Чем занимались скифы и сарматы

Скифы и сарматы

Древнегреческий писатель Геродот, «отец истории», посетивший Северное Причерноморье в V в. до н. э., говорит о том, что к северу и западу от кочующих скифов живут оседлые земледельческие племена.

Подвижные и воинственные кочевники непрерывно нападали на оседлые земледельческие племена и уводили скот и рабов, устраивали грабежи и насилия. Поэтому земледельцы принялись за постройку укрепленных городищ, возведение огромных, длинных, так называемых «змиевых», валов.

Чем занимались скифы и сарматы. Смотреть фото Чем занимались скифы и сарматы. Смотреть картинку Чем занимались скифы и сарматы. Картинка про Чем занимались скифы и сарматы. Фото Чем занимались скифы и сарматы

Золотая подвеска из Куль-Обы.

IV в. до н. э. Государственный Эрмитаж

Так возникли громадные городища скифской поры. Они располагаются главным образом на берегах небольших рек, у оврагов, на дне которых текли ручьи. Интересная особенность городищ скифской поры – их расположение рядом с лесными массивами, служившими естественной защитой от враждебных степняков-кочевников.

Скифские городища довольно многочисленны, и от Днестра и Припяти до Северного Донца их насчитывается более сотни.

Большая площадь городищ, обнесенных валом и рвом, достигающая нескольких тысяч гектаров, представляет собой огромный район с поселением из землянок, полуземлянок и наземных жилищ, с обработанными полями, площадкой для скота и т. д.

Оседлые земледельцы для борьбы со степняками создали целую укрепленную линию, состоящую из длинных валов и огромных городищ, тянущуюся на сотни километров. Создание такой укрепленной линии было под силу только племенным объединениям. Следовательно, времена скифских земледельческих племен (VIII–II вв. до н. э.) были временами укрепления тесных межплеменных связей, временами установления языковой, культурной и бытовой общности.

Вклад скифских земледельческих племен в славянство очень велик, как велик и вклад скифской культуры в древнерусскую культуру.

У скифских земледельческих племен существовало плужное земледелие. Они возделывали просо, пшеницу, лук, чеснок, лен, коноплю. Несмотря на господство земледелия, большую роль играло скотоводство. Орудия труда изготовлялись из меди, бронзы, а позднее – и железа.

Чем занимались скифы и сарматы. Смотреть фото Чем занимались скифы и сарматы. Смотреть картинку Чем занимались скифы и сарматы. Картинка про Чем занимались скифы и сарматы. Фото Чем занимались скифы и сарматы

Сарматская посуда и украшение из погребений в Нижнем Поволжье: 1, 2 – блюдо, фрагменты сосуда и золотая серьга из сарматского погребения в нижнем Поволжье; 3 – сарматская посуда из Сусловского могильника в нижнем Поволжье

Культура земледельческих племен скифской поры незаметно перерастает в культуру полей погребальных урн, уже безусловно славянскую.

Начиная с IV в. до н. э. на территории южной Руси появляется новый народ – сарматы, который постепенно продвигается на запад и начинает наступать на скифские племена и на греческие причерноморские колонии. Из-за этого часть скифских племен продвигается к Дунаю и даже уходит за него.

На этнографической карте Скифии появляются новые многочисленные племенные образования – кробизы, физаматы, савдораты, амадоки, бастарны, кораллы, языги, аланы и др. Появление на территории Скифии к началу н. э. этих племен нельзя, конечно, рассматривать как заселение территории какими-то новыми народами неизвестного происхождения. Это, в основном, не новые народы, а новые племенные образования, возникающие в процессе племенных скрещений и получающие свое имя от одного доминирующего слоя, имя которого переносится на все племя.

Поэтому нет никаких оснований предполагать, будто к началу н. э. все старое население Геродотовой Скифии поголовно исчезло, а его место заняли какие-то новые народы. Старое население оставалось на своих прежних местах.

Начиная с I–II вв. н. э. наименование скифов, как и сарматов, у древних авторов приобретает уже общий, чисто географический смысл. Это – народы, населяющие территории на север от Черного и Азовского морей и на восток от Дуная, Карпатских гор и Вислы.

Чем занимались скифы и сарматы. Смотреть фото Чем занимались скифы и сарматы. Смотреть картинку Чем занимались скифы и сарматы. Картинка про Чем занимались скифы и сарматы. Фото Чем занимались скифы и сарматы

Скифская культура: 1, 7, 8 – навершия; 2–6, 13–19 – наконечники стрел; 9 – бляшка; 10, 12 – боевые топоры-клевцы; 11 – псалий; 20, 22 – наконечники копий; 23–26, 30 – мечи; 27 – зеркало (с перпендикулярной ручкой); 28 – котел; 29 – зеркало (с боковой ручкой); 31–34 – керамика (1–8, 9, 13–19, 27–29 – бронза; 10–12, 20–26, 30 – железо)

Чем занимались скифы и сарматы. Смотреть фото Чем занимались скифы и сарматы. Смотреть картинку Чем занимались скифы и сарматы. Картинка про Чем занимались скифы и сарматы. Фото Чем занимались скифы и сарматы

Сарматская культура: 1–5 – мечи; 6–11 – керамика; 12 – «кастрюля»; 13–15 – зеркала; 16–18 – наконечники стрел; 19–21 – фибулы (1–5, 16–18 – железо; 12–15, 19–21 – бронза)

На территории Киева не раз находили скифо-сарматские, греческие и римские вещи: керамику, римские монеты, бронзовые и железные изделия – остатки культуры полей погребальных урн. В народном искусстве древней Руси продолжаются традиции скифо-сарматского искусства (терракоты, «черпала», вышивки, в частности, вышивки, изображающие коней и богинь, и т. д.).

Внешний облик скифа также имеет поразительное сходство со славянским, русским типом.

В религиозных представлениях древних славян длительное время сохраняются пережитки скифо-сарматских религиозных представлений.

Поэтому мы можем утверждать, что потомки трипольцев – скифские земледельческие племена Приднепровья – могут одновременно считаться одним из предков восточных славян.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Глава 3 Скифы – кто они?

Глава 3 Скифы – кто они? Мы блаженные сонмы свободно кочующих скифов, Только воля одна нам превыше всего дорога. Бросив замок Ольвийский с его изваяньями грифов, От врага укрываясь, мы всюду настигнем врага. Нет ни капищ у нас, ни богов, только зыбкие тучи От востока на

Скифы в Передней Азии

Скифы в Передней Азии В одной из своих книг профессор В.В. Мавродин написал такую «крылатую» фразу: «Под звон мечей и пенье стрел вступили славяне на арену мировой истории». Но, как верно отметил другой известный российский ученый А.П. Смирнов, более справедливой такая

Тучи с востока: сарматы и гибель Великой Скифии

Хазары украинские, сарматы польские, татары русские

Хазары украинские, сарматы польские, татары русские Восстание 1648-го навсегда изменило не только национальную и политическую карту Украины, но и совершенно переменило социальную структуру общества. Старая элита Речи Посполитой была изгнана с левобережья Днепра или

СКИФЫ

СКИФЫ Обширную территорию между нижним течением Днестра, Днепра и Дона: Геродот называет Скифией, а население ее — скифами. Имя это было известно и раньше грекам. Скифы не составляли единого племени, это целая группа племен. Геродот перечисляет с Юга на Север. Первые живут

САРМАТЫ

САРМАТЫ У римских писателей I–II века н. э. страна к северу от Черного моря и к северо-востоку от Дуная называется Сарматией, а население ее сарматами. Сарматы после скифов становятся господствующей силой в Причерноморье. Сведений о них меньше чем о скифах. Также как и

СКИФЫ

СКИФЫ Главные сведения о скифах сегодня сообщают археологические памятники Причерноморья. Второй источник — античные писатели и ученые. Особенно много сведений о них у греческого историка и географа Геродота.Геродот привел три легенды о появлении народа скифов.

Глава 9 ЕВРО-АЗИАТСКИЕ ПОТОКИ. СКИФЫ

Глава 9 ЕВРО-АЗИАТСКИЕ ПОТОКИ. СКИФЫ Древние оставили нам представление о Евразии как о мире без границ. Народы, которые населяли его, скрыты за пеленой легенд и неясных традиций и не поддаются хронологическому определению. Благодаря археологическим находкам, сделанным в

Источник

Скифы-Сарматы

Многие кто интересуется историей своей Родины, известно, что на территории Юга России, жили Скифы-Сарматы.

Геродот называл сарматов «ящероголовыми». Ломоносов считал, что от них произошли славяне, а польская шляхта называла себя их прямыми потомками. Русским девушкам достались в наследство от сарматов кокошники.

Ящероголовые или ошибка?

Происхождение названия сарматов покрыто глубокой тайной. Считается, что первый раз о них упомянул Геродот в V веке до нашей эры, назвав племена кочевников к востоку от Танаиса савроматами, что в переводе с греческого означает ящероголовые.

Два века спустя на той же территории у античных географов появляются сарматы. Ошибка ли переписчика привела к изменению названия или имелись в виду два разных племени неизвестно. Но в силу тождества территории принято считать савроматов Геродота сарматами.

Чем занимались скифы и сарматы. Смотреть фото Чем занимались скифы и сарматы. Смотреть картинку Чем занимались скифы и сарматы. Картинка про Чем занимались скифы и сарматы. Фото Чем занимались скифы и сарматы

Прежде всего, о названии народа. Что же касается названия, как «скифы», «сарматы», «гунны», то это плод словотворчества их соседей. Представители вышеперечисленных народов сами себя так никогда не называли. Вот что в середине XIX века писал знаменитый Русский историк Е. Классен:

«Из Геродота видно, что скифами греки называли ещё до него народ, признанный нами за Русов, следовательно они ещё менее были знакомы со Скифами и могли назвать его произвольно… Первое знаменательное для них, часто повторяющееся у Скифов слово могло служить тому основанием. Славяне же имели всегда обыкновение называться не Родовым, а видовым именем, поэтому грекам и трудно было затвердить все эти названия.

Что честь была характеристической чертой славянских племён, явствует и из народных песен, где воины ищут себе чести, а князю славы. Из этого становится ясным, откуда произошло и название славян, как эпитетного имени Русов и других племён. Не царственные ли Скифы назывались прежде всех славянами, а воинственные чтимыми?»

Куда же исчезли Скифы?

Многие годы бытует мнение, что Скифы покорены Сарматами. Хотя на самом деле скифы никуда не исчезли, просто вместо видового названия хронисты стали употреблять другое. Классен предположил и вполне убедительно доказал, что имя «сарматы» происходит от слова «сыромяты» или, точнее «сыромятники». Ведь основным товаром скотоводов была кожа, как правило, сыромятная (невыделанная). По языку, обычаям и общественному устройству Скифы ничем не отличались от Сарматов. Греки называли скифами тех, кого впоследствии стаи называть сарматами римские историки.

Чем занимались скифы и сарматы. Смотреть фото Чем занимались скифы и сарматы. Смотреть картинку Чем занимались скифы и сарматы. Картинка про Чем занимались скифы и сарматы. Фото Чем занимались скифы и сарматы Чем занимались скифы и сарматы. Смотреть фото Чем занимались скифы и сарматы. Смотреть картинку Чем занимались скифы и сарматы. Картинка про Чем занимались скифы и сарматы. Фото Чем занимались скифы и сарматы

В I веке до нашей эры греческий географ Страбон упоминает после сарматов несколько племен, наиболее известными из которых были роксоланы. Их название переводится из иранских языков как белые аланы. Их то позднее и принял Ломоносов за предков русов.

Сарматы, аланы, роксоланы, аорсы…

Чем занимались скифы и сарматы. Смотреть фото Чем занимались скифы и сарматы. Смотреть картинку Чем занимались скифы и сарматы. Картинка про Чем занимались скифы и сарматы. Фото Чем занимались скифы и сарматы

На исторической арене сарматы появляются в III веке до нашей эры, когда они напали и вытеснили из причерноморских степей скифов. До этого времени мы находим только отрывочные упоминания о сарматах на восточной границе Скифии, однако археологические свидетельства подтверждают их движение с южного Урала. В северном Причерноморье сарматы на протяжении четырех столетий – до II века нашей эры, занимали главенствующее положение, вытеснив оттуда других кочевников.

Сарматы, аланы, роксоланы, аорсы – такие названия даются римскими писателями разным кочевникам, живущим севернее Черного моря, время от времени тревожащим балканские владения римлян.

Сарматы были известны в Древнем Риме как опасные и достойные противники, снискавшие себе славу «великолепных воинов». Столетиями они терзали стареющую империю, вызывая головную боль у императоров и полководцев.

Закованная в тяжелые латы сарматская конница — катафрактарии — подобно танковой колонне сметала все на своем пути, а среди сарматских воинов нередко можно было увидеть женские лица.

В середине III века н. э. Римская империя переживала глубокий политический и финансовый кризис. Этой ситуацией не преминули воспользоваться соседи. На границы империи обрушились многочисленные германские племена, среди них наибольшей активностью отличались готы, в движение которых были втянуты и сарматы.

Во II веке до н. э. сарматские племена начали активное движение на запад, и уже через столетие заняли Днепро-Донское междуречье. В союзе с другими племенами они неоднократно вторгались в пределы римских владений южнее Дуная — в провинцию Мёзия.

Судя по источникам, первое столкновение сарматов с римлянами произошло в 16 году до н. э., когда римский сенатор Тарий Руф успешно отразил их натиск. Однако уже вскоре римлянам, подавлявшим Панноно-Далматинское восстание, пришлось срочно вернуть свои легионы в Мёзию и вновь направить их против сарматов и даков.

В это же время поэт Овидий, сосланный императором Августом в 8 году н. э. в затрапезный городок Томы (расположен у современной Констанцы в Румынии.— Прим. авт.), отметил пребывание сарматов на берегах Понта (Черного моря). По его свидетельству, они свободно разгуливали по городу, который посещали, переправляясь по льду через Дунай. Овидию пришлось даже выучить сарматский язык.

Постепенно сарматские объединения втягиваются в борьбу Рима с варварами и Боспором. К середине I века западные сарматы — языги — перешли горные перевалы Карпат и заняли равнину между Дунаем и Тисой — Венгерскую пушту. Вслед за ними к границам Рима продвинулись и другие сарматские племена — роксоланы. В это же время на днестровско-дунайских просторах появляется государственное объединение кочевников во главе с Фарзоем, который именуется царем и даже чеканит золотую монету со своим родовым знаком — тамгой. Сарматы усиливают давление на Мёзию и северопонтийские города. Воспользовавшись отвлечением основных римских сил из провинции на борьбу с Парфянской державой, войско Фарзоя в союзе с даками и бастарнами зимой на рубеже 67–68 годов вторглись в Мёзию, где, по словам историка Тацита, «изрубили две римские когорты».

Чем занимались скифы и сарматы. Смотреть фото Чем занимались скифы и сарматы. Смотреть картинку Чем занимались скифы и сарматы. Картинка про Чем занимались скифы и сарматы. Фото Чем занимались скифы и сарматы

В 89 году император Домициан вновь направляет против сарматов войска после того, как ими был уничтожен легион вместе с легатом. Через три года боевые действия завершились победой римлян. О том, что в Риме с облегчением вздохнули после этой тяжелой войны, свидетельствует тот факт, что в знак победы император преподнес лавровый венок Юпитеру Капитолийскому. Этим эпизодом было зафиксировано последнее столкновение сарматов с Римской империей в I веке н. э.

По словам знаменитого римского философа Сенеки, «Дунай разграничивает сарматские и римские пределы, а также сдерживает сарматские вторжения».

В результате всех этих со бытий территория междуречья Дуная и Днестра прочно заселяется сарматами, и к концу I века завершается образование «европейской Сарматии» — понятие, введенное Клавдием Птолемеем.

Чем занимались скифы и сарматы. Смотреть фото Чем занимались скифы и сарматы. Смотреть картинку Чем занимались скифы и сарматы. Картинка про Чем занимались скифы и сарматы. Фото Чем занимались скифы и сарматы

Чем занимались скифы и сарматы. Смотреть фото Чем занимались скифы и сарматы. Смотреть картинку Чем занимались скифы и сарматы. Картинка про Чем занимались скифы и сарматы. Фото Чем занимались скифы и сарматы

В это время эти кочевники стали столь влиятельной силой, что информация о них достигла даже Александрии Египетской, где жил и трудился Птолемей. Вся история европейской Сарматии связана с походами, набегами и миграциями. Сам тип кочевого хозяйства не мог существовать без хорошо организованного военного дела, позволявшего совершать стремительные набеги на границы Римской империи, отчуждать пастбища и скот у более слабых соседей, взимать дань с земледельцев и охранять собственные кочевья.

Птолемей выделил среди пестрого этнического массива варваров большие племена роксоланов и аланов. Античные авторы говорят о них как о сильных, храбрых и «многоконных воинах». Римский историк Аммиан Марцеллин упоминает живущих возле Днестра «европейских алан», родиной которых были Кавказские степи и предгорья. Их господство в Северном Причерноморье продолжалось на протяжении двух с половиной веков, а аланское переселение считается последней сарматской миграцией на запад.

Как сообщает иудейский историк и писатель Иосиф Флавий, аланы около 36 года н. э. занимали области Меотиды (современное Приазовье — Прим. авт.) вокруг реки Танаис (Дон). Часть их спустя некоторое время продвинулась к Дунаю. Во II веке они образовали мощный союз племен, который занял господствующее положение среди других кочевых народов и дал им свое наименование. По словам Аммиана Марцеллина, аланы «мало-помалу… изнурили соседние народы распространили на них название своей народности, подобно персам… Гоня перед собой упряжных животных, они пасут их вместе со своими стадами, а более всего заботы уделяют коням… Все, кто по возрасту и полу не годятся для войны, заняты домашними работами, а молодежь, с раннего детства сроднившись с верховой ездой, считает позором для мужчины ходить пешком, и все они становятся великолепными воинами».

Частые военные столкновения с сарматами в I и II веках н. э. нашли свое отражение, в частности, в искусстве Боспора. Яркими памятниками этих событий являются росписи пантикапейских склепов, на которых можно увидеть пылающие крепости и города, пеших и конных воинов в панцирных доспехах, скачущих всадников с развевающимися плащами и круглыми фаларами на крупах коней. Отсюда

Амазонки были сарматками?

Чем занимались скифы и сарматы. Смотреть фото Чем занимались скифы и сарматы. Смотреть картинку Чем занимались скифы и сарматы. Картинка про Чем занимались скифы и сарматы. Фото Чем занимались скифы и сарматы

Широко известно сообщение опального римского поэта Овидия о том, что сарматские женщины наравне с мужчинами ездят верхом на охоту, ходят на войну и носят мужскую одежду.

Чем занимались скифы и сарматы. Смотреть фото Чем занимались скифы и сарматы. Смотреть картинку Чем занимались скифы и сарматы. Картинка про Чем занимались скифы и сарматы. Фото Чем занимались скифы и сарматы

Другие античные авторы также писали о том, что сарматки нередко выступали как военачальницы, семейные жрицы и даже боевые всадницы.

Так, римский географ Помпоний Мела писал, что сарматы «племя воинственное, свободное, непокорное и до того жестокое и свирепое, что даже женщины участвовали в войне наравне с мужчинами».

А историк Геродот полагал, что сарматы произошли от браков скифских юношей с легендарными амазонками.

Чем занимались скифы и сарматы. Смотреть фото Чем занимались скифы и сарматы. Смотреть картинку Чем занимались скифы и сарматы. Картинка про Чем занимались скифы и сарматы. Фото Чем занимались скифы и сарматы Чем занимались скифы и сарматы. Смотреть фото Чем занимались скифы и сарматы. Смотреть картинку Чем занимались скифы и сарматы. Картинка про Чем занимались скифы и сарматы. Фото Чем занимались скифы и сарматы Чем занимались скифы и сарматы. Смотреть фото Чем занимались скифы и сарматы. Смотреть картинку Чем занимались скифы и сарматы. Картинка про Чем занимались скифы и сарматы. Фото Чем занимались скифы и сарматы

От сарматских женщин к нам пришли кокошники

Чем занимались скифы и сарматы. Смотреть фото Чем занимались скифы и сарматы. Смотреть картинку Чем занимались скифы и сарматы. Картинка про Чем занимались скифы и сарматы. Фото Чем занимались скифы и сарматы

В сарматских погребениях, и что важно, не только в них, археологи иногда находят черепа с удлиненной задней частью. Некоторые специалисты предполагают, что речь может идти об обычае искусственной деформации черепа, когда новорожденному ребенку перетягивают голову повязкой. На территориях северного Причерноморья, Кубани и Северного Кавказа такой обычай наблюдался с XXII по VII — VI века до нашей эры.

Чем занимались скифы и сарматы. Смотреть фото Чем занимались скифы и сарматы. Смотреть картинку Чем занимались скифы и сарматы. Картинка про Чем занимались скифы и сарматы. Фото Чем занимались скифы и сарматы

«Сарматский ритуал» постепенно исчез с территории России вместе с самими сарматами, но остался запечатленным в народном костюме, в частности, в кокошнике.

Греческий историк Геродот писал, что сарматы произошли от браков скифов и амазонок. С тех пор амазонки, в описаниях народов живущих севернее Черного моря, часто соседствуют с сарматами. Этот факт приобретал в глазах античных писателей особый интерес, так как женщины у сарматов, по его же словам, имели больше прав – участвовали в общественной жизни, сакральных действиях и даже в сражениях. Поклонялись сарматы Богине-матери Митре. (Доиранские культы)

Чем занимались скифы и сарматы. Смотреть фото Чем занимались скифы и сарматы. Смотреть картинку Чем занимались скифы и сарматы. Картинка про Чем занимались скифы и сарматы. Фото Чем занимались скифы и сарматы

Сарматы первыми среди кочевников начинают применять длинные, до 130 см, мечи. Позднее к мечу добавилось тяжелое копье – contus sarmaticus. Его длина составляла 3 и более метров и держать его приходилось уже двумя руками. Для щита при таком вооружении не оставалось рук, и единственной защитой сарматского всадника оставался чешуйчатый панцирь.

Чем занимались скифы и сарматы. Смотреть фото Чем занимались скифы и сарматы. Смотреть картинку Чем занимались скифы и сарматы. Картинка про Чем занимались скифы и сарматы. Фото Чем занимались скифы и сарматы

Пробивная мощь всадника с таким копьем была чрезвычайно велика. При первом ударе конник мог «нанизать» на копье несколько человек, после чего отбрасывал его и брался за меч. Подобный тип кавалерии был и у парфян, а позднее такие всадники стали элитой византийской армии – катафрактариями.

Сарматские курганы и золото

Чем занимались скифы и сарматы. Смотреть фото Чем занимались скифы и сарматы. Смотреть картинку Чем занимались скифы и сарматы. Картинка про Чем занимались скифы и сарматы. Фото Чем занимались скифы и сарматы

Украшения были богато орнаментированы, изготовлявшие их мастера владели техникой скани и зерни, умели работать с золотой проволокой. Фигуры зверей – хищников, драконов, копытных, обычно изображались в динамичных, изгибающихся позах. Где жили эти ремесленники не совсем ясно. Изготовить такие украшения римскому или греческому мастеру было сложно. Возможно, эти мастера жили в еще не открытых археологами меото-сарматских городищах.

Чем занимались скифы и сарматы. Смотреть фото Чем занимались скифы и сарматы. Смотреть картинку Чем занимались скифы и сарматы. Картинка про Чем занимались скифы и сарматы. Фото Чем занимались скифы и сарматы

Сарматские памятники археологии исчезают в III – IV веках нашей эры, что связывается учеными со вторжением в северное Причерноморье готов и основании их легендарным вождем Германарихом готской державы. Сарматы же, вероятно, под именами более мелких племен – тех же аланов, продвигаются под натиском с востока и севера на юг, на Балканы. Оттуда аланы, двинутся в Испанию, где образуют свое небольшое королевство, подчиненное вестготами несколько веков спустя и Британию. Сегодня английские историки подтверждают сарматское происхождение знаменитого короля Артура и его рыцарей круглого стола.

В XV – XVII веках, в эпоху, когда складывались современные нации, интерес к сочинениям древнегреческих и древнеримских писателей сильно вырос. В их произведениях политологи раннего Нового времени стали искать истоки своих государств и наций. И если для большинства западноевропейских стран общим государством-предком была Римская империя, а для немцев – победоносные древнегерманские племена, то в сарматах стали искать своих предков поляки.

В Польше это привело к созданию целой идеологии сарматизма — своего рода генетичского мифа. Шляхтичи считали себя потомками сарматов, грозы западного мира и культурных соседей дикого востока, а также были уверены, что гербы польской знати были скопированы с сарматских тамг (родовых знаков).

Это породило шляхетские вольности, республиканизм, восточная любовь к роскоши, заимствование культуры барокко и господство католицизма, переросшее в идею о мессианстве Речи Посполитой. С самим племенем сарматов идеология была связана только древним именем, однако она очень способствовала его распространению.

Сегодня можно уверенно сказать, что скифо-сарматы, это предки славянского народа и в том числе русского.

Источник

Чем занимались скифы и сарматы. Смотреть фото Чем занимались скифы и сарматы. Смотреть картинку Чем занимались скифы и сарматы. Картинка про Чем занимались скифы и сарматы. Фото Чем занимались скифы и сарматыlsvsx

Всё совершенно иначе!

Истина где-то посередине. Так давайте подгребать к ней не теряя достоинства.

Чем занимались скифы и сарматы. Смотреть фото Чем занимались скифы и сарматы. Смотреть картинку Чем занимались скифы и сарматы. Картинка про Чем занимались скифы и сарматы. Фото Чем занимались скифы и сарматы

Русские наследники скифской империи

Мы знаем из истории, что вся почти северо-восточная часть Европы, часть Азии между Аральским и Каспийским морями, от 45 до 55 градусов северной широты, большая часть Малой Азии заняты были некогда народом, игравшим великую роль во всемирной истории. Действия этого народа далеко простирались на юг, север и запад. Греки называли этот народ Скифами и делили его на несколько племён (Геродот).

Так называли греки народ, которого они не знали. Сведения их о нём основывались только на показаниях караванных путешественников и торговцев. Что “Скифы” не есть родовое имя этого народа, в том сознаётся и сам Геродот; он говорит: Скифы сами себя называли сколотами.

Греки, по сделанной однажды привычке называть народ произвольно придуманным ими именем — Скифами, продолжали употреблять это название и тогда, когда уже он им известен был сперва под прозвищем сарматов, а потом под другим, грозным для Византии именем Руссов, державших греческих императоров в постоянном страхе и неоднократно приводивших их в трепет.

Анна Комнена, Киннам и Константин Багрянородный называют их ещё Скифами, когда уже все прочие истории именуют Руссами.

Предание говорит нам, что Скифы имели также свою баснословную историю, которую историки передают трояко, согласно тому, как они слышали её из разных источников.

1) Геродот пишет, что, по преданию Скифов, первый человек, пришедший в их страну, по имени Таргитай, был сын Зевса и Днепровской девы (русалки?), дочери Днепра.

2) Диодор рассказывает, вследствие другого скифского мифа, что первый скиф был сын Зевса и родившейся от земли (апии) девы, названной Эхидною.

3) Понтийские греки говорят, что будто Геркулес, пришед в эту страну, прижил с девою-змеею, по имени Эхидною, трех сыновей: Агатирса, Гелона и Скифа, из которых последний приял, по воле богов, это царство, а прочие поселились подалее, на запад от него.

Мы впоследствии докажем, что размещение этих мнимых трех братьев, по протяжению от востока к западу, взято с натуры понтийскими греками. А теперь рассмотрим, какое пространство занимала Скифия, и какие племена в ней сидели.

В истории мы видим два огромных царства Скифов, ещё с приселками или выселками их, занимавшие значительную часть Азии и почти половину Европы. По показанию Геродота, часть этих Скифов сама себя называла сколотами; персы называли их саками. Плиний говорит, что их же называли и хазарами; Эратостен (+196) утверждает, что Скифами прозвали их понтийские греки, а по древней географии страна и народ Рось, расположенные по Араксу, названы были Скифами от других народов.

Геродотова Скифия занимала 16 000 000 квадратных стадий, или 640 000 квадратных вёрст. Она занимала всю южную часть Птолемаевой Сарматии, которой описание показано ниже. На север она доходила только до истока Дона, но на запад она заходила за пределы Сарматии, а именно до Фракии (позднейшей Мезени), нынешней части Болгарии, и врезываясь в Молдавию и Валахию; на восток границею её было Азовское море, на юг Чёрное море и Крым; север же не показан, упомянуто только, что за Скифами сидят Меланхлены.

Народы её, калипиды и алазане, ведущие скифскую жизнь, признаны всеми позднейшими историками за алан; около них, по его сказанию, сидят земледельческие Скифы; древние кимры, подданные Скифов и алан; другие земледельческие скифы-борисфениты; далее кочующие Скифы; королевские же Скифы живут от Герроса до Тавра. Кроме того Скифы сидели у Аральского моря — это массагеты, между изгибов Яксарта, в битве с которыми пал Кир. А на восток от выселившихся Скифов сидели исседоны (азыданы).

Сведения Геродотовы не простирались на север выше Харьковской губернии по той причине, что он почитал Балтийское море идущим дугою к Каспийскому. На основании этого северо-восточная оконечность Геродотовой Скифии и не смыкается в описании его с северо-западною. Ясно, что он не знал, какие именно племена, Скифские или не Скифские, жили на севере, ибо его описание очевидно не окончено с северной стороны, а то, может быть, что Скифия покрыла бы и всю Сарматию Птолемая.

Плиний также говорит о Великой Скифни, идущей от Дона на восток и север, и о Малой — от Дона к Днепру и далее на запад. При этом он прибавляет: но населено ли все это пространство между Лабою и Доном, и кем населено — то неизвестно.

Страбон то же говорит о большой или азиатской Скифии, находящейся на том же месте, но только имя Скифов он часто смешивает уже с Сарматами.

Древние историки говорят, что междоусобия в скифских степях, при Чёрном море, произвели то, что множество Скифов перешло опять в Азию. Эти Скифы покорили Мидию и владели ею 28 лет; они же покорили Ассирию и доходили до Египта соорудя на пути туда, в Малой Азии, город Скифополь.

Дарий воевал в 480 году до Р. X. со Скифами черноморскими.

У Римлян вся нынешняя Россия и придунайские земли названы были Скифиею. Географ Равенский включает в число скифских владений и Скандинавию. Он помещает Великую Скифию, в которой жили хазары и славяне новгородские, между мурман, финнов, карпов и роксолан — это владения, составляющие одну новгородскую область. Вероятно имя Новгорода “Великий” дало ему повод назвать и полагаемую им тут Скифию Великою.

При Птолемае Тавроскифы жили у Ахиллесова прилива.

В 400 году до Р. X. готы покорили гетов и Скифов при устье Вислы; следовательно и на устье Вислы сидели Скифы.

В трёх верстах от Симферополя находилась в старину скифская крепость Неаполь.

Там, где нынешний Акерман, сидели Скифы под именем тирагетов.

Олоферн, военачальник Навуходоносора, ополчался между Гаваем и скифским городом.

За несколько лет до Р. X. геты фракийские отняли у Скифов земли между Дунаем и Днепром. Стало быть Скифы сидели до самого Дуная.

Мела, называя всё пространство между Лабою и Доном Сарматиею, указывает на находящиеся подле этой Сарматии азиатскую (значит за Доном) и пространную европейскую (значит от Дуная до Днепра) Скифии.

Siginni (сигуны), по древней географии Скифы, выселившиеся из Египта и севшие за Каспием. Но Сигуном называлась нынешняя река Сыр-Дарья (у древних Яксарт), следовательно Скифы и у Аральского моря, и в Египте.

Аорси показаны Сармато-скифским народом на северо-западной стороне Каспийского моря. Это у устья Волги, где сидела, по другим историкам, Рса приволжская.

Арихи — скифское племя, сидевшее между Азовским морем и Кавказом.

Далмация причислялась в старину к Фракии, а вместе с нею к Скифии, следовательно и в Далмации сидели Скифы.

Дамна, город в Азии, жители его Дамняне-Скифы.

Кельты названы Скифами. Адам Бременский называет Винету скифским городом.

Нестор пишет, что греки называли Великою Скифиею полян, древлян, северян, родимичей, вятичей, хорватов, дулебов, оуличей и тиверцов до самого моря.

Из этого мы усматриваем, как широко раскинулись мнимые Скифы по Европе. И Фукидид в 460 году до Р. Х.говорит, что Скифы есть многолюднейшее племя в мире.

Теперь перейдём к Сарматам. Начнём с праотца истории Геродота: он говорит, что Сарматы скифского племени, ибо они говорили скифским языком, но другим наречием, а по этому Геродот и замечает, что они говорили испорченным скифским. Каждое племя считает своё наречие чистым, а прочие, к тому же языку относящиеся, испорченными. Очень естественно, что наречие мидийское могло разниться с наречием придонским, а потому скифский градоначальник, сообщивший Геродоту эти сведения, и сказал ему, что Сарматы говорят испорченным скифским языком.

У Птолемая местами сливается Скифия с Сарматией. Он говорит, что границы европейской Сарматии были: на север — Северный Океан и Веденский залив, на Запад Висла до истока своего, а на юг Сарматские горы, далее Тирас и от него до устья Борисфена (Днепра), оттуда до Перекопского залива, на восток по Меотийскому (Азовскому) заливу до устья Танаиса (Дона) и вверх по этой реке до её истока и до земли неизвестной.

В южной части этого обширного пространства находилась Геродотова Скифия, описанная им в 4 книге, где он даёт первые намёки о стране, дотоле неизвестной грекам.

Из этого явствует, что ни Геродот, ни Птолемай, ни даже позднейшие историки, не знали настоящих границ этих царств на севере; ибо ни у кого из них эти границы не смыкаются, и ни один историк не мог совершенно отделить Скифии от Сарматии, то тут заходит углом Скифия в Сарматию, то там Сарматия, в свою очередь, в Скифию, а в иных случаях они совершенно совпадают в одном месте, и даже у одного и того же писателя.

Но мы ещё более убедимся, что одному и тому же народу дано два имени, если сообразим всё то, что говорят историки о них. Геродот говорит: Сарматы скифский народ, ибо они говорят скифским языком; следовательно, из Мидии переселены были не Мидяне, а Скифы, названные почему-то Сарматами.

Птолемай говорит: Алане скифский народ. Он же говорит, что внутри Сарматии живут алаунские Скифы, они составляют ветвь сильных Сарматов и называются Алаунянами. Некоторые историки говорят, что Aorsi Сармато-Скифский народ и что сербы (Sirbi — С’рбы), народ в азиатской Сарматии, за Волгой, сарматского племени.

Первые Сарматы, или Сарматы Геродота говорили скифским языком. Попытаемся доискаться, какой же это был скифский язык. Историки говорят, что Сарматы, переселённые Скифами, впоследствии избили Скифов и расселились по всему пространству, называвшемуся уже потом их именем — Сарматиею, следовательно все Сарматы продолжали говорить тем же скифским языком, но другим наречием, которое Скифы сами называли испорченным, т. е. не чистым. Посмотрим, какой же это был скифский язык, которым говорили Сарматы. Вон он:

1) Скифы Анны Комненой, Льва Диакона и Киннама говорили русским языком.

2) Тавроскифы Константина Багрянородного говорили русским языком.

3) Велико-Скифы греческих писателей, по Нестору, говорили русским языком.

4) Сарматы (Руссы) Халкокондилы говорили — русским языком.

5) Алане (Росси) в грузинской истории — разумеется, русским.

6) Сарматы Папы Сильвестра II говорили венедским языком,а венедский язык есть наречие славянского.

7) Сарматы (Яциги и Паннонцы) Аммиана Марцелина и блаж. Иоронима говорили славянским языком.

8) Сарматы (Анты), признанные всеми за славян, говорили, разумеется, славянским языком.

9) Сарматы (Сербы) Плиния и Антона говорят и теперь славянским языком.

10) Сарматы (Венеды) Прокопия и Птолемая, как занимавшие одно и то же место с Сарматами Папы Сильвестра, говорили одним с последними языком, следовательно, славянским.

11) Сарматы (славяне) разных историков—славянским.

12) Все вообще Сарматы Апендини — славянским.

13) Алане (Анты) славянским.

14) Алане в северной Франции — славянским.

Следовательно, все приведённые здесь Скифы, Сарматы и Алане говорили если и разными наречиями, то все-таки славянскими. Нет сомнения, что и прочие, не приведённые здесь племена, говорили одним с этим языком, но мы ещё не можем представить наших о том выводов вполне.

Главная черта мифологии этих народов:
По Геродоту Скифы поклонялись мечу, в виде бога войны.

По Клементию Александрийскому, Сарматы поклонялись мечу, в виде бога войны.

По Нестору Руссы поклонялись мечу, в виде бога войны.

По Аммиану Алане поклонялись мечу, в виде бога войны. Вода.

По Гельмольду Славяне поклонялись мечу в виде бога войны, Вода, которому в Ретре построен был особый храм.

Конечно, мы находим у них некоторую разность в прочих кумирах; но когда есть расколы между христиан в одной общей истине, данной нам по откровению Божию, то как не быть им у идолопоклонников, созидавших себе идолов по своему произволению и дававших им имена и приписывавших им действия по своему воображению.

Нужно ли говорить, что и по этому выводу все вышеозначенные народы должны быть одноплеменны?

Прибавим только, что Геродот говорит о Скифах то же, что Тацит о Венедах, Прокопий об Аланах. Аммиан Марцелин описывает Алан как Руссов.

Но попробуем теперь ещё по другим выводам доказать то же самое. Нет сомнения, что в доисторические времена России греки могли иметь только некоторые и то неясные сведения о севере Европы, искажённые разного рода мифами. Это подтверждается неясностью всех византийских сказаний о мнимой Скифии. Так, несомненно, одноглазые аримаспы греков означали никого другого, как кривичей (кривой есть одноглазый). Вероятно, греки воображали, что это племя потому только и зовут кривичами, что они одноглазые и на основании этого мнения снабдили своих аримаспов одним только глазом. Так, их гиперборейцы живут очень долго и потом, наскучив жизнию, кидаются в море. В числе восточных племён скифских мы находим у греков и аридов, имя которых сохранилось только в летописях, а долговечность их в пословице, принадлежащей единственно одному только русскому народу: “живет аридовы веки”, т. е. очень долго. (Есть и в настоящее время географическая местность, дающая повод думать, что там жил народ ариды; это Арад на Каспийском море и другой, Старый Арад при реке Маросе, в Венгрии).

Очень естественно, что такие сведения дошли до греков по путям торговли, проходившим без сомнения в эти и чрез эти страны. Стоит только вспомнить торговлю янтарём при Эридане, несмотря на то, что будет ли это Висла, как некоторые толкуют, или Радун, близ Данцига или, наконец, Rhudon (Рудяная) позднейших историков, т. е. Западная Двина; все эти три реки находятся в пределах европейской Сарматии, называвшейся также и Скифиею, и близки были от янтарных промыслов. Кроме того, уже при Геродоте торговля шла из Ольвии вверх по Днепру, внутрь России, тогдашней Скифии.

Общее имя Скифов за. 150 лет до Р. X. сошло тихо и мирно с лица земли, без тревог народных. После того времени только кой-где мелькает это имя у историков и остановилось на время на одних Руссах.— Куда же девался этот народ, занимавший половину Европы? Как он исчез, или сошёл с своего места, не произведя волнений своим массивным движением? Какие тайные причины могли побудить его к такому движению? Ибо явных причин история не знает.
Соображая всё вышесказанное, мы должны заключить, что народа — Скифов — не бывало. Оно и действительно так; ибо сам Геродот говорит, что народ, прозванный Скифами, сам себя называл сколотами, следовательно, Скифы было только прозвище этого народа.

“Сколоты” — слово русское. В великороссийском наречии сколоты значит хлопоты, сколотин — хлопотун. Впрочем, есть речка Сколотка в Харьковской губернии, Школовка или Шкловка в Могилёвской губернии, Колота в Варшавской губернии, река Колоча в Смоленской, Колокша в Ярославской и Владимирской губерниях, Колоча, славянской городок в Венгрии и местечко Шклов, в Могилёвской губернии.

Какой же это народ — Скифы? К какому племени он принадлежал? Из одного имени “Сколоты” нельзя ещё определить, что это были Руссы, ибо имя “Сколоты” могло принадлежать одному только какому-либо мнимо-скифскому племени, следовательно это не родовое, а только видовое имя Скифов, да Геродот и получил это сведение от одного только скифского племени, с правителем которого лично беседовал, следовательно, и правитель говорил ему только об одном своём племени. Но соберём здесь несколько фактов, объясняющих нам родовое имя скифского народа.

1) Геродот пишет, что Скифы не есть собственное имя народа.

2) Эратостен (+ 196) пишет, что Скифы получили это название от понтийских греков.

3) По древней географии значит, что страна и народ Россы, расположенные по Араксу, прозваны были Скифами от других народов.

4) Свидас и некоторые другие пишут: Скифы или Русь, следовательно, они подтверждают то, что сказано в древней географии.

Чем занимались скифы и сарматы. Смотреть фото Чем занимались скифы и сарматы. Смотреть картинку Чем занимались скифы и сарматы. Картинка про Чем занимались скифы и сарматы. Фото Чем занимались скифы и сарматы

Из этого явствует, что народа Скифов не было, а что прозваны были этим именем Росси. И, действительно, греки продолжали употреблять для них имя Скифов даже и тогда, когда народ Росси был уже известен в Европе под своим собственным именем:

1) Анна Комнена называет Руссов с 1092 по 1120 год Скифами.

2) Лев Диакон называет их также Скифами.

3) Константин Багрянородный называет их Тавроскифами.

4) Киннам называет Галицких Руссов Тавроскифами. Но Кедрин в то же время уже называет их Руссами.
Хотя Скифами называли греки и многие славянские племена, но первых они прозвали так Россей и последние были Росси, которых они называли, по старой привычке, ещё тем же именем Скифов. С Россей началось название Скифов, ими и кончилось.

Следовательно, Скифы были Руссы.

Лучше поверить этим не многим источникам, нежели верить хаосу, втиснутому в историю компиляторами и, к стыду XIX века, оставшемуся по сие время неприкосновенным, подобно фактическим сказаниям.

Уничтожив имя Скифов в истории, уничтожится и много имён мнимых народов, каковы, например, конюхи и опальные, помещенные у греков под именами Heniochi и Араlа. Что действительно конюхи, по-видимому, сочтены за особый народ, явствует из следующего: в истории сказано, что Нeniochi есть скифский народ, в Колхиде, между Чёрным морем и Кавказом, которых греки называют также вожаками, т. е. управляющими колесницами Тиндерид. Нeniochos значит у них уздодержатель и вожак колесниц. По нашему мнению, уздодержатель или вожак колесницы есть конюх. Неужели же греки называли конюхов особым народом? А более никакого занятия, ни дела, ни следа этого народа не видно. Этих гениохов следовало бы и прежде Скифов вычеркнуть из истории, несмотря на то, останутся ли они греческими гениохами и вместе с тем уздодержателями, или будут славянскими конюхами. Но вообще должно заметить, что между словами Непiochi и конюхи есть много созвучности, а в занятиях и тех и других совершенно тождество.

Под Араlа мы подразумеваем опальных, на следующем основании: опальные русские геты, опальные сабины и из разных окрестностей тати основали Рим; опальные мнимые Скифы образовали половцев; опальные Руссы образовали Запорожскую сечь. Очень естественно думать, что греки получили сведение об своих Араlа от Скифов, а Скифы подразумевали под ними своих опальных. (Вероятно, что половцы вначале не принимали ещё в своё сообщество татар, и потому не могли составить смесного народа, какой они представляли впоследствии, а были чистые Скифы).

Попытаемся теперь разыскать: от чего Скифы могли получить такое название. Из Геродота видно, что Скифами греки называли ещё до него народ, признанный нами за Руссов; следовательно в то время они ещё менее были знакомы со Скифами и могли назвать его произвольно, как мы по сие время американских индейцев называем огненными. Первое, замечательное для них, часто повторявшееся у Скифов слово, могло служить тому основанием. Славяне же имели всегдашнее обыкновение называться не родовым, а видовым именем, почему грекам и трудно было затвердить все эти названия. Но торговый народ в России имел и имеет по сие время обыкновение употреблять при каждом торговом деле слово “почёт”, он употребляет его при требовании уступки и при делании таковой, он говорит: почтите меня, что значит: уступите; или я вам делаю почёт, т. е. уступаю. А как мнимые скифы знакомились с греками на путях торговли, то нет сомнения, что древнеобычный привет Русских: чтите, а по другому великорусскому наречию цтите — дал повод римлянам называть их сцитами, а грекам скифами.

Что честь была характеристическою чертою славянских племён, явствует и из народных песен, где воины ищут себе чести, а князю славы. Из этого становится ясным, откуда произошло и название славян, как эпитетного имени Руссов и других племен. Не царственные ли скифы назвались прежде всех славными, а воинственные чтимыми?

На вопрос: куда ж девались Скифы? Мы указываем сперва на историю. История отвечает нам на этот вопрос обычною эпитафиею: со 150 года до Р. X. имя скифов исчезло в истории. Но, каким образом оно исчезло? Истребились ли все Скифы, или переселились куда в Азию? Видно, что этот вопрос кидался и прежде каждому в глаза, а потому возникли толковники: одни говорили, что Сарматы, переселенные на Дон, истребили Скифов, а другие, заметив, что это невозможное дело, объявили, что Скифы выселились.

Рассмотрим оба эти предположения:

Скифы истреблены Сарматами.

Скифы, это, по Фукидиду, многочисленнейшее племя в мире, и притом воинственное, никак не могло быть уничтожено их же, не более как придонскою, колониею; смешно даже и подумать что-нибудь подобное.

Эта колония могла сделать то же, что сделали Сарматы лимиганты; допустим даже, что она могла истребить Скифов придонских, ей соседних; но чтоб она могла сделать невозможное — истребить всех Скифов, на пространстве 16 000 000 квадратных стадий, или 640 000 квадратных вёрст, в том мы не только сомневаемся, но объявляем это мнение ничтожным. Один только недостаток соображения обнаруживается в этом предположении.

Скифы выселились в Азию.

Но народ не может исчезать, как туман, ни двигаться, как шашки. Могли ли бы два огромные скифские царства двинуться всею своею массою, не оставя следов за собою, на изглажение которых нужна жизнь целой генерации. При движении такой массы путь не мог быть тропинкою, или ездовою дорогою; для их пути нужно было в ширину целое царство; а такому громадному действию надлежало бы отозваться у всех соседних народов. Но ни греки, ни персы, ни арабы ничего не говорят о таком исполинском движении, которого, в сущности, и быть не могло.

По какой же причине Скифов вдруг не стало, и на их местах очутились одни Сарматы?

Всё это произошло оттого, что народ остался на том же месте, но явился только под другим именем; новое имя его Сарматы. Всё дело объясняется тем, что колония Сармато-Скифов была ближайшим скифским поселением к грекам, а греки, начав, по какой-то неведомой причине, называть ближайших Скифов Сарматами, распространили впоследствии это же название и на всех Скифов. Римляне последовали грекам.

Но перейдём теперь к Сарматам.— Сарматия занимала ещё большее пространство, нежели Скифия. Мы видим по истории только одно сарматское племя — Алан, вышедших частию из пределов обширнейшей Сарматии и образовавших особое государство — Аланию — на пределах Франции (в нынешнем Соммском департаменте), на реке Сомм (древней Самаре); прочие Сарматы преобразились в Славян. Но здесь уже гораздо заметнее причина перехода имени Сарматов в разные племенные славянские названия. Со времени войн римлян с Сарматами и победе первых над последними постепенно начали выказываться настоящие племенные названия народов, слывших, только по неведению греков и римлян, под общим именем Сарматов. Таким образом, дошёл черёд и до остальных, или самых дальных, т. е. до Руссов, и последняя печать сарматизма наложена была Халкокондилою на них. Это было тогда, когда вся прочая Европа давно называла их Руссами.

А как народы не могут, как снег, таять от солнца, то мы должны заключить, что народа Сарматов — также не было, как не было Скифов.

Доказав, что одни и те же славяне назывались обоими этими именами, мы получаем в истории большой простор, вся неразъяснимая путаница отпадает, как нарост, от здорового тела. Нет никаких неестественных истреблений и переселений народов; нет бесчисленных вторжений, на бумаге одним почерком пера совершающихся, и огромнейшее племя в мире — Скифы — и большее того, по показанию Птолемая, племя Сарматов, и великое племя Славян, число которых сравнивают историки с числом звёзд на небе, остаются не тревожимы, сливаясь в один и тот же народ. Нет надобности ни переселять одних, ни вторгаться другим. Здесь ясно, что имя Скифов относится к одному племени Руссов, а имя Сарматов к разным племенам; одним словом, всё идёт своим чередом, и всё, что сказано о Скифах, Сарматах и славянах, составляет одно целое, нераздельное, из которого нужно только исключить всё то, что относится к истории монголов и, также по неведению греков, смешано с историею славян. Особенно же полезно то, что история очистится от тяготеющей в ней тучи племенных названий, не составляющих племен, и до 40 народов и народцев вычеркнутся из летописей.

Но откуда же могло возникнуть имя Сарматов? Диодор говорит, что Сарматы выселены из Мидии, следовательно, они были Мидийцы. Почему же греки назвали их Сарматами?

Венелин искал корня этого слова в греческом языке и потому производил Сарматов от ящероглазых. Нам кажется это мнение ошибочным, во-первых, потому, что нельзя назвать славян ящероглазыми, во-вторых, не у всех племён славянских одинаковые глаза, в-третьих, сарматами названы были некоторые племена и не славянские, как например Финны (у Птолемая), и наконец оказывавшееся Сарматам предпочтение пред другими племенами, вероятно, основано было не на ящеричных глазах.

А что Сарматам оказывалось предпочтение, явствует из того что их переселяли скифы к себе, кельты к себе, римляне к себе, византийцы к себе, тогда как прочих, как например гетов побежденных, они продавали в рабство и часто истребляли мечом. Если б Сарматы были мирный народ, то, может быть, они и могли б заслужить такое предпочтение, но, наоборот, они более всего беспокоили римлян. Вероятно, Сарматы пользовались этим предпочтением по какому-либо особенному искусству или ремеслу.

Мне кажется, что корень этого слова надобно искать в славянском языке, как и корень имени скифов. Известно, что в начале у греков с славянами (скифами) были сношения только на путях торговли. Известно также и то, что на ярмарках спрашивают купцов по товару, а не по стране, в которой они живут, так, например, говорят: приехали ли железники или кожевенники? Когда буду рыбники? и т. п. Очень естественно, что и на тогдашних торжищах греки называли людей по товару, как, например, торговавши лунтаями — Lantani, курпами — Саrрi; зипунами — Zipani, Sipani, какатами — Zacati, малахаями — Ма1асhitа, струнями — Strusi, Sturni, харапаями — Саrраgi, чепанами — Cepini, бродцами (рыболовными сетями) Вrоdnizi. На этом же пути и сыромятники могли получить название Sarmatae или Sauromatae. Во многих местах Малороссии и теперь называют сыромятников —сырмате, а мастере дубленых кож — кожемате.

Если принять это в основание, тогда нам ясно будет, почему историки писали Scythae-Sarmatae, Venedi-Sarmatae, Lugiones-Sarmatae, и пр., ибо тут уже разделение сыромятников по народам для определения относительной ценности и доброты товара.

Известно, что приготовление сыромятных кож принадлежало преимущественно славянам и товар этот шёл во все страны, когда ещё делали из него и конскую сбрую и воинские щиты (Кассубы со своими огромными кожевенными заводами ясно указывают, отчего Венеды попали также в Сарматы).

Всеобщая потребность этого товара действительно могла быть побудительною причиною всюду переселять сарматов при первой тому возможности. Этим положением объясняется, что сыромятный товар составлял одну из главнейших ветвей торговли славян. Этим же положением определяется и скорое распространение

имени сарматов на местах скифов и прочих славян, никогда не трогавшихся с места. Этим объясняется, почему переселенные скифами сарматы были скифского племени; этим объясняется, почему в Птолемаевой Сарматии сидят ещё скифы, славяне и ахтырцы не сарматы. Объясняется — почему его Скифия совпадает с Сарматиею: Птолемай в своём описании Сарматии смешал два описания, а именно показание размещения племён, и показание размещения торговых производств, где он, на том же основании принял и названия Carpi, Strusi и прочие за особые племена.

Зная, что Руссов называли Скифами, Троянами и Славянами, мы переносим на первых, т. е. на Руссов все те отличительные черты, которые засвидетельствованы порознь за всеми тремя относительными их названиями историками фригийскими, греческими, римскими и немецкими, и из сего сгруппирования свойств и развития одного и того же народа оказывается, что просвещение древних Руссов и старше и выше греческого. Мы приведём здесь только некоторые факты, к этому предмету относящиеся:

Геродот говорит, что самые умнейшие люди, которых он знал, были Скифы.

Страбон защищает Скифов, говоря, что если они приняли что-либо дурное в свой обычай, то заимствовали это у Греков и Римлян.

Дит и Дарет говорят, что Руссам Троянским известны были музыка, живопись, механика, комедия и трагедия.

Римский посланник к Аттиле говорит, что Скифы (Унны) самый правдивый народ и лжи не терпит.

Адам Бременский утверждает, что Скифам известен греческий огонь, называемый у них вулкановым горшком.

Все историки единогласно подтверждают, что Скифы лучшие воины, а Свидас свидетельствует, что они издревле употребляли знамёна в войсках, чем доказывается регулярность в их ополчениях.

По Эфору Анахарсис — Скиф, причислен был к числу семи мудрецов.

По сказанию многих писателей в 670 году до Р. X. некто Скиф или гиперборей — Аварис творил чудеса в Греции.

Чем занимались скифы и сарматы. Смотреть фото Чем занимались скифы и сарматы. Смотреть картинку Чем занимались скифы и сарматы. Картинка про Чем занимались скифы и сарматы. Фото Чем занимались скифы и сарматы

Промышленность Скифов также опережала таковую же у всех прочих народов; ибо известно, что Скифы изобрели сталь, огниво, нелинючие краски, выделку кож сыромятных и юфти; им известно было бальзамирование трупов, что они и исполнили над трупами царей своих; им же принадлежат и первые горные работы и разные другие открытия и изобретения. Астрономия Скифов (Халдеев) есть, сколько известно, старшая у всех народов.

Скифские письмена, сохранившиеся в некоторых скандинавских и всех поморских рунах, а также и по левому берегу Енисея, повыше Саянского отрога, свидетельствуют, что служили образцом для древних греческих письмен, равно для Кельтских и Готфских алфавитов.

Скифы верили в бессмертие души и в будущую загробную жизнь, а равно и в наказания загробные. Их определение и идея о Творце вселенной не сделает стыда и христианам.

Но всё приведённое нами составляет только отрывки из разбитой по разным сказаниям истории развития и просвещения Скифов; главные их аргументы без сомнения утрачены все во время политических волнений на востоке, пожиравших и истреблявших всё огнем и мечом, и Греки только потому так выдались вперед, на первый план народов просвещённых, что известия о них более сохранились.

Давно бы пора нам, русским, собрать все иностранные сочинения о России, написать совокупный обзор их, заклеймить печатию отвержения те из них, которые недостойны, по предмету истории, чтения, и тем избавить молодую нашу генерацию от напрасной траты времени на прочтение пустых, ничтожных и преисполненных ошибок и лжи сочинений, а вместе с тем указать и на те, которые могут служить руководством.

Конечно, нужно на это много времени, ещё более деятелей и несколько таких словарей, каким нас подарила Санкт-Петербургская Академия Наук, под заглавием: «Опыт областного Великорусского словаря». Полезно бы было будущему изданию его дать направление историческое, а собирателям слов подобную инструкцию. Исполнение этого было бы великим и славным делом для истории России. Тогда вся древняя история Европы, запятнанная местами неведением и невежеством некоторых псевдоученых, очистилась бы как зеркало!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *