Чем занимаются ненцы ханты на ямале
Край земли. Начало жизни
Природа и люди Ямала
Слово «Ямал» переводится с ненецкого как «край земли». Название говорит само за себя: более половины территории Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) находится за Северным полярным кругом. Коренные народа Ямала – ненцы, ханты, селькупы и другие – на протяжении более трех тысяч лет сохраняют свои традиции и живут в гармонии с северной природой.
Содержание
Край оленеводов и газовиков
Ямал – это сердце Арктики. Здесь, в суровом климате Крайнего Севера – с отрицательной среднегодовой температурой, полярным сиянием и вечной мерзлотой – живут гостеприимные и трудолюбивые люди, влюбленные в свой край. На огромной территории, где тайга сменяется тундрой и несут свои воды реки и озера, сконцентрировано огромное количество энергетических ресурсов: нефти и газа.
На Ямале добывается более 90% всего природного газа страны (более 20% мировой добычи) и более 14% российской нефти и газоконденсата. В регионе открыто более 130 нефтяных и газовых месторождений.
ЯНАО граничит на северо-западе с Ненецким автономным округом, на западе – с республикой Коми, на юге – с Ханты-Мансийским автономным округом – Югрой, на востоке – с Красноярским краем. Отдельного внимания заслуживает столица региона – Салехард. Это единственный на планете крупный населенный пункт, расположенный на полярном круге.
Сайт Ямало-Ненецкого окружного музейно-выставочного комплекса имени И. С. Шемановского
Репортаж «Ямал Медиа» о поселке Сабетта
Программа «Орел и решка» на Ямале
Instagram-страничка «Ямал – наш общий дом»
Тундра под защитой
Хрупкая и уникальна экосистема на Ямале нуждается в особой защите от промышленного влияния. Поэтому в регионе создано более десятка охраняемых природных территорий, в том числе Гыданский национальный парк, Верхне-Тазовский заповедник, Полярно-Уральский природный парк и т. д.
Гыданский нацпарк занимает территорию одноименного полуострова и несколько островов Карского моря. Его главные обитатели – белые медведи, лахтаки (морские зайцы), кольчатые нерпы, белухи, северные олени, лоси и водоплавающие птицы.
Верхне-Тазовский заповедник находится в Красноселькупском районе ЯНАО. Со времени его создания в 1986 году здесь было построено шесть кордонов, до которых наземным транспортом добраться нельзя – только вертолетом или на моторных лодках. Возможно, это и к лучшему: так люди меньше тревожат местных жителей – северных таежных оленей, горностаев, выдр, американских норок…
Instagram-страничка Верхне-Тазовского заповедника
Сайт национального парка «Гыданский»
По Ямалу – на оленях
Олени – основа жизни северян: для них это и транспорт, и еда, и одежда, и жилье. Издревле и до наших дней коренные жители Ямала занимаются оленеводством. В одном стаде может быть от 500 до 3000 оленей. А дикие олени для жителей Севера – традиционный объект охоты. К 2015 году популяция диких оленей на Ямале сократилась настолько, что был введен запрет на их промысел. Благодаря этому их численность к 2021 году выросла на 16% – до 20 тыс. особей. И мораторий продлили до 2024 года.
Большинство ненцев – оленеводы. Они ведут традиционный образ жизни: кочуют по тундре со стадом и живут в чуме. Зимой ненцы перекочевывают на новое место раз в три-четыре недели, летом – раз в три-пять дней.
Оленеводы-кочевники практически непрерывно находятся в пути. Зимой они кочуют на юг, в лесотундру, летом – на север, к морю. Протяженность маршрутов у разных хозяйств составляет от 200 до 1500 км в год. Маршруты строятся в зависимости от состояния пастбищ. Летом олени питаются травами, грибами, некоторыми видами кустарников, зимой – ягелем. На это и ориентируется оленевод, выбирая место для стоянки: главное, чтобы было хорошо его стаду.
Ненцы — старинные жители Севера
Ненцы являются самодийским народом России и подразделяются на сибирских (азиатских) и европейских. Из всех коренных малочисленных народов Севера России ненцы самый многочисленный. В мире проживает около 45 000 ненцев и все они населяют территории Российской Федерации.
Народ поделен на две группы: лесных и тундровых. Вторая группа представляет большинство, лесных всего 1500 человек.
Где живут
Народ проживает на территории евразийского побережья Северного Ледовитого океана, от Кольского полуострова до Таймыра. Европейские ненцы живут в Архангельской области, в Ненецком автономном округе. Сибирские расселены на территории Тюменской области, в Ямало-Ненецком автономном округе и Красноярском крае, в Долгано-Ненецком Таймырском муниципальном районе. Небольшими группами народ проживает в Республике Коми, Ханты-Мансийском автономном округе, Архангельской и Мурманской областях.
Название
Этноним ненцы переводится как «настоящий человек» и закрепился за народом с 1930-х годов. Другие наименования народности ненэч, ненэй, хасово, нещанг. Устаревшие названия: самоеды, юраки.
Ненецкий язык принадлежит к самодийской группе уральской языковой семьи и делится на два диалекта:
В конце 19 века были выпущены первые книги на ненецком языке, на основе русского алфавита, но без нескольких букв. Первый ненецкий алфавит был создан в 1931 году на латинской основе. В 1937 году он был переведен на кириллицу. Сначала это был русский алфавит с добавлением знака «’» и диграфа «нг», который в 1950 году был заменен на букву «ӈ». Дополнительно был введен знак «“». Более 70% ненцев считают ненецкий язык родным.
Религия
Традиционная религия — анимизм. Ненцы верили, что весь мир наполнен духами, у озер, рек и явлений природы есть духи-хозяева. От них зависит жизнь человека и удача в промыслах. Ненцы приносили духам пожертвования, чтобы сдобрить их. Духи подразделялись на два типа:
По представлению народа, Вселенная поделена на три мира, которые вертикально располагаются друг над другом: Верхний, Средний и Нижний. Верхний мир состоит из семи небес и располагается над землей, там живут божества. Средним является сама Земля, где живут люди и различные духи. Земля плоская и окружена морем. Под землей находится Нижний мир, в нем семь ярусов, на которых обитают злые духи. На первом ярусе живут духи сихиртя, для которых земля является небом. Они пасут земляных оленей «я-хора».
На небе живет создатель вселенной по имени Нума. Он управляет временами года, холодом и теплом, бурями, ветром. У создателя есть жена и сыновья. Каждый год ненцы поднимались на возвышенное открытое место и приносили в жертву Нуму белого оленя. Мясо съедали, голову с рогами надевали на кол и ставили мордой на восток.
В подземном мире живет его владыка Нга. К нему попадают души людей после смерти. В Среднем мире правят две покровительницы: грешница Парны-Не и светлая мать Земля Я-Небя.
Олени дают народу мясо и жир для питания. Часто оленину засаливают и хранят долгое время. Такое мясо едят сырым, коптят, вялят. Ненцы в свежем виде употребляют в пищу почки, печень, кровь оленей. Изысканной пищей считается для них язык, часть желудка сычуг, сердце. Чтобы выживать в суровых условиях, народ употребляет кровь и мясо в сыром виде, эти продукты не только утоляют голод и жажду, но и насыщают организм полезными веществами, витаминами В2 и С, которых в мясе оленя содержится немалое количество. Поэтому ненцы никогда не болеют цингой.
Деликатесом считаются молодые рога оленя — панты. Их хрящи наполнены кровеносными сосудами. Ненцы употребляют в пищу перегнившее мясо (копальхен). Из рыбы делают колотушку — сильно замороженную рыбу, которую разбивают целиком об стол.
Едят, кроме оленины, говядину, свинину, морских зверей, пресноводную рыбу, которую тушат или варят. Очень любят ненцы жареную на закрытом огне оленину. Это блюдо похоже на шашлык, только не маринованный. Строганину делают из сига, печени и оленьего мяса. Ненцы готовят суп с мукой, тушеное мясо с макаронными изделиями, блины с кровью. На гарнир обычно едят рис, макароны, овощи бывают в рационе довольно редко. Любимый напиток народа — чай, пьют морсы, компоты. Напитки готовят из ягод: морошки и черники. Варят кисель из ягодного сока с крахмалом. Хлеб предпочитают из ржаной муки.
Характер
Ненцы отличаются молчаливостью и скромностью. Они могут проигнорировать вопросы, которые им не понравились. Этот народ обладает своим внутренним миром, который иногда непонятен жителям современных мегаполисов.
Внешность
Одежда
Главное предназначение одежды ненцев — защищать от суровых морозов зимой и кровососущих насекомых в летний период. Для пошива одежды используется шкура оленя с мехом. Перед пошивом женщина сортирует сырье с учетом возраста животного. Важно, с какого участка туши была снята шкура. Особо ценится шкура 3-месячного теленка оленя, снятая в конце лета. Одежду украшают вышивкой и орнаментом.
Одежда женщин более сложная и состоит из распашной шубы паны. Верхнюю часть этой одежды делают из шкур, снятых с верхней части оленьих ног — камусов, мехом наружу. Нижняя часть шубы шьется из песцового меха вниз ворсом, к рукавам пришивают рукавицы. Паны украшают кантами и кистями из цветного сукна, меховой мозаикой. Поверх шубы надевают чехол из сукна с орнаментом. Подпоясывается верхняя одежда длинным тканевым поясом, богато украшенным кисточками и медью. В качестве головного убора женщины носят меховой капор сава, который не скрепляют с шубой.
Жизнь
Основными занятиями ненцев издавна являются оленеводство, охота и рыболовство. Они называют себя «дети оленя». Вся жизнь народа связана с оленями. Животные пасутся круглый год, следят за ними пастухи и собаки. На полуострове Ямал живут несколько тысяч оленеводов, которые держат около 500 000 оленей и ведут кочевой образ жизни.
Охотятся на росомаху, песца, лисицу, северного дикого оленя, горностая, глухаря, белую куропатку, гуся. Женщины занимаются пошивом одежды, сумок, покрышек, выделкой кожи, рубят дрова, готовят пищу, разжигают огонь и смотрят за детьми.
Малыши спят в люльках, которые наполняют сухим мхом. В качестве пеленок используют шкуры оленей. Девочкам мастерят кукол нухуко из клювов гусей или уток, пришитых друг к другу лоскутами. Мальчики играют с рогами и арканами, которыми ловят воображаемых оленей. С 4 лет их обучают готовить упряжь и управлять оленями.
Передвигаются на санях с оленьей упряжкой. Легковой транспорт делится на женский и мужской. Женские сани дополнительно оснащены боковой и передней стенкой для удобства езды с детьми. Мужские сани оснащены только задней спинкой сиденья. В сани садятся с левой стороны, управление осуществляется вожжами. Изготавливают упряжь из кожи морского зайца или оленя. Грузовые нарты запрягаются двумя оленями и из нескольких таких саней составляют караван.
Родовая структура ненцев состоит из двух фратрий:
Жилище
С древних времен все ненцы живут в чумах. Для народа чум представляет собой не только жилье, но и является моделью мира в миниатюре. Отверстие наверху символизирует связь с луной и солнцем, шесты — воздушную сферу, которая окутывает Землю. Считается, чем просторнее жилище, тем богаче семья. Достаток также определяют по вершине чума, которая у бедняков остроконечной формы, у состоятельных она тупоконечная.
В самом центре чума расположен очаг, где готовят еду. По обе стороны очага — спальные места, напротив входа в жилище расположены культовые предметы и посуда. Из мебели есть только большой стол. Вместо кроватей оленьи шкуры, которые расстилают на циновках поверх широких досок.
Установка жилища является сугубо женским занятием. Место, где будет располагаться жилье, выбирают в зависимости от времени года. Зимой чум ставят в месте, где он будет защищен от ветра, летом устанавливают на проветриваемых возвышенностях. Для сооружения жилья необходимо 40 шестов. Зимой чум покрывают шкурами оленей, их может понадобиться до 75 штук. Летом шкуры снимают и покрывают жилище берестой.
Культура
Самый распространенный жанр фольклора ненцев — эпические сказания ярабц и сюдбабц. Исполняют их пением, поэтому часто называют эпическими песнями. Героями сказаний сюдбабц являются великаны, которые добывают себе жену, сражаются с людьми и мстят кровной местью. В ярабц оплакивается тяжелая жизнь и страдания героя. Существуют в фольклоре народа загадки, колыбельные песни, бытовые рассказы ярабцарка, сказки лаханако, которые делятся на несколько тематик:
В лирических песнях нет устойчивого текста. Люди импровизируют и поют о том, что у них на душе в данный момент.
Традиции
Ненцы считают, что олень приносит счастье. Неприличным считается спрашивать у ненца, сколько в его стаде голов. У народа принято оставлять в жилище нескольких оленей из стада, которых называют авками. Животные живут вместе с людьми в чуме и частично являются няньками для детей. Есть у ненцев и священные олени. На их рога надевают украшение в виде красных лент, на боках выстригают изображения духов или знак солнца. Этих оленей нельзя забивать на мясо. Есть в стаде олени, которых используют только для гонок, и олени, которые приносят удачу.
Нельзя смеяться над едой, запрещено доедать за пожилыми людьми. Если во время еды упал кусок, это означает, что умершие хотят есть. Кусок ставят около очага.
К очажному кругу и шестам имеет право прикасаться только женщина. Во время розжига огня она разговаривает с пламенем, высказывает пророчества по силе, цвету пламени, дыму и треску дров. Под покровительством женщины находится все пространство чума, кроме прихожей. Мужчина, войдя в жилище, снимает обувь и верхнюю одежду, надевает домашнюю малицу и обувь кисы.
Народы севера Сибири
На самом севере российской Сибири на исконных территориях своих предков проживают несколько малочисленных коренных народов, ненцы и манси, нганасаны и ханты, долганы и эвенки, селькупы и якуты, сохраняющие традиционный уклад хозяйства и собственные промыслы. Каждый из этих народов имеет свою этническую идентичность, самобытную культуру и верования, ощущение принадлежности к родному этносу.
Ненцы
На просторах Ямала, Гыданского полуострова и западной части Таймыра в суровой тундре в сверхэкстремальных климатических условиях издавна проживает самодийский народ ненцы. Это самый многочисленный из северных народов, насчитывающий 44 640 человек. Самоназвание этноса «ненэч» или «ненэй» означает «настоящий человек».
На территории страны этот народ образует два автономных округа, являясь в них титульным этносом – Ненецкий и соответственно Ямало-Ненецкий. Титульной народностью они представлены также в Долгано-Ненецком районе в Красноярском крае. Занимается народ крупностадным разведением оленей в суровой сибирской тундре. На Ямале ненцы содержат до 500 тыс. голов оленей, кочуют с ними в течение всего года, живут в конических чумах «мя».
Этнос издавна по образу жизни и языку делится на тундровых оленеводов и лесных ненцев, среди них тундровые представляют собой абсолютное большинство. Лесных ненцев насчитывается до 1,5 тысяч, проживающих в бассейнах крупных северных рек Пур и Таз в Ямало-Ненецком АО и ХМАО. Также ненцы традиционно делятся на две этнические группы фратрии: Вануйта и Харючи.
Исследователи Севера всегда описывали ненцев как коренастых большеголовых людей с уплощенным лицом землистого цвета, курносым и широким у основания носом. Их неоднократно упоминали в путевых записях как искусных оленеводов и охотников, поклоняющихся деревянным идолам.
Представители этноса не страдают цингой, благодаря полноценному, богатому витаминами питанию соленым оленьим мясом строганиной в сыром, вяленом, жареном и копченом виде, свежими потрохами и кровью оленей. Деликатесами являются сычуг, язык и сердце животного. Едят они говядину и в южных областях проживания свинину, едят также мясо морского зверя, свежую и вареную рыбу сига, нельму, щуку. Предпочитают ржаной хлеб, макароны, рис, чай, морс и компот из северных ягод.
Ханты
На большой территории правобережья среднего и нижнего течения Оби в основном в ХМАО проживает малочисленный угорский народ ханты. Самоназвание этноса «хантэ» или «хандэ» означает дословно «человек», часто называют себя «ас хоят» или «обскими людьми». Всего на исконных территориях предков проживает сегодня 28 678 представителей угро-финской народности хантов.
Предки современных хантов пришли в места проживания низовьев Оби с юга в конце I тыс. н. э, быстро расселились и освоили обширные территории, смешивались с местными угорскими племенами и прошли сложный путь этногенеза. Он в основном отразился в усть-полуйской самобытной археологической культуре.
Исследователи Сибири описывали хантов как людей среднего роста с черным прямым волосом, смуглой кожей и темными глазами, плосковатым лицом, толстыми губами, выдающимися широкими скулами и вздернутым носом. Женщины маленького роста с более ярким монголоидными чертами, чем мужчины.
Жизнь и быт хантов не меняется столетиями, они занимаются традиционными видами деятельности своих предков, рыболовством на северных богатых рыбой реках, охотой в сибирской тайге и разведением оленей. Издавна у хантов существует поклонение духам тайги, водоемов, сакральных мест, традиционный шаманизм, многие ханты с XVI века крещены в православных.
Манси
В левобережье нижнего течения Оби компактно проживают ближайшие родственники хантов малочисленный этнос манси. Всего здесь проживает 12 269 человек. Слово «манси» обозначает «человек, мужчина», издавна их часто называют вогулами.
Их родной язык входит в уральскую языковую семью, относится к обско-угорской группе. В него входят самостоятельные диалекты вагильский и пелымский, кондинский и целая лозьвинская группа, на самобытном сосьвинском из диалектов был основан национальный литературный мансийский язык. В 1931 году советские лингвисты создали мансийское национальное письмо на основе латиницы, в 1937 году соответственно на основе букв русского алфавита.
Народность исторически сложилась постепенным слиянием угорских народов, пришедших из южных степей и уральских племен. Среди манси существуют две культуры, среди них есть охотники из тайги и южные кочевники-скотоводы. Издавна манси проживали на западе Уральского хребта, но с приходом русских и коми постепенно ушли в Зауралье. Новгородцы контактировали с манси еще с XI века.
Важнейшим событием в археологическом мире стало обнаружение в горах Пермского края близ села Всеволод-Вильва так называемой Чаньвенской пещеры, которая оказалась языческим капищем вогулов. Здесь проводили важные шаманские обряды и подношения духам природы, обнаружены черепа крупных медведей со следами сильных ударов копьями и каменными большими топорами, керамика, бляшки из бронзы с рисунком стоящего на спине ящера почитаемого манси человека-лося, множество изящных украшений.
Занимаются манси таежной охотой, оленеводством и ловлей пресноводной рыбы, язя и хариуса, осетра и налима, стерляди и нельмы, карася и плотвы, разведением скота и заимствованным у русских земледелием. Поклоняются манси духам природы, духам-покровителям, духам предков, хозяину сибирской тайги медведю, имеют самобытную богатую мифологию и оригинальный национальный фольклор. \
Долганы
В бассейне и долине Хатанги и ее притоков компактно проживает малочисленный северный тюркоязычный народ долганы. Как отдельный этнос долгане появились к началу XX века из ассимиляции местных эвенков, энцев, переселившихся с Лены и Оленека эвенков, якутов и так называемых затундренных русских крестьян. «Долган» назывался издавна один из эвенкийских родов.
Язык долган относится к якутской группе тюркских языков, основу его составляют якутские слова, измененные влиянием эвенкийского языка. Лингвисты считают, что язык долган сформировался при распространении якутского языка среди местных эвенков. Он делится на множество диалектов и говоров, основными из них являются попигайский и хатангский, авамский, норильский и пясинский.
Всего в бассейне Хатанги и юге Таймыра проживает сейчас 7 885 долган. Занимаются они традиционным разведением северного оленя, охотой на диких оленей, пушных зверей и ловлей рыбы. Поклоняются долганы духам природы, обожествляют силы природы, совершают шаманские обряды.
Нганасаны
Коренными жителями восточного Таймыра является самая северная народность Евразии самодийский этнос нганасаны. Этноним «нганасан» от самодийского «нанасан» дословно означающего «человек» ввели в оборот советские лингвисты в 1930 году.
С 1940-1960 гг. была осуществлена большая государственная программа по переходу нганасан от кочевого образа к оседлому. В это время построены поселки на исконных долганских землях Новая, Волочанка, Усть-Авам. Сегодня большинство нганасан проживает именно в них, временно уходя на кочевку в тундру.
Эвенки
В правобережье нижнего течения Енисея на довольно большой исторической территории компактно проживает коренной местный этнос эвенков. Сами представители народности, которых сейчас проживает здесь 38 396 человек, называют себя «эвэнкил», старинное название народности тунгусы. Отдельные этнические группы местных эвенков известны в исторической литературе, как солоны и манегры, более многочисленные бирары и орочены.
Язык эвенков ученые относят к тунгусо-манчжурским языкам среди алтайской семьи, делится на диалекты и многочисленные говоры. На землях эвенков мало национальных деревень, они чаще живут в смешанных селах вместе с бурятским, якутским и русским населением.
Если опираться на находки поселений глазковской культуры, то этнос эвенков сформировался при смешении пришлых тунгусских байкальских племен с местными восточносибирскими аборигенами. По мнению многих исследователей, эвенки берут начало от забайкальских уваней, пришедших когда-то с юга. Эвенки ощутили на себе мощное воздействие якутского этноса.
Эвенки всегда были искусными охотниками, предпочитали одиночную охоту, совместно охотились только на крупных зверей. Охотились эвенки с помощью оригинальных луков, рогатин, петель и самострелов преимущественно на мясного зверя, реже на пушных зверьков. Важнейшим видом хозяйства эвенков стало оленеводство, они использовали их чаще всего в транспортных целях, как вьючных, так и верховых.
Селькупы
В левобережье Енисея в районе устья Нижней Тунгуски на сравнительно небольшой территории проживают селькупы. Раньше до 1930-х годов их повсеместно называли остяками или самоедами. Селькупы издавна делятся на тазовско-туруханских и нарымских. Истоки возникновения отдельного этноса селькупов ученые видят в самобытной кулайской культуре.
Единственным национальным образованием селькупов на территории нашей страны является Красноселькупский административный район в Колпашевском районе Томской области. Язык селькупов относится к самодийским уральским языкам. Верят селькупы в духов природы, родовых духов, обожествляют силы природы.
Народ Ненцы
Ненцы
Северный народ – проживает на побережье Северного Ледовитого океана. Те, кто расселены в Архангельской области, называются европейскими ненцами, а народы, проживающие в Тюменской области и Красноярском крае – сибирские ненцы. Малочисленные ненецкие поселения есть в Ханты-Мансийском округе, в Республике Коми и Мурманской области. В России насчитывается около 41 тысячи ненцев. Большая часть из них проживает на Ямале (около 27 тысяч). Основной язык – ненецкий.
История ненецкого народа
В летописном труде монаха Нестора есть упоминание о далеких племенах Севера – ненцах. В России в старину ненцев называли непривлекательным словом «самояды», что означало «поедающие сами себя». Дикие обряды людоедства, по одной из версии, были обычным делом у северных племен. Предки ненцев не видели ничего дурного, если тело их слабого соплеменника шло в расход к остальным нуждающимся жителям. Мало того, приносивший себя в жертву, человек считался счастливцем. Он освобождал потомков от ухода за больным и слабым, давал им дополнительное пропитание. Варварский, на наш взгляд, ритуал отцеубийства исполняли под заклинания шаманов дети. После жертвоприношения тело шло на пропитание соплеменникам. Такой теории придерживаются не все историки, ведь «самояд» могло расшифровываться и как «сырояд», что обозначало поедание сырого мяса. В любом случае, мрачные догадки окутывают историю далеких северных племен.
Образ жизни ненецкого народа
По месту и роду занятий ненцев можно разделить на тундровых и лесных. В лесах проживает немного людей, около полутора тысячи. Их места расселения простираются вдоль рек Пур и Таз, а также в некоторых районах территории автономных округов. Остальная часть, а это большинство, для постоянного места жительства выбрали тундру в Ямало-Ненецком и в Ханты-Мансийской округах.
Предки ненцев контактировали с хантами, коми, энцами, русскими, поэтому в их культуре переплетены традиции других народов.
Олени для ненцев – это не просто животные, это образ их жизни, поведенческий характер, смысл существования. Про себя ненцы говорят, что они «дети оленя». На оленьих упряжках добираются до нужных мест, перевозят тяжелые грузы. Оленина спасает от голода, а шкурки идут на пошив верхней одежды. Когда пастбище для оленей опустошено, ненцы передвигаются по тундре дальше в поисках новых мест. Для перегона стада ненцам помогают собаки особой породы – оленегонные лайки. Рыбная ловля – еще одно занятие на Севере. Летом добыть рыбу можно с помощью сетей. Зимой в лунку на крючок приманивается рыба, а потом забивается острогами.
Мировоззрение ненцев представляет собой философию единения с природой. Смерти не придают особого трагического значения, считая, что дух умершего найдет себе новое пристанище. Усопших хоронят на родовых кладбищах, изготавливая для них специальный чум.