Чем занимался лермонтов помимо литературы
Творческий путь Михаила Юрьевича Лермонтова
Содержание
Биография Лермонтова [ править ]
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 – 1841) – великий русский поэт и прозаик, а также талантливый художник и драматург, произведения которого оказали огромное влияние на писателей 19-20 веков. Его творчество известно большим разнообразием тем и мотивов лирики. Поэт внес неоценимый вклад в формирование реалистического романа 19 века.
Детство и образование [ править ]
Михаил Лермонтов родился 3 (15) октября 1814 года в семье офицера, воспитывался бабушкой. Почти всё своё детство Лермонтов провел у неё в усадьбе в Тарханах.
После домашнего образования в биографии Лермонтова началась учеба в университетском пансионе Москвы (1828-1830). Там были написаны первые стихотворения Лермонтова.
Затем в жизни Лермонтова проходило обучение в Московском университете (1830-1832). В это время Лермонтов сильно увлекался произведения Фридриха Шиллера и Уильяма Шекспира и Джорджа Байрона.
После учебы в университете он два года провел в школе гвардейских подпрапорщиков Петербурга.
Популярность к поэту приходит вместе с выходом стихотворения «Смерть поэта» (1837), посвященного смерти Александра Пушкина. За это произведение Лермонтов был арестован и отправлен в ссылку. Благодаря стараниям бабушки и приближенного к императору Василию Жуковскому наказание удалось немного смягчить. По пути на Кавказ Лермонтов на месяц останавливается в Москве. Тогда же было написано произведение Лермонтова «Бородино» (1837) к годовщине сражения.
Учёба в Московском университете [ править ]
С сентября 1830 года Лермонтов числится студентом Московского университета сначала на «нравственно-политическом отделении», потом на «словесном».
Серьёзная умственная жизнь развивалась за стенами университета, в студенческих кружках, но Лермонтов не сходится ни с одним из них. У него, несомненно, больше наклонности к светскому обществу, чем к отвлечённым товарищеским беседам: он по природе наблюдатель действительной жизни. Исчезло чувство юной, ничем не омрачённой доверчивости, охладела способность отзываться на чувство дружбы, на малейшие проблески симпатии. Его нравственный мир был другого склада, чем у его товарищей, восторженных гегельянцев и эстетиков.
Он не менее их уважал университет: «светлый храм науки» он называет «святым местом», описывая отчаянное пренебрежение студентов к жрецам этого храма. Он знает и о философских заносчивых «спорах» молодёжи, но сам не принимает в них участия. Он, вероятно, даже не был знаком с самым горячим спорщиком — знаменитым впоследствии критиком, хотя один из героев его студенческой драмы «Странный человек» носит фамилию Белинский, что косвенно свидетельствует о непростом отношении Лермонтова к идеалам, проповедуемым восторженной молодёжью, среди которой ему пришлось учиться.
Главный герой — Владимир — воплощает самого автора; его устами поэт откровенно сознаётся в мучительном противоречии своей натуры. Владимир знает эгоизм и ничтожество людей — и всё-таки не может покинуть их общество: «когда я один, то мне кажется, что никто меня не любит, никто не заботится обо мне, — и это так тяжело!». Ещё важнее драма как выражение общественных идей поэта. Мужик рассказывает Владимиру и его другу, Белинскому — противникам крепостного права, — о жестокостях помещицы и о других крестьянских невзгодах. Рассказ приводит Владимира в гнев, вырывает у него крик: «О, моё отечество! Моё отечество!», — а Белинского заставляет оказать мужикам помощь.
Для поэтической деятельности Лермонтова университетские годы оказались в высшей степени плодотворны. Талант его зрел быстро, духовный мир определялся резко. Лермонтов усердно посещает московские салоны, балы, маскарады. Он знает действительную цену этих развлечений, но умеет быть весёлым, разделять удовольствия других. Поверхностным наблюдателям казалась совершенно неестественной бурная и гордая поэзия Лермонтова при его светских талантах.
Они готовы были демонизм и разочарование его — счесть «драпировкой», «весёлый, непринуждённый вид» — признать истинно лермонтовским свойством, а жгучую «тоску» и «злость» его стихов — притворством и условным поэтическим маскарадом. Но именно поэзия и была искренним отголоском лермонтовских настроений. «Меня спасало вдохновенье от мелочных сует», — писал он и отдавался творчеству, как единственному чистому и высокому наслаждению. «Свет», по его мнению, всё нивелирует и опошливает, сглаживает личные оттенки в характерах людей, вытравливает всякую оригинальность, приводит всех к одному уровню одушевлённого манекена. Принизив человека, «свет» приучает его быть счастливым именно в состоянии безличия и приниженности, наполняет его чувством самодовольства, убивает всякую возможность нравственного развития.
Лермонтов боится сам подвергнуться такой участи; более чем когда-либо он прячет свои задушевные думы от людей, вооружается насмешкой и презрением, подчас разыгрывает роль доброго малого или отчаянного искателя светских приключений. В уединении ему припоминаются кавказские впечатления — могучие и благородные, ни единой чертой не похожие на мелочи и немощи утончённого общества.
Он повторяет мечты поэтов прошлого века об естественном состоянии, свободном от «приличья цепей», от золота и почестей, от взаимной вражды людей. Он не может допустить, чтобы в нашу душу были вложены «неисполнимые желанья», чтобы мы тщетно искали «в себе и в мире совершенство». Его настроение — разочарование деятельных нравственных сил, разочарование в отрицательных явлениях общества, во имя очарования положительными задачами человеческого духа.
Эти мотивы вполне определились во время пребывания Лермонтова в московском университете, о котором он именно потому и сохранил память, как о «святом месте».
Прошение М. Ю. Лермонтова в правление Московского университета об увольнении из числа студентов. 1 июня 1832 г. Лермонтов не пробыл в университете и двух лет; выданное ему свидетельство говорит об увольнении «по прошению» — но прошение, по преданию, было вынуждено студенческой историей с одним из наименее почтенных профессоров Маловым. С 18 июня 1832 года Лермонтов более не числился студентом.
Комментарии к «Воспоминаниям» П. Ф. Вистенгофа уточняют, что Лермонтов оставил Московский университет (подал заявление?) весной 1832 года. При этом из четырёх семестров его пребывания первый не состоялся из-за карантина по случаю эпидемии холеры, во втором семестре занятия не наладились отчасти из-за «маловской истории», и затем Лермонтов перевёлся на словесное отделение. Там, на репетициях экзаменов по риторике (П. В. Победоносцев), а также геральдике и нумизматике (М. С. Гастев) Лермонтов, обнаружив начитанность сверх программы и одновременно незнание лекционного материала, вступил в пререкания с экзаменаторами; после объяснения с администрацией возле его фамилии в списке студентов появилась помета: лат. consilium abeundi («посоветовано уйти»)[28].
Он уехал в Санкт-Петербург с намерением снова поступить в университет, но ему отказались засчитать два года, проведённых в Московском университете, предложив поступить снова на 1 курс. Лермонтова такое долгое студенчество не устраивало.
Во время кавказской ссылки творчество Лермонтова только расцветает: кроме литературы он занимается еще живописью. Благодаря ходатайствам бабушки возвращается в Петербург, восстанавливается на службе.
Творчество поэта и вторая ссылка [ править ]
Дальнейшее творчество в биографии Михаила Лермонтова связано с редакцией “Отечественных записок”.
За дуэль с сыном французского посла Э. Барантом поэт снова отправлен в ссылку на Кавказ (1840), где участвует в военных действиях.
Лирика Лермонтова имеет свойство отчужденности, тяготения к вечности. Самые главные произведения Лермонтова: «Парус» (1831), «Маскарад»(1835), “Боярин Орша”(1835-1836), «Мцыри» (1839), «Бородино»(1837), «Узник»(1837), «Демон»(1839), «Герой нашего времени» (1838-1840) считаются шедеврами литературы.
“Наследие Лермонтова вошло в плоть и кровь русской литературы”, – так кратко и точно А.А. Блок определил роль великого писателя и его произведений в истории литературы.
Последняя дуэль [ править ]
Лермонтов Михаил Юрьевич
Нет, я не Байрон, я другой,
Ещё неведомый избранник,
Как он гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Родился 3 октября 1814 в Москве. Умер 15 июля 1841 у подножья горы Машук, близ Пятигорска; похоронен в селе Тарханы Пензенской области.
В 2014 году 200-летие со дня рождения поэта.
М. Лермонтов, 1825год. 13 июня. На Горячих водах |
Путешествие на Кавказ было длинным, долгим и опасным. Ехали на лошадях через всю Россию. Как правило, отправлялись на почтовой карете с «оказией», в сопровождении целого отряда вооружённых казаков и двумя пушками. На самой окраине посёлка, у подножия Горячей горы останавливались в доме у родной сестры бабушки Лермонтова.
Кавказ надолго останется в памяти поэта и отразится в лирических строках и художественных картинах.
Своё первое восхищение красотой Кавказа Лермонтов передаст в детском рисунке акварелью, подписанном на французском языке «М.Л. 1825 год. 13 июня. На Горячих водах». Горы на рисунке по силуэту напоминают Бештау и Машук, у их подножия огромное озеро и лодка под парусом. Символично, что именно у одной из этих гор встретит свой последний час великий поэт.
Почти все самые лучшие картины, рисунки акварели поэта связаны с зародившейся в детстве любовью к Кавказу. Он был одним из первых русских художников, начавших писать природу Кавказа. Сам Лермонтов признавался, что привёз из первой ссылки на Кавказ «порядочную коллекцию» рисунков, снятых «на скорую руку», они и послужили ему материалом для будущих картин. Именно по возвращению с Кавказа талант Лермонтова – живописца раскрылся в полной мере.
Лермонтов М. Ю. Вид Пятигорска, 1837 |
На многих рисунках и картинах Лермонтова изображены конкретные места Кавказа, бесспорно, выполненные с натуры, поскольку они очень точны в деталях. Это пейзаж окрестностей Пятигорска: «Бештау около Железноводска» и «Офицер верхом и амазонка». На них изображён посёлок Иноземцево, что в нескольких километров от Пятигорска. Это бывшее селение Шотландка – немецкая колония Каррас, как чаще её называли в то время. Сюда Лермонтов приезжал и весёлой шумной компанией, но иногда и один. Здесь хорошо думалось, здесь он писал стихи и делал пейзажные зарисовки, здесь же он провёл последние часы перед роковой дуэлью.
Лермонтов М. Ю. Крестовая гора, 1837 |
Вот как описывает свои впечатления Лермонтов в письме своему другу С. Раевскому:
«Как перевалился через хребет в Грузию, так бросил тележку и стал ездить верхом; лазил на снеговую гору (Крестовая) на самый верх, что не совсем легко; оттуда видна половина Грузии как на блюдечке, и, право, я не берусь объяснить или описать этого удивительного чувства: для меня горный воздух – бальзам; хандра к чёрту, сердце бьётся, грудь высоко дышит – ничего не надо в эту минуту: так сидел бы да смотрел целую жизнь».
Эту картину Лермонтов в 1841 году, в последний свой приезд в Петербург, подарил своему другу, писателю В.Ф. Одоевскому.
Долгие годы её местонахождение было неизвестно, а 1966 году она была найдена в Финляндии и теперь хранится в Государственном музее-заповеднике М.Ю. Лермонтова в Пятигорске. В это же время, в 1837-1838 годах Лермонтов создаёт свой автопортрет. Он изобразил себя в черкеске с газырями на груди, наброшенной на плечо бурке, с шашкой на поясе, на фоне гор. Это один из лучших и достовернейших портретов поэта. Он передаёт глубокий, напряжённый мир поэта, его страдания, его состояние души. Взгляд его задумчив, даже печален. Таким современники видели Лермонтова в Грузии.
Вот как он пишет о своих странствиях Раевскому:
(Кавказский вид с саклей),1837
На многих Грузинских картинах и рисунках Лермонтова изображены караульные башни или старинные крепости. Он так верно почувствовал характерную особенность грузинского пейзажа, в котором эти безмолвные свидетели былых сражений против иноземцев были неотъемлемой частью. Такова, например, картина «Башня в Сиони».
Лермонтов М. Ю. Тифлис, 1837 |
|
Лермонтов М. Ю., Гагарин Г. Г. Эпизод сражения при Валерике 11 июня 1840 года, 1840 |
Это нашло своё отражение в композиции «Эпизод сражения при Валерике 11 июня 1840 года», который был выполнен Лермонтовым вместе с князем Гагариным. Лермонтов выполнил рисунок композиции, а Гагарин дописал его акварелью. Этот рисунок обнаруживает в Лермонтове блестящего рисовальщика и баталиста. Война изображена им во всём её драматизме, без прикрас.
Лермонтов М. Ю. Перестрелка в горах Дагестана, 1840 |
Одной из картин на военную тему явилось полотно «Перестрелка в горах Дагестана». Здесь Лермонтов средствами живописи сумел показать суровую обстановку военной жизни и утомительный бой русских с черкесами.
Лермонтов, как и многие великие поэты и художники, изобрёл свою собственную тайнопись. Например, Леонардо Да Винчи писал зеркально так, что его текст можно было прочитать при помощи зеркала. Лермонтов зашифровывал имена и фразы из своих стихотворений в штриховке на рисунках.
Рисунки и картины Лермонтова, которых он создал большое количество за свою недолгую и беспокойную жизнь, – это живописные и графические дневники его жизни. Он открыл миру красоты Кавказа, всматриваясь в него зорким взглядом гениального поэта и замечательного художника.
Помимо поэтических способностей, природа одарила Михаила Юрьевича Лермонтова разнообразными талантами
Он играл на скрипке, рояле, замечательно пел, сочинял музыку, решал сложные математические задачи, был сильным шахматистом и с особой охотой занимался живописью.
Воспоминания об увлечении рисованием Лермонтова относятся к его раннему детству. По семейному преданию Миша Лермонтов стал раньше рисовать, нежели писать стихи. Он рисовал мелом на застланном сукном полу. Тогда родные купили ему красок и бумаги. Детское увлечение он пронес через всю жизнь. Лермонтов брал уроки рисования и живописи у художника П.Е. Заболотского — ученика А.Г. Варнека и А.Е. Егорова по Академии художеств (автора, пожалуй, самого известного портрета поэта 1837 года написания). До нашего времени дошли многие рисунки поэта, выполненные им для своих произведений.
Картины и зарисовки М. Ю. Лермонтова – это своеобразный дневник его жизни. Он показал людям истинную красоту российской природы, образы народов.
А картина написанная совместно с Гагариным «Сражение при реке Валерик» реалистично передаёт драматизм войны.
Он погиб, не дожив до 27 лет, создав такие шедевры, которые дали ему право войти в число великих людей. Признанный гигант мировой литературы Лев Николаевич Толстой признавался, что его эпопея «Война и мир» выросла из лермонтовского «Бородина».
Нет никакого смысла предполагать, что было бы… За свои 27 лет жизни он написал достаточно много произведений (и литературные произведения, и картины), которые знают и помнят. Эти произведения искусства живут вечно.
Вот так учишься играть на музыкальных инструментах, петь рисовать, тратишь кучу времени.
А потом слышишь «это его природа наградила, ему просто повезло с талантом».
А вот что касается человеческих качеств, был он не очень. И Мартынова я не осуждаю..
Лермонтову-гусару, наследнику крупного состояния, ничего не стоило заполонить сердце когда-то насмешливой красавицы, расстроить её брак с Лопухиным. Потом началось отступление: Лермонтов принял такую форму обращения к Сушковой, что она немедленно была скомпрометирована в глазах «света», попав в положение смешной героини неудавшегося романа. Лермонтову оставалось окончательно порвать с Сушковой — и он написал на её имя анонимное письмо с предупреждением против себя самого, направил письмо в руки родственников несчастной девицы и, по его словам, произвёл «гром и молнию».
Потом, при встрече с жертвой, он разыграл роль изумлённого, огорчённого рыцаря, а в последнем объяснении прямо заявил, что он её не любит и, кажется, никогда не любил. Всё это, кроме сцены разлуки, рассказано самим Лермонтовым в письме к Верещагиной, причём он видит лишь «весёлую сторону истории».
гандон да и только,хоть и знаменитый
две ссылки на Кавказ,выделывался и довыделовылся
У него просто были хорошие учителя.
а еще черных терпеть не мог и считал их. не очень хорошей нацией
Песковики из Анапы
Панельки и море во Владивостоке
«Плот «Медузы» Жерико, или рождение романтизма
Картина основана на реальных событиях. В 1816 году фрегат «Медуза» сел на мель, сдвинуть корабль не удалось и поэтому были выделены шлюпки для ВИП-гостей, а остальных 149 человек посадили на наспех сделанный плот. Шлюпки, которые должны были буксировать плот, бросили этих людей и оставили наедине с морем.
Очень скоро люди начали терять человеческий облик. Борясь за безопасные места у мачты и последние капли воды, они дрались, убивая друг друга и сталкивая в воду. Лишь через 13 дней они увидели на горизонте спасительный корабль «Аргус» – именно этот момент запечатлел Жерико. Из 149 в живых остались 15 человек, выжившие ели умерших попутчиков, потеряв последние признаки цивилизации.
Процесс подготовки к ваянию романтизма был любопытный. Жерико закрылся в мастерской на несколько месяцев, побрив голову. На полу мастерской он лепил восковые тела и ходил в морги и на казни для зарисовок мертвых тел.
Главным достижением Жерико стала сложнейшая композиция. Художник развернул композицию вглубь. Картина затягивает зрителя к себе. Обратите внимание на труп у нижнего края картины – создаётся впечатление, что его погружённая под воду голова уходит как раз под раму и оказывается в нашем, реальном, пространстве. Можно сделать шаг и оказаться в самом центре событий.
Теодор Жерико, автопортрет:
Эжен Делакруа, другой титан романтизма, признавался, что, увидев картину впервые, «в восторге бросился бежать, как сумасшедший, и не мог остановиться до самого дома».
Больше интересных историй из мира живописи можно посмотреть в моем телеграме: https://t.me/picturebymaslo
» Скоро весна »
В декабре солнце доступно только созданное вручную..)
Приветствую в этот понедельник предпоследней рабочей недели.
Новогоднее настроение словили?) а я начну с работы которая совсем не новогодняя, но круглая и светящая как игрушка.
Пить белое, холодное вино и слушать музыку
Ну и куда ж без облаков
И немножко лисичек. Сначала я нарисовала одну, потом решила, что ей там одной одиноко и нарисовала компанию)
И неоновые медузки в компанию)
В этом году я из лиги «давайте успеем до нового года» надо написать заказ 50*80
«На окраине»
«Сусанна и старцы» Артемизии Джентилески, или драма первой художницы-феминистки
Итальянская художница Джентилески уже в 17 лет смогла создать очень сильный сюжет. Вспомните себя в 17 лет, вздохните (или наоборот, расправьте грудь), а я расскажу историю-триллер.
Артемизия Джентилески – «Сусанна и старцы», 1610
Сюжет у картины взят из христианской Книги пророка Даниила, которая считается важным текстом, хоть и не входит в канон (Ветхий Завет). Так вот, Сусанна и ее муж Иоаким были из тех евреев при дворе вавилонского царя Навуходоносора, что смогли сделать карьеру из рабов в почитаемые люди. Кроме того, Сусанна была очень красива, а еще любила купаться в своем саду.
В этот сад повадились ходить два старца, имеющих очень большие связи и высокое положение. Сперва они старались как-то скрываться друг от друга и бороться с желанием поглядеть на голую красавицу, а потом решили объединиться в своих стремлениях: пришли вдвоем у Сусанне и предложили выбрать – или спи с нами, или скажем ты изменяешь мужу. На секундочку, такой проступок карался смертной казнью.
Сусанне выбрала остаться без греха на сердце, ну а старые негодяи устроили скандал и суд. И нашу красотку уже собирались бить камнями, как молодой пророк Даниил решил устроить очную явку старикам, в ходе которой стало ясно – старперы врут. А что полагалось за такое? Правильно, смертная казнь. Ну, и в добрый путь.
Сюжет был очень популярен у итальянских и голландских художников, но они любили добавить некоторого кокетства и эротических подтекстов, а вот у Артемизии только отвращение и усталость от приставаний.
Рубенс – «Сусанна и старцы», 1609-1610
Казалось бы, ну классная картина и сюжет интересный. А вот тут начинается дичь. Артемизия картиной отчасти предсказала свою судьбу.
Артемизия Джентилески – «Автопортрет в образе мученицы», 1615
Эта история не помешала художнице добиться высот в живописи и встать в один ряд с известными итальянскими художниками. Но темы насилия и возмездия будут часто проскакивать в ее творчестве.
Артемизия Джентилески – «Юдифь, обезглавливающая Олоферна», 1610
Артемизия Джентилески – «Иаиль и Сисара», 1620
Артемизия Джентилески – «Саломея с головой Иоанна Предтечи (Крестителя)», 1615
Больше интересных историй из мира живописи можно посмотреть в моем телеграме: https://t.me/picturebymaslo
Домбай
«Мокрый луг» Васильева, или замечательный пейзаж молодого гения
Как несправедлива иногда бывает жизнь. Федор Васильев – гениальный пейзажист, да только прожил всего до 23 лет. В 20 лет он подхватил туберкулез, и его отправили поправлять здоровье в Крым, поближе к морскому воздуху и теплу.
Да только сдался этот ваш Крым Васильеву. Его со страшной силой тянуло обратно, к родной природе средней полосы, без всех этих ярких красок и контрастов. Например, как на картине ниже.
Федор Васильев – «Мокрый луг», 1872
А какие слова он пишет про обычное болото в письме к Крамскому: «О болото, болото! Если б вы знали, как болезненно сжимается сердце от тяжкого предчувствия. Ну, ежели опять не удастся мне дышать этим привольем, этой живительной силой просыпающегося над дымящейся водой утра?»
Но делать нечего, возвращаться опасно для здоровья. Тогда Васильев решил писать картину по памяти и многочисленным эскизам, которые он сохранил с прошлых поездок по России. Вдумайтесь, пейзаж с миллионом деталей и хитрых мелочей написан по памяти. В 22 года!
Хотя на первый взгляд обычный пейзаж. Но как тонко Васильев играет со светом, как выписывает каждое растение, а сравните темный горизонт справа (как будто дымка) и четкий светлый горизонт слева. А уж небо… Ге после этой картины называл автора первооткрывателем «живого неба», тут у нас и движение, и контраст, и крутая светотень (зацените тень от туч внизу картины).
Каждый из фрагментов мог бы стать шедевральным пейзажем:
Васильев на момент написания картины уже был известен, и за его картину велась настоящая борьба между Третьяковым и великим князем Николаем Константиновичем. Третьяков хитрил – регулярно отправлял Васильеву деньги, заранее примчался в Питер перед выставкой и сходу зарядил значительную сумму – тысячу рублей. Так как теперь «Мокрый луг» висит в Третьяковке, результат борьбы вам понятен)
Портрет Федора Васильева:
Эх, подумайте только, сколько еще картин мог бы подарить нам открыватель неба. Болезнь и уныние окончательно добили художника уже через год, но даже за пять лет творчества Васильев заметно расширил границы русского пейзажа. А дальше эстафету принимали уже совсем другие герои.
Больше интересных историй из мира живописи можно посмотреть в моем телеграме: https://t.me/picturebymaslo
«Брошенный дом »
Прошу оценить
Очень люблю золотую осень!
Наверное, потому что родилась в октябре 🍁
Попыталась скопировать Поленова ВД «Золотую осень».
Надеюсь, это не нарушение авторских прав Большого художника)
Есть и другие работы в другой технике.
Очень нужна поддержка )
«Весенняя тишина»
Ответ на пост «Совы. »
И твой ребенок добавляет: «когда я рисовал(а) эту утку, то представлял(а) тебя!»
И что тут ответишь?
— «Да, это лучший рисунок!»
Так что, сюда тоже отлично подходит этот автопортрет, родителей после трудового дня, забирающие своё чадо:
- Чем занимался лермонтов кроме поэзии
- Чем занимался лесков кроме литературы