Чем занимались старейшины история 5 класс
Совет старейшин это. Определение понятия, история и современность
Определение
В Большом энциклопедическом словаре словосочетанию «совет старейшин» даются следующие пояснения:
В Российском гуманитарном энциклопедическом словаре даны такие определения:
В национальной исторической энциклопедии совет старейшин – это активный орган управления, существовавший на Руси в Х веке. Вместе с боярами старейшины были советниками князя, без них он не мог принять ни одного важного решения. Старейшины совместно с князем были инициаторами человеческих жертвоприношений. Их главной задачей было поддержание общественного мира и обороноспособности земли. Именно они стояли на страже традиций и славянской культуры. Старейшины были наиболее уважаемыми людьми своей земли. Они выступали от имени народа перед князем.
«Совет старейшин» и история развития человеческого общества
В эпоху первобытнообщинного строя, в тот период, когда отдельные роды стали объединяться в фратрии, а те, в свою очередь, в племена, стали возникать вопросы, общие для всех общин. В это время возникает такой орган власти первобытного общества, как совет старейшин.
Он разрешал самые важные вопросы общины: осуществление общественных работ, согласование действий общин, споры между родами и так далее. В него входили вожди и старейшины объединившихся племен. Они избирали вождя племени, военачальников и других должностных лиц.
После возникновения государства совет старейшин стал называться в Древней Греции – Ареопаг, в Древнем Риме – Сенат, в Израиле – Синедрион.
Значение слова «совет старейшин» и современность
В настоящее время у некоторых народов старейшины рода продолжают играть важную роль. Например, у чеченцев – старейшины тейпов, у тюркских народов – аксакалы.
В парламентах некоторых стран существует совет старейшин в виде фракций. Например, в Бундестаге в Германии. Такой орган был и в Государственной Думе Российской Империи, и в Верховном Совете СССР, где он выступал в роли совещательного рабочего органа, который избирался при каждой палате. В СССР он просуществовал вплоть до 1989 года.
Таким образом, орган власти, который возник еще при первобытнообщинном строе, пережил века и продолжает существовать и играть важную роль в жизни общества.
Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 4
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ И СКОТОВОДСТВА
Знакомясь с главой, подумайте:
1. Какое из двух занятий лучше обеспечивало людей пищей — земледелие или собирательство? скотоводство или охота?
Переход от присваивающего к производящему хозяйству стал важной вехой в эволюции человека. Занимаясь земледелием и скотоводством человек мог обеспечивать себя пищей намного эффективнее, чем занимаясь собирательством и охотой. Конечно, это не означало, что занявшись земледелием и скотоводством человек перестал ходить в лес по ягоды или на охоту, но человек стал меньше зависеть от милостей природы, приобретая другую зависимость — от собственного труда.
2. Почему не было деления на богатых и бедных среди охотников на мамонтов?
В первобытно-общинном строе люди полностью зависели от природных сил. Они занимались собирательством, охотой и жили родовыми общинами. У них были примитивные орудия труда, не было земледелия и скотоводства. Все, что община добывала (присваивала), потреблялось внутри общины. Какие-либо меновые отношения были очень слабыми или их не было вообще, поскольку излишков продуктов зачастую не было вообще, пищи не всегда хватало для пропитания рода. Таким образом вся община вынуждена была совместно трудиться для обеспечения жизни общины, все было общим, а все продукты распределялись поровну. В таких условиях ни у кого не было личной собственности, а следовательно не было богатых или бедных.
Объясните значение слов:
1. Какие наблюдения первобытных женщин привели к возникновению земледелия? Какие наблюдения привели к изобретению способа лепить горшки из глины?
Первобытные женщины заметили, что упавшие в землю дикорастущие семена зерновых культур дают всходы. Люди стали специально сеять зерно в разрыхленную почву. Так из собирательства появилось земледелие. Также наблюдение за влиянием огня на обмазанную глиной корзинку из веток привело к пониманию процесса обжига глины и изобретению технологии изготовления глиняных емкостей и посуды.
2. Расскажите о трёх главных орудиях первобытных земледельцев. Как их использовали?
Первобытные земледельцы использовали каменный топор, деревянную мотыгу и серп. Каменный топор состоял из деревянного топорища и примотанного к нему кожаными ремнями заостренного камня. Деревянная мотыга представляла собой палку с сучком. Серп изготавливали из дерева или кости, немного расщепляя их и вставляя в расщеп острые камешки. Топором первобытные люди рубили деревья, чтобы расчистить участок земли для земледелия. Мотыгой они вскапывали землю, а серпом срезали колосья зерновых, когда они поспеют.
3. Какой зверь был одомашнен первым? Как он помогал людям?
Первым прирученным животным стала собака. Она охраняла жилище и помогала охотникам — выслеживала и гнала зверя.
4. Почему сородичи слушались старейшин?
Старейшины были самими опытными и мудрыми в родовой общине. Они лучше всех знали повадки зверей и свойства растений, а также знали и следили за соблюдением традиций и правил поведения.
Поработайте с картой (см. с. 12). Найдите, где находится древнейший район земледелия. Почему, по мнению учёных, именно в этом районе возникло земледелие?
Древнейшим районом земледелия считается Западная Азия, поскольку именно в этом регионе встречаются дикорастущие ячмень и пшеница. Сегодня это территория современных Турции, Сирии, Ливана, Ирака и Израиля. Земледелие зародилось более 10 тысяч лет назад.
Поработайте с датами. Что было раньше: появление человека разумного или возникновение земледелия? На сколько раньше?
Конечно же, человек разумный появился намного раньше. Первые древнейшие представители человека разумного появились в результате эволюции около 200-350 тысяч лет назад в Африке, оттуда вид распространился по всему свету, замещая существовавшие популяции Homo erectus (человека прямоходящего) и неандертальцев. 40 тысяч лет назад ареал проживания человека разумного распространился практически по всей Земле. Земледелие же появилось в регионе Месопотамии более 10 тысяч лет назад. Таким образом между распространением человека разумного как основного вида человекообразных по всему миру и открытием земледелия прошло около 30 тысяч лет, а с начала появления первых представителей человека разумного до появления земледелия прошло более 190-340 тысяч лет.
Старейшины
Старейшины — 1) наиболее старые и опытные члены родов. Их власть обеспечивается их жизненным опытом, знанием традиций и обычаев.
Старейшина руководит хозяйственной и социальной жизнью рода, разрешает споры внутри рода.
При родовом строе совет старейшин рассматривал вопросы, касающиеся всех родовых общин, проживающих рядом, или целого племени. Он разрешал споры между родами, согласовывал их хозяйственную и иную совместную деятельность, обсуждал вопросы, которые впоследствии могли быть вынесены на народное собрание.
У многих современных народов старейшины родов продолжают играть значительную роль (например, старейшины тейпов у чеченцев). У тюркских народов старейшины называются аксакалами, то есть белобородыми.
Содержание
Совет старейшин в парламенте
В некоторых парламентах существует совет старейшин (senioren-convent) из представителей фракций. Такой орган, например, существует в германском бундестаге. [1] Подобный орган существовал и в Государственной Думе Российской империи. [2]
Совет старейшин создавался в каждой из палат (по квоте: Совет старейшин Совета Союза — один представитель на четырёх депутатов; Совет старейшин Совета Национальностей — по два представителя от каждой союзной республики и по одному от каждых автономной республики, автономной области и автономного округа); в задачи Совета старейшин входило предварительное решение организационных вопросов работы сессии Верховного Совета (обсуждение повестки дня, установление порядка обсуждения докладов и т. п.).
По конституции Франции 1795 советом старейшин называлась одна из палат парламента. Он был ликвидирован во время переворота 18 брюмера (10 ноября 1799). [3]
См. также
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Старейшины» в других словарях:
Старейшины — Старейшинами в Ветх. Завете назывались лица, занимавшие различные общественные положения в домашнем, гражданском и церковных делах; вообще они были начальниками, главами и председателями в народных собраниях. Первое формальное признание и… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Старейшины — евр. зкеним. Старейшины. Звание старейшины и у евреев и у окружающих народов было обыкновенным должностным и почетным званием и обозначало должности разного рода (2 Пар. 12:17; Иез. 27: 9; Быт. 50.7; Чис. 22:7), где образ правления патриархальный … Словарь библейских имен
Старейшины — (у древних евреев). В патриархальный период, когда израильский народ был еще незначительным племенем, он управлялся на началах родового быта, когда всю власть и религиозную, и гражданскую сосредотачивает в своих руках глава племени, отец… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Старейшины — I. В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ В ВЗ звание или см. Должность С. происходит из естеств. старшинства в семье, в роде и племени (Исх 3:16,18; Чис 22:7; Нав 9:11). Но одного возраста было еще недостаточно для занятия этой должности. Важными критериями являлись… … Библейская энциклопедия Брокгауза
Старейшины — (Зкейним) Совет старейшин, возглавляющий народ или государство. О назначении первых С. рассказано в книге Числа (XI, 1. 19): И сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей из С. Израилевых, о которых знаешь ты, что они С. народа [. ]… … Энциклопедия иудаизма
Старейшины — представители (отцы) семейств, потом представители колен, которыми управлялся народ израильский в патриархальный период своей исторической жизни. В руках С. сосредоточена была как религиозная, так и гражданская власть. Голос С. считался… … Полный православный богословский энциклопедический словарь
ГДЗ история древнего мира 5 класс Никишин, Стрелков Русское Слово 2020 Задание: § 6 Древние земледельцы и скотоводы
Стр. 28. Ключевые вопросы
№ 1. Как люди перешли от присваивающего хозяйства к производящему — земледелию и скотоводству? Как в результате этого изменились отношения в общинах?
После потепления на Земле некоторые племена сумели приручить диких животных и перешли к скотоводству. Охотники были теперь лучше вооружены и охотились не на таких крупных животных, как раньше. Иногда у людей оставался запас пищи. Охотники перестали сразу убивать пойманных ягнят или козлят, а приносили их с собой в поселение. Затем люди стали отбирать самых спокойных и послушных животных. Так появилось скотоводство.
Занимаясь собирательством, люди заметили, что зерна, упавшие в землю, прорастают, причем из одного зерна вырастает колосок со многими зёрнами. Тогда их стали специально сеять и отбирать самые лучшие семена. Так возникло земледелие.
С возникновением земледелия и скотоводства изменились отношения в общинах. Племена, которые занимались земледелием, перешли к оседлому образу жизни, так как людям было необходимо возделывать землю и следить за урожаем. А племена скотоводов стали кочевниками – они передвигались с места на место на поисках пастбищ.
Стр. 33. Итоговые вопросы
№ 1. Представьте схему родо-племенного строя. Укажите, какие группы людей составляли основу родо-племенной организации общества. Кто руководил жизнью общины?
Важным достижением людей разумных стал их переход к жизни родовыми общинами. Родовая община состояла из нескольких семей одного рода. Род — это группа людей, ведущих своё происхождение от общего предка. Первобытные люди могли считать своим предком не только человека, но зверя и птицу. Род носил его имя, поклонялся ему.
Несколько родовых общин объединялись в племя. Руководили родом наиболее опытные и уважаемые старейшины, которые решали важные вопросы на совете старейшин. Во главе племени стоял вождь, которого избирали мужчины на общем собрании. Постепенно племя превращалось в сплочённую группу людей. Человек из другого племени становился «чужим», а соплеменник — «своим». У каждого племени была своя территория проживания, на которую не пускали «чужих». Объединённые в родовые общины и племена, люди больше помогали друг другу, успешнее охотились.
№ 2. Расскажите, как у людей появились домашние животные. Как их использовали?
После потепления на Земле некоторые племена сумели приручить диких животных и перешли к скотоводству. Охотники были теперь лучше вооружены и охотились не на таких крупных животных, как раньше. Иногда у людей оставался запас пищи. Охотники перестали сразу убивать пойманных ягнят или козлят, а приносили их с собой в поселение. Затем люди стали отбирать самых спокойных и послушных животных. Так постепенно люди приручили овец, коз, свиней, коров. Они служили источником мяса и молока. К началу IV тысячелетия до н.э. была одомашнена лошадь, которую стали использовать также для передвижения и в качестве тягловой силы. Перевозка грузов значительно облегчилась после изобретения колеса в IV тысячелетии до н.э. Вместе с колесом появились повозки. Благодаря этому перемещать грузы на большие расстояния стало быстрее и легче.
Самым первым приручённым животным стала собака. Дикие собаки следовали за охотниками в надежде получить что-нибудь из добычи. Постепенно они стали жить рядом с людьми. Собаки помогали людям в охоте, охраняли стада приручённых животных, став хорошими помощниками охотникам и пастухам. Также они охраняли жилища древних людей.
№ 3. Проведите обсуждение на тему «Возникновение земледелия». С чего начиналось земледелие? Что потребовалось древним людям для выращивания растений? Что нужно было освоить, придумать? Какое значение имел переход к земледелию?
Занимаясь собирательством, люди заметили, что зерна, упавшие в землю, прорастают, причем из одного зерна вырастает колосок со многими зёрнами. Тогда их стали специально сеять и отбирать самые лучшие семена. Так возникло земледелие. Первыми растениями, которые научились выращивать люди, были ячмень, просо, пшеница и рис. В разных районах земли люди нашли много полезных и съедобных растений, которые они научились выращивать. Родиной ячменя, риса и чая является Азия, капусты — Европа, а кукурузы, картофеля, подсолнечника, какао и тыквы — Америка.
Занятие земледелием требовало много сил. Пригодных для обработки земель было мало, людям приходилось отвоёвывать их у леса. С помощью топора вырубали деревья и кустарники, выкорчёвывали пни, а затем, дав дереву высохнуть, поджигали его. Землю рыхлили мотыгой, которая сменила палку-копалку. Сначала это были просто сучковатые палки, затем появились каменные мотыги с деревянной рукояткой. Через несколько тысяч лет был изобретён плуг. Поэтому ученые назвали ранее земледелие мотыжным, а более позднее плужным.
Земледельцы стали оседлым населением. Не все племена на планете одновременно перешли к земледелию, а вначале лишь некоторые. Земледелие возникало там, где для этого были благоприятные условия — тепло, много воды, плодородная почва и где в диком виде росли подходящие для посева растения.
№ 4. Вы узнали, что освоение людьми земледелия и скотоводства означало переход от присваивающего хозяйства к производящему хозяйству. А какие новые материалы, предметы стали производить древние люди? Какие ремёсла у них возникли?
Кроме скотоводства и земледелия, люди изготовляли орудия труда, одежду, посуду из дерева, коры и других материалов, плели корзины, строили жилища, научились шлифовать и сверлить камень. Земледельцы и скотоводы изобрели глиняную посуду и ткань. Древние люди заметили, что глина, побывав в огне, становилась более прочной. Тогда они стали намеренно обжигать глиняные изделия. Так был открыта керамика. Керамические сосуды украшали орнаментом, раскрашивали яркими красками. Со временем для обжига посуды придумали специальные печи.
Другими важными ремеслами были прядение и ткачество. Плести корзины или соломенные циновки люди умели и раньше, а с возникновением земледелия и скотоводства они научились прясть нити из шерсти и волокон льна. Ткали на простейшем ткацком станке, который придумали около 6 тысяч лет назад.
Глиняную посуду поначалу лепили вручную, но затем стали использовать гончарный круг. Гончар обеспечивал соплеменников посудой. Ремесло, стало его основным занятием. Возникали и другие ремёсла. Ремесленниками становились ткачи, оружейники, ювелиры, строители.
№ 5. Используя текст и иллюстрации параграфа, объясните, какое значение имело изобретение гончарного круга и ткацкого станка. Чем отличались изделия ремесленников от домашних поделок членов общины?
Глиняную посуду поначалу лепили вручную. Такую несложную работу умели делать многие. Каждый мог вылепить грубый глиняный горшок или изготовить какое-либо орудие. Но затем положение изменилось. Посуду стали делать на гончарном круге. Прочную и красивую посуду изготавливали только искусные мастера, которые учились этому долгое время. Гончар обеспечивал соплеменников посудой.
Другими важными ремеслами были прядение и ткачество. Плести корзины или соломенные циновки люди умели и раньше, а с возникновением земледелия и скотоводства они научились прясть нити из шерсти и волокон льна. Ткали на простейшем ткацком станке, который придумали около 6 тысяч лет назад.
Создание вещей своими руками стало основным занятием ремесленников. Возникали и другие ремёсла. Ремесленниками становились оружейники, ювелиры, строители.
История Древнего Мира 5 класс Вигасин. Вопросы и задания к разделу «Жизнь первобытных людей». Номер №9
Что означают слова и выражения: рубило, копье, гарпун, мотыга, плуг, серп, родовая община, старейшина, племя, вождь племени, знатный, колдовской обряд, жертва, идол, оборотень, душа, “страна мертвых”?
Решение
Рубило – орудия труда, которое представляло собой обработанный камень.
Копье – орудия труда, предназначенное для охоты, представляло собой палку с привязанным заостренным каменным наконечником.
Мотыга – примитивное орудия труда, предназначенное для вскапывания земли.
Плуг – орудия труда, предназначенное для обработки земли; плуг способен рыхлить более твердую землю, чем мотыга.
Серп – орудия труда, предназначенное для срезания колосьев, изготовлялось из дерева или кости.
Родовая община – это человеческий коллектив, главным в котором являлись родственные связи, а жилище, пища, дрова были общими.
Старейшина – это самые опытные и мудрые старики, которые знали повадки животных и свойства растений, древние предания и правила поведения.
Племя – это группа людей, объединенных каким−либо признаком (например, верой в единого предка и др.).
Вождь племени – это глава племени, который избирался для ведения военных походов и защиты своих сородичей от врагов.
Знатный – это члены племени (вожди, старейшины), которые приобретали известность, они пользовались почетом, даже если не отличались особой доблестью и умом, им выделяли лучшие участки земли, большую часть военной добычи.
Колдовской обряд – это действия, направленные на то, чтобы вызвать помощь при охоте и др.
Жертва – это подарки (пища, вещи и др.), которые люди преподносили своим богам и духам, чтобы отблагодарить и задобрить их.
Идол – это изображения богов и духов, которые люди высекали из камня, лепили из глины, вырезали из дерева.
Оборотень – это существа, способные превращаться в других существ – людей, камни, животных и любые другие предметы.
Душа – это сверхъестественное существо, которое обитало в каждом человеке, согласно вере первобытных людей.
«Страна мертвых» − это место, куда, согласно древним верованиям, переселялись души предков.