Чем занималось городское самоуправление

История России до 1917 года

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ АКТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ: ЛЕКЦИИ, ФОТО, ВИДЕО, АУДИО, КАРТЫ, БИБЛИОТЕКА, АРХИВЫ

ГОРОДСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

ГОРОДСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ, право граждан города ведать в рамках определенных полномочий делами городского хозяйства, понимаемого как совокупность интересов, общих для всех граждан того или иного города. В России существовало с 1870 по 1917. Выборным учреждениям городского самоуправления, носящим в совокупности название «городское общественное управление», было предоставлено право ведать городским хозяйством. В круг деятельности городского общественного управления по положению 1870 и по сменившему его положению 1892 входили: городские финансы, городское имущество, благоустройство (улицы, мосты, мостовые, тротуары, бульвары, скверы, освещение, водоснабжение, канализация, транспорт, поливка улиц, рынки, торговые ряды, пристани и т. д.), санитарное состояние и здоровье населения, народное образование, благотворительные учреждения, пожарное дело, продовольствие жителей, попечение о нуждах промышленных предприятий. Положения 1870 и 1892 отличались тем, что первое предоставляло ведение этими делами городскому самоуправлению самостоятельно, а второе предусматривало контроль со стороны губернатора, от которого зависело утверждение должностных лиц городского самоуправления и одобрение или неодобрение его постановлений с окончательным разрешением разногласий Сенатом в случае спора о законности и Комитетом министров в случае разногласия по существу вопроса. Существенной стороной обоих положений являлось обременение городского бюджета «обязательными расходами» на общегосударственные нужды, заменившими в основном натуральные повинности.

Органами городского общественного управления являлись: 1) корпус городских избирателей; 2) городское представительное собрание, или городская дума; 3) городские исполнительные органы, гл. обр. городская управа. Занимались делами городского управления также различные комиссии и отдельные должностные лица. Во главе думы и исполнительных органов стоял городской голова, избираемый думой и утверждаемый администрацией. Исполнительные органы тоже избирались думой, отдельные должностные лица — управой. Все утверждалось администрацией. Избирательный корпус по положению 1870 состоял из всех плательщиков городских налогов, по положению 1892 — из плательщиков налогов, владеющих недвижимостью стоимостью от 300 до 3000 руб., в зависимости от значимости города, и купечества. Положение 1870 делило избирателей на три разряда по размеру состояния, предусматривая для каждого равное число представителей. Фактически оба положения передавали управление в руки состоятельных классов, состав и дух городских дум после реформы 1892 почти не изменился.

Источник

Городское самоуправление

Рождение городского самоуправления исторически было связано с сословным и политическим обособлением горожан от других классов феодального общества и с превращением городов в особые общественные организмы, а не только в простые административные центры. Закономерно, что наиболее развитые формы городское самоуправление получило в тех странах, где наибольшее развитие получил сам городской уклад жизни — в Германии, Франции, Испании. В Италии расцвет городов был настолько значимым, что самоуправление большинства из них превратилось в автономию и даже особые города-государства (см. § 30).

Внутреннее городское управление в странах Западной Европы, связанных с государственными традициями Римской империи, в начале средних веков традиционно воспроизводило основные институты античного Рима. В городах существовали совещательные советы (из местной аристократии, привилегированных граждан, городского патрициата) и избираемые, иногда пожизненно, консулы, которые обладали исполнительной властью. В древних городах Италии советы нередко носили название Сената. С укреплением к Х — XI вв. феодальной государственности города в подавляющем большинстве подпадали под прямую власть сеньоров: епископов, герцогов, королей. Представительные органы и учреждения практически исчезли, а консулы (или другие должностные лица) превратились в официалов сеньора, хотя назначались главным образом из горожан. Воля сеньора определяла наличие (или отсутствие) особых прав, привилегий горожан, а главное — их подсудность.

На волне расцвета городской жизни в XI–XIII вв. по всей Европе, когда города становятся центрами торговой и экономической жизни своих стран, горожане начали борьбу с феодальными сеньорами за свои права и самостоятельность. В результате сеньоры, чаще всего епископы и короли, предоставляли городам отдельные вольности и привилегии, закрепленные в особых хартиях (первые появились в начале XI в.). Более упорная борьба, иногда вооруженная, привела к тому, что многие города стали признаваться коммунами — самостоятельными общинами с особыми правами своих жителей и своей административной и судебной организацией. Города-коммуны освобождались от повинностей в пользу бывших сеньоров. Взамен этого они обязывались выплачивать ежегодную ренту-налог и предоставлять военную помощь. Город становился как бы коллективным вассалом. Нередко города сами стали выступать в роли феодала по отношению к окрестному крестьянству: приобретать земельные владения, обязывать деревенское население повинностями.

Необходимость самостоятельно решать внутренние военные, административные и финансовые дела приводила коммуны к образованию учреждений самоуправления. Первоначально установилась выборность традиционных должностных лиц — консулов. Их было от 5 до 24 в разных городах, и выбиралиих по разной системе сроком на год. Они командовали местной милицией-ополчением, контролировали рынки, правила ремесла и торговли, вершили суд. Иногда стал образовываться специальный городской суд. С усилением влияния внутри городов торгово-ремесленного населения и падением положения городского патрициата, собственнической аристократии в городах возросло значение народных собраний: городских, поквартальных, профессиональных; появились и представительства — городские советы.

В Германии представительные советы выросли из городских судов, которые ранее составляли совет общины при сеньоре, участвовавший по феодальным правилам в господском суде. В конце XII — начале XIII в. такие советы появились в Базеле, Страсбурге, Утрехте, Любеке. К XIII в. городской совет стал основным органом управления, взяв на себя выполнение всех прежних сеньориальных функций. Члены совета стали зваться городскими советниками (впервые такой чин зафиксирован в Любеке). В одних городах советники назначались пожизненно, в других избирались на год (процедура избрания известна с XIII в.) особой коллегией выборщиков от профессиональных или территориальных объединений. Такой городской совет стал исторически первым органом городского самоуправления в новых условиях.

Позднее в городах появилась должность бургомистра (во Франции и Англии — мэры); Иногда он был как бы председателем городского совета. Иногда рядом с ним был особый председатель, а мэр-бургомистр играл роль старшего городского администратора. В малых городах (с населением до 1–2 тыс. граждан) существовали только советы.

С XV в. в городах Германии из городского совета стала выделяться особая управа (впервые во Франкфурте-на-Майне). Управа занялась определением своих должностных лиц: по контролю за рынками, мерами и весами, городским арсеналом, промыслами и т. д. Должности эти были почетными и неоплачиваемыми, но нередкоих исполняющим предоставлялись льготы по налогам или другие привилегии. Должности были обременительными, тем более что уже с XIII в. сложился принцип обязательности общественного назначения («Никто из избранных коммуной лиц не вправе отказываться от избрания», — гласила одна из хартий). Это стимулировало закрепление должностей за городским патрициатом.

Полномочия советов и управ стали расширяться. В XIII в. в Германии императорскими конституциями и постановлениями райхстага они получили судебную власть в отношении города, а затем и городской округи. С XIV в. получили распространение собственные налоги на городские нужды. Одним из самых первых был налог на евреев за разрешение проживатьим в городах (в Испании, в Германии). Городские советы стали заводить собственные печати, крупнейшие города — чеканить свою монету, устанавливать свой герб, утверждавшиеся императором.

Организация и полномочия городского управления фиксировались целостными правовыми актами. Иногда, например в Кельне, такие акты принимали вид внутригородской конституции (Союзная запись 1396 г.). Так стало формироваться целостное городское право (см. § 39). В XII–XIII вв. город в Германии стал особым субъектом права — по отношению к другим имперским или земским властям.

Развитие городского строя и его судебной и административной организации приводило к тому, что городское самоуправление перерастало свои первоначальные рамки. Крупнейшие города становились в полном смысле автономными: Любек, Гамбург, Кельн, Франкфурт. Города, для укрепления своей обособленности от курфюрстов и даже императора, образовывали особые политические союзы. Самыми известными и длительными в Германии были Ганзейский союз во главе с Любеком (с XIII в.), причем органы управления и суда Любека стали как бы правительством для всего союза. Рейнский союз (с 1254 г.), объединивший свыше 100 городов. Швабский союз (с 1376 г.), в составе более 40 городов.

Читайте также

Городское население

Городское население Социальная структура городского населения во многом обусловливалась теми специфическими функциями, которые выполняли разные города. Некоторые прежде значительные и оживленные города не восстановили своего былого значения после Тридцатилетней

Городское управление

Городское управление Значительную роль в объединительном процессе играли города, которые находились в зависимости от феодального государства или феодалов. Город делился на две части: собственно город – место, огороженное стеной, крепость (детинец), где проживали в

Городское самоуправление

Городское самоуправление В 1785 г. была опубликована Грамота на права и выгоды городам Российской империи, позже получившая название Жалованной грамоты городам. При ее разработке были учтены некоторые пожелания из городских наказов Уложенной комиссии, а также уставы,

САМОУПРАВЛЕНИЕ

САМОУПРАВЛЕНИЕ Мы, обманутое поколение, росли в том убеждении, что у нас на Руси, плохо все. Нам, обманутому поколению, учителя в гимназиях, профессора в университетах, публицисты в газетах и всякие другие сеятели во всяких других местах тыкали в нос по преимуществу Англию:

§ 2. ГОРОДСКОЕ РЕМЕСЛО

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ ОСЕНЬЮ 1987 ГОДА начался эксперимент по организации производственного самоуправления на московском предприятии АТ-1. Для этого была создана межклубная группа производственного самоуправления. Формально в ней участвовали представители

Социальное и городское

Социальное и городское В конечном счете, строительство дорог, как и многие другие крупные капиталовложения общества, было обусловлено стремлением создать функциональное общество всеобщего благосостояния с выравниванием социальных различий.В аграрном обществе

Городское население

Городское население Социальная структура городского населения во многом обусловливалась теми специфическими функциями, которые выполняли разные города. Некоторые прежде значительные и оживленные города не восстановили своего былого значения после Тридцатилетней

ГОРОДСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ — КАК ЭТО БЫЛО

ГОРОДСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ — КАК ЭТО БЫЛО Глядя на сухие строчки статистических документов и описаний, которые отражают постепенный рост города и одновременно рост благосостояния его жителей (возрастало число каменных домов, росло городское благоустройство и т.д.),

Государство и самоуправление

Государство и самоуправление Государственная организация эпохи феодализма не исчерпывала полностью потребности обществ в административном и даже политическом регулировании: для этого она была еще слишком неразвита. Только с формированием абсолютных монархий

Общинное самоуправление

Общинное самоуправление Самоуправление населения в пределах особо организованной территории — соседской общины — существовало в большинстве европейских государств. Наибольшее развитие оно получило в Германии в силу исторической укорененности общинного строя в

РУССКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

РУССКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ Разнородные отряды Первого ополчения объединились под командой различных по характерам и взглядам людей: боярина князя Трубецкого, донского атамана Заруцкого и думного дворянина Ляпунова. Они возглавили «Совет всея земли» для восстановления

Местное самоуправление

Местное самоуправление Создание земств в 1864 году и городских учреждений в 1870-м впервые дало России требуемую сеть выборных местных законодательных собраний. В земских выборах участвовали землевладельцы, городские жители и крестьяне, причем избирательная система

1. ГОРОДСКОЕ РЕМЕСЛО

1. ГОРОДСКОЕ РЕМЕСЛО Из приведенного выше обзора видно, что, несмотря на скудость сведений в наших источниках об экономическом развитии северо-восточных русских городов XIV–XV вв., мы с полным основанием можем рассматривать эти города центрами ремесленного производства.

4. ГОРОДСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ

4. ГОРОДСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ Там, где развивались ремесло и торговля и где находился административно-политический центр округи — в средневековом городе, — накапливались большие массы людей.Обычно в летописях характеристика социального состава городского населения

Источник

ГОРОДСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Смотреть что такое «ГОРОДСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ» в других словарях:

городское самоуправление — ‘власть’ Syn: муниципалитет … Тезаурус русской деловой лексики

Вильнюсское городское самоуправление — лит. Vilniaus miesto savivaldybė Страна Литва Статус городское самоуправление Входит в Вильнюсский уез … Википедия

ГОРОДСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ — система органов гор. самоуправления, осн. на принципе разделения властей. ГОУ, с одной стороны, представляло и отстаивало интересы горожан, с другой, являлось одним из низовых звеньев в аппарате гос. управления. ГОУ Екат. неоднократно менялось в… … Екатеринбург (энциклопедия)

Городское поселение «Посёлок Чегдомын» — Городское поселение России (АЕ 3 го уровня) Страна … Википедия

Городское поселение «Рабочий посёлок Солнечный» — Городское поселение России (АЕ 3 го уровня) Страна … Википедия

Городское собрание Таллина — эст. Tallinna Linnavolikogu 2009 … Википедия

Городское поселение — город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;. Источник: Федеральный закон от 06.10.2003 N 131 ФЗ (ред. от 03.12.2012) Об общих… … Официальная терминология

городское поселение — Город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. [ФЗ 0131 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации]… … Справочник технического переводчика

Городское поселение — Городское поселение один из типов муниципального образования в России; город или посёлок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.[1] Городские… … Википедия

самоуправление — я; ср. 1. Внутреннее, своими собственными силами управление делами какой л. организации, общества, административной единицы. Земское с. С. городов. С. в школах. Местное с. Студенческое с. // Местное, выборное учреждение, осуществляющее такое… … Энциклопедический словарь

Источник

Городское самоуправление

В 1785 г. была опубликована Грамота на права и выгоды городам Российской империи, позже получившая название Жалованной грамоты городам. При ее разработке были учтены некоторые пожелания из городских наказов Уложенной комиссии, а также уставы, определявшие устройство прибалтийских городов, в частности Риги. В основе этих уставов было заложено магдебургское (по названию города в Германии), или немецкое, право, сложившееся в эпоху Средневековья.

В городах учреждалось городское общество, названное мещанством и состоявшее из купцов и промышленников разного рода, за исключением дворян и людей служащих. Мещанству, или городскому обществу, предоставлялись права на промыслы, с исключением иногородних, право распоряжения общественным имуществом, право собираться по приказанию и дозволению начальника губернии для выборов из своей среды должностных лиц и выслушивания предложений начальства. Из выбранных лиц составлялся магистрат, которому поручалась защита городских жителей от неправильных служб и тягостей, т. е. защита их финансовых интересов, а также охрана города. Для охраны беспомощных членов городского общества (малолетних сирот и вдов) из выбранных лиц учреждалось особое присутственное место – сиротский суд, которому, а не самому обществу, поручалось попечение о них.

Городские жители были разделены:

1) на городовых обывателей вообще или таких лиц, которые имеют в городе недвижимое имущество и к которым причислены самые дворяне; на иногородних, не владеющих в городе таким имуществом и не записанных в городскую обывательскую книгу;

2) купцов трех гильдий;

3) цеховых ремесленников: мастеров, подмастерьев и учеников;

4) на иногородних и иностранных гостей, записавшихся в городскую обывательскую книгу для производства промыслов, работ и других мещанских (т. е. свойственных городским жителям) упражнений;

5) на именитых граждан, а в их числе на заслуженных лиц городского общества; ученых, художников, архитекторов, живописцев, скульпторов, музыкантов; капиталистов, «объявивших за собою капитала на 50 тыс. рублей и более»; банкиров, которые занимаются переводом денег и «объявят капитал от 100 до 200 тыс.»; оптовых торговцев, не имеющих лавок (т. е. не занимающихся розничным торгом); кораблехозяев, отправляющих собственные корабли за море;

6) посадских, т. е. старожилов, родившихся в городе или поселившихся там для промысла, рукоделия, работ; не причисленных к другим категориям граждан.

Все эти звания не были, безусловно, наследственными; их сохранение зависело от ежегодного взноса известной подати, занятия, состояния и образования.

В городе согласно Жалованной грамоте действовали следующие должностные лица и учреждения: городничий, городовой магистрат и при нем городовой сиротский суд и словесный суд. Городничий назначался Сенатом по представлению губернского правления.

Обязанности городничего были следующие: охрана общественной тишины и порядка; надзор за исполнением закона и исполнение предписаний всех судебных учреждений, принятие мер против эпидемий, функции пожарной полиции, заботы о городских путях сообщения; отвод войскам квартир, пастбищ, призрение бедных и пресечение нищенства; надзор за мерами и весами, который городничий осуществлял совместно с городовым магистратом; производство административного дознания; преследование шаек воров и беглых крестьян в городе, причем обыватели обязаны ему в этом случае помогать; восстановление порядка в случае открытого неповиновения властям со стороны целого общества.

В распоряжении городничего находилось «отчасти» войско, так называемые «штатные команды», которые несли в городах караульную службу в присутственных местах. Во всех делах, касавшихся купца или мещанина, городничий обязан был приглашать к себе члена городского магистрата, избранного специально для этой цели.

Горожане всех разрядов с 25-летнего возраста имели право раз в три года выбирать из своей среды городского голову и гласных (представителей от разрядов) в общую городскую думу. Дворяне в городской думе не были широко представлены, так как имели право отказаться от исполнения городских должностей. Общая городская дума собиралась раз в три года или в случае необходимости, она ведала хозяйством города, обязана была давать отчет губернатору обо всех доходах и расходах. Кроме того, общая дума выбирала шесть представителей (по одному от каждого разряда) в Шестигласную думу, заседания которой проходили каждую неделю под председательством городского головы.

Шестигласная дума ведала вопросами сбора налогов, выполнения казенных повинностей, благоустройства города, его расходами и доходами, т. е. была исполнительным органом городского самоуправления. В ведении думы было 8 направлений деятельности:

1) прокормление и содержание городских жителей;

2) предотвращение ссор и тяжб города с окрестными городами и селениями;

3) сохранение в городе мира, тишины и согласия;

4) наблюдение порядка и благочиния;

5) обеспечение города привозом необходимых припасов;

6) охрана городских зданий, заведение нужных городу площадей, пристаней, амбаров, магазинов;

7) приращение городских доходов;

8) разрешение сомнений и недоумений по ремеслам и гильдиям. Надзор за городским самоуправлением осуществлял губернатор, к которому Шестигласная дума могла обращаться за помощью.

8 апреля 1782 г. был утвержден «Устав благочиния или полицейский», регламентировавший устройство городской полиции, которая действовала отдельно от уездной. Городскую полицию возглавлял полицмейстер или обер-комендант. Город, в котором насчитывалось более 4000 дворов, делился на части из 300–500 дворов во главе с частным приставом; части делились на кварталы по 50-100 дворов во главе с квартальным надзирателем.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Городское население

Городское население Социальная структура городского населения во многом обусловливалась теми специфическими функциями, которые выполняли разные города. Некоторые прежде значительные и оживленные города не восстановили своего былого значения после Тридцатилетней

Городское управление

Городское управление Значительную роль в объединительном процессе играли города, которые находились в зависимости от феодального государства или феодалов. Город делился на две части: собственно город – место, огороженное стеной, крепость (детинец), где проживали в

Городское самоуправление

Городское самоуправление В 1785 г. была опубликована Грамота на права и выгоды городам Российской империи, позже получившая название Жалованной грамоты городам. При ее разработке были учтены некоторые пожелания из городских наказов Уложенной комиссии, а также уставы,

САМОУПРАВЛЕНИЕ

САМОУПРАВЛЕНИЕ Мы, обманутое поколение, росли в том убеждении, что у нас на Руси, плохо все. Нам, обманутому поколению, учителя в гимназиях, профессора в университетах, публицисты в газетах и всякие другие сеятели во всяких других местах тыкали в нос по преимуществу Англию:

§ 2. ГОРОДСКОЕ РЕМЕСЛО

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ ОСЕНЬЮ 1987 ГОДА начался эксперимент по организации производственного самоуправления на московском предприятии АТ-1. Для этого была создана межклубная группа производственного самоуправления. Формально в ней участвовали представители

Социальное и городское

Социальное и городское В конечном счете, строительство дорог, как и многие другие крупные капиталовложения общества, было обусловлено стремлением создать функциональное общество всеобщего благосостояния с выравниванием социальных различий.В аграрном обществе

Городское население

Городское население Социальная структура городского населения во многом обусловливалась теми специфическими функциями, которые выполняли разные города. Некоторые прежде значительные и оживленные города не восстановили своего былого значения после Тридцатилетней

ГОРОДСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ — КАК ЭТО БЫЛО

ГОРОДСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ — КАК ЭТО БЫЛО Глядя на сухие строчки статистических документов и описаний, которые отражают постепенный рост города и одновременно рост благосостояния его жителей (возрастало число каменных домов, росло городское благоустройство и т.д.),

Государство и самоуправление

Государство и самоуправление Государственная организация эпохи феодализма не исчерпывала полностью потребности обществ в административном и даже политическом регулировании: для этого она была еще слишком неразвита. Только с формированием абсолютных монархий

Общинное самоуправление

Общинное самоуправление Самоуправление населения в пределах особо организованной территории — соседской общины — существовало в большинстве европейских государств. Наибольшее развитие оно получило в Германии в силу исторической укорененности общинного строя в

РУССКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

РУССКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ Разнородные отряды Первого ополчения объединились под командой различных по характерам и взглядам людей: боярина князя Трубецкого, донского атамана Заруцкого и думного дворянина Ляпунова. Они возглавили «Совет всея земли» для восстановления

Местное самоуправление

Местное самоуправление Создание земств в 1864 году и городских учреждений в 1870-м впервые дало России требуемую сеть выборных местных законодательных собраний. В земских выборах участвовали землевладельцы, городские жители и крестьяне, причем избирательная система

1. ГОРОДСКОЕ РЕМЕСЛО

1. ГОРОДСКОЕ РЕМЕСЛО Из приведенного выше обзора видно, что, несмотря на скудость сведений в наших источниках об экономическом развитии северо-восточных русских городов XIV–XV вв., мы с полным основанием можем рассматривать эти города центрами ремесленного производства.

4. ГОРОДСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ

4. ГОРОДСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ Там, где развивались ремесло и торговля и где находился административно-политический центр округи — в средневековом городе, — накапливались большие массы людей.Обычно в летописях характеристика социального состава городского населения

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *