Чем занимался татарский голова
Голова татарский
Смотреть что такое «Голова татарский» в других словарях:
Татарский театр оперы и балета — (Татарский государственный театр оперы и балета им. М. Джалиля) муз. т р Тат. АССР. Открыт в 1939 постановкой оперы Н. Г. Жиганова Качкын ( Беглец ). Основу оперной труппы составили выпускники Моск. консерватории и Тат. оперной студии при … Музыкальная энциклопедия
Татарский театр оперы и балета — им. М. Джалиля, музыкальный театр Татарской АССР. Открыт в 1939 в Казани оперой «Качкын» («Беглец») Жиганова. Основу оперной труппы составили выпускники Московской консерватории и Татарской оперной студии при ней. Среди первых постановок … Большая советская энциклопедия
Лавров, Семен — татарский голова в Томске, 1696 г. послан для охранения рудокопов, со служилыми людьми, на реку Коштак. <Половцов>… Большая биографическая энциклопедия
Крымско-ногайские набеги на Русь — Набеги крымских татар и ногайцев на русские земли Великого княжества Литовского (впоследствии, Речи Посполитой) и Московское государство регулярные набеги с целью захвата невольников, участившиеся после обособления Крымского ханства, в… … Википедия
— Тип блюда: Категория: Рецепт приготовления … Энциклопедия кулинарных рецептов
Уфа (столица Башкирской АССР) — Город Уфа Өфө Флаг Герб … Википедия
Уфа (город) — Город Уфа Өфө Флаг Герб … Википедия
Шлем — «Святой Георгий». Гравюра Л. Кранаха. 1506 г. На гравюре представлен полный рыцарский доспех начала XVI в. с различными съемными усилениями. Доспех максимилиановского типа без гофрировки. Любопытно, что на нем отсутствует ожерелье, функция… … Энциклопедия средневекового оружия
Список эпизодов телесериала «Улицы разбитых фонарей» — Основная статья: Улицы разбитых фонарей Содержание 1 Улицы разбитых фонарей 2 Улицы разбитых фонарей. Новые приключения ментов … Википедия
Фестский диск — Фестский диск уникальный памятник письма, предположительно минойской культуры эпохи средней или поздней бронзы. Его точное назначение, а также место и время изготовления достоверно неизвестны. Некоторые учёные подвергают сомнению его… … Википедия
Значение «голова татарский»
Что означает «голова татарский»
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Голова татарский
(или Г. у татар) — начальник татарского отряда московской службы: в списке 1577 г. упоминаются двое Мясоедовых, дворян из выбора, приписанных по службе к городу Верее и бывших головами у татар.
В. Ст.
Смотрите также:
Синтаксический разбор «Мне потребуется вечность, чтобы всё объяснить.»
Морфологический разбор «голова татарский»
Фонетический разбор «голова татарский»
Значение «голова татарский»
Карточка «голова татарский»
Словари русского языка
Лексическое значение: определение
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Институт татарских голов в Западной Сибири в XVII—XIX веках: формирование и эволюция
Полный текст:
Аннотация
Рассматривается вопрос о системе управления служилыми татарами в Западной Сибири в течение XVII—XIX веков. Особое внимание уделяется роли в ней татарских голов как особого института, существовавшего с конца XVI по начало XIX века. Рассмотрены функции и обязанности татарских голов в разные исторические периоды. Выявлены исторические персоналии, занимавшие эту должность в течение рассматриваемого времени. Показана деятельность мурз Кульмаметевых на должности голов служилых и ясачных татар. Выявлено, что татарские головы в XVIII веке были органичным элементом традиционного управления аборигенным населением, необходимость в котором к концу столетия теряет прежнее значение. Показано, что в отличие от европейской части России, где должность татарских голов исчезла уже в XVII веке, в Сибири данный институт существовал вплоть до начала XIX века. Выявлена роль Сибирской реформы 1822 года как нормативной базы для ликвидации должности татарских голов. Новизна исследования видится в том, что в исторической ретроспективе прослежено формирование, развитие и завершение функционирования института татарских голов. Актуальность исследования обусловлена слабой изученностью темы.
Ключевые слова
Об авторе
Тычинских Зайтуна Аптрашитовна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник
Список литературы
1. Бакиева Г. Т. «Быть в Тобольске в татарских головах. » (из истории рода служилых татар Кульмаметьевых) / Г. Т. Бакиева // Сибирские исторические исследования. — 2015. — № 4. — С. 10—29.
2. Бахрушин С. В. Сибирские служилые татары в XVII в. / С. В. Бахрушин // Научные труды. Т. 3, ч. 2. — Москва, 1955. — С. 153—175.
3. Валеев Ф. Т. Сибирские татары / Ф. Т. Валеев. — Казань : Татарское книжное издательство, 1993. — 208 с.
4. Илюшин Б. А. Военное дело татарских воинов Русского государства XV—XVII вв. / Б. А. Илюшин // Вестник Томского государственного университета. История. — 2015. — № 3 (35). — С. 5—11.
5. История казачества Азиатской России. Т. 1. — Екатеринбург : УрО РАН, 1995. — 318 с.
6. Кружинов В. М. Очерки истории Тюменской области / В. М. Кружинов. — Тюмень, 1994. — 272 с.
7. Малов А. В. Состав и внутренняя структура отрядов служилых татар «великого Росийского царствия» по записям расходных книг Казенного приказа (двора) конца Смуты. 1613— 1619 гг. / А. В. Малов // Средневековые тюрко-татарские государства. — 2014. — № 6. — С. 224—232.
8. Миллер Г. Ф. История Сибири / Г. Ф. Миллер. — Москва-Ленинград : Изд-во Академии наук СССР, 1941. — Т. 2. — 637 с.
9. Миллер Г. Ф. Описание Сибирского царства / Г. Ф. Миллер. — Москва : Изд-во «Либерия», 1998. — 416 с.
10. Никитин Н. И. Служилые люди в Западной Сибири / Н. И. Никитин. — Новосибирск, 1988. — 256 с.
11. Оглоблин Н. Н. Обозрение столбцов и книг Сибирского приказа (1592—1768 гг.) / Н. Н. Оглоблин. — Москва : Университетская типография, 1900. — Ч. 3. — 394 с.
12. Солодкин Я. Г. О сословной принадлежности голов служилых татар в России конца XVI — начала XVII в. / Я. Г. Солодкин // Военно-юридический журнал. — 2015. — № 2. — С. 26—31.
13. Сороколетов Ф. П. История военной лексики в русском языке (ХІ—ХVII вв.) / Ф. П. Сороколетов. — Москва : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. — 384 с. ISBN 978-5397-00679-8.
14. Тычинских З. А. Татарские казачьи головы Кульмаметевы (XVII—XIX века) / З. А. Тычинских // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия : История, филология. — 2007. — Т. 6. — № 1. — С. 135—140.
15. Тычинских З. А. Сведения о сибирских мурзах Кульмаметевых в свете поколенной росписи конца XVIII в. / З. А. Тычинских, Г. Х. Самигулов // Научный диалог. — 2019. — № 11. — С. 444—456. — DOI: 10.24224/2227-1295-2019-11-444-456.
16. Тычинских З. А. Служилые татары и их роль в формировании этнической общности сибирских татар (XVII—XIX вв.) / З. А. Тычинских. — Казань : Фэн АН РТ, 2010. — 288 с.
17. Щеглов И. В. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири. 1032—1882 гг. / И. В. Щеглов. — Иркутск : Восточно-Сибирский отдел ИРГО, 1883. — 778 с.
Для цитирования:
Тычинских З.А. Институт татарских голов в Западной Сибири в XVII—XIX веках: формирование и эволюция. Научный диалог. 2020;(12):349-361. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2020-12-349-361
For citation:
Tychinskikh Z.A. Institute of Tatar Heads in Western Siberia in the 17th—19th Centuries: Formation and Evolution. Nauchnyi dialog. 2020;(12):349-361. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2020-12-349-361
Казань. Губерния. Татары
КАЗАНСКАЯ ГУБЕРНИЯ.
Составил М. Лаптев.
МАТЕРИАЛЫ
для
ГЕОГРАФИИ И СТАТИСТИКИ
РОССИИ,
СОБРАННЫЕ ОФИЦЕРАМИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА.
САНКТПЕТЕРБУРГ.
ПЕЧАТАНО В ВОИНСКОЙ ТИПОГРАФИИ.
1861
.
Этнографические замечания о народонаселении
заметки о быте, нравах и обычаях жителей.
ТАТАРЫ.
Татары принадлежат тюркскому племени и доселе живущему на пространстве юго-восточной Европы и центральной Азии. Новгородский летописец XIII века говорит о них: «зовут и Татары, а иные глаголют Таурмени»; последнее название указывает, что в ордах Чингисхана были многочисленный племена тюркского происхождения. Легко могло быть, что одно из них называлось Татарами по такой же случайности, по которой существует название немцев, т. е. немых, не умеющих по нашему. Казанские Татары, без сомнения, составляют лучшую ветвь между всеми племенами и оттенками их, происшедшими от смешения монгольской крови с турецкою; нельзя в таких свойствах не признать благотворного влияния волжских Болгар [булгар], которые в этом именовании похоронили свою национальность.
После Русских самую значительную часть населения Казанской губернии составляют Татары: число их простирается до 450 000 человек обоего пола; они живут во всех уездах, за исключением трех, но наиболее сгруппированы в Казанском, Мамадышском, Тетюшинском, Чистопольском и Лаишевском. Казанские Татары по физическим своим особенностям принадлежат к числу красивых пород. Монгольский элемент проявляется в них весьма слабо: большею частью только в узком разрезе глаз и длинных, отстающих, тонких ушах.
Татары казанские сложены хорошо и собой красивы, роста вообще среднего, широкоплечи, имеют правильный и продолговатый овал лица, прямой тонкий нос; скулы их не выдаются так резко, как у чисто монгольских племён широкая грудь и стройный стан с толстой и короткой шеей обнаруживают силу и здоровье. Более зажиточные и ведущие беззаботную жизнь — купцы, муллы — под старость становятся дряблы и толстобрюхи.
Татары все носят короткие бороды и бреют головы, за исключением немногих служащих. У Татар не растут густые волосы на бород; она не занимает всю нижнюю часть лица, как у Русских, а тонким и редким слоем растет около нижней челюсти.
Татарки от природы недурны, но одежда и недеятельная жизнь, особенно богатых, делают их очень неловкими и неразвязными. Даже бедные Татарки из полевых работ участвуют только в жнитве хлеба и сгребании сена, между тем как Чувашка постоянно, а русская женщина весьма часто пашут и боронят. Занятия Татарок большею частью ограничиваются мелочным хозяйством, прядением, тканьем; есть, впрочем, из них золотошвейки; они делают недурные тюбетейки или ермолки и ичиги (спальные сапоги); богатые же Татарки живут совершенно по-восточному, исключительно для лени. Чем богаче и именитее Татарин, тем более скрывает он жен своих. Жизнь богатой Татарки может служить доказательством, что скука и бездеятельность заставляют толстеть и жиреть. Рукоделием никаким она не занимается, разве только в старости иногда кое-что делает в хозяйстве; молодые же исключительно заняты своим желудком и нарядами.
Татарку преимущественно портит несчастный обычай густо намазывать лицо белилами и румянами, сурьмить брови и ресницы для того, чтоб глаза, и без того чёрные и блестящие, казались ещё более яркими. В довершение этого обезображивания, женщины красят свои прекрасные зубы чернильно-ореховым настоем, а ногти размалевывают отваром из череды и квасцов. В таком жалком виде представляется теперь красота Татарки, между тем как «первообразу её — арабской красавицы «говаривали, как обыкновенный комплимент: уста твои пунцовы, как геннах, зубы твои белы, как слоновая кость».
Казанские Татары до сих пор сохраняют еще много характеристического: они живут отдельно от Русских и других племён, крепко держатся своих преданий и обыкновений. Случается и до сих пор, что Казанец величает себя Булгарлыком (Булгарином, в самой Казани Татары живут в особых двух слободах — в Старой и Новой татарской; конечно, в эту часть города они были вытеснены победителем (1).
На старину они ставили дома свои по восточному, среди двора, обнесенного со всех сторон забором; теперь не только в городах строятся по планам, а есть и деревни правильно выстроенные, но и тут Татарин старается, сколько возможно скрыть свое жилище от глаз прохожего: обыкновенно перед окнами низенькой своей избёнки он насадит крыжовника или других каких-нибудь густо растущих кустов.
Дом зажиточного Татарина разделяется на две половины: переднюю и заднюю; между ними находятся сени, предназначенные для домашнего богомолья. Передняя изба также разделяется на два отделения, мужское и женское; в каждое из них ведёт особая дверь; вместо стульев и скамеек по стенам расположены, как и у Русских, широкие нары, на которых за занавесками лежат пышные пуховые постели. В печь вмазывается котел для варения пищи. На печи же стоять медные вылуженные или жестяные кувшины: один мужу, другой жене. Закон запрещает им умываться из одного. За печью таз для умыванья и два полотенца: одно для рук, другое для ног; остальное убранство горницы — шкап [шкаф] с посудой и чайным прибором. Татары очень любят фарфор, особенно ярко раскрашенный. Несколько сундуков, окованных расписанной жестью, и бухарские ковры заключают убранство комнат. Только у самых богатых в домах европейская мебель и зеркала, да и то только в парадных комнатах, больше на показ, чем для потребности. Задняя изба назначается для работы и содержится вообще черно; здесь в окнах, даже у достаточных людей, вместо стекол часто вставлены коровьи пузыри. Даже и у небогатых людей в маленьких избах за печкой всегда оставляется небольшой угол, где сидит, когда бывают гости, за занавеской хозяйка.
Большинство Татар нельзя, однако ж, похвалить за чистоту и опрятность, хотя с виду и кажется в татарской избе все чистым: печь бела, пол у мало-мальски исправного Татарина покрыт незатейливым ковром или циновкою; но при этой обстановке, оборотная часть медали кажется еще темнее: беспрестанно случается, что в одной в той же посуде стирается грязное белье и подается кушанье. Чистоплотности от Татар можно бы, казалось, ожидать вследствие частых омовений, предписываемых законом; но на деле не то: ясное доказательство неопрятности Татар заключается в том, что у них чаще, чем у других племён здесь живущих, встречаются парша и другая накожная болезни, порождаемые неопрятностью.
Одежда у Татар восточная, а на востоке не придерживаются в покрое одежды формы, указываемой самою природою, т.е. конструкции человека. Там чем одежда шире, тем лучше. Голая выбритая голова Татарина непременно покрыта ермолкой; муллы, мудериссы (профессора) [мударисы] и хаджи, т.е. совершившие путешествие в Мекку, носят, сверх того, белую чалму. Рубашка татарская длинная, белая холщовая, или же из синей крашенины. Штаны широкие, длинные, запущенные концами в сапоги или под онучи. На ногах носят большею частью лапти и только городские, да живущие по Волге и Каме обуваются в сапоги. Сверх тюбетейки, смотря по времени года, надевается: замой — белая поярковая шляпа, летом — малахай — невысокая шапка в виде конуса из белого войлока. Поверх рубашки надевают безрукавный камзол или зидан [зилан (зипун?!)] доходящий до колен, и сшитый обыкновенно из зелёной, или жёлтой, навки, а у богатых из пестрой шелковой или полушёлковой канфы; затем пропорционально степени мороза идут — халат, подпоясанный гарусным или шелковым кушаком, и, наконец, шуба. Казанские Татары купцы носят обыкновенно поверх зилана [зиляна (зипуна)] ванковый [нанковый] или суконный кафтан, похожий покроем на русский купечески, за пазухой всегда шёлковый платок. Эта скромная одежда отличается у богатых только тем, что сукно тоньше и кафтан вообще опрятнее. Но за то они носят много ценных аксессуаров: кольца с алмазами, толстые золотые цепи, опоясываются ременным поясом, во всю длину украшенным массивными серебряными, разнообразной формы бляхами, которые, как знаки зодиака, охватывают дородную талию какого-нибудь креза; богачи сверх того, щеголяют ермолками, вышитыми золотом и жемчугом, — шапками опушенными дорогим бобром.
Татарка любит наряжаться, как и всякая женщина, если не в больней степени: русская баба, даже и зажиточной семьи, преспокойно ходит в крашенном сарафане без прикрас; у Татарки же обыкновенная её одежда длинная до пят ситцевая рубашка всегда с яркими оборочками и разнообразными прикрасами. Обкладки и уборки по подолу непременно находятся у каждой, как ни была бы груба и дешева рубашка, и как ни стара была бы женщина. После рубашки непременная принадлежность костюма — нагрудник с позументами, унизанный серебряными монетами. Под рубашкою носят шальвары, но не все и не всегда. Самая верхняя одежда — зилян; вместо зиляна теперь, впрочем, чаще носят просто халат из парчи, шёлковой материи или из китайки с длинными суживающимися к концам рукавами. Халат накидывается на голову и служит таким образом вместо чадры; на голову бедные повязывают узорчатые по концам, полотенца, а у богатых есть шёлковые колпаки в виде повязки с дорогою бахромою, позументами и драгоценными камнями, или бархатные шапочки отороченные соболем; обувь составляют ичеги [ичиги], вышитые шелками или золотом и тонкие полотенца, в которые обвертывают ноги; бедные носят лапти и онучи; последние делаются иногда из козлиной кожи. Богатые женщины носят, кроме того, много украшений; ожерелья, серьги, браслеты, в косу вплетают монеты, на каждый палец надевают золотые кольца — с каменьями, на левое плечо — богато украшенную каменьями и монетам перевязь; в конце перевязи есть маленький карман, куда кладется мелко написанный Алкоран.
Пища. Гастрономический вкус Татар — все мучнистое, все жирное и сладкое. Небедные Татары чаще едят лапшу, пельмени; те же, которые не имеют состояния, как-то — поселяне, варят муку в воде с солью (толкан) и едят это утром вместо чая, а за обедом салму (мучные шарики, иногда с мясом разваренные в воде), лепешки из гречневой муки; вечером опять варят болтушку; по праздникам лакомятся лошадиным мясом или бараниной. Самый общительный Татарин не станет с Русским есть мяса; надо, чтобы животное было заколото Татарином, который, перерезывая горло, произносит молитву (бис милях) во имя Божье.
Часто случается, что, приходя в русский трактир, Татарин приносит с собой курицу, кусок говядины и отдаёт её зажарить или туже сам закалывает птицу с бисмилях. Дома богатые Татары едят, кроне сказанных блюд, пироги с зелеными огурцами, жаркое, сухие плоды, с чаем жирные лепешки. Татары, живущие в г. Казани, не едят, почтя совсем конины. Это невкусное мясо в употреблении только у сельских Татар, которым на убой обыкновенно продают старых, едва живых лошадей. До чаю все вообще Татары страстные охотники, быть может, это потребность желудка после их жирных обедов; но замечательно, что пристрастие к чаю и ко всему сладкому не уничтожает в них, как в русских крестьянах, склонности к вину; не смотря на заповедь пророка и запрещения мулл, Татарин любит выпить, оправдываясь тем, что пьёт не вино, а бальзам (попросту ерофеич; т. е. настой трав на вине). Под этой вывеской есть в Казани татарский кабак; впрочем, они не стесняются заходить и в русский. Любопытна сура, которую говорит магометанин в доказательство того, что он не пьян. «О вы, неверующие! Я не почитаю того, что вы почитаете, я вы не почитаете того, что я почитаю, и я не буду почитать того, что вы почитаете, и вы не будете почитать то, что и почитаю. Вы имеете свою религию, а я имею свою религию». После этого верно многие прибавляют: «а пить будем вместе». Татары, как вообще все восточные жители, очень гостеприимны и первое угощение — чай; они готовы утопить в нем гостя; есть рассказы о невероятном количестве чая, вливаемом в татарские желудки, рассказы, затмевающие собою также знаменитые в этом роде русские — купеческий и поповский желудки.
Татары имеют свою литературу, впрочем, небогатую.
Фукс говорит, что молодые Татары более заняты торговлею и заводами, чем умственною деятельностью.
Для примера приводятся несколько татарских песен, помещенных в переводе Фукса в его сочинении: «О Казанских Татарах».
Татары — интересные обычаи, особенности быта
Татары — титульный народ Республики Татарстан, которая включена в состав Российской Федерации. Это тюркская этногруппа, имеющая множество субэтносов. Ввиду широкого расселения по регионам России и соседних стран, оказали влияние на их этногенез, ассимилируясь с местным населением. Внутри этноса имеется несколько антропологических типов татар. Татарская культура наполнена необычными для русских национальными традициями.
Где живут
Примерно половина (53% общей массы) татар проживает в Республике Татарстан. Другие расселены по остальной территории России. Представители народа живут в районах Средней Азии, Дальнего Востока, Поволжье, Сибири. По территориально-этническому признаку народ делится на 3 большие группы:
В последнюю группу входят: казанские татары, мишари, тептяри, кряшены. К другим субэносам относятся:
Численность
Всего в мире насчитывается 8 000 000 татар. Из них около 5,5 млн живут в России и субъектах РФ. Это второе место по численности после граждан русской национальности. При этом в Татарстане находится 2 000 000 человек, Башкортостане 1 000 000. Небольшое количество переехало в соседние с Россией регионы:
Незначительное число живет в Румынии, Турции, Канаде, США, Польше.
Государственным языком Татарстана является татарский. Он относится к поволжско-кыпчакской подгруппе тюркской ветви алтайских языков. Представители субэтносов разговаривают на своих диалектах. Наиболее близкими являются речевые особенности народов Поволжья и Сибири. В настоящее время татарская письменность основана на кириллице. До этого применялась латиница, а в средние века основой письменности были арабские символы.
Религия
Подавляющее большинство татар — мусульмане, исповедующие ислам суннитского направления. Также встречаются православные христиане. Небольшая часть считает себя атеистами.
Название
Самоназвание нации — татарлар. Ясной версии происхождения термина «татары» нет. Существует несколько версий этимологии этого слова. Основные из них:
Согласно двум последним версиям, этими словами называли татар другие племена, которые не понимали их язык, для которых они были чужеземцами.
История
Первые свидетельства о существовании татарских племен нашли в тюркских летописях. Также о татарах упоминают китайские источники как о людях, живших по берегам Амура. Они относятся к 8-10 векам. Историки считают, что предки современных татар образовались при участии хазарских, половских кочевников, племен, населявших Волжскую Булгарию. Они объединились в одну общность со своей культурой, письменностью, языком. В 13 веке была создана Золотая Орда — могущественное государство, имевшее разделение на сословия, аристократию, духовенство. К 15 веку оно распалось на отдельные ханства, которые дали начало формированию субэтнических групп. В более позднее время началась массовая миграция татар по территории Русского государства.
В результате генетических исследований выяснилось, что у разных татарских субэтносов не было общих прародителей. Также наблюдается большое разнообразие генома внутри подгрупп, из чего можно сделать вывод о влиянии на их создание множества народов. У некоторых этногрупп велик процент генома кавказских национальностей, в то время как азиатский почти отсутствует.
Внешность
Татары разных этногрупп имеют различный внешний вид. Это обусловлено большим генетическим разнообразием типов. Всего выявлено 4 вида представителей народа по антропологическому признаку. Это:
В зависимости от антропологического типа люди татарской национальности имеют светлую или темную кожу, волосы и глаза. Представители сибирской этногруппы наиболее схожи с азиатами. У них широкое плоское лицо, узкий разрез глаз, расширенный нос, верхнее веко со складкой. Кожа смуглая, волосы жесткие, черные, темный цвет радужки. Они невысокого роста, приземистые.
Поволжские татары имеют овальное лицо, светлую кожу. Их отличает наличие горбинки на носу, доставшейся, видимо, от кавказских народов. Глаза большие, серые или карие. Мужчины высокого роста, с хорошим телосложением. Встречаются голубоглазые и светловолосые представители этой группы. Казанские татары имеют средне-смуглую кожу, карие глаза, темные волосы. У них правильные черты лица, прямой нос, четко очерченные скулы.
Жизнь
Основными занятиями татарских племен были:
На полях выращивали коноплю, ячмень, чечевицу, пшеницу, овес, рожь. Земледелие было трехпольного типа. Скотоводство выражалось в разведении овец, коз, быков, лошадей. Это занятие позволяло получать мясо, молоко, шерсть, шкуры для пошива одежды. Лошади и быки использовались как тягловые животные и для передвижения. Также выращивали корнеплоды, бахчевые культуры. Было развито пчеловодство. Охотой занимались отдельные племена, в основном живущие на Урале. Рыболовство было распространено у этногрупп, населявших берега Волги и Урала. Среди ремесел распространение получили такие занятия:
Национальный татарский орнамент характеризуется наличием цветочных, растительных рисунков. Это показывает близость народа к природе, умение видеть красоту в окружающем мире. Женщины умели ткать, сами шили повседневные и праздничные костюмы. Детали одежды украшали узорами в виде цветов, растений. В 19 веке стала популярна вышивка золотыми нитями. Из кожи изготавливали обувь, детали гардероба. Популярностью пользовались изделия из кожи разных оттенков, сшитые между собой.
До 20 века в племенах были родоплеменные отношения. Существовало разделение между мужской половиной населения и женской. Девушек изолировали от молодых людей, до свадьбы они не общались. Мужчина имел более высокий статус, чем женщина. Пережитки таких отношений сохраняются в татарских селениях и сейчас.
Все татарские семьи глубоко патриархальны. Все, что говорит отец, исполняется беспрекословно. Дети почитают мать, но жена практически не имеет право голоса. Мальчиков воспитывают во вседозволенности, так как они — продолжатели рода. Девочек с детства учат благопристойности, скромности, подчинению мужчине. Юные девушки знаю, как вести хозяйство, помогают матери по дому.
Браки заключались по договоренности между родителями. У молодых согласия не спрашивали. Родственники жениха обязаны были заплатить калым — выкуп. Большинство свадебных обрядов и застолье происходило без присутствия жениха и невесты, в них участвовала многочисленная родня. Девушка попадала к мужу только после уплаты калыма. Если жених устраивал похищение невесты, то семья освобождалась от выкупа.
Жилище
Татарские племена располагали свои поселения по берегам рек, вблизи больших дорог. Аулы строили хаотично, без упорядоченной планировки. Селения характеризовались извилистыми улочками, иногда приводящими в тупик. Со стороны улицы ставили глухой забор, хозпостройки делали во дворе, размещая их кучкой или в виде буквы П. Правление, мечеть, торговые лавки находились в центре поселения.
Татарские дома представляли собой срубные строения. Иногда жилище складывали из камня, реже оно было глинобитным. Кровлю устилали соломой, дранкой, досками. Дом имел два или три помещения, включая сени. Богатые семьи могли позволить себе двух- и трехэтажные жилища. Внутри дом делился на женскую и мужскую половины. В домах делали печи, по типу русских. Их располагали рядом со входом. Внутри жилище украшали вышитыми полотенцами, скатертями. Снаружи стены расписывали орнаментом, отделывали резьбой.
Одежда
Татарский народный костюм сформировался под влиянием азиатской культуры. Некоторые элементы были заимствованы у кавказских народов. Наряды разных этногрупп немного различаются. Основу мужского костюма составляют такие элементы, как:
Туника украшалась в верхней части и снизу национальным орнаментом, ее подпоясывали широким длинным куском материи с бахромой на концах. В дополнение к рубахе надевали свободные штаны. Поверх комплекта носили безрукавку, полочки который снабжались вышивкой. Иногда надевали длинный халат (почти до пола) из хлопкового материала. Голову покрывали тюбетейкой, которая щедро украшалась национальным орнаментом. В некоторых этногруппах носили фески — турецкие головные уборы. В холодную погоду надевали бешмет — кафтан узкого покроя длиной до колен. Зимой носили овчинные шубы, меховые шапки. Обувью служили ичиги. Это легкие, удобные сапоги из мягкой кожи без каблука. Ичиги украшали вставками из цветной кожи, орнаментом.
Наряды татарских девушек очень красочны, женственны. Изначально девушки носили костюм, подобный мужскому: длинная (в пол) туника и широкие штаны. К нижнему краю туники пришивали воланы. Верхнюю часть расшивали узорами. В современных нарядах туника трансформировалась в длинное платье с узким лифом и расклешенным подолом. Платье хорошо подчеркивает женскую фигуру, придавая ей пышные формы. Поверх него надевается жилетка средней длины или длиной до талии. Ее богато украшают вышивкой. Голову покрывают шапочкой наподобие фески, чалмой или калфаком.
Традиции
Татары — нация, обладающая динамичным темпераментом. Они очень подвижные, любят танцы и музыку. В татарской культуре множество праздников и обычаев. Они отмечают практически все мусульманские праздники, а также у них есть древние ритуалы, связанные с явлениями природы. Главными праздниками являются:
Рамадан — это священный праздник духовного очищения. Он называется по имени месяца татарского календаря, девятого по счету. Весь месяц идет строгий пост, кроме того, нужно усердно молиться. Это помогает человеку очиститься от грязных мыслей, стать ближе к богу. Этим укрепляется вера в Аллаха. Ураза-байрам празднуют по случаю окончания поста. В этот день можно кушать все, что мусульмане не могут себе позволить в пост. Праздник отмечается всей семьей, с приглашением родственников. В сельской местности проводятся гулянья с танцами, песнями, ярмарками.
Курбан-байрам — праздник жертвоприношения, отмечается через 70 дней после Ураза-байрама. Это главный праздник у мусульман всего мира и самый любимый. В этот день приносят жертвоприношение в угоду Аллаху. Легенда гласит, что Всевышний в качестве испытания попросил пророка Ибрагима принести в жертву своего сына. Ибрагим решил выполнить желание Аллаха, показав непоколебимость своей веры. Поэтому бог оставил его сына в живых, повелев зарезать вместо него барашка. В этот день мусульмане должны принести в жертву овцу, барана или козу, часть мяса оставить себе, остальное раздать нуждающимся.
Очень значимым для татар является Сабантуй — праздник плуга. Это день окончания весенних полевых работ. Он посвящается труду, урожаю, здоровому образу жизни. Сабантуй отмечают весело, с размахом. В этот день начинаются гулянья, танцы, спортивные соревнования. Проводятся состязания певцов, танцоров. Принято звать гостей, подавать угощения. На стол ставят кашу, крашеные яйца, булочки.
Нардуган является древним языческим праздником зимнего солнцестояния. Его отмечают в конце декабря. В переводе с монгольского название праздника означает «рождение солнца». Существует поверье, что с началом солнцестояния силы тьмы теряют свою власть. Молодежь наряжается в костюмы, маски и ходит по дворам. В день весеннего равноденствия (21 марта) празднуют Новруз — приход весны. Согласно астрономическому солнечному календарю, наступает новый год. Световой день обгоняет ночь, происходит поворот солнца на лето.
Еще одним интересным обычаем является то, что татары не едят свинину. Это объясняется законами ислама. Суть в том, что Аллах знает, что приносит пользу его созданиям, то есть, людям. Он запрещает есть свиное мясо, так как оно считается нечистым. Этот заперт отражен в Коране — священной для мусульман книге.
Имена
Татары называют детей красивыми, звучными именами, которые имеют глубокое значение. Популярными мужскими именами являются:
Девочек называют именами, раскрывающими природные качества, символизирующие красоту, мудрость. Распространенные женские имена:
Большое влияние на татарскую кухню оказали народы Азии, Сибири, Урала. Вхождение их национальных блюд (плов, пельмени, пахлава, чак-чак) разнообразило рацион татар, сделало его многообразней. Кухня татар богата мясом, овощами, приправами. В ней много разнообразной выпечки, кондитерских изделий, орехов, сухофруктов. В Средние века широко употреблялась конина, позже стали добавлять мясо кур, индеек, гусей. Любимым мясным блюдом у татар является баранина. Много кисломолочных продуктов: творог, айран, сметана. Пельмени и вареники 1 это довольно частая еда на татарском столе. Пельмени едят вместе с бульоном. Популярные блюда татарской кухни:
В качестве гарнира часто употребляется картофель. Присутствуют закуски из свеклы, моркови, томатов, сладкого перца. В пищу используется репа, тыква, капуста. Частыми блюдами являются каши. Для повседневной еды варят пшенную, гречневую, гороховую, рисовую. На татарском столе всегда множество сладостей из пресного и сдобного теста. К ним относятся: баурсак, чельпек, катлама, кош-теле. В сладкие блюда часто добавляется мед.
Из напитков популярны:
Для татарской кухни характерно тушение, варка, запекание в печи. Пищу не жарят, иногда вареное мясо немного обжаривают в печи.
Известные люди
Среди татарского народа много талантливых людей, прославившихся на весь мир. Это спортсмены, деятели науки и культуры, писатели, актеры. Вот некоторые из них:
Характер
Татарская нация очень гостеприимна, дружелюбна. Гость — важный человек в доме, к нему относятся с большим уважением, просят разделить с ними трапезу. Представители этого народа обладают веселым, оптимистичным характером, не любят унывать. Они очень общительны, разговорчивы.
Мужчин характеризует упорство, целеустремленность. Их отличает трудолюбие, они привыкли добиваться успеха. Татарские женщины очень приветливые, отзывчивые. Их воспитывают как образец нравственности, благопристойности. Они привязаны к своим детям, стараются дать им самое лучшее.
Современные татарки следят за модой, выглядят очень ухоженными, привлекательными. Они образованны, с ними всегда найдется, о чем поговорить. Представители этого народа оставляют о себе приятное впечатление.