Чем занимаются люди в офисах
Про офисную работу
Хочу сделать этот пост для тех, кто только вступает на путь «белых» воротничков и прочего офисного планктона. Путь этот далеко не легкий и крайне нервный. Считаю, что новичкам будет полезно прочитать про некоторые факты из офисной жизни и посмотреть на мои ошибки.
Вчера исполнилось ровно 5 лет как я официально работаю в одной достаточно крупной компании.
Зарекомендовал я себя в этой организации еще во время производственной практики на 3-м курсе института. По образованию экономист + получил второе высшее по специальности Управление персоналом (менеджемент), работаю по первой специальности.
Во-первых Вам повезло. Точнее Вам дали шанс. Помните, был такой список фраз Стива Джобса, где было сказано, что когда Ваши родители получали работу в бургерных, они называли это не позором, а «возможностью». Так вот это возможность сидеть в тепле (летом – у кондиционера), не подвергать свою жизнь производственным рискам, как у шахтеров, проф. военных, монтажников, водителей и др. Это возможность расти по карьерной лестнице, если только вы не будете по полдня сидеть в Вк или «ферме». Это возможность получать стабильный доход. Возможность завести друзей, которые находятся с вами в одной «упряжке» работодателя. По отдельно просьбе я могу найти еще с десяток прочих «возможностей». Работать в офисе не зазорно, в конце концов вы работаете, чтобы прокормить себя и детей.
Во-вторых, это отличная школа жизни. Учитесь принимать, не принимая. Обстоятельства, которые складываются вокруг вас, имеют целью только обучить вас, помочь вам понять себя и других. Не пускайте всё на самотек, будьте ответственны за свои слова и действия. Если что-то нехорошее случается на работе принимайте это как должное, но делайте из этого вывод. Вас взяли не для того, чтобы вы сидели за компом и за это платить деньги, вы как свежее-посаженное экзотическое дерево и всем интересно приживется оно или нет, какие плоды даст, как оно цветет, пахнет, да и вообще что его отличает от обыкновенного сорняка?
Ваши коллеги – вам НЕ друзья, но и не враги, зато они прекрасные учителя.
Работа и личная жизнь.
Поначалу мне все нравились, все казались такими добрыми и милыми, меня спрашивали про мою жизнь, в том числе и про личную и я свободно ей делился, конечно же не всем, но они знали как её зовут, где живет и чем занимается. Теперь я понимаю, что тогда я был для них как человек-сериал. Представьте молодой перспективный человек из обеспеченной семьи устраивает свою личную жизнь и как-то вертится на работе, проводит свой досуг прыгая с парашютом и катаясь на сноуборде. До Санты-барбары это не дотягивало, но за неимением иного это было всем интересно. Ну а я, дурак, думал что вокруг меня собрались самые прекрасные люди, которые желают мне только самого лучшего… Всё изменилось когда этот сериал им надоел, за моей спиной начали ходить всякие сплетни, призывы жениться / расстаться, найти кого-нибудь по-моложе и т.п. Были еще другие моменты связаннее с этим, но о них лучше не будем. Еще меня очень сильно впечатлило то, как обсуждаются отношения, которые строились между коллегами из соседних подарзделений. Тут было и она – шалава, и он нищеброд и т.д., но когда один из этих людей появлялся в кабинете, то все так искренне ему улыбались и так мило с ним общались, что у человека не могло даже возникнуть подозрений, что ему только что все кости пропустили через мясорубку. Запомните, работа должна быть отдельно от личной жизни!
Пенсионеры и люди предпенсионного возраста.
Зачастую это самые опытные халявщики. Они умеют ничего не делать и организовывать людей вокруг себя, но они вас боятся, потому что если будут кого-то уволнять, то их в первую очередь. Поэтому они всегда будут стараться запятнать вашу репутацию и продемонстрировать ваши ошибки, тем самым защищая себя. Не бейте их, лучше пожалейте и будьте внимательны)))
Начальство.
Это тот / те, кого надо слушать, стараться выполнять беспрекословно их указания. В общении с ними отключайте своего эго. Потом поймете, что вам как начальнику нет дел до того, что лично вы думаете о порученном вам задании, руководству нужно, чтобы специалист его выполнил как робот. Если вы все сделали как говорилось, то за результат вы уже не отвечаете, успех или провал этого дела полностью ляжет на начальство, а им уже «достанется» свыше.
Не понтуйтесь!
У вас есть машина и вы привыкли на ней ездить на работу? Следующие советы для вас:
1. Не старайтесь припарковаться как можно ближе к работе или на общей стоянке. На моем мерседесе образовалось около 10-ти сколов от удара дверьми соседнех машин на рабочей парковке. Мне завидовали и постоянно обсуждали какой я мажор. Это не приятно! Я ценю в людях человеческие качества и хочу, чтобы меня судили по ним, но тут всё не так…
2. Лучше если никто не будет знать сколько она стоит, сколько стоит обслуживание и ремонт. Это позволяет всем считать ваши деньги и вашу зарплату, а она даже у «одинаковых» специалистов бывает разная.
3. Предлагать подвезти всех «до метро», закончится тем, что будете возить в противоположную сторону от вашего дома.
Заводите друзей.
Лучше из смежных подразделений, когда вас не связывает одно дело. Про пользу друзей написано немало и к работе это тоже относится. В будущем они могут помочь вам с трудоустройством, или вы захотите нанять их к себе, зная их надежность.
Не будьте скучным и не стройте из себя шута.
На корпоративе все пьют, если не пьете лучше не приходите. Все знают, что пьяные мы становимся немного другими, иногда это идет нашему образу добросовестного работника во вред. Например, однажды, уходя небольшой компанией с корпоратива, я пытался запихнуть бутылку из-под шампанского в карман пальто, зачем не знаю, другой просто нес бутылку в руке. Итог – порванное пальто, подколы от коллег, осуждение от начальства, да и самому стыдно.
Что люди делают в офисе вместо работы Общение в соцсетях, перекуры и поиск новой работы — The Village выяснил, какими посторонними делами занимаются офисные сотрудники в рабочее время
Приходя на работу, некоторые сотрудники московских офисов первым делом проверяют соцсети, потом идут пить кофе с коллегами, потом — перекур, а там уже и обед недалеко — самое время заняться интернет-шопингом. The Village узнал, на что тратят рабочее время труженники офисов, вместо того чтобы заниматься делом.
20 минут в день
проводит в соцсетях большинство россиян
60 % времени в интернете
сотрудники российских компаний тратят на общение и развлечения
Весной, во время украинского кризиса, время, проводимое в соцсетях, увеличилось до 40 минут в день, свидетельствуют подсчёты Group-IB. Из-за нецелевого использования рабочего времени экономика России теряет в среднем 300 миллиардов рублей в год — это бюджеты примерно 20 крупных российских городов.
50 % сотрудников
отвлекаются на телефонные
звонки
30 % распечатанных
на офисном принтере документов
не имеют отношения к работе
По данным сервиса учёта рабочего времени «Стахановец», 90 % работников используют офисный принтер для личных целей: распечатывают на них свои документы, курсовые или книги из интернета
20 % менеджеров
используют ресурсы фирмы
для своего бизнеса
40 % сотрудников
в рабочее время просматривают вакансии в интернете
Кроме того, россияне активно занимаются поиском авиабилетов на работе, а также интернет-шопингом. Пик онлайн-покупок приходится на 14 и 18 часов. При этом многие не отличаются лояльностью к работодателю: 70 % компетентных сотрудников готовы продать информацию конкурентам, свидетельствуют исследования «Стахановца».
28 % времени сотрудников
уходит на неважные для основной работы вещи
27 % работников
отвлекаются на перекуры
По данным CareerBuilder, 42 % людей отвлекаются на обсуждение офисных слухов. Кроме того, сотрудникам мешают сосредоточиться шумные коллеги, бессмысленные встречи и необходимость отвечать на электронные письма. Каждый четвёртый работник жалуется на то, что его время уходит на встречи и обсуждения, в то время как работа не делается, свидетельствуют данные сервиса Weekdone. 40 % офисных сотрудников считают, что справлялись бы лучше, если бы коллеги по опенспейсу меньше болтали.
Иллюстрации: Настя Григорьева
Офисные профессии – список тех, кто работает в кабинетах
Долой постоянную офисную суету!
Современный мир дошел до той стадии развития, когда каждый человек, у которого есть ноутбук и выход интернет, может полноценно заниматься любимой работой из любой точки нашей планеты. И в ближайшем будущем количество людей, работающих удаленно, будет только увеличиваться.
Если у тебя набралось достаточное количество аргументов за то, чтобы переквалифицироваться из офисного клерка в работника, который не привязан к какой-то конкретной локации, у нас для тебя есть несколько любопытных вариантов.
Мы собрали список из 11 востребованных профессий, овладев которыми ты сможешь работать удаленно.
Кто работает в офисах: список профессий
Работа в офисе предполагает выполнение обязанностей, связанных с кадровыми, управленческими и служебными функциями в подразделениях компаний, учреждений или предприятий.
В условное название «офисных профессий» обычно входят абсолютно разные специальности с единым условием, что их объединяет – это нахождение рабочих мест в административных офисах, как предприятий, так и организаций. Список профессий, помимо руководящих должностей, категории офисный сотрудник или работник предполагает выполнение служебных обязанностей:
Важно! Иногда офисные профессии обыватели с пренебрежением называют не иначе, как «офисным планктоном», однако от качества выполнения их работы полностью зависит успешность деятельности компании, предприятия и учреждения.
Офисные сотрудники обеспечивают эффективность работы всех структур предприятий или учреждений – они, как правило, являются «приводными ремнями» успешной деятельности компаний.
Профессии в офисах – это представители не только тех специальностей, кто осуществляет документооборот, отвечает за коммуникативные связи, собирает, формирует и анализирует информацию. Это, также и те, кто обеспечивает нормальные условия для работы офисов компаний, предприятий и организаций или так называемые технические работники.
Выносливость и дружелюбие – залог успеха!
Каждый сотрудник офиса должен знать, что такое программа первичного инструктажа и для чего она проводится. Еще одно качество для успешной работы – устойчивость к стрессам. Если человек имеет высокую цель в жизни, ему нужно научиться спокойно относиться к сложным ситуациям, которые складываются на работе. Более того, следует тренировать спокойное отношение к неудачам. Необходимо отдавать себе отчет, что в процессе работы всегда будут происходить события, которые выводят из душевного равновесия. Профессионализм любого сотрудника заключается в том, что день за днем он выполняет определенную работу (даже в больших объемах) но, при этом остается невозмутимым, спокойным и сдержанным. Спокойный работник может выполнить гораздо больше дел в отличие от своих нервных коллег.
Офисный сотрудник в обязательном порядке должен уметь улаживать сложившиеся конфликтные ситуации. Практически в каждой компании есть люди, пытающиеся привлечь внимание скандальным способом. Офисный сотрудник должен внушать доверие. Находясь рядом с ним, коллеги должны чувствовать умиротворенность, спокойствие. Быть зачинщиком конфликтов и скандалов крайне неразумно. Если человек сглаживает конфликтные ситуации, он поступает правильно не только по отношению к фирме где работает, но также по отношению к собственному здоровью.Офисные работники должны быть дружными и трудолюбивыми.
Если человеку от природы присуще такое качество как лень, это станет понятно и начальнику. Директор сразу же заметит, что конкретный человек работает хорошо только тогда, когда за ним наблюдают. Если человек создает видимость работы, есть все шансы, что он окажется кандидатом на увольнение, а об увеличении зарплаты и речи быть не может. Дресс-код офисным работником должен соблюдаться в обязательном порядке. Стиль одежды должен быть скромным и деловым. Еще одна важная черта данного сотрудника – хорошая память. У офисного работника не всегда есть возможность записывать важную информацию, в связи с этим необходимо тренировать память.
Какими личностными качествами должен обладать офис-менеджер?
Так как работа офис-менеджера включает в себя достаточно широкий круг обязанностей, то первостепенное значение в профессиональной деятельности такого специалиста приобретают организаторские способности, исполнительность и коммуникабельность. Кроме того, офис-менеджер обязательно должен иметь такие личностные качества, как:
Также профессиональный офис-менеджер должен свободно владеть компьютером, ориентироваться в сети интернет и обладать грамотной речью. Причем желательно, чтобы он знал не только русский язык, но и, как минимум, один иностранный.
Минусы
Общие положения должностной инструкции
Должностная офис-менеджера инструкция утверждается генеральным директором компании. В разных компаниях она может отличаться по некоторым пунктам, но в целом ее основные положения не меняются. С рабочей инструкцией необходимо ознакомляться еще до подписания трудового договора, чтобы потом не сетовать на то, что выполнять те или иные обязанности не входило в ваши планы.
В общих положениях может быть указано:
Как правило, офис-менеджеры подчиняются генеральному директору. В подчинении у администраторов офиса находятся курьеры, водители, уборщицы и т.д.
Также в общих положениях может уточняться, работника с каким уровнем квалификации можно принимать на описываемую должность.
Прямые обязанности
Следующим пунктом в инструкции прописываются обязанности офис-менеджера.
Для резюме на соискательство вакансии часто претенденты выписывают в отдельную графу, какие обязанности они выполняли на предыдущей работе в офисе. Так работодатель получает больше информации о навыках претендента.
Какие пункты могут входить в непосредственные обязанности офис-менеджера?
В обязанности офис-менеджера может входить еще как минимум шесть видов работ. Но в каждой компании нагрузка на специалистов этой категории определяется индивидуально.
Недостатки профессии офис-менеджера
Говоря о недостатках профессии офис-менеджера, в первую очередь необходимо отметить утомительность трудового процесса. Дело в том, что работа этого специалиста практически всегда сопровождается огромным объемом организационных вопросов, большинство из которых нужно решать в срочном порядке, здесь и сейчас. А это частые стрессовые ситуации, нервное напряжение, физические нагрузки и постоянный контроль над собой и окружающими.
Кроме того, офис-менеджерам приходится совмещать сразу несколько “посторонних” должностей: кто-то использует офис-менеджера, как секретаря, другой взваливает на него труд курьера. Бывает и так, что начальство не достаточно правильно оценивает деятельность специалиста, существенно занижая его значимость. Или же в обязанности работника могут вменить функции, которые должен выполнять специально обученный для этого сотрудник. Например, когда у компании нет своего отдела кадров, к работе офис-менеджера может добавиться собеседование с соискателями, подбор персонала, ведение трудовых книжек.
Преимущества профессии офис-менеджера
Преимущества профессии офис-менеджера можно перечислять очень и очень долго. И прежде всего это огромная востребованность подобных специалистов на современном рынке труда. При этом опытные и высококвалифицированные специалисты могут рассчитывать не только на быстрое трудоустройство в успешную компанию, но и на вполне высокий уровень доходов (зарплаты офис-менеджеров в России колеблются в пределах 25-55 тысяч рублей).
Также стоит отметить возможность приобретения навыков административно-хозяйственной деятельности, которая пригодится как в личной жизни, так и на любой другой должности, если офис-менеджер решит сменить сферу деятельности или “пойдет” на повышение.
Еще одним несомненным преимуществом этой профессии можно считать то, что она не требует приобретения теоретических знаний в процессе длительного обучения в ВУЗах или техникумах. Все нюансы и особенности работы офис-менеджера легко приобретаются опытным путем (то есть, в процессе профессиональной деятельности).
Ну и самое главное, даже самые застенчивые и закомплексованные люди работая офис-менеджером будут чувствовать себя раскованно и уверенно в любом обществе. И все благодаря бесценному опыту построения интересного и продуктивного диалога с самыми разными людьми.
Первые белые воротнички
Как класс офисные сотрудники появились в середине XIX века. До этого их существование было настолько незначительным и децентрализованным, что никто и не пытался выделить их в отдельную группу. Эпоха индустриализации не только ускорила производство, но и увеличила объём административной, а вместе с ней и бумажной работы. Клерков, заполняющих гроссбухи и переписывающих документы, становилось всё больше, упоминания о них начали появляться в прессе и литературе, и постепенно они начали осознавать себя частью некоего сообщества.
Одним из признаков этой новой социальной группы стали накладные белые воротнички. Сорочки стоили слишком дорого, так что магазины одежды стали продавать клеркам отдельные воротнички. Вот что писал журнал Vanity Fair об образе офисных рабочих того времени: «Посредственные, эгоистичные, жадные, хитрые, болтливые и трусливые — они тратят все силы на жалкие попытки выглядеть лучше, чем те, кто занимается настоящим трудом». Это сравнение появилось не случайно. С самого своего появления офисная работа производила на окружающих впечатление чего-то неестественного. В мире, где все работали фермерами, плотниками и моряками, офисный труд казался чем-то несерьёзным, а клерк был фигурой смешной и любопытной. В 1880 году таким трудом занималось лишь 5 % рабочего населения.
Другие профессии, требующие специальных навыков
Также существует деятельность, которую сложно отнести в одну из вышеперечисленных категорий. Однако, она также предполагает наличие навыков (или образования) и возможность работать полностью удаленно.
Пройди бесплатный курс обучения и определись какая онлайн-профессия подходит тебе больше всего!
Работа в офисе? Нет пути
Поэтому я не хожу на собеседования. Собеседования противоречат самой идее фриланса. Если бы фрилансеров нанимали посредством собеседования, то фрилансеры тратили бы большую часть своего времени на посещения собеседований.
Поэтому фрилансеры очень редко ходят на собеседования. За более чем 10 лет своего профессионального стажа я был на собеседованиях 4 (четыре) раза, включая вчерашнее.
Фрилансеры не ходят на собеседования. Но мне позвонил знакомый, которого я знаю исключительно с положительной стороны и, рассказав, что компания, с которой он сотрудничает, ищет людей, спросил, мог бы я прийти пообщаться.
и прикинув, что человек хороший и фирма, скорее всего, тоже адекватная, я решил согласиться.
В целом от общения сложилось положительное впечатление, и хотя в данный момент я не ищу работу, озвученные мне предложения были достаточно интересными.
Однако, было поставлено условие — работа только в офисе. Никакой удалёнки.
В итоге я вышел оттуда с наказом подумать до понедельника. Думать, на самом деле, не о чем. Работа в офисе — не вариант. Припарковав автомобиль около своего дома, я раздумывал о том, как сформулировать письмо с отказом. Товарищ, с которым я общался, произвёл на меня хорошее впечатление и не хотелось просто писать «я не хочу с вами работать» в ответном письме. Решил, что подробно распишу причины своего отказа и важность для меня именно удаленной работы. В процессе ответ стал таким масштабным, что из письма превратился в эту статью.
Я постараюсь рассказать, почему удалённая работа — это особенный статус, от которого очень сложно отказаться.
Конечно, есть уже миллиард статей о том, что такое фриланс и как живут удалёнщики, с разбором плюсов и минусов.
Однако, на мой взгляд, эти статьи рассматривают фриланс немного однобоко.
Например, чуть ли не самым важным плюсом фриланса часто объявляют «возможность работать на пляже/в гамаке».
Ну, у меня пляж в 10 минутах езды, а гамак прямо за дверью.
Еще 0.1% — это решение срочных рабочих вопросов на чужом компе или через смартфон/планшет.
Да, иметь возможность работать откуда угодно — это приятная фишка, но в действительности она нужна очень и очень редко.
Попробуем сформулировать основные причины, по которым я никогда не соглашусь работать в офисе на фулл-тайм и продолжу фрилансить.
Возможность управлять своим временем
Речь не о том, чтобы работать когда хочешь. Речь о том, чтобы не работать когда это нужно.
Да, я работаю по вечерам, в выходные, праздники и в три часа ночи первого января.
Но, если мне завтра надо попасть на приём к некоему специалисту (который, внезапно, работает только в будние дни с 9 до 19), то я пойду к 9 и без очереди с ним пообщаюсь. А не побегу, как угорелый, в свой обеденный перерыв или в шесть вечера после работы, когда толпа таких же офисных сотрудников ломится к нему же на приём.
Можно посещать спортзал в то время, когда посещение дешевле, а людей меньше. Только задумайтесь: обычно платят больше, чтобы позаниматься в меньшем комфорте…
Клубы по интересам выбираются не по принципу «в этот я успею после работы», а по принципу «в этот я хочу».
В большинстве случаев я работаю, как обычные люди — в будни с 10 до 18. Но, при желании, я вполне могу перенести часть работы на выходной или вечер и потратить время в будние дни на что-то, что мне нужно или интересно.
При этом я не устаю от работы. Будем откровенны, как правило, люди устают не от работы, а от сопутствующих факторов: говорливая Наташа за соседним столом, шум компьютеров, неадекватная вентиляция, поездка на / с работы. У меня всего этого нет. Поэтому я часто продолжаю работать после 18:00… А почему нет-то, если работается? Если же настроения работать нет, я иду заниматься чем-нибудь. Чем угодно. В то время как люди офисные только-только добираются до дома, настолько уставшие, что не хотят уже ничего…
Необходимость ехать на работу
Это касается не всех. Но это касается большинства. Как правило, чем комфортнее вы живете, тем дальше добираться до работы.
И даже 40 минут в одну сторону (а это считается очень даже хорошим вариантом в большинстве городов) — это полтора часа, потраченных впустую. И ладно бы просто потраченных, но поездка в маршрутке, в жару, в толпе таких же людей (мы же едем в час пик, вместе с такими же товарищами, спешащими на работу) страшно выматывает. Не удивительно, что большая часть людей вечером после работы настолько вымотаны, что сил не хватает ни на что, кроме эпизода любимого сериальчика. А если на проезд тратится полтора часа только в одну сторону? Это вполне реально в современных городах… Это почти 20% жизни человека, бесцельно сожжённых на проезд.
Комфорт рабочего места
Достаточно давно компании стали понимать, что экономить на рабочем месте — глупо. На моём самом первом рабочем месте (а я аж целых три месяца в своей жизни проработал в офисе на испытательном сроке) у всех сотрудников были шикарные кожаные кресла. Сейчас почти все предложения о работе содержат в себе упоминание, что рабочее место можно оформить по требованиям сотрудника.
Но… рабочее место — это немного больше, чем стул, стол и компьютер на столе. Я верю, что все адекватные работодатели выделяют бюджет и позволяют сотруднику в рамках бюджета построить себе стол с компом.
Рабочее место — это ещё и температура в комнате, например. А также, лично для меня очень важное условие — звуковое оформление. Так уж сложилось, что я всю жизнь живу в окружении музыки. Аудиосистема с объёмным звуком появилась в доме раньше, чем микроволновка. Каждый день вокруг меня играет какой-нибудь ambient, chillout… Вы можете себе представить компанию, которая позволит программисту на рабочем месте поставить аудиосистему, отличную от наушников? А ведь аудио-канал — важная часть восприятия, сильно влияющая на мыслительные процессы.
Отдельно стоит поговорить о качестве воздуха. Для меня стало открытием, что влажность воздуха и количество СО2 ОЧЕНЬ сильно влияют на состояние организма.
Серия статей на хабре на эту тему: «Предупреждён — значит, вооружён».
После вдумчивого чтения материалов на тему влажности воздуха и концентрации СО2 я обзавелся не только датчиками влажности и СО2, но и увлажнителем воздуха.
Внезапно оказалось, что можно жить без головной боли и трескающейся кожи.
Я допускаю, что работодатель позволит поставить в кабинете датчики и увлажнитель. Но зимой не избежать войны среди сотрудников на тему «надо проветрить» и «проветривать нельзя — холодно». Да и летом тоже, если стоит кондиционер: «не открывай окно! кондиционер же!». Нормальная вентиляция — редкий гость в большинстве офисов, а значит, все сотрудники живут в условиях холодного, но насыщенного СО2 воздуха. Ведь в основном ставят кондиционеры подешевле и плевать на то, что они не умеют забирать воздух с улицы…
Получилась уже огромная портянка про комфорт… А я и процента не описал всего того, что создает этот самый комфорт.
Вы можете сказать — да это всё мелочи. Можно работать и в аскетичных условиях.
Простите, мы живём на работе. Проводим там пять дней из семи. На работе должно быть всё идеально, потому что работа — наша жизнь. Нет смысла оборудовать машину, в которой вы ездите на дачу — вы в ней не живёте, нет смысла ставить мегакомфортабельный туалет — вы в нём не живёте. А вот на работе вы именно живёте. Вы нигде не проводите больше времени в бодрствовании, чем на работе. Так что все мелочи важны, ведь это и есть ваша жизнь. НЕ комфортабельный диван, на котором вы сидите полчаса в день, а офисный стул, на котором отсиживаетесь 9 часов из 16, пять дней из семи.
Поговорим немного о психологии
Этот фактор практически не рассматривается в статьях о фрилансе.
Я далеко не сразу осознал это преимущество своей работы. Как правило, его даже не считают преимуществом, а наоборот, в минусы записывают.
Первый раз я задумался об этом, когда смотрел фильм «Мне бы в небо». В этой картине очень много увольняют. И люди, которых увольняют, показаны раздавленными, увольнение настолько страшно для них, что даже самоубийство — выход. Я и до этого с недоумением смотрел на фильмы, где показана трагедия увольнения. И никогда не понимал, что за фигня происходит на экране. А этот фильм вызвал лёгкий шок. У меня есть близкая родственница, с которой мы плотно общаемся и которая рассказывает о своей работе. И, сложив свои впечатления от просмотренных кинокартин и её рассказы, я понял, что происходит. Происходит отождествление себя и своей работы. Как я уже писал выше: работа — это наша жизнь. Если ты несколько лет проработал в одном месте, в одном кругу, то начинаешь отождествлять свою жизнь с конкретной фирмой и людьми, со своей работой, строить планы на основании своей работы. Это, конечно, замечательно… если бы не риск увольнения. А ещё работодатели видят эту фишку и используют её. На сотрудников давят и заставляют идти на жертвы, просто чтобы остаться в «семье».
Фрилансеру плевать на увольнения. От слова «вообще».
Фрилансер перманентно находится в стадии увольнения. Для «нормальных» людей увольнение — это стресс. Для фрилансера увольнение и смена работы — это обычный рабочий процесс. Сегодня накроются все проекты и потеряются все мои клиенты… Ну ок, месяц-два я буду без денег. Потом найду новых клиентов. Я неплохой специалист, поэтому даже если я не смогу сразу же выйти на свой текущий баланс — это не страшно, уж на жизнь-то я себе точно заработаю, а там, глядишь, и восстановлю всё.
Это не вызывает паники, истерик или ещё чего-то такого.
Фрилансера нельзя шантажировать увольнением, понижением, сокращением зарплаты. Потому что фрилансер скажет «До свидания» и завтра будет работать над другим проектом с другими людьми.
Несколько лет я удивлялся, насколько мне везёт с заказчиками. Они все крайне адекватные и умные люди. Я думал — это везение. Не так давно до меня дошло, что это не везение. Это фильтрация. Хреновые клиенты живут в моём мире не больше месяца и исчезают. Иногда с моими деньгами. Иногда молча и без конфликтов. Классные клиенты остаются надолго, регулярно снабжают заказами и просто поддерживают общение. Вот в итоге и получилось, что я окружён только действительно достойными людьми.
Работая в офисе, я не могу фильтровать кадры. Хорошо, если босс справляется и сам подбирает адекватных людей… А если нет?
При удалёнке тоже так бывает, что на стороне заказчика работает какой-нибудь неадекват. Конечно, отказываться от проекта только потому, что какой-нибудь прогер — неадекват, не всегда оправдано. Была ситуация, когда человек нормально со всеми в офисе ладил, я нормально со всеми сотрудниками ладил и только мы с ним не могли друг с другом нормально общаться. Это решилось очень просто — мы общались исключительно по деловым вопросам и только в общем рабочем чате, в скайпе. На удалёнке даже в такой ситуации человека можно отфильтровать. Вживую, если за соседним столом сидит человек, с которым невозможно ужиться — это постоянные конфликты и плохое настроение. Зачем так жить…
«Безкомандная» работа
Так вот. Я Евгения никогда вживую не видел. Что не мешает нам достаточно успешно пилить проекты и даже выпускать их на таких серьезных площадках, как Steam. При этом мы друг другу не платим. Что это, как не командная работа?
Но тут можно сказать, что у нас энтузиазм и вообще не работа.
Ладно, пример из коммерческой разработки:
Довелось работать над проектом Striker. Это такой стрелковый комплекс:
Я вёл этот проект с самого первого дня разработки как Senior Developer. К моменту моего ухода из проекта в нём было человек 6 программистов. Плюс несчётное количество моделлеров и художников прошло через проект.
Я весь проект вёл удалённо. Вживую я общался непосредственно с боссом и с одним программистом, который занимался внедрением проекта у одного из клиентов, а я туда подъезжал, чтобы посмотреть на проект в сборе(да, я первый раз увидел проект, который делал, только через 3 года разработки, когда он уже был смонтирован у одного из клиентов и полноценно работал в панорамном режиме с семью компами, объединенными в кластер).
Масштабный проект, несколько лет разработки достаточно большой командой, основной архитектор проекта на удалёнке и всё ок.
Тупая родня
Достаточно грубый заголовок, но когда читаешь про этот миф, создаётся впечатление, что именно таких родных и описывают.
Часто высказывается мнение, что родные не понимают, что работа дома требует сосредоточения и нельзя человека просить помочь и вообще отвлекать.
Я около пяти лет жил в доме родителей, в это же время там жила моя сестра с мужем и двумя детьми: один двухлетка, второй новорожденный. Похоже на дурдом, правда? И тем не менее всё это совершенно не мешало мне работать. Отдельная комната и нет проблем.
Родители удивлялись первое время, что я сижу дома и деньги получаю, потом привыкли. Стали воспринимать более серьезно. Пять лет назад переехал в соседний дом, родители вышли на пенсию и буквально каждый день работают в саду, соответственно прямо под окнами весь день ходят, но не мешают. Жена — умница, прекрасно понимает, чем я занимаюсь и подстроилась под мой стиль работы. Потихоньку и сама во фрилансерство въезжает. Когда будет ребёнок, вероятно будет чуть сложнее, но я уверен, что ситуация кардинально не изменится. Тем более, что в доме с двумя мелкими я уже работал и особых проблем не испытывал.
Итого:
Работа на удалёнке — это работа только с адекватными и честными людьми.
Работа на удалёнке — это максимальный комфорт жизни (ведь работа — это и есть жизнь).
Работа на удалёнке — это стрессоустойчивость и умение быстро находить работу при необходимости.
Вот поэтому меня очень тяжело заманить в офис.