Чем занимались скоморохи на руси
Как появились скоморохи на Руси и почему их решили уничтожить
В современном представлении скоморохи — этакие цирковые артисты, развлекающие публику. Но на самом деле их вклад в культуру был очень велик.
Скоморохи на Руси были по сути своей глашатаями правды. Они не боялись показать в своих сценках неприглядные дела бояр и даже правителей России.
Фактрум предлагает поближе познакомиться с культурой скоморохов и узнать, почему их не любили сильные мира сего.
«Скоморохи в деревне». Ф. Рисс
Откуда взялись и когда появились скоморохи на Руси
Доподлинно неизвестно, но, скорее всего, бродячие актёры стали приходить на территорию Руси из Византии или же из более западных стран. И само слово «скоморох» происходит от византийского слова «скоммарх» — мастер шутки. Покровителем скоморохов был Троян — славянский бог, помогающий комедиантам.
Первое упоминание о скоморошестве датируется серединой XI века, о бродячих шутах упоминается даже в «Повести временных лет». А в XVI веке одиночные артисты стали объединяться в группы, так называемые «ватаги». Они были достаточно многочисленны, в некоторые входило до ста человек. Позднее скоморохи перестали активно путешествовать и стали организовывать маленькие скоморошечьи деревни. Оттуда они несколько раз в месяц выезжали в соседние поселения.
Чем занимались бродячие шуты
Безусловно, скоморохи были талантливыми комедиантами. Они ходили по городам и сёлам и веселили людей, показывая им забавные сценки. В основном, артисты выступали на площадях и ярмарках, но приглашали их и в боярские терема. Был у шутов и богатый реквизит: различные костюмы и маски из бересты или кожи. Меняя маски, один и тот же скоморох мог исполнять разные роли. Были скоморохи и хорошими певцами. Все свои произведения они сочиняли сами, и у каждой ватаги они были свои. Скоморошья музыка была весёлой и задорной, от неё ноги сами пускались в пляс. Но исполняли они и грустные баллады. Многие произведения скоморохов люди разбирали на цитаты, дошедшие и до наших дней.
«В костюме скомороха». А. Васнецов
Чаще всего вместе с бродячими артистами путешествовал и дрессированный медведь, обученный показывать различные трюки. А некоторые ватаги предпочитали водить с собой быка или козу. Нередко скоморохи устраивали кукольные представления по мотивам сказок. Но вместе с этим бродячие шуты были хорошими знатоками различных примет и астрологии, поэтому могли дать полезный совет, например, насчёт начала жатвы.
Большинство произведений скоморохов были сатиричными. Нередко скоморохи подвергались гонениями за то, что высмеивали бояр, представителей духовенства и простой народ. И если крестьяне и городские жители искренне смеялись над сценками, то сильные мира сего негодовали и хотели скоморохов истребить. Особенно рьяно этим мечтала заняться русская церковь, ведь во многих обрядах и представлениях они видели языческие мотивы.
Как и почему уничтожили скоморохов
Многие представители церкви ненавидели скоморохов и считали, что они являются представителями культа Трояна. Из-за этого и из-за выставления церкви в неприглядном виде в XV веке начались активные действия против скоморохов. Их арестовывали, били розгами и батогами, бросали в тюрьмы, а инструменты сжигали на кострах. Благодаря стараниям архиепископа Никона в 1648 году царь Алексей Михайлович подписал указ, запрещающий скоморошество на Руси.
Позднее оставшиеся не у дел скоморохи стали заниматься другими, более угодными церкви и государству делами. Своё актерское поприще они не оставили, а стали выступать в балаганах и на ярмарках. Они всё так же показывали представления с фокусами, куклами и дрессированными животными, но делали это уже в ином ключе, оставив в стороне насмешки.
Сообщение о скоморохах позволит узнать, откуда взялись и как выглядели средневековые русские актеры, как зародилось и угасало искусство скоморошества, каковы были его традиции и тайны.
Откуда взялись скоморохи на Руси
Скоморох, он же игрец, плясец, глумец и скомрах – в традиционной восточнославянской культуре так называли бродячих универсальных артистов, каждый из которых был и актер, разбирающийся в музыке и играющий на музыкальных инструментах, и танцор, выступавший на различных мероприятиях, вроде народных гуляний и свадеб.
Долгое время представители этой профессии составляли целый социальный класс.
И если значение этого слова незамысловато, то этимология его до сих пор ставит в тупик историков. Несмотря на то, что на эту тему был написан не один научный доклад, к единому мнению ученые не пришли. Проследить четкую историю происхождения слова «скоморох» не удалось и по сей день.
Увидеть бродячих артистов можно было практически на любом крупном сборище людей, независимо от его направленности – играли они и на ярмарке, и на похоронах.
История искусства скоморохов берет своё начало во времена древней Руси, примерно в XI веке нашей эры. Основной их функцией являлась реализация древних как мир потребностей человека – в хлебе и зрелищах.
Именно ответственность за зрелища и брали на себя скоморохи. Они занимались тем, что затевали песни и пляски на площадях и ярмарках, завлекая в своё представление всё больше народа. Особенностью работы скомороха являлся непосредственный контакт с аудиторией.
Однако, была и обратная сторона медали. Во время таких представлений, в сговоре с самими артистами нередко работали всевозможные воры и разбойники, в ходе гуляний «подрезавшие» кошельки и опустошавшие прилавки зазевавшихся торговцев.
Как выглядит скоморох
Этих бродячих русских артистов можно узнать по трем атрибутам: костюму, музыкальным инструментам, на которых они играли, и сопровождавшим их животным.
Костюм
Проводя аналогии с западной культурой, скоморох – это шут для широких масс общественности. Способствовали такому образу и яркие, цветастые, зачастую гротескные костюмы.
Нередко тематический уклон их выступлений был направлен в сторону язычества, с использованием соответствующих костюмов славянской и языческой мифологии. Одним из атрибутов, свойственных скоморохам, был традиционный шутовской колпак с бубенчиками.
О костюмах артистов позволяют судить рисунки, оставленные их современниками.
Особую роль играла и универсальность артиста, который мог петь, плясать, шутить и разыгрывать небольшие театральные постановки на острые социальные темы. В театральной деятельности «славянских шутов» преобладала сатира в отношении власти, что представителям последней крайне не нравилось.
Музыкальные инструменты
Помимо актерского мастерства важной частью работы скомороха являлось умение играть на всём, что попадется в руки. Гусли, гудки, домры, бубны, волынки – на чём только не играли мастаки-скоморохи в ходе своих представлений.
Животные
Частыми участниками ватаг были всевозможные дрессированные звери и птицы. Коты, собаки, соколы и даже гуси!
Звездой такого рода «шоу» всегда являлся дрессированный медведь, присутствие которого вызывало недюжинный интерес народа. Прикосновение к медведю считалось добрым знаком, поэтому жаждущих прикоснуться или даже сплясать с косолапым всегда стояла очередь.
Традиции скоморохов
Зарождение скоморошества на Руси в дохристианскую эпоху во многом повлияло и на традиции, и на репертуар бродячих артистов.
Основной тематикой в первые века существования этой культуры было славянское язычество, с обращением к богам.
Среди выступлений раннего периода скоморошества проводились даже целые религиозные обряды, именно поэтому принято считать, что своим созданием культура скоморохов обязана христианизации Древней Руси, в ходе которой жрецам языческих культов не осталось места, и они вынуждены были скитаться по земле, показывая в качестве представлений то, что умели лучше всего – процесс поклонения богам.
Проводили скоморохи, как сказано выше, свадебные и похоронные обряды, что также свидетельствует о религиозном происхождении данной культуры. К слову, у скоморохов даже был собственный божественный покровитель – Троян, бог комедиантов и циркачей.
Нередко происхождение скоморохов также связывают с жрецами Велеса, второго по значимости бога в славянской культуре. Велес – «скотий бог», покровитель рассказчиков и поэзии.
Гонения на скоморохов и угасание традиции скоморошества
Но, как и в нынешние времена, так и во времена Древней Руси, официальная власть и общепринятая церковь не слишком приветствовала ватаги смутьян, гнущих линию поклонения языческим богам и устраивавшим народные гуляния, временами выливавшиеся в локальные крестьянские восстания.
Учитывая тот факт, что с 988 года, когда светлый князь Владимир Красно Солнышко, впоследствии получивший прозвище «Великий», окрестил Русь, начался активный, жестокий и кровавый процесс христианизации общества, с вытекающим из него уничтожением языческих идолов, идолопоклонников и общин, не желавших смириться с навязываемой политикой.
Масла в огонь ненависти правящих элит к скоморохам подливал и тот факт, что там, где прогулялась «ватага», нередко случались драки, воровство, грабежи, поджоги и многие другие беды.
Более того, учитывая не слишком рьяное желание вчерашних язычников становиться христианами, колкие высказывания и острая сатира нередко поднимала недовольный положением дел народ против княжеской дружины и христианских священников.
Однако, без структурированной системы внутренней государственной безопасности, в условиях отсутствия средств моментальной связи, бороться со скоморохами – равносильно поиску иголки в стоге сена.
Поэтому, несмотря на постоянные гонения, традиция скоморошества продолжала существовать вплоть до XVII века, когда в 1648 и в 1657 гг. по инициативе архиепископа Никона были подписаны царские приказы, запрещавшие скоморошескую деятельность.
Священнослужители вместе с дружинниками провели огромный комплекс мероприятий, среди которых особо выделилась борьба с любыми музыкальными инструментами и запрет «кабачных» музыкантов. Временами доходило до поиска и уничтожения даже личного инструментария граждан, что в конце концов возымело успех.
Постепенно перестали существовать ватаги, а сами скоморохи начали активно менять профессию. Кто становился дрессировщиком при дворе вельмож, кто создавал странствующие кукольные театры, а кто – по старой памяти шел в ярмарочные веселители и балаганщики.
В итоге – традиция и культура скоморошества так или иначе повлияла на культурные черты многих славянских народов.
LiveInternetLiveInternet
—Поиск по дневнику
—Рубрики
—Метки
—Музыка
—Подписка по e-mail
—Статистика
Откуда на Руси появились скоморохи, чем запретным они занимались, и как их уничтожали.
Откуда на Руси появились скоморохи, чем запретным они занимались, и как их уничтожали.
Часто можно услышать слово «скоморох», брошенное в сторону чрезмерно весёлых и несерьёзных личностей, как часто мы слышали пословицы и поговорки с упоминанием скоморохов, видели их изображения на картинах. Кем же были эти люди в действительности?
История скоморохов на Руси
Чем занимались скоморохи
Скоморохи развлекают честной люд
Особенности представлений
Представление начиналось с того, что пройдя максимально шумно по главным улицам, зазывая зрителей, скоморохи останавливались на площадях, позволяя толпе себя окружить. На этой импровизированной «сцене» они, под общих хохот толпы, играли различные сценки, часто неприличного характера. Артисты пели частушки и потешки, танцевали, играли на музыкальных инструментах, среди которых гусли, жалейка, бубен и мн.др. Одежда скоморохов тоже выделялась: яркая, нелепая, с длинными рукавами, как с чужого плеча. Для театральных представлений использовались так же маски, импровизированные костюмы.
Скомрахи, глумцы, гусельники, игрецы, плясцы.
Подобные представления всегда были спутниками народных гуляний, праздников, в т. ч. и языческого происхождения, например Масленицы. Скоморохам были рады на свадьбах и даже похоронах. Особенностью скоморошьих «шоу» был тесный контакт с публикой: не только близкое расположение к зрителям, но и непосредственное вовлечение зевак в действо.
Репертуар бродячих актеров включал фокусы, танцы, небольшие пьески (игрища), песенки, глум (социальную сатиру). Представления они давали обычно в масках под аккомпанемент бубнов, волынок, гудков, жалеек, домр. Инструменты бродячих музыкантов выдавали веселые зажигательные мелодии, заманивающие людей пуститься в задорный пляс. Однако при желании скоморохи могли исполнить и грустную балладу, заставляющую плакать недавно веселящуюся толпу.
«Скоморохи на Руси»
Отношение к этому виду искусства у простого люда и у высших сословий в корне отличалось. Если для крестьян и мещан скоморохи всегда были желанными гостями, то церковь и власть всегда были настроены отрицательно. Церковные тексты и вовсе называют скоморохов «бесовскими слухами» за языческие мотивы их песен, нецензурную брань и общий похабный характер действа. Но есть причина, объединяющая церковную и княжескую/царскую власть — сатира, которой пропитаны сюжеты частушек и спектаклей, где отрицательным персонажем, выводившимся на потеху публике, мог быть и жадный поп и глупая знать. Поэтому с XVII столетия начинается активное давление и травля со стороны высших сословий под предлогом асоциальных, бесовских настроений и преступлений, якобы совершаемых странствующими труппами. К петровским временам скоморохов практически не существует. Их начинают заменять профессиональные театры, отдельные уличные представления: бродячие музыканты, актёры, фокусники и укротители медведей.
На многие километры окрестностей разносились обрывки ритуальных песен, музыка, исчезавшие с рассветом. Скоморошьи наряды были необычайно красочными. Актеры носили яркие цветные рубахи и штаны, на голову обычно надевали смешные колпаки с бубенчиками. Выступая на площадях и улицах, скоморохи общались с публикой напрямую, вовлекая ее в представление.
Артели бродячих актеров и музыкальная мафия
Скоморохи на колядках.
Появление скоморохов: тайны древней Руси
До сих пор доподлинно неизвестно, откуда появились бродячие комедианты. Однако существует первоначальная версия, что первыми скоморохами были участники языческих обрядов, оставшиеся без дел. На капищах в период язычества разыгрывались целые представления с участием ряженых.
Отношение церкви
Большинство церковных, а затем, под влиянием церкви и государственных свидетельств, проникнуты духом нетерпимости к народным увеселениям с песнями, плясками, шутками, душою которых нередко были скоморохи. Такие праздники назывались «скаредными», «бесовскими», «богомерзкими». В поучениях повторялось из века в век заимствованные из Византии, раздававшиеся там с первых веков христианства порицания и запрещения музыки, пения, плясок, переряживания в комические, сатирские или трагические лица, конных ристаний и иных народных увеселений, в Византии тесно связывавшихся с языческими преданиями, с языческими культами. Византийские взгляды переносились на русские обстоятельства, лишь некоторые выражения византийских подлинников иногда переиначивались, пропускались или пополнялись, соответственно условиям русской жизни.
В царской грамоте 1648 приказывается, чтобы скоморохов с домрами, и с гуслями, и с волынками, и со всякими играми «в дом к себе не призывали». «Буде учнуть. мирские люди тех скоморохов (с гуслями, домрами, сурнами и волынками) и медвежьих поводчиков с медведями в домы своя пускати» (читаем в «Памяти митрополита Ионы», 1657 г.).
Уничтожение скоморошества
Пора и честь знать.
Сразу же после крещения священнослужители начали активную борьбу с бродячими актерами, которых приравнивали к языческим жрецам. Выступления комедиантов церковь считала бесовскими игрищами, противоречащими церковному уставу. В 1648 году архиепископ Никон усердными стараниями добился указа царя о полнейшем запрете скоморошества. После этого и других царских указов начались гонения на бродячих комедиантов и их слушателей.
Скоморохов били батогами, бросали в тюрьмы, инвентарь уничтожали. Причина гонений крылась в нетерпимости церковных деятелей к народным увеселениям, центром которых были скоморохи. В поучениях повторялись пришедшие из Византии запрещения плясок, музыки, переодеваний, других видов увеселений, которые, по мнению византийцев, были связаны с языческими культами и преданиями.
Византийские взгляды почти полностью были перенесены церковниками в русскую действительность. Досаду у властей и церкви вызывали также сатирические выступления актеров, выставляющие духовную и светскую власти в нелицеприятном виде. Скоморохи со временем превратились в кукольников, балаганщиков, медвежатников, ярмарочных увеселителей.
Перевёрнутый мир скоморохов
Откуда на Руси появились скоморохи, чем запретным они занимались, и как их уничтожали
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Чем занимались скоморохи
Репертуар и костюмы скоморохов
Репертуар бродячих актеров включал фокусы, танцы, небольшие пьески (игрища), песенки, глум (социальную сатиру). Представления они давали обычно в масках под аккомпанемент бубнов, волынок, гудков, жалеек, домр. Инструменты бродячих музыкантов выдавали веселые зажигательные мелодии, заманивающие людей пуститься в задорный пляс. Однако при желании скоморохи могли исполнить и грустную балладу, заставляющую плакать недавно веселящуюся толпу.
Согласно некоторым сведениям, занимались скоморохи и ворожбой. Даже после крещения русский народ долгое время сохранял языческие традиции, доверяя ворожеям, поэтому скоморохи могли свободно творить различные ритуалы. Существует легенда о Замри-горе, расположенной в Московской области. Сюда в свое время собирались скоморохи изо всех уголков страны и творили языческие обряды.
На многие километры окрестностей разносились обрывки ритуальных песен, музыка, исчезавшие с рассветом. Скоморошьи наряды были необычайно красочными. Актеры носили яркие цветные рубахи и штаны, на голову обычно надевали смешные колпаки с бубенчиками. Выступая на площадях и улицах, скоморохи общались с публикой напрямую, вовлекая ее в представление.
Артели бродячих актеров и музыкальная мафия
В большие ватаги скоморохи начали объединяться с XVI века, и участников таких групп могло быть 60-100 человек. Такое внушительное количество людей давало возможность спокойно путешествовать по всем уголкам Руси в период, когда на артистов начались гонения со стороны царя, духовенства. Кроме того, это позволяло им промышлять время от времени разбоем. Однако в устном творчестве народа образ скомороха-разбойника, обижающего простых людей, отсутствует.
Появление скоморохов: тайны древней Руси
До сих пор доподлинно неизвестно, откуда появились бродячие комедианты. Однако существует первоначальная версия, что первыми скоморохами были участники языческих обрядов, оставшиеся без дел. На капищах в период язычества разыгрывались целые представления с участием ряженых.
Уничтожение скоморошества
Сразу же после крещения священнослужители начали активную борьбу с бродячими актерами, которых приравнивали к языческим жрецам. Выступления комедиантов церковь считала бесовскими игрищами, противоречащими церковному уставу. В 1648 году архиепископ Никон усердными стараниями добился указа царя о полнейшем запрете скоморошества. После этого и других царских указов начались гонения на бродячих комедиантов и их слушателей.
Скоморохов били батогами, бросали в тюрьмы, инвентарь уничтожали. Причина гонений крылась в нетерпимости церковных деятелей к народным увеселениям, центром которых были скоморохи. В поучениях повторялись пришедшие из Византии запрещения плясок, музыки, переодеваний, других видов увеселений, которые, по мнению византийцев, были связаны с языческими культами и преданиями.
Византийские взгляды почти полностью были перенесены церковниками в русскую действительность. Досаду у властей и церкви вызывали также сатирические выступления актеров, выставляющие духовную и светскую власти в нелицеприятном виде. Скоморохи со временем превратились в кукольников, балаганщиков, медвежатников, ярмарочных увеселителей.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Скоморох
Скоморохи — русские средневековые актёры, одновременно певцы, танцоры, дрессировщики животных, музыканты и авторы большинства исполнявшихся ими словесно-музыкальных и драматических произведений.
Содержание
Этимология
Точного объяснения этимологии слова «скоморох» нет. Существует два основных варианта происхождения этого слова (первый вариант более вероятен):
Возникновение, расцвет и упадок
Скоморохи возникли не позже середины XI века, об этом мы можем судить по фрескам Софийского собора в Киеве, 1037 год. Расцвет скоморошества пришёлся на XV—XVII века, затем, в XVIII веке, скоморохи стали постепенно исчезать, оставив в наследство балаганам и райкам некоторые традиции своего искусства.
Скоморохи выступали на улицах и площадях, постоянно общались со зрителями, вовлекали их в своё представление.
Репертуар
Репертуар скоморохов состоял из шуточных песен, пьесок, социальных сатир («глум»), исполняемых в масках и «скоморошьем платье» под аккомпанемент гудка, гусель, жалейки, домры, волынки, бубна. За каждым персонажем был закреплён определённый характер и маска, которые не менялись годами.
Примечания
Литература
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Скоморох» в других словарях:
СКОМОРОХ — муж. скомрах церк. скоморошка жен. (швед.?) музыкант, дудочник, сопельщик, гудочник, волынщик, гусляр; промышляющий этим, и пляской, песнями, штуками, фокусами; потешник, ломака, гаер, шут; зап. медвежатник; комедиант, актер и пр. Скоморох с… … Толковый словарь Даля
СКОМОРОХ — СКОМОРОХ, скомороха, муж. 1. В древней Руси певец музыкант и актер, исполнявший шутовские и акробатические номера, а также и серьезные поэтические произведения. «Всяк спляшет, да не так, как скоморох.» посл. «И скоморох ину пору плачет.» старин.… … Толковый словарь Ушакова
скоморох — См. шут. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. скоморох актер, шут; буффон, ера, шпильман, арлекин, фарсер, балясник, музыкант, фигляр, острослов, гаер, кривляка, бадхан,… … Словарь синонимов
СКОМОРОХ — СКОМОРОХ, а, муж. 1. В Древней Руси: певец музыкант, бродячий комедиант, острослов и акробат. Всяк спляшет, да не как с. (стар. посл.). 2. перен. Несерьёзный человек, потешающий других своими шутовскими выходками (разг. неод.). | прил. скомороший … Толковый словарь Ожегова
СКОМОРОХ — Ивашко Скоморох, крестьянин. 1495. Писц. I, 152. Якуш Скоморох, крестьянин. 1495. Писц. II, 548. Гридко Скоморох, крестьянин. 1495. Писц. II, 43. Микитка Скоморох, крестьянин. 1495. Писц. I, 156. Олфимко Скоморох, крестьянин. 1495. Писц. I, 550.… … Биографический словарь
СКОМОРОХ — Русский средневековый странствующий актер, бывший одновременно певцом, плясуном, музыкантом, акробатом и т.д. и автором большинства исполнявшихся им драматических сценок. Этимологически слово скоморох связано, по одним предположениям, с арабским… … Лингвострановедческий словарь
скоморох — (потешник, фокусник, гаер, гусляр) Скоморох с пресни наигрывал песни. Бог дал попа, черт скомороха. Ср. Стал (я) по городу скоморохом ходить, по копеечке собирать, шута из себя разыгрывать, прибаутки рассказывать, артикулы разные выкидывать. … … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
скоморох — СКОМОРО´Х (чудец, игрец, потешник, веселый молодец) в древней Руси название поэта певца, исполнявшего свои обычно веселые произведения под аккомпанемент народного музыкального инструмента, а порой и плясавшего в такт мелодии. Репертуар С.… … Поэтический словарь
скоморох — Бесспорного объяснения не существует. Наиболее вероятным пока представляется объяснение сущ. скоморох как переоформления греч. skōmmarchos «мастер шутки», восстанавливаемого из сложения skōmma «шутка, насмешка» и archos «начальник, вождь» … Этимологический словарь русского языка
скоморох — а, м. 1) (обычно мн.) В Древней Руси: странствующие актеры, одновременно певцы, музыканты, плясуны, акробаты, исполнители сатирических сценок и т. п. Слева [на картине] бродячее семейство скоморохов из трех человек с ручным медведем (Даркевич).… … Популярный словарь русского языка