Чем занимался маяковский в российском телеграфном агентстве роста
Владимир Маяковский и «Окна РОСТА»
Вы будете перенаправлены на Автор24
Что такое «Окна РОСТА»
Агитационные плакаты создавались вручную при помощи трафаретов. В день создавалось до 200-300 экземпляров. Затем плакаты вывешивались на витринах магазинов, располагавшихся в людных местах. Отсюда появилось название «окна». Окна РОСТА – это своеобразная летопись времени Гражданской войны 1917-1922 года и периода интервенции, когда в стране из-за типографской разрухи не было бумаги, красок, литографии, отсутствовали специалисты литографского дела.
Рисунок 1. Окна РОСТА. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Первые «Окна РОСТА» появились в 1919 году в Москве. Инициаторами их создания были художник М. М. Черемных и журналист Н. К. Иванов-Грамен, которые на тот момент работали в РОСТА, возглавляемого Керженцевым. В скором времени к ним присоединились И. А. Малютин, В. В. Маяковский, Д. С. Моор.
Сначала плакаты «Окна РОСТА» создавались в виде увеличенных страниц сатирического журнала и состояли из нескольких самостоятельных произведений разного жанра. Существенную роль в создании плакатов сыграл Владимир Маяковский, который взял на себя всю литературную часть. Кроме этого, он работал и в качестве художника. Маяковский создал новый тип «Окон РОСТА», в которых композиция и тема подчинялись одной конкретно агитационной задаче. В новых «окнах сатиры» текст и иллюстрации дополняли друг друга.
Готовые работы на аналогичную тему
Плакаты состояли из 2-4-6 кадров и были выполнены в «телеграфном стиле», которому присущи четкость, сжатость, лаконичность выразительных средств. Выразительные средства главным образом основывались на выразительности образов и яркой, броской раскраске два или три цвета. Активно использовалась символика, традиции русского лубка, а также новаторских идей и методов российского авангардизма.
Рисунок 2. Окна РОСТА. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Созданные плакаты отправлялись во все местные отделения РОСТА. «Окна РОСТА» выходили во многих крупных городах. Маяковский говорил, что это было «обслуживание горстью художников, вручную, стопятидесятимиллионного народища».
Задачей агитационных плакатов было воодушевление людей революционными идеями, задача плакатов заключалась в том, чтобы показывать народу картины светлого будущего, призывать к борьбе за мировую революцию и интернациональную солидарность всех трудящихся, призыв позорить и клеймить врага, а также провозглашать диктатуру пролетариата:
В плакатах поднимались самые волнующие вопросы современности – развитие народного хозяйства, борьба с голодом и т.д. в годы Великой Отечественной войны традиции «Окон РОСТА» продолжили «Окна ТАСС».
Агитационные плакаты «Окна РОСТА» сыграли большую роль в формировании советского изобразительного искусства.
Деятельность В. В. Маяковского в «Окнах РОСТА»
Владимир Маяковский, молодой талантливый поэт, пришел в поэзию как дин из членов футуристов. Футуристы запомнились в поэзии своим шумным, скандальным появлением. Поэты – футуристы удивляли, эпатировали читателя необычностью названий своих сборников (например, «Взял», «Пощечина общественному вкусу» и другие), максимализмом провозглашаемых ими литературных манифестов, разрисованными лицами, «желтыми кофтами фата», а также нарочитой скандальностью и шумом выступлений.
Исключением не был и Владимир Владимирович Маяковский, который также удивлял публику броскими стихами, желтой кофтой и эстрадными сарказмами. У Владимира Маяковского, как и у других поэтов-футуристов, было чрезвычайно повышенное чувство личности, под влиянием которого он написал трагедию «Владимир Маяковский». Это чувство личности продиктовало ему и лирическое стихотворение «Себе, любимому, посвящает эти строки автор». В этих произведениях было ярко выделено и подчеркнуто авторское «я» поэта:
Рисунок 3. Окна РОСТА. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Однако под воздействием революционных событий эпохи тональность произведений Маяковского претерпела изменения. У него проявилась острая потребность говорить новым, но понятным языком. Владимир Маяковский настойчиво ищет для себя новые формы деятельности, в которых мог бы проявить свой талант, новые жанры и не избитые темы новой, революционной действительности. При этом поэт не теряет своих предреволюционных достижений. Такой новой формой участия в революционной борьбе для Маяковского становится работа над агитационными плакатами «Окна РОСТА». Причем эта работа становится еще и своеобразной лабораторией, в которой Маяковский, как он сам выражался, освобождал стихи «от поэтической шелухи на темах, не допускающих многословия».
Маяковский называл себя неутомимым «чернорабочим революции» и без тени сомнения широко раздвигал границы своих поэтических возможностей. Маяковский шел к простоте своего поэтического образа и к простоте стиха, чувствовал пульс того времени и устремлял всю свою поэтическую энергию в будущее.
В работу над «Окнами РОСТА» Владимир Маяковский уходит с головой, сразу же берет всю литературную часть на себя, при этом еще успевает интенсивно работать над иллюстрациями. В скором времени Маяковский становится душой всего процесса, связанного с созданием «окон сатиры». Дело расширялось и крепло с каждым днем. Маяковский, во время подготовки текстов, определял тематику плакатов, намечал их объем и содержание. Большой литературный опыт поэта, политический авторитет и личное обаяние способствовали тому, что Маяковский стал негласным руководителем всего процесса по выпуску агитационных плакатов.
Чем занимался маяковский в российском телеграфном агентстве роста
«проводником линии партии в печати», грубо говоря, передаточным звеном большевистской пропаганды. Декреты ВЦИК, новости под толстым слоем идеологической глазури, промаринованные коммунистическими идеями «журпартработники» и даже должностные инструкции – всё потоком хлынуло из трубы РОСТА на союзные и местные газеты и журналы (чтобы представить реальное положение вещей, см. картинку).
Кроме того, РОСТА само вело издательскую деятельность – «составляло контент» журналов «Красный журналист», «Красная звезда» и газеты «АгитРОСТА», а также стенные газеты, еженедельники, принимало участие в агитпоездах ВЦИК, выделяло крупицы правдивой информации и тонны пропаганды западным агентствам Гавас, Рейтер, Венскому официальному информационному агентству.
Позже РОСТА отдало свою инфраструктуру возникшему ТАСС и стало отделом оного в РСФСР, а в 1935 году благополучно кануло в лету постановлением Правительства СССР.
Революционные события сильно повлияли на лирику Владимира Маяковского. В поисках новых форм, жанров и тем, поэт наконец находит то, что искал: работа в РОСТА — его форма участия в революционной борьбе. Маяковский приступил к работе над «окнами» в 1919 году. О начале деятельности в РОСТА Маяковский пишет в статье «Прошу слова»:
«Моя работа в РОСТА началась так: я увидел на углу Кузнецкого и Петровки, где теперь Моссельпром, первый вывешенный двухметровый плакат. Немедленно обратился к заву Ростой, который свел меня с М. М. Черемных, одним из лучших работников этого дела. Второе окно мы делали вместе. ». То есть воссоединение РОСТА и поэта произошло не позднее пяти недель со времени создания первого «окна».
«Это — не только стихи.
Эти иллюстрации — не для графических украшений.
Это — протокольная запись труднейшего трехлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов».
Принято считать, что Маяковский нарисовал около 500 плакатов (или 3600—4000 отдельных плакатов-рисунков). Такой «плодовитости» можно только позавидовать.
Художники РОСТА работали в тесном контакте, поэтому со времен выработался свой, «ростовский» стиль, вбирающий в себя приёмы сразу всех авторов. Стиль самого Маяковского в том числе являлся некоторой разновидностью общего.
| | |
Сама атмосфера мастерской «РОСТА» была пропитана энтузиазмом. Маяковский пишет: «Вспоминаю — отдыхов не было. Работали в огромной нетопленой, сводящей морозом (впоследствии — выедающая глаза дымом буржуйка) мастерской РОСТА. Придя домой, рисовал опять… С течением времени мы до того изощрили руку, что могли рисовать сложный рабочий силуэт от пятки с закрытыми глазами, и линия, обрисовав, сливалась с линией». До автоматизма доходил уровень создания «окон». Ирония, едкий сарказм, героический пафос; строки и интонации призывают, воспитывают, разъясняют и убеждают. И рабочий, и крестьянин, посмотрев «окно» буквально впитывает его содержание, после чего действует по замыслу агитаторов. Поэтическое слово наконец стало действенным, весомым, имеющим результат. «График был таким напряжённым, что Маяковскому приходилось работать
Чем занимался маяковский в российском телеграфном агентстве роста
Гоэн Книга запись закреплена
Владимир Маяковский и реклама. «Окна РОСТА».
В 1919–1921 годах Маяковский работал в «Окнах сатиры РОСТА». Российское телеграфное агентство выпускало агитационные рукописные плакаты — иногда их называют первой социальной рекламой в СССР.
Первый плакат «Окон РОСТА» рисовали от руки, потом делали копии при помощи трафарета. Художники работали в технике лубка и раешника: простые картинки раскрашивали в два-три цвета, а потом дополняли короткими емкими стихами.
С 1923 года Владимир Маяковский вместе с художником Александром Родченко занялся коммерческой рекламой. Они создавали целые кампании для ГУМа и Моссельпрома, Резинотреста и Госиздата. Маяковский делал рисунки для плакатов и писал первые «продающие тексты». Например, Чаеуправление заказало ему набор из 15 вкладышей со стихами и рисунками — их вкладывали в пачки чая и какао. Граждане молодого Союза редко выбирали между товаром «от Маяковского» и каким-либо другим из-за монополии государственных предприятий.
Однако реклама внушала советским людям мысль, что наше — лучшее.
«Обычно думают, что надо рекламировать только дрянь — хорошая вещь и так пойдет. Это самое неверное мнение. Реклама — это имя вещи. Конечно, реклама не исчерпывается объявлениями. Объявления — простейший вид. Реклама должна быть разнообразием, выдумкой.
В СССР все должно работать на пролетарское благо. Думайте о рекламе!»
Владимир Маяковский
Aгитационное искусство » Окна РОСТА
Острые, доходчивые сатирические плакаты с краткими, легко запоминающимися стихотворными текстами разоблачали врагов молодой Советской республики, освещали злободневные события, иллюстрировали телеграммы, передававшиеся агентством в газеты. Плакаты, за исключением первых, нарисованных от руки, выполнялись и размножались с помощью трафарета до 150 и более экземпляров, затем выставлялись в витринах в Москве и др. городах. В «Окна РОСТА» широко использовались традиции лубка и раёшника и т.д. Рисунки «Окна РОСТА» (в сериях до 12 на одном листе) отличались подчёркнутой простотой и лаконизмом изобразительных средств (выразительность силуэтов, раскраска в 2—3 цвета).
Первое «Окна РОСТА» исполнил в октябре 1919 М.М.Черемных. Затем к нему присоединились В.В.Маяковский, создававший яркие, меткие рисунки и подписи, а также И. А. Малютин, Д.С.Моор и др. Подобные «окна» выпускались также в Петрограде (Л. Г. Бродаты, В. В. Лебедев, А. А. Радаков и др.), на Украине (Б. Е. Ефимов и др.), в Баку, Саратове и др. городах.
«Окна РОСТА» сыграли значительную роль в становлении советского изобразительного искусства.
Молодой Владимир Маяковский пришел в поэзию под знаменем футуристов. Футуристы вошли в поэзию шумно, с рассчитанной скандальностью. Они эпатировали читателя и слушателя максимализмом своих литературных манифестов, необычностью названий своих программных сборников («Пощечина общественному вкусу», «Взял» и т. д.) и «желтыми кофтами фата», и разрисованными лицами, и нарочитой скандальностью публичных выступлений.
Владимир Маяковский, как и другие его товарищи по группе, также эпатировал публику и желтой кофтой, и эстрадными сарказмами, и броскими стихами.
Как и у других его сотоварищей по группе, у Маяковского тех лет было повышенное чувство личности, продиктовавшее ему и трагедию «Владимир Маяковский», и такие лирические стихи, как «Себе, любимому, посвящает эти строки автор». В его стихах было выделено и подчеркнуто авторское «я»:
Под влиянием событий революционных лет изменилась тональность стихов Маяковского. Появилась острая потребность говорить со вчера еще «безъязыкой улицей» новым, но обязательно понятным ей языком. Не теряя поэтических достижений предреволюционных лет, Маяковский настойчиво ищет новые формы, новые жанры, новые темы в революционной действительности. Для него работа над агитплакатами РОСТА становится не только его формой участия в революционной борьбе, но и лабораторией, в которой он, по собственному выражению, освобождал стих «от поэтической шелухи на темах, не допускающих многословия».
Как неутомимый «чернорабочий революции», Маяковский широко раздвигал рамки своих поэтических возможностей, шел к простоте своего стиха, своего поэтического образа. Как никто другой из поэтов, его современников, он чувствовал пульс своего времени, энергию устремленности в будущее:
Многие, поверхностно знакомые со стихами Маяковского, отпугнуты от них непривычной «лесенкой» построения, обостренной, иногда гиперболической образностью, преобладанием ораторской, трибунной интонации. Тем не менее, больше читая его, начинаешь понимать такую особенность стиха, как органическое слияние трубного баса поэта-трибуна с доверительностью «тихих» интонаций лирика.
Поэт, рекламщик, новатор: как Маяковский основал первое рекламное агентство России
Перенесемся в 1919 год (не волнуйтесь, я потом верну вас обратно). В принципе ничего сильно не поменялось: чтобы сходить за хлебом, вы берете карточку и идете в магазин.
Базовые товары отпускают по карточкам. Небазовых товаров практически нет. В таких условиях слово «реклама» вызывает спектр эмоций от интеллигентного недоумения до истерического смеха. Зачем нужна реклама, если в магазине случайно находят в подвале забытый кусок сала и об этом через пять минут, нарушая все мыслимые законы передачи информации, узнает баба Нюра на другом краю города?
Но отсутствие рекламы ненавязчиво дает понять народным массам, что в стране ничего нет. Обычно, это не является целью государства, которое только что совершило революцию, обещая народу лучшую жизнь. Поэтому в 1919 году правительство принимает решительные меры по сокрытию реального положения дел. Государство заказывает у Российского телеграфного агентства (РОСТА) серию пропагандистских плакатов. Ну вы знаете:
И тут появляется Маяковский
Государство случайно разбудило спящего зверя. Как-то раз известный поэт Владимир Маяковский прогуливался по улице и увидел двухметровый плакат от РОСТА. Тут Маяковский понял, чем он хотел заниматься всю свою жизнь. Он немедленно отправился в агентство, устроился на работу и стал нести агитацию в массы. Поэтический стиль Маяковского как раз подходил для выкрикивания пропагандистских лозунгов.
Пропаганду Маяковского властью, данной мне, я разделил на три категории:
Социальные лозунги Маяковского и по сей день не потеряли своей актуальности.
Рекомендация ВОЗ
Лозунг на этот случай от Маяковского
встречайте друг друга
Не плюйте на землю в общественных местах
Маяковский настолько хорошо выполнял свою работу, что в 1921 году программу прикрыли. Пришел нэп, появилась частная торговля, в магазинах появились товары и стало не так важно отвлекать народ от их отсутствия. Маяковский сосредоточился на своей поэтической деятельности, но опять попал в сети рекламы. И опять случайно.
А потом появился Родченко
Однажды общество «Добролет» попросило фотографа Александра Родченко придумать для них рекламный слоган. Начальный текст гласил: «Тот не гражданин СССР, кто не состоит акционером «Добролета». Плоховато для запоминающейся кричалки, не правда ли? Родченко намучился, а потом просто переставил слова и пошел домой. Кто мы такие, чтобы его осуждать.
Готовый плакат случайно попал на глаза Маяковскому, и тот поднял автора на смех. Родченко обиделся и ответил, что он, вообще-то, художник, а придумывать лозунги – дело поэтов. Таких как Маяковский.
В те времена частные предприниматели быстрее государства поняли, что мало продавать товар – нужно о нем еще и правильно сообщать. И пока государственные магазины просто «извещали» о своих товарах, частники украшали вывески, составляли завлекающие и кричащие объявления. Вершиной частной рекламы было засовывание в коробку папирос пошлой картинки.
Маяковский и Родченко решительно дали бой всей системе: стали использовать запоминающиеся лозунги для государственных магазинов и качественные плакаты для привлечения внимания покупателей. Как говорил Маяковский: «Надо рекламировать, чтоб калеки немедленно исцелялись и бежали покупать, торговать, смотреть!» История умалчивает о количестве чудесных исцелений после выхода серии плакатов для ГУМа.
Обычный день первого рекламного агентства проходил по следующей схеме. Утром Маяковский брал портфель и шел обходить государственные учреждения. В государственных учреждениях исполнялся популярный номер: «Здравствуйте, я Маяковский, и я увеличиваю продажи». Затем поэт возвращался домой с портфелем, набитым всякой информацией о клиентах, которую можно было использовать для рекламы. Начинался процесс творчества. Вечером к поэту заходил Родченко и Маяковский передавал тому готовые тексты, а иногда – и варианты рисунков к ним. По воспоминаниям Родченко, он такие рисунки чаще всего игнорил и рисовал свои идеи.
Сколько же стоили услуги «Реклам-конструктора»? Этикетку для конфеты вам бы придумали за 15 рублей, полноценный рекламный плакат – за 100–200 рублей. Для сравнения: билет на творческий вечер Маяковского стоил 0–1 рублей. Неплохая подработка.
Схема работала: за долгие годы работы Маяковский и Родченко нарисовали множество плакатов и прочих рекламных материалов. Были проведены целые рекламные кампании с единым лозунгом, как например в случае «Моссельпрома».
Со второй половины 20-х годов нэп начал сворачиваться, а вместе с ним – и необходимость в яркой рекламе. Но Маяковский периодически возвращался к созданию громких лозунгов до конца своей жизни. После его смерти реклама вновь скатилась до канцеляризмов и извещений, с которыми поэт боролся больше десяти лет.
До изобретения всплывающего незакрывающегося баннера оставалось 65 лет.
В Google и «Яндексе», соцсетях, рассылках, на видеоплатформах, у блогеров