Чем занимался президиум верховного совета ссср
Президиум Верховного Совета СССР
Полезное
Смотреть что такое «Президиум Верховного Совета СССР» в других словарях:
ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР — высший орган государственной власти СССР, избираемый Верховным Советом СССР (см.) и подотчётный ему во всей своей деятельности. П. В. С. СССР избирается на совместном заседании обеих палат Верховного Совета СССР в составе: Председателя П. В. С.… … Советский юридический словарь
Президиум Верховного Совета СССР — Верховный Совет СССР (ВС СССР), с 1936 года высший орган государственной власти и единственный законодательный орган СССР, правомочный решать все вопросы, отнесённые Конституцией СССР к ведению Союза ССР. Состоял из двух равноправных палат Совета … Википедия
Президиум Верховного Совета РСФСР — Верховный Совет РСФСР / Верховный Совет Российской Федерации в 1938 1990 высший орган государственной власти РСФСР; в 1990 1993 постоянно действующий парламент, избираемый Съездом народных депутатов Российской Федерации. Верховный Совет РСФСР… … Википедия
Председатель Верховного Совета СССР — Упраздненная государственная должность … Википедия
Председатель Президиума Верховного Совета СССР — Упраздненная государственная должность … Википедия
Председатель Президиума Верховного Совета СССР — лицо, возглавляющее Президиум Верховного Совета СССР. Организует и направляет работу Президиума, созывает и ведёт его заседания, представительствует от имени Президиума в отношениях с др. государственными органами, вручает ордена и медали … Большая советская энциклопедия
Председатель Президиума Верховного совета СССР — Содержание 1 Описание 2 Председатели 3 Ссылки // Председатель Президиума Верховного Совета СССР вы … Википедия
Военная коллегия Верховного суда СССР — У этого термина существуют и другие значения, см. Военная коллегия (значения). Военная коллегия Верховного Суда РСФСР/СССР (ВКВС) орган Верховного Суда РСФСР/СССР, рассматривавший дела исключительной важности в отношении высшего… … Википедия
Специальное судебное присутствие Верховного Суда СССР — Специальное судебное присутствие Верховного Суда СССР судебный орган СССР. В соответствии с Конституцией СССР 1924 года, специальные судебные присутствия Верховного Суда СССР образовывались для рассмотрения уголовных и гражданских дел… … Википедия
Верховный Совет СССР
Здание Верховного Совета СССР располагалось в Кремле. Приёмная Председателя Президиума находилась в доме № 4/7 на углу улиц Моховая и Коминтерна (позднее — улица Калинина, ныне — Воздвиженка).
Содержание
История
Верховный Совет СССР был учреждён Конституцией СССР 1936 года. В качестве высшего представительного и законодательного органа государственной власти Союза ССР он заменил Съезд Советов СССР и Центральный Исполнительный Комитет СССР. Последний продолжал функционировать до первой сессии Верховного Совета СССР, которая была проведена в Москве 12 января 1938 года.
Выборы и созывы
До 1989 года выборы депутатов Верховного Совета СССР проводились всеобщим, равным и прямым голосованием населения. Начиная с 1989 года, Верховный Совет СССР избирался Съездом народных депутатов СССР.
Прекращение деятельности
Последний Верховный Совет СССР 12-го созыва был избран на первом Съезде народных депутатов СССР 25 мая 1989 года. Председателем Верховного Совета был избран Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Сергеевич Горбачёв.
15 марта 1990 года Горбачёв был избран Съездом народных депутатов СССР на пост Президента СССР. На посту председателя Верховного Совета его сменил Анатолий Иванович Лукьянов. После провала попытки отстранения от должности президента Горбачёва под руководством ГКЧП, А. И. Лукьянов был арестован 29 августа и освобождён от должности 4 сентября 1991 года.
8 декабря 1991 года были подписано Беловежское соглашение, ратифицированное Верховным Советом РСФСР 12 декабря 1991. Тогда же им были отозваны члены Верховного совета СССР от РСФСР, в результате чего Совет Союза (нижняя палата Верховного Совета) лишилась кворума, что было констатировано её председателем К. Д. Лубенченко на заседании 17 декабря 1991 года. На этом работа Верховного Совета СССР фактически была прекращена.
25 декабря 1991 года М. С. Горбачёв объявил о своей отставке с поста Президента СССР.
26 декабря 1991 года сессия сохранившей кворум верхней палаты Верховного Совета СССР (неконституционного Совета Республик, образованного Законом СССР от 05.09.1991 № 2392-1, но не предусмотренного Конституцией СССР), из которой на тот момент не были отозваны только представители Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана, приняла под председательством А. Т. Алимжанова декларацию № 142-Н о прекращении существования СССР в связи с образованием СНГ.
Устройство
Представительство республик в Верховном Совете
Статья 110 советской Конституции 1977 года гласила:
Совет Союза и Совет Национальностей состоят из равного числа депутатов. Совет Союза избирается по избирательным округам с равной численностью населения. Совет Национальностей избирается по норме: 32 депутата от каждой союзной республики, 11 депутатов от каждой автономной республики, 5 депутатов от каждой автономной области и один депутат от каждого автономного округа.
В соответствии с Конституцией СССР союзные республики с разной численностью населения обладали равным числом представителей в Совете Национальностей ВС СССР — по 32 места из 750. Точно также различные автономные республики, автономные области и округа делегировали в Совет Национальностей одинаковое число депутатов (по 11, 5 и 1 соответственно). Однако крупные нации всё равно имели большинство благодаря доминированию в Совете Союза, состав которого (равный по численности Совету Национальностей) избирался пропорционально численности населения.
Президиум
Работой Верховного Совета руководил Президиум, который заново избирался в начале работы Совета каждого созыва на совместном заседании обеих палат из числа депутатов.
Состав Президиума
Состав Президиума определялся Конституцией СССР, но не был постоянным.
Законами СССР от 19 марта 1946 года [5] и от 25 февраля 1947 г. [6] число членов Президиума уменьшено до 15.
Полномочия Президиума
Президиум был уполномочен ратифицировать и денонсировать международные договоры, вводить в отдельных местностях или по всему СССР военное положение, отдавать приказ об общей или частичной мобилизации, объявлять войну, назначать послов СССР.
Кроме того, в функции Президиума входило:
созыв сессий Верховного Совета СССР; издание указов; толкование действующих законов; осуществление права помилования; приём в советское гражданство, лишение его и утверждение добровольного выхода из советского гражданства; учреждение орденов, медалей, почётных званий СССР и награждение ими; установление воинских званий, дипломатических рангов и т. п.; назначение и смещение высшего командования Вооруженных Сил и министров (последнее — с последующим утверждением Верховным Советом); отмена постановлений совета министров СССР в случае их несоответствия закону; представление Верховного Совета (в период между его сессиями) в сношениях с парламентами других стран; приём верительных и отзывных грамот аккредитованных при нём дипломатических представителей других стран; проведение референдумов.
Также Президиум имел право распустить Верховный Совет и назначить досрочные выборы.
Совет старейшин
Совет старейшин создавался в каждой из палат (по квоте: Совет старейшин Совета Союза — один представитель на четырёх депутатов; Совет старейшин Совета Национальностей — по два представителя от каждой союзной республики и по одному от каждых автономной республики, автономной области и автономного округа); в задачи Совета старейшин входило предварительное решение организационных вопросов работы сессии Верховного Совета (обсуждение повестки дня, установление порядка обсуждения докладов и т. п.).
Президиум Верховного Совета СССР
Верхо́вный Сове́т СССР (ВС СССР), с 1936 года высший орган государственной власти и единственный законодательный орган СССР, правомочный решать все вопросы, отнесённые Конституцией СССР к ведению Союза ССР.
Кроме Верховного Совета СССР, в Советском Союзе действовали также Верховные Советы в каждой из союзных и автономных ССР, однако все они были однопалатными.
Верховный Совет СССР действовал с 1938 по 1991, Верховный Совет РСФСР/РФ — до 1993, Верховный Совет БССР/Белоруссии — до 1996, Верховный Совет Украины — до сих пор (Верховная Рада Украины дословно переводится как «Верховный Совет Украины»).
Верховный Совет СССР 12 созыва избирался на Съезде народных депутатов СССР.
Последний Верховный Совет СССР был избран на I Съезде народных депутатов СССР 25 мая 1989 года. Председателем был избран Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев.
15 марта 1990 года Горбачёв был избран Съездом народных депутатов СССР Президентом СССР. На посту председателя Верховного Совета СССР его сменил Анатолий Иванович Лукьянов.
8 декабря 1991 подписаны Беловежские соглашения, которые были ратифицированы Верховным Советом РСФСР 12 декабря 1991. Тогда же им были отозваны российские депутаты из Верховного совета СССР, в результате чего Совет Союза лишился кворума, что было констатировано его председателем К. Д. Лубенченко на заседании 17 декабря 1991 года. Работа Верховного Совета СССР фактически была прекращена.
25 декабря 1991 года М.С. Горбачев объявил о своей отставке с поста Президента СССР.
26 декабря 1991 года сессия верхней палаты Верховного Совета СССР, сохранившей кворум — Совета Республик (образованной Законом СССР от 05.09.1991 N 2392-1), — из которой на тот момент не были отозваны только представители Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана, приняла под председательством А. Алимжанова декларацию № 142-Н о прекращении существования СССР, ликвидации всех органов власти СССР, освобождении высших должностных лиц от занимаемых должностей и о самороспуске Верховного Совета СССР.
Содержание
Представительство республик в Верховном Совете
Статья 110 советской Конституции (1977) гласила:
Совет Союза и Совет Национальностей состоят из равного числа депутатов. Совет Союза избирается по избирательным округам с равной численностью населения. Совет Национальностей избирается по норме: 32 депутата от каждой союзной республики, 11 депутатов от каждой автономной республики, 5 депутатов от каждой автономной области и один депутат от каждого автономного округа.
В соответствии с Конституцией СССР, союзные республики с разной численностью населения обладали равным числом представителей в Совете Национальностей ВС СССР —по 32 места из 750. Точно также различные автономные республики, автономные области и округа делегировали в Совет Национальностей одинаковое число депутатов (по 11, 5 и 1 соответственно). Однако крупные нации всё равно имели большинство благодаря доминированию в Совете Союза, состав которого (равный по численности Совету Национальностей) избирался пропорционально численности населения.
Примечания
В годы Великой Отечественной войны состоялись четыре сессии Верховного Совета СССР 1-го созыва:
9-ая сессия ВС СССР (18 июня 1942) ратифицировала Договор о союзе в войне в Европе и о сотрудничестве и взаимной помощи после войны между СССР и Великобританией;
10-ая сессия ВС СССР (28 января — 1 февраля 1944);
12-ая сессия ВС СССР (22-23 июня 1945) приняла Закон о демобилизации старших возрастов личного состава действующей армии.
Новое в блогах
В соответствии с Конституцией СССР советский народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов! Депутаты уполномочены народом участвовать в осуществлении Советами государственной власти, выражать его волю и интересы.
Всей своей деятельностью депутат должен оправдывать доверие избирателей, всегда быть на уровне требований, предъявляемых к нему народом.
Совет Союза, избирается по избирательным округам по норме: один депутат на 300 тыс. населения; Совет Национальностей избирается по союзным и автономным республикам, автономным областям, и национальным округам по норме: по 25 депутатов от каждой союзной республики, по 11 депутатов от каждой автономной республики, по 5 депутатов от каждой автономной области, и по 1 депутату, от каждого национального округа.
Депутатом Верховного Совета СССР может быть избран каждый гражданин СССР, достигший 23 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности.
Женщины пользуются правом избирать и быть избранными наравне с мужчинами.
Выборы в Верховный Совет СССР проводятся в соответствии с Положением о выборах, утвержденным Президиумом Верховного Совета СССР от 9 января 1950 года. Верховный Совет СССР избирается сроком на 4 года!
Депутат Верховного Совета СССР пользуется правом законодательной инициативы, участвует в обсуждении рассматриваемых Верховным Советом вопросов, имеет право запроса, с которым может обратиться непосредственно к Правительству СССР или отдельному министру.
Каждый депутат обязан отчитываться перед избирателями о проделанной работе и о работе Верховного Совета СССР, согласно Конституции СССР, и может быть в любое время отозван по решению большинства избирателей в соответствии с законом.
В. И. Ленин придавал большое значение праву отзыва избирателями своих депутатов. Он называл право отзыва правом «действительного контроля», видел в нем «истинный народный смысл Советов» В проекте декрета о праве отзыва, написанном Лениным еще в ноябре 1917, было сказано: «Какое бы то ни было выборное учреждение или собрание представителей может считаться истинно демократическим и действительно представляющим волю народа только при условии признания и применения права отзыва избирателями своих выборных. Это основное, принципиальное положение истинного демократизма. «.
Совет Союза Верховного Совета СССР представляет общие интересы всех граждан СССР, независимо от их национальной принадлежности. Совет Национальностей Верховного Совета СССР является органом национального представительства и отражает особые, специфические интересы народов СССР, связанные с их национальными особенностями.
Ленин придавал огромное значение представительству союзных республик в высших органах государственной власти! Он писал: «Надо абсолютно настоять, чтобы в союзном ЦИКе председательствовали по очереди русский, украинец, грузин и т. д. Абсолютно! «
Верховный Совет СССР наделен всей полнотой государственной власти в стране. Он воплощает волю и суверенитет всего советского народа, олицетворяет его полновластие.
Верховный Совет разрешает важнейшие вопросы, определяющие государственное, экономическое и культурное развитие Советской страны. Он утверждает планы развития народного хозяйства и государственный бюджет СССР, образует новые автономные республики и автономные области в составе союзных республик, утверждает изменения границ между союзными республиками; осуществляет контроль за соблюдением Конституции СССР и т. д.
Вся деятельность Верховного Совета СССР направлена на успешное решение стоящих перед советским государством задач развернутого строительства коммунистического общества.
Верховный Совет СССР определяет основы внешней политики СССР; последовательно борется за укрепление мира и развитие сотрудничества между народами.
Верховному Совету принадлежит исключительное право осуществления законодательной власти СССР. Лишь Верховный Совет СССР имеет право изменять Конституцию СССР!
Именно в законах СССР находят свое выражение многие важнейшие мероприятия, проводимые Коммунистической партией и Советским государством. Закон считается утвержденным, если он принят обеими палатами простым большинством голосов каждой палаты.
Обязательное присутствие представителей всех союзных республик в Президиуме Верховного Совета СССР в качестве заместителей Председателя Президиума Верховного Совета СССР! Избираются председатели Президиумов Верховных Советов союзных республик, Совет Министров СССР, в него входят председатели Советов Министров союзных республик по должности и Верховный суд СССР в него входят председатели верховных судов союзных республик по должности, это подчеркивает равенство суверенных союзных республик, их одинаковые возможности влиять на решение дел в государственных органах Союза ССР, а также защищать в масштабе Союза, интересы республики.
Верховные Советы союзных и автономных республик организуются и функционируют на таких же демократических основах, как и Верховный Совет СССР. Они осуществляют все права, присвоенные республикам согласно их конституциям, поскольку эти права не входят в компетенцию подотчетных Верховному Совету СССР органов.
Согласно Конституции СССР сессии Верховного Совета СССР созываются Президиумом Верховного Совета СССР 2 раза в год. Внеочередные сессии созываются Президиумом Верховного Совета СССР по его усмотрению или по требованию одной из союзных республик. Сессии Совета Союза и Совета Национальностей начинаются и заканчиваются одновременно.
Работа сессий В. С. СССР происходит как на раздельных, так и на совместных заседаниях палат. Совместные заседания ведут поочередно председатели Совета Союза и Совета Национальностей. На 1-й сессии нового созыва каждая палата избирает мандатную комиссию, которая проверяет полномочия депутатов палаты. По представлению мандатных комиссий палаты либо признают полномочия депутатов, либо кассируют (объявляют недействительными) выборы отдельных из них.
Вспомогательную роль в работе Верховного Совета принадлежит Советам старейшин Совета Союза и Совета Национальностей. Совет старейшин каждой палаты состоит из Представителей, которых делегируют группы депутатов, избранных по тем или иным республикам, краям и областям. Советы старейшин собираются обычно накануне открытия сессии В. С. СССР. Они предварительно рассматривают повестку дня сессии и порядок ее работы и поручают отдельным депутатам внести на рассмотрение палат соответствующие предложения; рекомендуют своим палатам кандидатуры на посты председателя и зам. председателя палат и т. п.
На ваш взгляд товарищи, какая система управления страной наиболее демократична, та, что была в СССР в виде Верховного Совета, или же Государственная Дума?
Верховный Совет СССР
Верховный Совет СССР (1937 – 1990).
Конституция СССР 1936 г., внесла коренные изменения в систему всех органов управления страной. Всеобщее, равное, прямое избирательное право предоставлялось всем гражданам, достигшим 18 лет, за исключением душевнобольных и лишенных судом избирательных прав. В качестве высшего общесоюзного органа государственной власти Конституция определяла Верховный Совет СССР и ставший преемником ЦИК СССР. Избирался путем тайного голосования граждан.
Выборы Верховного Совета СССР 1 созыва состоялись 12 декабря 1937 г., а 12—19 января 1938 г. прошла первая сессия Верховного Совета СССР. II созыва — в феврале 1946 г. В дальнейшем срок полномочий депутатов ограничивался 4 годами: III созыв — 1950-1954 гг., IV 1954-1958 гг.; V 1958-1962 гг.; VI 1962-1966 гг.; VII 1966-1970 гг.; VIII 1970-1974 гг.; IX 1974-1978 гг.; X – 1979-1984 гг.; XI – 1984-1989 гг.
При наличии разногласий между палатами решение спорного вопроса передавалось в согласительную комиссию, которая должна была быть образована обеими палатами на паритетных началах. В случае новых разногласий Президиум Верховного Совета, в соответствии со ст. 47 и 49 Конституции, мог распустить Верховный Совет и назначить новые выборы. Однако за все 53 года существования Верховных Советов подобных коллизий не возникало.
Обе палаты были наделены правом законодательной инициативы. Каждая палата избирала председателя и четырех заместителей. Председатель руководил заседаниями и определял внутренний распорядок. Совместные заседания палат вели их председатели поочередно. Каждая палата на первой сессии нового созыва основываясь на определенной представительской норме должна была образовать специальный совещательный орган — Совет старейшин, на который впоследствии возлагалась организационную работу – определение повестку дня, регламент и т.п.
Палаты на первых заседаниях должны были сформировать постоянные комиссии (законодательных предложений, бюджетные, по иностранным делам и др.) — вспомогательные и подготовительные органы палат, которые действовали в течение срока полномочий палаты. В их задачи входила подготовка заключений и поправок к законопроектам, разработка законопроектов по собственной инициативе или по поручению палаты, контроль за выполнением министерствами и ведомствами Конституции СССР и других законов, а руководство работой комиссий осуществляли председатели палат и Президиум Верховного Совета СССР.
В 1967 г. Верховный Совет принял специальное положение о постоянных комиссиях обеих палат, определив их состав и регламентировав их деятельность. Каждая палата создавала следующие постоянные комиссии: мандатную, законодательных предположений, планово-бюджетную, по иностранным делам; по промышленности, транспорту и связи; строительству и промышленности стройматериалов; сельскому хозяйству; здравоохранению и социальному обеспечению; народному образованию, науке и культуре; делам молодежи; по торговле, бытовому обслуживанию и коммунальному хозяйству; по охране природы; по товарам народного потребления; по вопросам труда и быта женщин, охраны материнства и детства.
Основной формой деятельности Верховного Совета СССР были сессии, которые должны были созываться два раза в год. Вопрос о кворуме решался самими депутатами. Конституция предусматривала проведение как очередных, так и внеочередных сессий. Внеочередная сессия могла быть созвана по требованию Президиума или одной из союзных республик, но депутаты Верховного Совета СССР по Конституции 1936 г. этим правом не обладали. Конституция СССР 1977 г. расширила права депутатов, установив норму в 2/3 голосов любой из палат, но правом этим никто не воспользовался.
Работа Верховного Совета СССР проходила в форме сессий, созываемых обычно два раза в год. В период между сессиями высшим законодательным и распорядительным органом с 1936 года являлся его Президиум, избираемый палатами, но в Конституции правовое положение Президиума не было определено.
Формально Президиум определялся как орган, избираемый и подотчетный палатам. К его компетенции был отнесен созыв сессий Верховного Совета СССР, толкование законов, издание указов и назначение новых выборов в Верховный Совет. Позднее, с 1938 года Президиум получил право принимать и лишать гражданства СССР, объявлять в стране военное положение, а по дополнению Конституции 1948 года Президиум получил право денонсировать международные договоры СССР, учреждать государственные награды, почетные и воинские звания СССР.
Чрезвычайные меры, характерные для законодательной деятельности ЦИК СССР, нашли свое развитие и в законотворчестве Верховного Совета СССР. В 1940-е годы периодически издавались новые чрезвычайные законы, сфера применения которых то расширялась до предела, то сужалась. К ним относятся закон 1938 г. о трудовой дисциплине, законы 1939 г. о приравнивании к вредительству выпуска некомплектной или недоброкачественной продукции, об установлении обязательного минимума трудодней для колхозников, невыполнение которого грозило крестьянину исключением из колхоза, т.е. утратой всех средств существования. В 1940 г. были приняты законы о запрещении самовольного ухода с предприятий, о прогулах, об ужесточении ответственности за мелкие кражи на производстве и др. В 1941—1944 гг. последовали беспрецедентные указы о депортации многих народов. В 1947 г. был издан указ о принудительном труде в колхозах, на основании которого за уклонение от труда или невыработку нормы (176 трудодней за год) постановлением сельского Совета нарушитель мог быть выслан с семьей на 5 лет. Указом от 4 июня 1947 г. усиливалась уголовная ответственность за хищение государственного и общественного имущества (от 2 до 25 лет)
В 1941-1945 гг. Президиум принял ряд указов по переводу экономики на военные рельсы, по расширению прав и полномочий военных властей, об увеличении налогов и законодательно оформил целую серию репрессивных акты против отдельных народов и народностей в СССР, повлекшие перекройку территориального деления страны и внесения изменений в Конституцию.
Президиум также разрабатывал и утверждал положение о выборах, устанавливал день их проведения и образовывал избирательные округа, он же утверждал состав Центральной избирательной комиссии и устанавливал единые формы избирательной документации.
Но основной направленностью работы Президиума были вопросы государственного строительства. Он рассматривал и решал вопросы советского строительства, устанавливал систему и компетенцию центральных государственных органов по руководству экономикой и культурой, образовывал министерства и ведомства. В период между сессиями Верховного Совета СССР он мог освобождать или назначать министров.
Первоначально функции Президиума трактовались как обязанности «коллегиального президента», но очень быстро он начал издавать указы законодательного характера. В результате среди законов, принимавшихся Верховным Советом на сессиях, стали преобладать законы, утверждавшие указы Президиума, что, в свою очередь, еще более подчеркивало декоративную сущность советского «парламентаризма», где роль народных избранников была сведена к штамповке уже фактически принятых законопроектов и личному приему граждан с их жалобами и предложениями.
В Конституции СССР 1977 г. Президиум был определен как постоянно действующий орган Верховного Совета, подотчетный ему и выполняющий его функции в период между сессиями. Он обеспечивал подготовку проектов законов к рассмотрению и опубликование законов и иных актов; организовывал совместную работу постоянных комиссий и давал поручения постоянным комиссиям; заслушивал сообщения государственных и общественных органов о рассмотрении рекомендаций постоянных комиссий; заслушивал депутатов об их отчетах перед избирателями.
Председателями Президиума Верховного Совета СССР являлись: М.И.Калинин (1938-1946), Н.М.Шверник (1946-1953), К.Е.Ворошилов (1953-1957), М.П.Георгадзе (1957-1960), Л.И. Брежнев (1960-1964, 1977-1982), А.И.Микоян (1964-1965), Н.В.Подгорный (1965-1977), Ю.В.Андропов (1983-1984), К.У.Черненко (1984-1985), А.А.Громыко (1985-1988), М.С.Горбачев (1988-1989). 25 мая 1989 г. в связи с изменением характера деятельности Верховного Совета СССР была введена должность Председателя Верховного Совета СССР, которую до 15 марта 1990 г. занимал М.С.Горбачев, а затем, в связи с избранием М.С.Горбачева президентом СССР, до 4 сентября 1991 г. — А.И.Лукьянов.
Для осуществления своих функций Президиум Именно Президиум формировал рабочий аппарат, в который входили:
Секретариат Президиума Верховного Совета СССР (1950-1989), Секретариат Председателя Президиума Верховного Совета СССР (1951-1954) и Секретариат Секретаря Президиума Верховного Совета СССР (1938-1989);
Приемная Председателя Президиума Верховного Совета СССР (1937-1988);
Канцелярия Президиума Верховного Совета СССР (1938-1989);
Юридический отдел (1938-1989);
Отдел международных связей (1950-1988);
Информационно-статистический отдел (1938-1966);
Отдел по вопросам работы Советов (1966-1988);
Отдел по работе постоянных комиссий палат. (1966-1988);
Отдел по учету и регистрации награжденных (1938-1988; с 1959 — Отдел наград);
Отдел по подготовке к рассмотрению ходатайств о помиловании (1955-1988; с 1984 — Сектор по вопросам помилования)
Сектор административно-территориального деления;
Обеспечение работы Верховного Совета было возложено: Управление делами (1938-1950) и Финансово-хозяйственный отдел (1938-1988).
Заседания Президиума созывались его председателем один раз в два месяца. Президиум также вел работу по приему населения, рассмотрению писем и заявлений граждан.
Характер деятельности Верховного Совета СССР изменился с момента избрания и начала работы в мае 1989 г. первого Съезда народных депутатов СССР.
Конституция 1936 г. по сравнению с Конституцией 1924 года существенно расширила полномочия общесоюзных органов, в том числе и за счет контроля за исполнением Конституции и обеспечение соответствия конституций союзных республик с Конституцией СССР. Право на издание республиканских кодексов законов, вопросы трудового законодательства, законодательства о суде и административно-территориальном устройстве были изъяты у союзных республик в пользу общесоюзных органов, что означало усиление централизации управления. Верховный Совет СССР также получил право назначать любые следственные и ревизионные комиссии, позволявшие контролировать деятельность любого государственного органа.
Срок полномочий Верховного Совета СССР первого созыва заканчивался осенью 1941 г., но начавшаяся война заставила отложить выборы. В годы Великой Отечественной войны состоялось всего три сессии Верховного Совета (в июне 1942 г., в феврале 1944 г., в апреле 1945 г.). На первой из них депутаты ратифицировали англо-советский договор о союзе в войне, на второй – были приняты решения о расширении прав союзных республик в области внешних сношений и обороны страны и союзный бюджет на 1944 г., апрельская сессия утвердила закон о бюджете 1945 года.
На сессиях вновь избранного в марте 1946 г. Верховного Совета СССР (1946-1953) обсуждались главным образом бюджеты СССР и отчеты об их исполнении, утверждались указы Президиума Верховного Совета. Несмотря на отдельные критические выступления по поводу работу госаппарата, призывы к уменьшению налогового бремени на сельское хозяйства, ни одно из предложений депутатов, выдвинутых по собственной инициативе, не было реализовано.
После смерти Сталина депутатами Верховным Советом СССР 1954—1962 гг. было предложено и даже выработано немало мер по расширению прав союзных республик в деле экономического и культурного развития, по расширению внешнеполитической деятельности Верховного Совета и многое другое. Немало было сделано и для восстановления справедливости по отношению к репрессированным народам и народностям в СССР, восстановлению их прав, но никакого дальнейшего развития инициативы депутатов Верховного Совета не получили.
Принижению роли Верховного Совета также способствовало и новое определение по Конституции СССР 1936 г. Совета Народных Комиссаров (с 1946 — Совета Министров СССР), как «высшего исполнительного и распорядительного органа государственной власти». Такая постановка вопроса о месте и роли правительства в жизни страны, усилив тенденции к обюрокрачиванию государственного и партийного аппарата, только подчеркнула декоративные органов представительной власти в СССР.
Конституция СССР 1977 г. не изменила принципиальных основ государственной жизни. За время обсуждения в газеты и Конституционную комиссию поступило чуть менее 500 тыс. предложений. В письмах трудящихся была критика политической и избирательной системы общества, места и роли Советов как органов власти и т.п. Но мнение народа так и не было услышано. Более того, после ее принятия усилилась централизация государственно-управленческих функций в руках партийных органов. Роль государственных органов управления гипертрофировалась, а роль Советов свелась практически на нет.
Смена политического руководства партии и страны послужила началу эпохи попытки обновления государственных и общественно-политических структур в стране. В ходе процесса, получившего наименование «перестройки советского общества» начался период обновления всех сфер жизни, появились новые политические общественные организации.
1 декабря 1988 г. были приняты два закона — «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР» и «О выборах народных депутатов СССР» существенно изменившим систему высших представительных органов СССР.
Совета Союза и Совета Национальностей (1938-1989);
Экономическая комиссия Совета Национальностей (1957-1966);
Комиссии законодательных предположений Совета Союза Совета Национальностей (1938-1989);
Редакционная комиссия по внесению изменений и дополнений в текст Конституции СССР (1946—1947).
Электронная книга «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА В РОССИИ В 1906-2006 ГОДЫ» Стенограммы заседаний и другие документы.; Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; Федеральное архивное агентство; Информационная компания «Кодекс»; ООО «Агора АйТи»; Базы данных компании «Консультант Плюс»; ООО «НПП «Гарант-Сервис».