Чем занимались жители византии кратко
Византийская империя
Византийская империя: начало
Термин «Византийская империя» был введен в 1557 году немецким историком Иеронимом Вольфом для обозначения грекоязычной Римской империи с центром в Константинополе.
В некоторых исторических текстах Византийскую империю называют Восточной Римской империей. Начало истории Византийской империи обычно связывают с основанием в 330 году Константином Великим крупного города-крепости на Босфоре. Этот город вырос на месте маленького городка Византий и получил название Константинополь по имени своего основателя.
История Византийской империи
В 395 году, незадолго до своей смерти император Феодосий I поделил территорию Римской империи между двумя сыновьями. Таким образом появились Восточная и Западная Римские империи, окончательно освободившиеся друг от друга. Впрочем, люди того времени продолжали считать Рим единым государством.
В 476 году Западная империя, управляемая сыном Феодосия I Гонорием, прекратила свое существование из-за набегов варваров. А Восточная империя, доставшаяся старшему брату Феодосия I Аркадию, начала свой тысячелетний путь, на котором будут падения и взлеты. Именно Византийской империи предстоит стать оплотом христианства. Город Константинополь займет место Рима, его даже будут называть Новым Римом.
Константинополь
Уже в VI веке Константинополь, благодаря своему удачному расположению на пересечении морских и сухопутных путей между Западом и Востоком, Севером и Югом, станет крупнейшим торговым и культурным центром Восточного Средиземноморья.
Кроме того, Константинополь был надежно защищен от внешних врагов, находясь на полуострове, окруженным морем с трех сторон. Лишь дважды за всю историю этот город был взят внешними врагами:
Наличие плодородных равнин способствовало развитию в Византии хлебопашества, возделыванию таких злаковых культур, как пшеница, рожь, ячмень, овес, полба. В приморских районах выращивали оливу. Оливковое масло входило в ежедневный рацион жителей Византии. На юге выращивали хлопок. Также развито было виноградарство. В высокогорных районах Балкан и Малой Азии, а также на плоскогорьях — разводили скот. Рыболовство было очень распространено и рыба, наряду с хлебом, оливками и вином, входила в ежедневный рацион питания жителей Византии.
Расцвет Византийской империи
Расцвет империи пришелся на середину VI века. Побережье Средиземного моря входило в состав Византии. И, даже после территориальных потерь, когда площадь империи ограничивалась лишь двумя полуостровами — Балканами и Малой Азией и островами Эгейского моря, Византийская империя оставалась крупнейшим государством Средневековья. Это длилось и в VII-XII веках.
Кто жил в Византийской империи?
На территории Византийской империи, наряду с греками, жили
Подавляющее большинство жителей говорило на греческом языке и только в VII веке государственным языком Византийской империи стала латынь. Византия эпохи Средневековья была цивилизованным государством с высокой плотностью населения. Византийцы отличались высоким культурным уровнем, они были прекрасными земледельцами, ремесленниками, активного участвовали в общественной жизни. Византия была империей с сильной централизованной властью.
Исторические периоды Византийской империи
Западноевропейские историки выделяют три периода в истории Византии, в то время как их российские коллеги говорят о пяти.
Императоры
С именем одного из самых известных византийских императоров Юстиниана I, который вступил на престол в 527 году, связаны судьбоносные моменты в истории Византии. В период его правления территория Византийской империи увеличилась почти в два раза. Были завоеваны новые территории:
Правление Юстиниана ознаменовалось войнами со славянами, аварами, персами. Хоть им и не удалось захватить больших территорий Византии, некоторые города Византийской империи были разрушены. Юстиниан, которому нужны были средства на ведение войны, обложил население высокими налогами, что привело к бунту. В то же время разразилась эпидемия чумы. Кроме того, при Юстиниане гражданская и церковная власти объединились. Все это привело к ослаблению Византийской империи.
На этом фоне для укрепления монархической власти, Юстиниан ввел понятие «Божьего помазанника». Утверждение о том, что монарх получает власть от Бога легло в основу теории, принятой впоследствии в будущих империях.
В период VI-VII веков многие территории Византийской империи были потеряны из-за войн с персами, славянами, лангобардами и аварами. Даже завоевании Армении византийским императором Ираклием I не спасло ситуацию.
В этот период Византии пришлось воевать с арабами. Угроза нависла над Константинополем, который с 673 по 678 г.г. находился в осаде. Однако применение так называемого «греческого огня» помогло правившему тогда императору Константину IV отстоять столицу Византийской империи.
В этот период греческий язык заменил латинский в качестве государственного языка.
VIII век: с именем правившего в этот период императора Льва III связана победа над арабами и предотвращение дальнейшего распада государства. Кроме того, Лев III известен в истории политикой иконоборчества. Люди, уставшие от войны с арабами возносили молитвы перед иконами в поисках выхода из кризисной ситуации. Лев III стремился ограничить влияние Церкви на государство и общество, проводя политику борьбы с иконопочитанием. Лишь в 787 году императрица Ирина вновь положила конец этой политике.
IX-X века: этот период ознаменовался напряженной ситуацией внутри страны, где из-за возрождения иконоборчества в 821-823 г.г. шла гражданская война между сторонниками и противниками этой политики. На внешних границах империи также было неспокойно. Карл Великий (король Франков) угрожал с Запада. У Восточной границы Византии угрожал Багдадский халифат, захвативший Сицилию и Крит. Не прекращались столкновения с болгарами. В этот трудный период, согласно историческим источникам, Византия впервые стала контактировать с племенами русов. Начавшееся в 867 году правления новой Македонской династии вновь принесло империи могущество и процветание.
Известные имена правителей этой династии:
В этот период к Византийской империи вновь был присоединен Крит, а также Юг Аппенинского полуострова и Болгарии.
XI-XIX века: в этот период произошло много событий, которые в начале привели к усилению государства, а затем к феодальной раздробленности и в конечном счете к упадку империи.
Упадок Византийской империи
Процесс феодальной раздробленности особенно усилился во время правления династии Ангелов. От империи отпадали провинции, отказываясь от Константинопольской власти. В 1187 году независимости добилась Болгария, а в 1190 — Сербия.
XIII век: в 1204 году Константинополь был захвачен крестоносцами. Византийская империя распалась на пять государств:
15 августа 1261 года — важнейшая дата в истории Византии. В этот день монарх Никейской империи Михаил VIII Палеолог разгромил крестоносцев и вошел в Константинополь. В 1337 к восстановленной Византийской империи присоединилось Эпирское царство.
Кризис и падение
В XIV и XV веках Византия постоянно воевала с турками-османами. Византийские монархи Иоанн V и Мануил II пытались не допустить крушения империи. Они даже пошли на подписание унии, которая объединила Церкви Византии и Рима, чтобы получить от Рима военную поддержку. Это была очень непопулярная среди населения мера. В дальнейшем она привела к ослаблению государства. В XIV веке турки одержали ряд важных побед, которые привели к утрате Византийской империей значительных территорий. Византия была уже небольшим государством и не могла больше сопротивляться захватническим планам Османской империи.
30 мая 1453 года, несмотря на мужественное сопротивление защитников Константинополя во главе с Константином XI, султан Мехмед II вошел в Константинополь. Историки считают эту дату днем падения Византийской империи.
Византийскую империю называют «золотым мостом», соединившим античность и новую историю. Благодаря Византии достижения древнего Рима не пропали в темные века раннего Средневековья. Византийцы сумели не только сохранить античную культуру, но и соединить ее с христианскими ценностями. Именно благодаря византийцам, сохранились рукописи античных философов. Это помогло Европе познакомилась с культурой, которой мы обязаны возникновению Ренессанса. Древняя Русь не знала бы христианской веры без Византии. В 988 году произошло Крещение Руси.
Читайте также:
Византийский быт
Византийский быт — сфера культуры византийского общества, основной целью которой было удовлетворение его материальных, общественных и духовных потребностей. Он характеризуется, как и вся жизнь византийского общества, сочетанием архаичных позднеантичный черт с христианской религиозностью. Христианство, в его византийской (позже была названа православной) форме, имело безоговорочное влияние на повседневную жизнь каждого византийца. Это влияние ощущалось во всех сферах — от жизни государственного, публичного к интимно-семейному. Постоянное выражение религиозности было неотъемлемой частью византийского быта. В этом византийское общество было подобно другим средневековым европейским обществам.
Культура Византии |
---|
Искусство |
Аристократия и бюрократия |
Военное дело |
Архитектура |
Танцы |
Кулинария |
Одежда |
Экономика |
Историография |
Быт |
Византийский язык |
Садоводство |
Дипломатия |
Монеты |
Право |
Литература |
Музыка |
Медицина |
Образование |
Философия |
Наука |
Несмотря на первоочередную роль христианской религиозности в византийском жизни, античные влияния оставались достаточно значительными в течение всего времени существования Византийской империи. Следы этого можно увидеть в большей степени в других аспектах культурной жизни Византии, но они есть и в быту. Античные тенденции имели значительное влияние на византийское семейное право, особенно в ранневизантийский период. Их можно увидеть даже в сфере развлечений. Самым популярным видом развлечений среди византицив были спектакли на ипподроме, что является непосредственным наследием римского времени. Византийцы считали себя прямыми наследниками Римской империи и называли себя ромеями, то есть римлянами. Идеологическая направленность на имперский универсализм сильно отразилась в сознании византийского общества и одновременно требовала у него постоянного внимания к своему античному прошлому, хотя часто и переосмысленному через призму христианства.
Другим фактором влияния, сыгравшим большую роль в формировании византийского быта, было влияние восточное. Это влияние было неизбежным, так как фактически наиболее значимыми были именно азиатские владения империи. Постоянный контакт в военной или торговой форме с восточными народами не мог не привести к восточному влияния на различные сферы жизни и культуры византийцев.
Содержание
Религиозность
целую смену ночной стражи посылал к Богу молитвы и размышлял о Писании |
Византийцы пытались строго соблюдать пост. Кроме постов Великого, Петрова и рождественского постились также по средам и пятницам. Пост рассматривался и как средство оздоровления организма. Кекавмен советует:
если заболеешь, постись и лечись без врача. |
Большое развитие получили культы креста и Божьей Матери. Крест изображался на монетах и разнообразных прикладных предметах, был частью императорских инсигний и фактически одним из главных символов самой империи. Богородица же считалась заступницей людей перед своим царствующим Сыном — Христом-Пантократором (Вседержитель). Именно к ней обращали свои молитвы в трудный час, она была защитницей императоров и самого Государства ромеев. Императоры брали с собой специальную икону Богоматери Одигитрии. Согласно Роберу де Кларе, цари
настолько верили в эту икону, считали, будто ни один человек, который берет эту икону с собой в бой, не может потерпеть поражение. |
Византийцы на религиозные праздники всегда посещали литургию. Монастыри также устраивали специальные праздники. Особенно пышными были такие праздники в константинопольских монастырях. Например, монастырь Богородицы Одигитрии устраивал каждый вторник вынос почитаемой иконы. В монастырь приходило большое количество людей, изображение Богородицы на камне поднимал один из 20 специально отобранных и одетых в одежду из красного льна мужчин. Икону выносили на площадь, которую человек с иконой должен был обойти 50 раз. После чего икону брал другой и т. д. Во время этого действа хор все время пел «Господи помилуй».
Семья
Форма заключения брака долгое время была достаточно простой. В бедных семьях она сопровождалась лишь достаточно простым благословением священника или выражением согласия невестами на брак при нескольких свидетелях. Но с Х-ХI вв. такой способ заключения брака начинает считаться недостаточен и признается только тот брак, который был заключен через венчания и заключения брачного договора.
Не запрещались, но и не одобрялись повторные браки. Третий брак осуждался, а четвертый был запрещен церковью. Хотя часто такие запреты нарушались в императорской семье, когда по политическим или личным мотивам императоры вступали в несколько браков, даже ценой изменения патриарха. Запрещены были браки лиц, которые были родственниками до шестого, а с XI в. и до седьмого колена, браки между духовными родственниками — крестными родителями и детьми, кумовьями (такие браки приравнивались к кровосмешение. Запрещались или ограничивались браки между христианами и иноверцами и душевнобольными. В более ранний период истории Византии, когда еще значительным было рабство, важную роль играли ограничения на браки между свободными и рабами.
Роль женщины
На представления о роли женщины в византийском обществе большое влияние оказали восточные традиции. Византийская женщина традиционно получала домашнее образование. Она находилась под постоянной опекой мужчин своей семьи, не могла свидетельствовать в суде, быть опекуном, членом ремесленной корпорации, не могла занимать официальные должности. Женщины из высших и средних слоев населения постоянно находились в гинекее, лишь иногда выходя на улицу и при этом всегда прикрывая голову покрывалом. Но, одновременно, начиная с VIII—XI века, византийское законодательство четко подчеркивает равноправие женщины в имущественных отношениях. Приданое оставался в полном распоряжении женщины, его даже нельзя было отобрать за долги мужа. В случае, если жена умирала бездетной, ее муж наследовал четверть приданого, а жена в таком же случае становилась наследницей всего имущества своего мужа.
Женщины из императорских и приближенных к императорскому двору семей могли влиять на политику. Среди примеров многих правящих византийских императриц можно выделить Анну Далассину — мать императора Алексея I Комнина. В 1081, когда Алексей Комнин был вынужден покинуть Константинополь для борьбы с норманнскими подразделениями Роберт Гвискар, он назначил ее специальным хрисовулом правительницей государства с полной властью. Анна Далассина во время своего правления пыталась вникать во все, даже мельчайшие, дела. Согласно сообщениям Анны Комнин день ее бабушки начинался с приема государственных чиновников и рассмотрения всевозможных просьб, позже она посещала богослужения и до вечера занималась государственными делами. Согласно воле сына, она 20 лет была его соправительницей и когда почувствовала, что ее опека на скучивает Алексею, отправилась в монастырь. Другим случаем большого влияния женщины на императора была жена Юстиниана Великого Феодора.
Византийцы особенно ценили в женщине ее преданность семье, любовь к своим детям. Упоминая Анну Алексей Комнин писал в своем хрисовуле, которым назначал её соправительницей:
Никто не может сравниться с добросердечные и чадолюбивый матерью, и нет защиты надежного за нее, когда предполагается опасность или другие бедствия. Если она советует, совет ее надежный, если она молится, ее молитвы становятся для детей опорой и непобедимой стражей. |
Также ценились образованность, воспитанность. Историк Никифор Григора хвалит за это императрицу Ирину Ласкариню и свою ученицу — дочь Феодора Метохит. О жене деспота Константина Палеолога Евдокии он пишет, что она
Византийцы считали обязательным для женщины иметь красоту, мягкий характер, грациозность. Женская красота ценилась очень высоко, ее воспевали. Михаил Пселл рассказывая о своей матери в ее юные годы, подчеркивает, что она была очаровательной девушкой и, хотя достаток не позволял носить ей пышные туалеты, но грациозностью своего состояния, красотой волос, прекрасным цветом лица, ясным взглядом прекрасных глаз она захватывала всех, кто видел. Михаил Пселл сравнивает свою мать с розой, которой не нужны никакие украшения. Выделяли женщин, которые имели средний рост, тонкую талию, нежную кожу лица, большие выразительные глаза и белоснежную улыбку. Отсутствие красоты часто воспринималась византийскими женщинами как трагедия.
Для византийцев отсутствие детей было божьей карой. Поэтому практически не предпринималось никаких мер для ограничения рождаемости, аборты были одним из тягчайших преступлений. Считалось необходимым относиться к детям с теплотой и пониманием. Не одобрялось битьё детей, а подчеркивалась необходимость использования убеждений и наставлений для их воспитания. Кекавмен пишет:
Своих сыновей и дочерей бей не палкой, а словом и добрым советом. |
Дети обоих полов и независимо от первородства имели одинаковые права на наследство. Оставить их без наследства можно было лишь в исключительных случаях (например, при правонарушениях, которые были направлены против родителей). В случаях когда не было завещания суд должен разделить имущество умершего поровну между его детьми. Права незаконнорожденных детей были несколько ограничены, хотя и признавались византийским правом. Незаконнорожденные дети императоров и членов знатных родов часто использовались для заключения политически мотивированным браков, особенно в поздние периоды истории Византии.
Квартира и домашнее хозяйство
Жилье
Проживание византийцев зависело в первую очередь от их социально-материального положения. Дома византийской знати отличались роскошью и красотой. Большую часть времени представители высших слоев византийского общества жили в городах. Городские дома сохраняли многие черты римских жилищ. Даже комнаты носили римские названия. В большинстве случаев дома были двух-или трёхэтажными и имели плоскую или двускатную крышу. Плоские крыши позволяли использовать их для приема солнечных ванн. Перекрывались крыши кровельным железом с свинцовыми прокладками на стыках. Поздневизантийские городские дома зачастую строились из белого камня и имели балконы. Окна в них делались полукруглыми, чтобы украшать их внешний вид. Фасады домов были узкими, выходили на улицу. Но из-за тенденции к изоляции соседей друг от друга, пытались строить так, чтобы дверь одного дома не находились напротив дверей другого. Для этого же служили железные ставни на окнах и металлические двери. Нижние этажи таких домов использовались для различных хозяйственных нужд, там находилась кухня и помещения для слуг. Под полом нижнего этажа выкапывалась яма для хранения продуктов питания. Нередко городские дома имели прямоугольный дворик с колодцем и небольшой садик. Интерьеры помещений знатных лиц выделялись использованием большого количества предметов роскоши. Пол мостился белым мрамором и полудрагоценными камнями, стены украшались мозаиками и росписью. Мебель могла быть настоящим произведением искусства. Для её украшения использовалось золото, слоновая кость, разнообразные драгоценные металлы. Хотя при императорском дворе долго сохранялась традиция лежать во время пиров, в большинстве частных жилищ ее заменило использование стульев, табуреток, ящиков с приспособленными к сидению крышками. Для сна использовались постели, которые застилались матрасами, набитыми соломой. Их прикрывали дорогими тканями и коврами. Сельские усадьбы богатых византийцев были подобными городским жилищам, но могли отличаться большими размерами и большим количеством хозяйственных построек.
Развлечения и праздники
Праздники
Византийские праздники можно разделить на несколько категорий:
При этом праздники могли быть, как общенародными, так и местными.
Большинство народных праздников сохранилось в Византии еще с языческих времен и поэтому часто сохраняли и старинные языческие формы в несколько переработанном виде. Наиболее долго языческие народные праздники в близком к первоначальному виде сохранились на тех землях империи, были достаточно изолированы от других ее частей или за особенностей рельефа (горные местности), либо из-за достаточно позднего присоединения к Византийскому государству. Наиболее популярными народными праздниками этой категории были календы, брумалии и русалии.
Брумалии были праздником зимнего солнцестояния. В народе они праздновались подобно календам. При дворе во время этого праздника происходило специальное действо, главным элементом которого были танцы придворных со свечами. После них император даровал участникам золотые монеты, а населению столицы — серебряные и устаивался пир. Некоторое время, при императоре Романе I Лакапине, эти празднования были запрещены, но их восстановил Константин VII Багрянородный.
Русалии были праздником весны. В ходе них в селах устраивали разнообразные игры, а в Константинополе, на ипподроме происходило действо под названием мясного (греч. μακελλαρικόν ). Оно получило свое название потому, что основным его элементом был военный танец, который исполнялся мясниками и во время которого они манипулировали большими ножами. Этот танец можно было увидеть даже в XVII веке, когда его на, стамбульском теперь уже, ипподроме выполняли представители корпорации македонских мясников [15]
Среди государственных светских праздников наиболее любимым был день рождения Константинополя, который отмечался 11 мая. Празднование начинались накануне с действа на ипподроме, которое назвался овощного (греч. λαχανικόν ). Ипподром украшался крестами из роз, выставлялись тележки с овощами, фруктами, рыбой. Лошади, которые участвовали в заездах, украшались попонами с золотой каймой и сбруей с драгоценными камнями. Каждый заезд чередовался с акламациями партий зеленых и голубых. Празднование заканчивалось общим пиром на самом ипподроме. К экстраординарным светским государственным торжествам относились также коронации и триумфы императоров, заключение браков членами императорской семьи, рождения багрянородных принцев. Во время таких торжеств от имени императора раздавались деньги, на улицах Константинополя устраивались общие банкеты, а хоры цирковых партий исполняли различные песнопения в честь праздника.
Развлечения
Византийские дети играли в разные игры. Одной из любимых была игра под названием ампра. Игроки делились на две группы, каждая из которых имела своего вождя, состав и место, окруженное рвом. В этом месте держали пленных. Одна группа игроков должна преследовать другую и прикосновением руки игрок превращался в пленника. Проигрывала та группа, все игроки которой попадали в плен. Популярной, но опасной была игра петрополемос. Она имитировала военные столкновения. Игра обычно проходила за городскими стенами. Две группы игроков разделялись рвом и бросали друг в друга — руками или пращею — камни. Победившая группа триумфально вступала в город. Такая игра часто заканчивалась травмами и даже смертью, потому дука Крита был вынужден в 1369 запретить ее и ввести специальные наказания за несоблюдение запрета.