Чем занимаются миротворческие войска

Виды ВС РФ

Чем занимаются миротворческие войска. Смотреть фото Чем занимаются миротворческие войска. Смотреть картинку Чем занимаются миротворческие войска. Картинка про Чем занимаются миротворческие войска. Фото Чем занимаются миротворческие войска

Участие России в миротворческих операциях

Миротворческие операции Организации Объединенных Наций проводятся в целях предотвращения или ликвидации угрозы миру и безопасности путем совместных принудительных действий, если меры экономического и политического характера оказались недостаточными и неэффективными.

Будучи постоянным членом Совбеза ООН, Российская Федерация несет ответственность за поддержание мира и безопасности на планете. За последние годы военнослужащие ВС РФ наравне с другими членами международного сообщества неоднократно участвовали в предотвращении или ликвидации междоусобных и межнациональных конфликтов как на территории республик бывшего СССР, так и в странах дальнего зарубежья. География таких мест обширна: Южная Осетия, Абхазия, Приднестровье, Таджикистан, Босния и Герцеговина, Косово и Метохия, Ангола, Чад, Сьерра-Леоне, Судан. Здесь российские военнослужащие успели проявить себя как опытные и высококвалифицированные миротворцы, способные качественно выполнять поставленные задачи.

В целях подготовки военнослужащих Российской армии к участию в операциях по поддержанию международного мира и безопасности сформирована 15-я отдельная мотострелковая бригада. Ее бойцы могут входить в состав миротворческих контингентов по решению Президента Российской Федерации и в интересах Содружества Независимых Государств, ООН, ОБСЕ, Совета Россия-НАТО и, при необходимости, Шанхайской организации сотрудничества.

Другим важным аспектом участия Российской Федерации в международной миротворческой деятельности является направление в миссии ООН военных наблюдателей. Они служат на Ближнем Востоке, в Западной Сахаре, Демократической Республике Конго. Примечательно, что наша страна входит в первую десятку по количеству военных наблюдателей в Организации Объединенных Наций.

В то же время Россия несет особую ответственность за сохранение безопасности на пространстве СНГ. Так, в Приднестровье в целях мирного урегулирования вооруженного конфликта и на основании соответствующего соглашения все еще находятся совместные миротворческие силы России и Молдовы.

Кроме того, российские военнослужащие входят в миротворческий контингент Организации Договора о коллективной безопасности. Этот контингент был сформирован в октябре 2007 г. Он предназначен, прежде всего, для участия в операциях по поддержанию мира на территориях государств-членов ОДКБ (по решению Совета коллективной безопасности ОДКБ), а также за пределами этих государств (на основании Мандата, выдаваемого Советом Безопасности ООН).

Стоит отметить, что сегодня роль и значение миротворческого направления в развитии ВС РФ растет. Реформа Вооруженных Сил России, в частности, предполагает повышение готовности наших воинских формирований к участию в международных миротворческих операциях – как с целью подержания мира и безопасности в зонах конфликтов, так и с целью защиты интересов России и жизни ее граждан.

Источник

Гарант мира в любой точке планеты. Кто такие российские военные миротворцы

Чем занимаются миротворческие войска. Смотреть фото Чем занимаются миротворческие войска. Смотреть картинку Чем занимаются миротворческие войска. Картинка про Чем занимаются миротворческие войска. Фото Чем занимаются миротворческие войска

Памятная дата была введена в 2016 году по указу Верховного Главнокомандующего ВС РФ

Ежегодно 25 ноября в Вооруженных силах РФ отмечается День российского военного миротворца. Он установлен указом президента РФ Владимира Путина от 1 августа 2016 года. Международный день миротворцев Организации Объединенных Наций отмечают 29 мая.

Как развивалось миротворчество в РФ

На момент распада СССР представители России находились в составе групп военных наблюдателей ООН на Ближнем Востоке (Египет, Израиль, Сирия, Ливан, граница Ирака и Кувейта), в Западной Сахаре, Камбодже и Югославии. Кроме того, РФ включилась в миротворческий процесс на территории Содружества Независимых Государств (СНГ).

С 1992 года российские военнослужащие входят в Коллективные силы по поддержанию мира в СНГ, с 2007-го — в миротворческий контингент Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

В настоящее время россияне участвуют в миротворческих миссиях ООН преимущественно в роли военных наблюдателей и полицейских (последние — от МВД РФ).

По состоянию на конец октября 2018 года в состав миротворческих сил ООН входили 78 россиян: 38 военных наблюдателей, 34 участника полицейских миссий и шесть участников воинских контингентов. Россия занимала 69-е место из 124 по общему вкладу в состав сил (с учетом предоставленных полицейских).

В 2018 году военнослужащие и полицейские из РФ участвуют в восьми миротворческих миссиях ООН: на Ближнем Востоке, в Западной Сахаре, в Судане, Южном Судане, ДР Конго, Косово, Колумбии и на Кипре.

Где и когда участвовали

В 1995–1997 годах российский 629-й отдельный батальон ООН принимал участие в миротворческой операции в Сараеве.

В ноябре 1995 года была сформирована российская отдельная воздушно-десантная бригада миротворческих сил в Боснии и Герцеговине численностью 1 тыс. 340 человек, которая в составе международных сил под руководством НАТО участвовала в прекращении вооруженного конфликта в бывших югославских республиках. 25 июня 1999 года по решению Совета Федерации РФ в Косово и Метохию были направлены 3 тыс. 600 российских миротворцев (выведены 24 июля 2003-го).

21 июля 1992 года РФ и Молдавия подписали соглашение об урегулировании вооруженного конфликта в Приднестровье. В соответствии с документом в зону конфликта были введены шесть батальонов российских миротворцев (не входили в состав российской 14-й армии). После 1996-го число миротворцев сокращалось. По состоянию на 2016 год в составе контингента находится 441 военнослужащий РФ.

24 сентября 1993 года по решению Совета глав государств СНГ были созданы коалиционные миротворческие силы СНГ, задачей которых стала нормализация обстановки в Таджикистане, где шла гражданская война.

Вошедшая в состав сил 201-я мотострелковая дивизия ВС РФ численностью около 6 тыс. человек развернула миротворческую деятельность на таджикско-афганской границе. По договору между РФ и Таджикистаном в 1999 году на основе дивизии создана российская военная база (в настоящее время численность — более 6 тыс. человек).

13 июня 1994 года по решению Совета глав государств СНГ более 1 тыс. 800 российских миротворцев были введены в зону грузино-абхазского конфликта. Контингент стабилизировал обстановку в Абхазии. Миссия продлилась до октября 2008 года.

С июня 2000 по сентябрь 2005 года в Сьерра-Леоне более 100 российских военных летчиков занимались авиационным обеспечением миссии ООН.

С июня 2004 по декабрь 2006 года военнослужащие ВС РФ участвовали в операции ООН по поддержанию мира в Бурунди.

С апреля 2006 по март 2012 года в состав миротворческих сил ООН в Судане и Южном Судане входила российская авиационная группа численностью порядка 120 человек с четырьмя вертолетами Ми-8.

С сентября 2008 по декабрь 2010 года воинское формирование ВС РФ численностью до 100 военнослужащих участвовало в операции Евросоюза в поддержку присутствия ООН в Республике Чад и ЦАР.

В разные годы российские офицеры входили в группы военных наблюдателей ООН в Руанде, Грузии, Гватемале, Сьерра-Леоне, Восточном Тиморе, ДР Конго и других странах.

Какая законодательная база

Принципы использования российских миротворцев за рубежом прописаны в Военной доктрине РФ и Концепции внешней политики РФ.

Где готовят

С 2005 года военнослужащих ВС РФ готовят к участию в миротворческих операциях в 15-й отдельной гвардейской мотострелковой миротворческой бригаде Центрального военного округа (пос. Рощинское, Самарская обл.).

Материал подготовлен по данным «ТАСС-Досье»

Источник

Кто такие миротворцы?

Чем занимаются миротворческие войска. Смотреть фото Чем занимаются миротворческие войска. Смотреть картинку Чем занимаются миротворческие войска. Картинка про Чем занимаются миротворческие войска. Фото Чем занимаются миротворческие войска

Миротворцы. Кто они?

В новостных сводках о военных или гражданских конфликтах мы часто встречаем слово «миротворец». Кто такие — миротворцы? В чем состоит их миссия? Кто их направляет?

Само слово миротворец говорит нам о том, чем заняты эти люди. Они творят мир, пытаются урегулировать конфликт. Их направляют для восстановления и сохранения мира.

«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5, 9), — говорится в Библии.

Творить мир — это благая миссия, которая угодна Богу. В Писании не раз встречается слово «мир». Война и противостояние — это не то, что Господь хотел принести на Землю. Миротворцем нередко называют Иисуса Христа. Вся суть христианства укладывается в человеколюбии, в желании спасти и принести мир. Тот новый мир, в котором войн и зла не будет.

В светском понимании миротворец — это человек, нередко в военной форме, религиозный, политический или общественный деятель, который пытается примирить стороны конфликта.

Несмотря на то, что и в самом Писании мы встречаем примеры, когда за мир приходилось бороться в прямом смысле слова, Новый Завет дает нам другие указания: «взявшие меч, мечом и погибнут» ( Мф.26:52 ).

Быть миротворцем — значит, спасать от войны?

Быть миротворцем — не всегда означает решать вооруженные конфликты и стоять между двумя дулами автомата. Миротворцем может быть каждый христианин. Под словом «мир» в Писании не всегда понимается решение спора. Новый Завет дал нам Обетование о том, каким должен быть новый уклад жизни. Чего Господь хочет от нас. Любви друг к другу, милосердия, прощения.

Обращаясь к ученикам, Христос говорит: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» (Ин. 14, 27).

Соблюдая заповеди, стараясь жить по Писанию, христиане пытаются творить другой Мир, отличный от жизни, полной земных радостей.

Работа над собой

Показать, чем прекрасен мир нельзя без собственного примера. Люди тянутся к тому, у кого есть мир в душе. Прославить Господа своей земной жизнью — тоже означает быть миротворцем, творить добро.

Если говорить о светских новостях, то «миротворческие силы» нередко подразумевают под собой людей в камуфляже, обученных останавливать войны, которые грозят всемирной катастрофой. Но миротворцами также называют верующих людей, которые противопоставляют оружию молитву и Крестный ход.

Библия говорит нам: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф. 5: 44, 45). В ней нет обетования побеждать с помощью физической силы, но у миротворцев есть более серьезное «оружие» — сила духовная. Там, где помирить врагов кажется невозможным, есть Господь, для Которого возможно все.

Быть миротворцем значит:

Читайте также:

Источник

«Хранить безопасность на планете»: как российские миротворцы урегулируют международные конфликты

25 ноября 1973 года группа советских военнослужащих приняла участие в миротворческой операции на Ближнем Востоке в ходе арабо-израильского конфликта. Миротворческий контингент располагался в Египте и Сирии.

Миссия Советского Союза состояла из 25 офицеров. Их целью было оказание помощи во время проведения операции «Омега» по поиску останков военнослужащих, погибших в результате Войны Судного дня (6—24 октября 1973 года). Были обнаружены 183 погибших израильских военнослужащих и 321 арабский. Также советская миссия участвовала в операции «Линия Альфа» по определению границы между буферной зоной и зоной ограниченного количества войск Египта.

С тех пор Россия принимает активное участие в операциях по поддержанию стабильности и безопасности на планете. Миротворческие силы РФ были задействованы для предотвращения конфликтов в Южной Осетии, Абхазии, Приднестровье, Таджикистане, Боснии и Герцеговине, Косове и Метохии, Анголе, Чаде, Сьерра-Леоне и Судане.

В 2016 году указом президента России Владимира Путина было установлено празднование Дня российского военного миротворца 25 ноября.

На пути к миру

По статистике ООН, на начало 2017 года в девяти миссиях ООН было задействовано 105 российских миротворцев. Из них 41 человек выполняет полицейские функции, а 64 выступают в качестве военных наблюдателей.

Миротворческие операции подразделяются на операции по поддержанию мира и по принуждению к миру. Первые проводятся с согласия всех основных конфликтующих сторон и направлены на контроль и выполнение уже достигнутых соглашений о прекращении огня. Операции по принуждению к миру проводятся с целью создания обстановки для перемирия или прекращения огня даже при условии несогласия конфликтующих сторон.

25 лет без войны

В 1992 году вспыхнул вооружённый конфликт между Молдавией и непризнанной Приднестровской Молдавской Республикой. Прекратить кровопролитие удалось лишь с вводом в 1992 году в Приднестровье российского миротворческого контингента.

В Приднестровье было размещено 3100 российских, 1200 молдавских и 1200 приднестровских военнослужащих. Со второй половины 1992 года при посредничестве России начались переговоры о статусе Приднестровья, с 1993 года к мирному урегулированию присоединилась ОБСЕ, а с 1995 года — Украина.

Благодаря присутствию российских миротворцев за 25 лет в регионе не было ни одного серьёзного инцидента. Приднестровье является единственным регионом на территории Восточной Европы, где после ввода миротворческого контингента военные действия были прекращены и не возобновлялись.

На сегодняшний день в составе российского миротворческого контингента в Приднестровье остаются два отдельных мотострелковых батальона, батальон охраны и обслуживания.

Гражданская война в Таджикистане

В 1992 году массовые митинги в Душанбе переросли в полномасштабную гражданскую войну. 27 июня в южных районах Таджикистана вспыхнули вооружённые столкновения, начавшиеся из-за конфликта населения Вахшского района с переселенцами из соседних регионов.

К октябрю 1992 года уже насчитывалось 15—20 тыс. убитых и несколько десятков тысяч раненых, сотни тысяч жителей республики стали беженцами. Страна начала скатываться в бездну гуманитарной катастрофы.

22 января 1993 года в Минске между Россией, Казахстаном, Узбекистаном и Киргизией было подписано решение о создании Коллективных миротворческих сил (КМС) с целью стабилизации обстановки на таджикско-афганской границе.

В состав КМС вошли 201-я мотострелковая дивизия Вооружённых сил России и подразделения из Казахстана, Киргизии и Узбекистана. В задачи 201-й дивизии входили охрана Нурекской ГЭС и аэропорта в Душанбе, патрулирование в Душанбе, Кулябе и Курган-Тюбе, сопровождение колонн, а также охрана сложных участков таджикско-афганской границы совместно с пограничниками.

Благодаря усилиям миротворцев к лету 1993 года конфликт в целом удалось погасить. 27 июня 1997 года в Москве на девятой встрече между представителями конфликтующих сторон при посредничестве ООН было подписано окончательное мирное соглашение.

С 1993 по 1999 годы военнослужащими 201-й дивизии было разминировано 25 км дорог, ликвидированы 103 минных поля, обнаружено и уничтожено 141 205 мин, перевезено около 10 тыс. переселенцев и более 350 тонн гуманитарных грузов. При выполнении миротворческой миссии в Таджикистане погибли более 150 военнослужащих дивизии.

Ценой собственной жизни

14 июля 1992 года российские миротворческие силы были введены в зону грузино-осетинского конфликта. После распада СССР Южная Осетия фактически отделилась от Грузии, однако не была признана международным сообществом в качестве независимого государства. Ввод российских войск позволил долгое время сохранять стабильность в регионе.

Летом 2008 года благодаря усилиям российских миротворцев удалось предотвратить масштабное кровопролитие в ходе обострения грузино-осетинского конфликта. Утром 8 августа грузинские войска начали наступательную операцию в Южной Осетии, на их пути находилась база российских миротворцев.

Однако российские миротворцы не допустили прорыва грузинских войск к Цхинвалу и сдерживали натиск превосходящих сил противника до прихода российской 58-й общевойсковой армии Южного военного округа, которая действовала в рамках принуждения к миру грузинской стороны.

По данным, опубликованным военной прокуратурой России, за время конфликта в Южной Осетии погиб 71 российский миротворец.

Изначально грузинским войскам противостояло 526 российских миротворцев, 250 из которых размещались на постах и заставах вдоль границы. Командир батальона миротворцев подполковник Константин Тимерман был награждён званием Героя России.

В 1994 году Коллективные силы по поддержанию мира (КСПМ) СНГ были в введены Абхазию. Целью КСПМ было разъединение сторон грузино-абхазского конфликта в регионе. К 1 августу 2008 года группировка КСПМ насчитывала 1561 человек, она была оснащена 135 единицами бронетанковой и 267 единицами автомобильной техники, а также четырьмя вертолётами Ми-8 и Ми-24.

В результате конфликта в Южной Осетии в 2008 году мандат у КСПМ был отозван и начался вывод миротворческих сил КСПМ из Абхазии. С 2009 года в Абхазии на месте бывших объектов КСПМ базируется 7-я объединённая военная база российских вооружённых сил.

Вопрос собственной безопасности

Для России участие в миротворческой деятельности сегодня — во многом вопрос собственной безопасности. Ряд регионов с повышенной напряжённостью находится в непосредственной близости от нашей страны или напрямую граничит с Россией. В частности, речь идёт о гражданском конфликте в Донбассе.

Россия уже неоднократно предлагала разместить миротворческий контингент на линии разграничения сторон. Ввод миротворцев позволил бы начать процесс мирного урегулирования на востоке Украины. Однако Киев не согласен с таким сценарием.

«Россия одной из первых предложила ввести миротворческий контингент в район конфликта в Донбассе», — подчеркнул в беседе с RT эксперт Ассоциации военных политологов Андрей Кошкин, заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Миротворческая платформа

По мнению экспертов, перспективной платформой для миротворческой деятельности является Организация договора коллективной безопасности (ОДКБ), куда входят Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан.

С 2012 года проводятся учения «Нерушимое братство», где миротворческими силами стран — участниц ОДКБ отрабатываются различные сценарии проведения операций по деэскалации конфликтов. Организация имеет мандат Совбеза ООН на проведение миротворческих операций.

«У этого союза хороший потенциал для развития в плане миротворческой деятельности, который может эффективно проявить себя на среднеазиатском направлении», — отметил Кошкин.

Эксперт также подчеркнул значение миротворческих миссий России по всему миру.

«На сегодняшний день трудно представить себе архитектонику безопасности Европы без участия России. С помощью России достигнуты существенные результаты в урегулировании конфликта в Сирии, постепенно ситуация идёт к своему решению в политическом русле. Россия поддерживает мир в Приднестровье, остановила кровопролитие в Южной Осетии — всё это говорит о желании страны хранить мир и безопасность на планете», — заявил Кошкин.

Также, по словам эксперта, Россия осуществляет транспортное обеспечение миротворческих миссий ООН и вносит свой денежный вклад в фонд организации.

Источник

Кто и как отправляет миротворцев?

Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы

Чем занимаются миротворческие войска. Смотреть фото Чем занимаются миротворческие войска. Смотреть картинку Чем занимаются миротворческие войска. Картинка про Чем занимаются миротворческие войска. Фото Чем занимаются миротворческие войска

Д.ю.н., профессор, зав. кафедрой международного права РУДН, член Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам

Чем занимаются миротворческие войска. Смотреть фото Чем занимаются миротворческие войска. Смотреть картинку Чем занимаются миротворческие войска. Картинка про Чем занимаются миротворческие войска. Фото Чем занимаются миротворческие войска

Аспирант кафедры международного права юридического факультета РУДН

29 мая отмечается Международный день миротворцев ООН. По мере того как мир сталкивается с новыми вызовами, идет поступательное развитие миротворческой деятельности ООН. Как же формируются миротворческие операции? Из кого они состоят? Кто их финансирует? Участвуют ли в этом региональные организации? Какова роль России? Какие перспективы у миротворчества?

29 мая отмечается Международный день миротворцев ООН. Этот день служит двум целям: почтить память миротворцев ООН, погибших во имя дела мира, и отдать дань уважения всем мужчинам и женщинам, которые служили или служат в миротворческих контингентах ООН, проявляя высокий профессионализм, самоотверженность и мужество. По мере того как мир сталкивается с новыми вызовами, идет поступательное развитие миротворческой деятельности ООН. Как же формируются миротворческие операции? Из кого они состоят? Кто их финансирует? Участвуют ли в этом региональные организации? Какова роль России? Какие перспективы у миротворчества?

Механизмы принятия решений ООН в области миротворчества

Что такое деятельность по поддержанию мира?

Организация Объединенных Наций начала свою миротворческую деятельность в 1948 г. с учреждения Органа ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия на Ближнем Востоке. С тех пор в общей сложности было проведено 69 операций по поддержанию мира (ОПМ). За это время в них приняли участие сотни тысяч военнослужащих, десятки тысяч полицейских и другой гражданский персонал ООН из более 120 стран мира. Более 3200 миротворцев погибли при исполнении служебных обязанностей под флагом ООН.

Миротворческий компонент обладает гибкостью, и в конце XX – начале XXI веков развертывание миротворческих сил происходило в рамках различных конфигураций. По состоянию на 10 апреля 2014 г. в мире развернуты 16 миротворческих операций (в Индии, Пакистане, Гаити, Абьей, Дарфуре, Конго, Западной Сахаре, Кот-д’Ивуаре, Либерии, Южном Судане, Голанах, Ливане, Кипре, Косово, Мали, Центральноафриканской Республике, на Ближнем Востоке) и одна специальная политическая миссия (в Афганистане).

Чем занимаются миротворческие войска. Смотреть фото Чем занимаются миротворческие войска. Смотреть картинку Чем занимаются миротворческие войска. Картинка про Чем занимаются миротворческие войска. Фото Чем занимаются миротворческие войска

Деятельность по поддержанию мира – один из наиболее эффективных инструментов, имеющихся в распоряжении ООН для оказания помощи принимающим странам, которые переживают сложный период выхода из конфликтной ситуации. В своей деятельности по поддержанию мира ООН руководствуется тремя основными принципами: согласие сторон, беспристрастность, неприменение силы за исключением случаев самообороны и защиты мандата.

Правовые основы и роль Совета Безопасности ООН

Хотя деятельность по поддержанию мира четко не оговорена в Уставе ООН (далее Устав), ОПМ традиционно опирались на него. В соответствии с Уставом Совет Безопасности (СБ) несет главную ответственность за поддержание мира и безопасности. Согласно статье 25 Устава все государства-члены ООН соглашаются подчиняться решениям СБ и обязаны их выполнять. Из этого следует и признается большинством государств, что решения о создании, проведении, изменении, расширении, продлении, завершении, времени и месте развертывания ОПМ входят в полномочия СБ. Совет имеет право не ссылаться на конкретную главу Устава при принятии резолюции, санкционирующей развертывание ОПМ. В последние годы при принятии резолюций, санкционирующих развертывание операции в сложных условиях постконфликтных ситуаций в тех случаях, когда государство не способно обеспечить безопасность и общественный порядок, СБ делает ссылки на главу VII Устава. В этой главе предусмотрены «действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии».

Решение о новой операции принимается после осуществления ряда необходимых мер. По мере развития и углубления конфликта или процесса урегулирования ООН, как правило, проводит серию первоначальных консультаций, чтобы выбрать наиболее эффективные меры реагирования со стороны международного сообщества. В консультациях обычно принимают участие все заинтересованные стороны ООН, правительство потенциальной принимающей страны и участники на местах, государства-члены, в том числе государства, которые могли бы предоставить воинский и полицейский контингент для ОПМ, региональные и иные межправительственные организации, а также другие ключевые внешние партнеры…

Совет принимает меры в связи с кризисными ситуациями, рассматривая каждый случай отдельно. При вынесении решения о развертывании ОПМ учитываются следующие основные факторы:

Чем занимаются миротворческие войска. Смотреть фото Чем занимаются миротворческие войска. Смотреть картинку Чем занимаются миротворческие войска. Картинка про Чем занимаются миротворческие войска. Фото Чем занимаются миротворческие войска

Если Совет приходит к заключению, что развертывание ОПМ – наиболее адекватная мера, он официально санкционирует ее проведение путем принятия резолюции, в которой определяются мандат, масштабы и задачи операции. Затем Генеральная Ассамблея (ГА) утверждает бюджет и ресурсы ОПМ.

На основании статьи 17 Устава финансирование ОПМ является коллективной обязанностью всех государств-членов ООН, в соответствии с которой они делают взнос на миротворческую деятельность. ГА распределяет расходы на операции по поддержанию мира на основе специальной ставки взносов, которая исчисляется по сложной формуле, установленной государствами-членами. Эта формула учитывает, в том числе, относительное экономическое положение государства-члена, при этом на постоянных членов СБ возлагается бóльшая часть расходов в силу их особой ответственности за поддержание международного мира и безопасности.

Утвержденный бюджет ОПМ на финансовый год с 1 июля 2013 г. по 30 июня 2014 г. составляет около 7,83 млрд долл. Это менее 0,5% от военных расходов во всем мире (в 2013 г. – около 1747 млрд долл.). В то же время регулярный бюджет ООН на 2012–2013 гг. составляет около 5,57 млрд долл.

На протяжении нескольких лет из-за постоянной недоплаты и просрочки платежей многими государствами-членами регулярный бюджет ООН пополнялся, в том числе, заимствованиями из средств бюджета ОПМ. Ведущими странами по размеру взносов на финансирование ОПМ в 2013 г. стали США (28,38%), Япония (10,83%), Франция (7,22%), Германия (7,14%), Соединенное Королевство (6,68%), Китай (6,64%), Италия (4,45%), Россия (3,15%), Канада (2,98%) и Испания (2,97%).

Чем занимаются миротворческие войска. Смотреть фото Чем занимаются миротворческие войска. Смотреть картинку Чем занимаются миротворческие войска. Картинка про Чем занимаются миротворческие войска. Фото Чем занимаются миротворческие войска

В определенных ситуациях ГА может принимать решения по вопросам мира и безопасности, несмотря на положение об ограничении ее полномочий, предусмотренное Уставом. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 377 (V) «Единство в пользу мира» от 3 ноября 1950 г. предусматривает право ГА рассматривать вопросы в том случае, если СБ не в состоянии выполнить свои обязанности вследствие разногласий постоянных членов, обладающих правом вето. Это положение касается всех случаев, когда имеются основания усматривать угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии. ГА может рассматривать этот вопрос, чтобы вынести рекомендации членам относительно принятия коллективных мер в целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Таким образом, была предпринята попытка обойти санкцию СБ на проведение ОПМ. За всю историю миротворческой деятельности ООН ссылка на данную резолюцию была сделана всего один раз, когда в 1956 г. по решению ГА были созданы Первые чрезвычайные вооруженные силы ООН на Ближнем Востоке.

Назначение старших должностных лиц

Генеральный секретарь ООН, как правило, назначает главу миссии (обычно это специальный представитель) для руководства ОПМ. Глава миссии подотчетен заместителю Генерального секретаря по ОПМ в центральных учреждениях ООН. Генеральный секретарь также назначает командующего силами ОПМ, комиссара полиции и старший гражданский персонал. На Департамент операций по поддержанию мира (ДОПМ) и Департамент полевой поддержки (ДПП) возлагаются обязанности по кадровому комплектованию гражданских компонентов ОПМ.

Под руководством главы миссии, ДОПМ и ДПП осуществляется планирование политического, военного, оперативного аспектов и поддержки ОПМ.

Кто предоставляет миротворцев?

ООН не имеет собственных вооруженных сил и полицейских формирований, поэтому по ее просьбе необходимый для каждой операции военный и полицейский персонал предоставляют государства-члены. Миротворцы носят военную форму своих стран, и об их принадлежности к миротворческому контингенту ООН свидетельствуют только голубая каска (или берет) и опознавательный значок. Гражданский персонал ОПМ – это международные гражданские служащие, набор и развертывание которых осуществляет Секретариат ООН. Развертывание операции осуществляется в максимально сжатые сроки с учетом условий безопасности и политической ситуации на местах.

По состоянию на 10 апреля 2014 г. общая численность персонала, задействованного в 16 ОПМ, управлением и поддержкой которых занимается ДОПМ, составляла 118111 человек, в том числе: военный и полицейский персонал – 97518, включая 83571 военнослужащих, 12094 сотрудников полиции, 1853 военных наблюдателей; гражданский – 16979 (по состоянию на 31 марта 2014 г.), включая 5256 международных и 11723 местных гражданских лиц, а также 2020 добровольцев ООН и 11517 служащих. Военный и полицейский персонал предоставлен 122 странами. Всего в текущих ОПМ погибли 1445 человек. На 30 апреля 2014 г. в топ-10 стран-поставщиков контингентов для ОПМ вошли: Индия (8132), Бангладеш (8034), Пакистан (8027), Эфиопия (6628), Руанда (4709), Нигерия (4614), Непал (4612), Гана (2992), Сенегал (2967) и Иордания (2729).

На всех этапах становления и развития института ОПМ с использованием военных наблюдателей и вооруженных сил ООН Советский Союз, а затем Россия как постоянный член СБ активно участвовали в определении основных принципов их комплектования, планирования, задействования, командной структуры, материально-технического обеспечения, функционирования и финансирования.

Чем занимаются миротворческие войска. Смотреть фото Чем занимаются миротворческие войска. Смотреть картинку Чем занимаются миротворческие войска. Картинка про Чем занимаются миротворческие войска. Фото Чем занимаются миротворческие войска

Участие России в практической миротворческой деятельности ООН следует признать в меру активным. По состоянию на 30 апреля 2014 г. Россия представлена в 8 из 17 ОПМ (в Западной Сахаре, Гаити, Конго, Косово, Либерии, Южном Судане, Кот-д’Ивуаре, на Ближнем Востоке) и занимает 64-е место среди 122 стран-поставщиков контингентов. Российский контингент насчитывает 112 человек, включая 41 сотрудника полиции, 67 военных экспертов ООН и 4 военнослужащих.

Деятельность ООН и региональных организаций в области миротворчества

В Главе VIII Устава (в частности, в статье 52) отмечается, что ООН «ни в коей мере не препятствует существованию региональных соглашений или органов для разрешения таких вопросов, относящихся к поддержанию международного мира и безопасности, которые являются подходящими для региональных действий, при условии, что такие соглашения или органы и их деятельность совместимы с целями и принципами Организации… Члены Организации, заключившие такие соглашения или составляющие такие органы, должны приложить все свои усилия для достижения мирного разрешения местных споров при помощи таких региональных соглашений или таких региональных органов до передачи этих споров в Совет Безопасности». Вместе с тем в заявлении председателя СБ на заседании Совета 16 сентября 1998 г. была обозначена первостепенная роль ООН в установлении общих стандартов миротворчества и указано на «необходимость полностью информировать его [Совет] о мероприятиях по поддержанию мира, осуществляемых или планируемых региональными или субрегиональными организациями». Кроме того, в заявлении от 30 ноября 1998 г. председатель СБ подтвердил, что деятельность, предпринимаемая в рамках региональных соглашений или региональными органами, включая принудительные меры, должна осуществляться в соответствии со статьями 52, 53 и 54 Устава. Он также подчеркнул, что «санкционирование Советом действий региональных или субрегиональных организаций либо государств-членов или коалиций государств может быть одним из эффективных способов реагирования на конфликтные ситуации».

Таким образом, региональные организации не должны нарушать Устав и осуществлять миротворческую деятельность в обход санкций СБ, как это было в случае с односторонним применением силы против Белграда со стороны НАТО. Кроме того, не должен иметь место выход за рамки предоставленного СБ мандата (пример такого нарушения – операция НАТО в Ливии).

В целом в последнее десятилетие обозначилась тенденция к усилению роли региональных организаций в миротворчестве, в том числе в проведении операций по поддержанию мира, как самостоятельных, так и в сотрудничестве с ООН. Некоторые организации (НАТО, ЕС, Западноевропейский союз, АСЕАН, ОБСЕ, ОАГ, ОАЕ, СНГ, Африканский союз) сформировали собственные концепции миротворчества, а большинство из них осуществили их на практике. В качестве примера можно привести смешанную операцию Африканского союза и ООН в Дарфуре (ЮНАМИД). На сегодня это крупнейшая миротворческая миссия в мире.

Чем занимаются миротворческие войска. Смотреть фото Чем занимаются миротворческие войска. Смотреть картинку Чем занимаются миротворческие войска. Картинка про Чем занимаются миротворческие войска. Фото Чем занимаются миротворческие войска

Перспективы миротворческой деятельности

Современным конфликтам присущи высокая интенсивность и затяжной либо вялотекущий характер боевых действий (примеры – Босния и Герцеговина, Сомали, Абхазия, Приднестровье и т.д.), большие потери среди мирного населения. Поэтому в обозримом будущем миротворческая деятельность в различных форматах будет пользоваться спросом.

Миротворческие операции более всего преуспели в предотвращении эскалации конфликтов, в то время как решение задач по осуществлению совокупности мандата и ограничению числа жертв следует признать успешным лишь отчасти [1]. В любом случае миротворчество – это, безусловно, не панацея, а всего лишь комплекс усилий по содействию урегулированию конфликтов, так как окончательное решение является в первую очередь ответственностью противоборствующих сторон. За всю историю практики миротворчества успехи такой деятельности безоговорочно подтверждают необходимость ее продолжения, хотя и указывают на целесообразность шагов по повышению ее эффективности. В частности, не проработанным остается вопрос о контртеррористической составляющей миротворческих операций [2].

Нынешние реалии диктуют необходимость соответствия новым требованиям в миротворческой деятельности.

Во-первых, все миротворческие операции должны иметь возможности заметно менять жизнь людей в районе действия миссии на относительно раннем этапе ее деятельности. В частности, руководитель миссии должен иметь право использовать небольшую часть фондов для реализации проектов, способных дать быструю отдачу в плане реального улучшения качества жизни, что позволит завоевать доверие населения к новой миссии.

Во-вторых, «свободные и справедливые» выборы должны рассматриваться как часть более широких усилий по укреплению органов управления.

В-третьих, использование ресурсов, предоставленных государствами-членами ООН, должно осуществляться с максимальной финансовой эффективностью.

В-четвертых, связанный с правами человека компонент любой миротворческой операции крайне важен для эффективного миростроительства.

В-пятых, разоружение, демобилизация, реинтеграция бывших комбатантов и оказание помощи в возвращении внутренне перемещенных лиц и беженцев – важнейшие средства, способствующие установлению постконфликтной стабильности и уменьшению опасности возобновления конфликта.

В-шестых, путь к полной нормализации жизни в пережившем конфликт обществе лежит исключительно через осуществление мер по национальному примирению, которые должны охватывать всех бывших участников конфликта.

1. Bratt D. Assessing the Success of UN Peacekeeping Operations // International Peacekeeping. 1996 (Winter). Vol. 3. № 4. P. 64–81.

2. Заемский В.Ф. ООН и миротворчество. Курс лекций. 2-е изд., испр. и доп. М.: Международные отношения, 2012.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *