Чем занимались взрослые и дети в разное время года
Труд людей в разное время года
Тумаш Светлана
Труд людей в разное время года
Урок: Мир природы и человека
Тема: «Труд людей в разное время года»
Цели: Сформировать представления детей о многообразной работе летом в городах и
селах, соотнеся ее с особенностями живой и неживой природы.
— формировать умения наблюдать за трудом людей в разное время года;
— развивать познавательный интерес к живой и неживой природе;
— коррекция внимания, мышления, речи, воображения через игру. ;
— воспитание бережного отношения к природе.
Тип урока: Закрепление изученного материала.
Оборудование: Картинки с названиями станций. Карточки, прищепки с овощами и фруктами. Лук, горшочки с землей, лопаточки для посадки лука. Вода для полива. Подставочки под горшки, клеенка.
Ход урока.
І. Организационный момент.
Громко прозвенел звонок,
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Ни минуты не теряем!
— Я рада видеть всех вас на уроке и у меня сегодня отличное настроение, которое я хочу передать вам своей улыбкой. Давайте друг другу улыбнемся.
ІІ. Повторение изученного материала
Ребята, сегодня мы совершим увлекательное путешествие в страну, которая называется времена года, погостим у жителей станций «Летняя», «Осенняя», «Зимняя», «Весенняя». Поиграем и поможем жителям этих станций, если потребуется наша помощь. И так в путь….
Игра «Слово на ладошке»
Лето – удивительное время года. В садах,огородах много работы: прополка, окучивание, полив. В конце лета начинается уборка урожая.
Очень важный он сеньор –
Вас простуда валит с ног?
Ешьте поскорей … чеснок
Зайчик весел, бодр и ловок –
Съел он дюжину… морковок
Под дождем она промокла,
Но свежа, румяна… свекла
Ох, наплачемся мы с ним,
коль почистить захотим.
Но зато от ста недуг
Нас излечит горький… лук
Молодцы ребята, помогли отгадать загадки. Но для того чтобы в огороде
В огород пойдем, хоровод заведем. (Идут по кругу, держась за руки)
В хоровод возьмем редиску, с ней присядем низко-низко. (Приседают)
В хоровод возьмем морковку, и с морковкой спляшем ловко. (Танцевальные движения)
Вверх потянемся с лучком (Тянутся вверх, поднявшись на носочках)
Побежим за кабачком (Бегут по кругу друг за другом)
И поскачем по дорожке, как зеленые горошки. (Скачут по кругу друг за другом)
Ребята, скажите, чем же занимаются люди летом? (Купаются, ловят рыбу, поливают, пропалывают)
Ребята, полил летний дождик, и выросло много фруктов и овощей, их нужно собрать в корзинки. Отправляемся на станцию «Осенняя».
Игра соберем урожай.
— Садоводы и огородники станции Осенней собрали урожай, все покидали в одну кучу, надо разложить его. Умеете ли вы отличать овощи от фруктов? Дети. Да. (Раздать картинки с изображением огорода и сада. С помощью прищепок ребята прикрепляют овощи и фрукты на правильную картинку.).
Вот мы с вами помогли жителям станции «Осенняя» и разложили овощи и фрукты в разные корзины. А теперь давайте поможем посолить капусту.
(Упражнение на развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации).
Дети выполняют движение по показу педагога
Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнем-мнем, («мнут капусту»)
Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмем-жмем (сгибания и разгибания кистей рук).
Скажите ребята, чем люди занимаются Осенью? (Собирают фрукты и овощи)
Следующая наша остановка на станции «Зимняя».
Закружила по улицам метель, замело снегом дворы, дорожки. Все стало нарядным, белым, искрящимся, а у людей со станции «Зимняя» прибавилось много забот.
С приходом зимы люди не только меняют одежду, но меняется и труд людей. Изменения эти можно наблюдать и в городе, и в сельской местности.
— Скажите, что происходит в городе в результате снегопада? (Улицы, засыпаны снегом. Машины не могут проехать. Пешеходам тяжело идти по улицам, т. к. они не расчищены)
Кто убирает снег с тротуарных дорожек? (дворник)
От снега и льда необходимо очищать не только улицы, но и крыши.
Существуют специальные машины, которые помогают людям в этом тяжёлом труде.
Жители станции «Снежная» набрали много снега, давайте поможем жителям станции «Зимняя» построить дом из снега.
Физ.минутка: «Мы построим снежный дом»
(Учащиеся встают со своих мест и выполняют упражнения).
Вышли мы на улицу (маршируют)
Снегу намело! (руки вверх и в стороны)
Вот лопаты мы возьмём (работают лопатами,
Да и снег весь разгребём.
К самому порожку (топают ногами, продвигаясь вперёд)
Слепим круглые снежки (лепят снежки)
И огромные комки (показывают большой ком)
Мы построим снежный дом (маршируют)
Дружно жить мы будем в нём.
Давайте сядем на свои места и я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Хлопни в ладоши».
Игра «Хлопни в ладоши».
-Зимой я могу купаться в реке. (-)
— Зимой надо чистить снег на улицах. (+)
— Зимой все катаются на санках, лыжах и коньках. (+)
— Зимой собирают с деревьев фрукты, а в поле овощи. (-)
— Зимой для птиц делают кормушки. (+)
Чем же занимаются люди зимой? (Катаются на коньках и санках, лыжах….)
— Молодцы! А теперь отправляемся на станцию «Весенняя».
Все жители станции «Весенняя» готовят свои огороды. Занимаются посадкой лука и чеснока, сеют семена и ухаживают за всходами. Давайте поможем жителям станции «Весенняя» справиться с этой задачей.
Посадка лука в горшочки.
— Посмотрите на лук. А знаете ли вы, как сажать лук? (насыпать землю в горшок, сделать ямочку, посадить лук в землю и полить). Все повторяем за мной.
-А чтобы не испачкать одежду, наденем фартуки. (Дети надевают фартуки и приступают к работе).
-Ну вот, лук мы посадили. Какую работу надо делать дальше, чтобы лук вырос сильным и высоким? (Поливать, рыхлить землю, пропалывать от сорняков).
— Теперь ребята, вы сможете наблюдать за своими саженцами и поливать их.
-Какие же вы молодцы! Как славно потрудились.
Ребята, а кто расскажет чем люди занимаются весной?
Молодцы ребята, вы все задания выполнили правильно! Мы с вами побывали в сказочной стране, которая называется «Времена года». Помогли жителям городов, поиграли. Вспомнили, как трудятся люди в разное время года.
ІІІ. Рефлексия. Итог урока.
Ребята, у вас на столах лежат смайлики. Если вам урок понравился, поднимите веселый смайлик. Если есть вопросы и что-то осталось непонятно – грустный.
Фотоотчет о празднике для пожилых людей «Нам года — не года» Стало доброй традицией отмечать День пожилых людей. Этот день – день благодарения за тепло сердец, отданные работе силы, опыт, которым.
Конспект лексико-грамматического занятия «Сезонный труд людей весной» в старшей группе с ОВЗ Задачи: 1. Познакомить детей с сезонным трудом людей в парке, в саду, на огороде. Формирование знаний детей о труде людей в природе. 2.
Конспект непосредственно организованной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Труд людей весной» Цель: Познакомить детей с трудом взрослых в весенний период. Задачи: • актуализировать знания детей о времени года – весна • повторить.
Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Труд людей в природе. Сажаем деревья» Видео Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия по рисованию «Труд людей в природе. Сажаем деревья».
Конспект занятия по познавательному развитию «Труд людей зимой» в старшей группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия по познавательному.
Природа Югры в разное время года! Фотоматериалы из семейного архива 20 лет проживает моя семья в удивительном Ханты – Мансийском автономном округе – Югра! За это время мы адаптировались к холодной сибирской.
Времена года детям в картинках и заданиях
Ваш малыш познает мир. Это настолько захватывающий процесс, что в нем с удовольствием принимают участие не только сами дети, но и взрослые – родители, бабушки-дедушки, воспитатели в детском саду. Одной из интереснейших можно смело назвать тему «Времена года для детей дошкольного возраста».
Как научить ребенка временам года? Рассказать про все сезоны года, их особенности и отличительные признаки – задача непростая, но вполне выполнимая. И чем разнообразнее будут соответствующие занятия, тем быстрее ребенок усвоит все, что касается смены времен года.
Контрасты времен года
Если говорить о садике, то поначалу имеет смысл провести обзорное занятие, на котором выяснить уровень знаний ребятишек о названиях времен года, их признаках.
Многие педагоги советуют не изучать времена года по порядку, а начинать с ознакомления с контрастными сезонами – летом и зимой.
Именно в них особенно проявляются яркие черты каждого из них:
На следующем этапе можно поговорить о весне и осени, тоже акцентируя внимание на особенных признаках:
Времена года в картинках для детей
Рассказывая про времена года детям, важно создать у них живописный образ каждой поры.
Для этого понадобятся картинки необходимого содержания, на которых могут быть изображены:
Прекрасно подойдут для занятий раскраски про времена года. Для детей это будет и познавательное, и художественное занятие.
Картинки позволяют сделать информацию про времена года для дошкольников максимально доступной. Предложите ребенку красочную таблицу, на которой будут изображены все четыре времени года, с просьбой описать каждый из ее фрагментов.
Задайте следующие вопросы:
Изучая времена года в детском саду подобное занятие можно провести в виде соревнования, начисляя баллы за максимально подробный и интересный ответ. Надо отметить, что это еще и очень полезное упражнение для развития речи.
Совет. В ходе занятия уместно вспомнить поучительный рассказ К. Ушинского «Четыре желания», в котором мальчик Митя был в восторге от занятий и игр в каждый сезон и хотел бы, чтобы не кончались ни зима, ни весна, ни лето, ни осень.
Изучаем времена года через музыку
Дошкольники уже способны воспринимать и понимать классическую музыку, скажем, П. И. Чайковского из альбома с соответствующим нашей теме названием «Времена года». На таком музыкальном занятии можно сочетать прослушивание музыкальных фрагментов из различных пьес данного альбома и представлять времена года для детей в картинках, фото, а также в репродукциях известных художников.
Так, например, воспитатель во время прослушивания пьесы «Март. Песня жаворонка» может показать детям, не просто рисунок на тему весны, а, скажем, репродукцию картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели». В данном случае изобразительный и музыкальный ряд способны создать запоминающийся образ весны, который у ребенка сохранится на всю жизнь.
К тому же можно предложить детям попытаться нарисовать то, что они услышали в звуках.
Осень, весна, зима и лето в стихах и сказках
Сколько стихов, загадок, песенок обо всех порах года существует в детской литературе! Стихи для детей о временах года, как правило, очень живописны, эмоциональны, легко запоминаются.
Музыкальные или художественные занятия некоторые педагоги успешно дополняют и чтением стихов по теме. Так, после прослушивания следующей пьесы из того же цикла «Времена года» – «Апрель. Подснежник», дети могут вспомнить стихи, которые они знают, об этом весеннем месяце, о первых цветах – подснежниках, и, конечно же, если не на этом, то на следующем занятии выразить свои эмоции на бумаге карандашом или красками.
Времена года и месяцы для детей прекрасно иллюстрируются замечательной волшебной сказкой С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев», благодаря которой за время чтения можно вместе с ее героиней «прожить» весь год, погостить в каждом месяце, узнать, чем каждый характерен. К тому же это еще и урок добра и взаимопомощи.
Учим времена года играя
Изучать времена года для детского сада противоестественно без применения подвижных игр, ведь дети этого возраста не могут долго сидеть на месте, к тому же движение им просто необходимо для полноценного физического и психического развития.
В правильно подобранных игра времена года для детей дошкольного возраста перестают быть неинтересным, сложным и трудно доступным материалом.
Во время подвижных игр ребятишек можно познакомить:
Кроме всего прочего, занятия-игры помогают развитию наблюдательности, любознательности, укрепляют память. Правильно построенная игра учит детей бережно относиться к природе.
Дидактические игры на тему «Времена года» (примеры)
1. Попросите ребенка соотнести каждую из картинок с тем или иным временем года, а затем уточнить, почему именно он сделал такой выбор.
2. Предложите ребенку в каждом из кружочков нарисовать предметы или явления, характерные для определенного сезона.
3. Попросите ребенка соотнести каждую из картинок справа с картинками времени года слева и обосновать свой выбор.
4. А теперь одеваемся на прогулку.
Какие вещи необходимо одеть для осенней, зимней, летней или весенней прогулки?
5. Попросите ребенка описать, что чувствует солнышко на каждой из картинок и почему.
6. Позвольте ребенку раскрасить картинку.
Спросите, какой сезон изображен на каждом из фрагментов. В пустых клеточках вместе подпишите времена года и соответствующие им календарные месяцы. Спросите: какие зимние, весенние, летние и осенние праздники он знает? Какой праздник его любимый? В каком месяце его празднуют? Выделите этот месяц и посчитайте, как скоро он наступит.
7. Вместе с ребенком вы можете сделать специальные часы, которые будут отображать текущее время года.
Рядом с каждым из сегментов подпишите праздники, которые собираетесь отпраздновать в каждый из четырех сезонов.
8. Предложите ребенку раскрасить картинку, состоящую из четырех фрагментов, каждый из которых соответствует определенному времени года.
После того, как он закончит, спросите, каких цветов на каждом из фрагментов оказалось больше и почему.
9. Попросите ребенка нарисовать кроны деревьев в каждый из четырех сезонов года.
Пусть малыш расскажет, как меняется дерево с течением времени.
Что умели делать крестьянские дети в старину: Взрослые обязанности и недетский труд
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Главным отличием от современности, конечно, является даже не огромное количество работы, а отношение к ней. Родительский авторитет был непререкаем, поэтому даже обсуждать то, что наказал отец, никто из воспитанных детей XIX века не посмел бы. Все, что родители поручали, выполнялось обязательно. Конечно, немалую роль в этом послушании играли и старинные методы воспитания – вероятно, большинство из них подпадало бы под статьи современной ювенальной юстиции, но о правах ребенка тогда и не слышали, а вот обязанностей у маленьких помощников было хоть отбавляй.
Еще одним отличием от современных обязанностей по дому была четка половая дифференциация. Сегодня, конечно, мальчик тоже больше крутится вокруг отца, но помыть посуду или прибрать в комнате он сможет. А вот в старину такое смешение работ было бы немыслимым. Выполнять женскую работу даже маленького мальчика никогда бы не попросили. Зато уж мужские обязанности с него спрашивали по полной программе – ведь растили будущего хозяина и защитника.
Еще до семи лет мальчиков уже учили ухаживать за скотиной, ездить верхом, помогать в поле, а также делать нехитрые, но нужные дома поделки: игрушки младшим, да и себе самому тоже, плести корзины и короба, ну и, конечно, лапти. Эта удобная и легкая обувь быстро изнашивалась, поэтому все свободное время мужчины всех возрастов занимали руки таким плетением. Девочки же должны были постоянно прясть. Уже с 3-4 лет будущей хозяйке выдавались веретено и прялка, и она с ним не расставалась практически всю жизнь. Работы у маленькой рукодельницы было много – ведь до своей свадьбы она должна была успеть напрясть, наткать, сшить и вышить несколько комплектов одежды и белья. Именно с этими инструментами было связано множество поверий. Например, свою прялку нельзя было отдавать в чужие руки. С древнейших времен пуповину новорожденным девочкам перерезали на веретене – чтобы с самых первых минут связать их с этим ремеслом.
Еще одним важным делом была работа на земле. Она тоже четко делилась. Огород всегда обрабатывали женщины, а пашню – мужчины. В этом сложном деле мальчики сначала были у отца на подхвате – вели коня под уздцы или ехали на нем, иногда сидели на бороне для утяжеления, но уже примерно с 12 лет мальчику выделялся небольшой кусок поля, который он пытался обработать самостоятельно. К юности такой помощник становился уже опытным работником.
Девочка же к 10 годам считалась вполне самостоятельной хозяйкой: она могла полностью прибрать дом, приготовить обед и присмотреть за младшими. Поэтому, уезжая, родители могли положиться на ребенка, которого сегодня даже в школу одного вряд ли отпустят, если она находится не в соседнем дворе. И, кстати, девочки, больше чем мальчики, уже с ранних лет были вынуждены «зарабатывать имидж» хорошей хозяйки – ведь от этого в дальнейшем зависели ее шансы на хорошее замужество. Прозвище «непряха» было по-настоящему обидным и могло в дальнейшем сослужить девушке плохую службу.
Еще обычными детскими занятиями был сбор грибов и ягод. Мальчики к тому же, глядя на отца и старших братьев, быстро учились навыкам рыболовства и охоты. Дети спокойно чувствовали себя в лесу и в поле – умели ориентироваться и обычно прекрасно знали окрестности. Правда, и большинство сказок начиналось с того, что дети одни остались в лесу, и не все бабушкины истории заканчивались хорошо.
Очень часто лет с 10-12 детей отправляли подрабатывать. Для мальчика выбор был больше: он мог стать пастухом, вступить в промысловую артель или уйти получать какую-либо специальность «в люди». Девочки же обычно к этому возрасту были уже опытными няньками, натренировавшись на младших братиках и сестричках, поэтому их чаще всего нанимали смотреть за детьми. В любом случае, подросток, едва выйдя из младенчества, уже мог приносить домой деньги, внося таким образом вклад в семейный бюджет. Никакие документы, разумеется, не регулировали ни их условия труда, ни возраст, однако никто не жаловался – приносить пользу семье было почетно.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Времена года
На этой страничке Вы найдете материал, который связан с изучением четырех времен года. Смотрите, скачивайте, распечатывайте. Учитесь играя.
Содержание статьи.
(Для быстрого перехода нажмите на название раздела)
Учим времена года.
Для взрослых, кажется, что знать времена года, это просто, естественно и очевидно. Но для ребенка такое понятие как времена года, не кажется простым и ясным. Маленький ребенок не четко представляет себе, что такое зима, весна, лето и осень, так как это нельзя потрогать или пощупать. И как оказывается на практике, объяснить такое явление, как времена года, не всегда удается с первого раза.
Как объяснить эти процессы природы ребенку, как помочь ему легче запомнить такую информацию?
Для того чтобы ребенку было легче понять и запомнить, надо зародить в нем ассоциации с чем-то существующим.
С какого возраста начинаем изучать.
Обучение, или точнее сказать, знакомство с сезонами можно начинать очень рано. С 1,5 – 2 лет.
Знакомить ребенка в раннем возрасте так же можно и при помощи картинок и мультиков. Показываете ребенку иллюстрацию и рассказываете, что там изображено. Просмотр картинок не должен занимать более пяти минут. Если видите, что интереса к картинкам ребенок не проявляет, не хочет слушать и смотреть, то не настаивайте. У Вас много времени впереди, все успеется!
К трехлетнему возрасту уже можно ребенку объяснить разницу во временах года. В этом возрасте ребенок у же точно понимает, что такое дождик, снежок, когда на улице холодно, когда тепло. Когда гуляете с ребенком, обращайте внимание на изменения в природе, рассказывайте что поменялось на улице. Начните с того сезона, который в данный момент за окном. Чтобы ребенок на жизненном примере видел, какие изменения происходят в природе.
Если в возрасте 3- 4 года у Вы еще не начали знакомства с сезонными изменениями и временами года, то именно в тот период когда это необходимо сделать.
В четырехлетнем возрасте уже нужно более серьезно подойти к процессу изучения времен года. За свои четыре года жизни ребенок уже несколько раз наблюдал за сменой сезонов. У него уже сформировались какие-то свои ассоциации с каждым временем. Например: зимой- катаемся на санках, а летом- едем к бабушке.
В возрасте 5- 7 лет ребенок уже четко должен знать и понимать явления природы.
Как легче запомнить ребенку времена года.
В дошкольном возрасте обучение детей происходит только в игровой форме. В наше время достаточно ярких, красочных материалов, наглядных пособий, книг и игр по теме «Времена года». Эти пособия можно купить, можно распечатать из интернета, можно делать самому.
Вот примерные особенности времен года, которые будут доступны и понятны каждому дошкольнику:
ЗИМА.
Это, конечно, белый снег, холодно. Люди одеваются теплей, шапки, шубы, шарфы, перчатки. Дети катаются на санках, с горки, на лыжах и коньках, играют в снежки, лепят снеговика. Любимый праздник — Новый год, наряжаем елку, подарки от Деда Мороза.
ВЕСНА.
ЛЕТО.
Ассоциируется с солнцем, теплом, мало одежды, море, поездка к бабушке, созревают фрукты и ягоды, цветы, бабочки. День длинный, а ночь короткая, детки долго гуляют на улице. Дети катаются на велосипедах, самокатах, роликах, купаются в реке.
ОСЕНЬ.
Листья желтеют, опадают, деревья становятся «голыми». На улице дождь и ветер, птицы улетают на юг. Сбор урожая, зонт и резиновые сапоги.
Экспериментируйте, фантазируйте, изучайте, закрепляйте!
Воспользуйтесь материалами с нашего сайта, будем рады.