Чем занимался базаров цитаты
Евгений Базаров в романе «Отцы и дети» И. С. Тургенева
Евгений Васильевич Базаров — главный герой романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева. Молодой (около 30-ти лет) лекарь-студент, «разночинец» (интеллигенты «разного чина и звания»), нигилист, отрицающий авторитеты и традиционные порядки.
Роль в сюжете
Евгений базаров является центральным персонажем романа «Отцы и дети»: он присутствует в большинстве сцен произведения, и именно его смертью заканчивается основное повествование.
В начале романа Базаров прибывает в поместье Кирсановых вместе со своим другом Аркадием Кирсановым. Здесь он знакомится с дядей Аркадия, Павлом Петровичем, и между ними сразу возникает неприязнь: Базаров относится к нигилистам не признающим авторитетов, и отрицающим традиции и устои, а Павел Петрович — представитель традиционного дворянства. Оба мужчины уверенны в себе и готовы отстаивать свое мнение. Между ними регулярно возникают яростные споры. Именно в этих спорах наиболее ярко выражено различия во взглядах на жизнь двух поколений — «отцов» и «детей».
Также в романе присутствует любовная линия Базарва и Одинцовой: нигилист, высмеивающий всяческое проявление чувств, влюбляется в молодую вдову Анну Одинцову, с которой познакомился на балу. Любовь к ней коренным образом меняет выраженность нигилизма у Евгения — он «уверовал» в любовь. Чем больше герой влюбляется в Анну Сергеевну, тем больше романтизма он в себе обнаруживает и тем сильнее злится на свою слабость. Девушка также симпатизирует ему, но их отношение не складываются, так как спокойствие для нее дороже любви.
Аркадий восхищающийся своим другом-нигилистом также влюбляется в Одинцову, и на фоне ревности к Базарову, выходит из-под его влияния. В итоге бывшие друзья расстаются на всегда.
Базаров возвращается в родительский дом. Здесь он работает лекарем, и однажды, при вскрытие трупа, заражается тифом. Он смертельно заболевает и вскоре умирает. Перед этим он посылает за Анной и прощается с нею.
Цитатная характеристика Базарова:
Происхождение
Евгений Базаров родился в российской глубинки в семье полкового лекаря Василия Ивановича Базарова и потомственной (столбовой) дворянки Арины Власьевны:
Сам Евгений не является дворянином, так как дворянство только по отцовской линии. Есть вероятность, что он мог получить дворянство благодаря службе отца, но в романе подчеркивается, что он «разночинец», то есть интеллигент не принадлежащий к дворянству, и сам себя не относит к простым людям:
При этом Базаров гордится своим простым происхождением:
Дворянских черт нет и в его поведении:
Он уверен, что может на равных общаться с простыми мужиками, хотя, на самом деле, мужики воспринимали его барином, «чем-то вроде шута горохового»:
А вот слуги помещиков воспринимали его своим:
Образование
Базаров пошёл по стопам отца и 3 года учился в Петербурге, изучал естественные науки и хотел в будущем году держать экзамен на доктора:
Примечательно, что в отличии от своего друга Аркадия он не мог учиться в престижном Санкт-Петербургском университете, так как на тот момент в нем не было медицинского факультета. Вероятно Базаров обучался в Медико-хирургичесой академии, для разночинного люда. Отсюда и возникает пренебрежительное отношение Павла Петровича к «этому лекаришке».
Он смеется над современной медициной, хотя и учится на врача:
Отец Базарова, опытный лекарь, признает профессионализм сына:
Судя по всему, Базаров подготовлен не только теоретически, но и практически. После дуэли с Павлом Петровичем он искусно бинтует ногу раненного противника:
Он постоянно упражняет. Даже находясь в гостях у Кирсановых, Базаров продолжал работать: экспериментировал с лягушками, инфузориями, возился с химическими составами.
Внешность
Евгений Базаров относительно молод — ему около 30 лет. Известно, что он был высокого роста:
Походка «твердая и стремительно смелая»:
Лицо его, длинное, худое, с высоким лбом, омрачала некоторая резкость и холодность больших зеленоватых глаз. Когда Базаров оживлялся, его лицо часто преображалось улыбкой. В спокойном состоянии оно выражало самоуверенность и ум.
Волосы — длинные и густые:
Особенно обращали на себя внимание его висячие бакенбарды песочного цвета:
К своей одежде относился с некоторым пренебрежением, но носил её гордо, с достоинством. Запоминающейся деталью его одежды был длинный балахон с кистями, а основной гардероб состоял из простых, но опрятных вещей.
Характер
Базаров умен, самолюбив, высокомерен, и эгоистичен. Не отличается вежливостью, очень часто ведёт себя слишком вызывающе, не уважает старших. Даже с родителями, которые безмерно любят его, общается холодно, и мало думает об их чувствах: 22 июня он вспоминает, что сегодня обещал навестить родителей, но, хотя три года не видел их, отправляется «поразвлечься» в город. Лишь после того как его навещает приказчик (помощник, поверенный) отца, Евгений ненадолго едет в родительский дом.
Он со всеми ведет себя по-простому и не любит церемоний:
Проявление чувств также несвойственно Базарову:
Евгений называет себя бедным, но гордым человеком:
Он ко всему относится критически и старается обо всем иметь свое мнение:
У него очень высокое мнение о самом себе:
Самолюбие Базарова отмечают и братья Кирсановы, но Павел Петрович считает его «шарлатаном», а более мягкий Николай Петрович все же признает его ум:
Самомнение и высокомерность Базарова, в сочетании с резкостью суждений и честностью, иногда пугают даже Аркадия искренне восхищающегося им:
Даже находясь при смерти, и признавая свою безмерное самомнение, он не теряет гордости:
Прямолинейность Базарова — одно из качеств, которые привлекли Одинцову:
При этом он совсем не вспыльчив, и даже хладнокровен:
Главный антагонист Базарова, Павел Петрович Кирсанов, считал его «гордецом, нахалом, циником, плебеем»:
Убеждения
По своим убеждениям Базаров относится к нигилистам (Нигили́зм — философия, которая ставит под сомнение общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности, культуры или фундаментальные понятия, такие как знание, существование и смысл жизни), отрицавшим взгляды «отцов»:
Он решительно отрицает общественное устройство, пустословие, народолюбие, а также искусство, литературу и любовь. Базаров не признает духовного начала ни в природе, ни в человеке. Большую роль в этом сыграли естественные науки. Он думает, что если больного человека можно вылечить лекарствами, то таким же образом можно излечить и больное общество.
Базаров гордится тем, что сам себя воспитывает, и считает что так должен поступать каждый:
Он не воспринимает серьёзные чувства, ценность любви для него заключается только в физическом её проявлении:
Не верит Базаров и в брак, считая его пережитком прошлого:
При этом он неуважительно, пренебрежительно называет женщин «бабами», в частности так он называет Одинцову:
Он считает, что красивые женщины не должны быть умными:
Базаров не признает искусство, считая, что химик приносит в 20 раз больше пользы, чем поэт:
Он не признает всего возвышенного. Так, услышав как его друг произносит высокопарные слова, Базаров высказывает мнение о том, что говорить красиво — неприлично:
При этом Базаров не признает и науку, в классическом ее понимании:
Также он считает, что все люди похожи друг на друга словно «деревья в лесу», и следовательно, нет смысла изучать каждого человека в отдельности:
По мнению Базарова, нравственные болезни человека происходят от «безобразного состояния общества»:
Прототип
Персонаж Базарова не имеет определенного прототипа. Скорее, его можно считать собирательным образом из многих представителей людей новых взглядов. Так, в «Формулярном списке действующих лиц новой повести», под рубрикой «Евгений Базаров» сам Тургенев отмечал:
Также в образе Базарова прослеживаются черты многих других молодых критиков и публицистов середины XIX века. К примеру, фраза «На бой, на бой, за честь России», приписанная Базаровым Пушкину, была позаимствованна у писателя-разночинца Николая Успенского:
Тем не менее, по словам Тургенева, основным же прототипом главного героя стал провинциальный молодой врач, в котором писатель заметил зачатки нигилизма, только зарождавшегося в то время:
Цитатная характеристика Базарова
Чтобы понять противостояние «отцов и детей» в романе Ивана Сергеевича Тургенева, необходимо рассмотреть цитатную характеристику Базарова, представителя поколения «детей».
Внешность
Евгений Васильевич Базаров имеет следующие внешние описания: «человек высокого роста, в длинном балахоне с кистями», «славное лицо», «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету», «длинные пальцы».
Характер
Главный герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» – личность исключительная. Рассмотрим характер Базарова с цитатами.
Базаров – гордый человек: «Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал». Авторские характеристики указывают на то, что Базаров – надменный человек: «надменно выпрямился», «с надменною гордостию отвечал». Евгений называет себя так: « ведь я гигант».
Несмотря на дворянские корни, главный герой не считал себя дворянином: « отсутствие всего дворянского, всего того высшего, что и привлекает и пугает». Базаров утверждал: «Изящная сторона жизни мне недоступна».
Базаров вел себя по отношению к другим людям просто, ему свойственны «небрежные манеры», «немногосложные и отрывочные речи», «отсутствие кокетства», «резкость суждений» и «совершенная развязность». Как отмечается в повествовании, Базаров никогда не «сочинял».
Центральный персонаж романа не боялся постоять за себя и говорить все то, что он думает: разговаривал он «отрывисто и неохотно», «изредка вставлял в разговор насмешливое слово».
Базаров – человек трудолюбивый, он занимается медициной: «Главный предмет его – естественные науки», «он принялся за своих лягушек, за инфузории, за химические составы и все возился с ними».
Взгляды
Евгений Базаров презирает представителей аристократического общества: «Я нахожу, что говорить красиво – неприлично».
Главный герой романа «Отцы и дети» – нигилист, он ко всему относится с критикой: «Я ничьих мнений не разделяю; я имею свои», «Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен – и баста!». Как представитель нигилизма Базаров говорит о том, что они «ни перед кем не преклоняются».
В соответствии со своими убеждениями Базаров отрицал любовь, считал ее «чувством напускным». Герой «любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни».
Не признает Базаров и любое проявление искусства, считая, что наука важнее: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».
Евгений Базаров
Кадр из х/ф «Отцы и дети». Базаров — актер В. Авдюшко
Герой романа «Отцы и дети» Евгений Базаров был задуман И.С. Тургеневым как собирательный образ разночинца-демократа – нового представителя молодежи конца пятидесятых годов 19 века. В сильной, деятельной личности Базарова нашли отражение черты характера сразу нескольких человек. По словам же самого автора, он писал портрет своего персонажа с некоего «доктора Д.», врача из провинции, с которым познакомился в одной из поездок по железной дороге.
Описание героя
Базаров – тридцатилетний образованный молодой человек, разночинец, сын бывшего полкового лекаря, как и отец, избравший своей профессией медицину. Он не только будущий доктор, но и подающий надежды ученый-естественник. Автор описывает своего героя, как человека высокого и привлекательного: «высокого роста, в длинном балахоне с кистями», «славное лицо», «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету», лицо «оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум», «длинные пальцы».
Базаров – выходец из простой семьи, глава которой служит уездным лекарем. Мать Евгения принадлежит к обедневшему дворянскому роду. Все ее наследство – это небольшое имение и пятнадцать душ крестьян. Отец с иронией называет себя «плебеем», работает, несмотря на почтенный возраст, чтобы прокормить семью и дать сыну достойное образование.
Несмотря на полудворянское происхождение, Базаров не относит себя к этому сословию, в нем ощущается «отсутствие всего дворянского, всего того высшего, что и привлекает и пугает». Сам герой говорит о себе: «Изящная сторона жизни мне недоступна». Отсюда та легкость, с которой Евгений сходится с простыми людьми, при этом, он гордо произносит: «Мой дед землю пахал!» и называет себя на крестьянский лад Евгением Васильевым. Он нарочито подчеркивает свое равнодушие к знатному происхождению. Более того, представители аристократии и дворянства не вызывают у него ни малейшего уважения, о чем говорят его своеобразные манеры. Он подает руку Николаю Петровичу, выдержав паузу, а в разговоре с ним без приглашения садится на диван, «потягиваясь». Он намеренно демонстрирует свою бестактность, невоспитанность, грубость манер.
По мнению Базарова, единственная ценность человека – это его умения, труд, приносящий пользу окружающим. Именно постоянный труд составляет основу жизни самого героя: «Базаров привёз с собой микроскоп и по целым часам с ним возился», «главный предмет его – естественные науки», «он принялся за своих лягушек, за инфузории, за химические составы и все возился с ними».
В своей речи Базаров часто использует поговорки и пословицы: «На своем молоке обжегся, на чужую воду дует», «Русский мужик Бога слопает». Все эти выражения еще раз подчеркивают демократизм героя и его приближенность к простому народу. Несмотря на свою харизматичную натуру, насквозь пропитанную нигилистическими и европейскими идеями, Базаров является воплощением многих черт русского национального характера. Это проявляется в манере обращения с простонародьем, в «особенном умении возбуждать к себе доверие в людях низших». В этом смысле герой более русский, чем все остальные персонажи романа. «Его речь отличается простотой, меткостью, насмешливостью и совершенно русским складом».
Базаров не любитель длинных монологов, его речь больше похожа на короткие реплики. Но все они наполнены глубоким смыслом, что еще раз подтверждает его начитанность, образованность и остроумие. Многие его выражения превратились в крылатые фразы: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться… загадочному взгляду?», «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», «Люди, что деревья в лесу, ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой».
К своему внешнему виду Базаров относится также равнодушно, как и к условиям, принятым в дворянских кругах. Он постоянно ходит в одном и том же видавшем виды костюме и также свободно и раскованно ведет себя в любом обществе. У него «небрежные манеры», «немногосложные и отрывочные речи», «отсутствие кокетства», «резкость суждений» и «совершенная развязность». Он не старается быть хорошим в глазах собеседника и говорит все, что думает: «отрывисто и неохотно», «изредка вставлял в разговор насмешливое слово», подчеркивая этим свое превосходство над аристократами.
Базаров – гордый человек: «Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал». Авторские характеристики указывают на то, что Базаров – надменный человек: «надменно выпрямился», «с надменною гордостию отвечал». Евгений называет себя: «…ведь я гигант». Чаще всего главный герой равнодушен к окружающим: «Базаров и тут остался холоден как лед».
Роль героя в произведении
При создании образа Базарова И.С. Тургенев ставил своей целью написать портрет нового человека-бунтаря и разобраться, чем грозит обществу появление такого явления, как нигилизм. Представителями этого течения были молодые люди, которых в романе можно назвать «детьми», протест их был направлен против старой дворянской гвардии «отцов».
Базаров является главным персонажем романа, который проходит через 26 глав произведения из 28-ми. Вокруг личности героя сосредоточены все остальные персонажи, через взаимодействие с ними раскрывается его облик, его сильный, незаурядный характер. При этом, Тургенев противопоставляет Базарова другим героям, постоянно сталкивая его с ними в разных ситуациях и диалогах.
Базаров – носитель передовых идей его времени, главной из которых стал нигилизм, который был уже широко распространен в определенных кругах во время написания романа. Тургенев достиг своей цели – создал совершенно нового героя, которого никогда еще не было в художественной литературе. Автор не провоцирует читателя и не дает свою оценку герою. Его отношение к нему спокойное и уважительное. Он постепенно, шаг за шагом показывает слабые стороны нигилизма.
Созданный Тургеневым образ представляет собой умного и деятельного, мыслящего человека. Но герой его получился совершенно бездуховным, а человек без души – это всего лишь оболочка, под которой скрывается одна пустота.
Развитие героя по мере сюжета
Тургенев проводит Базарова по кругам жизненных испытаний. Поначалу Базаров уверен в своих силах, в том деле, которому он служит. Это гордый, целеустремленный человек, смелый экспериментатор и отрицатель. Под влиянием различных причин его взгляды претерпевают существенные изменения. Тургенев сталкивает своего героя с серьезными жизненными испытаниями, в результате чего Базарову приходится поступиться рядом убеждений. В нем проявляются черты скептицизма и пессимизма. Одним из таких испытаний становится любовь героя к Анне Сергеевне Одинцовой. Разночинец Базаров чувствует себя неловко перед аристократкой Одинцовой, постепенно он обнаруживает в себе чувство, существование которого раньше отрицал.
Обнаруживается его зависимость от обычных законов человеческой жизни, его причастность к простым человеческим интересам, заботам и страданиям. Первоначалъная самоуверенность Базарова исчезает, его внутренняя жизнь становится все более сложной и противоречивой.
Герой Тургенева терпит в любви поражение. В конечном счете, он остается в одиночестве, его дух почти сломлен, но даже тогда Базаров не желает открыть себя для простых, естественных чувств. Он жесток и требователен к родителям, как и ко всем окружающим. Сильный и волевой, убежденный в своей правоте, Базаров, тем не менее, проигрывает в самом главном. Его наказывают не братья Кирсановы, а сама жизнь. Он терпит поражение в дружбе и любви, то есть в тех человеческих взаимоотношениях, на которых «держится мир». Исключительно по вине Базарова прерывается его дружба с Аркадием, преданным и верным товарищем. Его любимая женщина Одинцова страшится его страстной, грубой и неуправляемой натуры. «Она заставила себя дойти до известной черты, заставила себя заглянуть за нее – и увидела за ней даже не бездну, а пустоту… или безобразие». В этом усматривается трагическая вина героя, причина его неизбежной гибели.
Роман заканчивается печальными размышлениями автора над могилой Базарова. Его страстное, бунтующее сердце навсегда скрыто под землей на маленьком кладбище, но прекрасная природа вокруг напоминает о вечной жизни, а слезы стариков на могиле сына – о бессмертной любви.
Отношение автора к герою
Авторское отношение к Базарову нельзя назвать однозначным. Оно меняется по мере развития сюжета и претерпевает большие изменения от полного неприятия до сочувствия. Когда Тургенев задумывал своего героя – отношение его к нему было крайне негативное, потому что он категорически отрицал такое явление, как нигилизм, представителем которого был Базаров. По мере раскрытия образа Евгения автор понемногу смягчается, появляются нотки пока еще слабо выраженной симпатии. Но это, опять-таки, касается только самой личности героя – сильной, мужественной и честной. Что касается его взглядов – позиция автора здесь остается неизменной. При всей его симпатии к Базарову, ему так и не удается сделать нигилизм привлекательным. В основе мировоззрения Базарова – разрушение всего, что так дорого братьям Кирсановым: семейных уз, нравственных принципов, традиций, старого, привычного жизненного уклада. Взамен же не предлагается практически ничего. На замечание Павла Петровича, что надобно же и строить, Базаров отвечает: «Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить».
И.С. Тургенев так говорил о своем герое: «Мне мечталось фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на погибель». П.А. Кропоткин в «Записках революционера» так описывает отношение Тургенева к своему герою: «…когда мы возвращались в карете, он спросил меня, какого я мнения о Базарове. Я откровенно ответил: «Базаров – великолепный тип нигилиста, но чувствуется, что вы не любите его так, как любили других героев», – «Напротив, я любил его, сильно любил», – с неожиданным жаром воскликнул Тургенев, – «Вот приедем домой, я покажу вам дневник, где записал, как я плакал, когда закончил повесть смертью Базарова», – но я думаю, что Тургенев больше восхищался Базаровым, чем любил его».
Прототипы
Сам автор «Отцов и детей» называет прототипом Базарова некоего доктора Д., молодого врача из провинции, который представлялся Тургеневу человеком нового типа. Однако исследователь творчества И.С. Тургенева Н. Чернов опровергает эту распространенную гипотезу. По его мнению, прототипом Базарова был сосед Тургенева по имению, врач В.И. Якушкин. Помимо врачебной деятельности он занимался научными исследованиями и состоял в нелегальных организациях.
Некоторые исследователи сходятся во мнении, что «доктор Д» и В.И. Якушкин – одно и то же лицо. Помимо этого, в характере Базарова прослеживаются черты и взгляды В.Г. Белинского и Н.А. Добролюбова. Многие полагают, что Базаров – прямое отражение Белинского: оба были сыновьями военных, а затем – земских врачей, но роднит их, помимо этого, то, что они оба являлись неистовыми сторонниками «новых идей».
Экранизации героя
Существует несколько экранизаций знаменитого романа Ивана Сергеевича Тургенева. Первый фильм «Отцы и дети» киностудии «Ленфильм» вышел на экраны в 1958 году. Режиссерами ленты стали Адольф Бергункер и Наталья Рашевская. По мнению зрителей и кинокритиков, эта версия является лучшей экранизацией романа. Роль Базарова в фильме исполнил известный советский актер Виктор Антонович Авдюшко (1925-1975). Это был необыкновенно обаятельный человек, наделенный несколько суровой внешностью, во многом из-за которой он и был приглашен режиссерами на эту роль.
Созданный В. Авдюшко образ Базарова настолько ярок и убедителен, что не оставляет равнодушным никого из зрителей. В исполнении этого актера Базаров предстает человеком самоуверенным, умным, здравомыслящим. Многие эмоции актеру удалось передать при помощи одного лишь взгляда – его глаза – это отражение души героя. Крупные руки подчеркивают трудолюбие, а прямая фигура – несгибаемость характера. Актер сумел передать через маску холодности все душевные качества своего киногероя.
Образ Евгения Базарова в романе «Отцы и дети»: описание личности, характера и внешности
Евгений Базаров. Художник К. И. Рудаков. |
Евгений Базаров — главный герой знаменитого романа «Отцы и дети» Тургенева.
Образ Евгения Базарова в романе «Отцы и дети»: описание личности, характера и внешности
«. молод… не то, что мы с вами, Евгений Васильич. » (Одинцова о себе и Базарове, глава XXV)
«. вы еще молоды – вся жизнь перед вами. « (глава XVIII)
«. Аркадию Николаевичу приятель и человек смирный. « (Базаров о себе, глава IX)
«. человеку высокого роста, в длинном балахоне с кистями. « (глава II)
«Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум. « (глава II)
Евгений Базаров учится на доктора и увлекается естественными науками:
«Покажите-ка… Да вы не бойтесь, я доктор. « (глава IX)
«. – Вы собственно физикой занимаетесь? – спросил в свою очередь Павел Петрович.
– Физикой, да; вообще естественными науками. « (глава VI)
«Сын простого штаб-лекаря. « (отец о Евгении, глава XXI)
«. я, будущий лекарь, и лекарский сын, и дьячковский внук… Ведь ты знаешь, что я внук дьячка. Как Сперанский. « (глава XVI)
«Имение не его, а матери; душ, помнится, пятнадцать. « (глава XX)
Сам Евгений не причисляет себя к дворянам, хотя по линии матери он — самый настоящий дворянин:
«Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки.» (Базаров — Аркадию, глава XXVI)
«. мы оба, – к чему церемониться? – умны. « (Одинцова о себе и Базарове, глава XXVI)
«. но подобных ему людей не приходится мерить обыкновенным аршином, не правда ли. « (отец о Базарове, глава XXI)
Он является странным человеком, по мнению Одинцовой:
«. «Странный человек этот лекарь!» – думала она. « (глава XVI)
Базаров — добрый человек, по словам той же Одинцовой. Сам он совсем не считает себя добрым:
– Во первых, я вовсе не добр. » (глава XXVI)
«Я человек положительный, неинтересный. Говорить не умею. « (глава XVII)
«В ее глазах он и доктор был отличный, и человек простой. « (мнение Фенечки о Базарове, глава XXIII)
«Он чудесный малый, такой простой – ты увидишь.» (Аркадий о Базарове, глава II)
«Слуги также привязались к нему, хотя он над ними подтрунивал: они чувствовали, что он все таки свой брат, не барин. « (глава X)
«. умевший говорить с мужиками Базаров. и не подозревал, что он в их глазах был все-таки чем-то вроде шута горохового. « (глава XXVII)
« – Он бескорыстный, честный человек, – заметил Аркадий.
– Именно бескорыстный. « (диалог отца Базарова и Аркадия, глава XXI)
«Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным, – промолвил Базаров. – В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем. « (глава X)
«. к обычной его небрежности примешивалась какая-то шутливая внимательность. « (глава XXIII)
«. ему не хотелось заплакать перед своим насмешливым другом. « (глава XVII)
«Чего же больше? – повторил иронически Базаров. « (глава XXIV)
«. подтрунивая по обыкновению, вступал в беседу с каким-нибудь мужиком. « (глава XXVII)
«. он самолюбив. Но без этого, видно, нельзя. « (Николай Петрович о нем, глава XXV)
«Вы – с вашим самолюбием – уездный лекарь. « (глава XVIII)
«. Аркадия покоробило от цинизма Базарова. « (глава XIV)
«. остановился, промолвив с холодною вежливостью. « (глава XXIII)
«. он избегал вас, – произнес он с холодною усмешкой. « (глава XXV)
«. к этой палке? – хладнокровно заметил Базаров. « (глава XXIII)
«Ведь вы, помнится, сами говорили, что не верите в медицину. « (глава XXIII)
«. по моему – лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца. « (глава XIX)
«. человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви. – не мужчина, не самец. » (мнение Базарова, глава VII)
«И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество. «(Базаров о романтизме, глава VII)
«Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью, считал рыцарские чувства чем то вроде уродства или болезни. » (глава XVII)
«Есть здесь хорошенькие женщины? – спросил Базаров, допивая третью рюмку. « (глава XIII)
«. – Да, – отвечал Базаров, – баба с мозгом. Ну, и видала же она виды. « (глава XVI)
«Ведь вы нас всех презираете. » (Одинцова Базарову о женщинах, глава XVIII)
«. Базаров привез с собой микроскоп и по целым часам с ним возился. « (глава X)
«Скучно; работать хочется, а здесь нельзя. « (глава XXI)
10 Комментарии
Мария, споры о дворянстве Базарова ведутся давно. В романе нет точных данных о дворянстве Базарова.
Теоретически отец Базарова, штаб-лекарь, должен был относиться к 8 классу Табели о рангов. Это давало ему право на личное дворянство. Старик мог просить о дворянстве для сына. Возможно, он этого добился и сам Евгений Базаров стал потомственным дворянином.
Если отец по каким-то причинам не добился дворянства для Евгения, тот остался разночинцем. Возможно, так и произошло и Базаров не стал дворянином. На этом настаивает часть литераторов.
В разных источниках Базарова называют и дворянином, и разночинцем. В подтверждение нашей версии приводим несколько цитат.