Чем занимаются частные предприниматели
Кто такой предприниматель и какова суть его деятельности?
Людей, особенно независимых, никогда не привлекала работа в качестве наемного сотрудника. Такие граждане не будут отсиживаться в офисе допоздна или пахать на заводе в две смены. Скорее всего, они займутся собственным делом, станут предпринимателями.
Но кто такой предприниматель? Некоторые граждане часто путаются в этом понятии и не могут дать четкого ответа.
Понятие предпринимателя
Итак, в современном обществе понятие «предприниматель» имеет следующее определение – субъект, который занимается предпринимательской деятельностью. Примерно такой ответ можно услышать в девяти из десяти случаев. При этом многие даже не задумываются над тем, что именно подразумевается под предпринимательской деятельностью.
Предпринимательская деятельность – вид экономической деятельности, осуществляемый на собственный риск и направленный на получение выгоды от продажи продукции, предоставления услуги или выполнения работы.
Другими словами, под предпринимательством подразумевается воплощение деятельности (предоставление специализированных консультаций, выполнение специфических видов работ, продажа товаров) в определенной сфере (финансовой, медицинской, социально-культурной). И все это делается лишь с одной целью – получение денег.
Исходя из вышесказанного, можно дать более точный ответ на вопрос, кто такой предприниматель. Это субъект, который на собственный риск занимается экономической деятельностью с целью получения прибыли от продажи продукции, предоставления услуги или выполнения работы.
Кто является предпринимателем?
Если прочесть понятие, не задумываясь над смыслом, можно ошибочно предположить, что любой гражданин, который осуществляет какую-либо деятельность, получает за это деньги, и есть предприниматель. Но это не так. Осуществление экономической деятельности – это еще не повод назвать человека предпринимателем. Ведь, в таком случае, можно назвать оным и дядю Петю с соседнего подъезда, который в свободное от работы время помогает знакомым грузоперевозками.
Суть предпринимателя в том, чтобы:
Выше перечислены лишь основные признаки, что характерны для предпринимателя. Но, к примеру, частное предпринимательство имеет свои интересные нюансы.
Понятие частного предпринимателя
Такое понятие, как «частный предприниматель», давно вышло из обихода. Сегодня говорят «индивидуальный предприниматель» – субъект, обязательно прошедший государственную регистрацию для осуществления определенной деятельности без предварительного образования юридического лица. То есть человек, имеющий право на предпринимательскую деятельность на законном основании, но не зарегистрировавший юридического лица.
Получить права предпринимателя, согласно ст. 34 Конституции РФ, может каждый совершеннолетний и дееспособный гражданин страны. Лишь в некоторых случаях, установленных законодательством, зарегистрировать ИП вправе несовершеннолетние лица.
Примечательно то, что муниципальный служащий или служащий государственного предприятия не может зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель. Хотя в современном обществе это, скорее, формальность, нежели правило.
Кто такой ИП?
Многие, прочитавшие о том, кто такой предприниматель, сразу же ответят, что такой человек занимается предпринимательством. Это так. Но необходимо дополнить предложение тем, что человек занимается предпринимательством в рамках законов и норм Гражданского Кодекса РФ, нарушение которых несет за собой уголовную или административную ответственность.
Также необходимо понимать, что индивидуальный предприниматель – это не профессия и не должность, а особый правовой статус. Поэтому какие-либо четкие обязанности по этому поводу, размещенные в законодательных актах, вряд ли найдутся. Но все же существуют некоторые негласные понятия о том, чем занимается такой человек.
Деятельность предпринимателя
Основная деятельность предпринимателя заключаются в следующем:
Другими словами, предприниматель обязан следить за выполнением тех или иных задач, которые необходимы для получения дальнейшей прибыли. Каким образом будет достигнута эта цель, самостоятельно или же с помощью наемных работников, зависит от решений самого субъекта предпринимательской деятельности.
Как стать предпринимателем?
Разобравшись в том, кто такой предприниматель и чем он занимается, многие тоже хотят получить статус ИП. Ведь, будучи предпринимателем, можно никому не подчиняться и работать на самого себя. Но при этом некоторые люди даже не подозревают, что для этого нужно.
А чтобы стать ИП, придется:
Выполнить все, что указано выше, можно самостоятельно либо при помощи юристов. Например, многие новички предпочитают обращаться к опытным специалистам, которые уладят формальности, нежели заниматься этим в одиночку. Такой способ значительно дороже, но эффективней и быстрей.
ФНС: когда нужно регистрировать ИП и как сэкономить на налогах
В России много спорных моментов по поводу предпринимательства. Часто эти споры превращаются в судебные разбирательства. По их итогам формируется судебная практика. Потом государство смотрит на эту практику и как-то ее комментирует. Это и произошло. Недавно ФНС выпустила большой обзор практики и высказала свое мнение по всяким спорным налогово-предпринимательским вопросам.
Распоряжение имуществом — это еще не бизнес
Проблема. Если вы сдаете в аренду квартиру, машину или бензопилу, это еще не значит, что вы предприниматель и обязаны регистрироваться. Но в какой-то момент налоговая может посчитать такую деятельность бизнесом и начислить налоги.
Если вам кто-то говорит, что при аренде квартиры нужно обязательно оформлять ИП, не спешите. Потом могут быть проблемы с вычетами, и потери окажутся больше экономии на налогах.
У предпринимательской деятельности есть конкретные признаки
Проблема. Бизнес — это не только когда вы оформили ИП или открыли ООО. Предпринимателем можно считаться и без соответствующей регистрации. Ориентироваться нужно на признаки, которые описаны в гражданском кодексе: они там не очень четкие, но налоговая будет искать именно их.
Что говорит ФНС. Чтобы деятельность считалась предпринимательской, нужно найти все признаки из статьи 2 ГК РФ.
Деятельность самостоятельная. Человек делает что-то сам. Или нанимает для этого людей, но тоже по своему решению и своей инициативе. Предприниматель ищет клиентов, закупает товары, вкладывается в рекламу, заключает договоры с поставщиками, берет кредиты.
Например, бухгалтер обслуживает десять клиентов по договору оказания услуг, оформляет документы на регистрацию фирм и лично консультирует по налогам за деньги. А вот если бухгалтер работает в одной компании по трудовому договору, а в другой — по совместительству, при этом в компании есть пять других бухгалтеров и главбух, который их контролирует, это уже не бизнес.
Ее осуществляют на свой риск. Ответственность перекладывать не на кого. Если предприниматель прогорит, то потеряет свои деньги. Если нарушит закон — сам будет возмещать ущерб и платить неустойку.
Например, водитель сделал сайт и ищет клиентов на трансфер в аэропорты. Если клиентов нет, он ничего не зарабатывает. Попадет в аварию — заплатит за ремонт из своего кармана. Когда клиент не платит или отказывается от поездки, это убыток самого водителя.
Доход поступает систематически. Это не разовая услуга или периодические заказы, а что-то постоянное. И эта деятельность помогает регулярно получать прибыль.
Например, кондитер печет по три торта в день в течение двух лет. Клиенты приходят из соцсетей, на кухне есть постоянный запас муки, масла и яиц для больших объемов выпечки. Это единственный доход, а торты приносят 30 тысяч рублей каждый месяц.
Другое дело, если девушка испекла торт по просьбе знакомых — ей заплатили за него 2000 рублей. Через полгода к ней обратились по рекомендации и она опять испекла торт — за 5000 рублей. У нее нет сайта, она не закупает продукты оптом и не дает рекламу в соцсетях. Это не систематическая деятельность.
Все три признака должны совпадать. Одной самостоятельной деятельности мало, она должна быть на свой риск и с систематической прибылью.
Налоговая учтет цель покупки имущества, его назначение и характеристики
Проблема. В нормативных актах нет других признаков предпринимательства, а те, что есть, описаны размыто. Но налоговая и суды установили свои критерии, по которым ищут бизнес и доначисляют налоги.
Что говорит ФНС. Вот какие признаки дополнительно будет искать налоговая, чтобы признать деятельность предпринимательством:
Если найдутся такие признаки, налоговая захочет, чтобы гражданин зарегистрировался как ИП, выбрал подходящий режим налогообложения, сдавал отчеты и платил налоги и взносы как предприниматель. Если он при этом будет на упрощенке, вычет при продаже имущества ему не дадут. А после проверки начислят налоги по общей системе, а не как на льготном режиме. Чем это грозит, расскажем дальше.
Примеры из судебной практики в пользу налоговой:
Если имущество раньше использовалось в бизнесе, при продаже могут не дать вычет
Проблема. Если сдавать недвижимость как ИП, это может быть даже выгодно: придется платить 6% налогов с арендной платы, а не 13%. Проблемы появятся, когда собственник решит продать эту недвижимость. Он захочет получить вычет, например в сумме расходов на покупку или в связи со сроком владения. Тогда НДФЛ с продажи можно уменьшить или вообще не платить.
Но тут приходит налоговая и говорит: «Вы сдавали эту недвижимость как ИП на УСН, имущественный вычет вам не положен». И доначисляет сотни тысяч рублей. Собственники приходят в ужас: недвижимость давно продана, деньги потрачены, а теперь нужно заплатить в бюджет 500 тысяч рублей или больше.
Что говорит ФНС. Вычет при продаже недвижимости можно применять, только если имущество не использовали для бизнеса. Это много раз подтверждал Конституционный суд:
Если купить нежилое помещение, пять лет сдавать его под магазин, а потом продать, придется заплатить налоги без учета имущественного вычета — например 6% со всей суммы продажи. Но ФНС будет учитывать и выводы Верховного суда в той истории, когда ИП честно подавал декларацию 3-НДФЛ и платил налог по ставке 13%. Ему попытались доначислить 6% с продажи, но суд не разрешил: сказал налоговой, что сами виноваты и надо было раньше предъявлять претензии. Мы рассказывали об этой истории: неплохой прием для тех, кто хочет воспользоваться вычетом при продаже.
Предпринимательскую деятельность должна доказывать налоговая, а не собственник.
Вычет с учетом минимального срока владения дадут даже на имущество, которое использовали в бизнесе. Но не на всё
Раньше. Одного только использования в предпринимательской деятельности хватало, чтобы отказать в вычете при продаже. Рисковали даже владельцы машин, сдававшие их в аренду для такси. И владельцы квартир, которые размещали там хостелы или сдавали их посуточно. Это уже предпринимательская деятельность, и при продаже имущества нельзя было уменьшить доходы на расходы или учесть минимальный срок владения.
С 2019 года. Вычет с учетом минимального срока владения можно применить, даже если недвижимость или машину использовали в бизнесе. Это касается таких видов имущества:
Какой бизнес можно открыть за 150 000 ₽: 10 историй предпринимателей
Начать свое дело, судя по данным ВЦИОМ, хочет четверть россиян. Главные препятствия для запуска бизнеса — нехватка денег, дорогие кредиты и необходимость приличного стартового капитала.
Как победить выгорание
Прокат карнавальных костюмов в Воронеже
Стартовые вложения: 119 000 Р
Сколько зарабатывают в месяц: 100 000—150 000 Р
Расходы на старте: костюмы и аксессуары, мебель и оборудование, аренда, реклама в соцсетях, регистрация ИП
Вика любила костюмированные вечеринки, но в Воронеже было сложно достать наряд. Так у девушки появилось новое хобби — она покупала костюмы, а чтобы подзаработать, начала сдавать их в аренду. Увлечение постепенно переросло в бизнес — сначала прокат занимал пару часов в день, но со временем обороты выросли и пришлось полноценно посвятить себя этому делу.
Фонд костюмов Вика формировала постепенно: собирала заработанные деньги и раз в месяц покупала 5—10 костюмов. Со временем выяснила, что самые ходовые размеры: 42—48 для женщин, 46—50 для мужчин.
Прокат карнавальных костюмов — сезонный бизнес: костюмы обычно берут на утренники, выпускные вечера, вечеринки и корпоративы. Нужно заранее купить костюмы под праздники, угадать, какие кинопремьеры станут популярными настолько, чтобы люди арендовали костюмы героев из них. Чтобы выровнять падение выручки от сезонности, Вика параллельно продает антикварные вещи и предметы декора, проводит творческие мастер-классы, организовывает праздники. Еще предлагает костюмы барам и клубам, потому что им можно сдать сразу несколько костюмов, пусть и со скидкой.
Сайт для салона проката костюмов оказался бесполезным. Люди все равно приходят в магазин примерить наряд. Еще по опыту выяснили, что лучше не шить костюмы самостоятельно — покупать их проще и дешевле.
Фигуры из картона в Волгограде
Стартовые вложения: 14 800 Р
Сколько зарабатывают в месяц: 160 000 Р
Расходы на старте: аренда помещения, мебель, материалы, госпошлина за открытие ИП
Прежде чем начать свой бизнес, Александра поработала в аналогичной мастерской по изготовлению декораций из картона и набралась опыта. Свое дело начала как фрилансер с редких заказов и простых задач, например делала упаковки для подарков. Когда заказов стало много, в том числе и от компаний, предпринимательница сняла помещение и запустила свою мастерскую.
Александра делает не только фигуры из картона, но и строит декорации для фотосессий и клипов, украшает офисы компаний и проводит детские выездные мастер-классы. Сотрудников начала нанимать, когда перестала успевать все делать сама. Постепенно рабочий коллектив вырос до пяти человек, время от времени привлекают дополнительных помощников.
Основными клиентами мастерской стали крупные компании: производители сока, банки, заводы, операторы сотовой связи и торговые центры. В бизнесе есть сезонность: с сентября по декабрь — горячий период, с января по февраль клиентов мало.
Швейное ателье в Сыктывкаре
Стартовые вложения: 66 350 Р
Сколько зарабатывают в месяц: 30 000—40 000 Р
Расходы на старте: аренда помещения за 4 месяца, две швейные машинки б /у, материалы и инструменты, визитки, плакаты, листовки и баннер для входа
Инна шесть лет работала портной: шила чехлы на автомобильные кресла, перетягивала мебель, меняла поролон. Потом заболела и потеряла работу.
В центре занятости ей предложили грант на собственный бизнес. Инна согласилась и решила открыть свое ателье. На запуск от государства она получила 78 800 Р : деньги ушли на аренду и оборудование. Промышленные машинки пришлось брать подержанные, а раскройный стол сделать самостоятельно.
Чтобы привлечь клиентов, Инна тестировала разные виды рекламы. Выяснилось, что баннер в газете не работает, лучше размещаться в строительных каталогах. Со временем про ателье узнали, к Инне стали обращаться поликлиники, гостиницы и мотоклубы.
Сначала предпринимательница работала с родственниками, но потом поняла, что так делать не стоит — они не выполняют поручения и могут вообще не прийти на работу, поэтому проще нанимать посторонних людей. Сотрудников Инна ищет через соцсети и центр занятости и оформляет их по договору гражданско-правового характера. Когда заказов мало, выполняет их сама.
Интернет-магазин обоев в Москве
Стартовые вложения: 126 300 Р
Сколько зарабатывают в месяц: 700 000 Р
Расходы на старте: обои и каталоги, бухгалтерия, реклама, регистрация ИП и открытие расчетного счета
Николай занимался программированием и сделал поставщику обоев сайт-визитку. Бизнес его заинтересовал, и Николай предложил клиенту сотрудничество — вместе продавать обои через интернет. Они стартовали, но со временем поставщик начал менять условия. Тогда Николай разорвал партнерство и запустил новый магазин, уже с другом.
Разработкой сайта и размещением данных о товаре Николай занимался сам. Друг помог с доставкой: забирал товар у поставщиков, собирал заказы и отдавал их курьерам.
Бизнес стал расти — ребята экономили на аренде и формировали заказы на крытой стоянке, поэтому могли держать цены ниже, чем в офлайн-магазинах. За год оборот вышел на 4,7 млн рублей, прибыль составила 450 000 рублей. Тогда предприниматели наняли первого сотрудника, который обрабатывал заказы, и сняли склад и магазин, куда могли прийти покупатели за товаром. Постепенно расширили ассортимент и добавили ламинат и освещение.
В процессе роста бизнеса были и ошибки. Например, не сработала идея открыть магазин рядом с продажей кухонь, чтобы привлекать покупателей сопутствующими товарами для ремонта. Еще была попытка открыть второй магазин, но штат стал большим и не удавалось держать низкую наценку — пришлось закрыть. В итоге оставили один офлайн-магазин и сайт.
Активно развивать бизнес помогла работа с сайтом и текстами — за год друзья добавили на страницу магазина большое количество материалов, которые рассказывали о разных видах обоев. На сайт стали заходить по 90 000 человек в месяц, часть из них становились покупателями.
Пончики в Чебоксарах
Стартовые вложения: 100 000 Р
Сколько зарабатывают в месяц: 350 000 Р
Расходы на старте: аппарат для приготовления пончиков, сырье, сертификация, фритюр, дозатор для начинки, аренда за помещение, металлические столы
Анжелика вместе с другом Сашей пробовали продавать овец, но с поставщиком не сложилось. Тогда решили заняться другим бизнесом. Идею нашли на «Авито»: там продавали пончиковый аппарат. Девушка вспомнила свою работу няней в США: местные часто ели пончики, как в «Симпсонах», а в России Анжелика такой еды не видела.
Первые пончики жарили дома на сковородке, потом купили аппарат и долго искали рецепт идеального теста. Когда получилось вкусно, сняли недорогое помещение под производство и еще арендовали 6 м² в торговом центре — поставили «островок» для реализации.
Чтобы приготовить пончик, предприниматели использовали хлебопечку для замеса теста, аппарат, где тесто поднимается под воздействием углекислого газа, электрическую плиту и дозатор для начинки — все это помещалось на двух металлических столах. Начинку покупали готовую, а глазурь варили сами. Производство получилось увеличить, когда нашли поставщика готовых смесей для пончиков — если не делать тесто самим, можно приготовить в два раза больше штук за то же время.
Пончики — это сезонный бизнес. Высокий спрос приходится на праздники, а падает с середины весны до середины лета, когда часть покупателей отказывается от мучного и сидит на диетах. Чтобы заработать больше, Саша и Анжелика начали продавать кофе и договорились с другими кофейнями и магазинами о поставке своей продукции.
Если хотите открыть такой же бизнес, внимательно отнеситесь к договорам на помещения — арендодатель Анжелики заметил, что ее бизнес идет в гору, и не стал продлевать договор. Вместо этого он открыл аналогичную пончиковую сам. Хорошо, что девушка подготовилась к такому варианту развития событий — создала другие варианты сбыта.
Сахарная вата в Кемерове
Летом лучше арендовать место в парках, на набережной или рядом с детской площадкой. Зимой придется переехать в торговый центр: на улице продукты замерзнут. Еще можно брать аппарат на фотосессии, праздники, мероприятия: если планируете выездную работу, ищите аппарат с газовой подачей, он не зависит от электричества. Пригодится и специальный купол — так во время готовки горячие капли не попадут на зрителей.
Веники для бани в Горячем Ключе
Стартовые вложения: 70 000 Р
Сколько зарабатывают в месяц: до 550 000 Р
Расходы на старте: веники и упаковка
Иван занимался производством спортивного питания в небольшом городе Горячий Ключ. Чтобы расширить рынок сбыта, он поехал в Москву и попытался продать партию товара в первый попавшийся фитнес-клуб. Там он познакомился с предпринимателем, который выкупил у него спортивное питание и заодно сделал заказ на веники для бань — такие делают многие жители Ключа. Иван понял, что это может стать стабильным бизнесом, ведь с сырьем проблем нет: можно покупать веники у жителей и продавать большую партию в Москве.
Сертификаты на банные веники не нужны, вмести них можно оформить отказное письмо на продукцию — это документ, в котором говорится, что товар не подлежит сертификации.
Чтобы открыть такой бизнес, нужно найти вязальщиков — тех, кто вяжет веники. В Ключе это бабушки и дедушки, которые таким образом создают себе прибавку к пенсии. Веники делают вручную, чтобы контролировать, какая ветка ляжет в пучок, а какая нет. Еще для производства пригодится заготовитель — он договаривается с лесниками, оформляет лесные билеты, нанимает сборщиков веток, проверяет качество работы.
Основные клиенты — крупные оптовые заказчики, которые поставляют веники в бани, торговые сети, на мелкие оптовые базы и в магазины. Еще веники покупают крупные банные комплексы и предприниматели, которые торгуют подобными товарами в розницу.
Конструкторское бюро в Москве
Стартовые вложения: 95 000 Р
Сколько зарабатывают в месяц: 500 000 Р
Расходы на старте: еда, жилье, транспорт и регистрация юридического лица
Этот бизнес появился из кружка по интересам. Дмитрий еще в университете увлекся созданием 3Д-моделей инженерных конструкций — разобрался в специальной программе, участвовал с друзьями в олимпиадах по этой теме. Когда кружок дорос до двадцати человек, ребята обратились к ректору — тот помог с помещением и оборудованием.
Портфолио наработали тоже с помощью вуза — бесплатно перевели металлургическое оборудование для кафедры в трехмерный вид. Сотрудники рассказали о толковых студентах друзьям и коллегам — так появились первые клиенты. Со временем количество заказов росло, ребята сделали экзоскелет, шлем для оцифровки мимики, станции велопроката. Сейчас в портфолио бюро факел для олимпийского огня и подводные беспилотники.
Работа строится так: сначала клиент приходит с идеей, ребята изучают рынок похожих устройств. Выясняют, что не нравится пользователям и как они используют такую технику. Потом делают простой макет из подручных средств, согласуют с клиентом, на его основе создают рабочую модель. Ее тестируют, снова показывают клиенту. Получается готовая модель, с которой можно идти на серийное производство. Патент и все права на такое изобретение становятся собственностью клиента.
Творческая мастерская в Казани
Стартовые вложения: 115 000 Р
Сколько зарабатывают в месяц: 200 000—500 000 Р
Расходы на старте: аренда комнаты, ремонт, роспись стен, мебель и оборудование, расходные материалы, регистрация ИП
Братья Васильевы по образованию программисты, но всегда хотели заниматься творчеством. Однажды они решили организовать выездные мастер-классы по мультипликации и песочной анимации: оказалось, спрос на это есть, но выезды отнимали слишком много сил. Поэтому предприниматели нашли помещение и открыли творческую мастерскую — место, где взрослые могут попробовать разные хобби.
Сначала проводили разовые мастер-классы пару раз в неделю. Затем организовали выставку мультипликации: после нее о братьях узнало много людей и посещаемость мастер-классов выросла. Чтобы люди возвращались, братья постоянно запускают новые направления, а от непопулярных отказываются.
Чтобы получить дополнительный доход, братья стали продавать продукцию, изготовленную на оборудовании мастерской. Еще они начали участвовать в выездных фестивалях: проводить там мастер-классы и продавать готовые товары — это помогло увеличить прибыль и привлечь новых клиентов.
Студия живописи в Воронеже
Стартовые вложения: 151 000 Р
Сколько зарабатывают в месяц: 40 000—70 000 Р
Расходы на старте: аренда, мебель и мольберты, посуда, материалы для живописи, натюрмортный фонд, реклама и полиграфия, хозяйственные мелочи
Настя работала преподавателем в студии живописи. Когда собственник решил закрыться, Настя выкупила бизнес и стала работать на себя.
У студии развлекательный формат: учиться приходят люди, которые не планируют становиться художниками, а хотят попробовать что-то новое и порисовать. Лицензия для такого бизнеса не нужна, документы об образовании Настя не выдает.
Работает девушка не одна — на мастер-классы она привлекает и других преподавателей. Как сотрудников никого не оформляет — наоборот, преподаватели арендуют у нее студию за процент от пришедших на занятия людей.
Если вы хотите открыть такой бизнес, ищите просторное и светлое помещение. Проходимость не особо важна, потому что на мастер-класс редко приходят случайные люди. Окна должны быть большими, потому что художникам нужно много света. Еще пригодится зона отдыха, где ученик может попить чай и отвлечься.
Для работы нужно купить мольберты, разбавитель для красок, сами краски, кисти, холсты, карандаши, бумагу. Собрать натюрмортный фонд — из него ставят постановку для срисовывания. В композицию лучше вложиться — постановка должна быть интересной и с разными деталями.
Большая часть клиентов такого бизнеса — женщины от 25 до 45 лет. Есть и детские встречи, но они не делают основной выручки.
Чтобы заработать больше, нужно проводить разовые мастер-классы: они привлекают новых клиентов, которые могут стать постоянными. Еще в продвижении помогают соцсети: Настя публикует во «Вконтакте» заметки о живописи, уроки рисования, отзывы о мастер-классах. Повезет, если группу заметят полезные люди — журналисты, представители творческих объединений, организаторы выставок и мероприятий: они могут организовать мастер-класс студии у себя на площадке и рассказать о ней большому количеству людей.