочадцев, помещений для рабов, кухни, туалета, иногда бани. При домусе обязательно был сад, окруженный стеной, защищавшей жизнь семьи от нескромных взглядов. В саду или атриуме располагался жертвенник лар – богов-покровителей семьи. Из-за дороговизны земли частных домов в Риме было относительно немного. В конце IV в. на 46 тысяч инсул приходилось менее 2 тысяч домусов.
Настоящим бедствием Рима были пожары. Город с узкими улицами, высокими домами, жители которых зимой согревались открытым огнем жаровен, горел неоднократно. Не спасала даже специальная противопожарная стража. Больше всего римлянам запомнился пожар 64 г. Пламя бушевало 9 дней, большая часть города выгорела дотла.
Римляне обвинили в поджоге Нерона, хотя в день, когда пожар занялся, императора не было в городе. Чтобы смягчить последствия пожаров, для народа открывали общественные здания, императорские сады и Марсово поле, доставляли дополнительное продовольствие и снижали цену на хлеб.
У многих состоятельных римлян кроме городских домов были поместья в сельской местности – виллы. Они являлись источником дохода и местом отдыха. Хозяева виллы проводили в ней только часть года. Вместе с хозяйственными постройками, внутренними дворами и садами вилла занимала обширную территорию, но лишь немногие виллы были настоящими дворцами, например поместье императора Адриана в Тиволи площадью в 18 кв. км.
Романизация провинций
Римский образ жизни постепенно распространялся по всей империи. Его носителями были колонисты, получавшие территории для поселения в самых разных провинциях. Новые города своим устройством копировали Рим, а жизнь в них строилась по римским образцам. Одновременно усваивались основы римской культуры и религиозные представления. Этот процесс получил название романизации провинций. Особенно быстро романизировались западные провинции империи.
В Галлии, Испании, Северной Африке было множество благоустроенных городов, в окрестностях которых располагались богатые виллы. Люди в этих городах говорили на латыни, читали по-латыни и по-гречески, одевались и жили так же, как римляне.
Романизации помогала густая сеть мощеных дорог. Первая из них – Аппиева – была построена в 312 г. до н.э. Затем прочные дороги соединили все города Италии. По ним римские легионы легко и быстро попадали в любую часть страны. По мере расширения территории республики и империи дороги строились в новых провинциях. Они обеспечивали доставку в Рим хлеба, передвижение торговых караванов, почты, сборщиков налогов и средств казны. Они же позволяли римлянам и жителям провинций путешествовать.
Жизнь путешественников облегчали подробные списки дорог с указанием их направлений, постоялых дворов, где можно было поменять лошадей и остановиться на отдых, а иногда и достопримечательностей. Жители империи часто меняли место жительства, многие бывали в Риме и других крупных городах. Вместе с путешественниками распространялись литературные новинки, модные увлечения и бытовые привычки.
Рим во времена Средневековья
Рим во времена Средневековья
«Уважаемые римляне, вы – почтенные патриции, и вы, кому судьбою уготовано именоваться плебсом! Имеем честь сообщить вам, что в вашей жизни произошли большие изменения. Со временами Империи покончено, античность осталась в прошлом! Впереди новое время, и название ему – Средневековье…»
Конечно же, все было иначе. Летом 476 года Рим действительно вступил в новую эпоху, но никто никаких речей не произносил, римляне продолжали жить так же, как они жили раньше. Надо сказать, что изначально раздел империи практически не сказался на судьбе Вечного города. Одоакр, отослав императору Зенону атрибуты императорской власти, удалился в Равенну, римляне никаких особых притеснений не испытывали, город по-прежнему управлялся префектом и сенатом, исполнявшим роль городского совета.
В 493 году Одоакр был предательски убит, власть над западной частью империи перешла к ставленнику Зенона, вождю племени остготов Теодориху. Могущество остготов в те времена было настолько велико, что новый император Византийской империи Анастасий даже вернул императорские регалии. Правление Теодориха стало для
Рима последним периодом относительного благополучия перед долгими временами упадка. Теодорих, среди прочего, приказал восстановить полуразрушенный театр Помпея, выделял средства на поддержание других древних сооружений, запретил распространившуюся было практику пережигать на известь мраморные статуи и колонны.
Как это часто бывает, после смерти сильного правителя созданное им государство начало рушиться. В 526 году Теодорих умер, могущество остготов пошло на убыль, чем попытался воспользоваться византийский император Юстиниан. В декабре 536 года византийские войска захватили Рим. Целью Юстиниана было вернуть италийские земли под власть Византии, которая была фактически утрачена при Теодорихе. Но уже весной следующего года готы под командованием военачальника Витигеса осадили Рим. Тяжелейшая осада длилась больше года. Византийцам удалось удержать город, но потери были огромными.
В 545 году Вечный город был вновь осажден готами, которыми на этот раз командовал военачальник Тотила. И вновь Вечный город подвергся осаде, продолжавшейся без малого полтора года. Когда в декабре 546 года готы все же взяли Рим, разъяренный Тотила объявил, что снесет его полностью и устроит на его месте огромное пастбище для скота. Но затем он, к счастью, изменил свое решение и «ограничился» лишь частичным разрушением городских стен и некоторых других сооружений. В начале 547 года Тотила увел свои войска из Рима, взяв с собой в качестве заложников всех сенаторов и приказав остальным жителям под страхом смерти покинуть город. Больше месяца (так, по крайней мере, свидетельствуют древние источники) Рим оставался абсолютно пустым.
Можем ли мы сейчас осуждать готов за то, что они в свое время сделали с Римом? Конечно, «благодаря» им человечество лишилось многих великолепных памятников древнеримской культуры. Но с другой стороны, какие времена – такие и нравы. Противники готов, захватывая их поселения, поступали с ними точно так же. Так что вопрос этот по меньшей мере спорный. Как бы там ни было, именно после нашествия готов на Рим в европейские языки вошло слово «gothic», «готический», означающее «дикарский», «ужасный» и т. д.
Несмотря на возрождение империи, для Рима мало что изменилось. Столицей нового государства Вечный город не стал, продолжались и набеги врагов. Новая опасность угрожала с юга. Воинственные арабы (их еще называли сарацинами) обрушились на южные районы Италии еще в начале IX столетия, а в 846 году им удалось захватить Рим. Только войска князя Гвидо Сполетского, пришедшего на помощь папе, спасли Вечный город. Именно после захвата города сарацинами Святой престол был вынужден всерьез озаботиться улучшением обороноспособности как всего Рима, так и Ватикана. При папе Льве IV в 848–852 годах вокруг Ватикана была построена мощная крепостная стена и укрепления.
Борьба за власть в Риме продолжалась и дальше. Тот же Адриан II вскоре поссорился с Фридрихом, а римляне, не признавшие нового императора, напали на германцев. Нередко граждане Вечного города бунтовались и против папской власти. В 1183 году папа Луций III был вынужден бежать из Рима, его преемники, Урбан III и Григорий VIII, вступить в Рим тоже не решились. Только Клименту III в 1188 году удалось договориться с римлянами, пообещав, что он будет считаться с мнением горожан.
Новое усиление напряженности во взаимоотношениях римских пап и германских императоров произошло на рубеже XII–XIII столетий. Император Генрих VI одержал победу над сицилийцами, поддерживаемыми папой, в результате чего Святой престол утратил контроль практически над всей Папской областью, под его властью остался только Рим с окрестностями. Папа Иннокентий III (1198–1216) дважды отлучал от церкви императора Оттона IV (правившего в 1198–1215 гг.) и заключил союз с Фридрихом II (правившим в 1212–1250 гг.), который после смерти Иннокентия начал борьбу с папством и с ломбардскими городами. Продолжалась борьба и на другом «фронте»: «неугомонные» римляне раз за разом изгоняли неугодных пап из Рима: того же Иннокентия III (в 1203 году), Гонория III (в 1219-м). Гонорий сумел вернуть себе контроль над Ватиканом с помощью императора Фридриха II Гогенштауфена, которого спустя семь лет другой папа, Григорий IX, предал анафеме. Восстание римлян и изгнание Гонория III в 1234 году вылилось в новую попытку восстановить республику. Горожане установили пограничные столбы и вновь попытались возродить городское самоуправление. Эта попытка оказалась неудачной, что не остановило римлян: новые восстания произошли в 1236, 1239, 1240 годах.
23 августа 1268 года в битве при Тальякоццо войско франков под предводительством Карла I Анжуйского разгромило армию германского императора Конрадина. Малолетний правитель сумел бежать, но вскоре был пойман, выдан Карлу и казнен. Со смертью Конрадина прекратила свое существование династия Гогенштауфенов. В 1274 году Рудольф Габсбург, первый император из династии Габсбургов, официально признал независимость Папского государства от императоров Священной Римской империи. В истории Рима и Ватикана начинался новый этап. Союз Святого престола с франками был не менее беспокойным, чем отношения с германскими императорами. С 1309 по 1377 год длилось так называемое «Авиньонское пленение пап». Еще в 1303 году между папой Бонифацием VIII и королем Филиппом IV произошел конфликт. Филипп послал в Италию своего приближенного Гильома Ногаре с отрядом, чтобы схватить Бонифация VIII и доставить его во Францию. Понтифик был арестован и избит, правда, вывезти папу во Францию Ногаре не сумел. Через месяц престарелый Бонифаций VIII скончался. Ставший в 1305 году папой француз Климент V находился в полной зависимости от Филиппа IV и под его давлением перенес папскую резиденцию из Рима во французский город Авиньон.
Памятник Кола ди Риенцо в Риме
В оставленном меж тем «без присмотра» Риме в 1347 году в очередной раз была провозглашена республика, возглавил которую Кола ди Риенцо – уроженец Вечного города, последователь знаменитого Франческо Петрарки, один из первых гуманистов в истории Италии. Ди Риенцо мечтал о восстановлении былой славы Рима и призвал разрозненные междоусобицей итальянские города объединиться вокруг Вечного города. Но этот план был неосуществим. В декабре 1347 года в Риме началось восстание феодалов и ди Риенцо вынужден был бежать. В 1354 году Кола ди Риенцо снова появился в Риме, на этот раз в качестве посланника папы Иннокентия VI, намеревавшегося использовать его популярность ради восстановления своей власти в Риме. Горожане вначале приветствовали его как победителя, но очень скоро, недовольные его попытками ввести новые налоги на содержание армии, подняли бунт, в ходе которого ди Риенцо был убит.
В 1377 году папская резиденция была возвращена в Рим. Но до возрождения былой славы Вечного города и даже наведения элементарного порядка в нем было еще очень далеко. Город уже давно не напоминал «Столицу Мира», он, скорее, был похож на огромный воровской притон, над которым пронесся сильнейший ураган. Еще в XII столетии епископ французского города Манса Хильдеберт Лаварденский (1056–1133) написал такие стихи:
Нет тебе равного, Рим; хотя ты почти и разрушен —
Но о величье былом ты и в разрухе гласишь.
Долгие годы твою низринули спесь, и твердыни
Цезаря, храмы богов ныне в болоте лежат…
Рухнули стены твердынь, во прахе дворцы богатеев,
Рабствует низкий народ, и вырождается знать.
Стерто все, что прошло, нет памяти в Риме о Риме,
Сам я себя позабыл в этом упадке моем[24].
А спустя два века биограф папы Мартина V писал пусть и в прозе, но фактически то же самое: «Он [папа] нашел Рим настолько разрушенным, что тот вообще не имел вида города. Можно было видеть разваливающиеся дома, церкви в руинах, целые районы пустыми, все поселение заброшенным, страждущим от голода и нищеты».
Рим действительно находился в крайнем запустении, Колизей, например, долгое время служил пристанищем многочисленных разбойничьих шаек. Но все же именно при Мартине V появились первые проблески надежды. Энергичному папе удалось навести хотя бы относительный порядок в городе, при нем были разобраны завалы, убраны баррикады, началось восстановление городского хозяйства: водопровода, дорог и т. д. Римляне и сами устали от хаоса и потому в массе своей поддерживали благородные начинания понтифика. После нескольких веков хаоса и тьмы наконец-то забрезжил свет в конце тоннеля. Рим начинал Возрождаться…
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Остров Хельеандсхольмен и Музей Средневековья
Остров Хельеандсхольмен и Музей Средневековья Если теперь направиться от замка на север, то, перейдя через маленький мостик Сталлбрун (Stallbron), вы очутитесь на Хельеандсхольмене (Helgeandsholmen) (8), или острове Святого Духа, на котором высятся мощные здания королевского банка и
САМОЕ ДАЛЬНЕЕ ПЛАВАНИЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (китайские мореходы)
САМОЕ ДАЛЬНЕЕ ПЛАВАНИЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (китайские мореходы) О восточной окраине величайшего континента, Евразии, даже в позднем средневековье у европейцев были самые смутные представления. Ограниченность знаний отражали карты, где Малая Азия изображалась непомерно
Музыка Средневековья
Музыка Средневековья Музыкальная культура Средневековья – чрезвычайно объемное и разностороннее историческое явление, хронологически располагающееся между эпохами античности и Возрождения. Его трудно представить себе как единый период, т. к. в разных странах
Париж во времена раннего средневековья
Париж во времена раннего средневековья Одним из важнейших механизмов преемственности культуры Римской империи была церковь, которая сохранила прежнюю организацию, управление, латинский язык общения, а также связи с Римом. Основателем королевства франков был Кловис
Во времена Средневековья
Во времена Средневековья Тысячелетие без открытийГеография по-арабскиПрорыв на Запад из КитаяИтальянцы в Золотой ордеПутешествие братьев ПолоСнова на Восток«Роман о Великом хане»Мореплаватели из фьордовСтрана Ледяная и страна ЗеленаяЗа пять веков до
ОТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ДО НАШИХ ДНЕЙ
ОТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ДО НАШИХ ДНЕЙ «Аптекарь: Всыпь этот порошок в любую Жидкость и выпей все. Имей ты больше Сил, чем двадцать человек – умрешь Мгновенно». В. Шекспир. «Ромео и Джульетта». ОСНОВАНИЕ ПОЛЬШИ И ЧАША ЯДА Легендарный польский король VIII века Лешек завещал после
ОТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ДО НАШИХ ДНЕЙ
4. 8. ДАЛЕКО ЛИ МЫ УШЛИ ОТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ? НЕ ПОРА ЛИ ОПОМНИТЬСЯ!
4. 8. ДАЛЕКО ЛИ МЫ УШЛИ ОТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ? НЕ ПОРА ЛИ ОПОМНИТЬСЯ! С проблемой отходов и отбросов во времена средневековья общество справлялось очень легко и просто: вес нечистоты, которые накапливались в доме за ночь, утром выливали за окошко на улицу. И ничего, жили. Правда,
Политическая мысль Средневековья, эпохи Возрождения и Реформации
Политическая мысль Средневековья, эпохи Возрождения и Реформации Политические учения Средневековья (не только европейского, но и арабского) базировались на античных источниках, среди которых наиболее авторитетными считались труды Аристотеля, а также Платона,
Следы средневековья
Следы средневековья По узкой улочке Rue du Pr?v?t можно попасть в одно из самых тихих мест суетливого Маре. В конце Rue Figuier находится *особняк Санс (Hotel de Sens) (69), один из последних сохранившихся средневековых дворцов. Дворец был построен около 1500 г. для архиепископа Санса, к
Термы Клюни и Музей Средневековья
Термы Клюни и Музей Средневековья Руины и средневековая стена на пересечении бульваров Сен-Жермен и Сен-Мишель – бывшая резиденция настоятелей могущественнейшего бургундского монастыря Клюни, построенная на месте галло-римских терм (общественных бань) во II веке н. э. В