Чем занимались жрецы в египте
Жрецы Древнего Египта, Древний Египет религия
Роль жрецов в Древнем Египте
В древние времена царствования в Египте, египетским жрецам отводилась высокая и почетная миссия управления царями.
Жрецы проводили ритуал мумификации и бальзамирования в Древнем Египте.
Жрецы обладали знаниями, которые выходили за рамки обычного понимания, потому как их учения носили двойной характер.
Внешнее учение жрецов и внутреннее – так они разделяются, составляет большие и малые мистерии.
Обязанности жрецов в Древнем Египте
Жрецы обладали правом составлять и управлять распорядком дня правителя; они владели несметными сокровищами, землями, считались избранными и свободными от всяческого рабства.
К тому же, жрецы были образованными людьми.
Они прекрасно разбирались в точных науках: математике, врачевании, праве.
Жрецы руководили лучшими школами Египта, где дарили приобретенные знания и навыки своим ученикам.
Образование обычным египтянам было недоступно.
Древний Египет религия
Однако важно отметить, что связь с космической сущностью в Египте во времена правления царей была разорванной.
Вместо этого, связь с Высшим была проложена через астрономическое учение.
Жрецы Египта как раз то связующее звено с Высшей Сутью, ведь они были единственными носителями знаний астрономии и астрологии.
Жрецы тщательно хранили древние знания и сохраняли традиции религии Древнего Египта.
Как и Кто становился жрецами в Древнем Египте
Храм-пирамида был построен особенным образом, с учетом сторон света, а также восходом и заходом солнца.
После того, как ученик жреца осваивал полученные знания, его ждали испытания, своего рода, проверка на прочность, которая проходила в лабиринтах храма-пирамиды.
Лишь после данной клятвы, жрецы могли посвятить ученика в самую главную истину – знания о Богах.
Жрецы также обучали своих учеников предсказаниям будущего и налаживанию связи с Космосом.
Историки.ру
Жрецы в Древнем Египте: титулы, влияние и обязанности
Жрецы в Древнем Египте имели важное значение в повседневной жизни общества, на них была возложена задача общения с богами и служения им. В обязанности жрецов входили совершение ритуалов, повседневная культовая практика и посредничество между людьми и высшим миром. Как и чиновники, языческие священнослужители составляли часть государственного аппарата. Их деятельность не включала непосредственное общение с посетителями храмов, главной целью было отправление магических ритуалов. Вершиной культовой иерархии считался фараон, потому что только он имел право доступа в целлу, где находилась статуя божества. Однако царь не мог присутствовать во всех храмах, поэтому его функции исполнял верховный жрец.
Содержание
В Древнем Египте жрецы были обязаны брить голову и тело и носить белые льняные одежды. «Чтобы служить богу, надо быть чистым», — считали египтяне. Поэтому священнослужители четыре раза в день совершали ритуальные омовения.
Стела жреца Аменемопета. Около 1479— 1391 гг. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (США)
Титулы жрецов
Жрецы высших санов носили титул «Ур» — «высокий, возвышенный». Например, главный жрец — врач в Саисе назывался Ур-Сену, а главный жрец в Иуну — Ур-Маа. Отдельную категорию составляли Пер-Нетер — «служители храма».
Жрец Мер вел учет храмового имущества, контролировал возделывание храмовых полей, доставку продуктов, а также подготовку всего необходимого для службы.
Жрецы Кхер-Хеб выполняли обязанности храмовых писцов, несли ответственность за сохранность библиотеки.
Жрец Уаб следил за чистотой помещений, одежды, своевременной доставкой воды.
Жрец Хер-Нетер отправлял храмовые службы и читал проповеди.
Были в Египте и женщины-жрицы, носившие титул «Хемер-Нечер». Как правило, они находились в храмах богинь, но встречались и исключения. Так, царица Мересанх III, супруга фараона Хафра, была жрицей бога Тота.
Хафра и Мересанх III. 2350 г. до н. э. Лувр, Париж (Франция)
Во главе коллегии жрецов каждого отдельного нома стоял верховный жрец. В Мемфисе его называли Главой ремесленников, в Мендесе — Духовным отцом воинов, в Гелиополе — Великим провидцем, в Фивах в древние времена — Первым пророком Амона, затем — Открывающим небесные врата. В более поздний период верховная жрица обычно занимала место рядом с главным жрецом. Его окружал штат постоянных храмовых служащих, число которых менялось в зависимости от величины и богатства храма.
Позже появился титул «Супруга бога Амона» как высочайший ранг жрицы в культе бога Амона. Основанием для возникновения такого ранга был миф о божественном рождении царя, мать которого оплодотворил бог Амон. Этим титулом, как правило, обладали царицы. Первой, кто его получил, была царица Яхмос-Нефертари. Позже этот титул стал основой сакрального положения египетских цариц.
Вопреки образу, сложившемуся под влиянием популярного искусства, «Книга мертвых» — это не один памятник египетской литературы, а свод заклинаний и гимнов, во множестве копировавшийся на папирусе и непременно помещавшийся в гробницы умерших. Книга мертвых жреца Гора, Имхотепа. Папирус, чернила. 350—250 гг. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (США)
Обязанности жрецов
Жрецы были учителями и наставниками в школах при храмах. Они обучали мальчиков в возрасте от 5 до 12 лет письму, чтению, арифметике и землеустройству. Многие из них были врачами.
Существовал ежедневный ритуал, который был очень похожим в разных храмах. На восходе солнца жрец входил в святилище, открывал двери и падал ниц перед скульптурой бога, читая гимны. Затем он очищал святилище водой и окуривал ладаном. После этого скульптуру переодевали и подносили ей угощения из мяса и фруктов. Считалось, что бог потребляет непосредственно духовную сущность даров.
Были и некоторые особенности. Например, службы в храме бога солнца Ра проходили каждый час, отмечая его движение по небесному своду днем и подземному царству ночью.
В особые дни в храмах проводили фестивали. Большая часть действия была скрыта от глаз непосвященных, но некоторые театрализованные мероприятия предназначались для публики. Суть фестивальных церемоний заключалась в воссоздании мифологических событий. Так, наиболее массовыми и почитаемыми были мистерии Осириса.
Во время некоторых церемоний скульптуру бога отправляли в путешествие с целью посетить храмы других богов. Путешествие в сопровождении процессии могло проходить как по суше, так и по воде.
Изображение процессии, которая несет фестивальную ладью. Храм Рамзеса II. Абу-Симбел, Египет
Влияние жрецов
Жреческие полномочия не ограничивались отправлением служб. Их целью были также экономическая независимость и политическое влияние.
Первоначально жрецы получали земельный участок для отправления заупокойного культа фараона. Такие наделы освобождались от иных обязательств: жрецы не должны были привлекаться к принудительному труду в пользу фараона и содержать царских посланцев. Кроме того, земельные участки исключались из обязательной переписи. Постепенно эти привилегии стали распространяться и на другие храмовые земли, включая и те, что принадлежали храмам богов.
Благодаря доходам, получаемым с храмовых полей, жрецы имели и политическое влияние, нередко совмещая статус священнослужителя с административной должностью при дворе фараона. Однако существовал и обратный процесс, когда в роли жреца либо жрицы выступали люди знатного происхождения.
«Гор Усеркау. Царский указ начальнику жрецов, Хемуру. Сим указом я запрещаю любому человеку посылать ремесленников или кого бы то ни было на принудительные работы, кроме труда во благо бога в его храме и содержания храма.
Я запрещаю возлагать бремя принудительного труда на любое поле Бога, находящееся в попечении жрецов. Равно запрещаю возлагать бремя принудительного труда на крестьян, работающих на полях Бога, которые находятся в попечении жрецов.
Ибо они освобождены на вечные времена согласно указу царя Юга и Севера, Нефериркары, и никакого иного указа не существует. Любой житель нома, который осмелится взять жрецов, что трудятся на полях Бога (ahet neter) в этом номе, или послать на принудительный труд крестьян, работающих на полях Бога, или же ремесленников, — того человека следует самого приставить к земледельческим работам на благо храма.
Правитель Верхнего Египта или начальник стражи, замеченные в нарушении этого указа, должны быть приведены во дворец, а все принадлежащее им имущество и слуги переданы полям Богов.
Скреплено печатью в моем, царя, присутствии во второй месяц сезона Шему, в 10-й день». (Египетские папирусы)
Кто такие жрецы в Древнем Египте?
В Древнем Египте, как и в других древних цивилизациях, служители богов – жрецы – занимали очень высокое положение в социальной иерархии. Древнеегипетская религия представляла собой сложную, разветвленную систему божеств, духов, мифов.
Огромное значение уделялось жизни после смерти, отношениям живущих и покойных. Закономерно, что жрецы играли такую значимую роль и обладали большой властью, сопоставимой с властью самих фараонов.
О том, как функционировало жречество в Древнем Египте, мы знаем по сохранившимся архитектурным памятникам и свидетельствам античных авторов. Жрецы отличались следующими признаками:
— служение богам было их основным занятием, «профессией». Чтобы стать жрецом, молодой человек должен был долго учиться. Эта учеба начиналась в раннем детстве и заканчивалась не раньше 20-ти лет;
— жречество не было отдельной социальной прослойкой, как духовенство в Средневековье. Жрецы состояли на государственной службе, выполняли и религиозные, и общественные, и культурные обязанности;
— за свою работу жрецы получали деньги. Это было почетно и выгодно, поэтому жреческий титул передавался по наследству;
— жрецы имели большое влияние, пользовались почетом и уважением. Их связь с божествами воспринималась простыми людьми как мистическая.
Чем занимались жрецы Древнего Египта?
Основной заботой жрецов была служба в храмах. Они проводили обряды и церемонии, молились, читали священные тексты. Но, помимо собственно культовых, у жрецов были и другие обязанности. В частности – ведение храмового хозяйства, охрана храма, содержание библиотеки, врачевание, подготовка умерших к погребению и т.д.
Все египетские жрецы имели свою «специализацию». Жрец, отвечающий за богослужение, пел молитвы и проповедовал верующим. Жрец, ответственный за священные папирусы, переписывал их и следил за состоянием библиотеки. Были жрецы, наводившие чистоту в храме, жрецы-архитекторы (строители пирамид) и другие жреческие квалификации.
В древнеегипетском пантеоне было много богов, и жрецы делились на группы (клиры), посвященные тому или иному божеству. Положение этих сообществ зависело от того, какое место занимает их небесный покровитель в божественной иерархии. Чем значимее бог, тем больше авторитет жрецов, входящих в клир.
Египтяне верили, что в жрецах живет «Божественная сила», и что она может оказывать воздействие на людей, их дела, здоровье, потомство. В системе древнеегипетского мировоззрения большое место уделялось связи мертвых и живых. А проводниками из одного мира в другой становились жрецы. Именно жрецы занимались мумифицированием покойных и их погребением. Правильная подготовка обеспечивала достойное продолжение жизни после смерти, поэтому этим могли заниматься только просвещенные.
Жрецы – администраторы, ученые, врачи
Жрецы активно участвовали в различных областях жизни общества. Их функции не ограничивались религиозным культом. При храмах решались важные правовые и житейские проблемы. Помощники жрецов вершили суд, разрешали споры, давали советы.
Жрецы были хорошо образованы и наблюдательны. Это позволяло им постигать природу, делать выводы, изобретать. Мумификация тел способствовала тому, что жрецы изучали строение человеческого организма, хорошо знали анатомию. Они же лечили людей, пользуясь знаниями о теле человека, болезнях, свойствах веществ. Это не мешало им использовать в лечении свои «мистические способности», призывать на помощь богов, изгонять злобных духов.
В поздние периоды развития Древнего Египта жрецы стали заниматься астрологией. Наблюдая за небесными телами, они приписывали им сверхъестественные свойства. Но попутно получали астрономические знания, сохраняли их в своих текстах и передавали последующим поколениям. Таким образом, собиралась ценнейшая информация, используя которую, жрецы могли рассчитать время разлива Нила и распланировать сельскохозяйственные работы.
Современные историки сходятся на том, что жрецы оказали влияние не только на религиозную жизнь, но и на социальные институты, культуру, политику и науку Древнего Египта.
Жрецы Древнего Египта
Какую же роль играли жрецы в общественной жизни египтян? Это самые настоящие хранители священных традиций. И именно они играли в то время основную роль в формировании и процветании государства, духовном развитии нации, а также сохранении исторических и культурных ценностей.
В Древнем Египте на определенную группу жрецов были возложены определенные обязанности, включающие не только охранение священных тайн, но и светское администрирование.
Жреческий сан получить было не так-то и легко, для этого необходимо было долго и серьезно учиться. Причем обучение могло начаться с 4-хлетнего возраста и закончиться лишь к 20-ти годам.
Жрецы высших санов удостаивались титула Ур, что значит «высокий, возвышенный». Отдельной группой жрецов являлись служители Пер Нетер, что значит «служители храма».
Имущество храма находилось под контролем жреца Мера. Учет храмового имущества, контроль за возделыванием храмовых полей, снабжение продуктами и подготовка всего необходимого для храмовой службы — все это ложилось на его плечи.
Жрецы Кхер Хеб были храмовыми писцами и хранителями священных книг. Они несли ответственность за копирование и сохранность свитков храмовой библиотеки.
Египтяне почитали Кхер Хеб как хранителей слов силы и их правильного произношения.
Согласно Геродоту, египтяне очень чтили чистоту, причем для них большое значение имела не только чистота души, но и тела. Вероятно, поэтому все служители храма должны были мыться четыре раза в сутки — утром, в полдень, вечером и в полночь.
За очищение храма ответственность нес жрец Уаб, что значит «чистоплотный». Любопытно то, что Уаб в период своей работы в храме не мог жениться. Чистота помещений, одежды и своевременная подача в храм воды, а также окропление входящих в храм водой — вот такими были его ежедневные обязанности.
Священником и проповедником был Хем Нетер, что означает «слуга Бога» или «пророк Бога». Проведение храмовых служб и чтение проповедей полностью ложилось на его плечи.
Песнопение сопровождало любую храмовую молитву. Называлось оно Каи. А молитва называлась Кекх, в то время как размышления о духовном — Уаа.
Жрецы очень ценили работу мирских граждан. Так, Хем Анкхиу решали при храме судебные тяжбы и давали житейские советы гражданам. Храмовые службы своим присутствием разбавляли Тхаи Шебет — «носители жезлов» и Ахаи-т — «носительницы систров». Охраняли храмы Сау, читая при этом священные тексты.
Знамения и сновидения были очень значимы для египетского общества. А жрец Маа был толкователем оных. Вероятно, поэтому он носил шкуру леопарда, на которой черные пятна служили символами звезд. Наряду с этим были развиты и астрономия с астрологией. Жрецы Мер Уннут были астрономами-наблюдателями. А толковали движения небесных сил жрецы Амии Уннут. Все это необходимо было, прежде всего, для того, чтобы определить наиболее благоприятное время для посева и сбора урожая.
Жрецы Ур Хеку играли особую роль в Древнем Египте, ведь именно они были хранителями Божественной Силы, которую могли передать предметам. А изгнание колдовских сил из домов, местности и восстановление душевных сил человека брал на себя жрец Уаб Сехмет.
Даже лечение египтян не обходилось без жреца. Так, Сену — жрец-врач, прежде чем начать лечение больного, должен был прочитать молитву. Так как от воли Бога зависит исцеление больного, как считали древние египтяне, то выздоровевший обязательно должен был воздать хвалу Богу и принести в храм подношения.
Чем занимались жрецы в египте
Молодой Сети I в образе жреца Маа
Жрецы не подавляли волю народа религией, не запугивали, как утверждают сторонники идей марксизма и научного атеизма — религия в Древнем Египте была залогом общественного развития и совершенствования.
В Древнем Египте отдельные группы жрецов выполняли определенные обязанности, они были не только хранителями священных тайн, но и светскими администраторами. Учеба для получения жреческого сана была серьёзной и трудной. Если судить по карьере верховного жреца Бакенхонса — эпохи Рамсеса II, обучение начиналось, когда будущему жрецу было четыре года, а заканчивалось к двадцати годам.
Жрецы высших санов удостаивались титула Ур — «высокий, возвышенный».
Например, главный врач-жрец в Саисе носил титул Ур Сену; высший жрец в Иуну назывался Ур Маа — «великий провидец»; высшая жрица в Иуну носила имя Ур-т Текхент, а жрица в Бубастисе — Ур-т Ра.
Отдельной группой жрецов являлись служители Пер Нетер — «служители храма».
Заведующим имуществом храма был жрец Мер, в обязанности которого входили: учет храмового имущества, контроль за возделыванием храмовых полей, снабжение продуктами, а также подготовка всего необходимого для храмовой службы.
Особую позицию занимали жрецы Кхер Хеб — они выполняли обязанности храмовых писцов и были хранителями священных книг. Они отвечали за копирование и сохранность свитков храмовой библиотеки. Кхер Хеб также почитались как хранители слов силы и их правильного произношения.
Как отмечает Геродот, для древних египтян важную роль играла чистота — не только чистота души, но и тела. «Чтобы служить Богу, нужно быть чистым» — говорили во времена фараонов. Согласно традициям все служители храма были обязаны совершать четыре омовения в сутки — утром, в полдень, вечером и в полночь.
Жрец Уаб — что переводится как «чистоплотный» отвечал за очищение храма. В период работы в храме он не мог быть женат. Уаб следил за чистотой помещений, одежды и своевременной подачей в храм воды. В обязанности Уаб так же входило окроплять входящих в храм водой.
Жрец Имхотеп, строитель пирамиды Джосера
Функции священника и проповедника выполнял Хем Нетер — «слуга Бога» или «пророк Бога». Он проводил храмовые службы и читал проповеди, напоминая верующим о религиозных заповедях и божественных законах. У Хем Нетер граждане Египта учились знанию божественного «Мекх Нетер».
В древнеегипетском храме во время храмовой молитвы звучало песнопение, называемое Каи. Молитва у египтян называлась Кекх — «обращаться к Богу», а размышления о духовном называли Уаа — «советоваться с сердцем».
Помимо жрецов посвященных служителями Пер Нетер были мирские граждане, работу которых высоко ценили жрецы. Например, Хем Анкхиу «жрецы живущих» решали при храме судебные тяжбы и давали житейские советы мирянам. Среди прислуживающих жрецам особую роль занимали Тхаи Шебет — «носители жезлов» и Ахаи-т — «носительницы систров», которые присутствовали при храмовых службах. Отдельным классом мирских служителей храма были Сау — «смотрители», которые выполняли роль храмовой охраны. Стоя на посту, они были обязаны читать священные тексты — таким образом храм охранялся не только физической силой, но и духовно.
Египтяне очень внимательно относились к знамениям, считая, что через знамения и сновидения Бог передает людям Свою волю. Толкователем событий и небесных предзнаменований был жрец Маа — «провидец». Он носил шкуру леопарда, черные пятна на которой символизировали звёзды. Свою работу Маа начинал с молитвы. Слова жреца Маа записывал писец Хери Сешета «летописец таинств». Записи толкований хранились в библиотеке храма. Самый известный жрец Маа — Имхотеп, строитель ступенчатой пирамиды Джосера. Он был главным провидцем и носил высший титул Ур Маа.
Многие ошибочно путают деятельность жреца Маа с магическими предсказаниями. Следует отметить, что жрец «не пытался узнать того, что ещё не стало». Его целью было правильно истолковать прошедшее событие, чтобы понять волю Бога, от которой зависело грядущее. Египтяне боялись нарушить Божественную Волю, так как верили, что процветание Египта и его народа заключается в богопослушании.
В Древнем Египте была популярна астрономия, которая пересекалась с астрологией, но «астрология» того времени была не «прорицательская», а аграрная и врачебная, изучавшая влияние небесных тел на самочувствие людей и природу. Астрологические предсказания и гороскопы появились в Египте лишь в I веке до н. э.
Астрономами-наблюдателями были жрецы Мер Уннут — ‘распорядители часов’. А толкование движения небесных светил проводили жрецы Ами Уннут — ‘толкователи часов’. Их деятельность была далека от современной астрологии, жрецам нужно было выбрать благоприятное время для посева и сбора урожая, они определяли точное время разлива Нила. При составлении прогнозов использовалось данные храмовых библиотек, в которых хранились подробные наблюдения за астрономическими явлениями прошлых лет.
Геродот отмечал наблюдательность египтян, которые смогли выявить закономерности в природных явлениях и научились на основе этого предугадывать события. В этом деле не было никакой магии, просто логические выводы на основе эмпирических данных.
Нес-Амун, дочь Рамсеса Великого, в образе жрицы
Однако не следует забывать о божественном мистицизме древних египтян. Особую роль играли жрецы Ур Хеку (жрицы — Ур-т Хекау) — «обладатель священных сил». Они были хранителями Божественной Силы, и могли передать её предметам — «освятить», а также помочь больным в исцелении. Божественная Сила, которую они получали свыше, называлась — Хека. Египтяне верили, что Божественная Сила может быть не только созидательной, она может стать разрушительной, если люди прогневают Бога непослушанием.
В Древнем Египте, колдовство было запрещено. Жрецы чётко разграничили божественный мистицизм, основанный на кропотливом труде, священных традициях, молитве, служении Богу, — и колдовство, которым занимались любопытные миряне или изгнанники-колдуны.
Колдовство наносило вред душевному здоровью людей. Обязанность «нейтрализовать» действия чёрных магов брал на себя жрец Уаб Сехмет. Он изгонял колдовские силы из домов, местности и восстанавливал душевные силы человека.
Древние египтяне, как отметил Геродот, были искусными медиками и самым здоровым народом Древнего Мира. Однако медицина была для них не просто профессией, а священной наукой. Египтяне считали, что выздоровление больного зависит не только от врачебных умений, но и от божественной воли. Поэтому целители древнего Египта были не только врачами, но и жрецами, помимо премудростей лечения они изучали священные тексты.
Ни один Сену — жрец-врач — не смел начать лечение больного, не прочитав молитву. Египтяне верили, что исцеление — это воля Бога, поэтому, выздоровев, больной был обязан воздать Богу хвалу и принести в храм подношения. Стать врачом в Древнем Египте иногда удавалось и женщинам. Первая в истории женщина-врач — Песечет практиковала в Мемфисе в 3-м тысячелетии до н. э.
Ученые считают, что большая часть фараонов была под гнетом жрецов и их культов. Божественная сила должна была кем-то управлятся. И жрецы, как умелые кукловоды, управляя мнением народа и фараона, плели свои интриги. Примером этого ситуация с фараоном Эйе.