Чем занимался базаров в деревне отца
Василий Иванович Базаров
Несмотря на второстепенность, образ Василия Ивановича Базарова считается одним из важных в романе И.С. Тургенева. Этот герой помогает автору более полно раскрыть сюжетную линию произведения. Благодаря ему раскрывается смысл важнейшей библейской заповеди: «Чти отца и матерь свою». Это означает, что любви и уважению между родителями и детьми ничто не должно препятствовать — ни разные взгляды, ни отношение к жизни.
Описание героя
Владимир Самойлов в роли Василия Базарова. Х/ф «Отцы и дети», 1983
С отцом Евгения Базарова Василием Ивановичем читатель знакомится ближе к середине повествования. У него простое происхождение, он считает себя разночинцем и называет «плебеем». Ему немногим больше шестидесяти, но, несмотря на возраст, он активен и энергичен. Со слов автора, это «худощавый старик со взъерошенными на голове волосами, несколько седыми, с тонким и длинным носом». По характеру – это добрый, мягкосердечный и трудолюбивый человек. В молодые годы он служил военным лекарем и за успешную работу в борьбе с чумой был награжден орденом Святого Владимира. Символично, что его работа врачом проходила в бригаде, которой командовал дед Аркадия Кирсанова.
Отслужив, он женится на девушке из обедневшей дворянской семьи Арине Власьевне. Вскоре у супругов рождается единственный сын Евгений. В отставке Василий Иванович занимается семьей, маленьким имением жены с двадцатью душами крестьян и продолжает врачебную деятельность. Такая жизнь, несмотря на некоторые трудности, вполне устраивает Василия Ивановича, а его работа доставляет ему полное удовлетворение. Учитывая, что в его хозяйстве совсем мало работников, он часто, наравне с крестьянами, выполняет тяжелую физическую работу. Врачевание, уход за разросшимся садом, различные распоряжения – все это составляет ежедневную жизнь пожилого Базарова.
Для Арины Власьевны Василий Иванович является непререкаемым авторитетом, главой семьи, чьи распоряжения выполняются беспрекословно. В отличие от супруги, суеверной и набожной женщины, чья психология остановилась в развитии на уровне допетровских времен, Василий Иванович выстраивает свою жизнь на основе просветительских идеалов. Это выражается в его независимости, а также в попытках не отставать от научного и общественного прогресса.
Так, Базаров проводит некоторые реформы в отношении крестьян, переводя их с барщины на оброк. Он считает это своим долгом, несмотря на то, что ему это невыгодно. Он интересуется новыми достижениями медицины, читая медицинские журналы, хотя и не доверяет им, предпочитая лечить по-старому. Стараясь произвести впечатление на Евгения, он разделяет демократические взгляды сына. Василий Иванович может поддержать разговор на разные темы: о религии, медицине, науке. Иногда его можно застать философствующим наедине с собой или любующимся природой.
Родители не чают души в своем любимом сыне. В нем заключен смысл их жизни. Но отношение Базарова к родителям теплым и ласковым назвать трудно. Кажется, что он совсем не ценит родительскую любовь и заботу. Но это не так. Он все понимает, но не считает нужным проявлять открыто взаимное чувство и не позволяет делать этого отцу и матери. Он не поощряет родительское проявление радости от его присутствия. Они это знают и стараются скрывать от него свои истинные чувства. Тургенев очень ярко описал это в сцене приезда Евгения: «старик Базаров глубоко дышал и щурился пуще прежнего», плохо скрывая набегавшие слезы, а его чубук прыгал между пальцами дрожащих рук.
В общечеловеческом смысле старший Базаров – идеальный отец, готовый пожертвовать всем ради благополучия сына. Он очень гордится Евгением и предоставляет ему ту свободу, которую тот считает наивысшей жизненной ценностью. Но, несмотря на это, он все равно остается верным своим традиционным взглядам. Именно это несоответствие и приводит к проблеме вечного непонимания детей и отцов. Происходящие в обществе перемены настолько стремительны, что Василий Иванович понимает, что ему никогда не преодолеть ту растущую пропасть, которая отделяет его от сына. Это понимание становится для него жизненной драмой. Он тянется к молодому поколению, но на самом деле он совсем не такой, каким хочет показаться Евгению. Василий Иванович – убежденный консерватор, для которого чужды нигилистические идеи сына. Его тяга к познанию сочетается с религиозностью, он не готов к отрицанию всего, что предлагает Евгений, и его теория приводит его в такой же ужас, что и Павла Петровича. Христианские заповеди – это то единственное, чему он готов следовать в своей жизни.
Роль героя в произведении
Василий Иванович Базаров – представитель старого, патриархального мира, уходящего в прошлое. Его образ позволил Тургеневу показать читателю подвижность, динамику истории и то, какая трагедия может быть заключена в этом движении для старшего поколения. Отец Евгения Базарова старается соответствовать образу человека с современными взглядами, но все это только личина, под которой скрывается все тот же консерватор.
Также на примере Василия Ивановича Тургенев демонстрирует силу родственных связей. Никакие разногласия не в состоянии разрушить связь между детьми и родителями. Не важно, как внешне выглядят их отношения, важно, что они любят друг друга, и сильнее этой любви нет ничего на свете.
Евгений Базаров
Евгений Базаров | |
Создатель: | И. С. Тургенев |
Произведения: | «Отцы и дети» |
Пол: | мужской |
Национальность: | русский |
Раса: | европеоидная |
Дата смерти: | 1859 |
Дети: | нет |
Евгений Васильевич Базаров — персонаж романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Является приверженцем течения нигилизма, то есть отрицает практически все принятые в обществе ценности.
Содержание
История жизни
Родился Базаров в семье полкового лекаря Василия Базарова и дворянки Арины Власьевны, выучился в университете на доктора (пойдя по стопам отца). В университете Базаров познакомился и подружился с Аркадием Николаевичем Кирсановым. Вскоре они вместе поехали в имение Кирсановых. Там Базаров познакомился с отцом Аркадия Николаем Петровичем и дядей Павлом Петровичем. Конфликтовал с Павлом Петровичем из-за отличий во взглядах на жизнь.
Затем Базаров влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову. Любовь к ней коренным образом меняет выраженность нигилизма у Евгения — он «уверовал» в любовь. После этого Базаров едет к своим старым родителям, побыв у них с неделю, едет вновь к Кирсановым, где заигрывает с Фенечкой, и из-за этого стреляется на дуэли с Павлом Петровичем Кирсановым.
Базаров едет к отцу, где начинает лечить всех, кто нуждается в помощи врача. В итоге, практикуясь на трупе тифозного больного, Базаров поранил себе палец, получил заражение крови и умер на руках Анны Сергеевны.
Период в истории России
Действия происходят летом 1859 года, то есть накануне крестьянской реформы 1861 года.
См. также
Ссылки
Андрей Колосов • Три портрета • Бретёр • Петушков • Дневник лишнего человека • Два приятеля • Затишье • Записки охотника (цикл) • Муму • Постоялый двор • Яков Пасынков • Переписка • Фауст • Ася • Призраки • Довольно • Вешние воды • Степной король Лир • Первая любовь
Безденежье • Где тонко, там и рвётся • Нахлебник • Завтрак у предводителя • Холостяк • Месяц в деревне • Провинциалка
Стихотворения в прозе • Литературные и житейские воспоминания
Евгений Базаров • Павел Петрович Кирсанов • Николай Петрович Кирсанов • Дмитрий Николаевич Рудин • Елена Николаевна Стахова • Фёдор Иванович Лаврецкий
Полезное
Смотреть что такое «Евгений Базаров» в других словарях:
Базаров, Евгений Васильевич (персонаж) — Евгений Базаров … Википедия
Евгений Васильевич Базаров — персонаж романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Является приверженцем течения нигилизма, то есть отрицает практически все принятые в обществе ценности. Содержание 1 История жизни 2 Период в истории России 3 См. также … Википедия
БАЗАРОВ — герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» (1862). Евгений Базаров во многом программный образ Тургенева. Это представитель новой, разночинно демокра тической интеллигенции. Б. называет себя нигилистом: он отрицает основы современного ему… … Литературные герои
Евгений (значения) — Евгений мужское имя. Носители, известные по имени Папы римские Евгений I папа римский в 654 657. Евгений II папа римский в 824 827. Евгений III папа римский в 1145 1153. Евгений IV папа римский в 1431 1447 … Википедия
Базаров — русская (от слова «базар») и бурятская (от бур. базар ваджра) фамилия. Известные носители Мужчины Базаров, Александр Иванович (1845 1907) российский химик. Базаров, Борис Ванданович член корреспондент РАН. Базаров, Борис Яковлевич (1893 1939)… … Википедия
Евгений Александрович Головин — 1782 – 27 июня 1858 Портрет Е.А.Головина мастерской [1] Джорджа Доу. Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный Эрмитаж (Санкт Петербург) Принадлежность … Википедия
Базаров, Евгений — … Википедия
Евгений Базаров
Кадр из х/ф «Отцы и дети». Базаров — актер В. Авдюшко
Герой романа «Отцы и дети» Евгений Базаров был задуман И.С. Тургеневым как собирательный образ разночинца-демократа – нового представителя молодежи конца пятидесятых годов 19 века. В сильной, деятельной личности Базарова нашли отражение черты характера сразу нескольких человек. По словам же самого автора, он писал портрет своего персонажа с некоего «доктора Д.», врача из провинции, с которым познакомился в одной из поездок по железной дороге.
Описание героя
Базаров – тридцатилетний образованный молодой человек, разночинец, сын бывшего полкового лекаря, как и отец, избравший своей профессией медицину. Он не только будущий доктор, но и подающий надежды ученый-естественник. Автор описывает своего героя, как человека высокого и привлекательного: «высокого роста, в длинном балахоне с кистями», «славное лицо», «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету», лицо «оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум», «длинные пальцы».
Базаров – выходец из простой семьи, глава которой служит уездным лекарем. Мать Евгения принадлежит к обедневшему дворянскому роду. Все ее наследство – это небольшое имение и пятнадцать душ крестьян. Отец с иронией называет себя «плебеем», работает, несмотря на почтенный возраст, чтобы прокормить семью и дать сыну достойное образование.
Несмотря на полудворянское происхождение, Базаров не относит себя к этому сословию, в нем ощущается «отсутствие всего дворянского, всего того высшего, что и привлекает и пугает». Сам герой говорит о себе: «Изящная сторона жизни мне недоступна». Отсюда та легкость, с которой Евгений сходится с простыми людьми, при этом, он гордо произносит: «Мой дед землю пахал!» и называет себя на крестьянский лад Евгением Васильевым. Он нарочито подчеркивает свое равнодушие к знатному происхождению. Более того, представители аристократии и дворянства не вызывают у него ни малейшего уважения, о чем говорят его своеобразные манеры. Он подает руку Николаю Петровичу, выдержав паузу, а в разговоре с ним без приглашения садится на диван, «потягиваясь». Он намеренно демонстрирует свою бестактность, невоспитанность, грубость манер.
По мнению Базарова, единственная ценность человека – это его умения, труд, приносящий пользу окружающим. Именно постоянный труд составляет основу жизни самого героя: «Базаров привёз с собой микроскоп и по целым часам с ним возился», «главный предмет его – естественные науки», «он принялся за своих лягушек, за инфузории, за химические составы и все возился с ними».
В своей речи Базаров часто использует поговорки и пословицы: «На своем молоке обжегся, на чужую воду дует», «Русский мужик Бога слопает». Все эти выражения еще раз подчеркивают демократизм героя и его приближенность к простому народу. Несмотря на свою харизматичную натуру, насквозь пропитанную нигилистическими и европейскими идеями, Базаров является воплощением многих черт русского национального характера. Это проявляется в манере обращения с простонародьем, в «особенном умении возбуждать к себе доверие в людях низших». В этом смысле герой более русский, чем все остальные персонажи романа. «Его речь отличается простотой, меткостью, насмешливостью и совершенно русским складом».
Базаров не любитель длинных монологов, его речь больше похожа на короткие реплики. Но все они наполнены глубоким смыслом, что еще раз подтверждает его начитанность, образованность и остроумие. Многие его выражения превратились в крылатые фразы: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться… загадочному взгляду?», «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», «Люди, что деревья в лесу, ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой».
К своему внешнему виду Базаров относится также равнодушно, как и к условиям, принятым в дворянских кругах. Он постоянно ходит в одном и том же видавшем виды костюме и также свободно и раскованно ведет себя в любом обществе. У него «небрежные манеры», «немногосложные и отрывочные речи», «отсутствие кокетства», «резкость суждений» и «совершенная развязность». Он не старается быть хорошим в глазах собеседника и говорит все, что думает: «отрывисто и неохотно», «изредка вставлял в разговор насмешливое слово», подчеркивая этим свое превосходство над аристократами.
Базаров – гордый человек: «Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал». Авторские характеристики указывают на то, что Базаров – надменный человек: «надменно выпрямился», «с надменною гордостию отвечал». Евгений называет себя: «…ведь я гигант». Чаще всего главный герой равнодушен к окружающим: «Базаров и тут остался холоден как лед».
Роль героя в произведении
При создании образа Базарова И.С. Тургенев ставил своей целью написать портрет нового человека-бунтаря и разобраться, чем грозит обществу появление такого явления, как нигилизм. Представителями этого течения были молодые люди, которых в романе можно назвать «детьми», протест их был направлен против старой дворянской гвардии «отцов».
Базаров является главным персонажем романа, который проходит через 26 глав произведения из 28-ми. Вокруг личности героя сосредоточены все остальные персонажи, через взаимодействие с ними раскрывается его облик, его сильный, незаурядный характер. При этом, Тургенев противопоставляет Базарова другим героям, постоянно сталкивая его с ними в разных ситуациях и диалогах.
Базаров – носитель передовых идей его времени, главной из которых стал нигилизм, который был уже широко распространен в определенных кругах во время написания романа. Тургенев достиг своей цели – создал совершенно нового героя, которого никогда еще не было в художественной литературе. Автор не провоцирует читателя и не дает свою оценку герою. Его отношение к нему спокойное и уважительное. Он постепенно, шаг за шагом показывает слабые стороны нигилизма.
Созданный Тургеневым образ представляет собой умного и деятельного, мыслящего человека. Но герой его получился совершенно бездуховным, а человек без души – это всего лишь оболочка, под которой скрывается одна пустота.
Развитие героя по мере сюжета
Тургенев проводит Базарова по кругам жизненных испытаний. Поначалу Базаров уверен в своих силах, в том деле, которому он служит. Это гордый, целеустремленный человек, смелый экспериментатор и отрицатель. Под влиянием различных причин его взгляды претерпевают существенные изменения. Тургенев сталкивает своего героя с серьезными жизненными испытаниями, в результате чего Базарову приходится поступиться рядом убеждений. В нем проявляются черты скептицизма и пессимизма. Одним из таких испытаний становится любовь героя к Анне Сергеевне Одинцовой. Разночинец Базаров чувствует себя неловко перед аристократкой Одинцовой, постепенно он обнаруживает в себе чувство, существование которого раньше отрицал.
Обнаруживается его зависимость от обычных законов человеческой жизни, его причастность к простым человеческим интересам, заботам и страданиям. Первоначалъная самоуверенность Базарова исчезает, его внутренняя жизнь становится все более сложной и противоречивой.
Герой Тургенева терпит в любви поражение. В конечном счете, он остается в одиночестве, его дух почти сломлен, но даже тогда Базаров не желает открыть себя для простых, естественных чувств. Он жесток и требователен к родителям, как и ко всем окружающим. Сильный и волевой, убежденный в своей правоте, Базаров, тем не менее, проигрывает в самом главном. Его наказывают не братья Кирсановы, а сама жизнь. Он терпит поражение в дружбе и любви, то есть в тех человеческих взаимоотношениях, на которых «держится мир». Исключительно по вине Базарова прерывается его дружба с Аркадием, преданным и верным товарищем. Его любимая женщина Одинцова страшится его страстной, грубой и неуправляемой натуры. «Она заставила себя дойти до известной черты, заставила себя заглянуть за нее – и увидела за ней даже не бездну, а пустоту… или безобразие». В этом усматривается трагическая вина героя, причина его неизбежной гибели.
Роман заканчивается печальными размышлениями автора над могилой Базарова. Его страстное, бунтующее сердце навсегда скрыто под землей на маленьком кладбище, но прекрасная природа вокруг напоминает о вечной жизни, а слезы стариков на могиле сына – о бессмертной любви.
Отношение автора к герою
Авторское отношение к Базарову нельзя назвать однозначным. Оно меняется по мере развития сюжета и претерпевает большие изменения от полного неприятия до сочувствия. Когда Тургенев задумывал своего героя – отношение его к нему было крайне негативное, потому что он категорически отрицал такое явление, как нигилизм, представителем которого был Базаров. По мере раскрытия образа Евгения автор понемногу смягчается, появляются нотки пока еще слабо выраженной симпатии. Но это, опять-таки, касается только самой личности героя – сильной, мужественной и честной. Что касается его взглядов – позиция автора здесь остается неизменной. При всей его симпатии к Базарову, ему так и не удается сделать нигилизм привлекательным. В основе мировоззрения Базарова – разрушение всего, что так дорого братьям Кирсановым: семейных уз, нравственных принципов, традиций, старого, привычного жизненного уклада. Взамен же не предлагается практически ничего. На замечание Павла Петровича, что надобно же и строить, Базаров отвечает: «Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить».
И.С. Тургенев так говорил о своем герое: «Мне мечталось фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на погибель». П.А. Кропоткин в «Записках революционера» так описывает отношение Тургенева к своему герою: «…когда мы возвращались в карете, он спросил меня, какого я мнения о Базарове. Я откровенно ответил: «Базаров – великолепный тип нигилиста, но чувствуется, что вы не любите его так, как любили других героев», – «Напротив, я любил его, сильно любил», – с неожиданным жаром воскликнул Тургенев, – «Вот приедем домой, я покажу вам дневник, где записал, как я плакал, когда закончил повесть смертью Базарова», – но я думаю, что Тургенев больше восхищался Базаровым, чем любил его».
Прототипы
Сам автор «Отцов и детей» называет прототипом Базарова некоего доктора Д., молодого врача из провинции, который представлялся Тургеневу человеком нового типа. Однако исследователь творчества И.С. Тургенева Н. Чернов опровергает эту распространенную гипотезу. По его мнению, прототипом Базарова был сосед Тургенева по имению, врач В.И. Якушкин. Помимо врачебной деятельности он занимался научными исследованиями и состоял в нелегальных организациях.
Некоторые исследователи сходятся во мнении, что «доктор Д» и В.И. Якушкин – одно и то же лицо. Помимо этого, в характере Базарова прослеживаются черты и взгляды В.Г. Белинского и Н.А. Добролюбова. Многие полагают, что Базаров – прямое отражение Белинского: оба были сыновьями военных, а затем – земских врачей, но роднит их, помимо этого, то, что они оба являлись неистовыми сторонниками «новых идей».
Экранизации героя
Существует несколько экранизаций знаменитого романа Ивана Сергеевича Тургенева. Первый фильм «Отцы и дети» киностудии «Ленфильм» вышел на экраны в 1958 году. Режиссерами ленты стали Адольф Бергункер и Наталья Рашевская. По мнению зрителей и кинокритиков, эта версия является лучшей экранизацией романа. Роль Базарова в фильме исполнил известный советский актер Виктор Антонович Авдюшко (1925-1975). Это был необыкновенно обаятельный человек, наделенный несколько суровой внешностью, во многом из-за которой он и был приглашен режиссерами на эту роль.
Созданный В. Авдюшко образ Базарова настолько ярок и убедителен, что не оставляет равнодушным никого из зрителей. В исполнении этого актера Базаров предстает человеком самоуверенным, умным, здравомыслящим. Многие эмоции актеру удалось передать при помощи одного лишь взгляда – его глаза – это отражение души героя. Крупные руки подчеркивают трудолюбие, а прямая фигура – несгибаемость характера. Актер сумел передать через маску холодности все душевные качества своего киногероя.
«Отцы и дети» (И. Тургенев)
Цитата: «Настоящий человек тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть».
История создания
Поводом для создания романа «Отцы и дети» послужило знакомство Ивана Сергеевича Тургенева с молодым врачом. В этом человеке Тургенев увидел воплощение того самого зарождавшегося течения, которое впоследствии получит название «нигилизм». В романе он постарался выразить принципы нигилистов и описать их.
Роман посвящён «неистовому отрицателю» — литературному критику Виссариону Григорьевичу Белинскому.
Проблематика:
Смысл названия: В названии романа отражено противоборство старого и нового — мира либерально настроенного дворянства и мира нигилистической прагматичной молодёжи. В то же время Тургенев указывает на вечную актуальность этой темы: всегда были и будут отцы и дети; одни идеи сменяются другими, а старшее и младшее поколения всегда противостоят друг другу.
Литературное направление: реализм.
Литературный жанр: роман.
Жанровые особенности: социально-психологический роман.
Время и место действия: Действие происходит в 1859-1860 гг. в усадьбах Марьино (имение Кирсановых) и Никольское (имение Одинцовой), а также в деревне, где живут родители Базарова.
Действующие лица
Евгений Васильевич Базаров — студент-медик, по убеждениям — нигилист (то есть отрицает общепринятые нормы, мораль, этику и вообще любые устоявшиеся представления).
Аркадий Николаевич Кирсанов — друг Евгения Базарова. Сначала разделяет нигилистические убеждения Евгения, потом отказывается от них.
Николай Петрович Кирсанов — отец Аркадия, помещик. По убеждениям — либерал. Интересуется искусством и прогрессивными инновациями. Живёт в гражданском браке с женщиной из крестьян — Фенечкой, чего поначалу очень стесняется.
Павел Петрович Кирсанов — дядя Аркадия Кирсанова, старший брат Николая Павловича. По убеждениям — ярый либерал. Аристократ. Яростный оппонент Евгения Базарова. Не женат.
Василий Иванович Базаров — отец Евгения Базарова. В прошлом хирург, во время действия романа — управляющий в имении жены. По убеждениям консерватор, за современными новшествами не следит. Религиозен.
Арина Власьевна Базарова — мать Евгения Базарова. Очень суеверная и религиозная.
Анна Сергеевна Одинцова — молодая женщина, вдова. Разделяет идеи нигилистов, но превыше всего ставит собственное спокойствие.
Екатерина Сергеевна Локтева — сестра Анны Одинцовой, тихая юная девушка.
Виктор Ситников — приятель Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова. По убеждениям — нигилист, но его нигилизм скорее дань моде. Базаров крайне презрительно относится к Ситникову.
Евдокия Кукшина — приятельница Ситникова, также рьяная нигилистка в силу моды.
Фенечка (Федосья Николаевна) — дочь экономки Николая Кирсанова, его гражданская (а впоследствии и законная) жена.
Краткое содержание
Весна 1859 г. Николай Петрович Кирсанов, помещик, на постоялом дворе ожидает приезда своего сына Аркадия, студента. Сын приезжает с другом — Евгением Базаровым.
Домой Аркадий едет с отцом в коляске, а Базаров — отдельно, в тарантасе. Николай Петрович очень рад сыну, всё время обнимает его. Аркадий несколько смущён и всё оглядывается на Базарова.
Николай Петрович рассказывает сыну о жизни имения, осторожно сообщает, что с ним живёт девушка Феня, но если Аркадий против, то она уедет. Кирсанов-младший не протестует против Фени и размышляет про себя о необходимости преобразований в русской деревне. Николай Петрович пытается декламировать Пушкина, но его прерывает Базаров (просит у Аркадия закурить). Кирсанов-старший замолкает и по дороге больше ничего не говорит.
В имении гостей встречает Павел Петрович Кирсанов, красивый и очень ухоженный мужчина (резкий контраст с Базаровым — неопрятным и равнодушным к собственной внешности). После знакомства студенты отправляются привести себя в порядок с дороги. Павел Петрович расспрашивает младшего брата о Базарове (заметно, что Евгений ему не понравился).
За обедом говорили мало. Потом все сразу же разошлись по своим комнатам. Базаров достаточно резко изложил Аркадию впечатления о семействе Кирсановых. Кирсановы-старшие долго не спали: Павел Петрович размышлял о жизни, глядя в огонь, а Николай Петрович думал об Аркадии.
На следующий день раньше всех проснулся Базаров. Он пошёл гулять, а потом с компанией мальчишек отправился ловить лягушек. Аркадий навещает заболевшую Фенечку и выясняет, что у него есть маленький брат. Он радостно воспринимает эту новость и корит отца за то, что скрывал это от него. Николай Петрович и Павел Петрович расспрашивают Аркадия о Базарове. Младший Кирсанов рассказывает, что Евгений — нигилист, не принимает в жизни ничего, не проверив это на собственном опыте. Тут возвращается Базаров. Он несёт лягушек, наловленных для опытов.
После утреннего чая препирательства между Павлом Кирсановым и Евгением Базаровым становятся совсем уж серьёзными. Николай Петрович хочет как-то снять напряжение и просит Евгения помочь ему собрать удобрения (Николай Кирсанов увлечён инновациями в сельском хозяйстве).
Аркадий пытается устранить неприязнь Базарова к Павлу Петровичу и рассказывает другу историю его жизни. Павел Кирсанов подавал огромные надежды: красавец, военный, молодой — по нему сохли женщины, а мужчины ему завидовали. Но Павел Петрович влюбился в замужнюю княгиню. Княгиня была лёгкого нрава: легко сошлась с Кирсановым, легко его бросила. А Павел Петрович страдал и в течение четырёх лет ездил за ней по всему свету. Потом вернулся на родину. Пытался жить по-прежнему, но его настигла весть о смерти любимой. Тогда он бросил всё и уехал в деревню к овдовевшему брату.
Николай Петрович навещает Фенечку и их ребёнка — маленького Митю. Рассказывается история их отношений: Феня и её мама жили очень бедно, и Николай Петрович забрал их в своё поместье. Он полюбил Фенечку, и после смерти её матери они стали жить как муж и жена.
Базаров также познакомился с Феней и ребёнком, сообщив, что он врач, и если его услуги нужны, то он всегда готов помочь. Евгений случайно слышит, как Николай Петрович играет на виолончели. Базаров смеётся (что сердит и раздражает Аркадия).
Крепостные любят Базарова, Павел Петрович испытывает к нему глубокую неприязнь, а Николай Петрович волнуется, как Евгений повлияет на Аркадия. Услышав, что Базаров называет его «отставным человеком», Николай Кирсанов обижается и даже обсуждает это с братом. Павел Кирсанов хочет утереть нос молодому наглецу.
Во время вечернего чаепития происходит скандал: Базаров говорит о «бессмысленности» аристократии, а Павел Петрович утверждает, что нигилизм только ухудшает и без того нестойкое положение в стране. В результате Евгений уходит, назвав этот разговор бессмысленным. Николай Петрович вспоминает, как в юности ссорился с матерью, утверждая, что она его не понимает. Теперь такое же непонимание — между ним и его сыном.
Перед сном Николай Петрович вспоминает покойную жену, Павел Петрович размышляет о своём, а Евгений Базаров предлагает Аркадию съездить в город и навестить давнего знакомого.
Молодые люди едут в город, навещают друга Базарова Ильина, встречают Ситникова — ещё одного знакомого Базарова. Виктор Ситников приглашает их в гости к Кукшиной.
У Кукшиной друзьям решительно не понравилось: неопрятная хозяйка и глупые разговоры ни о чём. В разговорах между прочим упоминается Анна Одинцова.
На балу Базаров и Кирсанов знакомятся с Анной Сергеевной Одинцовой — очень милой и приятной женщиной. Она приглашает друзей в гости. Базаров впечатлён тем, насколько Одинцова не похожа на других женщин.
Рассказывается история Одинцовой: её отец проигрался и оставил дочерям только долги. Анна стала решать проблемы сама. Она вышла замуж, прожила с мужем шесть лет и овдовела. С тех пор живёт замкнуто.
В гостях у Анны Сергеевны Базаров ведёт себя неожиданно: много говорит, с охотой рассказывает о медицине. Анна Одинцова проявляет знание предмета и живой интерес. Они с Базаровым много времени проводят вместе, гуляют в саду. Сестра Анны Сергеевны, Катя, несколько стесняется: позволяет себе лишь играть на фортепиано.
Тем временем Базаров понимает, что влюбился. Его это раздражает, так как он всегда считал любовь ерундой, обманом. Евгений встречает управляющего из их родового поместья, и тот говорит, что родители ждут сына, волнуются. Вечером того же дня Базаров решает объясниться. Он признаётся Одинцовой в любви, но та отвечает: «Вы меня не поняли». Анна Сергеевна не хочет нарушать своего спокойствия. Измучившись, Базаров уезжает к родителям, Аркадий сопровождает друга.
Родители очень радуются приезду Евгения, стараются во всём ему угождать, не демонстрировать своих чувств, чтобы его не раздражать.
У родителей Базаров побыл совсем недолго: Евгений сказал, что из-за их чрезмерного внимания он не может работать. Они почти поссорились с Аркадием: младший Кирсанов пытался доказать другу, что нельзя так относиться к семье. Родители ужасно огорчились, что Евгений уезжает, но стараются скрыть свои чувства.
По пути друзья решают навестить Анну Сергеевну. Одинцова холодно их встречает и даёт понять, что визиту не рада. Евгений и Аркадий возвращаются к Кирсановым.
Проходит время. Аркадия всё же тянет к Одинцовым. Он находит повод и отправляется к ним снова. Базаров занимается только опытами, ни с кем не бывает дружелюбен — только с Фенечкой. Однажды он, чтобы проверить свои догадки, целует Фенечку в губы. Это видит Павел Петрович. Старший Кирсанов уходит, не говоря ни слова, и Базарову совестно.
После этого Павел Петрович вызывает Базарова на дуэль. Оба молчат о Фенечке: для всех причина их дуэли — в политических разногласиях. Евгений ранит Павла Петровича в ногу.
После этого оставаться у Кирсановых, конечно, нельзя, и Базаров едет к своим родителям, но по дороге заезжает к Одинцовой. Он беседует с Анной Сергеевной, признаёт свою неправоту и просит остаться другом.
За прошедшее время Аркадий и Катя успели полюбить друг друга, и младший Кирсанов сделал девушке предложение. Базаров недоволен: он говорит, что Аркадий не годится для настоящих дел. Кирсанов возвращается домой.
Базаров же не знает, чем заняться у родителей. Он начинает лечить больных крестьян, но, вскрывая труп тифозного больного, ранит руку и заражается тифом.
Перед смертью он хочет увидеть Одинцову. Анна Сергеевна приезжает. Измученный болезнью Евгений говорит о своих чувствах к ней, а после умирает.
Спустя полгода прогремели две свадьбы: Аркадий женился на Кате, а Николай Петрович — на Фенечке. Анна Сергеевна также вышла замуж, но не по любви, а по общности мыслей. Павел Петрович уехал за границу. И только старички Базаровы неизменно ходят на кладбище на могилу сына.
Экранизации
«Отцы и дети» (Россия, 1915, немой фильм); «Отцы и дети» (СССР, 1958, режиссёры Адольф Бергункер и Наталья Рашевская); «Отцы и дети» (СССР, 1974, фильм-спектакль); «Отцы и дети» (СССР, 1983); «Отцы и дети» (Россия, 2008).
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Кому посвящён роман «Отцы и дети»?
Ответ. Литературному критику Виссариону Григорьевичу Белинскому.
Обозначьте основной конфликт романа «Отцы и дети».
Ответ. Основным конфликтом романа «Отцы и дети» является конфликт поколений. На это указывает даже название романа. Тема взаимопонимания между старшим и младшим поколениями всегда была актуальна. В романе противоречия эпох воплотились в образах Павла Кирсанова (представитель либерального дворянства) и Евгения Базарова (нигилист).