Чем занимаются экологические организации в россии
Деятельность международных экологических организаций в России
По разным данным, до недавнего времени насчитывалось от 200 до 500 международных экологических организаций в России. Их декларируемые цели напрямую связаны с формированием в РФ развитого гражданского общества, в которое входят независимые экологические общественные объединения. Но анализ сотрудничества экологических организаций России и международных экологических неправительственных организаций указывает на наличие и других, скрытых задач. По этой причине часть из них была запрещена.
Будни экологических активистов в России
Работа международных экологических организаций в России, как, впрочем, и во многих других странах, связана с риском для жизни и здоровья. Опасения по поводу их безопасности усилились в результате жестокого нападения на Андрея Рудомаха, руководителя «Экологической стражи Северного Кавказа» и других активистов в Краснодаре на юго-западе России, после съемок незаконного строительства особняка на побережье Черного моря 28 декабря 2017 года.
Нападавшие скрылись с рюкзаками и камерами с отснятым материалом о строительстве. Рудомаха был госпитализирован с переломами черепа, переломом носа и сотрясением мозга после того, как в тот вечер его избили три человека в масках. Журналист и два других активиста также пострадали в результате нападения.
Ответственность за нападение никто не понес. А пострадавший и его коллеги продолжали получать анонимные угрозы, в том числе и расправы. Злоумышленники требовали, чтобы активист покинул страну. Возбужденное уголовное дело по ст. 161 УК РФ «Ограбление группой по предварительному сговору с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья или с угрозой такого насилия» по мнению активистов расследуется формально.
Это не единичный случай, когда экологические организации в России подвергаются нападкам как со стороны частных лиц, так и со стороны государственных органов. Встать полностью на сторону активистов – это значит быть не объективным. Факты указывают, что некоторые из них маскируют истинные цели под видом заботы о природе. Их реальная направленность – реализация задач по подрыву имиджа страны, нанесения ей экономического ущерба.
Какие международные экологические организации действуют в России?
Как указано выше, их список насчитывает сотни субъектов. Подавляющая часть из них незначительная, преследует локальные цели, исходя из небольших возможностей. Наиболее крупные из них:
Антишпионское законодательство мешает ли работе международных экологических организаций в России?
В 2017 году Хьюман Райтс Вотч (HRW) заявила о том, что в России 29 экологических неправительственных организаций (НПО) были названы «иностранными агентами» в соответствии с законом, принятым пятью годами ранее. Из них не менее 14 были закрыты. Деятельность международных экологических организаций в России оказалась под угрозой, но как выяснилось, переживать стоит немногим.
По мнению заместителя директора по охране окружающей среды HRW, российское правительство создало административную структуру для делигитимизации экологических организаций и активистов, фактически объявляя их антироссийскими шпионами. Закон распространяется на любую организацию, которая принимает финансирование из-за пределов России и занимается «политической деятельностью». Лица, зарегистрированные как «иностранные агенты», должны регулярно представлять отчеты в министерство юстиции или получать штрафы. Уголовные санкции за несоблюдение включают до двух лет лишения свободы.
Сразу же проявили себе НПО, представители которых заявили, что обременительные документы, финансовые санкции и стигма, связанные с ярлыком «иностранный агент», сделали невозможным продолжение работы.
В одном из примеров Spok, благотворительная организация по сохранению лесов, базирующаяся в Карельском регионе на северо-западе России, не смогла соответствовать предъявленным Законодателем требованиям. Не имея достаточного финансирования, организация распалась в августе 2015 года и превратилась в гораздо меньшую, финансируемую исключительно Россией группу, опирающуюся на добровольцев.
Ее бывший руководитель Андрей Золотков прокомментировал ситуацию, что после получения ярлыка «иностранный агент», дальнейшее сотрудничество с организациями, которые предоставляли финансирование, оказалось невозможным.
Это лишь небольшие примеры того, с какими трудностями сталкиваются экологические активисты в России. С другой стороны, законодательство об иностранных агентах существует во многих других странах. Если НПО в США, Великобритании, Германии или Франции не сможет отчитаться, откуда поступают деньги, его руководителям грозят реальные тюремные сроки. И это правило действует десятилетиями. Почему для России такие законы неприемлемы? Вопрос риторический.
В чем заключается работа экологических организаций в России
Необходимость существования экологических организаций
Международные экологические организации в России обеспечивают объединение природоохранной деятельности заинтересованных государств, независимо от их политической позиции. Экологические проблемы выделяются из совокупности всех существующих международных проблем. Россия принимает непосредственное активное участие в работе множества международных экологических организаций. Экологические организации в России дифференцированы по направлениям деятельности. Это также могут быть мотивы участия, организационная структура и другие параметры.
Значительную лепту в решение проблем, касающихся окружающей среды, привносит работа экологических организаций в России. На сегодня существует более 40 движений, ассоциаций, союзов, обществ по защите окружающей среды, пропаганде бережного отношения к природе и сохранения растительного и животного мира. Движение «Природолюбие без границ» занимается объединением усилий с целью сохранить природное наследие как России, так и всей планеты в целом. К тому же к сфере деятельности этого движения относится поиск, внедрение новых способов, идей и методов по решению различных экологических проблем планеты. По правовому статусу работа международных экологических организаций подразделяется на межправительственную и неправительственную.
Общественные природоохранные организации
Общественные экологические организации образованы во всех регионах России. Они характеризуются разнообразием природоохранных формирований, различающихся как организационными принципами (общества, союзы, ассоциации, фонды, комитеты), так и направлением деятельности — экологическое, социальноэкологическое, эколого-культурное. В настоящее время в России действуют около 1000 неправительственных экологических организаций различного уровня. В основном преобладают небольшие по численности объединения областного, районного и городского уровней, созданные, как правило, для решения конкретных локальных проблем: фонд защиты Байкала; общественный комитет спасения Волги; экологический центр Ростова-на-Дону; дружина «Служба охраны природы» (Казань); экологическая группа «Родник» (Зеленоград); клуб «Экология» (Волгоград); ассоциация «Экология и мир» (Вознесенск); Союз «Чернобыль» и др. Появились объединения отдельных формирований во всероссийские организации: Социально-экологический союз, Экологический союз, Всероссийское общество защиты животных и др. Гринпис официально открыл свое представительство в России 30 июня 1990 г.
ВООП — Всероссийское общество охраны природы. Это самая массовая организация по охране природы в России. Первичные организации ВООП создаются на фабриках, заводах, шахтах, в колхозах, совхозах, высших и средних учебных заведениях, школах. Они объединяются в городские, районные, областные, краевые и республиканские отделения. Верховный орган общества охраны природы — съезд, созываемый обычно раз в 4 года. Он избирает Центральный совет, который выбирает президиум. При президиуме общества организованы секции леса, озеленения, охраны птиц, рыб, вод, недр и т.д., которые ведут научно-методическую работу по каждому из указанных направлений деятельности. Комплексные проблемы рассматривает научно-технический совет общества. Аналогичные подразделения имеются в областных и краевых отделениях.
ВООП, его подразделения в республиках, краях и областях Российской Федерации, а также экологические общественные объединения, включающие более 500 организаций, групп, решают, дополняя друг друга, важные природоохранные задачи: борьба против сооружения АЭС и ГЭС в различных регионах, против строительства скоростной железнодорожной трассы Москва-СанктПетербург, Нижнеобской ГЭС и т.д. На местах возникают также общественные инспекции, в частности, молодежные — голубые и зеленые патрули. Первичные организации общества охраны природы занимаются посадкой деревьев вдоль дорог и каналов, облесением оврагов, проводят множество других мероприятий. Члены общества борются с расхитителями природных богатств и браконьерами.
Всероссийское общество охраны природы
Это одна из самых авторитетных общественных организаций России по охране экологии. Основана в 1924 г. Основной целью общества считается организация движения общества за здоровую экологическую обстановку в России, за устойчивое экологически безопасное развитие. Проводится работа по образованию в области экологии и воспитания населения, организовываются массовые природоохранные мероприятия. К этому относится и озеленение, благоустройство родников, посадка лесов и другое. В состав организации входят 55 субъектов РФ, каждый из которых состоит из местных подразделений.
Социально-экологическая академия
Эта всероссийская организация занимается исследованиями и проводит разработки в области экологии, содействует формированию социально-экономической политики, участвует в развитии экологического образования. Также поддерживает наиболее значимые и перспективные исследования в области экологии. Содействует сохранению и возрождению национальных культурных ценностей.
РРЭЦ (Российский региональный экологический центр)
Это некоммерческая организация, которая была создана и учреждена в 2000 году. На сегодняшний день она входит в сеть региональных экологических центров.
Одной из главных задач организации является разработка, продвижение, внедрение новых идей, которые помогут дальнейшему благоприятному развитию экологии страны.
Международные экологические организации в России
Существенную лепту в решение проблем окружающей среды вносят международные экологические организации в России. В природоохранной деятельности принимают участие все главные органы и специализированые учреждения ООН. Программа ООН по окружающей среде – ЮНЭП. Основной вспомогательный орган, существующий с 1972 г., — ЮНЕСКО оказывает содействие поддержанию мира и международной безопасности. Занимается вопросами межгосударственного сотрудничества в сферах просвещения, науки, культуры. ФАО занимается решением вопросов, касающихся продовольственных ресурсов, развитием сельского хозяйства для того, чтобы улучшить условия жизни народов.
Всемирная организация здравоохранения была создана в 1946 г. Главная ее цель – заботиться о здоровье людей, что, безусловно, связано и с охраной природной среды. Всемирная метеорологическая организация занимается изучением озонового слоя Земли, оценкой переноса загрязняющих веществ. Помимо этого природоохранную деятельность осуществляют следующие экологические организации не под эгидой ООН: Европейское экономическое сообщество, Европейский совет, Хелком, Евратом и другие.
Всемирный фонд дикой природы — международная организация, созданная в 1962 г. Работа фонда направлена на остановку разрушения окружающей среды, привлечение финансов для охраны природы и спасения от полного вымирания некоторых видов животных и исчезновения растений.
Охраной природы и мира на планете занимаются многие экологические организации, в том числе и независимая международная организация Гринпис. Своей основной целью Гринпис ставит нахождение выхода из международных экологических бед, привлекая к этому внимание как общества, так и власти. Эта организация существует исключительно на пожертвования сторонников, не принимает никакой финансовой помощи ни от государственных структур, ни от муниципалитета, политических партий и представителей бизнеса.
Общественные экологические объединения
Каждый гражданин может реализовать свои экологические права как самостоятельно, так и путем участия в общественных объединениях.
Деятельность общественных экологических объединений (организаций) регламентируется экологическим законодательством. На первом месте стоит конституция Российской Федерации, провозглашающая право российских граждан на объединение для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется (ст. 30). Однако запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены, в частности, на подрыв безопасности государства (ст. 13).
Закон «Об охране окружающей среды» предусматривает право граждан создавать общественные объединения по охране окружающей природной среды, иные общественные формирования и фонды, вступать в члены таких объединений и фондов, вносить свои трудовые сбережения. Граждане могут участвовать в собраниях, митингах, пикетах, шествиях и демонстрациях, референдумах по охране окружающей природной среды.
К числу иных нормативных актов, закрепляющих экологические права граждан, можно отнести: Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г., Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г., Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. и некоторые другие.
Эти нормативные правовые акты определяют статус общественных экологических организаций, их формы, функции, полномочия (права и обязанности), принципы и методы взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления, взаимоотношения с международными общественными экологическими организациями.
Общественные экологические организации осуществляют свою деятельность на правах юридического лица с момента их государственной регистрации в установленном законом порядке. Их деятельность (создание, реорганизация, ликвидация и т.п.) и ответственность регулируются нормами гражданского права (Гражданским кодексом Российской Федерации). Государственная регистрация общероссийских и международных общественных экологических объединений (организаций) осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации; межрегиональных общественных экологических объединений — органами юстиции по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа общественного объединения; региональных и местных объединений — органами юстиции субъектов Российской Федерации.
Необходимо отметить, что общественные экологические объединения (организации) могут функционировать и без государственной регистрации, не приобретая прав юридического лица.
Общественные экологические организации можно подразделить на З группы.
1. Общественные организации, осуществляющие исключительно экологическую, природоохранную деятельность. К их числу относится прежде всего Всероссийское общество охраны природы. Основными целями его уставной деятельности являются организация движения общественности за здоровую и благоприятную экологическую обстановку в Российской Федерации; развитие активности в самодеятельности граждан по охране, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов.
В эту же группу входит Высший экологический совет при Комитете по экологии Государственной думы, представляющий собой постоянно действующий коллегиальный орган экспертного информационно-консультативного обеспечения. Сюда же относятся благотворительные общественные образования, содействующие различным организациям и физическим лицам в помощи жертвам экологических катастроф.
2. Общественные экологические организации, занимающиеся проблемами экологии наряду с выполнением иных своих функций. Многие общественные организации различного профиля стали активно заниматься еще и экологией. Например, Всероссийское общество спасения на водах, целью которого является оказание помощи государственным и местным органам власти и управления в осуществлении мероприятий по охране жизни людей на водах, международная неправительственная организация «Центр экологии человека», осуществляющая помощь жертвам стихийных бедствий и экологических катастроф.
К числу таких организаций относятся и другие объединения: творческие союзы, экологические секции при библиотеках и домах культуры, историко-патриотические экологические организации и т.п.
З. Общественные экологические организации, которые занимаются конкретными проблемами окружающей природной среды, а не общими ее вопросами, например охраной животных (Межреспубликанский благотворительный фонд в защиту животных) или сохранением видового разнообразия и численности птиц на территории России (Союз охраны птиц России). К данной группе можно отнести также Интернациональный фонд жертв радиационных катастроф. Эта общественная экологическая организация осуществляет защиту гражданских, экономических, культурных прав и свобод жертв радиационных катастроф, их социальную и медицинскую реабилитацию, а также материальное обеспечение и трудоустройство граждан, пострадавших от воздействия радиации.
Объединения (ассоциации и союзы) экологических организаций создаются на договорной основе для расширения своих возможностей в реализации уставных целей. В частности, довольно известны экологическая ассоциация “Экология и мир”, Социальный экологический союз, Российский экологический союз. Отделения этих объединений действуют в различных городах, имеют широкую сеть первичных организаций и филиалов. Такие экологические объединения имеют возможность проводить крупномасштабные природоохранные проекты в разных концах Российской Федерации. Особенности таких объединений в том, что все входящие в них организации равноправны и не подчинены какому- либо центру, они сотрудничают друг с другом с целью добиться наибольшей эффективности в своей экологической деятельности.
В 1997 году был создан Общероссийский союз общественных объединений «Российское экологическое движение» (РЭД). Цель создания движения — объединение усилий общероссийских, региональных и местных общественных экологических и природоохранных организаций в подготовке и осуществлении мероприятий по охране окружающей природной среды, воспитанию у населения стремления жить и развивать экономику и общество в соответствии с законами и возможностями природы.
Особый интерес представляют, помимо вышеприведенных экологических организаций (объединений):
1) политизированные экологические организации,
2) различные комитеты спасения, 3) экологические организации научного и коммерческого характера, 4) экологические фонды.
К политизированным общественным экологическим организациям следует отнести Федеральное экологическое движение зеленых, учрежденное в 1990 году Советским благотворительным фондом экологии и милосердия имени В. Высоцкого, Советской ассоциацией альтернативной помощи (медицины) и Международной ассоциацией стрессотерапии. Цель этого движения — создание “Мирового общества Земли” с общими экологическим, политическим и экономическим направлениями.
Среди экологических комитетов спасения наиболее известен Комитет спасения Волги. В настоящее время его отделения действуют во всех областных центрах и многих крупных городах Волжского бассейна. Этот комитет занимается вовлечением людей в движение сохранение Волги и связанных с ней территорий. Не менее важна деятельность такого общественного экологического комитета, как Комитет по спасению реки Хопер, проведший несколько экспедиций по изучению экологической обстановки в ее бассейне и разработавший на основе полученных материалов Концепцию природоохранного развития реки Хопер и прилегающих к ней земель как единой экосистемы.
К наиболее активно действующим экологическим организациям научного и коммерческого характера можно отнести экологическое объединение “Ноосфера”, которое имеет серьезные научные разработки в области очистки питьевой воды, очистки промышленных выбросов.
Экологические фонды — это не имеющие членства некоммерческие организации, учрежденные гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующие социальные благотворительные экологические цели. Межрегиональный фонд поддержки экологических инициатив содействует осуществлению конкретных мероприятий по улучшению экологической обстановки в различных регионах России, оказывает всестороннюю поддержку экологическому предпринимательству и изобретательству.
Государство не вправе вмешиваться в деятельность экологических фондов, исключение составляет лишь государственная регистрация этих организаций. Но, как и все иные общественные организации, они осуществляют свою деятельность на основе соответствующего законодательства.
Несмотря на свою самостоятельность и независимость, общественные экологические организации по-прежнему сотрудничают с органами государственной власти и органами местного самоуправления: требуют назначения государственной экологической экспертизы по вопросам размещения и проектирования объектов, рекомендуют своих представителей для участия в ней; ставят вопросы перед государственными органами о привлечении к ответственности виновных должностных лиц; предъявляют в суд или арбитражный суд иски о возмещении вреда здоровью или имуществу граждан, причиненного экологическими правонарушениями.
В соответствии с Законом «Об охране окружающей среды» государство гарантирует экологическим и иным общественным объединениям, выполняющим экологические функции, возможность реализации предоставленных им прав в области охраны окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Специально уполномоченные и иные государственные органы, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, их должностные лица обязаны содействовать общественным объединениям в реализации их прав, принимать необходимые меры по выполнению предложений и требований общественных организаций в сфере природоохранной деятельности. Лица, препятствующие общественным экологическим организациям (объединениям) в реализации их функций, привлекаются к ответственности правоохранительными государственными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут оказывать общественным экологическим организациям, как некоммерческим, экономическую поддержку в различных формах:
— предоставление льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей;
— полное или частичное освобождение от оплаты за пользование государственным или общественным имуществом;
— материально-техническое обеспечение и субсидирование этих организаций;
— финансирование на конкурсной основе благотворительных экологических программ, разрабатываемых общественностью.
Не только государство оказывает воздействие на деятельность общественных экологических организаций, но и сами они воздействуют на деятельность государства. Например, они осуществляют контроль за выполнением экологического законодательства министерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и подчиненности, должностными лицами и гражданами.
Общественные экологические организации в соответствии с Законом «Об охране окружающей среды» выполняют следующие функции:
— разрабатывают, утверждают и пропагандируют свои экологические программы;
— защищают экологические права и интересы населения;
— развивают экологическую культуру населения;
— привлекают граждан на добровольных началах к активной природоохранной деятельности;
— за счет своих средств и добровольного трудового участия населения выполняют работы по охране и воспроизводству природных ресурсов и улучшению окружающей природной среды;
— оказывают всемерное содействие государственным органам в борьбе с нарушениями природоохранительного законодательства;
— создают общественные фонды охраны природной среды и расходуют их на проведение экологических мероприятий;
— требуют в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничения, прекращения или перепрофилирования их деятельности;
— требуют предоставления своевременной достоверной информации о загрязнении окружающей природной среды, мерах ее охраны;
— организуют собрания, митинги, пикеты, шествия, демонстрации, сбор подписей.
Этот перечень не является исчерпывающим. Общественные организации и движения выполняют и некоторые другие функции, отвечающие целям экологической деятельности и не противоречащие законам Российской Федерации.
Большое значение в деятельности общественных экологических организаций имеет проведение общественной экологической экспертизы.
В соответствии с федеральным законом «Об экологической экспертизе» общественные организации (объединения) имеют право:
— выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы хозяйственной и иной деятельности, реализация которой затрагивает экологические интересы населения, проживающего на данной территории;
— направлять предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной деятельности в соответствующие государственные органы экологической экспертизы;
— получать от этих органов информацию о результатах проведения государственной экологической экспертизы.
Цели государственной и общественной экологической экспертизы совпадают, но задачи их разные. Обычно общественная экологическая экспертиза наряду с другими задачами стремится привлечь внимание государственных органов к конкретному объекту, распространить информацию о его опасности для окружающей природной среды.
Федеральный закон «Об общественных объединениях» также установил право общественных объединений участвовать в выработке и принятии решений органов государственной власти и органов местного самоуправления через своих представителей в порядке и объеме, предусмотренных этим и другими законами.
Заключения общественной экологической экспертизы, проводимой общественными объединениями граждан, носят рекомендательный характер, однако становятся юридически обязательными после их утверждения соответствующими органами государственной экологической экспертизы.
Общественные экологические объединения участвуют в проведении ОВОС, их мнение должно приниматься во внимание до принятия решения об осуществлении этой деятельности.
Основными формами участия общественных экологических объединений граждан в проведении ОВОС являются
представление письменных замечаний по различным документам, касающимся окружающей среды.
Общественные организации (в том числе экологические) должны иметь право знакомиться с проектом будущего объекта, с оценкой его предполагаемых воздействий на окружающую природную среду, с предполагаемыми экологическими последствиями; право требовать предоставления информации о проекте; право сотрудничать с органами государственной власти, органами местного самоуправления и с заказчиком проекта в проведении мероприятий по учету мнения населения; право участвовать в проведении слушаний и обсуждении проекта; право представлять свои соображения об экологическом улучшении проекта или требовать отказа в осуществлении проекта и, наконец, право знакомиться с конечными выводами и решениями, принятыми по данному проекту.
Российские экологические общественные организации (объединения) вправе сотрудничать с аналогичными организациями других стран, если это не противоречит российскому законодательству, не нарушает интересов нашей страны, не влияет на обороноспособность, экономическое, политическое положение России и т.д.
Трудности экологических организаций в России
Работа экологических организаций в России затруднена такими факторами, как недоверие властей, обвинения организаций в шпионаже, ограниченный и затрудненный доступ к информации.
Работа экологических организаций в России необходима, но не все менеджеры предприятий разделяют это мнение. Система экологического менеджмента была создана для нахождения баланса между экономикой и экологией, который так необходим. Ее суть в четкой оргструктуре, цель которой – достичь положения, указанного в экологической политике за счет программ по защите живой среды, соответствующих международным стандартам ISO 14 000. Предприятия, применяющие систему экологического менеджмента, имеют ряд преимуществ. Это и благоприятный имидж компании за счет экологизации производства, членство в экологических союзах, привлечение инвесторов. На что и рассчитана работа экологических организаций.
Значительный минус – узкое понимание сущности экологического менеджмента со стороны высшего менеджмента коммерческих предприятий. Как правило, российские предприятия уделяют недостаточно внимания экологической деятельности, что крайне не одобряют экологические организации в России. Объясняется это излишними затратами на природоохранные мероприятия. Российским компаниям стоит постепенно вводить систему экологического менеджмента в производство по причине ее необходимости, полезности, важности и выгодности. Государство в состоянии помочь и внести свой вклад в эти процессы за счет введения единой системы аккредитации, и работа экологических организаций в России будет более эффективна.