Чем занимался архиепископ в новгороде
Властные функции новгородского владыки
Официально архиепископ не занимал главного поста в Новгородской республике. По сути, такого поста в Новгороде и не существовало. Функции исполнительной власти распределялись между посадником, тысяцким, князем и архиепископом. Каждый из них возглавлял определенную область жизни республики. Однако совокупность властных полномочий, которыми обладал архиепископ, дает право утверждать, что он, если не юридически, то фактически, являлся главой Новгородской республики. Такого мнения придерживались многие известные специалисты по истории средневековой Руси. Г. П. Федотов писал: «В Совете Господ председательствовал архиепископ. В сущности, именно он был „президентом“ республики, если искать современных аналогий. Посадник был первым министром, главой победившей партии» <99>. «Высшим должностным лицом вечевой республики, — утверждает профессор Р. Г. Скрынников, — был архиепископ, имевший свое войско и хранивший новгородскую казну» <100>. «Владычний полк» был одним из самых боеспособных воинских формирований. Он нередко самостоятельно выполнял боевые операции.
Архиепископ имел большое влияние на внешнюю политику Новгородской республики. Новгородцы начинали войну и заключали мир не иначе, как испросив на то благословение архиепископа. Важные международные переговоры велись, как правило, под его личным руководством. «Нравственное влияние владык и вообще духовенства на общественные дела увеличивалось еще и оттого, что все дела совершались по его благословению и под присягами. Когда обстоятельства требовали изменения, тогда то, что прежде утверждено было присягою, только владыка мог разрешить и успокоить совесть» <101>.
Во внутренней жизни Новгорода без благословения архиепископа не совершалось ни одно более или менее важное дело. Он благословлял строительство новых крепостей, предоставлял льготы, давал жалованные грамоты и т. п.
Новгородский архиепископ
Новгоро́дская и Старору́сская епа́рхия — современное название одной из древнейших епархий Русской Церкви с центром в Великом Новгороде в Российской Федерации. Наряду с Киевской — старейшая по времени учреждения в России.
Титул правящего архиерея многократно менялся; сама же епархия до конца XX века именовалась «Новгородская»; с 1990-х годов принято название по современному титулу правящего архиерея.
Содержание
История
Средние века
Учреждена в конце X века; источники разнятся в точной дате.
Первым епископом в Новгороде принято считать Иоакима, возможно, прибывшего из Корсуня вместе с князем Владимиром.
До аннексии Новгородской земли Московским княжеством в 1478 году правящие епископы избирались чрез жребий, после чего обычно получали поставление от Киевских митрополитов. Иногда в процедуре избрания принимало участие вече; считают что первым избранным в 1156 году епископом был Аркадий, а первым смещённым в 1228 году был архиепископ Арсений.
В 1155 Юрий Долгорукий сместил с Киевской митрополии незаконно (без благословения Патриарха) поставленного по воле киевского князя Изяслава Мстиславича Климента Смолятича. В конце 1156 из Константинополя был принят новый митрополит Константина I. За верность в поддержке своей политики Новгородским епископом Нифонтом во время смуты Константинопольский Патриарх предоставил Новгородской епархии некоторую автономию от киевского митрополита.
С 1165 года, при Иоанне I, Новгородская кафедра стала первой архиепископией в России. В Византии титул архиепископа обычно принадлежал «автокефальным» епископам, то есть тем, которые подчинялись не митрополиту, а непосредственно Патриарху.
Архиепископу Василию Калике в 1346 было пожаловано право ношения полиставриона («риз крещатых», то есть фелони, украшенной четырьмя крестами), каковой привилегией пользовались только самые высокопоставленные византийские иерархи.
Правящие архиереи вплоть до 1589 года носили титул «Архиепископ Великоновгородский и Псковский»; первым архиепископом был св. Иоанн (Илия).
В 1470-е Новгород стал очагом распространения в Северо-Восточной Руси ереси жидовствующих.
В конце XV века при дворе Новгродского архиепископа Геннадия был составлен первый полный корпус славянской Библии, известный как «Геннадиевская Библия» (1499).
С конца XIV века, начиная с архиеископа Иоанна, предстоятели епархии находились в частых конфликтах с экспансионистскими притязаниями московских князей.
Следующим серьёзным конфликтом новгородского владыки с властью московского князя было отлучение от Церкви в апреле 1509 года святителем Серапионом игумена и основателя Волоцкого монастыря преподобного Иосифа — монастырь тогда был в ведении Новгородской кафедры. Отлучение было наложено за самоуправство последнего, заключавшееся, по мнению новгродского архиепископа, в жалобе игумена напрямую к Московскому митрополиту Симону и Василию Ивановичу в 1507 году на своего удельного князя Феодора Борисовича (двоюродного брата великого князя). На Соборе 1509 года прещение с Иосифа было снято, а Серапион был заочно осуждён; впоследствии смещён и заточён в Андрониковом монастыре.
В 1589 году епархия получила статус митрополии.
В XVII веке на Новгородской кафедре находились будущие Московские Патриархи: Никон, Питирим и Иоаким.
В синодальный период
С 1721 года по 1762 на кафедре находились архиепископы с титулом «Великоновгородский и Великолуцкий».
С 1 января 1775 года, за изъятием крайне непродолжительных периодов, епархия находилась в управлении Санкт-Петербургских архиереев, титул которых в такие периоды начинался со слова «Новгородский»; в 1892 году, когда на Санкт-Петербургскую кафедру был назначен Палладий (Раев) с титулом «Санкт-Петербургский и Ладожский», а на Новгородскую — Феогност (Лебедев) с титулом «Новгородский и Старорусский», стала архиепископией с самостоятельным архиереем.
В 1892 году было учреждено Кирилловское викариатство ; в 1907 году — Тихвинское (епископы в Хутынском монастыре), при этом Кирилловские епископы получили местопребывание в Кирилло-Белозерском монастыре)
С 5 ноября 1910 во главе кафедры архиепископ Арсений (Стадницкий), номинально продолжавший оставаться правящим архиереем и во время своего заключения и ссылки — вплоть до августа 1933 года.
В XX веке
В 1920—1925 временно управляющим епархией, ввиду ареста и тюремного заключения митрополита Арсения, был архиепископ Иосиф (Петровых).
В августе 1933 года во главе епархии был поставлен фактически управлявший епархией с сентября 1926 года митрополит Алексий (Симанский), с 5 октября 1933 года Лениниградский.
В 1936—1940 управляющим епархией был архиепископ Петергофский Николай (Ярушевич), викарий митрополита Алексия (Симанского), проживавший тогда под Гатчиной.
В декабре 1943 года была объединена с Ленинградской епархией.
22 ноября 1956 была выделена из Ленинградской; управляющим (с 1959 правящий архиерей) был назначен епископ Старорусский Сергий (Голубцов), который организовал в Новгороде епархиальное управление. После его перемещении с Новгородской кафедры в октябре 1967 года, епархия была вновь объединена с Ленинградской. 7 октября 1967 года управляющим Новгородской епархией с титулом «Ленинградский и Новгородский» был назначен митрополит Никодим (Ротов). При этом в храмах Новгородской области митрополит поминался как «Новгородский и Ленинградский».
20 июня 1990 года Священный Синод постановил «выделить из состава Ленинградской митрополии Новгородскую епархию» [2] и назначил епископом Новгородским и Старорусским бывшего Ташкентского и Среднеазиатского Льва (Церпицкого). До назначения последнего, ставший 10 июня 1990 года Патриархом митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер) оставался правящим архиереем Ленинграда и Новгорода, а также до 11 августа 1992 года Таллина.
В настоящее время
Правящий архиерей с 20 июля 1990 — Лев (Церпицкий), архиепископ (с 25 февраля 1995) Новгородский и Старорусский.
Епархией издаётся с 1992 года журнал «София» (до 1997 года газета «София»).
Богослужения в Великом Новгороде совершаются в восьми храмах, самый древний из которых — кафедральный Софийский собор, переданный епархии в 1991 году. В большинстве районов открылись старые храмы, в ряде — построены новые. Началось возрождение монастырской жизни: на территории епархии действует 4 монастыря, из которых 2 мужских (Юрьев и Валдайский Иверский Богородицкий) и 2 женских: Варлаамо-Хутынский и ставропигиальный Николо-Вяжищский.
Архиепископ
Тысяцкий.
Тысяцкий являлся вторым после посадника по значению в Новгородской республики лицом. Тысяцкий занимался регулированием торговых отношений, торговым судом, созывом ополчения, обороной города и республики, имел полицейские функции. Он также, как и посадник получал свои полномочия на неопределенный срок, имел в подчинении целый штат мелких агентов, исполнявших различные судебные и административно-полицейские распоряжения, объявляли решения веча и призывали к суду, извещали суд о преступлении, производили обыски и т.д. Кроме этого тысяцкий занимался военным судом — судом над собранными ополченцами.
По мнению С.Ф. Платонова тысяцкий избирался в противовес посаднику из низших классов новгородского общества[10], но это мало вероятно. К тому же против этого мнения говорит то, что в во второй половине XV в. тысяцким был Дмитрий Борецкий, сын посадника Исаака Борецкого и Марфы Борецкой, происходивший из очень знатной и влиятельной семьи.
Также одной из важнейших выборных должностей в Новгородской республики был архиепископ, называемый новгородцами владыкой. После отсоединения от Киевской Руси в 1136г. епископ Новгородский стал избираться вечем. Вече выбирало три кандидатуры на этот пост и бумажки с этими кандидатурами клали на престол Софийского Собора, а потом слепой или мальчик выбирал одну из бумажек. Человек, имя которого было написано в этой бумажке, становился епископом Новгородским, а с 1156г.— архиепископом Новгородским. Из этого правила было одно исключения: архиепископ Новгородский Аркадий сам назначил себе приемника. Архиепископ Новгородский председательствовал на заседаниях Господы, осуществлял право церковного суда, наблюдал за торговыми мерами и весами, был хранителем государственной казны. К его голосу постоянно прислушивались высшие чины новгородской администрации. Архиепископ являлся крупнейшим феодалом Новгородской республики, владел обширными землями, образовавшимися, в основном, из конфискованных владений князя.
Новгород был центром северных русских земель, расположенных на территории бассейна озера Ильмень и рек Волхова, Ладоги, Меты и Мологи.
На Западе важнейшими городами Новгородской земли были Псков и Изборск. Псков являлся значительным торговым и ремесленным центром, а также административным центром обширной и плодородной Псковской земли. Со временем Псков завоевал значительную самостоятельность.
Основой экономической жизни новгородской земли было сельское хозяйство, в первую очередь земледелие. Основную массу населения составляли крестьяне.
Как и повсюду на Руси того времени, господствующим экономически и политически классом были феодалы-землевладельцы. Вместе с тем характерной особенностью Новгорода являлось сравнительно большое развитие ремесел и торговли. Новгород был одним из крупнейших торгово-ремесленных центров Восточной Европы. Новгородские ремесленники были объединены, подобно ремесленникам других средневековых городов, в корпорации и работали уже не только на заказ, но и на рынок.
Возникают в Новгороде и купеческие организации. В XII в. известно объединение «заморских» купцов, т.е. купцов, торгующих за морем.
Своеобразие социально-политической структуры и острота классовой борьбы в Новгороде определили особенности его политического устройства.
По своему политическому строю Новгород резко выделялся среди других феодальных земель на Руси. С начала XII в. Новгород превратился в типичную феодальную республику, управляемую городской знатью, среди которой господствующее место занимали бояре и духовенство. Новгород был боярской республикой.
Высшие и местные органы власти. Весьма характерной особенностью Новгорода было длительное сохранение вечевой формы правления. В 1136 г. к вечу перешло право выбора Новгородского епископа, посадника и тысяцкого и тем самым вечевая организация окончательно оформилась.
Круг вопросов, выносимых на рассмотрение вече, был весьма широк. Вече разрешало вопросы внешней политики — объявляло войну, заключало мир, осуществляло контроль за использованием финансовых средств, за деятельностью должностных лиц, рассматривало важнейшие судебные дела.
Именно наличие вече как высшего органа власти в Новгороде и составляло характерную особенность Новгородской феодальной республики.
Неверно было бы, однако, республиканский строй в Новгороде считать народовластием. На самом деле власть в Новгородской феодальной республике была сосредоточена в руках бояр. Некоторыми политическими правами также пользовалось богатое купечество. Боярство использовало силу ремесленно-торгового населения Новгорода в борьбе против князей. В связи с этим оно вынуждено было сохранять вечевую организацию, возникшую еще в глубокой древности. Но в новых социальных условиях боярство использовало вече в своих классовых целях и руководило республикой, захватив все важнейшие должностные посты.
Большую роль в Новгороде играл боярский совет («оспода») состоявший из зажиточной части Новгородского общества: бояр, духовенства, представителей Новгородской администрации. Весьма влиятельное место в нем занимал новгородский епископ, которому с 1165 г. был присвоен сан архиепископа. Заседание совета обычно проходило у него во дворце, и он являлся его председателем. Та видная роль, которую играл в боярском совете архиепископ, определялась прежде всего тем, что он был крупным феодалом.
Боярский совет непосредственно разрешал все основные вопросы внутреннего и внешнего управления, наиболее важные подготавливал к вынесению на вече. Наконец совет осуществлял также контроль за деятельностью должностных лиц.
В большинстве русских городов посадники были представителями князя и им назначались. В Новгороде же посадник и тысяцкий являлись представителями исполнительной власти вече. В их руках сосредоточивались все важнейшие дела управления внутренней и внешней политикой Новгорода. В руках посадника находился верховный суд республики, право назначения и смещения должностных лиц, контроль за деятельностью князя. Вместе с князем посадник выступал в походах во главе новгородского войска. Тысяцкий был первым помощником посадника. Он предводительствовал городским ополчением.
Новгородцы совсем не устранили князя. Князь приглашался в республику, но его роль была низведена до роли военноначальника. Он был ограничен в судебных правах, не мог судить без посадника, не имел права приобретать земли в новгородских владениях, не мог назначать на административные должности (в частности, правителей волостей) лиц, не являющихся новгородскими гражданами, а также смещать должностных лиц без суда. Вообще, князь правил в Новгороде по договору с вече, в котором подробно очерчивались и ограничивались пределы его власти.
Новгород делился на районы-концы, во главе которых стояли выборные правители — кончанские старосты. Концы делились на улицы, управлявшиеся уличанскими старостами.
Вся же территория Новгородского государства делилась на пятины, а те — на волости и погосты. Правители волостей назначались князем и посадником.
Политический строй Пскова почти буквально повторял политический строй Новгорода. Только в Пскове было два посадника и не было тысяцкого.
Церковь в Великом Новгороде
Вы будете перенаправлены на Автор24
Православная вера, как и в других русских княжествах, была в Новгороде морально-нравственной и идеологической основой общественной жизни. Религиозная мораль пронизывала все сферы жизни новгородских горожан. Кроме того, являясь, по сути, государственной религией, православная церковь с её сильной и иерархической организацией оказывала существенное влияние на политику. Это было особенно характерно для Новгородской республики, где государственный аппарат тесно переплетался с церковной организацией. С одной стороны, в новгородское общество играло важную роль в решении церковных вопросов. Но с другой, церковь часто выполняла светские функции, например управление некоторыми районами Новгородской земли.
Структура Новгородской архиепископии
В республиканский период в Новгороде насчитывлось семь городских соборных престолов, за которыми были закреплены остальные храмы. В число этих соборов входили Софийский в Детинце, Михайловский на Прусской улице, Власьевский на Власьевской улице, Яковлевский на Яковлевой улице, Сорока Мучеников на Щерковой улице, Иоанно-Предтеченский на Опоках, Успенский Богородицкий на Козьей Бородке.
Строительство церквей считалось особенно богоугодным делом, поэтому многие бояре вкладывали огромные средства в строительство и обустройство церквей. Выстроенная боярином церковь объединяла окрестных жителей, и через священника такой боярин мог влиять на политические умонастроения прихожан.
Готовые работы на аналогичную тему
Новгородский архиепископ
Роль новгородского архиепископа была одной из самых важных в республике. Владыка не только возглавлял церковь, но и, по сути, был главой новгородского государства. Поскольку должности в Новгородской республике были выборными, выборным был и пост архиепископа.
Выборы владыки осуществлялись в два приема. Во-первых, на вечевом собрании, происходившем на Ярославском дворе в Новгороде, горожане определяли трех кандидатов на пост архиепископа. После этого, новгородцы отправлялись на противоположный берег Волхова, и здесь начиналось второе действие. Участники веча собирались под стенами Софийского собора, где в это время служилась литургия. На престол собора клали три записки с именами кандидатов. Затем ребенок или слепец выбирали одну из записок, написанное в ней имя публично оглашалось.
После избрания, владыка со своей свитой отправлялся к митрополиту в Киев или в позднее Москву для официального подтверждения полномочий. Авторитет архиепископа среди горожан был чрезвычайно высоким. Все договоры Новгорода с князьями и иностранными государствами заключались исключительно с благословения владыки, только за подписью архиепископа под государственными документами следовали подписи посадника и тысяцкого. Не редко кровопролитная борьба политических группировок заканчивалась только после вмешательства архиепископа.
Материальное положение церкви в Новгороде
Для того чтобы уберечь свои богатства от грабежей и пожаров во время городских волнений и восстаний, бояре и купцы часто передавали их монастырям, поскольку в большинстве своем обители находились за городской чертой.
Торговля и церковь
Усиление значения церковного аппарата в политической жизни Новгорода Великого повлек за собой укрепление позиций церкви в торговле. Еще по уставу Всеволода Мстиславича торговый суд и контроль над мерами был передан от князя городу. Носителями юрисдикции в торговом суде согласно этому уставу названы новгородский владыка, иванский староста и «весь Новгород». Это привело к тому, что кроме ранее установленного порядка, по которому архиепископ получал десятину с торга, произошло усиление церковной юрисдикции в торговых сделках. Владыка активно участвовал в регулировании торговых отношений с Западной Европой. Санкция архиепископа при заключении торговых договоров была обязательной.
Роль в международной торговле подчеркивалась ежегодной передачей владыке ключей от католической купеческой церкви Петра в Новгороде перед выездом иностранных купцов из города. Владыка хранил их до первого требования.
Таким образом, церковь в Новгороде была не только религиозным и политическим, но и экономическим центром жизни общества.
НОВГОРОДСКАЯ ЕПАРХИЯ
Новгородский Софийский собор |
Новгородская и Старорусская епархия Новгородской митрополии Русской Православной Церкви
Становление епархии
Новгородская епархия охватила огромную территорию Северной Руси, на которую простиралась светская власть Господина Великого Новгорода. Переход от княжеского единовластия к вечевому строю гражданского управления, который произошёл в Новгородской земле в первой половине XII века, во много обусловил особенности развития местной церковной жизни. Общественно-религиозным центром жизни новгородцев стала церковь, возле которой собиралось уличанское вече, выбирались должностные лица, решались различные вопросы.
Архиепископия Господина Великого Новгорода
Таким образом Всероссийский митрополит лишь рукополагал выбранных в Новгороде владык. Выбор обычно совершался через жребий, но иногда избрании принимало участие и вече, и предыдущий митрополит. При этом, особенно в первой половине XIII века, новгородцы часто изгоняли неугодных им владык.
Новгородские владыки обладали как канонической и государственной властью. По канонической власти владыка учил, посвящал в сан, правил духовенством и монастырями, ведал богоугодными заведениями, следил за нравственным состоянием не только духовенства, но и мирян. Суду владыки подлежали, например, ссоры в семье или споры по имуществу. Еще одной обязанностью, утвержденной грамотой Всеволода Мстиславича, являлось заведование всеми торговыми мерами и весами. Государственная сторона деятельности владыки выражалась в том, что он принимал участие во всех переговорах с русскими князьями и послами иностранных государств. Часто бывшие в Новгороде волнения и мятежи прекращались после вмешательства владыки. Начиналась война или заключался мир только по благословлению владыки, который имел и свой полк.
Новгородская архиепископия была вероятно богатейшей из русских епархий своего времени. Казна новгородских владык, хранившаяся на хорах Софийского собора, использовалась во время войн, для заключения мирных договоров (контрибуции), для выкупа пленных и т.д. Шли ее средства и на общественные дела (строительство каменных стен кремля, моста и пр.), а также возводились храмы, оказывалась помощь во время бедствий. Основу богатства новгородской кафедры составляли различные пожертвования, главными из них были земельные. В XIV-XV веках новгородский владыка стал крупнейшим землевладельцем. Вторым по значению церковным лицом в новгородской епархии был архимандрит Юрьева монастыря. Остальные монастыри управлялись игуменами.
В составе Московский иерархии
Усиление Москвы и обособление Русской Православной Церкви от Константинопольской обусловило утрату Новгородской независимости как в гражданских так и церковных делах. После первого удачного похода на Новгород в 1471 году великий князь Московский Иоанн Васильевич принудил новгородцев «ставить архиепископа на Москве.» Последним Новгородским архиепископом, избранным по жребию, стал преподобный Феофил. После окончательного покорения Новгорода Москве, святитель Феофил был сведён с кафедры по повелению великого князя. Епархия лишилась значительной доли своих богатств: в год покорения Великого Новгорода Иоанн Васильевич вывез в Москву казну Софийского дома и отнял значительную часть земельных владений архиепископа и крупных монастырей. В 1492 году, по повелению великого князя, Новгородский архиепископ уступил Вологду Пермской кафедре.
Несмотря на потерю самостоятельности, Новгородская кафедра сохранила особое положение. Новгородский владыка единственный среди руссих иерархов носил белый клобук. Доходы кафедры продолжали превосходить доходы других епископов. Новгородский святитель Геннадий совершил труд великого значения для всей Церкви возглавив собрание первого полного кодекса Библейских книг на церковно-славянском языке. Его наследник, святитель Серапион, храбро защищал неприкосновенность своей церковной области от митрополита и великого князя, за что поплатился смещением с кафедры и заточением. В XVI веке Московские правители продолжали борьбу с влиянием новогородской кафедры. Так, с 1509 по 1526 год на Новгородский престол не ставился архиерей. Поход на Новгород царя Иоанна Грозного в 1569-1570 годах оказался для епархии разрушительным. Однако, позднее царь Иоанн уже пытался отчасти возместить потери: Софийскому собору возвращены две знаменитые иконы, отлит новый колокол на «колоколище во владычном дворе,» делались крупные пожертвования.
В начале XVII века Новгородская Церковь пережила страшное разорение: шведы «разориша вся святые места, и монастыри и церкви, и вся сосуды златые и серебряные, и кузнь, и раки святых поимаша.» Однако епархия восстановилась, и в последующие годы оставалась второй по важности кафедрой Великороссии. В XVII веке на Новгородской кафедре находились будущие Московские патриархи Никон, Питирим и Иоаким.
При патриархе Никоне Валдайский, Боровичский, Крестецкий и Старорусский уезды Новгородской епархии были приписаны к вотчинам его «особых» монастырей: Иверского и Воскресенского. 18 марта 1682 года из состава Новгородской епархии была выделена Холмогорская (впоследствии Архангельская).
Синодальный период
В 1740 году открылась Новгородская духовная семинария. В 1764 году из состава Новгородской епархии была выделена Олонецкая.
С 1775 года, за исключением крайне непродолжительных периодов, епархия находилась в управлении Санкт-Петербургских архиереев, титул которых в такие периоды начинался с наименования «Новгородский». Только в 1892 году, с назначением владыки Феогноста (Лебедева), независимость Новгородской кафедры снова утвердилась и на неё стали назначаться самостоятельные архиереи.
Советский период
Революция 1917 года открыла период безбожных гонений в СССР и Новгородская епархия сполна разделила участь Православной Церкви в России. Между началом 1920-х и серединой 1930-х годов в составе епархии некоторое время действовали Боровичская (с 1934 года самостоятельная), Валдайская и Демянская викарные кафедры. После всесоюзных волн антицерковных репрессий и кампаний по закрытию храмов, в конце 1930-х годов было уничтожено почти все духовенство епархии.
При этом Новгородская епархия была выделена из состава Ленинградской 22 ноября 1956 года, но 7 октября 1967 года вновь слита с ней. Однако, в последующие годы при служении в храмах Новгородской области митрополит поминался как «Новгородский и Ленинградский».
Новейшее время
До 2011 года епархия охватывала территорию Новгородской области. 28 декабря 2011 года из её состава была выделена Боровичская епархия, вместе с которой Новгородская епархия была включена в новоучрежденную Новгородскую митрополию. В составе Новгородской епархии были оставлены районы в центре и на западе Новгородской области.
Исторические названия
Статистика
Архиереи
Викарные епархии
География благочиний
Монастыри
Ранее подчинённые епархии
Епархиальные отделы
Учебные заведения
Ранее подчинённые епархии
Средства массовой информации
Церковно-общественные организации
Литература
Использованные материалы
[2] «История Новгородской епархии,» альманах Новгородские страницы, http://www.novgorod.net/
[4] Nathaniel Davis, A Long Walk to Church, Boulder, San Francisco, Oxford: Westview Press, 1995, 33. Со ссылкой на Центральный государственный архив, ф. 6991с, оп. 2, ед. хр. 1, д. 206, 253.