Чем занимались спартанцы ответ
История Спарты: мужчины умели только воевать?
О быте Древней Спарты известно со школы, что мужское население занималось исключительно войной.
Культура Спарты
Разрушает миф Роман Зарапин, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории факультета архивного дела Историко-архивного института РГГУ, специалист в области истории эпохи эллинизма, политической истории эллинистических государств.
Принято считать, что древнегреческая культура представляла собой некий монолит. На деле это были разные племена, которые волнами заселяли Грецию: ахейцы, пришедшие еще в 3 тысячелетии до н. э., дорийцы, предки спартанцев, которые появились в 12 веке до н. э., ионийцы и эолийцы — в 9 — 8 веках до нашей эры. Все они обладали разной культурой. Вообще до эпохи классики о какой-то единой греческой культуре можно говорить лишь довольно условно. Были разные календари, в разное время начинался год, было множество диалектных слов.
Спартанцы среди всех долгое время считались самыми странными и отсталыми. Всем известно со школы, что занимались они исключительно войной, не строили каменные сооружения, не проявляли интерес к наукам или искусству и держали всю Грецию в страхе. Изыскания последних лет позволяют предположить, что это было не совсем так.
Что касается уровня материальной культуры, известно, что спартанцы все-таки строили каменные здания, что у спартанцев был свой театр — были обнаружены театральные маски. Найдено много предметов, привезенных из других частей Греции, что опровергает мнение о самоизоляции спартанцев. Что касается их железных монет — прутьев и оболов, то это была нормальная дорийская практика — использование железа для расчета. Дорийцы были первыми, кто привез железо в Грецию, так что не удивительно, что спартанцы продолжали использовать его. Вспомним упоминание погребальных игр во время похорон Парокла в «Илиаде» — одним из состязаний было метание железной глыбы, и победитель получал эту железную глыбу в качестве награды. В то время железо считалось весьма ценным металлом, который можно было обменять на золото, серебро и все что угодно. Другое дело, что спартанцы застряли на этом уровне развития и долгое время продолжали пользоваться прутьями, а не «нормальными» монетами.
Если мы возьмем греческие пьесы, например, комедии Аристофана, то найдем немало действующих лиц из спартанцев, то есть никакого железного занавеса между ними и афинянами не было. Спартанцы чувствовали себя немного обособленно в греческом мире, в какой-то момент они даже перестали участвовать в Олимпийских играх. Тем не менее, это не означало, что они находятся где-то в другом культурном пространстве, они все равно сохраняли некую связь с греческим миром, так что говорить об их изоляции нельзя.
Серьезному пересмотру подвергается версия о том, что спартанцы убивали детей в массовом порядке. Всем известно, что некрасивых и слабых детей они сбрасывали в пропасть. Раскопки, которые были проведены в 80-е годы, показали, что на дне этой пропасти, называемой в источниках Апофеты, действительно обнаружены кости, но это останки взрослых мужчин. Скорее всего, это было местом смертной казни. Если одни народы отрубали головы, а другие изгоняли, то спартанцы практиковали сбрасывание в пропасть. Что касается детей — мы не отрицаем, что такое могло быть. Инфантицид, то есть убийство детей, — это обычная практика для первобытных и полупервобытных народов, вопрос в масштабах этого явления. Если это был один совсем нежизнеспособный ребенок с какими-нибудь действительно серьезными физическими дефектами в течение одного поколения, то тогда явление предстает немного с другой стороны. Многие народы замечены в инфантициде и геронтициде, то есть убийстве стариков. То, что коллективистские ценности для спартанцев считались важнее личных, было нормальным явлением для всех греков: женщины должны были родить ребенка, обязательно его доучить до определенного уровня, все должны были уметь читать и писать. Особое внимание, которое они уделяли спорту, тоже не должно нас удивлять: если охота — это важный способ добывания пищи, если общество так ориентировано на войну, то нет ничего удивительно в том, что они занимались физическим развитием.
Можно задать вопрос, почему появился этот миф, кто его создал. Скорее всего, миф появился тогда, когда другим грекам нужно было объяснить, почему спартанцы такие странные.
Спартанские правители. Мифы
Была придумана история про легендарного царя Ликурга, имя которого, скорее всего, было просто именем божества, который то ли в IX, то ли в VII веке до н. э., составил для них законы, по которым завещал соблюдать этот полупервобытный образ жизни: с единообразной одеждой, единообразной формой усов и бород, с силовым воспитанием детей, сбрасыванием их в пропасть, с примитивными монетами и отсутствием какой бы то ни было роскоши. Немалую роль в распространении этого мифа наверняка сыграли римские авторы, в частности Плутарх, который в своих сравнительных жизнеописаниях дает биографию Ликурга, но на данный момент есть очень серьезные сомнения в том, что этот человек вообще жил когда-то. Скорее всего, это миф, который был использован для того, чтобы показать некое превосходство Рима над Грецией вообще и над спартанцами в частности.
Законы Ликурга были дарованы оракулом Аполлона, то есть якобы оракул Ликургу это продиктовал. Но дело в том, что оракул Аполлона — явление очень своеобразное. Был храм Аполлона в Дельфах, где жрицы спускались в подвал, где, судя по всему, был какой-то источник газа. Надышавшись этим газом, они начинали прорицать, жрицы записывали эти прорицания и потом оглашали их, якобы устами жриц говорил оракул Аполлона. Невозможно представить себе, что жрицы в бреду выкрикивали связанные предложения. Потом, никакого документа, который подтверждал бы существование подобных записей, нет. Если в Риме мы имеем Законы двенадцати таблиц, которые реально были записаны на этих двенадцати таблицах, пусть до нас даже не дошел оригинальный текст в полном объеме, то для Ликурга у нас такого текста нет, и мы даже приблизительно не можем предположить, когда это произошло.
Жизнь в Спарте. Спартанский образ жизни
Как всем известно, спартанские воины славились смелостью и самоотверженностью, а в бою им не было равных. И даже сражаясь с превосходившим числом врагов, они одерживали победы и внушали страх у неприятеля. Но, не все знают, каким трудом им это удавалось, насколько тяжелая и суровая жизнь была в Спарте.
Слабым детям не место
Жизнь спартанцев полностью принадлежала государству. Сразу после рождения отец младенца обязан был предоставить его на осмотр старейшинам. В случае обнаружения какого-то изъяна ребенка жестоко убивали. Причем это поручалось сделать отцу, он должен был сбросить малыша со скалы. Это делалось для того, чтобы обеспечить государство только сильным воинами. Если же ребенок был здоров, то его возвращали родителям.
Шесть лет ребенок проживал с родителями. Но даже в эти годы его не сильно холили и лелеяли. Для того чтобы у спартанца не было страхов, уже с младенчества его приучали к одиночеству, голоду и темноте.
Детство – время выживать и учиться
В возрасте семи лет ребенок полностью принадлежал государству. Детей забирали от родителей и делили на разряды и классы. Жили мальчики в специальных бараках все вместе, с ними же были надзиратели и главный начальник – педоном. Эта должность принадлежала одному из знатнейших граждан.
Дети жили очень скромно и были лишены всяких радостей жизнь. Все время они проводили в занятиях. Их обучали грамматике, пению, игрой на флейте и, конечно же, боевому искусству. Пища была скудная и невкусная. Это делалось специально, чтобы дети старались сами себя прокормить. Для этого им приходилось воровать. И если же кто-то попадался, то его жестоко наказывали, но не за саму кражу, а за то, что попался. Так у детей вырабатывали смекалку и ловкость. Одежда также была простой, круглый год они ходили босиком и в плаще. В бараках дети спали на соломе и тростнике, который сами себе собирали на реке.
Каждый год на праздник Артемиды мальчиков били палками. При этом они не должны были произносить ни звука. Многие от таких побоев погибали. Таким образом, будущих воинов приучали не боятся крови и ран, а также терпеть боль.
Что касается риторики и философии того времени, то в Спарте, в отличии например от Афин, этим практически не занимались. Так как в бою от этого нет толка, поэтому мальчиков учили отвечать коротко и ясно.
В двадцать лет спартанец заканчивал свое обучение и поступал в войско. Он мог жениться, но навещать жену не разрешалось.
И только в 30 лет мужчина становился полноправным гражданином. Мог свободно жениться и участвовать в политической жизни. Браки происходили по любви. Но в Спарте считалось обычным иметь несколько женщин или даже проводить время с чужими женами. Причем детей рожденных от другого мужчины отец семейства обязан был принять как своего. Считалось, что таким образом дети будут рождаться более крепкими и сильными.
Женщины славили Спарту
Женщинам в Спарте уделялось особое внимание. С ранних лет девочки, также как и юноши проходили атлетическую подготовку. Они должны были уметь метать копье и диск, хорошо бегать и прыгать, а также заниматься борьбой. По мнению спартанцев это нужно было для рождения крепких воинов. По всей Греции шла молва о красивых и здоровых спартанках. И даже богачи из других городов старались заполучить для своих детей кормилицу из Спарты.
Ликург – изменил жизнь спартанцев
Однако до 6 века до н.э. Спарта мало чем отличалась от других городов Греции. Археологи находят обломки скульптур, керамики, различные предметы из бронзы и слоновой кости. Это свидетельствует о высоком уровне культуры и образованности спартанцев. Так же известны поэты и писатели 7 века до н.э. Но после прихода к власти царя Ликурга жизнь спартанцев кардинально меняется.
Ликурга считают основоположником «спартанского образа жизни». Практически полностью были обесценены деньги. Все жители вели одинаковый образ жизни, носили простую одежду, питались скромной пищей.
Политическое устройство Спарты также имело свои особенности. Во главе государство стояло два наследственных царя. Они проводили заседания вместе с советом старейшин. В этот совет входило 28 человек в возрасте после 60 лет, которые избирались на пожизненный срок. В народном же собрании участвовали все спартанцы от 30 лет, которые в состоянии были вносить определенную плату.
В Спарте существовало три класса: спартанцы (спартиаты), периэки (выходцы из союзных городов) и илоты (рабы спартанцев).
Торговлей и производством спартанцам было запрещено заниматься, это делали периэки. Так у мужчин оставалось много свободного времени, и они могли спокойно упражняться в боевом искусстве.
Строгость и скромность придерживалась во всем
Жизнь в Спарте была тяжелой. Все жители подчинялись строгим правилам. Мужчинам запрещалось обедать дома. Они собирались группами за общественными столами. Каждый должен был принести определенное количество пищи и денег. Основной рацион составляла черная похлебка. Ее готовили из крови, уксуса и соли. Но были и исключения. Так, например, если мужчина пришел уставший с охоты, он мог пропустить эту трапезу, но взамен передать часть от убитого животного.
Дома спартанцев также были лишены роскоши. А при постройке жилищ разрешалось использовать только примитивные орудия.
На войну, как на праздник!
Лучшим временем в жизни спартанца можно считать сражение. Воины облачались в багряные плащи и украшали длинные волосы венками. А в бой шли под звуки флейт и песен. Все это придавало войне торжественный характер, и создавалось ощущение праздника.
Погибших воинов в бою почитали. Хоронили с лавровыми венками на голове и в багряной одежде. Бежавший же воин считался трусом и всеми презирался. Так перед битвой женщины говорили мужьям: «Со щитом или на щите». «Со щитом» значит вернуться с победой, а «на щите» значит лучше погибнуть, чем вернуться с позором.
Спарта считается одним из самых странных государств Древней Греции. Ее обычаи и образ жизни вызывали у греков страх и непонимание. А многие исследователи приходят даже к выводу о том, что спартанский образ жизни послужил прототипом для создания фашистской идеологии.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Спарта была одним из сильнейших государств Древней Греции. Остальные греки поражались доблести спартанцев и социальным устройством города. Да, соседи восхищались Спартой, но перенимать обычаи его жителей не спешили.
Даже в те жестокие времена повседневная жизнь и обычаи спартанцев воспринимались суровыми и чрезмерно жестокими.
Реформы Ликурга
В начале своего существования Спарта, расположенная в области Лакония, развивался как типичный древнегреческий полис. С VI века до нашей эры археологи отмечают резкое обеднение культурного слоя. Именно в это время Спарта ввела реформы, предложенные законодателем Ликургом, чье имя переводится как Волк. Благодаря этим преобразованиям город смог победить соседнюю Месинию и присоединить ее плодородные земли к своему государству.
Ликург — древнеспартанский законодатель
С этого времени начинается восхождение Спарты к величию. Город становится главной военной силой региона. Мощь Спарты была обусловлена ее внутренним устройством. Перед тем как ввести свои реформы Ликург побывал на Крите, в Египте, на Ближнем Востоке и решил, что сила государства в однообразии народа и его готовности жертвовать собой ради благополучия Родины. Город напоминал военный лагерь, где в окружение многочисленного покоренного населения жили малочисленные свободные граждане-спартанцы. Периэками называли свободных ремесленников, лишенных гражданских прав, а илотами — крестьян-полурабов.
Ограничения на все
Спартанцам запретили путешествовать. За границу они могли попасть только во время военного похода. В город не пускали и иностранцев, которые могли принести новшества, представляющие угрозу для традиций. Под запрет попала драматургия, науки, искусство. Исключение делалось только для песен, которые ограничивались военными маршами.
Спарта. Реконструкция облика античного города
Спартанцы отказались от роскоши и богатства, которые Ликург считал главной причиной падения любого государства. Вместо привычных монет, ввели громоздкие и неудобные в использовании бруски из железа. Чтобы металл был хрупким, его закаляли в уксусе. Запрещалось делать надписи на надгробных плитах. Только царям и совершившим геройский поступок воинам разрешалось написать на камне имя.
«Спартанец, показывающий пьяного илота своим сыновьям». Художник Фернан Сабатте
Гражданам города запрещалось употреблять алкоголь. Спартанцы специально напаивали рабов и показывали их детям. Юноши видели, как низко падает пьяный человек и с брезгливостью относились к вину.
Казарма вместо семьи
В семь лет спартанских мальчиков забирали от родителей и отправляли в военные лагеря. Там они готовились стать воинами. До 12 лет им не выдавали одежды, спали дети на настиле из лозы, которую должны были сами наломать голыми руками. Мальчиков почти не кормили, а еду они добывали воровством, которое поощрялось. Воспитатели считали, что так у детей развивается хитрость и храбрость. Однако если их ловили за воровством, то жестоко наказывали.
Детей учили сражаться мечом, метать копья, быстро бегать и обходиться в походе малым. В процессе обучения спартанцы превращались в универсальных солдат, равных которым в Греции не было.
Чтобы мальчики привыкли к крови, им разрешались так званые криптии. Группы подростков ночью врывались в селения рабов-илотов и грабили их. В такие набеги они убивали самых сильных мужчин. В 17 лет юношей ждало последнее испытание. В храме Артемиды их били по спине мокрыми розгами. Во время побоев юноша должен был не издать ни звука. Иначе самого новобранца и его семью ждал позор.
Свободные спартанки
Девушки также проходили обучение, в том числе военное и были под стать парням. В те времена спартанские женщины считались самыми свободными в Греции.
Когда один из афинян сказал спартанской царице Горго, что: «Одни вы, спартанки, делаете, что хотите со своими мужьями» Женщина ответила: «Да, но ведь одни мы и рожаем мужей». Аристотель говорил, что в отличие от мужчин спартанки живут свободней остальных гречанок. Он писал, что они дерзки в повседневной жизни, сильны физически и управляют своими мужьями.
«Спартанские девушки вызывают на состязание юношей». Художник Эдгар Дега
Главной задачей спартанки было рождение здорового ребенка, из которого вырастет сильный боец. Именно поэтому девушки занимались спортом. Выступая в спортивных соревнованиях, что в те времена для девушек было недопустимо, они практически не носили одежды.
Лаконичность и черная похлебка
С детства воинов учили говорить коротко и по делу. Историк Ксенофонт писал, что можно быстрей дождаться слова от мраморной статуи, чем от юного спартанца. Манера коротко и ясно изъясняться стала называться в Греции лаконичностью, так как Спарта находилась в области Лакония.
Спартанские воины. Современная реконструкция
Показательный пример лаконичности связан с македонским царем Филипом II. В письме адресованном Спарте, он написал: «Советую вам сдаться немедленно, потому что, если моя армия войдет в ваши земли, я уничтожу ваши сады, порабощу людей и разрушу город». Спартанцы ответили коротко: «Если».
Основной едой жителей Лаконии была легендарная кровяная черная похлебка, точный рецепт которой сегодня утерян. Известно, что ее ингредиентами были свиные ноги, кровь, чечевица, соль и уксус. Когда персидский царь приказал пленному спартанцу сварить ему такой суп, то сказал: «Теперь я понимаю, почему спартанцы так храбро идут на смерть: им милее гибель, чем такая еда». Плутарх писал, что черная похлебка — еда стариков. Ветераны, понимая, что для службы нужны силы, отказывались от своего мяса и отдавали его молодым воинам.
Современные развалы когда-то великой Спарты
Однако ничто не вечно. Время съедает все, и остановить его суровым воспитанием, отказом от денег и самопожертвование не получится. Постепенно звезда Спарты закатывалась. Ее граждане гибли в многочисленных войнах, воинов не хватало даже для обороны. Верхушка общества стало нарушать заветы Ликурга, и накапливала богатства. Соседи с развитой экономикой теснили спартанцев по всем фронтам, а сил отбиться не было. В 146 году до н.э. город попал в зависимость от Рима, который в память о былом величии сохранил ему внутреннее самоуправление.
Лакедемон: как жили спартанцы
Спартанцы. Все слышали про этих ребят. Сильные мускулистые воины, эталон мужества и стойкости. В массовом сознании они закрепились благодаря кинокомиксу Зака Снайдера: рельефные торсы, пафосные диалоги, горбун-предатель и трехметровый повелитель персов Ксеркс. Ах да, великий мем со скидыванием парламентёра в колодец: this is SPARTAAA! – «на дне вы найдете вдоволь и земли, и воды».
Примерно в таком информационном коконе сегодня существует Спарта и ее обитатели. Давай оставим гротеск Снайдера в сторонке и попытаемся разобраться, что из себя представляли настоящие спартанцы.
Не будем грузить тебя датами, но сначала нужно понять, почему вообще спартанцы снискали себе славу таких отчаянных рубак, при том что на греческом полуострове, а равно и среди греческих полисов Малой Азии и Причерноморья, постоянно шли междоусобные войны. То есть не одни только спартанцы были с зубами.
Постоянные бунты внутри и желание соседей отнять обширные территории заставили Спарту жить в постоянной подготовке к войне. Полумифический законодатель Спарты Ликург оставил своим потомкам свод законов, которые передавались устно из поколения в поколение в виде кратких изречений. Именно он ввел в полисе жесткие порядки, так прославившие Спарту.
Агогэ — система воспитания мальчиков всех полноправных граждан Спарты
Древнеримский историк Плутарх писал, что при рождении всех детей осматривали старейшины и, найдя следы болезни или увечий, сбрасывали со скалы Апофеты. Ну, Плутарх жил много позже настоящих спартанцев, а раскопки в ущелье выявили только останки взрослых: с этой же скалы скидывали дезертиров, трусов и прочих не очень уважаемых граждан. Так что вполне возможно, что это лишь красивый миф. Тем более в Спарте для больных, увечных и опустившихся людей существовало специальное обозначение – гипомейоны, так что хилый ребенок вполне мог избежать смерти и отделаться зачислением в касту «неполноценных».
В 7 лет мальчика забирали у родителей и отдавали в специальные военные лагеря, где из детей одиннадцать лет делали воинов. Их плохо кормили — они воровали еду из деревень илотов; им не давали одежду — красный плащ был единственным, что можно было носить с 12 лет. Спартанские дети спали на жестких прутьях, а чтобы согреться, кидали поверх крапиву, которая, обжигая, разгоняла кровь по телу.
Символом стойкости духа спартанцев служит история, когда голодный мальчик поймал лисенка, чтобы съесть его, и спрятал под плащ. Подошедший к нему воспитатель ничего не заметил, так как ребенок в этот момент разговаривал спокойным голосом, в то время как лисенок прогрызал его внутренности. В итоге мальчик умер.
Есть версия, что спорт как самоцель был не в почете у спартанцев и использовался лишь как способ обучения военному делу. Тем более им был чужд культ красивого тела: «Спарте нужны не атлеты, а воины».
Последним испытанием при обучении была порка в храме Артемиды. Спартанца пороли мокрыми розгами до первой капли крови, но, если тот издавал хоть звук, начинали сечь все сильнее, пока он не замолкал. Случалось, что кого-то запарывали до смерти.
Вооружение спартанцев
Спартанцы бились в классической греческой фаланге: прямоугольном построении глубиной в несколько бойцов. Естественно, они выглядели не как в фильме – полуголыми накаченными парнями, нет. Во-первых, спартанцы скудно питались, боясь излишеств, во-вторых — очень много тренировались на выносливость. Соедини это, и поймешь, какими фигурами они обладали.
Фаланга состояла из гоплитов – тяжело вооружённых пехотинцев. Тяжело — это значит шлем, панцирь, поножи, наручи, копье, одноручный меч и щит-гоплон с буквой L, т.е. Лакедемон (так называли спартанцы свой полис), а название «Спарта» пришло уже потом из Рима. Сила фаланги была в том, что воины щитам прикрывали друг друга, а копьями не давали противнику подойти к себе на дистанцию атаки. Именно так закованная в броню фаланга Леонида сдерживала несколько дней персов в Фермопилах.
Отношения
В Античной Греции женщины (за исключением гетер, музыкантш и спартанок) имели положение чуть более хорошее, чем домашний скот.
— Только в Спарте мужья слушаются жен, — укорили спартанку.
— Потому что только спартанские женщины рождают настоящих мужчин, — был ответ.
Пока мальчиков пытались прикончить в военных лагерях, девочкам разрешалось жить дома, но и их учили метать копье и быстро бегать. Они с детства занимались спортом, чтобы вырастить здоровых детей.
Перейдя в тридцатилетний возраст, мужчина-спартанец мог жениться, но обряд свадьбы заключался лишь в том, что он ночью пробирался в ее спальню. Вообще, спартанцам рекомендовалось быть умеренными в общении с женами. Однажды в Спарту после победы вернулся большой отряд, и его командир решил отпраздновать победу дома за столом с женой, когда все спартанские мужчины ели за общим столом. Больше командиром он не был.
Смерть
Смерть была самым важным событием в жизни спартанца после рождения. Одна мать проводила в сражение пять своих сыновей, и гонец принес весть, что все они погибли. Она ответила, что ей важно не это, а то, кто победил.
— Мы.
— Тогда я рада, что они погибли в этом бою.
— Со щитом или на щите, — сказала уже другая мать, провожая сына на войну, и попала в историю. То есть победи в битве и вернись или погибни. На древнегреческом это звучит как «э та эн эли та». «Эли та» можно было стать, только погибнув в бою. Надгробья спартанцев были безымянными, кроме умерших при родах женщин и погибших в сражениях воинов.
Конец Спарты
Спартанский образ жизни начал пошатываться с захватом спартанцами богатых Афин: тлетворный образ жизни, полный разврата и пороков, стал проникать в спартанское общество. Ослабевшую Спарту захватил Александр Македонский со своим отцом, а развалившуюся македонскую империю обглодали уже римляне. Так кончилась суровая сказка.
Сейчас в административном центре Спарта проживает около 20 тысяч греков, но это уже давно не те лакедемоняне, которые могли вломить кому угодно и вселить ужас одним своим появлением на поле битвы. У них там очередной кризис.